Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 23 декабря 1976 года ф 3 стр. Восемь лет трудится на эле­ ментном заводе сборщица окис- но-ртутных элементов седьмого цеха Евдокия Александровна Абахова. Ударница коммуни­ стического труда, она с душой подходит к делу, работает без контролеров ОТК. Сменные за­ дания выполняет на 110— 115 процентов. Опытный мастер своего дела охотно приходит на помощь молодым рабочим. НА СНИМКЕ : Евдокия Алек­ сандровна Абахова. И г р а в „молчанку и Недавно коллектив автоко­ лонны № 1499 включился в рес­ публиканский месячник массово­ го контроля за работой пасса­ жирского транспорта. Несом­ ненно, это полезное и нужное дело. Оно послужит улуч­ шению культуры обслужи­ вания, поможет устранить недо­ статки в работе водителей и диспетчерского состава. Но важно не только включиться в смотр, но и прислушиваться к мнению пассажиров. Раньше, например, автобусы ходили регулярно до совхоза «Солидарность», а сейчас на­ блюдаются перебои, часто транспорт совсем не выделяет­ ся. Автобусы маршрута № 1 кур­ сируют крайне плохо, перегру­ жены до предела. На отдельных остановках зачастую не оста­ навливаются. А разве нельзя выделить транспорт, который ходил бы по кольцу: совхоз «Солидар­ ность» — городской рынок и обратно? Это позволит разгру­ зить и без того напряженную линию первого маршрута. Исполкомом горсовета было принято постановление о про­ длении линии маршрута № 1 до конца границы города в сто­ рону совхоза «Солидарность». Все подготовлено для приема автобусов. Но начальник авто­ колонны Н, Ф. Кириченко поче­ му-то упорно уклоняется от вы­ полнения этого постановления. В. НИКИТИН, рабкор. П5ГГИЛЕТКА УЧИТЕЛЬ КАЧЕСТВО Литература в школе формиру­ ет коммунистическую нравст­ венность лишь тогда, когда на каждом из уроков ее, по об­ разному выражению педагога Сухомлинского, «царят четыре культа: культ Родины, культ че­ ловека, культ книги, культ род­ ного слова». Что говорить, не просто вло­ жить в головы детей и подрост­ ков премудрость наук. Но на­ учить их учиться, впитывать зна­ ния — труднее. Еще труднее на­ учить их мыслить и чувствовать. ...На выпускных экзаменах по литературе у учительницы 3. М. Чураковой (средняя школа №22) в этом году я обратила внима­ ние на характерное стремление даже самых посредственных учеников, не сбиваясь на пере­ сказ, дать обобщенный анализ идейного содержания художест­ венного произведения На стремление преподавателя по­ лучить ответы, требующие ос­ мысления нравственных про­ блем, затронутых в нем. И еще на то, что выпускники охотно читали стихи любимых поэтов. Много лет уроки литературы Зинаида Михайловна начинает с поэтической пятиминутки Ре­ бята знакомятся с советской по­ эзией. Часто стихи объединяют­ ся тематически: «Комсомол и Родина», «Партия и народ», «Образ В. И. Ленина в поэзии». А иногда врываются вне пла­ на те, что поразили воображе­ ние вчера, а сегодня кем-то принесены в класс. Бывает и так, что Зинаида Михайловна вдруг говорит; «Вчера в газете напечатано сообщение; Михаи­ лу Дудину присвоено звание Ге­ роя .-Сощиалистического Труда, Давайте выучим и почитаем то. что вам особенно у него нра­ вится». Вот и На этом уроке школьни­ ца читает стихи. — Уважение к поэзии, к сло­ ву, понимание красоты родного языка приходит не сразу, но ес­ ли придет, то остается на всю жизнь, — объясняет учительни­ ца, свыше 20 лет воспитываю­ щая интерес и любовь к лите­ ратуре у своих питомцев. На уроне, посвященном ана­ лизу стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», мне довелось увидеть сложную ра­ боту по воспитанию нравствен­ ных понятий, эстетического вку- 0 са, мировоззрения девятиклас* сников. О тщательной подготов­ ке к уроку говорит тематически оформленная доска. На ней большого формата портреты Некрасова, Рылеева, Белинско­ го, Добролюбова, Чернышев­ ского. Запись плана самостоя­ тельной и домашней работы с проблемными вопросами. ...Только что отзвучали стихи о Коммунистической партии. Несколько слов учителя о сути поэтического вдохновения, о поэзии, что живет передовыми идеями века, и естественный переход: «Вы знаете, что и в прошлом лучшие люди задумы­ вались о назначении искусства. В наших произведениях вы на­ ходите это раздумье?» Ученики сопоставляют лите­ ратурные явления разных эпох, прослеживают рассматриваемую тему на разных этапах ее раз­ вития. Пушкин, Лермонтов, Ры­ леев. Добролюбов, Белинский, Некрасов. Много читают на­ изусть. Хорошо анализируют «Поэта и гражданина», «Эле­ гию». Вспоминают отрывки из «Русских женщин». И каждый, начиная с художе­ ственного слова, обязательно делает вывод, Это уже система в требованиях учителя к качест­ ву ответа учащегося! И само повторение пройденного не сво­ дится к воспроизведению за­ ученного. Здесь развитие мыш* ления, умения сопоставлять, вы­ бирать частное из общего, обо­ бщать факты. Расширение ранее данных понятий. «Почему при изучении поэ­ зии мы обращаемся к эпохе?»~ вопрос учителя приглашает к общей работе мысли. Реак­ ция. Временный запрет «Со­ временника». Заточение Черны­ шевского... И как общая наход­ ка —> воспевание Некрасовым Белинского, Добролюбова, Чер­ нышевского. Он прославляет тех, кто не складывает оружия. Мужественные, сильные харак­ теры. Скорбный список погибших безвременно поэтов в черную пору самодержавия учитель предлагает продумать и допол­ нить дома. . ..Класс слушает «Памяти До­ бролюбова» в чтении учителя. Как много зависит от этого чте­ ния! Влажный блеск глаз, устрем- По следам неопубликованных писем Простояв в небольшой очере­ ди три часа, люди ушли так ни­ чего не купив. Потому что про­ давец долго отсутствовала, а кассир выносила свертки с то­ варом своим знакомым. Все этим были возмущены. Об этом случае, происшедшем в домовой кухне № 1, написа­ ли в редакцию Л. Дякина. В. Москалева, К. Лотарева. Их письмо редакция направи­ ла для принятия мер директо­ ру треста столовых и рестора- ленных на Зинаиду Михайлов­ ну. Тишина, исключающая рав­ нодушие. Ничего не пропало из ранящей сердце скорби поэта, из величия созданного им обра­ за! Заканчивается чтение на са­ мой высокой ноте, словно гор­ ло перехватила боль и говорить больше нет сил. Многоплановая работа над текстом направляет внимание учеников на оценку и нравст­ венных проблем. «Что значат некрасовские строки «...а более учил ты умирать?» К правильно­ му ответу помогают подойти пламенные строки Рылеева из поэмы о Наливайке Бесстраш­ ное отношение к смерти бы­ ло одним из главных нравст­ венных качеств революционера, борца той эпохи Умереть за народ — счастье. Умелое соче­ тание идейного анализа с худо­ жественным не разрушило це­ лостного восприятия и эстетиче­ ского наслаждения. Цель урока: проследить, как Некрасов про­ славляет революционный ге­ роизм, продолжить воспитание глубокого патриотизма, готовно­ сти служить Родине — достиг­ нута. Самое волнующее и важное в работе учителя литературы — его увлеченность предметом. Искреннее желание вместе с юными сердцами прочувствовать произведение искусства и насла­ диться им. Вместе поклониться гражданскому мужеству поэта и воспетого им борца за счастье народа. А за увлеченностью стоит огромная работа над со­ бой. Воспитание средствами ли­ тературы требует от учителя тонкой восприимчивости к худо­ жественному слову, большой эстетической культуры, мето­ дических знаний, педагогическо­ го артистизма. А еще понима­ ния психологии ученика, любви к нему и широкого обществен­ ного кругозора. Именно поэтому главным бо­ гатством своим Зинаида Ми­ хайловна считает книги. Десят­ ки поэтических сборников со­ временной поэзии. Богатая ли­ тературоведческая и методиче­ ская библиотека, пополняемая постоянно. Только по Некрасо­ ву учительница использовала труды и Чуковского, и Розанова, и Мещеряковой, и Аникина. Словари — от самых современ­ ных до «Толкового словаря» нов Л. К. Дорохиной. Вот что она ответила: «Проверка показала, что факты соответствуют действи­ тельности. В домовой кухне № 1 проведено производственное со­ вещание по улучшению обслу­ живания посетителей. За грубое и невнимательное отношение к покупателям кас­ сир Т. Н. Зацепина наказана в дисциплинарном порядке. Домовая кухня № 1 постоян­ но находится под контролем работников треста». Даля. Все это богатство приме­ няется не только на уроках, но и в большой внеклассной рабо­ те. Для воспитания у молоде­ жи «культа Родины, культа че­ ловека, культа книги, культа родного слова». Восемь лет 3. М. Чуракова ведет факультатив. Доклады. Диспуты. Обзоры литературных журналов, выпусков «Роман-га­ зеты». Прослушивание поэти­ ческих произведений в грамза­ писи. Подведение итогов учеб-» ной программы — вечера ли­ тературные. Вот и недавно фа­ культатив провел вечер на те­ му: «Тургенев и молодежь на­ шего времени». Много внимания уделяется Зинаидой Михайловной нравст­ венному воспитанию учащихся через внеклассное чтение. Как итог недавней работы над «Бе­ зумной Евдокией» Алексина и повестью Липатова «И это все о нем» — сочинение «Воспита­ ние человечности». Заботясь о развитии мышле­ ния, культуре речи, уже в этом году она провела семь письмен­ ных работ. Надо помочь ребя­ там не только увидеть мир, но и передать его точно, образно. Щедро делится своим оп,ы- том, знаниями, книгами отлич­ ник народного просвещения 3. М Чуракова. В методическом уголке школы ее дсжлады, раз­ работки, планы уроков, обоб­ щения опыта по работе факуль­ татива. Известно, что гражданский опыт учителя, его отношение к труду, ум, доброта, справедли­ вость — тоже фактор воспита­ ния. И чем умудреннее учи­ тель, тем больше льнет к нему юность. «В чем вы видите главный смысл своего труда?» — спра­ шиваю Зинаиду Михайловну. В ответ она мне напомнила сло­ ва Гончарова о том, что книга делает человека лучше, что это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная, цель искусства. — Вот ИЯ, — добавила она, — стремлюсь, чтобы изучение литературы сделало лучше каждого моего ученика. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. Соблюдайте графин обмена паспортов Принятое в августе 1974 года «Положение о паспортной си­ стеме в СССР» предусматрива­ ет выдачу дсжумента— паспор­ та нового образца— всем граж­ данам, проживающим как в го­ роде, так и в сельской местно­ сти. Она началась 1 января 1976 года. Обмен гражданам, проживающим в Ельце, преду­ смотрен по графику, который доводится до сведения через местную печать и радиовеща­ ние. Как же проходил обмен пас­ портов в текущем году? Выпол­ няется ли график? В Ельце про­ живает немало людей 1951 года рождения. Они должны были обменять паспорта в январе, но не все добросовест­ но отнеслись к этому важ­ ному мероприятию. Новые пас­ порта получили только 1256 че­ ловек. А когда, согласно графи­ ку, в ноябре, декабре присту­ пили к обмену граждане 1927, 1931 годов рождения, к ним присоединились и лица 1951, 1945, 1941, 1937 годов рожде­ ния. Из-за недисциплинирован­ ности они не обменяли паспор­ та согласно графику, тем са­ мым создали в паспортном от­ делении большие очереди. Этим они теряют и рабочее время, и личное, не дают воз­ можности ритмично работать сотрудникам отделения, домо­ управлений и ЖКО. Во избежание подобных фак­ тов в 1977 году для жителей Ельца дополнительно составля­ ется график обмена паспортов по следующим возрастам: Лица 1961 года рождения по­ лучают паспорта при достиже­ нии 16-летнего возраста. Паспорта граждан 1924 года рождения подлежат обмену с января по 15 февраля 1977 года, 1928-го — с 15 февраля по 1 апреля, 1938-го — с 1 апреля по 15 мая, 1942-го — с Т5 мая по 1 июля, 1946-го--- с 1 июля по 15 августа. 1952-го — с 15 августа по 15 октября, 1932-го— с 15 октября по 30 декабря. Паспорта, не обмененные по графику 1976-го, считаются не­ действительными и подлежат немедленной замене. Начальни­ ки отделов кадров и госучреж­ дений должны довести опубли­ кованный график до работников предприятий и не допускать случаев приема граждан на ра­ боту по недействительным пас­ портам, а также без прописки. Р. НИКОЛАЕВА, начальник паспортного схделения Елецкого ГО ВД, майор милиции. Высокими производственны­ ми показателями встречает вто­ рой год десятой пятилетки фор­ мовщик литейного цеха маши­ ностроительного завода Васи­ лий Филиппович Говор. За три года работы на предприятии он сумел завоевать авторитет сре­ ди товарищей. Сменные зада­ ния перевыполняет на 10— 15 процентов. Его продукция от­ личается высоким качеством, Василий Филиппович за трудо­ вые успехи неоднократно по­ ощрялся администрацией заво­ да денежными премиями и ценными подарками. Человек творческого поиска, никогда не останавливается на достигну­ том, постоянно ищет новые внутренние резервы для повы­ шения эффективности и качест­ ва выпускаемой продукции. , НА СНИМКЕ : В. Ф. ГоворГ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz