Красное знамя. 1975 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 19 декабря 1975 года 3 стр. У ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ УЧИТЬ жить Что знают школьники о работе учителя! Всегда ли уважаю т они тр уд своего наставника! Нет, к сожалению , не всегда . Этой теме и был посвящен клас­ сный час в 9-а средней школы М« 21. Откровенно , по душ ам р а з­ говаривала с подростками их классный руководитель Ольга Д м и т­ риевна Назинцева. Мы се го дня предоставляем ей слово. П Р О З В Е Н Е Л ЗВОНО К . Шиоо- ■ ■ кие коридоры опустели , ребята заполнили классы , каби­ неты, лаборатории , мастерские . В школе стало тихо . Проходишь по коридорам и слышишь голо­ са учителей , уверенные ответы учеников. Все идет своим чере­ дом , ничто не м еш ает нормаль­ ной рабо те ... Об учителе , его бла город ­ ном тр уде сказано столько доб ­ рых и прекрасных слов , что, ка­ же тся , другиц , новых уже не найти. Но это только кажется . Большая часть работы учителя невидима ученикам . Э то не­ легкая повседневная работа мозга . Ведь учитель живет твор­ ческой жизнью . Ко гда заходи т разговор о сложности его профессии , он ра­ но или поздно упирается в во­ прос о дисциплине учащихся . И педагоги часто мрачнеют. Да , недисциплинированность школь­ ников в р яде случаев — бич ра­ боты. Есть среди общей массы та ­ кие ученики, с которыми учите­ лю легко работать . Есть р а здра ­ женные , озлобленные . Есть спо­ койно - наглые, как будто с притупленными чувствами. Есть трусливо - увертливые . И всех их нужно понять. Вот мальчик , живущий в об­ становке среди ссор и потасо­ вок. Он грубит, не имеет э ле ­ ментарных навыков культуры поведения и уважает только фи ­ зическую силу и хитрость . Для такого мальчика учителя — чу­ жие, не желающие его знать, а их требовательность — что-то вроде капризов. И делать все поперек им— для него удоволь­ ствие . А педа го г изучает, как он живет , обязан быть спокоен и внимателен , знать, какие у не­ го др у зья . И л и ЕЩ Е ОДИН ПРИМЕР. Подросток деспотичен до ­ ма, ссорится со всеми в школе . Книгами , кинофильмами в не.м пробуждено честолюбие , а в школе сыплются двойки и упре ­ ки учителей . Мальчик не ум ее т учиться, у него большие пробе­ лы в знаниях. Ем у каж е тся , что выхода из создавш егося поло­ жения нет, и всякое обращение он воспринимает как нападе­ ние, злорадно караулит ошибки учителей, считая, что они — его главные противники. В успеваю ­ щих товарищах он видит только зазнаек и любимчиков . Как быть с ним? Преж де всего нельзя , чтобы он чувствовал себя отвер­ женным неудачником , нельзя , чтобы озлобился , замкнулся в себе , одичал . Третий пример . Ученик из обес­ печенной семьи . О т родителей унаследовал мещанское знание жизни. С этим ухмы ляющим ся , вежливым мальчиком труднее всего . Но его обязательно нуж- НО вытащить из .мещанского бо­ лота, научить видеть окруж аю ­ щий мир таким , каков он есть на самом деле . Что знают школьники о рабо­ те учителя? Знаю т лишь, как он ^ входит в класс , открывает ж ур ­ нал, вызывает ученика . Как слу ­ шает, делае т замечания , рас- сказывает. Как ставит оценки. Но это только малая часть его ра­ боты. Учитель дает в день по четыре урока . Каждый из них— это громадное нервное напря­ жение После него нужен отды х . Но во время перемены препо­ даватель почти не о тды хает . Он то деж ури т , то бе сед уе т с ро­ дителями , то по срочному делу его вызывают к директору . А когда кончаются .уроки , начинаются дополнительные за­ нятия, репетиции, кружковая деятельность . С е го дн я педсовет, завтра — родительское собра­ ние, в воскресенье — экск ур ­ сия , Но и это —^ только видимая часть нашей работы . Остальная ^Р®*одит дом а . Проверка те тра­ дей , составление подробного плана уроков, чтение методиче­ ской литературы . УЧИТЕЛЬ­ НИЦА , моя бывшая учени­ ца, рассказала мне о девяти­ класснике , который как-то зая­ вил ей, что не мож е т остаться после уроков, потому что у не­ го билеты в кино. И учительни- Ца не стала с ним спорить, спо­ койно перенесла занятие на следующий день . Выслушав ее .посоветовала ; А ты в следующий раз скажи ем у , что ты тоже не мо­ жешь о статься , потому что у дома маленький ребенок . Она посмотрела на меня с со­ мнением . А сказать было нужно. Пусть ребята знают правду о своем наставнике. Пусть знают, что, кроме них, у нас есть семья , которую мы любим , которой нужны. Но и это т мальчишка нам тоже нужен , и главное, __ мы нужны ем у . Поэтому учи­ тельница и остается с ним после уроков . Когда говорят о школе , пред­ ставляют себе парты, доску , красные галстуки , девочек в пе­ редничках, классные журналы В общем все, что угодно , толь­ ко не бухгалтер ские книги, не пишущую машинку , не графы расхода и прихода . . А школа__ это ведь, кроме всего прочего, и учреждение . Со справками . С ейф ами . Печатями . Ведомо стя­ ми^.. В одной из них, по кото­ рой получают зарплату учите­ ля, есть гр аф а : «Классное ру­ ководство». Каковы права и обязанности классного руководителя? Заче.м сущ ествуе т эта должность? ,К а- ж е тся , это ясно каж дом у ; клас­ сный руководитель отвечает за класс . С ле ди т за тем , чтобы р е ­ бята хорошо учились, не про­ пускали уроков , не опаздывали . Он подписывает дневники и та­ беля , проводит родительские собрания , походы и экскурсии , помогает в пионерской и ком­ сомольской работе , заботится о больных и отстающих . Даж е при самом формальном пере­ числении у классного руководи­ теля множество дел ! В начале каждой четверти учитель должен сдать завучу под.ообно разработанный план своей работы как классного ру­ ководи теля . | _ | АШ А РА БО ТА всегда очень ' ' трудная . Ведь в классе со­ рок пар ничего не упускающих гла з . Ребята не прощают педа­ го гу ни малейшего промаха . А он почему-то должен прощать им все : лень, разболтанность , грубость . Вот в том-то и состоит вели­ кий смысл работы учителя и классного руководи теля , что беда какого-то Генки или О ле ­ га заставляет нас не спать ноча­ ми . Мы должны научить ма­ ленького человека жить пра­ вильно П еда го г — это школь­ ный родитель , учитель жизни. О . НАЗИНЦЕВА , преподаватель средней школы № 21. П 1 М В О Ч Р Л / 1 Н Г а В ■■1Е1 ^ ~ ^ П Я Т И Л Е Т К И НА С Н И М К Е : слесари по ремонту дизелей це­ х а большого периодического ремонта локомотив­ ного депо Василий Алексеевич Черепенников и В а ­ силий Яковлевич Дзюба (слева направо ). Они производят ремонт шатунно- поршневой группы тепловозов ТЭ -3 . Передовики транспорта постоян- '(0 справляются со своими заданиями , работают ■'.’ З брака. В ответ на проект Ц К К П С С к X X V съезду партии «Основные направления развития народного хозяйства С С С Р на 1976— 1980 годы» В. А . Черепенников и В . Я . Дзюба приняли новые, повышенные социалистические обязательства . Фото А . Б О Е В А . СТАЛИ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ О т редакции ; Учитель и ученик Всегда ли прав педагог в мно­ гочисленных школьных конфликтах? Мы приглашаем наших чита­ телей принять участие а дискуссии на тему «Учитель и ученик». Наш коллектив план товаро­ оборота этого года девятой пя­ тилетки завершил к двадцатому ноября . На 70 процентов пере­ выполнено задание по заготов- \ ке лекарственного сырья . У нас пять ударников комму­ нистического тр уда и столько ' ж е работников борются за это звание. Замести тель заведую ­ щего М. К . Меренкова и ре) 4 еп- ,тар-контролер Н. С . Евтеева на­ граждены нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования». Добросовестно относятся к своим обязанностям рецептар- контролер М. Н . Сигачева , ас ­ систент А . С . Гончарова, прора­ ботавшие в аптечной сети бо­ лее 30 лет, фасовщица В. Н. Пшеничникова, кассир Р. А . Баранова, санитарка Т. П. Пету­ хова , молодые специалисты Н. С . Евтеева , Т. Н. Гущина. Успешно выступили наши д е ­ вушки на областных конкур­ сах профессионального мастер ­ ства. Победительницей конкур­ са ассистентов стала Таня Ф и - диева . А Наташа Ключникова заняла третье место на конкур­ се рецептаров-контролеров. Она в совершенстве освоила и спе­ циальность химика - аналитика. Смежными специальностями ов­ ладели также Н. С . Евтеева , Т. Ф идиева , В. Н. Пшеничнико­ ва. Эта взаимозаменяемость очень помогает всем . В новом, 1976 году /лы улучшим заготов­ ку растительного сырья и сан>«- тарно - просветительную рабо­ ту, а также обеспечение населе­ ния лекарствами. Т. ГРИДЧИНА. зав аптекой № 92. ГДЕ ВИНО, ТАМ И ГОРБ Беда пришла с того са­ мого дня , как Иван Николае­ вич Бутов запил. Жена Ана­ стасия Ивановна упрашивала, взывала к его совести , предла­ гала лечение в диспансере . Но м уж в ответ ей только грубил . С каждым днем менялся характер , черствело сердце , все окружающ ее раздражало его , вызывало в нем злость . Все в жизни стало ем у неинтересно, да и жизнь сама показалась вдру г зыбкой трясиной : только удастся выбраться на суш у , как снова зеленая сивушная жижа затягивает все глубж е и глуб ­ же . Коллектив кожевенного заво­ да , где Бутов работал тракто­ ристом , терпеливо относился к его «болезни» , все надеялся , что одум ается , исправится. Но запои, прогулы становились бесконечными. Раньше на производстве он пользовался уважением , его считали хоро­ шим работником . Теперь от бы­ лого уважения не осталось и следа . Хотели уволить, но Бу­ тов клялся , давал слово испра­ виться. И снова пил. Прямым результатом учас- тившихся выпивок стали разла­ дь! в семье . Ж ена плакала . За­ боты по хозяйству , воспитанию дочери тяжелой ношей легли на ее плечи. И она обратилась за помощью в милицию. — Пью, ну и что же . Все пьют. Все. Только они не попадаются. а я попадаюсь , — твердил Бу­ тов. —Не алкоголик я. И ле­ читься не буду . Но какие бы причины повто­ ряющихся выпивок он ни при­ водил, они не могли оправдать его поведения . Потому что главная причина была в его личной распущенности и безо т­ ветственности. Народным судом г. Ельца Иван Николаевич Бутов приз­ нан злостным алкоголиком и направлен на 2 года на прину­ дительное лечение в Липецкий лечебно - трудовой профилак­ торий. Его поведение вызывает отвращение и осуждение . О суж ­ дение за то, что он потерял мо­ ральный облик человека. Такие, как Бутов, мешают нам нор­ мально жить и работать. А по­ том у все гневно осуждаю т пья­ ниц, требую т решительных мер по отношению к ним. И это по­ нятно. Ведь советские люди— люди высокой внешней и внут­ ренней культуры Особенно возмущаю т случаи , когда встре­ тится нетрезвый человек, сде ­ лаешь ему замечание, а в ответ слышишь: ведь не на работе же1 Несостоятельность такого «оп­ равдания» очевидна. Сам вид подвыпившего человека оказы ­ вает дурное влияние на окру­ жающих, особенно на молодежь , портит людям настроение, уни­ жает их честь и достоинство. В нашей стране ликвидиро­ ваны социальные корни пьянст­ ва и алкоголизма , порожден­ ные эксплуатацией трудящ их­ ся . Материальное благосостоя­ ние советского народа улучша­ ется из года в год , каждый со­ ветский гражданин уверен в своем завтрашнем дне . У нас созданы условия, обеспечива­ ющие культурный отдых , раз­ влечения, полезное использова­ ние свободного времени. Все это создает объективную воз­ можность для полной ликвида­ ции пьянства и порождаемого им алкоголизма . Одним из главных условий борьбы с этим злом являет­ ся неукоснительное выполне­ ние каждым членом нашего об­ щества Постановления ЦК КПСС и Совета Министров РСФ С Р «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголиз­ ма». В каждом трудовом коллекти­ ве надо поставить дело так, чтобы под ногами у пьяниц го­ рела земля . Н аряду с админист­ ративными мерами в борьбе с пьянством широко использовать товарищеские суды , рабочие собрания , стенную печать, бесе­ ды агитаторов, врачей, работ­ ников административных орга­ нов. С . МОЛЧАНОВ , лейтенант милиции. Г А И СООБЩАВТ В течение первой декады д е ­ кабря в городе не было совер ­ шено дорожно - транспортных происшествий. Всего работниками ГАИ за этот период выявлено 292 случая на­ рушений правил дорожного движения, в том числе: превы­ шений скорости — 47, непра­ вильных обгонов— 17, проездов перекрестков — 76, пользова­ ний светом ф ар— 16, перевозок людей— 39, остановок и стоянок — 19, управлений неисправным транспортом — 44, управлений без прав — 3, в нетрезвом со­ стоянии — 7, оставлений транс­ порта без присмотра — 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz