Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 6 января 1976 года 3 стр. П 1Я Л 1ВЮ Ч РЛ Л Н Г П В Ы Е ^ ^ ^ ^ ^ г т т и у ш Б Т К И у людей, которых вы видите на снимках, много общего. Все они досрочно закончили девятую пятилетку и с первых дней но вого года добиваются высоких результатов. И еще: кажды й из них проработал на своем предприятии более четверти века. НА ВЕ РХН ЕМ С Н И М К Е : электрики энергоцеха элементного завода Иван Васильевич Соломенцев (слева) и Александр К у зь мич Скалкин. НА Н И Ж Н ЕМ С Н И М К Е : слесарь экспериментального цеха за вода «Гидропривод» Василий Александрович Толстых. Фото А. БОЕВА . НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО С П Ш В Н 0 Ё ~ 30 Л 0 Т 0 Недавно случай свел меня с генералом Борисом Чмрсковым. Осенью 1944 года, в дни Словацкого национального восстания, полковни к Борис Чирсков был командиром олератнвной груп пы, которая координировала работу «воздушного моста» непо средственно на партизанском аэродроме «Три дуба» в тылу врага, на повстанческой территории . Именно оттуда советский летчик Алексей Васильев вывез из -под носа у фашистов часть золотого запаса Словакии. В Ы ЗНАЕТЕ, — спросила ПОМОГИТЕ ДИКИМживотным Суровая зима, глубокие снега и твердый наст тяжело отража ются на жизни копытных живот ных, особенно молодняка . Глу бокий снег не позволяет им ш иро ко ходить в поисках к о р ма. Низкая температура вызы вает усиленную теплоотдачу организма , которая м ож е т быть восполнена лишь хорошим пи танием. Животные страдают от сильного истощения, развитие молодняка задерживается, часть его гибнет. К тому же обессилевшие животные легко становятся добычей хищников. Для проведения под корм ки диких животных в первую оче редь необходима оценка к о р мовых возможностей и клима тических условий данного сезо на. Еще в начале зимы надо на чать регулярные наблюдения за передвижением стада, знать постоянные места обитания ко пытных. Ко времени появления глубоких снегов под корм ка должна быть распределена уже так, чтобы ею могли пользо ваться именно те животные. для которых она предназначе на. Одновременно следует о р ганизовать и охрану этих мест. Здесь нетрудно подсчитать чис ленность, определить половой и возрастной состав стада. К сожалению , в приписных охотничьих хозяйствах внима ния этому важному делу уделя ют недостаточно. Закрепленное за элементным заводом при писное «Талицкое» охотохозяй ство не подготовилось к зимне м у периоду, не заготовило до статочно кормов для копытных животных. В Госохотрезервфонде си лами общественных инспекто ров заготовлено сено, желуди, жом , подготовлены к спилива- нию осины для по д корм ки ко суль, кабанов и лосей. Боль шую помощь нам в заготовке кормов оказали Г. П. Бочин- ский, В. А. Сафронов В. Г. Бочинский и многие другие. Хотелось, чтобы их примеру последовали многие В. БУДАР08 , охотовед Елецкого района.. вет сейчас летчик Васильев? — Конечно, знаю . В Москве . Да он сосед ваш... У ж этого я никак не могла предположить!.. ...Васильев оказался широ коплечим , русоволосым че ловеком , с крупными чертами лица. Во всем: в осанке, ма нере держаться, говорить— чувствовался сильный харак тер, уверенность в себе. На вид ему м ож но дать лет пять десят. — Вы ведь летали в сорок четвертом в Словакию? - Д а . . . — Наверное, эти полеты ос тались в вашей памяти... — Верно. Я запомнил их на всю жизнь ... — Чем отличались они от остальных? —О собой сложностью . И не потому, что аэродром нахо дился в глубо ком тылу врага, нам приходилось и раньше летать к партизанам, и не по тому, что гитлеровцы устано вили сильнейшие заслоны, их истребители и зенитки всюду подстерегали нас. Самым злейшим нашим врагом была погода. Представляете, осень. В горах стоят густые туманы. А аэродром «Три дуба»— не большая площадка, о кр уж ен ная горами. Никто из наших летчиков, естественно, не ви дел его раньше. Когда пилот хоть раз побывает на месте приземления днем, он уже зрительно помнит и контуры его, и размеры , знает, как расположена посадочная по лоса. Все это очень важно. Помню , полк наш стоял тог да под Львовом. Однажды ко мандир, Герой Советского Союза подполковник Степа нов собрал весь летный со став и сказал: — Вы знаете, народ Слова кии восстал против о ккупан тов. В Словакию противник перебрасывает отборные ре гулярные войска, танковые ча сти. Наш интернациональный долг помочь словацкому на роду . Нам доверено доставить в Словакию бойцов чехосло вацкой парашютно-десантной бригады , перебросить с Боль шой земли партизанам воору жение, боеприпасы, медика менты. Оттуда забрать ране ных. Не скрою , будет трудно. Туманы закрыли горы . И надо не только долететь туда ночью, но и посадить машину на незнакомый аэродром . 1 2 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ со- I “ вершил летчик Василь ев в Словакию. И каждый был сопряжен с о громным риском . В ночь на 15 октября соро к четвертого года его эки паж, в состав ко торо го вхо дили второй пилот Проценко , штурман Шепель, борттехник Гончаров, стрелок-радист Мартьянов, стрелок Попов, совершил, пожалуй, самый сложный полет. Шли уже знакомым курсом . | 'Н о чем дальше уходили от своего аэродрома, тем хуже и хуже становилась видимость. Полковник Чирсков, р у ко во дитель советской оператив ной группы на аэродроме «Три дуба», потерял всякую надежду дождаться самоле та с Большой земли: шел м о к рый снег с дождем . А нужен был самолет необычайно: сло вацкие коммунисты привезли с территории, захваченной вра гом , часть золотого запаса Словакии и попросили отпра вить его в СССР, чтоб не до стался фашистам. Ночью, сидя на ящике от патронов около светового посадочного знака «Т», Чир сков проклинал дождь , туман и снег. И вдруг услышал зна комый гул мотора. — Все получилось у нас очень удачно, — вспоминает Васильев, — Вышли мы из-под облаков на высоте 100 мет- ров.И прямо под самолетом световое «Т». Посадили ма шину и вздохнули с облегче нием. Но отдохнуть не при шлось. Сразу же получили приказ доставить на Большую землю , во Львов, золото. Вскоре к самолету подъеха ла машина. Она доставила 21 ящик, каждый опечатан свин цовыми пломбами. Васильев принимал их сам. А когда за кончилась. погрузка , в самолет вошел словак, сопровождав ший национальные ценности. За ним следом поднялись, простившись с Чирсковым, члены экипажа. Командир к о рабля отдавал последние рас поряжения технику. А ПОГОДА становилась все • • хуже и хуже. Видимость упала, ка к говорят в авиации, до нуля. К Васильеву подо шел полковник Чирсков. — Ну, голубок , — про гово рил он совсем не начальст венным тоном, — сам понима ешь ситуацию. Прости, не мо гу поступить иначе... Надо ле . теть... — Пробьемся, не волнуй тесь... Они обнялись, прощаясь. Летчик поднялся в машину. Взревели моторы , и самолет оторвался от земли. На высо те 50 метров машина вошла в плотные облака. Впереди ле жали Карпаты. Когда высота достигла 500 метров, нача лось обледенение,' Тяжелая кор ка льда, появившаяся на лобовых частях машины, стала быстро покрывать всю ее по верхность. Заранее вклю чен ное антиобледенительное обо рудование оказалось мало эффективным. Нагруженный самолет, обрастая льдом, тя желел. Скорость набора высо ты падала. С лопастей винтов срывались куски льда, остав ляя глубокие вмятины, а ино гда даже пробоины в обшив , ке. В подобных ситуациях по лагалось идти на снижение, чтобы как м ож но быстрее выйти из опасной зоны. Но выхода у летчиков не было: внизу невидимые острые вер шины гор, окутанные облака ми, подстерегали самолет. У Васильева от напряжение стучало в висках. Он взглянул на высотомер: стрелки его наконец, показали 2.000 мет ров. И тут вдруг новая слож ность: ре з ко усилился ветер, началась болтанка. Самолет бросало то вверх, то вниз, сильно кренило то влево, то вправо. Штурман неотрывно следил за показаниями при боров, вел расчеты. Малейшая ошибка и —м ож но врезаться в горы... Высота 3.000 метров. Верши ны гор, наконец, остаются да леко под крылом самолета. Командир принимает реше ние: взяв курс на Львов, про должать набор высоты. Это по -прежнему единственная возможность вырваться из зоны обледенения. Каждая минута полета кажется вечно стью. К тому же из-за силь ных помех в эфире радисту никак не удается связаться Со Львовом. Высота 3.500 метров... И вдруг в разрывах облаков сверкнули звезды. Вот она, долгожданная верхняя кр ом ка облачности. Это — спасе ние!.. и А ЛЕТНОМ ПОЛЕ воЛьво-. * * ве неподалеку от поса дочной полосы стояла кры тая автомашина, рядом не сколько вооруженных людей. К Васильеву подошел майор. —Вы командир? — Да, — ответил летчик и добавил:— задание выполнено. — Спасибо, дорогой , — произнес офицер и креп ко пожал Васильеву руку . — Все му экипажу спасибо. ...Герой Советского Союза Алексей Васильев награжден шестью орденами — два ор дена Ленина, два — Красного Знамени, два— Красной Звез ды и еще шестнадцатью ме далями. Первую из них — «За отвагу» — он получил во вре мя Сталинградской битвы. Последнюю — за участие в Словацком национальном вос стании в связи с 20-й годов щиной этого события. Обе на грады наполнены для Василь ева особым смыслом. — А сейчас вы связаны с авиацией? — спросила я гвар дии полковника запаса Василы ева. — А как же без авиации?— воскликнул он. — Руковожу полетами гражданских само летов. — Ну, а семья? — Что вам сказать? Годы бе гут, не успеваешь оглянуться. Дети выросли — у меня ведь их трое. Старшие дочь и сын имеют уже собственные семьи. Младшая живет с на ми — студентка. — А приходилось ли вам после войны бывать в Чехо словакии? — Нет, к сожалению... Да и тогда, в соро к четвертом, ви дел ее только сверху, ночью. И все ж е на всю жизнь оста лись в моей памяти эти поле ты на «Три дуба». Особенно тот, с золотом. После войны все ценности были возвраще ны их настоящему владель цу— народу социалистической Чехословакии, И я счастлив, что мы, советские летчики по могли спасти их и сохранить. Валентина БУЛЫЧЕВА, корреспондент АПН. Г АИ сообщает в течение третьей декады декабря 1975 года в городе со вершено одно дорожно -тран спортное происшествие, в ре зультате ко торо го один чело век погиб. Всего работниками ГАИ за этот период выявлено 303 слу чая нарушений правил д ор ож ного движения, в том числе; превышений скорости — 63, неправильных: обгонов — 46. проездов перекрестков — 79, пользований светом фар — 26, перевозок людей — 18, остано вок и стоянок — 21, управле ний неисправным транспортом — 23, в нетрезвом состоянии—6, оставлений транспорта без при смотра — 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz