Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
« К Р А СН О Е З Н АМ Я » 13 сентября 1975 года 3 стр хк><><><>ф<><><><>оо<><>о«о<><х>о<>< На этой странице: Питатели о книгах ♦ ^Новинки экрана Поэтическая рубрика^ ><х>о<х><><>оо<><>о<>оо<>оооооо<х> ЧИ Т А Т Е Л И О К Н И Г А Х „НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ 4 4 Эта книга не нуждается в ре кламе, потому что она, конечно, не задерживается на прилавках книжных магазинов. Но мне очень хочется сказать всем учи телям и родителям; «Не прохо дите мимо нее, прочтите и за думайтесь чад ее содержани ем». Она издана в Воронеже. Написали ее М. Картавцева и О. Чередникова — опытные учителя, влюбленные в свое де ло и непримиримые ко всему, что мешает нам жить. На страницах книги ведется взволнованный разговор о том, что сейчас беспокоит многих, а касается всех: о борьбе с без духовностью. По жанру этр очерки и бе седы, согретые большой лю- б< ^ ю к детям и написанные так эмоционально и поэтично, что книга читается как увлека тельная школьная повесть. В предисловии авторы гово рят о ее содержании так: «Мы пытались вместе с читателем обратиться к таким проявлени ям нравственности, которые не обходимы в повседневной жиз ни, чтоб «человеку человеком быть»: святость любви, друж бы, добра, ценность женского досюинства, радость встречи с хорошей книгой, любимое дело на земле, счастье отцовства и материнства...». В книге много интересных примеров, взятых из жизни, школьной практики, произведе ний художественной литерату ры, показывающих образ со временной молодежи. Открывается она рассказом об истинно красивых людях, одер жимых высокой идеей служения человечеству, о счастье творче ского труда и беззаветной преданности любимому делу. Следующий раздел «Размыш ления у книжной полки» — это страстный призыв к людям: «Больше читайте! Обогащайте свой духовный мир! Встреча с умной книгой — большая ра дость... Лучшие люди человече ства несут нам через столетия и эпохи свою боль и радость, свое понимание мира, свои поиски истины, надежды и опыт пости жения законов жизни». Не менее велико воздействие на душу человека современных книг, в которых «высок запас нравственной прочности». Эту мысль Марина Игнатьевна Кар тавцева подтверждает интерес ным рассказом об уроке в 10 классе по повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Она ребят просто потрясла, вызвала бур ные споры и заставила о мно гом задуматься, а потом в со чинениях сделать правильный вывод; «Книга зовет к действи ям, она предостерегает от пас сивности в борьбе со злом». А в следующих главах авто ры показывают нам результа ты такой пассивности в жиз ни. Даются страшные картины проявления жестокости у юно шей и подростков: истязание животных, зверское избиение аетей.„ С гневом и возмущением пи шут авторы о причинах этого: «Если мы встречаем человека, прокладывающего себе путь в жизни хамством, кулаком, а то и ножом,' не надо спрашивать, откуда такие берутся. Они из детства. Это в детстве не суме ли схватить их за руку, остано вить, когда они унижали безза щитных, издевались над слабы ми». Мысль о том, что основы нравственного воспитания закла дываются с младенческих лет и только в семье, является центральной в книге. Глубоко ошибаются родители, считающие, что их обязанно сти сводятся только к тому, чтобы одеть и накормить ребен ка, а воспитанием его займется школа. Авторы не просто со ветуют родителям, как надо воздействовать на душу ребен ка и способствовать ее разви тию с младенческого возраста. Они взывают к их совести, пре дупреждают о серьезных по следствиях родительского рав нодушия и бездумности. Очень интересны главы о любви и дружбе старшекласс ников, о женском достоинст ве и чести, необходимости воспитания чувств у молодежи. Большое внимание уделено так же вопросам семейного воспи тания. Какова роль семьи в нравственном развитии ребен ка? Из чего складьгеается авто ритет родителей? Каким должен быть семейный микроклимат? Ка кова роль отца в семье? Что и как нужно давать детям из сво его опыта? На все эти вопросы А\ . И. Картавцева и О. М. Че- редникова отвечают откровен но, доброжелательно и без на вязчивой назидательности. Они зовут людей быть непримири мыми ко всякой грубости, ду шевной безграмотности и чер ствости, они за то, чтобы в на ших семьях царили доброта и труд, бережное отношение чле нов семьи друг к другу, чтобы каждый человек чувствовал свою большую ответственность за судьбу не только своего, но и чужого ребенка. В книге поднимается еще один важный вопрос; о необхо димости учиться тому, как вос питывать, постоянно обогащать свой внутренний мир, не позво лять душе лениться. «От учителей, воспитателей, родителей требуется огромная духовная культура — воору женность запасом знаний, нрав ственной силы. Задача номер один — воспитание самих вос питателей». Закрывая книгу, с благодар ностью думаешь об авторах, об их постоянной заботе о судьбах юных, о подготовке их к жиз ни. Хотелось бы верить, что она найдет пути к сердцу каждого читателя и станет доб рым другом всех, кого волну ют сложные вопросы коммуни стического воспитания. А. БИРЮКОВА, преподаватель музыкального училища, член общества «Знание». Н ОВ Ы Е СТ И Х И А Н А Т О Л И Я Д О Б Р И Н А ____ МЕЛОЧЕЙ ВОДОВОРОТ Жизнь мелочевщиной забита, И главное почти забыто. П о ч т и з а б ы т о е п р и т о м о т к л а д ы в а ю н а « п о т о м » . И бодрых нет уже речей словесного того куражу... И, кажется, уже — не слажу с тысячами мелочей, ни дней не хватит, ни ночей...* И получается — нескладное: важна как будто мелочь каждая, а то, что главное, что важное, я на «потом» опять откладываю, и в главном сам себя обкрадываю. И понимаю, что «потом» — есть формула самообмана. И, как ни страшно, как ни странно, в решеньи очень не простом, откладываю — на «потом». Мелочей водоворот... В такой попал я оборот. Но вырвусь — разом все заброшу! ...Себя, наверно, огорошу. ГРАНИЦА Памяти погибших в борьбе с фашизмом, борьбе с реакцией. Граница есть, Невидимая глазу ничьему, — по человечеству проходит по всему Я не о той границе, что — по морю и по суше, я о границе той, что разделяет души! По их безмерности проходит, их безбрежности. Не по формальной принадлежности, и не по будням вовсе напряженным. Проходит по надеждам и молитвам, по совести, по нервам обнаженным, по революциям и битвам! Граница есть. Черта. Рубеж. Между добром и злом. И меж неправедным и правотой... Я о границе той, где буднично дымят в истории инквизиции костры и крематории, — (деталь коричневого ада...) Я о границе той, которая, — взгляни! — невидимая словно баррикада: Вот «мы», а вот «они»! И по ту сторону кто —враг! В глухой борьбе пощады нет! Как примиренья тому нет, что—смерть, война, оковы, мрак, и — мир, и жизнь, свобода, свет! м и н и А ПОРЫ ПАРАДОКС Лень, кажется, была мала. А лодыря... большого родила. ПОПРАВКА Зря В народе говорится: Дело мастера боится. Тезис явно устарел — Мастер наш... боится дел. СКАЗКА И БЫЛЬ Когда-то нам бабушка говорила: «Сорока-ворона кашку варила...» Теперь эта сказка с реальной основой: Сорока — Шеф-повар в нашей столовой. Печется о нас. Как о детках мамаша, — В меню ежедневно Все каша да каша. И. ЧЕРНЯЕВ. К И Н О „В ЕЙ , ВЕТЕРОК!*' Скоро в кинотеатре «Россия» будет демонстрироваться новый цветной, широкоформатный ху дожественный фильм «Вей, ве терок», поставленный по моти вам пьесы народного латыш ского поэта Яна Райниса. Это печальная история о горь кой любви сироты Байбы к красавцу удальцу Улдису. Действие пьесы происходит в далекие языческие времена. На экране герои Райниса в ста ринной одежде, в окружении свежей, не тронутой еще циви лизацией природы. По Даугаве плывут разукра шенные лодки. Это Улдис со своими друзьями едет сватать ся к дочери богатой хуторянки Зане, которая ему приглянулась ка ярмарке. Здесь Улдис и за мечает юную Байбу. В это время хуторяне гото вятся к обручению Улдиса и Зане. Но Улдису уже не до свадьбы: Байба в его сердце. Зане хочет удержать парня лкэ- бой ценой. Но силой любовь не сохранить. И Зане хочет кон чить жизнь самоубийством. На берегу реки Байба находит де вушку и спасает ее от смерти. Финал фильма воспринимается как светлый си.мвол, как зри тельное выражение лейтмотива произведения Райниса: веет ве терок, гонит челн, уносит лодку в неведомые, но светлые мор ские дали... В голубой дымке речного тумана исчезает челн Улдиса, гордо держащего на руках обретенное и утраченное сокровище — его невенчанную невесту, бедную Байбу, ту «...что лучшее людское вопло тила, то тонкое изящество и скромность, что счастьем чело вечество величает». Фильм поставил режиссер Гунар Пиесис. В роли Байбы снялась десятиклассница Эемв- раяьда Эрмале, никогда до это го не игравшая даже в школь ных спектаклях. Это ее первая роль в кино. Работа увлекла дебютантку, и она решила по святить свою дальнейшую жизнь искусству. Заслуженного артиста Латвий ской ССР, лауреата премии Ле нинского комсомола республики Гирта Яковлева уже хорошо знают кинозрители. Он закон чил театральный факультет Лат вийской консерватории и сни мался в фильмах «Часы капита на Энрико» (переводчик), «Ког да дождь и ветер стучат в ок но». Но настоящая известность пришла к артисту после испол нения роли Иоганна Штрауса в картине «Прощание с Петербур гом». В фильме снимаются и дру гие популярные актеры. А. ПОПОВА, исполняющая обязанности директора кинотеатра «Россия». «ГЕОРГИНЫ». Фотоэтюд А. Боева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz