Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 19 ноября 1975 года 3 стр. : ■‘Л ---Э-- ■Р-‘ в | р Г ' ■т;!?'■•ч“>, ■■■ * .г*: ПЕРВЫЙ О Ч Е Р К Рассказ мое го собеседника подходил к концу. — Завидую я нынешнему по­ колению , — сказал Михаил Ива­ нович Севостьянов .— Вон они на каких красавцах е з д я т . Не то что мы в тридцаты х годах па­ ровозами коптили . Дай нам тогда тепловозы , мы бы пока­ зали , что значит работать по- стахановски. Он говорил искренне . С л у ­ шая его , можно ' было понять одно ; Михаил Иванович сожа­ лея о том , что не может се ­ годня водить поезда . О тобра­ ло время его молодые годы и уже никогда их не вернет . На пенсии ныне бывший машинист паровозного депо , на заслуж ен ­ ном о тды хе . А было время , когда он мчался по стальным м а гистралям , и встречный ве­ тер свистел в его ушах , когда он высовывался из окна паро­ воза . Несмотря на преклонный воз­ раст , Михаил Иванович отчет­ ливо помнит события 40-летнем давности . Д а и разве можно такое забы ть ! ...1935-й го д . Всю страну об­ летела новость : комсомолец ^ Петр Кривонос провел поезд ^ со скоростью , в два раза пре- вышающей нормативную . В паровозном депо Елец со- И стоялось партийное собрание , ^ на котором говорилось о том , что коммунисты должны после­ довать примеру передовика . Кто б уде т первым ! Вызвались трое . Михаил Иванович С е ­ востьянов и его товарищи Ви­ талий Васильевич Ераксип и А лексей Григорьевич Антонов . I Три молоды х машиниста. Три I коммуниста . Их бригады в то I время обслуживали один паро- В воз серии ЭМ-73713. Локомо- тнвшэверии «ЭМ» машинисты I м еж д у собой шутливо окрести- 1 ли «эмками» . Обычно на них | развивали скорость 25— 30 ки- _ лометров в час. Разве это ско- 1 рость ! Хорошая беговая ло- 1 шадь могла обогнать поезд , | ^ ведомый таким паровозом . Вес " состава достигал 1,5— 1,7 тыея- I чи тонн. I Д о те х пор, пока П. Кривонос I не провел свой первый ско- ^ ростной поезд , требования к ■ § машинистам предъявлялись I слабые , жестких графиков дви- в жения не было . Водили поезда | кто как умел . И начали ком ­ мунисты ломать вслед за Кри- | Боносом эти старые традиции . 1 Сначала увеличили скорость ц 5 на 10— 15 километров в чае, за- ■ тем стали прицеплять большее | количество вагонов. Прибавка 1 ^ в весе составила 500— 700 тони . ^ Я Раньше в депо и разговоров- В I то не было об экономии топпи- I ва. А теперь стало обяззтель- Я ным правилом для машинистов 1 — добиваться сокращения рас- Я хода горючего . | С каждым днем почин Петра Кривоноса набирал силу . За М. И. Севостьяновым и его то ­ варищами последовали дру гие тепловозники . Зародилось движение «пятнадцатитысячни- ков». Вот в чем оно заключа- п ссь . Преж де после пробега пяти тысяч километров паровозы ставились на промывку. Так было предусмотрено техниче­ скими условиями . Передовые машинисты , в том числе и М . И. Севостьянов , стали бороться за то , чтобы паровоз работал б е з промывки , 15 тысяч кило­ метров . Инициаторы настояли на повышении требований к уход у за локомотивами . Все это ложилось на их- плечи. Содержать в чистоте паровоз I — значит больше тратить | времени на его протирку. Не­ легко было М. И. Севостья- нову и его товарищам. Некото­ рые в коллективе смотрели с недоверием на их патрио­ тизм. Все было. Но молодые коммунисты не отступали. I Бригада М. И. Севостьянова до­ билась своего. Машинисту не­ однократно присваивали звание I 15-тысячника. | Чуть позже появились в де­ по паровозы серии «ФД». Бое­ вой тройке —бригадам Сево- стьянова, Ераксина и Антонова I —достался один из новых локо- I мотивов под № 20922. На нем они добились еще более высо­ ких результатов в социалнети- | ческом соревновании. никому'| не желая уступать первенст­ ва. Многие машинисты стреми­ лись их обогнать, но тщетно. М. И. Севостьянов со своим по­ мощником увеличил скорость движения еще на 15—20 ки­ лометров. В месяц они эконо­ мили до 18 тонн топлива, иног­ да и больше. Поезда потяжеле­ ли еще на 700—800 тонн. В каждом рейсе бригада преодо­ левала расстояние в 500—600 километров, хотя нормами бы­ ло заложено в два раза мень­ ше. Об успехах М. И. Севостья­ нова, а также В. В. Ераксина и А. Г. Антонова регулярно со­ общала железнодорожная га­ зета «За образцовую маги­ страль». Паровоз, на котором работал Михаил Иванович, выкрасили в зеленый цвет. При выходе ло­ комотива на линию его пропус- ■ кали в первую очередь, чтобы I передовые машинисты могли I уложиться в скоростные гра- I фики. Многое переменилось на же- I лезной дороге с началом ста- ^ хановско - кривокосовского I движения. Ускорился оборот I вагонов, повысилась произво- ■ дительность локомотивов, по | стальным магистралям чаще I пошли тяжеловесные поезда. I Машинисты стали больше зара­ батывать. А главное в том, что народное хозяйство страны шагнуло далеко вперед. За большие заслуги перед Родиной, за участие в разви­ тии стахановско - кривоносов- ского движения коммунист М. И. Севостьянов удостоен высоких правительственных на­ град —орденов Ленина и Тру­ дового Красного Знамени. Его портрет и портреты товарищей есть в музее локомотивного депо. Ветеран частенько наведыва­ ется в депо, интересуется, чем живет коллектив, и очень раду- ■ ется за его успехи. Дело, ко- ■ торое он начал, передано в на- I дежные руки. Стахановские тра- I днцнн и ныне живут на желез- | ной дороге. Михаилу Ивано­ вичу приятно узнавать о том, что машинисты соревнуются за право называться «тысячни­ ками», экономят в месяц по нескольку тонн дизельного топ­ лива. Он радовался, когда на пар­ тийном собрании коллектива говорили о достойной встре­ че XXV съезда КПСС. Ему пришелся по душе го­ рячий порыв передовых тепловозников, обязавшихся ежемесячно экономить до от­ крытия съезда от 5 до 10 тонн горючего. В дни работы съезда они поведут на этом топливе поезда. Смотрел старый коммунист на молодых и узнавал себя. А. МЕЛЬНИКОВ. КРАЙ, ГДЕ НИ РАЗУ Я НЕ БЫЛ I В НИХ I к 3 I I /VI Е Г О Т О В Ы Досрочно закончилась подго­ товка техники в дистанции пути к работе в зимних условиях . Эта зима б уде т особенной. Я имею в виду то. что 24 февраля нач­ нет свою работу X X V съезд КП СС . Поэтому перед нами стояла сложная задача — под­ готовить технику так, чтобы она не подвела в предсъездовском соревновании. Слесари под руководством главного механика Н. Е . Про­ скурина отлично справились с заданием . В дистанции пути постоянно заботятся об улучшении ус ­ ловий тр уд а рабочих, хранении техники. Недавно здесь постро­ ен гараж^для автомобилей . Встав на предсъездовскую вахту, коллектив дистанции д о ­ бивается высоких результатов . Регулярно перевыполняют смен­ ные задания на 10— 20 процен­ тов слесари В. И. Костенков. С . П. Прозоров , токари М. К. Кашкин, Н. Г. Меркулов . Г. БЕЛЫХ , слесарь дистанции пути. Где-то багульник на сопках цветет. Сосны вонзаются в небо. Каж ется , будто давно меня ждет Край , где ни ра зу я не был . (И з песни). Байкале - Ам ур ская магист­ раль ... Когда ребята из средне­ го профессионально - техниче­ ского училища № 4 думали о ней, они представляли себе не­ проходимую тайгу , вечную мер­ злоту , глушь . И комсомольские отряды , ночующие прямо на сне гу и готовящие пищу на кострах . Конечно, это было ро­ мантично. Всесою зная комсо­ мольская стройка казалась им очень интересной, и они сле,ци- ли за ней по страницам газет , по телевизионным переда­ чам. И все-таки она пред­ ставлялась им такой далекой , не затрагивающей их жизни . Они и мечтать не могли , чтобы им, учащимся, доверили про- кладь[вать доро гу на БАМе . Но в середине апреля из Всесою зного треста «Транссиг­ налстрой» вдру г сообщили , что две группы электромонтажни­ ков СЦБ б уду т проходить прак­ тику на БАМ е . Все сразу заволновались. Ко­ го пошлют на Всесоюзную стройку , как пройдет практика , какую память оставят после се­ бя елецкие ребята . Призадумались и мастера Сер гей Михайлович Д едяев и Владимир Ильич Измалков. Им хотелось , чтобы практика на БАМ е еще больше сплотила учащихся , научила их любить тр уд , ценить рабочее время . - Свою группу Владимир Иль­ ич вел уже три года . Вспоми­ налось , как трудно приходи­ лось сначала. Ребята приехали из самых разных уголков стра­ ны, неодинаковые по уровню развития , воспитанию. И он присматривался к ним, посте­ пенно завоевывал их уваже­ ние. Сейчас в --руппе сложился дружный коллектив . Но вдруг кое-кто может сорваться на БАМ е , не выдержать тр удно ­ стей . И мастер ещ е и еще раз взвешивал мысленно каждую кандидатуру . Вот, например. Борис Рябчи­ ков. Живет с матерью -старуш - кой. Сначала срывал уроки , прогуливал , грубо обращался с товарищами , дер зи л препода­ вателям . Даж е в медвы трезви­ тель попадал. Его обсуждали на собраниях, вызывали на со­ вет командиров, почти еж е­ дневно заходил к нему домой сам мастер , прикрепил к нему ш ефом С ер гея Палкинз, то­ варища по группе . Сначала юноши вместе готовили уроки, потом стали вместе проводить свободное время и, наконец, крепко подружились . И Борис исправился . С тал активнь 1 м чи­ тателем библиотеки , увлекся спортом , радовался , что их бас­ кетбольная команда заняла второе место на областных со­ ревнованиях. Нет. не должен подвести Бо­ рис на стройке . Зато БАМ за­ ставит его ещ е раз серьезно задуматься о смысле жизни. Но были и сомнения . Как теп­ личное растение , в хороших до­ машних условиях вырос Генна­ дий Денисов . Родители во всем поддерживали его , потакали капризам . Их нетребовательная любовь научила его лгать , из­ ворачиваться, никогда не при­ знавать своей вины Родителей вызывали на педсовет, много раз беседовали с ними, а Ген­ надия взяли под строгий конт­ роль не только преподаватели и мастер , но и сами ребята . —Нужно и его взять с собой, — решает Владимир Ильич. — БАМ должен помочь ем у . Эти же вопросы стояли и пе- оед С ер геем Михайловичем Додяевым . Он включил в свою группу и девушек . И вот все в пути. Ш есть су ­ ток ехали на поезде . А по- I • • • том м еж д у группами пролег­ ли полторы тысячи километров. Одна из них получила назначе­ ние в город Белогорск , дру гая — на самый порог БАМа — станцию Сковородино . Укладывали кабель , монтиро­ вали сигнальные точки, посты ЭЦ , ставили светофоры , осваи­ вали новую технику. Работали с полной отдачей. Сначала приходилось трудно­ вато. Но через полторы неде­ ли втянулись. М ежду ребятами развернулось соревнование. Победителем его неизменно вы­ ходил Толя Амелькин . На 2— 3 часа раньше всех выполнял он норму . О т работы не отлынивал ник­ то. Толю старались догнать Ни­ колай Зубарев , Валерий Коб­ зев. Анатолий Ш елякин . В другой группе передовика­ ми стали Вася Неклюдов , С ер е ­ жа Егоров, Коля Филатов , Тома Киричук, Надя Садчикова , Рая Чурсина . После работы сразу возника­ ло множество дел . Одни спе­ шили в вагончики, где ночева­ ли, чтобы написать письма до­ мой , другие— на агитплощадку— участвовать в шахматно-шашеч­ ных турнирах, третьи — в биб­ лиотеку . С местными жителями устраивали волейбольные и футбольные встречи,. КВН. Каж­ дую сред у групповой полит­ информатор Толя Амелькин рассказывал о последних со­ бытиях за рубежом и по стра­ не, отвечал на многочисленные вопросы. В красном уголке С лекциями перед учащимися вы­ ступали передовики производ­ ства, прораб , устраивались вик­ торины. А молодые практикан­ ты дружно работали на суббот­ никах и воскресниках. посвя­ щенных 30-летию Победы , Дню молодежи , сами подготовили строителям стенд по технике безопасности . Но больше всего полюбилась ребятам тайга. Уходили в нее с вечера за цветами. Ночевали в зимовках. Выйдут на поляну с голубоватым цветущим багуль­ ником — и задохнутся , весь воздух пропитан его тончай­ шим ароматом . А ранним утром на зорьке встанут, вода в Шилке быстрая , холодная, так и отсвечивает ве­ селыми брызгами . Не успеют закинуть удочку , а на ней уже трепещ ется рыба. Обо всем этом рассказывали в своей газете «Эсцебист» юные художники и корреспон­ денты . Два с половиной месяца про­ летели незаметно . Уезжать не хотелось . Но зато столько впе­ чатлений осталось! Елецкие ребята понравились БАМ у . Начальники поездов дол­ го не хотели отпускать их. Почетными грамотами за вы­ сокие показатели в тр уде были награждены Анатолий Морозов, Сер гей Егоров , О ле г Иванов и Николай Антипин. Ребята поня­ ли, что они нужны стройке . Почувствовали себя маленьким звеном в цепи большого меха­ низма. И это наполняло их ра­ достной, бурлящей силой. Они поняли, что вдруг неожиданно возмужали , что здесь , на БАМе, повстречались с настоящей Жизнью, и сами теперь будут жить так всегда , где бы им ни приходилось потом трудиться . Сегодня они разъехались по стране . некоторые служат в рядах Советской Армии . С е р ­ гей Михайлович уже получил первые письма. Они от деву­ шек . Нада Садчикова , Рая Ч ур­ сина и Тома Киричук теперь целиноградцы , благодарят за полученные знания, вспомина­ ют БАМ : «Трудовая закалка , по­ лученная на Всесоюзной удар­ ной комсомольской стройке, помогает нам не отступать перед трудностями , научила по-настоящему ценить друж ­ бу». Г. ИВАНОВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz