Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 18 января 1975 года 3 стц. ПАТРПОТ 3 0 - л е т ш х о П о б е д ы ш о с я м щ а е т с л п е р в ы й б о й Читателям нашей газеты хорошо известно имя Героя Совет ского Союза Н. М. Репина. Уроженец Орловской области, он уже более пятнадцати лет живет а Ельце. В последнее время Николай Михайлович работал учителем в средней школе Н9 97. Сейчас он — на пенсии, однако связей с молодым по колением не порывает. Он — частый гость в учебных заве дениях города. Его рассказы о боевых делах однополчан, о жарких схватках в воздухе с немецкими фашистами вызы вают у ребят чувстве гордости за свою Родину, за советский народ, принесший миру избавление от фашизма. Предлагаем вашему вниманию эпизод из начального пе риода военной биографии Н. М. Ролика, Ноябрь 1941 года. С полевого аэродрома под Ростовом взле тает бомбардировщик ПЕ-3. Под плексигласовым колпаком кабины — двое; командир са молета старший лейтенант Шап- ко и штурААон сержант Н. М. Ролия. Стрелок - радист на са молетах • этого типа отсутство вал. Вместо него на бомбарди ровщике устанавливался допол нительный бак с горючим, и это позволяло использовать его в качестве разведчика. Боевое задание экипажу — патрулиро вание железной дороги, соеди няющей Ростов со Сталингра да'**- Низко, почти над самолетом, шедшим на высоте 500 метров, нависли тяжелые тучи. Корабль бросало в «воздушные ямы», туман и дождь до предела ог раничивали видимость. Время от времени склоняясь над кар той и уточняя по ней курс, Ре лин не забывал и о друге ей обязанности: наблиш1||ИЧ' за верхней полусферой.» Именно оттуда, из облаков, грозила опасность. Хуже верго, если это будут «мессершми^ы». Тихоход ная по сравнению с истребите лями «пешка» станет для них легкой добычей. Страха Ролин не чувствовал. Не потому, что в его характере было что-то гс;50ическое (в жизни его не без основания считали очень тихч.ч и застеч- чивым человеком). просто в полете он не думал ни о чеч другом, как о выполнении бое вого задания. В этом, может быть, и таились истоки его храбрости и «удачливости», о которых через несколько лет е полку, да и во всей их 276 бом бардировочной авиадивизии хо дили настоящие легенды. Многие летчики, е общем-то далекие от всяких суеверий, считали для себя счастьем ле тать в звене или в эскадрилье, где штурманом был Ролин, ибо все самолеты, вылетавшие с ним на задания, как правило, возвращались на свои базы, И даже в тот далекий весенний день 1945, когда он вел на бом бежку хорошо защищенного вражеского аэродрома Нойтиф передовук) девятку бомбарди ровщиков ПЕ-2, в полку обо шлись без потерь. Но все это ему еще предсто ит. А в тот момент он ничего не знал ни о славе, ожидаю- шей его впереди, ни о горьких утратах, которых будет так много- на фронтовых дорогах, ни о том даже, чем закончится их нынешний полет... Перед станцией Пролетар ской он услышал по переговор ному ■устройству встрево.жен- ный голос командира самолета: — «Юнкере» прямо по кур су. Атакую! Хотя Николай Михайлович уже давно готовился к встрече с противннко.м, е его сердце что-то дрогнуло: недаром гово рится, что первый бой — самый трудный. Прильнув к прицелу, он с нетерпением ждал появ ления вражеского бомбарди ровщика. Штурман не видел, как «Ю-88», вьтырнувший перед этим из облаков, сбросил бом бы на вокзал и, уклоняясь от встречи с более маневренным советским самолетом, скольз нул вверх. Пулеметная очередь, пущенная ему вслед Шапко, не достигла цели. Сделав круг над станцией и с болью отметив разрушения, произведенные на земле фаши стским стервятником, экипаж ПЕ-3 решил продолжить полет вдоль железной дороги. Оба они считали, что немцы, окры ленные недавним успехом, не захотят сбросить оставшиеся бомбы вслепую, а попытаются нанести удар по какому-нибудь важному обьекту. Наиболее ве роятным было предположение, что им окажется расположеч- ный в шести километрах от Пролетарской мост через реку Маньж. К нему-то старший лей тенант и направил самолет. Мост остался у «ПЕ-3» поза ди, а «юнкерса» все не было видно. Но вдр-уг так же неожи данно, как и в первый раз, на встречном курсе он выскочил из облаков. Не ожидая, по-види мому, нос к носу встретиться здесь со своим преследовате лем, пилот «Ю-88» на какую-то .долю секунды опоздал пустить в ход свое более мощное пу шечное вооружение, и Шапко первым открыл огонь из пуле метов. «Юн.керс» резко свер нул вправо и на мгновение по пал под о.-онь Ролина. С на слаждением нажимая гашетку, тот почти физически ощущал, как невидммая гпаэсч.\ пулевая трасса впивается в бок воздуш ного разбойника, Задымив, са молет с черныААк крестами на крыльях пошел вниз. Так Николай Михайлопич одержал свою первую победу нал врагом. А. СЛОБОДСКИЙ Дело было летом. Автобус шел по шестому маршруту. Ут ренний час лик прошел. Пасса жиров было немного. Несколь ко женщин с больши.мн сумка ми оживленно разговаривали, готовясь к выходу. Две девоч ки о чем-то секретничали меж ду собой. Селой мужчина с тре мя ряаами орденских планок и шрамом через всю щеку читал газету. Заднее сиденье было занято группой юношей. На коленях у одного из них лежал портатив ный магнитофон. И вдруг салон автобуса на- полнн.тся музыкой. Негромкой, но подавившей все шумы. Женщины, стоящие у выхода, прекратили разговор. Девчонки перестали шушу каться. А мужчина со шрамом опу стил газету и повернулся к ре бятам. Умерли все ЗВУКИ. Оставалась только музыка Знакомое вступ- лсине должно было вылиться в I песню, которую ожидал каждый ! ИТ нас, I Мелодия росла и крепла. «Где I ж вы? Где ж вы, очи карие?»— Г. ПЕТРОВ П А М Я Т Ь Б Ы Л Ь мягко и проникновенно, начал несильный мужской голос. — — «Впереди страна Болгария, Позади — река Дунай»... Влажно блеснули глаза муж чины со шрамом. Он поднялся с сиденья и прошел к зад ней площадке. Юноши одновре менно поднялись, предлагая ему место. Он движением руки посадил их. Автобус остановился, но из него никто не вышел. Еще не сколько человек поднялись в салон И. подчинясь уже па рившему настроению, прислу шались к песне. — Н под звездами балканскими Вспоминаю неспроста Ярославские, рязанские Да смоленские места, — с не скрываемой грустью продолжал певец. Мужчина со шрамом стоял, держась за поручень. Глаза его были закрыты. Он думал о вой не, о далекой молодости, остав. шейся на ее нелегких дорогах, о друзьях, так и не увидевших Победы. А в салон пришла уже дру гая песня; — «Майскими короткими ночами. Отгремев, закончились бои...» -Автобус вновь остановился. Прежде чем выйти, мужчи на пожал руки ребятам. И, уже опустившись на нижнюю сту пеньку, обернулся н сказал; — Спасибо. ...Несколько месяцев прошло с тех пор. И когда я иду по го роду и встречаю группу моло дежи. то пристально всматри ваюсь в их лица. Мне очень хо чется еще раз увидеть тех, с кем однажды посчастливилось ехать в одном автобусе. Я верю в эту встречу. ФРО НТОВЫЕ С самого начала нашей встре чи меня не покидаЖА чувство, что я уже когда-то встречался с этим человеком. Вспомнил: в местном краеведческом музее есть стенд, гюсвященный заво ду тракторных гидроагрегатов, и в самом центре его — пор трет лучшего рационализатора Владимира Анатольевича Си доренко. ...Глядя не него, не скажешь, что ему скоро 70 лет. Средне го роста, широкоплечий. О та ких в народе говорят, что у него широкая кость. Волевое лицо, движения неторопливые, продуманные, и по ним угады вается большая внутренняя си ла этого челсеека. Только седые волосы, обрамляющие высокий лоб, да глубоко залегшие мор щины говорят, что обладатель их прожил большую, полную событиями жизнь. Рассказывая о суровых годах войны, он несколько раз под черкнул; — Никаких подвигов я не совершал. Делал то, что от ме ня требовалось, что нужно бы ло для Победы, в которую мы свято верили с первого боя. ...В 1939 году главного меха ника елецкого кожевенного за вода Владимира Анатольевича Сидоренко призвали на пере подготовку. Он принял участив в освободительном походе Красной Армии в Западную Ук раину и Западную Белоруссию, после чего остался в кадрах. Памятное на всю жизнь утро 22 июня 1941 года застало толь ко что назначенного заместите ля командира танкового ба тальона в Белостоке. — Чувствовали мы, что вой на приближается, и все-таки за стала о 1 ча нас врасплох, — с горечью в голосе вспоминает стаоый солдат. Ведя изнурительные бои с чи- с.^ечно превосходящим против ником, часть отходила на во сток. Батальон в первые же дни потерял более половины лично го состава и техники. В первой ооте оставалось три машины. Оторванные от баз снабжения, лишенные регуляоного обеспе чения горючим, боеприпасами и запасными частями, под Мин ском танкисты попали в окру жение. В тяжелом бою при вы ходе из него заместитель ко мандира батальона был тяжело ранен и контужен. После длительного лечения Владимио Анатольевич попал во вновь формирующуюся танко вую бригаду, которой командо вал тогда еще генерал, ныне главный маршал бронетанковых бойск П_ А. Ротмистров. В июле 1942 года соединение вело тяжелые о6оронительнь?е бои, сдерживая наступление фашистских войск в направле нии Сталинграда. На вооруже нии бригады находились танки «Т-34». — Веселее стало воевать, — улыбаясь, говорит Владимир Анатольевич. — Научились мы бить фашистов. После завершения Красной Армией окружения вражеских войск в районе Сталинграда немцы предприняли попытку деблокировать свою группиров ку. Танковый клин Манштейна медленно вдавливался в нашу оборону. На его пути встала бригада генерала П. А. Ротмист рова. Основное сражение про изошло у города Котельникове. Замысел врага по прорыву кольца окружения сорвался. Бригада была переименована в 3-й гвардейский Котельников- ский корпус. Вместе со всеми громил не навистных захватчиков и наш земляк, гвардии старший лей тенант Сидоренко. По оконча нии величайшей битвы на гру ди заместителя командира ба тальона засверкал орден Крас ной Звезды. Когда я его спросил, за какой подвиг он его получил, то ус лышал в ответ: — А подвига не было. Бьтл тяжелый солдатский труд. . Перед самой Курской битвой танковая колонна батальона на марше под Обоянью попала под бомбежку. Одним из взры вов сорвало башню танка, в ко тором находился Владимир Ана тольевич. Госпитали, госпита ли... Ему посчастливилось после выздоровления: он попал • свою часть. Вместе с нею про шел до Вены. Двумя орденами Отечествен ной войны отметила Родина заслуги своего воина. После войны Владимир Ана тольевич был эвмветителем директора танкового ремонтно го завода. Но старые раны го ворили за себя. В 1955 году гвардии инженер-подполковник В. А. Сидоренко приказом ми нистра обороны был уволен • запас. Он опять вернулся в родной Елец и начал работать по своей специальности. Сейчас он воз главляет компрессорный цех завода тракторных гидроагрега тов. Характерно, что все уста новки монтированы при его личном участии. К боевым на градам (а их одиннадцать) при бавилась юбилейная Ленинская медаль. По пути отца пошел и сьж — Владимир Владимирович Сидо ренко. Он подполковник-ин женер авиации, занял место от ца 8 строю стоящих на страже мира. Г. СКАРЕДНОВ. На снимке: Владимир тольееич Сидоренко. Ане-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz