Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 27 августа 1975 года ф 2 стр. ЛУЧШЕ ГОТОВИТЬ ЮНУЮ СМЕНУ А в г у с 1 о в с к о Е С О В Е Щ А Н И Е У Ч И Т Е Л Е Й Состоялось а>густовское совещание учителей . Его открыл пред ­ седатель исполкома горсовета депутатов трудящ ихся В. А . Б е з ­ углый . Собравшиеся обсудили вопросы ; «Задачи педагогических кол­ лективов по совершенствованию уровня обучения и воспитания учащихся в условиях завершения перехода ко всеобщему ср ед ­ нему образованию» и «Роль комсомольских и пионерских о р га ­ низаций в идейно - политическом воспитании и развитии общест­ венной активности школьников». ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С докладом по первому во­ просу выступил заведующий гороно А . И. Самохин . Выполняя решения X X IV съез­ да КПСС и постдновления ЦК КПСС и Совета Министров С С С Р о школе, сказал он, ра­ ботники народного просвеще­ ния добились определенных ус ­ пехов на пути зм ерш ен и я пере­ хода ко всеобщему среднему образованию . В Ельце по раз­ личным направлениям его полу­ чают 93,8 процента от выпуска учащихся восьмых классов, м.з которых дае трети учатся в об ' щеобразовательных школах. Педагогические коллективы ижол №№ 3, 8, 21, 22, 24 еж е ­ годно справляются с планом комплектования девятых клас­ сов. Плохо решают вопросы обеспечения учеников глубоки­ ми и прочными знаниями пед­ коллективы восьмнлетних школ и поэтому ежегодно не выпол­ няют задания по набору учащих­ ся 3 9-е классы . Волнует и то , что не всегда сохраняется контин­ гент. В прошлом учебном году из девяты х классов выбыло 46 человек. Это объясняется поте- , рей чувства ответственности у некоторой части учителей и р у ­ ководителей школ за осущ ест­ вление среднего всеобуча. Гото-' вясь к новому учебному году , школы набрали в девятые к л а с ­ сы 820 человек из 830 по пла­ ну. Необходимо быстрее завер­ шить комплектование , не допу­ стить отсева учащихся . большое внимание до кл ад ­ чик уделил вопросам создания условий для эффективной поста­ новки учебного процесса, широ­ кого использования технических средств обучения, внедрения кабинетной системы организа­ ции занятий. Э то уж е применя­ ют в 8 средних школах из 10, где оформлено 119 учебных ка­ бинетов. Но в большинстве сво­ ем их оборудование примитив­ но. не отвечает современным требованиям Надо быстрее р е ­ шать вопрос о переходе на ка­ бинетную систему. Это забота не только администрации, учите­ лей, но и учащихся , родителей , шефов . Тов. Самохин обстоятельно рассказал об организации учеб ­ но • воспитательного процесса, о контроле за ним и руководстве . Успеваемость за прошлый учеб­ ный год составила 98,7 процен­ та . Д етей , обучавшихся на «4» и «<5», стало больше , чем в предыдущ ем , — 39 процентов. Золотыми медалями награж­ дено 63 выпускника. Похваль­ ные грамото! получили 118 д е ся ­ тиклассников Больших успехов а повышении качества обучения и воспитания добились педкол ­ лективы средних школ № № 3, 21, 22. В школе № 24 у полови­ ны учащихся — хорошие и от­ личные оценки Высокую успе­ ваемость в классах имею т Р. С. бь'ковская , А . М. Климова (шко­ ла № 24), С . А . Гущина (школа № 15), К. Т. Меркулова (школа № 2) и дру гие . Но 8 ряде школ есть сер ь е з ­ ные проблемы в подготовке учащихся по русскому языку , математике и другим предм е­ там . Э то объясняется недостат­ ками в проведении учебного процесса, отсутствием система- тиче-ского повторения и закреп­ ления пройденного . Вооружение учащихся проч­ ными знаниями, умениями и на- вьжоми продолжает оставаться острой педагогической пробле­ мой. Совершенствование уровня обучения во многом зависит от постановки внутришкольного контроля. А действенность его определяется научным уровнем анализа учебного процесса. Между тем з этом есть упу­ щения. Например, в школе N5 23 в плане на 1974— 75 год до ф ев ­ раля не было раздела о конт­ роле и руководстве учебно-вос­ питательным процессом . Воспи- тонне у педагогов ответствен­ ности за качество знаний, ум е ­ ний и навыков учащихся глав­ ные задачи завучей. Надо поза­ ботиться о том , чтобы в каждой шчо.ле они мобилизовали весь педколлектив на совершенство­ вание урока , на повышение его обучающей, воспитывающей и развиваюш.ей роли, на повыше­ ние его результативности . Преподавание любого пред­ мета должно быть построено так , чтобы, выражаясь словами 8 И. Ленина, «коммунизм был бы теми выводами, которые яв­ ляются неизбежными с точки зрения современного образова­ ния» К такой постановке обу­ чения. несомненно, стремятся все. но пока удается это еще не каждому . Не чем иным, как сла­ бой подготовкой некоторых учителей истории и общ ествове­ дения объясняется то, что на их уроках встречаются элементы на­ четничества и формализма в греподавании . Важная роль в об­ щей системе идейно-политиче­ ского воспитания учащихся при­ надлежит формированию комму­ нистической убежденности на примерах жизни и революциоч- ной деятельности В. И. Ленина, на идеях ленинизма. Надо по­ казать школьникам, что все , со­ вершаемое сейчас партией, на­ родом , ^ воплощение в жизнь ленинских заветов , ленинизм в действии. Докладчик привел примеры и факты о том , как школьники привлекаются к общественно-по­ лезному труду , как у ребят вос­ питываются такие высокие нраз- сгвечные .качества, как тр удо ­ любие, чувства дружбы , коллек­ тивизма, товарищеской взаимо­ помощи Но не везде в полной мере используются все возмож­ ности для того , чтобы по-настоя­ щему приобш.ать детей к тр уд у . Так, в лагерях труда и отдыха школ К2 N9 1 и 21 никакой вос­ питательной работы не прово­ дилось , а учителя были просто наблюдателями. 8 завершающем году девятой пятилетки требую т к себе при­ стального внимания и вечерние школы . Первого сентября в них должны сесть за парты 3050 че­ ловек ^ больше . чем в про­ шлом году . Но план набора вы­ полняется с большими трудно ­ стями. Школы надо не только укомплектовать , но и сохранить контингент учащихся, обеспечить хорошую посещаемость и успе ­ ваемость. Завершая переход ко всеоб­ щему среднему образованию, педагогические коллективы д о л ­ жны постоянно совершенство­ вать учебно - воспитательный процесс. с ЗАБОТЫ КОМСОМОЛА И ПИОНЕРИИ С докладом по второму воп­ росу выступил первый секретарь горкома ВЛКСМ Ю , А . Мерных, Он сказал , что в прошлом учеб ­ ном году комсомольские ор га­ низации школ сосредоточили внимание на улучшении качества знаний учащихся. Заметно по­ высилась успеваемость старше­ классников. В большинстве школ успеваю т все члены ВЛКСМ . Действенным средством борьбы за глубокие и прочные знания является участие комсомольцев в Ленинском зачете , который помогает найти эффективны е пу­ ти приобщения их к марксист- ско - ленинской теории , про­ следить отношение каждого к учебе . Заслуживает одобрения опыт комсомольских организа­ ций школ № № 2, 3 , 16, 21, 22, 95, где члены ВЛКСМ являю т­ ся хорошими союзниками педа­ гогических коллективов в борь­ бе за высокую успеваемость . В школах родилось немало новых ф орм работы , одна из которых — общественный смотр знаний. Комсомольцы учатся под девизом «Ни одной двой­ ки , беспощадную борьбу трой­ кам», «Ни одного отстающего рядом !» . Учебный сектор коми­ тета ВЛКСМ школы N9 2 взял на вооружение разнообразные ф о р ­ мы и методы работы : товарищ е­ скую взаимопомощь, предмет­ ные недели, конкурсы и олим ­ пиады по предметам , рейды «КП». Докладчик отметил , что одна из основных задач комсомольских организаций — воспитать у юно­ шей и девушек высокую личную ответственность за овладение прочными знаниями. Это уже становится нормой в жизни ком­ сомольцев средних школ N2 21, № 22, 23. Комитеты ВЛКСМ с та ­ ли больше заботиться о пропа­ ганде успехов лучших учащихся Значительно повысилась роль отличников в жизни школы . Сейчас , как никогда . остро стоит вопрос о дальнейшем по­ вышении личной ответственно­ сти каждого учащегося за каче­ ство учебной деятельности , о глубоком сознании того , что прочные знания сегодня являю т­ ся залогом будущей активности в тр уде и общественной жизни, непременным условием всесто­ роннего развития личности. В сентябре совместно с педагоги­ ческими коллективами комите­ ты ВЛКСМ проведут комсомоль­ ские собрания с повесткой дня «Успехами в учебе и труде встретим X X V съе зд КП С С !» . Предстоит организовать немало и других мероприятий , направ­ ленных на повышение качества знанчй учащихся . Д алее тов. Марных сказал , что комсомольские организации вед у т большую работу по вос- диточию у уча 1 дихся глубокого уважения к труду и людям труда . Во многих школах созданы пунк­ ты профориентации, помогаю­ щие юношам и девушкам в вы­ боре правильного трудового пути. Под знамя Всесоюзного строительного отряда в нашем городе встали девять отрядов старшеклассников , которые оа ботали в совхозе «Лгроном >Ле­ бедянского района. Там ком­ сомольцы не только познают жизнь и закаляют характер , при­ обретают опыт общественной работы , но и готовятся к вступ­ лению в самостоятельную жизнь. Вместе с тем докладчик у к а ­ зал , что комитеты ВЛКСМ еще иеаостаточИо уделяю т внкма- организации свободного времени учащихся. Предстоит еще многое сде ­ лать, чтобы каждая школа стала настоящим центром воспитатель­ ной работы в микрорайоне. Партия, продолжал т. Марных. дала комсомолу ответственное поручение — быть коллектив­ ным вожатым Всесоюзной пио­ нерской организации имени б. И. Ленина. Комитеты ВЛКСМ , советы пионерских дружин с тр е ­ мятся строить работу так, чтобы каждый отряд жил кипучей, ув ­ лекательной жизнью , вместе с учителями прививал юным л е ­ нинцам высокую культуру пове­ дения , являлся школой воспита­ ния советской гражданственно­ сти. По итогам марша «Всегда готов!», посвященного 30-летию Победы , восьми пионерским дру- жинам присвоено звание «Пра­ вофланговая» . Главной фигурой в работе с юными ленинцами был и остается вожатый. От его теоретической под''Отовки, прак­ тических навыков и умения во многом зависит жизнь дружины , отряда . Общие задачи горкома ВЛКС/Л, городского совета пио­ нерской организации, педагогов — закрепить пионерские кадры , помочь им совершенствовать мастерство , повышать их ответ­ ственность за воспитание ини­ циативных, влюбленных в свое дело ребячьих комиссаров . Доб­ рыми друзьями ребят стали комсомолки вожатые школ № № 16. 21. 23, 94, 97 Р, Рюми­ на. Н. Чернова, Н Кузнецова. А . Курбангалиева, Л. Костенько- ва. В заключение тов. Марных сказал , что ЦК ВЛКСМ объявил соревнование комсомольцев , молодых тружеников за почет­ ное право подписать рапорт Ле­ нинского комсомола X X V съезду КПСС В классных и школьных комсомольских организациях не­ обходимо добиваться . чтобы старшеклассники глубоко созна­ тельным отношением к труду , учебе, активным участием в о б ­ щественной жизни внесли вклад в коллективный комсомольский подарок предстоящему съезду КПСС . о ЧЕМ ГОВОРИЛИ в ПРЕНИЯХ Первым в прениях выступил • директор средней школь> N9 1 С . С . Шиков, который рассказал о системе работы в их коллек- т--ве по завершению перехода ко всеобщему среднему обра­ зованию. Она включает глубокие знания документов партии и поэвительства по этому вопросу, четкое составление годового плача и выполнение его . н ад ле ­ жащий контроль за учебно-вос­ питательным процессом , помощь учителям и многое др у го е . О со ­ бое внимание уделяе тся повы­ шению методического мастерст­ ва преподавателей , пропаганде передового опыта. О работе администрации и пе­ дагогического коллектива по со ­ вершенствованию уровня обу­ чения и воспитания говорила завуч средней школы N9 24 Л . С . Дугина . Главным в борьбе за глубокие и прочные знания д е тей каждый считает высокое ка­ чество урока и многое делает, чтобы добиться этого . А к ­ тивно работают методические предметные комиссии, хорошо оборудован методкабинет, ор га­ низуется взаимопосещаемость уроков . Учителя постоянно за­ нимаются самообразованием . На повышение уровня обучения и воспитания направлена и вся си ­ стема внеклассных мероприятий . В школе работают 12 предмет-. ных кружков и факультативов. И результаты видны. Учащиеся становятся победителями город­ ских математических и химиче­ ских олимпиад. Заботясь о раз- в«<»зающем обучении, учителя стали шире практиковать само ­ стоятельные работы учащихся, совершенствуют методику их проведения. Использование уроков исто­ рии и обществоведения в идей­ но • политическом воспитании учащихся — этому посвятила сысгулление преподаватель средней школы N9 23 Н. П. Жу- иозская . А заслуженная учитель­ ница республики С . С . Хреннм- вева ознакомила участников с о ­ вещания с опытом учителей ш ко­ лы М9 15 по формированию на уроках литературы идейной убеж денной личности Старшая во­ жатая школы N9 8 В. В. Кома- рмчева рассказала о роли пио­ нерской организации в идейно- политическом воспитании уча­ щихся. а секретарь парторгани­ зации школы № 22 Т. С . Нови­ кова — о работе администрации по подбору , расстановке и вос­ питанию педагогических кадров. В прениях также приняли уча ­ стке А . И. Святкмн — ректор пединститута, А . В. Бабкин — председатель обкома проф сою ­ за работников просвещения. Выступая на совещании, зам е ­ ститель председателя исполкома горсовета В. И. Богдан подчер­ кнула, что в решении задачи по ззвершению перехода ко все­ общему среднему образованию важная роль принадлежит ма­ териальной базе, которую руко­ водители школ и шефствующих предприятий должны постоянно укреплять Многое надо сделать учителям вечерних школ, где преобладающей оценкой пока остается тройка, по повышению качества знаний учаш/ихся, по предупреждению отсева Группе учителей вручены по­ метные грамоты Министерства просвещения РСФ С Р , облоно и обкома работников просвеще­ ния. К совещанию была приуро­ чена выставка, отражающая ра­ боту школ по подготовке юных к жизни, к труду . Учителя при­ няли участие в работе секций

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz