Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ> 15 марта 1975 года 3 стр. Новый рассказ Валерия Самарского 1 > • 15 дин Ь 1 в главном. Два юбилея Миниатюра я выдохся. Не просто устал, • ЯЫМОТ 1 &ЛСЯ до предела. Теперь мне было наплевать на зайцев. Только бы не упасть. Снелтный наст болтался вправо и влево, .словно его плохо привя»ал »1 к земле, а я не дяигался с места, хотз> умри. Сашкина спина и ры жий загривок Тумана мелька ли у меня перед глазам*! и по степенно уходили вперед... Все, больше не могу, все... Изо рта рвется сорванное дыхание с хрипом и слюной. Ремень ружья вот-вот слоАлает ключи цу... Все, теперь уже все, боль- кие не могу. Метрюв за десять до молодо го ельника Сашка, наконец, ос тановился. Остановился и я. Мы и пробежали-то всего метров сто, вон от того овражка. Дого няя Сашку, я глубоко дышал, стараясь восстановить дыхание. Сердце неистово колотилось о ребра, по щбкам текли слезы измеможения, а на губах запе клась пеиа. Сашка дышал тя жело, но ровно. Туман и вов се спокойно сидел на снегу, поджав хвост. — Запыхался? — встретил ме ня вопросом Сашка. — Есть маленько, — прохри пел я и сразу задохнулся. — Это тебе не штаны в кон торе протирать, — снисходи тельно бросил он. Туман смотрюл на меня с нескрываемым презрением: «И чего увязался...». Вот чертова псина. Обидно, но я молчал и старался дышать поглубже. — Хлебни немного, — посо ветовал Сашка, и я послушно полез е рюкзак. Достал фляжку с еще теплым чаем и набрал полный рот. Хотелось все про глотить одним глотком, но по ловину я все же выплюнул. Вот этого Сашке не понять. Он сде лал несколько ровных глотков и вернул мне фляжку. — Так. Я полем выйду к просеке, а ты с Тулааном иди ельником, — сказал он, огля девшись. — Я, как дойду, мах ну тебе. Тогда заходи посеред ке и иди, не скрываясь. Тут не далеко, метров двести. — Понятно, — ответил я. Сашка ушел, поскрипывая снегом. Туман было двинулся за ним, но я остановил собаку окриком. Туман послушно сел. Он слушался нас почти одина ково. Мы вместе ездили поку пать его месяц назад, и пер вую неделю собака жила у ме ня в квартире. Потом Сашка от вез его к отцу в деревню и мог бывать там только по воскре сеньям. Короче, мы с Тума ном неплохо ладили. но за хозяина он все-таки признавал Сашку. На охоту мы с ним вы брались впервые, и тут пес бы стро разобрался, кто настоя щий охотник. Я отдыхал, все еще тяжело переводя дыхание, а Туман следил за удаляющейся фигу рой Сашгги. ...Помнится, эта поездка была мне поперек горла, но Сашка просил помочь ему купить рус скую гончую и отказаться бы ло неудобно. И потом; Сашка раздобыл легковую машину, пообещал, что вести туда буду я. Поссорившись с женой, я поехал. С чем еще можно срав нить ощущение от вождения машины? Разве только с удач ным выстрелом. Хозяян был дома. Он повел нас во двор смотреть собаку. Это была чи стейшей воды дворняжка. Хо зяин рассказывал, что собака сама загнала двух зайцев и лису и притащила домой. Охотником — Брось ты, — ответил Саш ка, — слышал, что хозяин о зайцах рассказь]вал? Чего еще надо? Пацан здесь ни при чем. Собаке охотиться надо, а не кур по двору гонять. Он загорелся, и было видно, что мне его не переспориеь. Со баку засунули на заднее сиде- ш е , Сашка сел за руль, и мы уехали. Хозяин провожал нас один. ...Ельник кончился. Перед на ми была неширокая просека, подметенная ветром, а дальше опять шли посадки. Повернув налево к полю, мы встретили Сашку. — Ну что? — спросил я. — Ничего нет, —, ответил он, — плохой день. Пошли пома леньку к дому. Мы напрямик полезли через по'ле в сторону деревни. Ту Валерий 1 Самарский 1 п п м п А П ♦ т у МА п Р а с с к а з I он не был. Мы выпили -- приве зенную с собой бутылку вод ки, и они с Сашкой ударили по рукам... Сашка, видимо, добрался до просеки и махал мне рукой. Мы с Туманом вошли в ельник. ЗдесУ, были глубокие сугробы, а я так устал, что главным обра зом старался не зачерпнуть ва ленками снег. Лапы невысоких елей лезли в лицо. Туман обнюхивал встречные следы, но далеко от меня не отходил. Его рыжая спина мелькала среди зелени посадки. ...Хозяйский сын, одиннадца- тилетний Вовка, плакал, когда мы собрались уезжать. По правде говоря, собака была его. Прежний хозяин, настоящий охотник, умер, и Туман с тос ки убежал из дому. Ободранный и тощий, бродил он по дерев не. Вевка привел его к себе, сколотил будку и сам кормил. Он привязался так, как только мальчишки-подростки могут привязаться к «своей» собаке. Теперь отец, выпив с нами по стакану водки, продавал Тума на за пятерку, и Вовка плакал. Я вызвал Сашку на крыльца. — Послушай, — сказал я, — Эта псина так же похоже на русскую гончую, как я на ки тайского императора. И погля ди, как пацан ревет. Собака ведь, собственно, его. I ман, будто почуяв, что охота кончилась, плелся где-то сзади. Ноги плохо слушались, и я с то ской думал о том, что завтра мне до магазина трудно будет добраться, не то что на охоту еще раз идти. Чтобы не вязнуть в снегу, я старался попадать в Сашкины следы. Ружье оттяги вало плечо, и я размечтался о том, как приду домой и сбро шу с себя всю эту сбрую, жена покормит меня чем-нибудь го рячкам, я залезу в постель, а двухлетний сынишка будет бе гать вокруг кровати и предла гать мне надеть тапочки: «Тапоч ки дедень».' Хорошо бы, конеч но, подстрелить зайчика... — Вот здесь должны быть зайцы, — прервал мои размы шления Сашка. Перед нами на чиналось поле с кучками свек ловичной ботвы, превратившей ся в сугробы. — Надо бы Тумана вперед послать. Мы обернулись. Собака вы нюхивала что-то 8 снегу, отстав от нас метров на сорок. — Туман, вперед! — крик нул Сашка. Собака подняла голову, по смотрела на нас, но с места не двинулась. — Вперед, Туман! — крик нул Сашка громче. — Ищи зай ца! САПОГ И ЩЕТКА Ругался со Щеткой Блестящий Сапог; — Неряха! За что наказал меня бог?.., — Не нравлюсь? — Прощай, Натерпелась я, баста! Попробуй-ка сам Повозиться с пастой .. И Цветка ушла А блестящий Сапог С тех пор захирел И блистать уж не мог И. ЧЕРНЯЕВ. I « П Р ИШВ И Н и С О В Р Е М Е Н Н О С Т Ь » Сразу два юбилея отметто са.чое молодое в Российской Федерации издательство «Со- вре.менник». Из печати вышла пятисотая книга — сборник -^Вершины братства», посвя щенный дружбе болгарского и советского народов, а общин ти раж всех выпущенных им книг превысил пятнадцать миллионов эк.темпляров. .Многими интересными книга ми порадуетч-итатель-издатель- ство и в этом году. В частно сти, сейчас в «Современнике» начата подготовка к выпуску книги о нашем выдающе.мся земляке «Пришвин и современ ность». В сборник включены !{сслеодвания известных лите ратуроведов, историков, крити ков, посвященные изучению творчества замечательного рус ского художника слова, анализу специфики его мастерства, рас ширяющие представления чита телей оМ. М. Пришвине. Особую'ценность представля ют воспоминания, статьи и пуб- .тикации вдовы писате. 1 я — Б. Д. Пришвиной. Сборник вы ходит под редакцирп доктора филологических наук профессо ра П. С. Выходцева. Книга выйдет из печати тн- раж'ом семьдесят пять тысяч экземпляров. ' КОСЕНКОВ — Вот он, — тихо сказал я. Возле крайней кучки ботвы под нялся столбиком заяц, видимо, разбуженный криком. Несколь ко секунд он нехотя осматри вался, а потом лениво затрусил через поле. До него было мет ров сто, если не больше. — Взять его. Туман, взять! — азартно и зло закричал Саш ка. Теперь пес пригляделся и, по степенно набирая ход, пошел за зайцем. Мимо нас он прошел уже полным ходом, но мне по казалось, что держится он как- то неуверенно. Добравшись до крайней кучи и взяв след. Ту ман затявкал и двинул,во все лопатки. — Вот это гон, — обернулся Сашка. — понял? А ты говорил дворняга. Мы кинулись за ним, и я за был про уставшие ноги и тяже лое ружье, которое теперь сдернул с плеча и держал в ру ках. Поле выгибалось горбо.м, и мы хотели видеть, куда пой дет заяц. Теперь, почуяв погоню, и заяц пошел во всю. Он бежал длин ными прыжками, как бы рассти лаясь над снегом. Мы'припусти- ли что было сил. Заяц перевалил бугор и скрылся из виду. Следом за ним на бугор выма.тал Туман и вот тут он вдруг останоеился. Помялся в нерешительности, ткнулся носом е снег и побежал нам навстречу неторопливой рысцой. — Вот это гон... — не без ехидства присвистнул я. — Взять его взять! — закри чал Сашка. Но пес и ухом не повел. Мы остановились. Бежать было некуда. Сашка выругался сквозь зубы. .А Туман потихоньку бежал к нам, как будто ничего не слу чилось. До него было метров ’ тридцать. Неожиданно Сашка вскинул ружье и выстрелил. Собака упала и, дернувшись пэру раз, затихла. Когда я под бежал,глаза уже закатились и остекленели, кровь сразу впи- тьюалась в снег. — Зачем ты так? — спросил я. — Если б не он, мы бы на уши этому зайцу наступили, — зло сказал Сашка. — Разве ж это собака? Большая рыжая дворняжка лежала на снегу, слегка поджав задние лапы. Я вспомнил, как ревел Вовка, пока мы пили водку с его отцом, повернулся и пошел через поле, не оглядываясь. НОВИНКИ ПРОГРЕССИВНОЙ зарубежной литературы УТВЕРЖДАЯ и д Е и ГУМАНИЗМА В прошлом году развитие прогрессивной зарубежной гж- тературы определялось прин ципиально важными особенно стями современной междуна родной обстановки: рост влия- юля Советского Союза и стран социвлистического лагеря, раз рядка международной напря женности и усиление внутрен них классовых противоречий капиталистического мира. Все полнее и чаще обраща ются передовые зарубежные писатели к творческому мето ду социалистического реали-зма. О новом характере классо вой борьбы в ФРГ говорит за- падногерманский писатель Макс Грюн в романе «Местами грло- лед». Остро ос/ждая профсо юзных бонз, предающиа инте ресы рабочих, автор с большой теплотой рисует образ девуш ки Карин — умной, энергич ной, мужественной. Она и ее боевые друзья — это будущее рабочего класса ФРГ. На страницах журнала «Ино странная питерахура» опублико ван новый роман Адель Фер . нандес «Ранний плод — горь кий плод». Необычен облик ав тора. Французская коммунист ка, врач, мать четырех детей, она лишь в возргюте 55 лет пришла к литературно - твор ческой деятельности и завоева ла сейчас всемирную изввет. ность и признание. В новом романе Фернандес обращается к событиям вто рой мировой войны, рисует же стокую гитлеровскую оккупа цию, борьбу французских пат риотов с фашистами. Острота военного и социального кон фликта усугубляется внутрисе мейным: родные братья оказы. веются непримиримыми врага ми. В то время как Жиль ак тивно участвует а борьбе отря дов сопротивления, Жорж со трудничает с оккупантами. Большой творческой удачей пи сательницы является образ ис панского подростка Хосе. Нату ра искренняя, честная, он уме ет горячо любить и остро не навидеть. Тяжелое положение искус ства и его творцов в буржуаз ном обществе рисует итальян ский писатель Солдати в рома не «Актер», В нем идет речь о печальной судьбе старого ак тере Энцо, которому горячо сочувствует читатель. Тема не новая, но раскрытая на совре менном актуальном материале, > она оказывает на нас сильное воздействие. Передовые писатели Зепеда часто обращаются к внутренне му миру человека, к сложней шим внутрисемейным отноше ниям, к вопросам любви, бра ка, взаимоотношения полов. Этому кругу проблем посвя щены романы английской писа. тельницы Мердок «Черный принц» и французского писа теля Базена «Крик совы». Не все в этих произведениях удачно, кое-что в них вызывает наше возражение. Но и эти книги интересны. В них с боль шой полнотой ощущается худо жественное Алестерство писате лей, отличный язык, увлека тельное и интересное повество вание. При всем многообразии те матики. раэ№!чии художествен ных приемов прогрессивные за рубежные писатели едины в главном: они осуждают соци альное зло и насилие, утоерж- дают идеи гуманизма, мира и демократии. И, ПРИВОРОТСКИЙ, доцент Елецкого пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz