Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

« КР АСНОЕ ЗНАМЯ! 30 ав густа 1975 года 2 стр. СЕГО Д Н Я М Ы НЕ НА П А Р А Д Е З а круглым столом „Красно го з н ам е н и " встретились первые стахановцы Ельца и ударники коммунистическо гс тр уд а . в к ан ун сор о к алети я стахан о вск о го движ ения в редак ции го ­ родск ой газеты «Кр асн о е зн ам я» встр етили сь герои п ервых п я­ ти лето к и удар ни к и к оммунистич еск о го тр уда, передовики про ­ и зво дства нынешнего времени. Одни из н и х—свидетели то го , к ак р асп р авляла молодая стр ан а свои к рылья, ак тивные уч астн и к и за ­ вершения технич еск о го перевооруж ения народно го хо зяй ства. Д р уги е — п р о до лж атели и х славно го дела, чьими р ук ами претво ­ р яю тся в ж и зн ь историческ ие решения X X I V съезда К П СС, со ­ здается материально - технич еск ая база построения к оммуни зма в нашей стр ане. Со сто ялась своеобразная встреч а пок олений, на к оторой быв ­ шие стахан о вцы поделились своими воспоминаниями о незабы ­ ваемых г о дах, героич еск их свершениях тех дней , а наследник и их тр удо во й славы р асск азали о то м , к ак они бер егут и р асп р о стр а. ияю т стахан о вск и е тр адиц ии , к ак тр удятся на благо любимой Ро дины . , ТАКНАЧИНАЛОСЬ... в . ПАЛАБУГИН, доцен т п еди н сти тута Сорок лет н азад, в ночь на 31 ав г уста 1935 го да, забой ­ щик донецкой ш ахты «Ц ен т­ р альная — Ирмино» Алек сей Стахан о в выр убил 102 тонны у г ля . Это была невиданная до тех пор п роизводительность тр у ­ да; обыч ная в то время в Д о н ­ бассе выр або тк а была превы ­ шена в 14 раз, а нормы к ап и . тали сти ч еск и х стран перек рыты в 10 раз. Но ч удес здесь не было . Но ­ вая ор гани зация тр уда, приме­ ненная Стахан о вым , — разде­ ление рабо ты забойщи к а и к ре­ пильщи к а — была до ступ н а к аж до м у С невиданной быстро ­ той почин передово го рабочего был подхвач ен во всех о тр ас ­ лях народно го хо зяй ства нашей стр аны . Стахан о вск о е движ ение яви ­ лось зак ономерным следствием социализма в СССР, ли к ви да­ ции эк сп луатато р ск и х к лассо в, повышения к ультур н о - технич е­ ск о го уровня со ветск о го рабо ­ чего к ласса. Все это со здавало благо п р иятные усло вия для подъема творческ ой ак ти вн о сти тр удящ и хся и возник новения новых форм социалистич еск о го соревнования. Во зник новение стахан о вск о го движ ения было обусловлено так ж е и огромной ор гани зато р ­ ск ой и политическ ой работой п артии в м ассах, ее неустанной забо той о воплощении в ж и зн ь ленин ск и х идей стр о и тельства социализма. Стахан о в устан о ­ вил свой рек орд при непосред­ ственной п оддерж к е к оммуни ­ сто в ш ахты , п реж де всего се­ к р етар я п ар тк ома К . Петр о ва и п ар то р га уч астк а М . Дю к ан о ва. Являясь ор ганизатором с та ­ хан о вск о го движ ен и я, п ар тия п о к азала замеч ательное умение п о ддерж ать новый почин рабо ­ ч их. сделать его достоянием тр удящ и хся всей стр аны , на­ п равить новую волну творче­ ской инициативы рабоч их масс на решение важ н ейши х задач социалистич еск о го стр о и тельст­ ва. Огромную роль сы гр ал в этом Пленум Ц К ВК П (6 1 , со ­ сто явший ся в дек абре 19.35 го ­ да. Плен ум о тм етил, что ста ­ хановск ое движ ение п однимает социалистич еск ое соревнование на более высок ий уровень, тес ­ нее связывает его с освоением новой техн и к и , со здает новые стим улы в работе промышле!^ - ности . Это движ ение, ук азал Пле­ н ум , о знач ает «ор ганизацию тр уда по- новому, рацио нали за­ цию техноло гич еск их процес­ сов, правильное разделение тр уда в производстве, осво ­ бож дение к валифиц ированных рабочих о т второстепенной п од­ го тови тельной рабо ты, .лучшую ор ганизацию рабочего места, обеспечение быстр о го ро ста про ­ изводительности тр уда» (« К П СС в резолю циях и п ешениях», изд. 7 . ч . I I I , стр . 268 ). Бо льшую р або ту по развер ­ тыванию стахан о вск о го движ е ­ ния на п р едп р ияти ях города провела Елец к ая п ар тийная ор ­ ган и зац ия. В р езультате уж е к к о нц у 1936 го да на к ож евенном заводе им. Лени на тр удило сь 240 стахано вц ев, а лучшие из них — В. Со к олов и И . Покор- ск ий — были н агр аж дены ор ­ денами Тр удо во го Кр асно го Знамени , 12 рабочих получили значок «Отлич ни к соц иалисти ­ ческ ого соревнования легк ой промышленности». На ж елезнодорож ном узле большо го р азм аха до сти гло движ ение стахан о вц ев - криво- носоБцев. М ашинисты - В. Д р е ­ нов, В. Ер ак си н . М . Чернышев, И . и П . Ш ир яевы водили тя ­ ж еловесные п оезда, увелич и ­ лась ск орость движ ения. Так , м аш и н и ст' По здняк ов о г имени своей паровозной бри га­ ды взял о бязательство рабо ­ тать без захо да в депо для ре­ мон та 60 суто к при норме в 18 суто к . Он обратился ко всем ра­ ботник ам то гдашней М оск овск о - До нбасск о й магистрали с призы ­ вом улуч ш и ть к ач ество рабо ты. Комсомольск ая бри тада п а­ ровоза «Ф Д » машиниста С. П я ­ тина о бязалась води ть поезда по к ольцевому гр афи к у без сры ­ вов, эк ономи ть топливо , довести среднесуточный пробег своего лок омо тива до п яти со т к ило ­ метров. Сло ва крнвоносовцев не разошлись с делом . За три дня бри гадой сэк ономлено 6,5 ЮННЫ то п лива, тс.хннч гсг.ая ск о ­ рость возросла до 48,8 к ило ­ метра в ч ас, что намно го выше установленной нормы. За два ­ дц ать дней паровоз сделал по к о льц у п ять п оездок , а средне­ суточ ный пробег был равен 400 к илометрам при задании 360. В о тдельные дни молодеж ный к о ллек ти в доводил средний пробег паровоза до 550 к ило ­ метров в сутк и . К к онц у второй п ятилетк и 67 работник ов елецк о го узла были н агр аж дены знач к ами удар н и к а или Поч етно го ж елез ­ нодорож ник а. Огромный р азм ах стахан о в ­ ск о го движ ен и я, совершенство ­ вание методов социалистич е­ ск о го соревнования привели к уск оренному р о сту производи ­ тельно сти тр уда. Та к , в Ельце за годы первой п ятилетк и ва ­ ло вая п родук ция промышленно ­ сти увелич илась в 2,7 р аза, а к оличество рабочих — в 2,5 ра­ за. За годы ж е второй п яти ­ летк и вало вая продук ция вы ­ росла в 2,5 р аза, а численность рабочих — на 70 процентов. В наше время социалистич е­ ск ое соревнование получило свое новое развитие в движ е­ нии за к оммунистич еск ое о т­ ношение к тр уду . Но добрые традиции стахан о вц ев продол­ ж аю т ж и ть в производственных к о ллек ти вах. Пам ять о тех. к то был первым в борьбе за массо ­ вый рост производительности тр уда, будет всегда доро га нам. НА ВЫС ОКИХ СКОРОСТЯХ А . И ЛЛАРИОНОВ, к авалер о рдена Ленина, ветеран тр уда Весть о том , что молодой ма- шинист Петр Кривонос по- ско- р о стном у п ровел тяж еловесным п оезд, взбудо р аж ила к оллек тив паровозью го деп о . До то гдаш ­ него времени это было неви- дм н ы м р езультато м . Ведь нам п риходилось водить составы, • е с к о торых не превышал 1,5— 1.7 тысячи тонн , э технич еск ая ск ор о сть со ставляла 24 к ило ­ м етр а в час. Я не ошибусь, если ск аж у, что водить тяж ело весные п оез ­ да на больших ск о р о стях было затаенной меч той мно гих маши ­ нистов, но их сдерж и вали р аз ­ личные устар евшие ин стр ук ции и технич еск ие нормы. Нек о то ­ рые наши паровоз< ники, к ак , нап ример , Виталий Васильевич Ерак син , ещ е ранее намн о го п е ­ р ек рывали и существо вавшие н ормативы. Одн ак о это были робк ие попытк и , а теп ер ь мы твер до убедились в том , что не то льк о мож но , но и нуж но ло ­ мать утвер ди вшиеся суж дени я о ж елезн о до р ож н ом тр ан сп о р ­ те. П ервым и р еш и ли п о ддер ж ать почин Кривоноса ло к ом о ти в ­ ные бри гады Алашинистов В. В. Ер ак сина, А Г. Антонова, М . И Севастьян о ва, к о торые обслу- мохвали один и тот ж е Ком со ­ м о льск е - молодеж ный п аро ­ во з. М не до вело сь работать вместе с этими замеч ательными лю дьми помощни к ом машини ­ ста, и я го рж усь своей прич а­ стностью к событиям тех вели иих дней . Из п ервых рейсов встреч ал нас цветадАИ весь к оллек тив де ­ по, Результаты этих п оездо к п о к азали , что при хорошей о р ­ ганизации тр уда в ум елых р у ­ к ах техник а дает весомую от­ дач у Ск о р о сть движ ения в о з ­ ро сла на 10— 15 к илометро в, а вес к аж до го п оезда увеличился! на 500— 700 тонн . Разум еется, так и е высо к ие п о к азатели не были до сти гнуты то льк о в ое- зультате о дно го ж елания е з ­ дить быстр ее. Тоебоввлось д о ­ ск онально знать материальн ую «асть п арово за, забо тливо уха ­ ж ивать за машиной , оеддивать п ер едо вые методы вож дения поездов и ещ е мно гое др уго е. Ну, а за этим дело не сто яло . За до сти г н уты й усп ех эк и п аж К о м со м о льск е - м о ло деж н о г о ло к омо тива был п оощрен адлм - нистрацией . Всем нам провели радио . Навер ное, н е к аж дый помнит те р еп р о дук то ры ш фо р м е черной тар елк и . Сейч ас н и к о го не удивишь тр ан зи сто ­ ром . И к ое у к о го молодых мой р асск аз вызо вет улыб к у. Но по тем вр емен ам это была большая н агр ада. Кр оме то го , наш парово з вык расили в зе ­ леный цвет, что сч италось зна­ к ом особых заслуг . При выходе на линию нас п роп уск али в п ер ­ вую о ч ер едь. Стахан о вск о е движ ение росло и развивало сь. Вск о р е в дело появились машинисты, к о торых лю бовно называли «п ятадц ати - тысяч ник ами» Их паровозы п роходили без п р ом ьвк и 15 ты ­ сяч к илометр о в , хо тя ее п р еж де п олагалось делать ч ер ез к аж ­ дые 5 тысяч к илометро в. Такой ср о к п робеге обеспеч ивался тщательным ухо дом за к аж ­ дым узло м лок омо тива. Намно ­ го улучшило сь использование п одвиж но го состава, стали пере­ возить бо льше н ар о дн о хо зяй ст­ венных гр узо в . Ср еди слесарей деп о раз ­ вер нуло сь социалистич еск ое со ­ ревнование за повышение про ­ и зводи тельно сти тр уда, улуч ше ­ ние к ач ества ремон та парово ­ зов. И здесь появились свои стахановцы — слесари Геор гий Д.*/ итриевич Обо р о то в , Ви та­ лий Петрович Кр емышев , М иха­ ил Ник олаевич Гершииов и м н о ­ гие др уги е. Очи постоянно р а ­ ботали над повышением своей к валифик ации , осваивали новую техн и к у, к аж дое дело стр еми ­ лись выгю лнить твор ч еск и . Ло к омо тивы, о тр емо н тиро ­ ванные их р ук ами , действовали в пути безо тк азн о . У Д А Ч А ПРИХОДИТ К МАСТЕРУ А , КЛЕВЦОВ. к авалер ордена Ленина, ветеран тр уда Помню , едва тольк о страну о блетела весть о тр удо вом по ­ дви ге до нбасск о го шахтера Алек сея Стахан о ва, у нас в ва ­ гонном деп о со сто ялся митин г . А .перед его нач алом ко мне п о ­ дошел член партийно го бю ро п редп риятия товарищ Д убаев . — Слы хал. Алек сей , к ак ие д е ­ ла вершат п ро стые рабочие п ар ­ ни? — спросил он . — За смен у выполнить ч етырнадцать норм ! Вот это п о - нашему. А затем р азго во р неож идан ­ но п ерешел к моей р або те. Пр едлож ен ие к оммуниста п о д ­ держ ать почин Стахано ва, став ­ шего ср азу знаменитым на всю стр ан у, н еск ольк о смутило меня. Быть п ервым всегда тр уд ­ но , нелегк о сделать первый шаг. Но , с др уго й сторо ны , к ому- то его надо сделать. Ещ е не полностью со знавая все знач ение так о го почина, я ч увствовал, что это большое и сто ящ ее дело Не просто сло ­ мать слож иБШиеся п р едставле ­ ния о технич еск их нормах, о р га­ низации тр уда, хо тя о п р еделен ­ ные наметк и у меня уж е им е ­ лись. Сам а ж и знь п одск азывала нео бхо дим о сть менять стиль р або ты . — Не волнуйся, в случ ае чего к оммунисты тебе п омо гут, — за верил Д убаев . Помои^ ь. действи тельно , о к а­ залась к стати . Кузн еч н о е о б о р у ­ дование по тем временам у м е ­ ня было п о дхо дящим , а вот о р ­ ганизация тр уда не вькдерж ива- ла ник ак ой к ритик и . Слишк ом мно го времени ухо дило на вы­ полнение всп омо гательных о п е ­ раций, немало драгоценных ми ­ нут р асходо вало сь по сущ еству на бесто лк о вую хо дьб у , в р е ­ зультате чего вырабо тк а была невысо к ой . В смен у я делал 18 — 20 р ессо р , но рм у п ер евып о л­ нял и зарабатывал прилично . Но отлично видел свои н еисп ользо ­ ванные р езер вы и знал, что см о ­ гу делать знач ительно больше. Д а и к ак не сделать, если си ­ лен к а в р ук ах есть, да к тому ж е с р емо н том вагонов не уп р авляли сь. С п омощью специалисто в д е ­ по в к узнеч ном о тделении п ро ­ извели п ерепланир о вк у о бо р у ­ дования, установили его по п о ­ точ ному м ето ду. Это дало во з ­ мож ность рациональнее исп оль ­ зовать сво е рабо ч ее вр ем я. А ведь раньше п риходилось от одно го стан к а к др уго м у ходить чуть ли не ч ер ез все о тделе ­ ние. Тольк о это одно о б сто я ­ тельство ск азало сь на моей п ро ­ изводительности тр уда. В следу ­ ю щую ж е смен у я отк овал уж е двадцать шесть рессо р . Пр еж де я мало обращал вни ­ мания на то , в к ак ом п о р ядк е разо гр еваю тся в к алильной п е ­ чи заго товк и деталей для р е ­ монта узло в ед'*онов. Не случ ай ­ но п о том , чтобы о тк о вать, на­ п ример , хомуты р ессо р , прихо ­ дило сь отыск ивать их, п ер ево р а­ чивая все остальные детали , на что так ж е ухо дило немало вре- .меии За сч ет расп олож ения з а ­ готовок при их р азо гр еве в стр о ­ го о п р еделен н ом п о р ядк е я так * ж е повысил п роизводительно сть тр уда. М ой рабочий день обычно п ро тек ал следую щим о бр азом . Получив партию р ессо р , я р ас ­ к лепывал одну из них и прини ­ мался за р емо н т. В п роц ессе р а­ боты го и дело приходило сь м е ­ нять ин стр ум ен т и техн о ло ги ч е ­ ск ую о сн астк у, так к ак выпол­ нял ср азу неск ольк о операций . Ск о льк о деталей недодавал из- за так ой ор ганизации труда? Пришлось и змен ять и ее . Те ­ перь я ср азу раск лепывал всю партию и все остальные виды рабо т выполнял п оо ч ередно . Так ой м ето д тр уда намно го п ро ­ и зво ди тельн ее. • И ср азу вырабо тк а резк о ' по ­ шла ввер х. Уж е ч ер ез неделю я в н еск ольк о раз п ерек рыл п реж нее до стиж ени е, а потом стал давать до десяти норм в см ен у. Разум еется, то были уста­ ревшие норматив^ !, не о твеч а­ ющие тр ебо ваниям то го дн я. Вм е ­ сте с ними менялись и слож ив ­ шиеся взгляды на лю дей . Не ­ р едк о п риходилось ловить на себе к о сые взгляды , слышать за спиной : «Ч :о , ем у больше всех надо?». А то мастер прибеж и т, р угается, заго то во к на тебя, мол, не нап асешься. Поначалу нек о торым в ди к о ­ винк у было : к ак это сам себя в зар п лату ущ ем ляеш ь, ведь р ас ­ ценк и- то сниж аю тся. Но в том- то и была сила стахано вск о го движ ения, что рабочий сам ак ­ тивно боролся за повышение своей п рои зродительности . А за ­ рабатывал я ничуть не меньше, так к ак за сч ет улучшения ор га­ низации тр уда изго тавливал д е ­ талей намно го больше Впро ­ чем это быстро поняли сами р а­ бочие, так что п о следо вателей у меня нашлось до стато ч но .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz