Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 10 июня 1975 года 2 стр. Одна из характерных черт се годняш него дня — горячее стремление людей всех во зр а ­ стов и профессий к знаниям. И эту потребность во многом удовлетворяю т народные уни­ верситеты . Они представляют собой наиболее доступную ф орм у приобщения трудящих­ ся к знаниям. О популярности народньтх университетов у нас в Ель­ це говорят такие цифры. Е с ­ ли в 1959— 60 учебном году их было два, то в следующ ем ста­ ло одиннадцать. В нынешнем учебном году действует пятна , дцать университетов. В них за ­ нимается более 2500 рабочих и служащих. Занятия ведут ученые, учи­ теля , работники культуры, специалисты народного хозяй­ ства, новаторы производства, партийные, советские и ком ­ сомольские работники. Более 50 преподавателей народных университетов города имеют ученую степень кандидата наук — Я. М. Пинский, И. И. Приворотский, А. М. Стрельцов , В. К. Палабугин, Н. В. О рехо - еа , В. В. Ковнир, звание заслу­ женного учителя школы Р СФ С Р — В. П, Подколзин , С . С . Х р ен ­ никова, А В. Агибалов , заслу­ женного работника культуры Р СФ С Р — А. П. Н ебуко , В 8 Перелетоеа , заслуженного вра­ ча республики — С . В. Бели­ кова. . Пятнадцать университетов охватывают девять отраслей знаний. В частности, коммуни­ стического воспитания, эс те ти ­ ки, гтрогресса, будущ его воине, культуры , здоровья, научного атеизма, охраны природы, естественно-научных знаний, Наиболее интенсивно разви ­ вались университеты технико­ экономических знаний. Они сп о ­ собствую т повышению деловой квалификации, приобщают сл у ­ шателей к активному участию в управлении производством . Университеты технико-эконо­ мических знаний заводов эл е ­ ментного (ректор Ю . М. Шепя- кин), «Эльта» (ректор В. М Шарков), отделения дороги (ректор А. А. Рыков) основной задачей ставят изучение техни­ ческих, экономических, управ­ ленческих и социологических вопросов, воспитание д обр о со ­ вестного отношения к труду , всемерный подъем творческой активности слушателей в повы­ шении эффективности общ ест­ венного производства. Этому служат теоретические конф е ­ ренции, выступления сл уш ате ­ лей с докладами по актуальным вопросам развития производст­ ва, глубокое изучение марксист- ско -ленинской теории, об суж ­ дение личных творческих пла­ нов инженерно-технических р а ­ ботников и многое другое . Большой популярностью в м у ­ зыкальном училище пользуется университет эстетики. Здесь организую тся встречи с москов­ скими и ленинградскими арти­ стами, проводятся литературно- музьжальные вечера. Немало сил и знаний отдают слушателям заведующий ка­ федрой физики и математики института Я. М. Пинский, заме­ ститель директора ТУ-2 по учеб ­ но-воспитательной работе Ю . Г. Ермаков, воспитатель техниче­ ского училища № 1 В. С . Була­ вина, студент пятого курса пед ­ института В. В. Романов. Зн а ­ чительную роль в активизации слушателей играют разнообраз­ ные формы учебной работы. И такие, как кинолекция «Теория вероятности», конференции, устный журнал «Проблемы со ­ временной космонавтики». Шесть лет в ж елезнодорож ­ ном техникуме сущ ествует уни­ верситет научного атеизма. Его ДОСТУПНАЯ Ф О Р М А Университеты культуры стали базой подготовки лекторов и пропагандистов культурно-про­ светительных знаний. I 8 пропаганде военных знаний | и военно- патриотического вое- | питания трудящихся существен- | но возросла роль наооднь 1 х < университетов будущ его воина Они оказьгвают действенную помощь допризывной молоде­ жи в подготовке к службе в Советской Армии. Пятнадцать лет действует университет правовых знаний, где ректором А, С . Нужное. Зде сь большое внимание у д е ­ ляется правовому воспитанию трудящихся, вопросам дальней­ шего укрепления социалистиче­ ской законности, преодоления пережитков прошлого в со зн а ­ нии и поступках людей. В техническом училище № 1 работает университет е с те с т ­ венно-научных знаний. Ректо ­ ром его является В. 8. Золо та ­ рев. Здесь 165 слушателей. Проводят занятия преподава­ тели и студенты пединститута. совет умело строит программу занятий, особое внимание уд е ­ ляет формулировке тем , чтобы каждая их них привлекала вни­ мание хглушателей. Особой популярностью пользуются лек­ ции С . П. Ершова, А . И. Шиш ­ ковой, Н. Н. Трубицыной. Каж- до.'-о волнует будущ ее . Этим умело воспользовались члены совета, организовав диспут на тему : «В чем цель и смысл жизни?». Интересно и содер-^ жа'ольно прошла конференция после просмотоа кинофильма «Тучи над Борском». Широкую пропаганду меди ­ цинских знаний ведут два уни­ верситета здоровья. Один из них действует при кинотеатре «Прожектор» (ректор О . Н. Ва ­ сильева), другой — при крас­ ном уголке СУ-1 Дорстройтре- ста (ре:ктор В. А, Кривошеева). Их слушатели получают гигиени­ ческие навыки, вовлекаются в ряды санитарных активистов и оказывают помощь м едрабо т­ никам в проведении санитарно- оздоровительных мероприятий. Основная цель университета коммунистического воспитания, созданного при пединституте (ректор Н. В. Орехова), — на­ учить студентов руководству об ­ щественно -политическими м е ­ роприятиями которые им при­ дется проводить на месте их будущей работы. Около 100. слушателей уни­ верситета природы учатся вни­ мательно относиться к ней, ох­ ранять и приумножать ее бо гат­ ства. Важную роль в организации работы народных университе­ тов играет городской общ ест­ венный совет во главе с пред ­ седателем -секретарем ГК К П С С Т. Н. Денисовой. На его заседаниях рассматриваются важные вопросы деятельности университетов, повышения их роли в коммунистическом воспи­ тании трудящихся. Члены со ве ­ та, а их пятнадцать, оказывают постоянную помощь советам университетов, преподавателям в организации занятий, распро ­ странении передового опыта. Итоги работы народных уни­ верситетов убедительно сви­ детельствуют о возросшем о р ­ ганизационном, научном и идей­ но-политическом уровне учеб ­ ного процесса в них. Этому в значительной мере способство­ вало улучшение руководства университетами парторганиза­ ций. На заседаниях партбюро и партийных собраниях не раз обсуждалась работа универ ­ ситетов здоровья, а также тех ­ нико-экономических знаний при заводе «Эльта и других. Но жизнь, практика, всесою з­ ный смотр неродных универси­ тетов ставят перед нами все новые, более сложные задачи. И для решения Их нужны новые усилия. Требуется более широ­ кое участие в работе универси­ тетов партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. 3 . ЛИПЧЕНКО , ответственный секретарь городской организации общества «Знание». Высокий уровень Примечательным в работе университета технике = эконо­ мических знаний отделения до ­ роги является то, что периоди­ чески занятия проводят началь­ ник отделения М. П. Манько н главный инженер Л. А . Рыков. Интересным и содержатель­ ным было занятие по теме «Итоги работы инженерно- технических работников за 1974 год и задачи на 1975 год». Про­ водил его М. П, Манько. С об­ меном опытом выступили тех­ нолог локомотивного депо тов. Попов, главный механик вагон­ ного депо т. Кабанов, главный инженер энергоучастка т. Ва­ лерьянов. Они рассказали, как внедряются личные творческие планы ИТР, передовые методы труда, новая техника и техноло­ гия в их службах , что нужно сделать, чтобы успешно выпол­ нить задания 1975 года. За членами совета универ­ ситета закреплены опреде­ ленные участки работы. Все это даст возмож­ ность проводить учебу на вы­ соком уровне, при стопроцент­ ной явке слушателей, успешно выполнять программу. 3 . ВЛАДИМИРОВА , член общества «Знание», - Священный долг в техническом училище № 2 популярен университет будуще­ го воина. Его ректор Б. А. .Му­ хин многое делает, чтобы заня­ тия проходили содержательно, готовили молодежь к службе в Советской Армии. Большой интерес у слушате­ лей вызвал, например, темати­ ческий вечер «Страницы бес­ смертной славы». Активно гото ­ вился к нему каждый ; изучал специальную литературу, читал произведения, повествующие о героизме советских людей на фронте и в тылу. Содержательными были рас­ сказы учащихся Любы Иншако- вой — об обороне Брестской крепости, Игоря Кулакова — о битве под Москвой, Евгения Прокофьева— о сталинградском сражении, Анатолия Иванбва — о битве за Берлин. Рассказы сопровождались показом фраг­ ментов из документальных филь­ мов, магнитофонными записями из выступлений выдающихся полководцев Г. К. Ж укова , И. С. Конева, В. И. Чуйкова. В подготовке и проведении занятий принимают активное участие директор училища И. Ф. Баскаков, его заместитель по учебно-воспитательной работе В. Н. Оборотов, заведующая библиотекой В. А. Зуева, пред­ седатель профкома Г. В. Гри­ шина. Важное место в работе уни ­ верситета занимают лекции о защите социалистического Оте­ чества, о революционных, бое­ вых и трудовых традициях со­ ветского народа, героичеейой истории Советской .Армии и Во­ енно-Морского Флота. С. ПЕТРОВА , слушатель университета ЭФФЕКТУЧЕБЫ Много интересного и поучи­ тельного в работе университе­ та технико - экономических знаний элементного завода. Главную свою задачу мы ви­ дим в воспитании у слуш ате­ лей коммунистического творче­ ского отношения к труду, ак­ тивного их участия в повыше­ нии эффективности производ­ ства. С этой целью проводим кон­ ференции. На них, в частно­ сти, обсуждены доклады «Роль автоматической системы уп- равления на современном эта­ пе развчтня производства», «Задачи технике - экономиче­ ских служб завода в период перехода на автоматическую систему управления», «Автома­ тическая система управления на элементном заводе», «В. И. Ленин о вовлечении трудящих­ ся в управление государством и экономикой», «Формы уча­ стия трудящихся в управлении производством на современном этапе», «XX IV съезд КП СС о повышении роли общественных организаций и коллективов трудящихся о управлении эко­ номикой». С докладами высту­ пали руководители и специали­ сты завода Н. И Корнилов, В. В. Немцов, П. А. Фефелов , Е. М. Дорогова и другие . Значительное место в учеб ­ ном плане занимает изучение марксистско - ленинской тео­ рии. Участие слушателей в учеб­ ном процессе — выступления на занятиях, доклады на конф е­ ренциях, составление рефере- тов, участие в рационелизации и многое дру го е— является свое­ образной оценкой их успевае­ мости. Этот метод способству­ ет усилению связи университе­ та с производством. Таи, ив семинарском занятии по те ­ ме «Социалистическое сореено- вание и управление производ­ ством» выступили с докладами многие слушатели. Л. И. С у хо ­ руков, А. П. Волкова, Э . М. Каминская, например, говорили о путях повышения действенно­ сти соревнования, внедрении в производство мероприятий, на­ правленных на соверш енствова­ ние технологических проце с­ сов, повышение качества и эффективности труда, о ходе выполнения личных творческих планов инженерно - техниче- ски.ми работниками зааодоуп- равления. В этом учебном году слуш а­ телями университета внедрено 44 мероприятия из личных творческих планов. Экономия составила 21 тысячу рублей. Кроме того, подано 37 рвцив- налмзаторских предложений, из которых внедрено 18 с эко­ номическим эффектом 19700 рублей. Молодые специалисты учвет. воввли в подготовке и проведе­ нии конференций. Одна из них была посвящена теме «Пяти­ летке — п ^ с к молодых». \ Ю . ШЕЛЯКИН , ректор университета технико - экономических знаний. Пятнадцать , 1 ст а городе дей­ ствует народный университет правовых знаний. Контингент слушателей специфический. Это народные заседатели, председате­ ли и члены товарищеских судов, начальники отделов кадров предприятий. В программе важное место отведено марксистско-ленинской подготовке слушателей. Они изучают материалы X X IV съез­ да КПСС. Большое значение совет при­ дает организанпн и проведению практических занятий по слу- Правовое воспитание шанию судебных дел и дел, рас­ сматриваемых товарищескими судами. Слушатели изучают также по­ ложение о товарищеских судах, обмениваются опытом. Изуча­ ются и основы уголовного, граж ­ данского, трудового и семей­ но-брачного законодательства. Заботами совета университе­ та, ректора А. С. Нужнова соз­ дан постоянный стабильный лек­ торский коллектив. Лучшими преподавателями зарекомендо­ вали себя М. Н. Круглова, Д. Г. Змеевскнй, В. В. Печенина Н. А. Полунин, С. Н. Аникеева, С. Н. .Макеева. В. М. Юрченко н дру ­ гие товарищи. Запомнилась всем конферен­ ция «Советское право и мо­ ральный кодекс строителя ком­ мунизма». С докладами «Совет ский закон на страже личности». «Моральное сознание и поводе, ние личности». «Роль коллекти­ ва в предупреждении правонару­ шений» выступили народный судья Н. А. Полунин, ректор пединститута А. И. Святкин, сек­ ретарь парткома завода «Гидро­ привод» Д. А. Глушко. Правовое воспитание слушате­ лей сочетается с воспитанием нравственности н коммунисти­ ческого отношения к труду. В. КОМАРИЧЕЗ , слушатель университета, народный заседатель .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz