Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 20 апреля 1975 года 3 стр. V у в ы х о а н о г о а н я Ельчанка Н. Н. Копытнна мно го лет занимается переводами. Предлагаем читателям ее пере вод статьи о выдающемся чи лийском поэте Пабло Неруде (в сокращении). Лишенный возможности вый ти из дома, в не отходил от ра дио. Я ждал сообщеючя о со стоянии здоровья Неруды, и около полуночи голос диктора известил: «Поэт Пабло Неруда в агонии. Есть предположение, что он не перенесет эту ночь»,.. ‘ ...До клиники было рукой по дать, но из здания военной шко лы, находящейся на расстоянии не более 100 метров, непре- рьвно строчил пулемет. «Толь ко ты выйдешь за дверь, они убькэт тебя», — говорил я се бе. Необыкновенные страдания воскрешали в памяти моей дол гие годы дружбы с Пабло... На рассвете меня разбудил теле фон: «Говорит Юан Комец, Паб ло умер. Я заеду за тобой че рез 20 минут». Было около вось ми часов, когда мы пришли в клинику, однако тело Пабло уже вынесли в часовню... ...Никогда я не видел на ли це покойника такой ясно выра женной улыбки. Казалось, она вышл^ из души Пабло и легла на его лицо. Мы воспринимали е« как последний протест против жестокости палачей чи лийского народа. Рядом с Паб ло стояли его жена, Матильда, сестра Лаурита, близкий друг и секретарь, поэт Гомере Арке, писательница Тереза Гамель, Гракила 'Альфарец. Словно воронье, набросились на мертвое тело поэта репорте ры, фотографируя его со всех сторон, без малейшего уваже ния и такта. Матильда Неруда просила: «Пожалуйста, доволь но, оставьте его в покое». Фо тографы были глухи... ...Пришли друзья — писате ли, и процессия около 20 чело век двинулась к дому Пабло на улице Маркв^ц де ла Плата. Од нако к дому* подойти было не возможно: весь склон Сан Кри стобаль, прилегающий к дому участок и входная лестница были залиты водой, грязью и усеяны .обломка.ми от развалин. Здесь хозяйнича/»! сыщики фашистской хунты. Улица бы ла оцеплена отрядом карабине ров. Мы решили обойти квар тал и подойти с заднего вхо да, Там уже ждали нас молодые коммунисты, около 20 человек. Они окружили гроб и кричали охрипшими, от волнения сорван ными голосами, с поднятыми кулака.ми: «Товарищ Пабло Не руда с нами! Товарищ Пабло Не руда! С нами! Товарищ Паб- Ло Неруда! С нами! Теперь и навсегда»! Первый крик >протеста, про рвавшийся сквозь задавивший всю страну террор. Но подойти к дому нельзя было и здесь. Варвары приказали перекрыть канал, проложенный вдоль гор ного склона. Образовавшийся бурный горный ручей прегра дил подход к до-му Пабло и с этой стороны. К тому же шел дождь, и берег этого горного ручья был илистый, скользкий. Мы опустили гроб. Что делать? Кто-то предложил отвезти Паб ло в союз писателей. ААатильда ответила: «Пабло хотел домой, домой и .понесем!» Перед нами был полуразрушенный сарай, напоминающий столярную ма стерскую, где бьти доски, по- луготоеые двери. Надо сделать мост, чтобы перебраться на ту сторону. Я взял доску. Все по следовали моему примеру. Де сять минут работали по пояс в воде. Мост бьгл готов... ...Дорога до дома, извиваю щаяся вдоль парка, была по крыта осколками битого стекла, которое хрустело, скрежетало под ногами все увеличивающей- На желто-голубой шелковой ленте, завязанной бантом, над пись: <сВеликому поэту Пабло Неруде, лауреату • Нобелевской пре.мии». В дом начали приходить лю ди. Пришли даже христианско- демократические политики и вы сокопоставленные деятели ста рого режима, такие, как Радо мире Томис, партия которого дискредитировала народное правительство, поддерживала путчи, которые устраивали фа шистские милитаристы. Матильде передали, что вни зу ее ждут представители воен ной хунты, чтобы выразить ей «соболезнование от правитель ства». Матильда, ожидавшая но вых репрессий, есе-тэки не вы шла к ним, а ответила: «Если хотят, пусть войдут. » ...Пришли двое мужчин, с по мощью которых были спасены ААногне чилийцы, а также пожа ловали послы Шзеи,ии и Мекси ки. ЭНРИКВЕ БЕЛЛО „ТОВАРИЩ С НАМИ! [ПОХОРОНЫ ПАБЛО НЕРУДЫ) ся похоронной процессии. Поли цаи в штатском и в форме сменяли друг друга. На улице в куче пепла и п4.1ли валялись остатки ценностей, которые Паб ло всю жизнь терпеливо соби. рал. Карти-ны, портреты, полу- сожженные книги, перья редко сстречающихся райских птиц Ближнего и Среднего Востока, многие редкие экспонаты по разным областям наук. Дом Пабло разгромлен боль ше, чем наполовину. ...Казалось, варвары остано вили бег времени. Пустые дыры вместо окон, столовая, обстав ленная в древнефантастическом стиле, была превращена в руи ны, полы — в обугленные об ломки и куски глины. На сте нах перекошенные, изрезанные картины. Все эти вещи Пабло кропотливо разыскивал по все му миру-, С трудом мы пробрались в спальню. Товарищи хотели очи стить комнату от осколков и вставить окна. «Нет, Пабло хо тел, чтобы мы оставили все так, как бандиты изуродовали». Здесь мы, наконец, поставили гроб. Матильда положила на него букет красных гвоздик, а 1 ногах — венок. ...Комната была вся в цве тах. Кинооператоры со всех кон цов Америки и Европы прибы ли сюда, чтобы навсегда запе чатлеть драматическое собы тие, похороны великого певца нашего времени. Всю ночь род ственники н друзья стояли у гроба в растерзанном доме, в холоде и сырости. На следую щий день длинная траурная процессия вышла из дома поэ та. На улице растянулись по меньшей мере на километр. Ни когда я не видел такую массу людей с одним выражением на всех лицах. Страдание от бес сонных ночей, травля и террор, смерть Пабло — все слилось в общее горе. Процессия двинулась. Среди слез, тишины вдруг раздалось: «Товарищ Пабло Неруда! С на ми! Теперь и навсегда! Товарищ Пабло Неруда! С нами!» Карабинеры оцепили окрест ность, но ничего не предприни мали. На улицах гроб встречали люди. На лицах сотен людей му ка и гнев. Не все друзья Паб ло Неруды смогли прийти. Мно гие были в тюрьмах. Многие зверски замучены. И снова сре ди ужасов террора звучит: «Паб ло Неруда жив!», «Слава Ком мунистической партии!». Мы за- НА ЭТО',И СТРАНИЦЕ: 0 «ТОВАРИЩ НЕРУДА — С НАМИ!» 0 ИНТЕРЕСНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ. 0 ЧИТАТЕЛИ О КНИГАХ. вернули на Авениду Перу. На Сантос Димонт нас ожидали прибывшие автомашины. Люди оставили машины и пошли. Это была не процессия, а огромная толпа, откуда выкрикивали строфы из книг Неруды... ...Страх пропал, никто не пря тался, делали то, что хотели. Люди обращались друг к дру гу с заплаканными лицами: «С нами, с нами!» Это было не от чаяние. Процессией владел дух сопротивления. Это была тра урная манифестация братства, полная внутреннего спокойст вия и гордости. Каждый убитый ребенок обратится в оружие, из каждого преступления ро дится пуля! День этот не забу дется! Голоса звучали страст но... ...Вдруг послышался «Интерна ционал». Песня лилась все ши ре, вдоль всей процессии, над гробом и дальше. Я видел, как пели мужчины и женщины, сто ронники совсем другой идеоло гии и совсем других гимнов. Кто не знал слов, пел одну мело- Айкэ. ...В тот момент, когда запели «Интернационал», здесь присут ствовал, был жив Сальвадор Альенде! Впереди нас шла, еле волоча ноги, поддерживаемая с двух сторон подругами ан глийская танцовщица - Еан Тур- нер. вдова певца и композиУо- ра Виктора Харе, которого па лачи-садисты изуродовали так, что сами отправили его тело в дом для опознания трупов... ...На кладбище с обеих сто рон стояли вооруженные солда ты и бронированные машАны. Процессия остановилась перед мавзолеем. Сюда временно по ставили гроб. Полицаи в фор ме и в штатском в роли репор теров с камерами и магнитофо нами фиксировали поведение присутствующих. Говорили речи от писателей, О’ культурных учреждений, от профсоюза, друзья... ...Пройдут годы. История обо гатится легендами Стихи Пабло Неруды будут жить. Будет жить геролид на родной борьбы, будет указы вать цель и путь в будущее! Но можно ли утешиться тем, что весь Пабло только в своей поэзии. ■ ве’ликой нашей сов ременности? Как смириться с тем, что его нет в живых?! * * * Друг Пабло Неруды, наш друг, — товарищ Энрикве Бел ло, умер 29 мая 1974 года в Берлине, после тяжелой опера ции. От травли фашистов он вы нужден был бежать сначала во Францию, а потом переехал в ГДР. чтобы рассказать о своей родине, Чили, на форумах, в союзе писателей, вьгступить пе ред народами Европы. До по- (Леднего мгновения он жил ли- тературньиии замыслами, хотел бороться против фашизма сред ствами литературы. У известного конструктора сельскохозяйственных машин, лауреата Государственной пре мии, профессора, доктора техни ческих наук Василия Филиппо вича Королева есть одно удиви тельное увлечение. Его руками созданы сотни фи гурок различных птиц и живот ных. Они расселились в его квар тире в шкафах, на полках и сто лах. Материалом для изготов ления фигурок служат кедровые шишки, орехи, различные семеч ки. бамбуковые прутики. Василий Филиппович Королев уиастннк выставок в нашей стра не и »а рубежом. МЛ СНИМКАХ: В. Ф. Коро лев и его работы. У « Ч Д И О Т М ЕЛЯ" ЧИТАТЕЛИ о КНИГАХ .Мне нравятся ро.цаны «Силь нее атома», «Ночь полководца» писателя Г. С. Березко. А недав но прочитал его новое произве дение «Дом учителя», герои ко торого учителя, красноармейцы, партизаны, школьники. Здесь в основном рассказано о жизни одного из небольших старинных русских городков на Смоленщи не. Уже в первые днн октября ' 194! года, когда гитлеровцы по вели новое наступление на За падном фронте с целью захвата Москвы, маленький годрдок е районным Домом учителя ста новится прифронтовым, а потом и фронтовым. К нему относится все, что заключено в слове «вой на» — это горе, слезы людские, кровь, великая самоотвержен ность и великий героизм защит ников правого дела. Здесь гово рится о мужестве совехского человека, в частности о подвиге раненого солдата Петра Горча кова. Из ыа.ходящихся на из лечении в госпитале раненых, еще способных держать оружие. Горчаков сколачивает подразде ление и ведет его прямо в бой, закрывая брешь, которую врагу удалось пробить в нашей оборо не. В тяжелейших условиях, в ка нун битвы за Москву, мы видим командующего фронтом — ум ного, творчески мыслящего, во левого военачальника. Великая Отечественная война породила множество героев, и страницы романа дышат герои кой. Здесь раскрыты высокие моральные качества молодых партизан — вчерашних школьни ков, вступивших в первом же бою в неравную схватку с вра жеским танком. Читатель узнает из романа о мужестве третьей роты партизанского полка, со ставленной из учеников 10-го класса во главе с директором школы Сергеем Алексеевичем Самосудом. Это старый боль шевик. В 1914 году он был взят в действующую армию, а в 1915 году предан военно-полево му суду за большевистскую пропаганду среди солдат. Лишь Октябрьская революция освобо дила его. Тема войны, сражающегося народа интересно воплощается в женских образах, таких, как заведующая Домом учителя Оль га Александровна' Синельникова, ее сестра Мария Александровна и их племянница Лена. Это дочь младшего их брата Дмитрия. Когда-то он уехал в команди ровку на швейцарскую грани цу и... вернулся на родину лишь в первые дни войны. • Он' завоевал доверие нацистов, выполнял специальные поруче ния гестапо. И стал уже не Си нельниковым, а Францем фон Штаммом из небогатой поме щичьей семьи в Восточной Прус сии. Дмитрий и его группа в пе реодетых красноармейских фор мах заброшены в Россию. Когда он встретился с сестрами, одна из них, Ольга Александровна, предложила ему добровольно сдаться Он отказался. Сестра решила разоблачить брата. Но он застрелил ее. .Л вот другой герой — немец кий летчик Франц Зннгфогель. Он приземлился на советской земле н дал ценные сведения на шему командованию. Рассказ о судьбах этих лю дей — героико - романтическое повествование о пролетарской солидарности. Роман волнует. .Многие герои вызывают боль шие симпатии. В. СЕЛЕМЕНЕВ, бухгалтер завода красного кирпича.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz