Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ> 15 марта 1975 года 3 стр. Новый рассказ Валерия Самарского 1 > • 15 дин Ь 1 в главном. Два юбилея Миниатюра я выдохся. Не просто устал, • ЯЫМОТ 1 &ЛСЯ до предела. Теперь мне было наплевать на зайцев. Только бы не упасть. Снелтный наст болтался вправо и влево, .словно его плохо привя»ал »1 к земле, а я не дяигался с места, хотз> умри. Сашкина спина и ры­ жий загривок Тумана мелька­ ли у меня перед глазам*! и по­ степенно уходили вперед... Все, больше не могу, все... Изо рта рвется сорванное дыхание с хрипом и слюной. Ремень ружья вот-вот слоАлает ключи­ цу... Все, теперь уже все, боль- кие не могу. Метрюв за десять до молодо­ го ельника Сашка, наконец, ос­ тановился. Остановился и я. Мы и пробежали-то всего метров сто, вон от того овражка. Дого­ няя Сашку, я глубоко дышал, стараясь восстановить дыхание. Сердце неистово колотилось о ребра, по щбкам текли слезы измеможения, а на губах запе­ клась пеиа. Сашка дышал тя­ жело, но ровно. Туман и вов­ се спокойно сидел на снегу, поджав хвост. — Запыхался? — встретил ме­ ня вопросом Сашка. — Есть маленько, — прохри­ пел я и сразу задохнулся. — Это тебе не штаны в кон­ торе протирать, — снисходи­ тельно бросил он. Туман смотрюл на меня с нескрываемым презрением: «И чего увязался...». Вот чертова псина. Обидно, но я молчал и старался дышать поглубже. — Хлебни немного, — посо­ ветовал Сашка, и я послушно полез е рюкзак. Достал фляжку с еще теплым чаем и набрал полный рот. Хотелось все про­ глотить одним глотком, но по­ ловину я все же выплюнул. Вот этого Сашке не понять. Он сде­ лал несколько ровных глотков и вернул мне фляжку. — Так. Я полем выйду к просеке, а ты с Тулааном иди ельником, — сказал он, огля­ девшись. — Я, как дойду, мах­ ну тебе. Тогда заходи посеред­ ке и иди, не скрываясь. Тут не­ далеко, метров двести. — Понятно, — ответил я. Сашка ушел, поскрипывая снегом. Туман было двинулся за ним, но я остановил собаку окриком. Туман послушно сел. Он слушался нас почти одина­ ково. Мы вместе ездили поку­ пать его месяц назад, и пер­ вую неделю собака жила у ме­ ня в квартире. Потом Сашка от­ вез его к отцу в деревню и мог бывать там только по воскре­ сеньям. Короче, мы с Тума­ ном неплохо ладили. но за хозяина он все-таки признавал Сашку. На охоту мы с ним вы­ брались впервые, и тут пес бы­ стро разобрался, кто настоя­ щий охотник. Я отдыхал, все еще тяжело переводя дыхание, а Туман следил за удаляющейся фигу­ рой Сашгги. ...Помнится, эта поездка была мне поперек горла, но Сашка просил помочь ему купить рус­ скую гончую и отказаться бы­ ло неудобно. И потом; Сашка раздобыл легковую машину, пообещал, что вести туда буду я. Поссорившись с женой, я поехал. С чем еще можно срав­ нить ощущение от вождения машины? Разве только с удач­ ным выстрелом. Хозяян был дома. Он повел нас во двор смотреть собаку. Это была чи­ стейшей воды дворняжка. Хо­ зяин рассказывал, что собака сама загнала двух зайцев и лису и притащила домой. Охотником — Брось ты, — ответил Саш­ ка, — слышал, что хозяин о зайцах рассказь]вал? Чего еще надо? Пацан здесь ни при чем. Собаке охотиться надо, а не кур по двору гонять. Он загорелся, и было видно, что мне его не переспориеь. Со­ баку засунули на заднее сиде- ш е , Сашка сел за руль, и мы уехали. Хозяин провожал нас один. ...Ельник кончился. Перед на­ ми была неширокая просека, подметенная ветром, а дальше опять шли посадки. Повернув налево к полю, мы встретили Сашку. — Ну что? — спросил я. — Ничего нет, —, ответил он, — плохой день. Пошли пома­ леньку к дому. Мы напрямик полезли через по'ле в сторону деревни. Ту­ Валерий 1 Самарский 1 п п м п А П ♦ т у МА п Р а с с к а з I он не был. Мы выпили -- приве­ зенную с собой бутылку вод­ ки, и они с Сашкой ударили по рукам... Сашка, видимо, добрался до просеки и махал мне рукой. Мы с Туманом вошли в ельник. ЗдесУ, были глубокие сугробы, а я так устал, что главным обра­ зом старался не зачерпнуть ва­ ленками снег. Лапы невысоких елей лезли в лицо. Туман обнюхивал встречные следы, но далеко от меня не отходил. Его рыжая спина мелькала среди зелени посадки. ...Хозяйский сын, одиннадца- тилетний Вовка, плакал, когда мы собрались уезжать. По правде говоря, собака была его. Прежний хозяин, настоящий охотник, умер, и Туман с тос­ ки убежал из дому. Ободранный и тощий, бродил он по дерев­ не. Вевка привел его к себе, сколотил будку и сам кормил. Он привязался так, как только мальчишки-подростки могут привязаться к «своей» собаке. Теперь отец, выпив с нами по стакану водки, продавал Тума­ на за пятерку, и Вовка плакал. Я вызвал Сашку на крыльца. — Послушай, — сказал я, — Эта псина так же похоже на русскую гончую, как я на ки­ тайского императора. И погля­ ди, как пацан ревет. Собака ведь, собственно, его. I ман, будто почуяв, что охота кончилась, плелся где-то сзади. Ноги плохо слушались, и я с то­ ской думал о том, что завтра мне до магазина трудно будет добраться, не то что на охоту еще раз идти. Чтобы не вязнуть в снегу, я старался попадать в Сашкины следы. Ружье оттяги­ вало плечо, и я размечтался о том, как приду домой и сбро­ шу с себя всю эту сбрую, жена покормит меня чем-нибудь го­ рячкам, я залезу в постель, а двухлетний сынишка будет бе­ гать вокруг кровати и предла­ гать мне надеть тапочки: «Тапоч­ ки дедень».' Хорошо бы, конеч­ но, подстрелить зайчика... — Вот здесь должны быть зайцы, — прервал мои размы­ шления Сашка. Перед нами на­ чиналось поле с кучками свек­ ловичной ботвы, превратившей­ ся в сугробы. — Надо бы Тумана вперед послать. Мы обернулись. Собака вы­ нюхивала что-то 8 снегу, отстав от нас метров на сорок. — Туман, вперед! — крик­ нул Сашка. Собака подняла голову, по­ смотрела на нас, но с места не двинулась. — Вперед, Туман! — крик­ нул Сашка громче. — Ищи зай­ ца! САПОГ И ЩЕТКА Ругался со Щеткой Блестящий Сапог; — Неряха! За что наказал меня бог?.., — Не нравлюсь? — Прощай, Натерпелась я, баста! Попробуй-ка сам Повозиться с пастой .. И Цветка ушла А блестящий Сапог С тех пор захирел И блистать уж не мог И. ЧЕРНЯЕВ. I « П Р ИШВ И Н и С О В Р Е М Е Н Н О С Т Ь » Сразу два юбилея отметто са.чое молодое в Российской Федерации издательство «Со- вре.менник». Из печати вышла пятисотая книга — сборник -^Вершины братства», посвя­ щенный дружбе болгарского и советского народов, а общин ти­ раж всех выпущенных им книг превысил пятнадцать миллионов эк.темпляров. .Многими интересными книга­ ми порадуетч-итатель-издатель- ство и в этом году. В частно­ сти, сейчас в «Современнике» начата подготовка к выпуску книги о нашем выдающе.мся земляке «Пришвин и современ­ ность». В сборник включены !{сслеодвания известных лите­ ратуроведов, историков, крити­ ков, посвященные изучению творчества замечательного рус­ ского художника слова, анализу специфики его мастерства, рас­ ширяющие представления чита­ телей оМ. М. Пришвине. Особую'ценность представля­ ют воспоминания, статьи и пуб- .тикации вдовы писате. 1 я — Б. Д. Пришвиной. Сборник вы­ ходит под редакцирп доктора филологических наук профессо­ ра П. С. Выходцева. Книга выйдет из печати тн- раж'ом семьдесят пять тысяч экземпляров. ' КОСЕНКОВ — Вот он, — тихо сказал я. Возле крайней кучки ботвы под­ нялся столбиком заяц, видимо, разбуженный криком. Несколь­ ко секунд он нехотя осматри­ вался, а потом лениво затрусил через поле. До него было мет­ ров сто, если не больше. — Взять его. Туман, взять! — азартно и зло закричал Саш­ ка. Теперь пес пригляделся и, по­ степенно набирая ход, пошел за зайцем. Мимо нас он прошел уже полным ходом, но мне по­ казалось, что держится он как- то неуверенно. Добравшись до крайней кучи и взяв след. Ту­ ман затявкал и двинул,во все лопатки. — Вот это гон, — обернулся Сашка. — понял? А ты говорил дворняга. Мы кинулись за ним, и я за­ был про уставшие ноги и тяже­ лое ружье, которое теперь сдернул с плеча и держал в ру­ ках. Поле выгибалось горбо.м, и мы хотели видеть, куда пой­ дет заяц. Теперь, почуяв погоню, и заяц пошел во всю. Он бежал длин­ ными прыжками, как бы рассти­ лаясь над снегом. Мы'припусти- ли что было сил. Заяц перевалил бугор и скрылся из виду. Следом за ним на бугор выма.тал Туман и вот тут он вдруг останоеился. Помялся в нерешительности, ткнулся носом е снег и побежал нам навстречу неторопливой рысцой. — Вот это гон... — не без ехидства присвистнул я. — Взять его взять! — закри­ чал Сашка. Но пес и ухом не повел. Мы остановились. Бежать было некуда. Сашка выругался сквозь зубы. .А Туман потихоньку бежал к нам, как будто ничего не слу­ чилось. До него было метров ’ тридцать. Неожиданно Сашка вскинул ружье и выстрелил. Собака упала и, дернувшись пэру раз, затихла. Когда я под­ бежал,глаза уже закатились и остекленели, кровь сразу впи- тьюалась в снег. — Зачем ты так? — спросил я. — Если б не он, мы бы на уши этому зайцу наступили, — зло сказал Сашка. — Разве ж это собака? Большая рыжая дворняжка лежала на снегу, слегка поджав задние лапы. Я вспомнил, как ревел Вовка, пока мы пили водку с его отцом, повернулся и пошел через поле, не оглядываясь. НОВИНКИ ПРОГРЕССИВНОЙ зарубежной литературы УТВЕРЖДАЯ и д Е и ГУМАНИЗМА В прошлом году развитие прогрессивной зарубежной гж- тературы определялось прин­ ципиально важными особенно­ стями современной междуна­ родной обстановки: рост влия- юля Советского Союза и стран социвлистического лагеря, раз­ рядка международной напря­ женности и усиление внутрен­ них классовых противоречий капиталистического мира. Все полнее и чаще обраща­ ются передовые зарубежные писатели к творческому мето­ ду социалистического реали-зма. О новом характере классо­ вой борьбы в ФРГ говорит за- падногерманский писатель Макс Грюн в романе «Местами грло- лед». Остро ос/ждая профсо­ юзных бонз, предающиа инте­ ресы рабочих, автор с большой теплотой рисует образ девуш­ ки Карин — умной, энергич­ ной, мужественной. Она и ее боевые друзья — это будущее рабочего класса ФРГ. На страницах журнала «Ино­ странная питерахура» опублико­ ван новый роман Адель Фер . нандес «Ранний плод — горь­ кий плод». Необычен облик ав­ тора. Французская коммунист­ ка, врач, мать четырех детей, она лишь в возргюте 55 лет пришла к литературно - твор­ ческой деятельности и завоева­ ла сейчас всемирную изввет. ность и признание. В новом романе Фернандес обращается к событиям вто­ рой мировой войны, рисует же­ стокую гитлеровскую оккупа­ цию, борьбу французских пат­ риотов с фашистами. Острота военного и социального кон­ фликта усугубляется внутрисе­ мейным: родные братья оказы. веются непримиримыми врага­ ми. В то время как Жиль ак­ тивно участвует а борьбе отря­ дов сопротивления, Жорж со­ трудничает с оккупантами. Большой творческой удачей пи­ сательницы является образ ис­ панского подростка Хосе. Нату­ ра искренняя, честная, он уме­ ет горячо любить и остро не­ навидеть. Тяжелое положение искус­ ства и его творцов в буржуаз­ ном обществе рисует итальян­ ский писатель Солдати в рома­ не «Актер», В нем идет речь о печальной судьбе старого ак­ тере Энцо, которому горячо сочувствует читатель. Тема не новая, но раскрытая на совре­ менном актуальном материале, > она оказывает на нас сильное воздействие. Передовые писатели Зепеда часто обращаются к внутренне­ му миру человека, к сложней­ шим внутрисемейным отноше­ ниям, к вопросам любви, бра­ ка, взаимоотношения полов. Этому кругу проблем посвя­ щены романы английской писа. тельницы Мердок «Черный принц» и французского писа­ теля Базена «Крик совы». Не все в этих произведениях удачно, кое-что в них вызывает наше возражение. Но и эти книги интересны. В них с боль­ шой полнотой ощущается худо­ жественное Алестерство писате­ лей, отличный язык, увлека­ тельное и интересное повество­ вание. При всем многообразии те­ матики. раэ№!чии художествен­ ных приемов прогрессивные за­ рубежные писатели едины в главном: они осуждают соци­ альное зло и насилие, утоерж- дают идеи гуманизма, мира и демократии. И, ПРИВОРОТСКИЙ, доцент Елецкого пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz