Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 18 февраля 1975 года 2 стр. К л у Б 1 1 (К На заседании клуба сПодростоо, состоявшемся в середи­ не ноября, шел большой разговор о профориентации школь­ ников, о подготовке их к самостоятельной жизни. В газете уже опубликован ряд материалов об этом. Сегодня мы про­ должаем разговор на тему «ПУТЬ К ПРОФЕССИИ». «Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ...» Коллектив нашего завода не один год шефствует над сред­ ней школой № 2, постоянно по­ могает ей в укреплении мате- риальноТ^ базы. В последнее вре­ мя пристроено несколько клас­ сных комнат, сооружен спор­ тивный зал. Приобретены стан­ ки, верстаки для столярных и слесарных мастерских, нагляд­ ные пособия для кабинета ма­ шиноведения. Электрохимики считают шко­ лу своим цехом и несут ответ­ ственность за ее работу так же, как и за дела любого производ­ ственного участка. Вместе с пед­ коллективом шефы выполняют решения XXIV съезда КПСС о завершении перехода ко всеоб­ щему среднему образованию, о подготовке достойной смены старшим. На партийных собраниях, за­ седаниях партбюро заслушива­ ются отчеты о состоянии школь­ ных дел, а на педсоветах часто бывают работники предприятия. Рабочие и служащие оказыва­ ют помощь учителям в трудо­ вом воспитании и профориента­ ции учащихся. С 1963 года на за­ воде открыт школьный цех, где оборудовано все, как на произ­ водстве. Есть токарный, фрезер­ ный и слесарный участки. Ребя­ та делают запасные детали, уз­ лы, слесарный инструмент, тис­ ки. Каждая группа имеет план, со­ ревнуется за его выполнение. Производительному труду со­ путствуют теоретические заня­ тия. Учащиеся знакомятся со свойствами металла, учатся чи­ тать чертежи, и-зучают основы резания металлов и т. д. В процессе работы у школь­ ников воспитываются чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения к трудовой дисципли­ не, ответственности за работу цеха, за судьбу плана, за дела завода в целом. В школьном цехе в 1972—73 годах прошли обучение 148 че­ ловек. По окончании занятий многие сдали квалификацион­ ные экзамены на разряд. Летом, в пору отпусков, школьники оказывают большую помощь за­ воду. Они работают в сбороч­ ных и заготовительных цехах. Путевку в жизнь молодежи дают не только в школьном це­ хе. Проводятся и другие меро­ приятия, помогающие юношам и девушкам найти настоящее место в жизни. Организуются экскурсии в цехи, где учащиеся знакомятся с рабочими профес­ сиями, Они бывают в заводском музее, где узнают о трудовых делах ветеранов, посещают тех­ нический кабинет, библиотеку. Многое дают юны^м встречи с работниками предприятия; сбор­ щиками, токарями, слесарями, гальваниками, инженерами, на которых они узнают об этих Пройдет йемного времени, и в техникуме железнодорож­ ного транспорта состоится оче­ редной выпуск молодых специа­ листов. В их числе шестьдесят человек, которым будет при­ своена квалификация техника- строителя. Нелегки их будни на пути к профессии. ...Уже не первом курсе на­ чинается пора новизны для вче­ рашних восьмиклассников. На строительном отделении боль­ шое внимание уделяется черче­ нию. Этот предмет изучался й в школе, но теперь ребятам приходится смотреть на него как на один из важнейших, по­ тому что чертеж — язык тех­ ника и инженера. Уметь быст­ ро читать чертежи — большое искусство, и строитель обязан свободно владеть им. а при не­ обходимости до-лжен и сам по­ строить конструкцию на бу.ма- ге. Успешно познают законы черчения Александр Сел»«занов, Вадим Поляков и другие. На первом курсе изучается и один из специальных предме­ тов — «Строительные материа­ лы и детали». Из объяснений преподавателей Р. Г. Водзин- ской, В. Г. Криломако, со страниц учебников будущие специалисты узнают о много­ образии видов, свойствах и при­ менении кирпича и бетона, ме­ таллов и пластмасс, извести и цемента — всего того, что ис­ пользуется при возведении зда­ ний, К услугам учащихся — хо­ рошо оборудованная лабора­ тория, где они при помощи специальных машин и прибо­ ров испытывают различные материалы. На втором курсе начинается более глубокое освоение специ­ альных дисциплин. Прежде чзм во многих районах города можно видеть группы юношей и девушек с металлическими измерительными лентами, по­ лосатыми вешками, нивелир­ ными рейками. Это учащиеся техникума проходят практику под руководством преподава- телей-инженеров, среди кото- рь;х Г. Я. Севидов, двадцать начать строительство здания, надо определить его место, наметить размеры котлована, положение и ориентацию стен, произвести разбивку подъезд­ ных дорог и путей под краны. Сделать это поможет технику знание геодезии. На уроках ребята изучают различные ме­ тоды измерения поверхности земли, знакомятся с устройст­ вом сложных геодезических ин­ струментов. В мае — июне каждого года второй год передающий зна­ ния молодежи. Предмет гражданские и про­ мышленные здания изучается на втором и третьем курсах. Каждому нужно знать и ж/до- жественное оформление зда­ ний. Поэтому учащиеся ,знако- мятся с основалАи архитектуры, с историей русского и зарубеж­ ного строительного искусства, узнают о том, каким оно долж­ но быть в наше время — эпоху индустриального строительства. Учебный кабинет зданий, кото­ рым заведует преподаватель М. А. Кузнецов, оборудован множеством макетов и моде­ лей, что создает необходимую наглядность при изучении пред­ мета. Третий курс — это пора ос воения специальных предметов Учащиеся знакомятся и с мето дами организации стройТ1ЙМ'ст ва, способами расчета конст руктивных элементов зданий изучают строительные машины и оборудование, экономику и планирование, охрану труда и противопожарную защиту. Будущие специалисты так­ же работают над индиоидуаль- ными проектами, где им предо­ ставляется возможность само­ стоятельно решать многие во ­ просы. Успешно справились с проектами Игорь Лупарев, Сер­ гей Мезинов и другие. З'а хо­ рошее качество работ, за глубо­ кие знания они получили высо­ кие оценки. Наряду с усвоением теории ребята получают и практиче­ ские навыки, занимаясь в учеб­ ных мастерских. Они изучают столярное, сварочное дело, приемы выполнения малярных, штукатурных и других видов работ — все то, что должен уметь техник-строитель. Эти же знания нужны ребятам и при ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ Техническое творчество уча­ щихся — одна из важных форм профориентации, привлечения учащихся к труду. Оно спо­ собствует более широкому раз­ витию их склонностей и инте­ ресов. На нашей станции работают кружки конструирования, радио- дела. авиамоделирования, ма­ шинописи и другие, в которых занимаются около 300 реб^т Под руководством И. 3. Лыко­ ва, П. А. Зайцева, А. С. Быкова. Ю. Л. Моченова, В. Г. Тимофе­ ева они увлекаются полезными делами. Сколько интересного юные умельцы создали . своими рука­ ми! Это приборы по радио­ технике, модели самолетов, ко­ раблей, автомобилей. Их экспо­ наты не раз демонстрировались на городских и обгастных вы­ ставках, на ВДНХ. Сейчас, когда завершается переход ко всеобщему средне­ му образованию, возрастает и роль технического творчества в подготовке молодого поколе­ ния к жизни. Растут ряды юных' умельцев в средних • школах № № 21 и 22, где администра­ ция. педагогические коллекти­ вы постоянно заботятся о профориентации учащихся, о воспитании у них крепких тру­ довых навьжов. Заслуживает одобрения опыт завода «Гидропривод». Коми­ тет ВЛКСМ выделил комсо­ мольцев — руководителей тех­ нических кружков для подшеф­ ной средней школы № 15. К сожалению, не везде посту­ пают так. Например, в средней школе № 12 трудовому воспи­ танию, техническому творче­ ству не уделяют должного вни. мания. Под девизом «Юные техни­ ки — Родине» гороно, горком ВЛКСМ и наша станция поозо- дят городской конкурс, посвя­ и других профессиях. Радует, что работа по проф­ ориентации приносит хорошие плоды. Так, за три гкюладних года на завод поступило более 460 выпускников восьмых — д е ­ сятых классов. Многие прошли в установленные сроки произ­ водственное обучение, овладели рабочей профессией. Старатель­ но трудятся, перевыполняя нор­ мы, Николай Садчиков, Виктор Дмитриев, Александра Селива­ нова, Галина Сенчковская м другие. Дружба со школой' крепнет из года а год. Помощь ей со сто­ роны шефов по трудовому вос­ питанию и профориентации по­ зволяет готовить лучше кадры молодых рабочих для предпри­ ятия. Д. КОЛЧЕВ, инженер по подготовке кадров элементного завода. прохождении технологической практики. За успехи в 9чебе лучшим вручены значки ЦК ВЛКСМ «Отличник учебы» и похвальные грамоты. Среди них пять уча­ щихся строительного отделе­ ния: Татьяна Алексеева, Евгений Иэжеуров, Владимир Левицкий, Ольга Перкова и Ольга Лаза­ рева. У выпускников сейчас горя­ чая пора дипломного проекти­ рования. Это последний этап, завершающий обучейис. Со­ брав на практике необходимые данные, ребята трудятся над выполнением проектов под ру­ ководством опытных препода­ вателей М. А. Кузнецова, В. Н. Гусева, И. П. Сизых и других. У Ольги Лазаревой, Маргариты Холиной и Владимира Ляпина особенно интересные работы— так называемые реальные про­ екты, которые самостоятельно И разрабатываются ими по зака­ зам предприятий. Затем по этим чертежам и расчетам бу- дет вестись строительство объ­ ектов. Скоро выпускники расста­ нутся с родным техникумом. Впереди у каждого—большой трудовой путь строителя, путь добрых замечательных дел. В. ПАЛЬЧУН. работник техникума железнодорожного транспорта. щенный 30-летию Победы. Он должен способствовать даль­ нейшему развитию техническо­ го творчестве • цжолах как од­ ному из важных направлений ноавствениого воспитания уча­ щихся, подготовки их к само­ стоятельному труду. Успех конкурса будет во многом зависеть от того, как комсомольские и пионерские организации вовлекут ребят в добрые дела, помогут им вы­ брать занятие по душе. Школам необходима и по­ мощь шефствующих предприя. тий, которые могут направить специалистов для руководства техническими кружками. А дома, где ребята нередко что-то мастерят в часы досуга, им всегда нужен добрый со­ вет родителей. Юным умель­ цам — постоянную заботу стар­ ших. Д. ТЕЛЬНЫХ, директор станции юных техников. М.\ СНИМКЕ; (слева напра­ во) Алексей Авилов и .Андрей Лысаченко — радиолюбители станции юных техников. Фото В. ДУРНЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz