Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 6 января 1976 года 3 стр. П 1Я Л 1ВЮ Ч РЛ Л Н Г П В Ы Е ^ ^ ^ ^ ^ г т т и у ш Б Т К И у людей, которых вы видите на снимках, много общего. Все они досрочно закончили девятую пятилетку и с первых дней но­ вого года добиваются высоких результатов. И еще: кажды й из них проработал на своем предприятии более четверти века. НА ВЕ РХН ЕМ С Н И М К Е : электрики энергоцеха элементного завода Иван Васильевич Соломенцев (слева) и Александр К у зь ­ мич Скалкин. НА Н И Ж Н ЕМ С Н И М К Е : слесарь экспериментального цеха за­ вода «Гидропривод» Василий Александрович Толстых. Фото А. БОЕВА . НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО С П Ш В Н 0 Ё ~ 30 Л 0 Т 0 Недавно случай свел меня с генералом Борисом Чмрсковым. Осенью 1944 года, в дни Словацкого национального восстания, полковни к Борис Чирсков был командиром олератнвной груп ­ пы, которая координировала работу «воздушного моста» непо­ средственно на партизанском аэродроме «Три дуба» в тылу врага, на повстанческой территории . Именно оттуда советский летчик Алексей Васильев вывез из -под носа у фашистов часть золотого запаса Словакии. В Ы ЗНАЕТЕ, — спросила ПОМОГИТЕ ДИКИМживотным Суровая зима, глубокие снега и твердый наст тяжело отража­ ются на жизни копытных живот ­ ных, особенно молодняка . Глу­ бокий снег не позволяет им ш иро ко ходить в поисках к о р ­ ма. Низкая температура вызы­ вает усиленную теплоотдачу организма , которая м ож е т быть восполнена лишь хорошим пи­ танием. Животные страдают от сильного истощения, развитие молодняка задерживается, часть его гибнет. К тому же обессилевшие животные легко становятся добычей хищников. Для проведения под корм ки диких животных в первую оче­ редь необходима оценка к о р ­ мовых возможностей и клима­ тических условий данного сезо ­ на. Еще в начале зимы надо на­ чать регулярные наблюдения за передвижением стада, знать постоянные места обитания ко ­ пытных. Ко времени появления глубоких снегов под корм ка должна быть распределена уже так, чтобы ею могли пользо­ ваться именно те животные. для которых она предназначе­ на. Одновременно следует о р ­ ганизовать и охрану этих мест. Здесь нетрудно подсчитать чис­ ленность, определить половой и возрастной состав стада. К сожалению , в приписных охотничьих хозяйствах внима­ ния этому важному делу уделя­ ют недостаточно. Закрепленное за элементным заводом при ­ писное «Талицкое» охотохозяй­ ство не подготовилось к зимне ­ м у периоду, не заготовило до ­ статочно кормов для копытных животных. В Госохотрезервфонде си­ лами общественных инспекто­ ров заготовлено сено, желуди, жом , подготовлены к спилива- нию осины для по д корм ки ко ­ суль, кабанов и лосей. Боль­ шую помощь нам в заготовке кормов оказали Г. П. Бочин- ский, В. А. Сафронов В. Г. Бочинский и многие другие. Хотелось, чтобы их примеру последовали многие В. БУДАР08 , охотовед Елецкого района.. вет сейчас летчик Васильев? — Конечно, знаю . В Москве . Да он сосед ваш... У ж этого я никак не могла предположить!.. ...Васильев оказался широ­ коплечим , русоволосым че­ ловеком , с крупными чертами лица. Во всем: в осанке, ма­ нере держаться, говорить— чувствовался сильный харак­ тер, уверенность в себе. На вид ему м ож но дать лет пять­ десят. — Вы ведь летали в сорок четвертом в Словакию? - Д а . . . — Наверное, эти полеты ос­ тались в вашей памяти... — Верно. Я запомнил их на всю жизнь ... — Чем отличались они от остальных? —О собой сложностью . И не потому, что аэродром нахо­ дился в глубо ком тылу врага, нам приходилось и раньше летать к партизанам, и не по ­ тому, что гитлеровцы устано­ вили сильнейшие заслоны, их истребители и зенитки всюду подстерегали нас. Самым злейшим нашим врагом была погода. Представляете, осень. В горах стоят густые туманы. А аэродром «Три дуба»— не­ большая площадка, о кр уж ен ­ ная горами. Никто из наших летчиков, естественно, не ви­ дел его раньше. Когда пилот хоть раз побывает на месте приземления днем, он уже зрительно помнит и контуры его, и размеры , знает, как расположена посадочная по­ лоса. Все это очень важно. Помню , полк наш стоял тог­ да под Львовом. Однажды ко ­ мандир, Герой Советского Союза подполковник Степа­ нов собрал весь летный со­ став и сказал: — Вы знаете, народ Слова­ кии восстал против о ккупан ­ тов. В Словакию противник перебрасывает отборные ре ­ гулярные войска, танковые ча­ сти. Наш интернациональный долг помочь словацкому на­ роду . Нам доверено доставить в Словакию бойцов чехосло­ вацкой парашютно-десантной бригады , перебросить с Боль­ шой земли партизанам воору ­ жение, боеприпасы, медика ­ менты. Оттуда забрать ране­ ных. Не скрою , будет трудно. Туманы закрыли горы . И надо не только долететь туда ночью, но и посадить машину на незнакомый аэродром . 1 2 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ со- I “ вершил летчик Василь­ ев в Словакию. И каждый был сопряжен с о громным риском . В ночь на 15 октября соро к четвертого года его эки ­ паж, в состав ко торо го вхо­ дили второй пилот Проценко , штурман Шепель, борттехник Гончаров, стрелок-радист Мартьянов, стрелок Попов, совершил, пожалуй, самый сложный полет. Шли уже знакомым курсом . | 'Н о чем дальше уходили от своего аэродрома, тем хуже и хуже становилась видимость. Полковник Чирсков, р у ко во ­ дитель советской оператив­ ной группы на аэродроме «Три дуба», потерял всякую надежду дождаться самоле­ та с Большой земли: шел м о к ­ рый снег с дождем . А нужен был самолет необычайно: сло­ вацкие коммунисты привезли с территории, захваченной вра­ гом , часть золотого запаса Словакии и попросили отпра­ вить его в СССР, чтоб не до ­ стался фашистам. Ночью, сидя на ящике от патронов около светового посадочного знака «Т», Чир­ сков проклинал дождь , туман и снег. И вдруг услышал зна­ комый гул мотора. — Все получилось у нас очень удачно, — вспоминает Васильев, — Вышли мы из-под облаков на высоте 100 мет- ров.И прямо под самолетом световое «Т». Посадили ма­ шину и вздохнули с облегче­ нием. Но отдохнуть не при ­ шлось. Сразу же получили приказ доставить на Большую землю , во Львов, золото. Вскоре к самолету подъеха­ ла машина. Она доставила 21 ящик, каждый опечатан свин­ цовыми пломбами. Васильев принимал их сам. А когда за­ кончилась. погрузка , в самолет вошел словак, сопровождав ­ ший национальные ценности. За ним следом поднялись, простившись с Чирсковым, члены экипажа. Командир к о ­ рабля отдавал последние рас­ поряжения технику. А ПОГОДА становилась все • • хуже и хуже. Видимость упала, ка к говорят в авиации, до нуля. К Васильеву подо­ шел полковник Чирсков. — Ну, голубок , — про гово ­ рил он совсем не начальст­ венным тоном, — сам понима­ ешь ситуацию. Прости, не мо ­ гу поступить иначе... Надо ле . теть... — Пробьемся, не волнуй­ тесь... Они обнялись, прощаясь. Летчик поднялся в машину. Взревели моторы , и самолет оторвался от земли. На высо­ те 50 метров машина вошла в плотные облака. Впереди ле­ жали Карпаты. Когда высота достигла 500 метров, нача­ лось обледенение,' Тяжелая кор ка льда, появившаяся на лобовых частях машины, стала быстро покрывать всю ее по ­ верхность. Заранее вклю чен ­ ное антиобледенительное обо ­ рудование оказалось мало­ эффективным. Нагруженный самолет, обрастая льдом, тя­ желел. Скорость набора высо­ ты падала. С лопастей винтов срывались куски льда, остав­ ляя глубокие вмятины, а ино­ гда даже пробоины в обшив , ке. В подобных ситуациях по­ лагалось идти на снижение, чтобы как м ож но быстрее выйти из опасной зоны. Но выхода у летчиков не было: внизу невидимые острые вер­ шины гор, окутанные облака­ ми, подстерегали самолет. У Васильева от напряжение стучало в висках. Он взглянул на высотомер: стрелки его наконец, показали 2.000 мет­ ров. И тут вдруг новая слож ­ ность: ре з ко усилился ветер, началась болтанка. Самолет бросало то вверх, то вниз, сильно кренило то влево, то вправо. Штурман неотрывно следил за показаниями при­ боров, вел расчеты. Малейшая ошибка и —м ож но врезаться в горы... Высота 3.000 метров. Верши­ ны гор, наконец, остаются да ­ леко под крылом самолета. Командир принимает реше­ ние: взяв курс на Львов, про ­ должать набор высоты. Это по -прежнему единственная возможность вырваться из зоны обледенения. Каждая минута полета кажется вечно­ стью. К тому же из-за силь­ ных помех в эфире радисту никак не удается связаться Со Львовом. Высота 3.500 метров... И вдруг в разрывах облаков сверкнули звезды. Вот она, долгожданная верхняя кр ом ­ ка облачности. Это — спасе­ ние!.. и А ЛЕТНОМ ПОЛЕ воЛьво-. * * ве неподалеку от поса­ дочной полосы стояла кры ­ тая автомашина, рядом не­ сколько вооруженных людей. К Васильеву подошел майор. —Вы командир? — Да, — ответил летчик и добавил:— задание выполнено. — Спасибо, дорогой , — произнес офицер и креп ко пожал Васильеву руку . — Все­ му экипажу спасибо. ...Герой Советского Союза Алексей Васильев награжден шестью орденами — два ор ­ дена Ленина, два — Красного Знамени, два— Красной Звез­ ды и еще шестнадцатью ме­ далями. Первую из них — «За отвагу» — он получил во вре ­ мя Сталинградской битвы. Последнюю — за участие в Словацком национальном вос­ стании в связи с 20-й годов­ щиной этого события. Обе на­ грады наполнены для Василь­ ева особым смыслом. — А сейчас вы связаны с авиацией? — спросила я гвар­ дии полковника запаса Василы ева. — А как же без авиации?— воскликнул он. — Руковожу полетами гражданских само­ летов. — Ну, а семья? — Что вам сказать? Годы бе­ гут, не успеваешь оглянуться. Дети выросли — у меня ведь их трое. Старшие дочь и сын имеют уже собственные семьи. Младшая живет с на­ ми — студентка. — А приходилось ли вам после войны бывать в Чехо­ словакии? — Нет, к сожалению... Да и тогда, в соро к четвертом, ви­ дел ее только сверху, ночью. И все ж е на всю жизнь оста­ лись в моей памяти эти поле­ ты на «Три дуба». Особенно тот, с золотом. После войны все ценности были возвраще­ ны их настоящему владель­ цу— народу социалистической Чехословакии, И я счастлив, что мы, советские летчики по ­ могли спасти их и сохранить. Валентина БУЛЫЧЕВА, корреспондент АПН. Г АИ сообщает в течение третьей декады декабря 1975 года в городе со­ вершено одно дорожно -тран ­ спортное происшествие, в ре ­ зультате ко торо го один чело­ век погиб. Всего работниками ГАИ за этот период выявлено 303 слу­ чая нарушений правил д ор ож ­ ного движения, в том числе; превышений скорости — 63, неправильных: обгонов — 46. проездов перекрестков — 79, пользований светом фар — 26, перевозок людей — 18, остано­ вок и стоянок — 21, управле­ ний неисправным транспортом — 23, в нетрезвом состоянии—6, оставлений транспорта без при­ смотра — 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz