Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

« К Р А СН О Е З Н АМ Я » 13 сентября 1975 года 3 стр хк><><><>ф<><><><>оо<><>о«о<><х>о<>< На этой странице: Питатели о книгах ♦ ^Новинки экрана Поэтическая рубрика^ ><х>о<х><><>оо<><>о<>оо<>оооооо<х> ЧИ Т А Т Е Л И О К Н И Г А Х „НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ 4 4 Эта книга не нуждается в ре­ кламе, потому что она, конечно, не задерживается на прилавках книжных магазинов. Но мне очень хочется сказать всем учи­ телям и родителям; «Не прохо­ дите мимо нее, прочтите и за­ думайтесь чад ее содержани­ ем». Она издана в Воронеже. Написали ее М. Картавцева и О. Чередникова — опытные учителя, влюбленные в свое де­ ло и непримиримые ко всему, что мешает нам жить. На страницах книги ведется взволнованный разговор о том, что сейчас беспокоит многих, а касается всех: о борьбе с без­ духовностью. По жанру этр очерки и бе­ седы, согретые большой лю- б< ^ ю к детям и написанные так эмоционально и поэтично, что книга читается как увлека­ тельная школьная повесть. В предисловии авторы гово­ рят о ее содержании так: «Мы пытались вместе с читателем обратиться к таким проявлени­ ям нравственности, которые не­ обходимы в повседневной жиз­ ни, чтоб «человеку человеком быть»: святость любви, друж ­ бы, добра, ценность женского досюинства, радость встречи с хорошей книгой, любимое дело на земле, счастье отцовства и материнства...». В книге много интересных примеров, взятых из жизни, школьной практики, произведе­ ний художественной литерату­ ры, показывающих образ со­ временной молодежи. Открывается она рассказом об истинно красивых людях, одер жимых высокой идеей служения человечеству, о счастье творче­ ского труда и беззаветной преданности любимому делу. Следующий раздел «Размыш­ ления у книжной полки» — это страстный призыв к людям: «Больше читайте! Обогащайте свой духовный мир! Встреча с умной книгой — большая ра­ дость... Лучшие люди человече ства несут нам через столетия и эпохи свою боль и радость, свое понимание мира, свои поиски истины, надежды и опыт пости жения законов жизни». Не менее велико воздействие на душу человека современных книг, в которых «высок запас нравственной прочности». Эту мысль Марина Игнатьевна Кар ­ тавцева подтверждает интерес ным рассказом об уроке в 10 классе по повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Она ребят просто потрясла, вызвала бур ные споры и заставила о мно гом задуматься, а потом в со ­ чинениях сделать правильный вывод; «Книга зовет к действи ям, она предостерегает от пас сивности в борьбе со злом». А в следующих главах авто ры показывают нам результа ты такой пассивности в жиз­ ни. Даются страшные картины проявления жестокости у юно шей и подростков: истязание животных, зверское избиение аетей.„ С гневом и возмущением пи­ шут авторы о причинах этого: «Если мы встречаем человека, прокладывающего себе путь в жизни хамством, кулаком, а то и ножом,' не надо спрашивать, откуда такие берутся. Они из детства. Это в детстве не суме­ ли схватить их за руку, остано­ вить, когда они унижали безза­ щитных, издевались над слабы­ ми». Мысль о том, что основы нравственного воспитания закла­ дываются с младенческих лет и только в семье, является центральной в книге. Глубоко ошибаются родители, считающие, что их обязанно­ сти сводятся только к тому, чтобы одеть и накормить ребен­ ка, а воспитанием его займется школа. Авторы не просто со ­ ветуют родителям, как надо воздействовать на душу ребен­ ка и способствовать ее разви­ тию с младенческого возраста. Они взывают к их совести, пре­ дупреждают о серьезных по­ следствиях родительского рав­ нодушия и бездумности. Очень интересны главы о любви и дружбе старшекласс­ ников, о женском достоинст­ ве и чести, необходимости воспитания чувств у молодежи. Большое внимание уделено так ­ же вопросам семейного воспи­ тания. Какова роль семьи в нравственном развитии ребен­ ка? Из чего складьгеается авто­ ритет родителей? Каким должен быть семейный микроклимат? Ка­ кова роль отца в семье? Что и как нужно давать детям из сво­ его опыта? На все эти вопросы А\ . И. Картавцева и О. М. Че- редникова отвечают откровен­ но, доброжелательно и без на­ вязчивой назидательности. Они зовут людей быть непримири­ мыми ко всякой грубости, ду ­ шевной безграмотности и чер­ ствости, они за то, чтобы в на­ ших семьях царили доброта и труд, бережное отношение чле­ нов семьи друг к другу, чтобы каждый человек чувствовал свою большую ответственность за судьбу не только своего, но и чужого ребенка. В книге поднимается еще один важный вопрос; о необхо­ димости учиться тому, как вос­ питывать, постоянно обогащать свой внутренний мир, не позво­ лять душе лениться. «От учителей, воспитателей, родителей требуется огромная духовная культура — воору­ женность запасом знаний, нрав­ ственной силы. Задача номер один — воспитание самих вос­ питателей». Закрывая книгу, с благодар ­ ностью думаешь об авторах, об их постоянной заботе о судьбах юных, о подготовке их к жиз­ ни. Хотелось бы верить, что она найдет пути к сердцу каждого читателя и станет доб­ рым другом всех, кого волну­ ют сложные вопросы коммуни­ стического воспитания. А. БИРЮКОВА, преподаватель музыкального училища, член общества «Знание». Н ОВ Ы Е СТ И Х И А Н А Т О Л И Я Д О Б Р И Н А ____ МЕЛОЧЕЙ ВОДОВОРОТ Жизнь мелочевщиной забита, И главное почти забыто. П о ч т и з а б ы т о е п р и т о м о т к л а д ы в а ю н а « п о т о м » . И бодрых нет уже речей словесного того куражу... И, кажется, уже — не слажу с тысячами мелочей, ни дней не хватит, ни ночей...* И получается — нескладное: важна как будто мелочь каждая, а то, что главное, что важное, я на «потом» опять откладываю, и в главном сам себя обкрадываю. И понимаю, что «потом» — есть формула самообмана. И, как ни страшно, как ни странно, в решеньи очень не простом, откладываю — на «потом». Мелочей водоворот... В такой попал я оборот. Но вырвусь — разом все заброшу! ...Себя, наверно, огорошу. ГРАНИЦА Памяти погибших в борьбе с фашизмом, борьбе с реакцией. Граница есть, Невидимая глазу ничьему, — по человечеству проходит по всему Я не о той границе, что — по морю и по суше, я о границе той, что разделяет души! По их безмерности проходит, их безбрежности. Не по формальной принадлежности, и не по будням вовсе напряженным. Проходит по надеждам и молитвам, по совести, по нервам обнаженным, по революциям и битвам! Граница есть. Черта. Рубеж. Между добром и злом. И меж неправедным и правотой... Я о границе той, где буднично дымят в истории инквизиции костры и крематории, — (деталь коричневого ада...) Я о границе той, которая, — взгляни! — невидимая словно баррикада: Вот «мы», а вот «они»! И по ту сторону кто —враг! В глухой борьбе пощады нет! Как примиренья тому нет, что—смерть, война, оковы, мрак, и — мир, и жизнь, свобода, свет! м и н и А ПОРЫ ПАРАДОКС Лень, кажется, была мала. А лодыря... большого родила. ПОПРАВКА Зря В народе говорится: Дело мастера боится. Тезис явно устарел — Мастер наш... боится дел. СКАЗКА И БЫЛЬ Когда-то нам бабушка говорила: «Сорока-ворона кашку варила...» Теперь эта сказка с реальной основой: Сорока — Шеф-повар в нашей столовой. Печется о нас. Как о детках мамаша, — В меню ежедневно Все каша да каша. И. ЧЕРНЯЕВ. К И Н О „В ЕЙ , ВЕТЕРОК!*' Скоро в кинотеатре «Россия» будет демонстрироваться новый цветной, широкоформатный ху­ дожественный фильм «Вей, ве­ терок», поставленный по моти­ вам пьесы народного латыш­ ского поэта Яна Райниса. Это печальная история о горь­ кой любви сироты Байбы к красавцу удальцу Улдису. Действие пьесы происходит в далекие языческие времена. На экране герои Райниса в ста­ ринной одежде, в окружении свежей, не тронутой еще циви­ лизацией природы. По Даугаве плывут разукра­ шенные лодки. Это Улдис со своими друзьями едет сватать­ ся к дочери богатой хуторянки Зане, которая ему приглянулась ка ярмарке. Здесь Улдис и за­ мечает юную Байбу. В это время хуторяне гото­ вятся к обручению Улдиса и Зане. Но Улдису уже не до свадьбы: Байба в его сердце. Зане хочет удержать парня лкэ- бой ценой. Но силой любовь не сохранить. И Зане хочет кон­ чить жизнь самоубийством. На берегу реки Байба находит де­ вушку и спасает ее от смерти. Финал фильма воспринимается как светлый си.мвол, как зри­ тельное выражение лейтмотива произведения Райниса: веет ве­ терок, гонит челн, уносит лодку в неведомые, но светлые мор ­ ские дали... В голубой дымке речного тумана исчезает челн Улдиса, гордо держащего на руках обретенное и утраченное сокровище — его невенчанную невесту, бедную Байбу, ту «...что лучшее людское вопло­ тила, то тонкое изящество и скромность, что счастьем чело­ вечество величает». Фильм поставил режиссер Гунар Пиесис. В роли Байбы снялась десятиклассница Эемв- раяьда Эрмале, никогда до это­ го не игравшая даже в школь­ ных спектаклях. Это ее первая роль в кино. Работа увлекла дебютантку, и она решила по­ святить свою дальнейшую жизнь искусству. Заслуженного артиста Латвий­ ской ССР, лауреата премии Ле­ нинского комсомола республики Гирта Яковлева уже хорошо знают кинозрители. Он закон­ чил театральный факультет Лат­ вийской консерватории и сни­ мался в фильмах «Часы капита­ на Энрико» (переводчик), «Ког­ да дождь и ветер стучат в ок ­ но». Но настоящая известность пришла к артисту после испол­ нения роли Иоганна Штрауса в картине «Прощание с Петербур­ гом». В фильме снимаются и дру­ гие популярные актеры. А. ПОПОВА, исполняющая обязанности директора кинотеатра «Россия». «ГЕОРГИНЫ». Фотоэтюд А. Боева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz