Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

« К Р АСН ОЕ З НАМЯ » 27 се нтяб ря 1975 год а 3 стр- К Р а с н е Е ; энд мя Ст РЯНИЦЛ д Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что з апом ­ нились. (П. ПАВЛЕНКО) . Дед а уже нет в живых. Умер Дед . Сильный и здоровый, он заболел сразу тяжело. И через неделю умер. Дом с большими, в резных наличниках окнами, широкими и светлыми горенками, сад, напо­ енный жужжанием пчел и з апа ­ хом зрелых яблок, осиротели. Притихли. Внука Дед а тоже зовут Коль ­ ка . Ему семь лет . Он не пони ­ мает , что такое смерть, но чув ­ ствует , что без Дед а ему плохо. Очень плохо. Кольку уже десятый день ни ­ кто не берет , как Де д , за руку и не ведет за околицу. Никто не говорит: — Глянь, Колюнька, заря к а ­ кая занимается . Ал ая , будто девка красная . Никто нс рассказывает ему о древних-древних растениях, которые живут в их краях и по­ ныне. Никто не пускает в мш е - ру, что притаилась в Воро 1 р в ом камне. Никто с ним не пилит, не строгает . Никому до Кольки нет ника ­ кого дела. Взрослые сами по себе. Колька — сам по себе то­ же . Плохо Кольке без Деда . — Мам , — спрашивает Коль ­ ка , — а Де д когда вернется? Мат ь обнимает Кольку и пла- чет. И почему-то ничего не от ­ вечает на Колькин вопрос. Странные какие-то эти взрос­ лые. Ходя т тихо, разговаривают шепотом. А' са м и грустные-гру- стные. Де д грустить не любил. Был бы Дед , песню бы запел . Свою любимую. Дернул бы ле ­ вым усом, подмигнул бы Коль ­ ке и запел: Из -за острова на стрежень. На простор речной волны Выплывают расписные Стеньки Разина челны. — Де д , — спросил бы Кол ь ­ ка , — Разин — разбойник? — Разбойник, — ответил бы Дед . — Только за волю народ ­ ную он с ворогом бился. — Дед , а это он на Воронов камень с конем взлетел? — Нет , — ответил бы Дед и принялся бы рассказывать Кольке легенду с Копченом да Вороновом камне. О Ворголь- еких скалах. Но Дед умер. А взрослым пет никакого дела до Кольки. Колька слоняется из угла в угол, хватает то отца, то мать, то тетку за руку, заглядывает в глаза, а им все нипочем: не з а ­ мечают они Кольку, и только. «Что бы такое придумать, — размышляет Колька, совсем как Де д , морщит лоб, насупливает брови и совсем по-своему шмы ­ гает носом,—...т акое придумать, чтобы все взрослые ахнули>. Силится , а все-таки приду­ мать ничего не может . Пр авда , ес'уь у Ко.чьки одна новость. Но как о ней взрослым скажешь , если Дед предложил считать ее секретом. — Пуст ь , — сказала , — это, Колюнька, пока будет нашей тайной. И Колька согласился : — Пуст ь . Теперь он ти,хонечко сидит на стульчике, смотрит в окно и вспоминает Деда и их с Дедом секрет ... — Колюньк, а Колюньк, — т я . хонечко позвал тогда внука Дед , — поди сюда, — и заговор ­ щически подмигнул ему. Колька выскочил за дверь, подтянул штаны, спросил: — Чего? — Слушай , Колюньк, давай я тебя на дерево подсажу, а ты каштанов нарвешь. — Зачем? — спрашивает Колька. — После скажу, — смеется Де д . — Так лезешь или не ле ­ зешь? — Лез у. Колька собирал каштаны в старую дерматиновую сумку с двумя ручками. Клал их осто ­ рожно, опуская худенькую ру­ чонку к самому дну. Когда сум ­ ка наполнилась, спустил ее на веревке Деду. — Ну, — вздохнул Дед . — Теперь пошли. И повел Кольку в старый бар ­ ский сад. ...Эт о было всего две недели назад. Теперь Деда нет. Совсем нет. Кольке это непонятно. И обидно. И даже злит . И, навер ­ ное, потому он решается от ­ крыть Дедов секрет. Пуст ь зна ­ ют! А потом Де д ведь не на ­ совсем спрятал секрет. А толь ­ ко на время . Он ведь сам это сказал — «Пока»! — Тетя Мила, — шепчет Колька тетке на ухо , — а у ме­ ня дедушкин секрет остался . Хочешь скажу? Хочешь?—И т а ­ щит тетку за собой. Сначала из дома. Потом по улице. Потом в бывший помещичий сад. — Туточки вот дедушкин се ­ крет. Честное слово, туточки. II приседает на корточки, и гладит ручонкой невысокие зем ­ ляные бугорки, и говорит , гово­ рит; — Дед меня на дерево поса ­ дил. Я каштаны рву и в сумку кладу. Рв у и в сумку кладу. Во ...о сколько насобирал. — Колька разводит руки в сторо­ ну, смотрит сначала на одну, потом на другую и раздвигает их еще дальше. — А потом мы их здесь посадили. Все-все. До капелечки. Тетка Мила слушает Кольку и живо представляет Дед а . Слышит его голос... — Тут , Колюнька, и будет наш секрет. Ин одной живой душе о нем не скажем. Будешь ты расти, а вместе с тобой бу­ дут расти и каштаны. А когда большими станут , приведем сю­ да мать с отцом, покажем им каштаны и скажем: «Эт о наша рощица. Мы ее посадили». И станут мать с отцом радовать ­ ся . Тетка Мила не сразу услыша ­ ла Кольку. — Только ты никому не го­ вори про дедушкин секрет, л ад ­ но? Это я только тебе... Тетка Мила подхватила Коль ­ ку на руки и крепко прижала к себе. — Ладно, Коленька, ладно,— шептала и плакала. Откуда было знать Кольке, что много лет назад Де д почти такой же секрет подарил тетке Милиной дочке. Каждую весну он приводил внучку к груше-дичку, посажен ­ ной в саду, надрезал кору, вкладывал туда почку и гово ­ рил: — Вот так и ладно будет. Вырастет груша, а на ней вся - кие-разные плоды созреют. Диковинная будет наша гру­ ша. Она впрямь выросла диковин­ ной — на одной ветке Берю зим. няя Мичурина, на другой — уссурийская , на третьей — Бере Боек, на четвертой — Лесная красавица, на пятой — Русская малгоржатка. Откуда только Дед не полу­ чал черенки! Откуда только не привозил их сам и не привози­ ли ему его друзья и знакомые! ...В деревню Колька с теткой Милой возвращались, когда уже вечерело. Колька притих и всю дорогу молчал . Только почти у самого дома приостановился и спросил: — А каштаны без Деда вы ­ растут? — Конечно, вырастут , — от ­ ветила тетка Мила . — Обя з а ­ тельно вырастут . Колька вздохнул. Помолчал и, совсем как Дед , сказал; — Туман на лугу. Значит , на- ране дождя не будет. Тетка Мила взглянула на Кольку и, кажет ся , впервые увидела, как он похож на Д е ­ да. Чут ь вытянутое лицо, не ­ большие серые глаза, прямой нос и родинка у левого глаза. Теперь уже она взяла Коль ­ ку за руку и повела его в ко ­ нец сада , туда , где стояла вы ­ сокая , стройная береза, поса ­ женная Дедом в день ее 17-ле­ тия. Колька видел, как тетка Ми ­ ла обняла березу, прижалась к ней левой щекой и все шеп­ тала: — Ты жи ва ... Ты стоишь!.. ...Береза была еще зе.теная. Только в самом низу -чистья поже.чтелн, и береза мед.Ченно роняла их на землю... А. БОРИНА. М И Ш И Л РАВНОВЕСИЕ Строителям кричали «Браво!» И в тот Торжественный момент Дом сильно покосился вправо — Ушел «налево»... весь цемент . Т Ю Р Ъ1 ПОЛНЕХОНЕК — Вставай! Я заказал такси. Домой поедем. понимаешь? — Ну, понял-понял, не т ря си .. Да не тряси же — расплескаешь! Иван ЧЕРНЯЕВ. РЕП ОРТАЖ САМО Е ЯРКОЕ СЧАСТЬЕ Б ЕЛОРУССКАЯ ССР . На ки­ ностудии «Беларусьфильм» з а ­ кончена экранизация романа Джек а Лондона «Время не ждет». Режиссер двухсерийного цветного телефильма — лауреат Государственной премии БССР Виталий Четвериков. НА СНИМКЕ: кадр из филь ­ ма «Время не ждет». ' Фот охоотша ТАССА — Тихо, ребята. Успокои ­ лись. Внимательно слушайте меня. Помните, о чем мы с ва ­ ми договаривались. Не отвле­ кайтесь. Не упускайте момента вступления. В общем указа ­ ния те же . Теперь встали по ме­ стам. Приготовились. Начали! И полилась песня. ...В концертный зал музыкаль ­ ного училища я пришла в один из сентябрьских Фечеров, когда здесь было организовано оче­ редное занятие детской хоро­ вой студии. На репетиции— старшая груп­ па хора под руководством Л . Р. Петровой. Все занимаются очень увлеченно, потому что любят петь, не могут без музыки. Так они сами заявили в один голос. Репертуар хора разнообразен. Это и веселая , в оригинальной обработке песенка крокодил.з Гены из фильма «Чебурашка», и нежная , словно сам лучик солнца, «Улыбка» Владимира Шаинского. и кантата Алек- санпры Пахмутовой. Вместе с лауреатом Всесо­ юзного конкурса «Молодые го­ лоса» Н. Щербаковым мальчики и девочки поют песню А. Бабад ­ жаняна «Ребят а , которых нет». Серьезно, с желанием все по­ нять, правильно во всем разо­ браться работают юные певцы. Есть еще младшая группа хора — «Колокольчики». Ею ру­ ководит 3 . Н. Володина. Трудо/ 1 юбие и старательность — главное на их репетициях. Поэтому слаженно, на два голо­ са исполняется «Плакучая ива», с удовольствием поются песни «Муха -Цокот уха», «И Сережка Колькин брат», «Солнечный зай ­ чик» композиторов М. Карасе ­ ва, 3. Львова-Компанейца, Б. Витлииа. — Мы принимаем учащихся общеобразовательных школ и малышей из детских садов с ше­ сти до шестнадцати лет. Это способные ребята, серьезно ув ­ лекающиеся песней, игрой на музыкальных инструментах, — сказала руководитель хоровой студии Л . Р. Петрова. Преподаватели училища не только проводят занятия по развитию дарования ребят, но и работают с теми.у кого не очень хорошие данные. В результате со временем у детей выравни­ вается слух и появляется уме ­ ние держать партию. Хоровая студия создана четы­ ре года назад как класс пед­ практики для студентов третье­ го — четвертого курсов. Они и занимаются с ребятами под контролем методистов: ведут теоретические дисциплины, дири- жерско - хоровые отделения. Фортепьяно, домра, баян, ак ­ кордеон — вот инструменты, с которыми дружат начинающие музыканты. Нелегко. Но интересно и увле ­ кательно. Вот почему в любую погоду едут сюда мальчики и девочки. — Дети всегда приходят в добром настроении? — спроси ­ ла я Лаур у Рубеновну. — Всякое бывает ... Приходит ­ ся и убеждат ь , и просить. Музыка — лучший для меня ■ этом помощник. Помните, как у Шекспира: Нет на земле ;«ивого существа Столь жесткого, крутого, адскн-злого. Чтоб не могло хотя на час один В нем музыка свершить переворота, — Мы занимаемся по програм­ ме для хоровой студии. — Очень любим петь новые песни советских композиторов. — Всегда радуемся , если Лаура Рубеновна приносит ин­ тересные произведения, попол­ няющие наш музыкальный запас знаний. Так один за другим, напере­ бой, рассказывали участники хора. В этом году для ребят вновь составляется программа к обла ­ стному фестивалю песни. В нее включены произведения В. Мо­ царта, Ф. Шуберта. М. Глинки, русские народные и советские песни. Усвоена хористами акапелла — сводное исполнение без со­ провождения музыкальных ин­ струментов. 1'усто, сочно, песней словно рисуют ребята. Имен­ но так показана «Липенька» в обработке С. Благообразова ■ фильме о Ельне, сделанном ре­ жиссером В. С. Виноградовым и звукооператором В. В. Мату- севичем в июне 1975 года. — Что же получают окончив­ шие студию? — интересуюсь я. — Прежде всего свидетельст ­ во. И, главное, умение пони­ мать и любить большой, нико­ гда не стареющий мир музыки, — объясняет Лаур а Рубенов ­ на. Студия готовит для училища ребят, которые сдают экзамены без всяких преимуществ вместе с другими. И выдерживают его. Певпы и музыканты студип • выступают на различных вече­ рах, в школах. В 1971 году на заводе «Гид ­ ропривод» они показали кон­ церт для немецкой делегации. Ежегодно все принимают уча ­ стие в неделе музы| (и, которую организовывает городской от ­ дел культуры. Проводятся ими и отчетные концерты в училище. ...Полуторачасовая репети­ ция закончена. Ребята устали. Но они довольны собой и тем, что сделано в тот вечер. Ясные лица, лучистые глаза говорят об их удовлетворенности. Силой, величием и красотой музыки воспитывается человек. Лучше и умнее, чище и чест ­ нее, богаче и прекраснее стано­ вится каждый, у кого душа поет. Недаром совершенная музы ­ ка, по определению Стендаля , «... дает , несомненно, самое яр­ кое счастье...» Н. БЕЛЫХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz