Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)
«К РАСНОЕ ЗНАМЯ» 8 февраля 1975 года 3 стр. ^ »** <■ ^^выхоаного ан я в К Р У Г У С Е М Ь И сы н СПРАШИВАЕТ: „ПОЧЕМУ?" Мы с сыном любим утренний час. На улице еще по-зимнему сумеречно, когда мы выхо дим из дома; я спешу на рабо ту. Сын — в школу. В первый класс. Дорога не из близких, и мы успеваем поговорить о многом; о космосе, о снующих мимо машинах, о падающих снежин ках... Мало ли о чем может спрашивать человек, даже если ему всего несколько дней на зад исполнилось восемь. — Мам, — говорит сын, — еще один вопрос есть. Сегодня внимание Сеньки привлекли люди. — Они что, все на работу спешат? — На работу. — Трудиться им надо? — Конечно, надо. — И тебе? — И мне. Сенька замолкает. Потом по чему-то вздыхает. Говорит, буд то упрекает; — Тебе легко. Ты целый день читаешь. А мы на уроках пи шем, пишем... Отвеча о; — Чтение — тоже труд. И не менее легкий. Сенька не возражает. Вдруг вырывает свою руку из моей и, разбежавшись, катится по от полированной «проталинке». Потом хватает снежок и ловко запускает им в меня. — Сенька, не балуй, — не строго говорю я. Сын совсем неожиданно па рирует; —- Баловство — это тоже труд на мгновение я теряюсь. Логично, ничего не скажешь. И очень неожиданно. Я как-то об этом не задумывалась. Мысль летит молнией. Уйти от разговора — вряд ли в во семь лет человек способен по нять, что баловство — труд и работа — труд — вещи совер шенно разные. Впрочем... Впро чем не такой уж сьж малень кий. Попробую объяснить. — Понимаешь, Сенька, труд бьпает разный. Полезный и бесполезный. Вот ты учишься. А зачем? — Знаю, знаю, — перебива ет меня сын. — Чтоб умным быть.. Чтоб, как электричество бежит, узнать. Как машины едут. Как ракеты летают. ...Ответ сей — плод моего воспитания. Задает сын слож ный вопрос, я в ответ— учись, все сам узнаешь. Ну хоть вче ра, например, взял и спросил. что такое инфаркт, а после мо их самых примитивных рассуж дений, сказал свое любимое; — Мам, еще один вопрос есть. Скажи, как кровь у че ловека кверху течет? Пришлось сослаться на за кон сообщающихся сосудов, который он поймет, когда фи зику изучать станет. — У... у, — разочарованно тянет Сенька, — это еще когда будет, ты сейчас скажи. Он прав. Нельзя же все по знания откладывать на потом. Есть ведь разные способы, и из них самые простейшие, что бы объяснить сыну те или иные явления. Вспомнила, Сенька как-то об жег палец, и я заставила его опустить руку в литровую круж ку с холодной водой. Палец в воде он держал не долго. Взял и засунул в круж ку кулак. Вода полилась через край. Естественно, все заверши лось еще одним «почему». Объяснила, как могла, что все дело а давлении. Когда Сенька" про кровь спросил, напомнила про обож женный палец и воду, снова повторила; — От давления жидкость поднимается вверх. ...Нет, сын мой уже не ма ленький... — Правильно, — отвечаю,— учишься ты, чтобы все знать и уметь. А как думаешь, это полезно? — Полезно, — ничуть не медля отвечает Сенька и тут же подсовькзает еще один во прос; — И играть — это тоже значит трудиться? — Конечно, игра — это труд- — Полезный? С ответом не спешу. Решаю; пусть в результате рассужде ний Сенька сам придет к нуж ному ответу. Спрашиваю; — А ты сам как думаешь? Вот, скажем, играешь ты в ма шины. Возишь их и с пешехода ми разговариваешь. Упрекаешь их; «Куда дорогу перебегаешь, не видишь, машина на скорости мчится?» — Знаю, знаю, — кричит об радованный Сенька. — Значит, правила движения повторяю. Да? — Верно, — говорю. — Ну как. полезно? Сын соглашается. — Ну, а теперь о баловстве. Вот ты вчера в «Родной речи» буквы в нескол ь ки х сл овах о б вел . Тр у д затратил , а пол ь за от т о го какая? Уч еб н и к и сп о р тил , и в р ем я в пустую уш л о . . . .Уже п о -н а с т о я щ ем у св ета ет . С н е г чисты й чисты й. П ад а е т себ е пушисты й , неторопл ивы й . П р а зд ни ч но ка к-т о в о кр у г , т о р же с тв ен но . С ен ь ка ш а га е т м ол ч а . Н е за м е т но погл я ды в аю на не го . Зад ум ал ся . О чем? — М а м , — спраш ив ае т в д руг , — а пол езны й труд , это ко гд а д ень ги платят? О тв етить не успев аю ; сы н за д а е т сл ед ующ и й в опрос ; — Все люд и на зе м л е т р у д ом заним аются? — Все Снов а м ол ч ит . Снов а о ч ем - то разм ы ш л я ет . И н е ожи д анн о за кл юч ае т : — Д а . . . д а . Посл ов ица такая есть ; кто не р аб о тае т , тот не ест. О т в зросл ости этой ед в а не хохоч у : оч ень у ж странно эта посл ов ица зв уч ит из уст р е б ен ка . Со гл аш аюсь ; — Прав ил ь но . И в д р у г м ой сын за '-оражив а - ет м не путь : — Дай пор тф ел ь . С ам ' п о несу. Н го это — резул ь та т р а з м ы шл ений или сл уч айнос -ь ? Хоч ется , конеч но , ч тоб бы ло перв о е . Н е р а з я зам еч а л а , ч то р а зг о воры с сы ном не про ход я т д л я не го бессл ед но . Ведь они в е д утся нам и на равны х. О ни м н о г о е д аю т и м не . Н е р е д ко сл уч ается , ч то я д у м аю о том или ином р а зго в о р е , сп о рю с собой , с о м н е в аюсь , р азм ы ш л яю . А под ч ас и «л езу» в л и тер атур у в поис ках отв ета. Я л юбл ю наши с сы ном р а з гов оры . О б р ащ а я с ь с ним , ка к со в зро сл ы м , я и в пр я м ь в ерю , ч то он в зрослы й . И он т а к сч и тает и не уд ив л я ется , есл и спро с к н е м у я пред ъ яв л яю , ка к ко в зр о с л ом у . Б ол ь ш е т о го: это е м у нрав ится . . ..Ч е л о в е к за тем и жи в е т , ч т о бы , накопив знани я , опы т, спол на отд ать в се это л юд я м . Их на с то ящ ем у . Их б у д ущ ем у . Ч ем р ань ш е о н это д ел ае т , тем л уч ш е . Дл я н е го л учш е . Дл я общ ес тв а л учш е . ...Н о , каже т с я , сь ж снов а за д а е т м н е е щ е од но св ое « п о чем у?». Пусть зад ае т . Я постараюсь отв етить ... А . Б О РИ Н А . И л етим мы в с а н ка х по горе круто й ... Ф о тоэтюд А . Б оев а. ПО Э ТИ Ч ЕС КА Я РУБ РИКА НА ВОКЗАЛЕ и ко гд а он тол ь ко отды хает Этот не с тар еющ и й вокзал?! Стол ь ко л ет в стреч ает , про в ожа е т , Н о ка к б уд то в овсе не устал , и се год ня ш у м н о у в агонов ; Ш у тки , см ех , прощ ал ь ны е сл ов а ... В д р у г под гов ор струнны х перезв онов В п у т ь -д о р о гу песня позв ал а. У е зжа ю т те , кто см ел и м ол од . А у них и жи знь вся в перед и . П оже л ай же им старичны й го р о д . Сч асть я и н е т р у д н о го пути. Так же м ь Г ко г д а -т о у е зжа л и ,— М ол од ос ть такая же бы ла. Мы го р я ч и м с е р д ц ем поним ал и ; Жд у т нас нео тл ожны е д ел а . Пусть м етел ь виски по сер еб ри л а , И д р у ги м и стали по езд а . Тол ь ко в се, что в м ол од ости бы ло. Н е забудешь, еидно. никогда. Было все; Магнитке на Ур ал е , Хал хин-Гол , До нб ас с и Д н еп р о гэ с . . . Если над о — суткам и не спал и , Н о в зл етал и песни д о неб ес . Не забы ть нам и страды ■оенной , Гореч ь сл ез и тя гостны х утрат ... Сл ов но ст р ажи пам яти нетл енной . О б ел и ски скорб ны е стоят. Все, что мы ко гд а -т о нач инал к, Юность под хв атил а и несет . В наших д е тя х мы себя узн ал и— Знач и т , см ена д о б р а я растет . И сейч ас ром ан ти ки хв атает У парней у наших и д ев ч ат . Ко м ^ ы в се та к же д о ним аю т , И м о р о з в се так ж е жестков ат . . . .Д а же страш но сам ом у признать ся . В орош у суд ь бу м инув ших днем . На в окзал хожу , ч тоб пов стреч ать ся С о тш ум е в ш ей юность ю своей. Так хожу , любуясь , по перрону , И ка к б уд то сам м о л о же стал . Вслед м аш у по с л ед нем у в агону— Д о св ид ань я , юности в окзал ! П . ВЕРИН . ОБО в с е м : в ОВЕМИ .ОГУ • ОБО В С Е М В О В Е М В О Г У ЗО О П А Р К в Р А Й О Н Н О М ЦЕНТРЕ М о л д ав ски й го р о д о к Д о о ки я в незапно стал необы кнов енно попул я рны м : еже д н е в н о сюд а п р и е зжаю т ты сячи л юд ей из окрестны х -д е р е в ен ь и по с ел ков . С р е д и гостей особенно и н о г о м ал ы ш ей — они ед ут п о см о трет ь л аней . м ед в е д ей об е зь я н , косул ь и д а же львов В р айонно .« ц ен т р е о р г а н и зо в ан л р о п ар к, в ко т о р о м 300 с л ишним жив отны х и птицы 60 в идов . С о зд ан зо о п а р к по и ници ати в е м е с т но го жи тел я С. К. С л а б о го . По о б р а зо в анию он а г р о ном , но в часы д о с у га н е бы л о дл я не го же л а н н е е заня тия , ч ем уход за жив отны м и и птицам и , ко торы е жи л и у н е го д ом а . О б ув л еч ении а гр о н о м а узнал а вся Др о ки я . П о с т епенно д ом аш ни й зо о п ар к стал го р о д с ки м . Ф О ТО Г Р А Ф И Я БЕЗ Ф О Т О А П П А Р А Т А г !е скол ь ко се кунд — и пл енка о тправ л ена д л я пр о зе л-зния. С н и м о к по казал , ч то в ствол е пистол ета т р ещ и н а , вы стрел из н е го не м о г бы ть п р о и зв ед ен . П о д о зр ев аем ы й в т я ж ко м пр еступл ении не в инов ен. С н и м о к м и кр о р е л ь еф а в н у т р ен ней пов ер хнос ти стеопа бы л сд ел ан б е з по м ощ и ф о то ап па рата . Э с то н ски е крим инал исты испол ь зов ал и эф ф ект , о б н а р у женны й со в е тским и зо б р е т а т е л ем Д . С . Ки р л и аном , — св еч е ние тел в в ы соко ч ас то тном вы со ков ол ь тном эл е ктр и ч е ском попе . А ппар а т , назв анны й «Э РФ А » . наш ел ш и р о ко е пр и м ен ен и е в п р а кт и ке экспер ти зы . С е г о п о м ощ ь ю устанав л ив ается п о д линность д о кум е н то в — сн им о к показы в ает с т р у кт ур у и о со бенности б ум а ги , ч итаются ст ерш и еся и зал иты е ч ернил ам и над писи , в осстанав л ив ается сб и тая м ар ки р о в ка на м етал л е . ВСЕМ Л И М О Н А М Л И М О Н 1800 гр ам м о в — таков вес л им оне , в ы р ащ енн о го и зв ест ны м у зб е кс ки м ци тр усо в од ом Зайнутд ином Ф ахритд иновы м из кол хо за им ени Лени на , что в п р и го р о д е Таш кента . Лим оны сорта «у зб еки с та н ский» , в ы в ед енно го 3 . Ф а х р и т д иновы м . в еся т по 800— 1000 гр ам м о в . Н о та кой ги гантский пл од 53 -л етний се л е кц и о н е р пол уч ил в первы е . Кр у п н о п л о д ный со р т л им она пл од оносит кругл ы й год . С ейч ас начал ся первы й сб о р у р ожа я этого г о да. (ТА С С ) . ДЛЯ Н А Ш И Х РЕБЯТ ДРУЗЬЯ у пл юш ев о го М и ш ки Сл абень кий ум иш ко , Н о си к — ч ерны й пя тач ок, Вид ен красны й я зы ч ок. Целы й д ень в угл у один О н сид ит ср ед и м аш ин . Н е пой м е т ни ка к М иш у т ка , Гд е е г о д р у жо к Гриш утка . А у Гриш ень ки забота : Ход и т с папой на рабо ту . Ед ет папа в ав топарк, А Гриш у тка— в д е тский сад . М н о г о есть д р у зе й у Гриши , Н е забы л он д р у га М иш у : «С ко р о я в ернусь д ом о й . Н е грусти , М и ш у т ка м ой» 3. ДЗЮБЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz