Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
« К РАСНО Е ЗНАМЯ» 28 м а я 1975 г о д а 2 стр . а СИСТЕМЕ ПОЛИТПРОСВЕЩЕНИЯ: ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ На машиностроительном заво де в текущем учебном году ра ботали три школы основ марк сизма-ленинизма. В них занима лись люди самы-х разных про фессий и возрастов, коммунис ты и беспартийные. И хотя все они заранее были оповещены, когда и где проводятся итого вые занятия, тем не менее се кретарь партбюро завода В. И. Орехов счел необходимым на видном месте в проходной вы весить объявление. Оно лишний раз напоминало людям о дне и часе итоговых занятий, о том, что каждому слушателю надо сдать зачеты. И вот в один из недавних дней, сразу же после работы, слушатели системь! политичес кого просвещения по своим группам собрались на итоговые занятия. Пропагандисты дирек тор завода С. В. букарев, начальник планово -экономичес кого отдела В. X. Белокопытов, инженер по технике безопасно сти В. К. Борисов довольны. Как они и полагали, все присут ствующие приняли агктивное уча стие в обсуждении вопросов, вынесенных на итоговое заня тие. В школе,которой руководит пропагандист С. В. Букарев, 19 слушателей. Подавляющее боль шинство из них руководящие работники отделов заводоуправ ления. Изучали они курс «Осно вы экономики и управления производством». В течение года проведено 20 занятий. Многие из них проходили при полной посещаемости слушателей. Не было случая, чтобы на занятия кто-нибудь беспричинно не при шел или опоздал. И никому не в тягость тот твердый порядок, который был здесь заведен, основанный на взаимном ува жении и доверии, сознательно сти и дисциплине. За плечами пропагандиста С. В. Букарева богатый опыт. теоретические положения под крепляли данными производст венной и хозяйственной деятель ности своего завода, цеха, отде ла. Например, старший инженер В. И. Орехов, начальник сбороч но-заготовительного цеха Л. Ф. Левыкин, руководитель лабора тории В. С. Пашенцев, освещая С ТВОРЧЕСКИМ П О Д Х О Д О М Он знает методику проведения занятий, творчески подходит к их организации. Это н а г л я д н о подтвердилось на итоговом. За долго до его проведения озна комил слушателей с вопросеми, которые предстоит обсудить, порекомендовал, какую литера туру следует использовать при подготовке. Чтобы деть возможность слушателю при ответе на тот или иной вопрос привести Мест- ные примеры и с{:>дкты, пропа. гандист на итогО'Вое занятие представил наглядные средст ва: диаграммы, на которых бы ли данные по всем технико-эко номическим показа'^елям рабо ты завода за годы девятой пя тилетки. Все выступавшие на итоговом занятии товарищи, как правило, проблемы, связанные с повыше нием эффективности общест венного производства, дали со держательные ответы на такие вопросы: социалистическая кон центрация производства и сов ременная научно-техническая ре волюция; комбинирование про изводства, специализация и ко оперирование — необходимые предпосылки ускорения научно- технического прогресса. Старший инженер отдела сбы та Н. И. Быков, начальник пла ново-производстзенного отдела Л. В. Караулова глубоко освети ли вопросы планирования, на конкретных примерах, взятых из жизни и работы своего за вода, министерства, производст венного объединения, показали, что четкое планирование—серд цевина руководства народным хозяйством при социализме, рассказали об участии трудя щихся в составлении и реализа ции планов, о сущности комп лексного подхода к планирова нию научно - технического про гресса. Несмотря на то, что слуша тели отвечали уверенно, по хо ду выступления пропагандист С. В. Букарев некоторым зада вал дополнительные вопро-сы и, таким образом, заставлял припомнить ранее пройденный материал, творчески осмыслить его, приковывал внимание всех слушателей. Все, кто присутствовал на ито говых занятиях у пропагандиста С. В. Букарева, показали проч ные, глубокие знания. Это гово рит о том, что в течение учеб ного года слушатели настойчиво овладевали марксистско-ле нинской теорией. Полученные знания многим пригодились в практической работе: ряд ра ботников отделов заводоуправ ления научился глубже анали зировать хозяйственную и про изводственную деятельность предприятия, творчески подхо дить и обоснованию и принятию управленческих решений, на правленных на успешное вы полнение коллективом завода плана и обязательств заверша ющего года девятой пятилетки. Активно, организованно про шли итоговые занятия и в шко лах ос'^ов марксизма - лениниз ма, которыми руководят пропа гандисты В. X. Белокопытов и В, К. Борисов. И. ХОХЛОВ. 0 З а в о д —з а в о д а м п о п о л н и л и З НАНИЯ в деловой обстановке прош.ю итоговое занятие в шко.те, кото рой руководит главный инженер горнообогатительного рудника А. И. Проскуряков. Своим слу шателям в текущем году он преподавал курс «Основы эко- ’ номических знаний». о том, что все слушатели по полнили политические знания, .хорошо разбираются в вопросах конкретной экономики, свиде- , тельствует итоговое занятие. Каждый выступавший отвечал на заданный вопрос уверенно, не пользуясь конспектом. Мото рист Н. II. Симанько. лаборант отдела технического контроля .\. И. Марных, экскаваторщик Е. Т. Щербатых на примерах рудника обстоятельно показа ли экономическое и социальное значение повышения произво дительности труда, улучшения качества продукции, раскрыли, какими внутренними резервами располагает коллектив, чтобы успешно справиться с планом и обязательствами, принятыми на завершающий год пятилетки. Правильные ответы на за данные вопросы дали бухгалтер В. И. Андропова, электрик II. Я. Попова, учетчица М. И. Дулова, заведующая «сладом А. М. Ми шарина и другие. в. ФАТЕЕВА. старший технолог горнообогатительного рудника. I А в том а ти ч е с к и е линии и с т ан к и - а в т о м а ты и з г о т а в л и в а е т М о с к о в ск и й з а во д а в т о м а т и ч е с к и х линий им ени 5 0 -л ети я С С С Р . П е р е д о в а я т е х н и к а п о с т у п а ет в о сно вн ом в п о дш и п н и к овую п р ом ы ш л ен н о с т ь с тр аны . З а в о д вы п у с к а е т п род у кц ию и д л я с е л ь с к о го .хозяйства . ' Н а п р е д п ри ятии с о б и р а е т с я в год 8 ты с яч с и л о с о р е з о к д л я к о м б а й н а «В ихрь» . Н а сним ке : с б о р к а си л о с о р е зо к я а кон в ей ер е . Ф о то Б . К ли п и н и ц е р а . I О Особенность нынешнего эта- па экономип^еского развития на- шей страны состоит в том, что на первый план выдвигается задвА^а резкого повышения эф фективности общественного производства на основе широ кого внедрения достижений на учно-технического прогрессе и более полного использования всех резервов. «...Суть пробле мы состоит в том, — говорил на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — чтобы на каждую единицу затрат — трудовых, материальных и финансовых — добиться существенного увели чения объема производства и национального дохода». Бороться за повышение эф фективности общественного производства это значит: — во-первых — повсеместно и энергично внедрять новей шую технику, прогрессивные технологические процессы, бы стрее вводить и осваивать но вые производства. Все полез ное. что рождается в институ тах. в конструкторских бюро, на заводах, в колхозах и совхозах, что создается новаторами и изобретателями, должно быст ро внедряться в общественное производство; — во-вторых — максимально использовать действующие обо рудование, агрегаты. машины, механизмы, резко сокращать их простои, беречь каждый час, ■На экономические темы- каждую минуту рабочего вре мени, неуклонно укреплять '■ру довую дисциплину; — в-третьих — снижать себе стоимость, строго соблюдать режим экономии, бережно и рачительно расходовать мате, риалы, металл, топливо, энер гию, каждый рубль, добиваться увеличения выпуска сверхпла новой продукции из сэконом ленных материальных ресурсов. Рост эффективности общест венного производства — важ нейшее условие решения со циальных задач, улучшения благосостояния народа. С одной стороны, он дает средства для повышения заработной платы и реальных доходов населения, с другой — позволяет все больше и больше использовать производство для увеличения выпуска товаров широкого по требления. Уровень эффективности про изводства определяется целой системой показателей: ростом производительности труда, луч шим использованием основных производственных фондов (фон доотдачей) и снижением затрат материалов, качеством продук ции. В эконо/Аической литерату ре можно встретить более ши рокий круг показателей, но в конечном счете все они зави сят от этих главных. При подведении итогов гово рят об эффективности произ водства предприятия, отрасли, всего народного хозяйства. По следний показатель — это со отношение между величиной национального дохода и затра тами всего труда. Важнейший показатель эф фективности общественного производства рост произво дительности труда. Широко из вестно, какое огромное значе ние придавал этому показате лю В. И. Ленин. Он писал; аПро- изводительность труда, это. в последнем счете, самое важ- , ное, самое главное для победы нового общественного строя» (ПСС, т. 39, стр. 21). Неуклонное повышение про изводительности труде не толь ко важнейшее условие роста эффективности общественного производства, оно создает воз можность Зна>«4тельно уве/»4- чить выпуск продукции и одно временно, высвобождая рабо чую силу, направлять больше работников на расширение про изводства и в сферу обслужи вания. Приведем пример. Повыше ние производительности труда в промышленности только на один процент позволяет нашей стране с тем же числом работ ников дополнительно выпустить почти на 5 млрд. руб. продук ции в год. Для производства валовой поодукции на 1 млн оуб. в 1960 г. тоебовался труд 267 работников, в 1970 г.—150, а в 1975 году, по предвари тельным расчетам, нужно 113 человек. Это значит, что бла годаря повышению производи тельности труда для производ ства того же объема валового общественного продукта в 1975 году потребуется примерно е 2,4 раза меньше работников, чем в 1960 году. При намеченном росте произ водительности труда чисген- ностъ людей, занятых в произ водстве, потребуется увеличить за текущее пятилетие лишь на 4,7 млн. человек, тогда как при уровне производительности труда 1970 года .потребовалось бы дополнительно 37 млн. ра ботников. Следовательно, обес печивается реальная экономия труда более 32 млн. человек. За четыре года пятилетки производительность труда в промышленности возросла у нас на 26,4 процента, в строи тельстве — на 22,6 процента и в сельском хозяйстве на 14,6 процента. Эти успехи достигну ты благодаря самоотверженно му труду советских людей, творческой инициативе коллек тивов в борьбе за перевыпол нение планов роста производи, тельности труда. Интересен опыт московского завода «Динамо», который по лучает изирокое распростране ние по всей стране. Суть его заключается е том, что на за воде стали каждому рабочему устанавливать задания по ро сту производительности труда на месяц, квартал год. Таким образом, план всего завода до водится не только до каждого цеха^ участка, но и до каждого рабочего. Каждый рабочий имеет свой конкретный план повышения производительности труда, выполнение которого обеспечивает выполнение плана по заводу в целом. Личные планы позволили организовать ежедневное соревнование за выполнение досрочных зада ний, создали условия для мак симальной сравнимости резуль. татов, позволили быстро выяв лять и широко распространять опыт передовиков. Не удиви тельно поэтому, что коллектив завода «Динамо» уже в 1974 году выполнил пятилетнее зада ние по росту производительно сти труда. Другим значительным резер вом повышения эффективности производства является более полное использование произ водственных мощностей •>->обо- рудования, приборов, помеще. НИИ. Для характеристики их использования и применяется показатель фондоотдачи, кото рый определяется как отноше ние валовой ■продукции к сто имости применяемых при вы работке этой продукции основ ных производственных фондов, т. е. как выпуск продукции на каждый рубль основных произ водственных фондов. Значение этого показателя особенно важ но потому, что на увеличение основных производственных фондов государство ежегодно выделяет огромные средства. Только за четыре года пятилет. ки стоимость основных фондов увеличилась в 1,4 раза. Большое значение приобре тает и показатель так называе мой материалоемкости — за траты материалов на каждый рубль произведенной прпдук-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz