Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
• «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 24 мая 1975 гвда 3 стр. / К 70- летию ПИСАТЕЛЯ М. А. ШОЛОХОВА: тельста активной, боевой жиз ни шолоховских книг, которыми по праву гордится искусство со циалистического реализма. Михаил Александрович Шоло хов вошел в советскую литера туру совсем молодым; когда бы ли опубликованы две первые книги «Тихого Дона», ему испол нилось всего лишь двадцать три года. Но до этого он уже успел узнать, почем фунт лиха — с 1920 года «служил и мыкался по Донской з еААле... Гонялся за бандами, властвовавшими на До ну до 1922 года... Приходилось бывать в разных переплетах...». В произведениях, составивших сборник «Донские рассказы», уже чувствовалась суровая жиз ненная школа писателя, его хого Дона» — Григорию Меле хову, Аксинье Астаховой, Миха илу Кошевому, Подтелкову, Бунчуку, Штокману — разве на зовешь их всех, чьи живые об разы встают со страниц романа со своими радостями и печаля ми, думами и мечтами, убежде ниями и надеждами, победами и неудачами, любовью и нена вистью. Все они непридуман ные, а словно выхваченные из гущи жизни в самой что ни на есть земной реальности. И прав тот старый учитель из Чехосло вакии, видевший в «Тихом До не» учебник жизни для молоде жи. И прав венгерский литера тор, сказавший, что «Тихий Дон впадает не в Азовское море. Ти хий Дон впадает в человеческие С ..Старый чех-учитель показы вал советским друзьям свою са мую дорогую реликвию. Это был видавший виды том, пропи танный запахами земли, со сле дами подсохшей влаги на стра ницах. — Бот, — говорил старик, — моя любимая книга. Фашисты приказали ее уничтожить. Но я сохранил книгу: закопал ее в са ду, а по воскресеньям тайком читал своим ученикам, чтобы юноши и девушки знали, как сурова и прекрасна жизнь и как страстно и мужественно надо бороться за человеческое сча стье... На покоробленном переплете старый учитель голубой тушью вывел заглавие книги; «Тихий Дон». Рассказ чешского педагога — одно из многочисленных свиде- верность правде действительно сти, глубокое знание души чело веческой, искрометного наро.д- ного слова. Роман «Тихий Дон», завершен ный в 1940 году, сразу же поста вил Шолохова в ряд крупней ших писателей мира. Переведен ное на десятки языков за рубе жами нашей страны, это произ ведение для миллионов читате лей явилось волнующим от кровением, высокой правдой о революционном времени, о пу тях и перепутьях людей, втяну тых в водоворот исторических событий. Первая мировая война... Рево люция... Крушение старых, пат риархальных устоев... Пути к но вому — через кровь, смерть, пожарища; идет борение не примиримых сил. Нелегкие судь бы выпадают персонажам «Ти- сердца». Ибо шолоховский ро ман «можно сравнить только с «Войной и миром» ТблсТого». Эти слова принадлежат Макси му Горькому. Неотразимое обаяние таланта Шолохова — в неизменной и тлужествонной'верности правде =3кизни. Писатель неотделим от народа, он чувствует* каждое движение его души и готов от кликнуться на зов народного сердца. Годы коллективизации в де ревне... Писатель - коммунист Шолохов не мог остаться в сто роне от этого события историче ского значения. И вот отложе на тогда недописанная эпопея «Тихий Дон», начата работа над первой книгой «Поднятая цели на». Новое проиэеедение стало не только высокохудожествен ным откликом на современность. но своеобразным руководством к действию для сельских ком мунистов, организаторов колхо зов. «Книга поднимает дух, хо чется лучше и больше в колхо зе работать», — говорили кре стьяне о первой книге романа. — До чего же это жизненно и точно у Михаила Александрови ча написано, — говорила после первого знакомства с романом дважды Герой Социалистиче ского Труда П. Малинина. Это так. Роман «Поднятая це лина» (вт орая книга была опуб ликована в 1959 году) вошел в сознание многочисленных чита телей как непревзойденный об разец вдохновенного писатель ского слова о людях советского села в годы «великого перело ма», 0 неодолимости движения трудовых масс по ленинскому пути, к счастью. Живущий интересами народа в мирные дни, Шолохов в пору грозных военных испытаний за нял свое место на передовой пинии борьбы с фашистами. Враги сожгли его дом, во вре мя бомбелши погибла мать пи сателя — Анастасия Даниловна. Но дух верного сына Родины, художника-патриота несгибаем. Военного корреспондента «Прав ды» и «Красной звезды» пол ковника Шолохова в те годы можно было увидеть На ряде фронтов. Ёго статьи били по вра гу без гфомаха. воодушевляли наших воинов на подвиги. «Они сражались за Родину»— ТЭК Шолохов назвал свой роман о тех, кто вышел на смертный бой с захватчиками и ценой нече/ювеческих усилий поверг во прах фашистского зверя. С неизбывной любовью и восхи щением всматривается писатель в сердца простых и великих сынов своего народа, честно выполняющих свой солдатский долг перед Матебью-Родиной. Таков и обыкновенный русский человек Андрей Соколов из рас сказе «Судьба человека», про шедший все круги огненного ада и сохранивший красоту души своей, души светлой, простор ной, согретой добротой к на с т о я щ и м людям, к детям. В одном из своих выступле ний Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Именно эту благороднейшую миссию и выполняют произведе ния выдающегося советского писателя, общественного деяте ля. Великой любовью к людям, к родной земле согреты стра ницы его глубоких и мудрых книг, и это прокладывает им путь в самые отдаленные уголки планеты. Произведения Героя Социа листического Труда Михаила Шолохова—пример глубокой идейности и блистательного ма стерства. Он упорно оттачивает свое искусство, неустанно забо тится о языке —главном строи тельном материале литературы. ...Дом Шолохова в станице Бешенской, на донском берегу. Рано зажигается свет в комнате писателя. Утренние часы он про водит за раб«>чим стопом. Впе реди—чтение писем, беседы е приехавшими гостями. И почти каждое утрО'— телефонный зво нок в Вешенский райком партии: «Добров утро, секретарь! Как идут дела? Что нового?». И, слу шая знакомый голос, он задум чиво смотрит в окно, где его взору открывается до слез до рогая земля, земля обильно по литая потом и кровью лучших ее сынов, бескрайняя советская земля — еГо радость и печаль, его лк1бовь и высокая гордость... С, КОШЕЧКИН, кандидат филологических наук. РАССКАЗ „ Х О Ч Е Ш Ь , ПОДАРЮ ТЕВЕ НЕВО? я приехала в лагерь, чтобы проведать сына... Испросив у воспитательницы разрешение, увела Сеньку по дальше от суеты и ребячьего гомона. Мы шли с ним лугом, уто пая в мягком, будто ковер, цветущем клевере, на котором, словно искусно пришитые ап пликации, ярко выделялись крупные белые ромашки. Было тихо-тихо. Не шелох- и^'вшись, стояли цветы и гу стые травы, со всех сторон ок руженные огромными стройны ми липами и тополями. Над нами шатром раскину лось высокое безоблачное не-' бо. :»а лл'ше было легко и спо- сАфмс: р ам и нудв-то ухаяп •ммеийя, тйевогн, заботы, буд то растворились в огромном без конца и края пространстве леса и луга. Сколько раз я пыталась по нять эту великую силу прнро- лы. Почему поле и луг. пение жаворонка успокаивают, вызы вают желание распрямиться, раскинуть руки и громко, ра.ло- стно крикнуть. Почем.у лес. шуошани^ опзв- • а ших листьев, бодрящее прико сновение к росным травам рождают неторопливое течение мысли обо всем, что видится, что чувствуется. Небо рождает свое. Когда лежишь в густой траве и смот ришь в него, невольно ду маешь о жизни и смерти... Природа. Она — вечное дви жение мысли. Она — быль. Она — сказка. Признаться, за размышления ми своими я совсем забы.та о сыне. Он сам напомнил о се бе. — Ух, ты, — восхищенно выдохнул Сенька и шумно по тянул воздух носом, вдыхая аромат луга. Помолчал н доба вил, явно копируя бабушку; — Батюшки, крас»та-то какая! Мы шли не Торопясь. Сеяька рвал цветы, собирая букет. Он старательно прикладывал цве ток к цветку, вытягивал руку вперед и любовался ими, на клоняя вихрастую го.тову то впоаво. то влево. Вдруг он обернулся в мою сторону н очень серьезно ска зал; — Мам, а зачем на зеМ.Тё цветы? Я внимательно поглядела на Сеньку. Ответила на вопрос вопросом: — Чем же бы ты любовал ся, если бы не было на земле цветов? — А...а, — неопределенно протянул сын. — Цветы —кра сота значит. А деревья зачем? Я принялась рассказывать Сеньке о том, как, поглощая углекислый газ, деревья «выды хают» кислород, как защищают зёмлю и человека от жаркого солнца, как сохраняют влагу. — Понял теперь? — спроси ла. — Что не было бы жизни на земле и человека не было б, если бы не растения. Попро буй уничтожить деревья, тра вы, цветы... — Нет. — перебил меня Сенька, будто я действитель но собира.тась ликвидировать все живое, — не надо. Пусть и де-ре-вья будут, — говорил он нараспев, — и луг будет. И цветы будут. Какая же это земля без цветов. Сказал и поставил точку, не .добавив привычного «Правда, мам?». Мы (ял« с ним ряд ом, крепко взявшись за руки: впереди был крутой спуск. А там, вни зу. на дне г.тубокого оврага, на месте бывшего русла шумной, непоседливой речушки голубело небольшое озерцо. Речушка пе ресохла. но. будто зарубку на память о себе, оставила неглу бокую чашу, до краев напол ненную водой. Она была круглой, со всех Сторон заросшей густой остро листой травой. — Мама, смотри, озеро! — закричал Сенька и побежал вниз по крутому спуску. Я бро силась вслед за ним. Когда мы подбежали к озер цу, в воду дружно один за другим попрыгали лягушата. Устроившись на огромной ко ряге, свесившейся над самым озерцом, сын замер, пристально глядя в воду. Скоро на противоположном конце из воды высунула голову большая лягушка. Напрасно кое-кто называет этот вид животных безобразны ми. Лягушка не была безобраз ной. Ее неожиданное появле ние, крупные выпученные гла за, будто линзы бинокля, каза лось, с интересом вглядывались в нас. В ней было столько до стоинства и величия, что, каза лось, не мы, а она была сильнее нас. — Смотри, мама, смотри, — шепотом проговорил сын, подо звав меня рукой. — Это пс обмкноеенная лягушка. Это ко ролева. Она живет на самом дне. А маленькие лягушонки ее слугн. Что королева им при кажет, они выполняют. Сенькина сказка вызвала у меня улыбку. Я представила себе зеленое царство, огромную пучеглазую лягушку, восседаю щую на троне, а вокруг нее маленьких длинноногих лягу шат. А Сенька уже бегал по лугу. Кувыркался, падал, громко смеялся. Потом подошел ко мне и сказал; — Мам, небо — это воздух? — Воздух. — Хочешь, подарю тебе не бо? — спросил он меня и рез ко махнул рукой, будто зачер пнул ладонью воздух. — На, бери, — и протянул сжатый кулак в мою сторону. ...Обратный путь мы прошЛи молча. Усталости после недель ной напряженной работы будто не бывало. Как всегда, прв- рода сделала свое дело, будто влила силу и живительную вла гу в каждую клеточку моего тела. Заполнила Душу чем-то большим и содержательным. А Сенькйна сказка, его восприятие окружающего мира, его «пода ренное» небо словно вернули меня в далекий мир детства, где так тепло и уютно. Мы расстались с сыном у развилки двух дОрог. Я шда не торопясь, пряча лицо в бу кет, торжественно вручённый мне сыном. Ловила себя шв мысли, что улыбаюсь. На полпути оглянулась. Лес СТОЯЛ сплошной зеленой стекой. Там был Сенька. Там ж;**^ сказка. ...О, природа, как мы дож^ ны быть благодарны тебе, как должны беречь тебя за то, что ты даришь нам так много прекрасного, что ты делаешь человека лучше, что ты даешь нам жизнь. А. Б.ОРИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz