Красное знамя. 1976 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 23 декабря 1976 года ф 3 стр. Восемь лет трудится на эле ментном заводе сборщица окис- но-ртутных элементов седьмого цеха Евдокия Александровна Абахова. Ударница коммуни стического труда, она с душой подходит к делу, работает без контролеров ОТК. Сменные за дания выполняет на 110— 115 процентов. Опытный мастер своего дела охотно приходит на помощь молодым рабочим. НА СНИМКЕ : Евдокия Алек сандровна Абахова. И г р а в „молчанку и Недавно коллектив автоко лонны № 1499 включился в рес публиканский месячник массово го контроля за работой пасса жирского транспорта. Несом ненно, это полезное и нужное дело. Оно послужит улуч шению культуры обслужи вания, поможет устранить недо статки в работе водителей и диспетчерского состава. Но важно не только включиться в смотр, но и прислушиваться к мнению пассажиров. Раньше, например, автобусы ходили регулярно до совхоза «Солидарность», а сейчас на блюдаются перебои, часто транспорт совсем не выделяет ся. Автобусы маршрута № 1 кур сируют крайне плохо, перегру жены до предела. На отдельных остановках зачастую не оста навливаются. А разве нельзя выделить транспорт, который ходил бы по кольцу: совхоз «Солидар ность» — городской рынок и обратно? Это позволит разгру зить и без того напряженную линию первого маршрута. Исполкомом горсовета было принято постановление о про длении линии маршрута № 1 до конца границы города в сто рону совхоза «Солидарность». Все подготовлено для приема автобусов. Но начальник авто колонны Н, Ф. Кириченко поче му-то упорно уклоняется от вы полнения этого постановления. В. НИКИТИН, рабкор. П5ГГИЛЕТКА УЧИТЕЛЬ КАЧЕСТВО Литература в школе формиру ет коммунистическую нравст венность лишь тогда, когда на каждом из уроков ее, по об разному выражению педагога Сухомлинского, «царят четыре культа: культ Родины, культ че ловека, культ книги, культ род ного слова». Что говорить, не просто вло жить в головы детей и подрост ков премудрость наук. Но на учить их учиться, впитывать зна ния — труднее. Еще труднее на учить их мыслить и чувствовать. ...На выпускных экзаменах по литературе у учительницы 3. М. Чураковой (средняя школа №22) в этом году я обратила внима ние на характерное стремление даже самых посредственных учеников, не сбиваясь на пере сказ, дать обобщенный анализ идейного содержания художест венного произведения На стремление преподавателя по лучить ответы, требующие ос мысления нравственных про блем, затронутых в нем. И еще на то, что выпускники охотно читали стихи любимых поэтов. Много лет уроки литературы Зинаида Михайловна начинает с поэтической пятиминутки Ре бята знакомятся с советской по эзией. Часто стихи объединяют ся тематически: «Комсомол и Родина», «Партия и народ», «Образ В. И. Ленина в поэзии». А иногда врываются вне пла на те, что поразили воображе ние вчера, а сегодня кем-то принесены в класс. Бывает и так, что Зинаида Михайловна вдруг говорит; «Вчера в газете напечатано сообщение; Михаи лу Дудину присвоено звание Ге роя .-Сощиалистического Труда, Давайте выучим и почитаем то. что вам особенно у него нра вится». Вот и На этом уроке школьни ца читает стихи. — Уважение к поэзии, к сло ву, понимание красоты родного языка приходит не сразу, но ес ли придет, то остается на всю жизнь, — объясняет учительни ца, свыше 20 лет воспитываю щая интерес и любовь к лите ратуре у своих питомцев. На уроне, посвященном ана лизу стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», мне довелось увидеть сложную ра боту по воспитанию нравствен ных понятий, эстетического вку- 0 са, мировоззрения девятиклас* сников. О тщательной подготов ке к уроку говорит тематически оформленная доска. На ней большого формата портреты Некрасова, Рылеева, Белинско го, Добролюбова, Чернышев ского. Запись плана самостоя тельной и домашней работы с проблемными вопросами. ...Только что отзвучали стихи о Коммунистической партии. Несколько слов учителя о сути поэтического вдохновения, о поэзии, что живет передовыми идеями века, и естественный переход: «Вы знаете, что и в прошлом лучшие люди задумы вались о назначении искусства. В наших произведениях вы на ходите это раздумье?» Ученики сопоставляют лите ратурные явления разных эпох, прослеживают рассматриваемую тему на разных этапах ее раз вития. Пушкин, Лермонтов, Ры леев. Добролюбов, Белинский, Некрасов. Много читают на изусть. Хорошо анализируют «Поэта и гражданина», «Эле гию». Вспоминают отрывки из «Русских женщин». И каждый, начиная с художе ственного слова, обязательно делает вывод, Это уже система в требованиях учителя к качест ву ответа учащегося! И само повторение пройденного не сво дится к воспроизведению за ученного. Здесь развитие мыш* ления, умения сопоставлять, вы бирать частное из общего, обо бщать факты. Расширение ранее данных понятий. «Почему при изучении поэ зии мы обращаемся к эпохе?»~ вопрос учителя приглашает к общей работе мысли. Реак ция. Временный запрет «Со временника». Заточение Черны шевского... И как общая наход ка —> воспевание Некрасовым Белинского, Добролюбова, Чер нышевского. Он прославляет тех, кто не складывает оружия. Мужественные, сильные харак теры. Скорбный список погибших безвременно поэтов в черную пору самодержавия учитель предлагает продумать и допол нить дома. . ..Класс слушает «Памяти До бролюбова» в чтении учителя. Как много зависит от этого чте ния! Влажный блеск глаз, устрем- По следам неопубликованных писем Простояв в небольшой очере ди три часа, люди ушли так ни чего не купив. Потому что про давец долго отсутствовала, а кассир выносила свертки с то варом своим знакомым. Все этим были возмущены. Об этом случае, происшедшем в домовой кухне № 1, написа ли в редакцию Л. Дякина. В. Москалева, К. Лотарева. Их письмо редакция направи ла для принятия мер директо ру треста столовых и рестора- ленных на Зинаиду Михайлов ну. Тишина, исключающая рав нодушие. Ничего не пропало из ранящей сердце скорби поэта, из величия созданного им обра за! Заканчивается чтение на са мой высокой ноте, словно гор ло перехватила боль и говорить больше нет сил. Многоплановая работа над текстом направляет внимание учеников на оценку и нравст венных проблем. «Что значат некрасовские строки «...а более учил ты умирать?» К правильно му ответу помогают подойти пламенные строки Рылеева из поэмы о Наливайке Бесстраш ное отношение к смерти бы ло одним из главных нравст венных качеств революционера, борца той эпохи Умереть за народ — счастье. Умелое соче тание идейного анализа с худо жественным не разрушило це лостного восприятия и эстетиче ского наслаждения. Цель урока: проследить, как Некрасов про славляет революционный ге роизм, продолжить воспитание глубокого патриотизма, готовно сти служить Родине — достиг нута. Самое волнующее и важное в работе учителя литературы — его увлеченность предметом. Искреннее желание вместе с юными сердцами прочувствовать произведение искусства и насла диться им. Вместе поклониться гражданскому мужеству поэта и воспетого им борца за счастье народа. А за увлеченностью стоит огромная работа над со бой. Воспитание средствами ли тературы требует от учителя тонкой восприимчивости к худо жественному слову, большой эстетической культуры, мето дических знаний, педагогическо го артистизма. А еще понима ния психологии ученика, любви к нему и широкого обществен ного кругозора. Именно поэтому главным бо гатством своим Зинаида Ми хайловна считает книги. Десят ки поэтических сборников со временной поэзии. Богатая ли тературоведческая и методиче ская библиотека, пополняемая постоянно. Только по Некрасо ву учительница использовала труды и Чуковского, и Розанова, и Мещеряковой, и Аникина. Словари — от самых современ ных до «Толкового словаря» нов Л. К. Дорохиной. Вот что она ответила: «Проверка показала, что факты соответствуют действи тельности. В домовой кухне № 1 проведено производственное со вещание по улучшению обслу живания посетителей. За грубое и невнимательное отношение к покупателям кас сир Т. Н. Зацепина наказана в дисциплинарном порядке. Домовая кухня № 1 постоян но находится под контролем работников треста». Даля. Все это богатство приме няется не только на уроках, но и в большой внеклассной рабо те. Для воспитания у молоде жи «культа Родины, культа че ловека, культа книги, культа родного слова». Восемь лет 3. М. Чуракова ведет факультатив. Доклады. Диспуты. Обзоры литературных журналов, выпусков «Роман-га зеты». Прослушивание поэти ческих произведений в грамза писи. Подведение итогов учеб-» ной программы — вечера ли тературные. Вот и недавно фа культатив провел вечер на те му: «Тургенев и молодежь на шего времени». Много внимания уделяется Зинаидой Михайловной нравст венному воспитанию учащихся через внеклассное чтение. Как итог недавней работы над «Бе зумной Евдокией» Алексина и повестью Липатова «И это все о нем» — сочинение «Воспита ние человечности». Заботясь о развитии мышле ния, культуре речи, уже в этом году она провела семь письмен ных работ. Надо помочь ребя там не только увидеть мир, но и передать его точно, образно. Щедро делится своим оп,ы- том, знаниями, книгами отлич ник народного просвещения 3. М Чуракова. В методическом уголке школы ее дсжлады, раз работки, планы уроков, обоб щения опыта по работе факуль татива. Известно, что гражданский опыт учителя, его отношение к труду, ум, доброта, справедли вость — тоже фактор воспита ния. И чем умудреннее учи тель, тем больше льнет к нему юность. «В чем вы видите главный смысл своего труда?» — спра шиваю Зинаиду Михайловну. В ответ она мне напомнила сло ва Гончарова о том, что книга делает человека лучше, что это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная, цель искусства. — Вот ИЯ, — добавила она, — стремлюсь, чтобы изучение литературы сделало лучше каждого моего ученика. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР. Соблюдайте графин обмена паспортов Принятое в августе 1974 года «Положение о паспортной си стеме в СССР» предусматрива ет выдачу дсжумента— паспор та нового образца— всем граж данам, проживающим как в го роде, так и в сельской местно сти. Она началась 1 января 1976 года. Обмен гражданам, проживающим в Ельце, преду смотрен по графику, который доводится до сведения через местную печать и радиовеща ние. Как же проходил обмен пас портов в текущем году? Выпол няется ли график? В Ельце про живает немало людей 1951 года рождения. Они должны были обменять паспорта в январе, но не все добросовест но отнеслись к этому важ ному мероприятию. Новые пас порта получили только 1256 че ловек. А когда, согласно графи ку, в ноябре, декабре присту пили к обмену граждане 1927, 1931 годов рождения, к ним присоединились и лица 1951, 1945, 1941, 1937 годов рожде ния. Из-за недисциплинирован ности они не обменяли паспор та согласно графику, тем са мым создали в паспортном от делении большие очереди. Этим они теряют и рабочее время, и личное, не дают воз можности ритмично работать сотрудникам отделения, домо управлений и ЖКО. Во избежание подобных фак тов в 1977 году для жителей Ельца дополнительно составля ется график обмена паспортов по следующим возрастам: Лица 1961 года рождения по лучают паспорта при достиже нии 16-летнего возраста. Паспорта граждан 1924 года рождения подлежат обмену с января по 15 февраля 1977 года, 1928-го — с 15 февраля по 1 апреля, 1938-го — с 1 апреля по 15 мая, 1942-го — с Т5 мая по 1 июля, 1946-го--- с 1 июля по 15 августа. 1952-го — с 15 августа по 15 октября, 1932-го— с 15 октября по 30 декабря. Паспорта, не обмененные по графику 1976-го, считаются не действительными и подлежат немедленной замене. Начальни ки отделов кадров и госучреж дений должны довести опубли кованный график до работников предприятий и не допускать случаев приема граждан на ра боту по недействительным пас портам, а также без прописки. Р. НИКОЛАЕВА, начальник паспортного схделения Елецкого ГО ВД, майор милиции. Высокими производственны ми показателями встречает вто рой год десятой пятилетки фор мовщик литейного цеха маши ностроительного завода Васи лий Филиппович Говор. За три года работы на предприятии он сумел завоевать авторитет сре ди товарищей. Сменные зада ния перевыполняет на 10— 15 процентов. Его продукция от личается высоким качеством, Василий Филиппович за трудо вые успехи неоднократно по ощрялся администрацией заво да денежными премиями и ценными подарками. Человек творческого поиска, никогда не останавливается на достигну том, постоянно ищет новые внутренние резервы для повы шения эффективности и качест ва выпускаемой продукции. , НА СНИМКЕ : В. Ф. ГоворГ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz