Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 18 января 1975 года 3 стц. ПАТРПОТ 3 0 - л е т ш х о П о б е д ы ш о с я м щ а е т с л п е р в ы й б о й Читателям нашей газеты хорошо известно имя Героя Совет­ ского Союза Н. М. Репина. Уроженец Орловской области, он уже более пятнадцати лет живет а Ельце. В последнее время Николай Михайлович работал учителем в средней школе Н9 97. Сейчас он — на пенсии, однако связей с молодым по­ колением не порывает. Он — частый гость в учебных заве ­ дениях города. Его рассказы о боевых делах однополчан, о жарких схватках в воздухе с немецкими фашистами вызы­ вают у ребят чувстве гордости за свою Родину, за советский народ, принесший миру избавление от фашизма. Предлагаем вашему вниманию эпизод из начального пе­ риода военной биографии Н. М. Ролика, Ноябрь 1941 года. С полевого аэродрома под Ростовом взле ­ тает бомбардировщик ПЕ-3. Под плексигласовым колпаком кабины — двое; командир са­ молета старший лейтенант Шап- ко и штурААон сержант Н. М. Ролия. Стрелок - радист на са ­ молетах • этого типа отсутство­ вал. Вместо него на бомбарди ­ ровщике устанавливался допол­ нительный бак с горючим, и это позволяло использовать его в качестве разведчика. Боевое задание экипажу — патрулиро­ вание железной дороги, соеди ­ няющей Ростов со Сталингра­ да'**- Низко, почти над самолетом, шедшим на высоте 500 метров, нависли тяжелые тучи. Корабль бросало в «воздушные ямы», туман и дождь до предела ог­ раничивали видимость. Время от времени склоняясь над кар ­ той и уточняя по ней курс, Ре ­ лин не забывал и о друге ей обязанности: наблиш1||ИЧ' за верхней полусферой.» Именно оттуда, из облаков, грозила опасность. Хуже верго, если это будут «мессершми^ы». Тихоход­ ная по сравнению с истребите­ лями «пешка» станет для них легкой добычей. Страха Ролин не чувствовал. Не потому, что в его характере было что-то гс;50ическое (в жизни его не без основания считали очень тихч.ч и застеч- чивым человеком). просто в полете он не думал ни о чеч другом, как о выполнении бое ­ вого задания. В этом, может быть, и таились истоки его храбрости и «удачливости», о которых через несколько лет е полку, да и во всей их 276 бом ­ бардировочной авиадивизии хо­ дили настоящие легенды. Многие летчики, е общем-то далекие от всяких суеверий, считали для себя счастьем ле ­ тать в звене или в эскадрилье, где штурманом был Ролин, ибо все самолеты, вылетавшие с ним на задания, как правило, возвращались на свои базы, И даже в тот далекий весенний день 1945, когда он вел на бом ­ бежку хорошо защищенного вражеского аэродрома Нойтиф передовук) девятку бомбарди­ ровщиков ПЕ-2, в полку обо ­ шлись без потерь. Но все это ему еще предсто­ ит. А в тот момент он ничего не знал ни о славе, ожидаю- шей его впереди, ни о горьких утратах, которых будет так много- на фронтовых дорогах, ни о том даже, чем закончится их нынешний полет... Перед станцией Пролетар­ ской он услышал по переговор­ ному ■устройству встрево.жен- ный голос командира самолета: — «Юнкере» прямо по кур­ су. Атакую! Хотя Николай Михайлович уже давно готовился к встрече с противннко.м, е его сердце что-то дрогнуло: недаром гово­ рится, что первый бой — самый трудный. Прильнув к прицелу, он с нетерпением ждал появ­ ления вражеского бомбарди­ ровщика. Штурман не видел, как «Ю-88», вьтырнувший перед этим из облаков, сбросил бом ­ бы на вокзал и, уклоняясь от встречи с более маневренным советским самолетом, скольз­ нул вверх. Пулеметная очередь, пущенная ему вслед Шапко, не достигла цели. Сделав круг над станцией и с болью отметив разрушения, произведенные на земле фаши­ стским стервятником, экипаж ПЕ-3 решил продолжить полет вдоль железной дороги. Оба они считали, что немцы, окры­ ленные недавним успехом, не захотят сбросить оставшиеся бомбы вслепую, а попытаются нанести удар по какому-нибудь важному обьекту. Наиболее ве ­ роятным было предположение, что им окажется расположеч- ный в шести километрах от Пролетарской мост через реку Маньж. К нему-то старший лей­ тенант и направил самолет. Мост остался у «ПЕ-3» поза ­ ди, а «юнкерса» все не было видно. Но вдр-уг так же неожи­ данно, как и в первый раз, на встречном курсе он выскочил из облаков. Не ожидая, по-види­ мому, нос к носу встретиться здесь со своим преследовате­ лем, пилот «Ю-88» на какую-то .долю секунды опоздал пустить в ход свое более мощное пу­ шечное вооружение, и Шапко первым открыл огонь из пуле­ метов. «Юн.керс» резко свер ­ нул вправо и на мгновение по­ пал под о.-онь Ролина. С на­ слаждением нажимая гашетку, тот почти физически ощущал, как невидммая гпаэсч.\ пулевая трасса впивается в бок воздуш­ ного разбойника, Задымив, са­ молет с черныААк крестами на крыльях пошел вниз. Так Николай Михайлопич одержал свою первую победу нал врагом. А. СЛОБОДСКИЙ Дело было летом. Автобус шел по шестому маршруту. Ут­ ренний час лик прошел. Пасса­ жиров было немного. Несколь­ ко женщин с больши.мн сумка­ ми оживленно разговаривали, готовясь к выходу. Две девоч­ ки о чем-то секретничали меж­ ду собой. Селой мужчина с тре­ мя ряаами орденских планок и шрамом через всю щеку читал газету. Заднее сиденье было занято группой юношей. На коленях у одного из них лежал портатив­ ный магнитофон. И вдруг салон автобуса на- полнн.тся музыкой. Негромкой, но подавившей все шумы. Женщины, стоящие у выхода, прекратили разговор. Девчонки перестали шушу­ каться. А мужчина со шрамом опу­ стил газету и повернулся к ре­ бятам. Умерли все ЗВУКИ. Оставалась только музыка Знакомое вступ- лсине должно было вылиться в I песню, которую ожидал каждый ! ИТ нас, I Мелодия росла и крепла. «Где I ж вы? Где ж вы, очи карие?»— Г. ПЕТРОВ П А М Я Т Ь Б Ы Л Ь мягко и проникновенно, начал несильный мужской голос. — — «Впереди страна Болгария, Позади — река Дунай»... Влажно блеснули глаза муж­ чины со шрамом. Он поднялся с сиденья и прошел к зад ­ ней площадке. Юноши одновре­ менно поднялись, предлагая ему место. Он движением руки посадил их. Автобус остановился, но из него никто не вышел. Еще не­ сколько человек поднялись в салон И. подчинясь уже па­ рившему настроению, прислу­ шались к песне. — Н под звездами балканскими Вспоминаю неспроста Ярославские, рязанские Да смоленские места, — с не­ скрываемой грустью продолжал певец. Мужчина со шрамом стоял, держась за поручень. Глаза его были закрыты. Он думал о вой­ не, о далекой молодости, остав. шейся на ее нелегких дорогах, о друзьях, так и не увидевших Победы. А в салон пришла уже дру­ гая песня; — «Майскими короткими ночами. Отгремев, закончились бои...» -Автобус вновь остановился. Прежде чем выйти, мужчи­ на пожал руки ребятам. И, уже опустившись на нижнюю сту­ пеньку, обернулся н сказал; — Спасибо. ...Несколько месяцев прошло с тех пор. И когда я иду по го­ роду и встречаю группу моло­ дежи. то пристально всматри­ ваюсь в их лица. Мне очень хо­ чется еще раз увидеть тех, с кем однажды посчастливилось ехать в одном автобусе. Я верю в эту встречу. ФРО НТОВЫЕ С самого начала нашей встре­ чи меня не покидаЖА чувство, что я уже когда-то встречался с этим человеком. Вспомнил: в местном краеведческом музее есть стенд, гюсвященный заво­ ду тракторных гидроагрегатов, и в самом центре его — пор­ трет лучшего рационализатора Владимира Анатольевича Си­ доренко. ...Глядя не него, не скажешь, что ему скоро 70 лет. Средне­ го роста, широкоплечий. О та­ ких в народе говорят, что у него широкая кость. Волевое лицо, движения неторопливые, продуманные, и по ним угады­ вается большая внутренняя си­ ла этого челсеека. Только седые волосы, обрамляющие высокий лоб, да глубоко залегшие мор ­ щины говорят, что обладатель их прожил большую, полную событиями жизнь. Рассказывая о суровых годах войны, он несколько раз под­ черкнул; — Никаких подвигов я не совершал. Делал то, что от ме­ ня требовалось, что нужно бы­ ло для Победы, в которую мы свято верили с первого боя. ...В 1939 году главного меха­ ника елецкого кожевенного за ­ вода Владимира Анатольевича Сидоренко призвали на пере ­ подготовку. Он принял участив в освободительном походе Красной Армии в Западную Ук­ раину и Западную Белоруссию, после чего остался в кадрах. Памятное на всю жизнь утро 22 июня 1941 года застало толь­ ко что назначенного заместите­ ля командира танкового ба ­ тальона в Белостоке. — Чувствовали мы, что вой­ на приближается, и все-таки за ­ стала о 1 ча нас врасплох, — с горечью в голосе вспоминает стаоый солдат. Ведя изнурительные бои с чи- с.^ечно превосходящим против­ ником, часть отходила на во­ сток. Батальон в первые же дни потерял более половины лично­ го состава и техники. В первой ооте оставалось три машины. Оторванные от баз снабжения, лишенные регуляоного обеспе­ чения горючим, боеприпасами и запасными частями, под Мин­ ском танкисты попали в окру­ жение. В тяжелом бою при вы­ ходе из него заместитель ко­ мандира батальона был тяжело ранен и контужен. После длительного лечения Владимио Анатольевич попал во вновь формирующуюся танко­ вую бригаду, которой командо­ вал тогда еще генерал, ныне главный маршал бронетанковых бойск П_ А. Ротмистров. В июле 1942 года соединение вело тяжелые о6оронительнь?е бои, сдерживая наступление фашистских войск в направле­ нии Сталинграда. На вооруже­ нии бригады находились танки «Т-34». — Веселее стало воевать, — улыбаясь, говорит Владимир Анатольевич. — Научились мы бить фашистов. После завершения Красной Армией окружения вражеских войск в районе Сталинграда немцы предприняли попытку деблокировать свою группиров­ ку. Танковый клин Манштейна медленно вдавливался в нашу оборону. На его пути встала бригада генерала П. А. Ротмист­ рова. Основное сражение про­ изошло у города Котельникове. Замысел врага по прорыву кольца окружения сорвался. Бригада была переименована в 3-й гвардейский Котельников- ский корпус. Вместе со всеми громил не­ навистных захватчиков и наш земляк, гвардии старший лей­ тенант Сидоренко. По оконча­ нии величайшей битвы на гру­ ди заместителя командира ба ­ тальона засверкал орден Крас­ ной Звезды. Когда я его спросил, за какой подвиг он его получил, то ус­ лышал в ответ: — А подвига не было. Бьтл тяжелый солдатский труд. . Перед самой Курской битвой танковая колонна батальона на марше под Обоянью попала под бомбежку. Одним из взры­ вов сорвало башню танка, в ко­ тором находился Владимир Ана­ тольевич. Госпитали, госпита­ ли... Ему посчастливилось после выздоровления: он попал • свою часть. Вместе с нею про­ шел до Вены. Двумя орденами Отечествен­ ной войны отметила Родина заслуги своего воина. После войны Владимир Ана­ тольевич был эвмветителем директора танкового ремонтно­ го завода. Но старые раны го­ ворили за себя. В 1955 году гвардии инженер-подполковник В. А. Сидоренко приказом ми­ нистра обороны был уволен • запас. Он опять вернулся в родной Елец и начал работать по своей специальности. Сейчас он воз ­ главляет компрессорный цех завода тракторных гидроагрега­ тов. Характерно, что все уста­ новки монтированы при его личном участии. К боевым на­ градам (а их одиннадцать) при­ бавилась юбилейная Ленинская медаль. По пути отца пошел и сьж — Владимир Владимирович Сидо­ ренко. Он подполковник-ин­ женер авиации, занял место от­ ца 8 строю стоящих на страже мира. Г. СКАРЕДНОВ. На снимке: Владимир тольееич Сидоренко. Ане-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz