Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

сКРАСНОЕЗНАМЯ» 20 мая 1975 года 2 стр. А. АЛЕКСЕЕВА Документальная повесть Н е о д и н ч е л о а е к , зн ающ ий С авчиш кины х , вслух или п р о с е б я з а д а в а л в о п р о с : в ч е м их с е к р е т во спи тани я д е т е й ) П о ч е ­ м у в с е ч е ты р н а д ц а т ь в д о м е ж и ву т в с е г д а д р у ж н о ) Где и с ­ токи в з а им о п о н и м а н и я старш их и м ладш их ) О д н и ж аж д у т о т в е т а , чтобы у д о в л е т в о р и т ь лю б опы тс тво . Д р у г и е уп о в аю т на п о з ан м с т - в о в ан и е , в о в с е н е п о д о з р е в а я О т ом , что опы т воспи тани я С авчиш кины х , к а к опы т С ухом - л н н ск о го , н е л ь з я в н е д р я т ь . Его м о ж н о лиш ь п ри н я т ь . Д уш ой , с е р д ц е м . И о б я з а т е л ь н о при у с ­ ло ви и б о л ьш о й лю б ви к д е т ям . К аж е т ся , м н о го л ет н а з а д С авчиш кины - с т а рш и е че тко о п р е д е л и л и си с т ем у воспи тания д е т е й б е з н а к а з ан и я , п о вы ш е ­ ния го л о с а , у г р о з и о к р и к а , а п о том з а б ы л и о н ей . Но « си с т е ­ м а лю б ви д е т е й б е з о гл яд ки » о с т а л а с ь ж и ть в их с е м ь е , п е ­ т ом у что с т а л а н е с ам а п о с е б е с ущ е с т в ую щ е й , а су тью их ж и з ­ ни , их х а р а к т е р а . Если они з а что -то и у п р е к а ­ ю т д е т е й , е с л и и вм еш и в аю т ся в к о нф л и к ты , то н е п о том у , что это их о г о р ч а е т , а п о т о м у , что это в о п р о ти в у с ущ е с т в а их на ­ ту ры . О н а п р о с т о н е п р и ем л е т э то го т а к ж е , к ак н е п р и ем л е т в о д о о т т а л к и в аю щ а я ткан ь в л а ­ ги, л е т о — сн е г а , у р а г ан — тишины . М ож е т , и в е р н о , что у Нины И вановны и В икторе С е р г е е в и ч а В воспи тании д е т е й н ет с е к р е ­ тов . Вон в е д ь ины е у т в е р ж д а ­ ют, что «виною » в с ем у н а с л е д ­ ств енн о с ть . И т о л ь к о н а с л е д с т ­ вен н о с т ь . Что ж , в е р о я т н о , отчасти это и так . И в с е -т ак и С авчиш кины д е т е й во спи ты ваю т . С о б с т ­ в ен ны м п р и м е р о м , п р и м е р о м ч е с тн о го т р у д а , н еу т о м и м о г о с л уж ен и я с е м ь е , д о б р ы м и , р о в ­ ными о тн ош ен и ям и м еж д у с о ­ б ой . Виктор С е р г е е в и ч и Нина И в ан о вн а , по м н ен ию д е т е й , ни ­ к о г д а н е с с о р я т с я . Если в р а з ­ г о в о р е к то -то и з них в д р у г п о ­ выш а е т го л о с , С авчиш кины - м л а дш и е з а м и р аю т , в о сп р и н и ­ м а я это к ак ч р е з в ы ч а й н о е п р о ­ и сш е с тви е . Н ико гд а не с с о р я т с я . Так ли это ) В р я д ли , в е д ь о н и , как и в с е мы , лю д и . 'С о своим и п лю ­ с ам и и м и ну с ам и . Н а в е р н о е , и их о тн ош ен и я н е в с е г д а б е з о б ­ л ачны , н о ни р а з у не д а л и они д е т я м п о в о д а у сом н и т ь ся в этой б е з о б л а ч н о с т и . — И з н а е т е п о ч ем у ) — о б ь - я с н я е т б а б уш к а М а ри я Н и к иф о ­ р о в н а . — П о том у , что г л а в н о е я их ж и зн и — д ети . 4) ♦ Н е с к о л ь к о д н е й н а з а д мы в с тр е ти л и с ь с Ниной И вановной С а вчиш киной . О н а приш л а в р е ­ д а к ц ию , ч тобы п о д е л и т ь с я с в о ­ ей р а д о с т ью ; в о з в р а т и л с я из а р м и и сын — с тарш ий с е р ж а н т А л е к с а н д р В и кторович С авчиш - кии. З в а н и е с т а рш е г о с е рж а н т а е м у п р и сво и л и п е р е д с ам ы м о т ъ е з д о м д о м о й . З ам п о л и т , п о ­ з д р а в л я я , к р е п к о п ож а л С аш е р у к у и с к а з а л ; — Х орош ий ты , С авчнш кнн , п а р е н ь . Ж а л ь с т о б ой р а с с т а ­ в а т ь ся . О ч ен ь ж ал ь . 1 Нина И в ан о вн а , р а с с к а зы в а я о сыне , н е м о ж е т с д е р ж а т ь с ч а ­ стли вой улы бки ; — П о в з р о с л е л наш С аш а , в о з ­ м уж а л . П о с е р ь е з н е л . Вот то л ько О к он ч ан и е . Нач. в М« 91, 95, 97— 100. насмотреться на него не смог­ ла, убежал на родной завод. Го­ ворит, очень по ребятам, по це­ ху соскучился. Нина Ивановна помолчала. Потом поправила коротко под­ стриженные волосы и сказала: — Знаете, таким, каким сын стал, я его не знала. Все дума­ ла, он маленький, а Саша вон как рассуждает. Нина Ивановна цитирует Са­ шино письмо, которое он при­ слал, когда Люда и Сережа по­ шли в первый класс: «Учитесь, ребята, хорошо, а я вам обещаю служить отлично. Родина дове­ рила мне самое грозное ору­ жие, и я вместе со всеми совет­ скими воинами постараюсь сде­ лать все возможное, чтобы над страной всегда было чистое, мирное небо». Служба в армии многому на­ учила Александра Савчишкнна. Может статься, именно она сде­ лала его гражданином. Добрый след оставил и он в родиой ча­ сти — в каждом солдате его от­ деления — частица его честно­ сти и принципиальности, во всей наглядной агитации — его, Са­ шин, труд, в отлаженном, четко работающем токарном станке, который был ему предоставлен и на котором он вытачивал все, что нужно было, — крупица его души. Мы еще долго говорили с Ни- ц ной Ивановной о Юре, который очень вытянулся и повзрослел, — недавно а*н приготовил пер­ вый в своей жизни обед — с морковочкой, петрушкой — все честь по чести — н с нетерпени­ ем ожидал отца с матерью, что­ бы угостить их; о Костике, Наде и ее сынишке Сережке. Теперь-то тревоги позади, а совсем недавно, после родов, Надю считали почти безнадеж­ ной. — Знаете, — объясняет Нина Ивановна,—многие говорят мне; "Трудно тебе, подн, с такой с семьей-то!» Если честно, трудностей осо­ бых не испытываю, и сказать, почему) Во-первых, старшие очень помогают. А во-вторых, моя семья — не только моя. О ней заботятся все: и государст­ во, и коллективы, где мы с Вик­ тором трудимся. Сколько раз семье Савчншки- ных приходили на помощь ди­ ректор завода «Прожекторные угли» Дмитрий Емельянович Лобода, завком. А Надя) Спасти ее помогли коллективы техотде­ ла и завода. Кровь для нее сда­ вали рабочие цеха № 1. ее то­ варищи Владимир Каверин, Галя Кузнецова. Почти ежедневно в больнице Надю навещали работ­ ники техотдела А. Н. Ковнир, В. А. Червякова, Зоя Болотова, Люда Шелякина. А заведующий отделением больницы № 1 Иван Георгиевич Ивлев) Он букваль­ но сутками не отходил от Нади­ ной постели И спасли Н. Савчишкину. ...Семья. В нее вложен и вкла­ дывается труд десятков людей) Врачи и учителя, воспитатели и соседи, товарищи по цеху, заво­ ду и совсем незнакомые люди — их доброта, их помощь, их забота, сливаясь воедино, и да­ ют добрые всходы — живут и крепнут такие семьи, • как Сав- чншкиных, о которой мы рас­ сказали вам, дорогие читатели. Их много, таких семей — ма­ леньких ячеек государства. Вклад каждой из них в общее дело, может, и не столь уж ве­ лик, но все вместе они—надеж­ ная опора нашего государства. НА СНИМКЕ: полировщик сборочного цеха завода сЭльта» коммунист Дмитрий Алексеевич Ильин. Он —■передовик произ­ водства, в числе первых рабочих предприятия выполнил личное задание девятой пятилетки. На его вооружении высокое профес­ сиональное мастерство. Н а г р а ж д е н и е На заводе «.Эльта» вы.ходит многотиражка «Электрон», вы­ пускаются стенные газеты в цехах и отделах. Недавно отме­ чена группа активных рабко­ ров. Испытатель сборочного цеха Н. Леванина, секретарь парт­ бюро металлозаготовительного цеха В. Нехаев, начальник ла­ боратории экономики П. Собо­ лев награждены почетными гра­ мотами дирекции, парткома и завкома профсоюза. Среди тех, кому объявлены благодарности с выдачей денеж­ ных прений, гальваник Е. Ма­ лых, старший мастер В. Мил­ лер, заместитель секретаря ко­ митета комсоно.та цеха Н. Ли- зунова, старший инженер Л. Ку­ зина, библиотекарь В. Масляко­ ва и другие. г. МИХАИЛОВ. 5 СЙСТЕМЕ ♦ ПОЛИТПРОСВЕЩЕНИЯ: ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ З А Ч Е Т Ы С Д А Л И В С Е Вот уже три года старший иц- женер технического отдела ко­ жевенного заво.да им. Ленина Софья Михайловна Зацепина с чувством высокой ответственно­ сти выполняет почетное пар­ тийное поручение — является пропагандистом. Ивсе эти годы она руководит школой основ марксизма - ленинизма. Ее слу­ шатели изучают куре «Основы экономики и управления произ­ водством». В нынешнем учебном году проведено 18 занятий. Икаждое из 1Ш.Ч пропагандист С. М. За­ цепина строила живо, стара­ лась излагать материал по осно­ вам экономики и управления производством в неразрывной связи с актуальными проблема­ ми современности, создавала об­ становку творческого обсужде­ ния вопросов, по которы.4 завя­ зывались оживленные беседы. .\ самое главное — не требовала от слушателей простого запоми­ нания тех или иных теорети­ ческих положений, развивала у людей умение их осмысливать, увязывать и использовать в своей практической деятельно­ сти. В деловой, торжественной об­ становке прошло здесь итоговое занятие. К нему тщательно го­ товились и пропагандист, и слу­ шатели. Один за другим выступали слушатели. Ипочти каждый из ■них, не пользуясь конспектом, глубоко, аргументированно отве­ чал на заданный вопрос. Заведующая лабораторией Н. И.Горшкова, например, по­ дробно рассказала о действенно­ сти социалистического сорев­ нования на заводе, о путях улучшения его организации, о том, как коллектив кожевников борется за успешное выполне­ ние обязательств завершающего года пяд 1 иетки, претворяет в жизнь призыв из Обращения ПК КПеЧЗ к партии, к советско­ му народу — «Дать про,дукции больше, лучшего качества, с наименьшими затратами». Обстоятельно осветила вопрос •:Пути дальнейшего повышения производительности труда на предприятии, в цехе, на участ-, ко» инженер отдела главного механика Л. И Коропалова. Она отметила, что коллектив завода в этом отношении проделал оп­ ределенную работу. Так, в от­ делочном участке установлены новые подошвенные гидравли­ ческие катки, тянульная про­ ходная .машина, более произво­ дительные по сравнению со ста­ рыми, надежные в эксплуата­ ции. Внедрен конвейер сорти­ ровки сырья. Это дало возмож­ ность повысить производитель­ ность труда, облегчить труд ра­ бочих, улучшить культуру про­ изводства. «Сущность эффективности об­ щественного производства и ее показатели. Пути повышения эффективности производства на ' предприятии, в цехе»—по это­ му вопросу выступила конст­ руктор .Г. И. Попова. Итоговое занятие оценивает труд пропагандиста, выявляет, как каждый слушатель в учеб­ ном году работал над повыше­ нием своего политического кру­ гозора. Все, кто занимался у С. М. Зацепиной, успешно сдали зачеты. Кроме названных выше слушателей, глубокие знания показали старший конструктор В. Ф. Савин, начальник плано­ вого отдела Л. Б. Тимофеева, старший мастер отмочно-зольно­ го цеха Н. Ф. -Мамов и другие. Все слушатели приня.ти уча­ стие в собеседовании по про- гра.ч.че курса «Основы эконо­ мики и управления производ­ ством*. Итоговое занятие показало, что слушатели пополнили и обо­ гатили теоретические знания, приобрели умение применять их на практике. м. голиков , инструктор горкома КПСС. ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ дали по.тные, исчерпыва! 0111 ие ответы. «Эконо.чика — главное на­ правление борьбы советского народа за ком.чунизм» — по этой теме проведено итоговое занятие в экономической шко­ ле, которой руководит директор швейной фабрики индивидуаль­ ного пошива К. В. Черных. Все присутствующие на этом занятии слушатели проявили высокую активность. Особенно глубокие знания показали швеи Н. Г. Оболен­ ская, 3. И. .Атаманова, эконо­ мист К. И. Иопленкин, шапоч­ ник цеха головных уборов В. М. Лабузов, начальник отдела кад­ ров А. Д. Скавыш, молодая порт­ ниха А. Хоменко и другие. На вопросы, которые им задала пропагандист К. В. Черных, они Более 20 лет работает пропа­ гандистом Кира Васильевна Чер­ ных. За это время накопила богатый опыт, познала методи­ ку проведения занятий. Не случайно итоговое заня­ тие прошло организованно, на' высоком идейном уровне. л. ТРУБИЦЫНА, техническим кабинетом пои гоокоме КП СС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz