Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)
- 'Ш 1111Ш 1111Ш 11ттт111Ш 1шштттт1Ш 11штш11Ж1шж ш !г « К РАСН ОЕ ЗНАМ Я» 1 декабря 1973 года | | т| | 1ш ш ш т1ш ти 1 ттм т1 т1 п тт1 1 тп ттш ш 1 тт1 тт1 тттт1 1 ттш ш 1 тш 1 1 т1ш ш ш 1 1ш ттш ш т1 т з стр. К АЖЕТСЯ, совсем недавно он был все го-навсего членом нашего литобъ- единения, писал стихи, маленькие расска зы, газетные очерки, Но уже и тогда вы делялся среди других начинающих литера торов своей настойчивостью, необыкновен ным упорством в достижении поставленной перед собой цели. А цель его была большая, благородная — стать настоящим писателем. И он стал им! Конечно, стал не так уж и быстро — много и долго писал, а затем читал написанное своим коллегам по рабо те в редакции «Красного знамени», друзь ям. Если ему делали серьезные замечания, — снова садился за стол, добивался, чтобы каждое слово было веским, выразительным, звонким, доходило до сердца, вдохновляло, звало вперед. Его произведения печатались в город ской, областной и некоторых центральных Г олос его газетах, а вскоре и в литературных журна лах. Его заметили, о нем заговорили как о серьезном, растущем поэте, чья взволно ванные строки могут достойно воспеть чу десную романтику нашей прекрасной жиз ни. На полках книжных магазинов появи лась его первая книжка лирики «Раздумье», потом книга литературных породий «Да ешь, Парнас!» Причем, метко схватывая творческую манеру пародируемого, М .Глаз. ков оставался Глазковым со своей неиз менной усмешкой. После этой книги у М. Глазкова вышли еще три сатирических сборника — «Ле гасовы усмешки», «Дуплет солью» и «Пьедесталы напрокат». Определенный интерес представляет очерковый сборник «Птицы возвращаются к гнездовьям». Его произведения — плоды поездок автора в качестве корреспондента— повествуют о преемственности поколений, о приумножении нашими современниками по лученных в наследство боевых и трудовых традиций. Произведения М. Глазкова лишены созер. цательности, иллюстративности, они всегда в неожиданном ракурсе развивают ту тему, которая волнует многих. М. Глазков является членом Союза со ветских писателей. В. СТЕБАКОВ. 1||111111111111111!11111111111111111111!1!1111111111111111111111М11111111111111111111111111!1111П1! 1111111II11IIIII11111111!111ИМ11!111111111ШIIIШ11111111111!11111111|Г Наше братство Вп. ФИРСОВУ. Мы колесим в автобусё под Минском, Стихи читаем в селах и в цехах На белорусском, русском, украинском — На всем понятных братских языках. Нас привечают, как родных и близких, С привычностью славянской доброты. ...В одном селе . к подножью обелиска, Мы положили вешние цветы. На мраморе — фамилий список скорбный, Смирнов, Калаев, Басов, Головня, Еще Смирнов, Нагаров, Глебка, Горбов.,, И опахнуло явственно меня Дыханьем боя, что гремел когда-то У этой вот околицы села. Я мысленно увидел; За комбатом — Штыки наперевес — идут солдаты, Их Родина на подвиг позвала. . С Днепра и Волги, с Камы и Урала,— И слава их посмертная жива... Старушка рядом слезы утирала, И до меня дошли ее слова: — А мой сынок далече похоронен, Под Курском... проводила, как вчера. И ничего-то не осталось кроме... Могилку 6 навестить, да вот стара. Никто из вас под Курском-то не будет?.. И вновь к глазам платок- — утешь поди! Какие ж муки вынесли вы, люди! Какие испытанья позади! Согреты все мы лаской материнской, И крепнуть братству нашему в веках,.. Звучат стихи о Родине под Минском На русском, белорусском, украинском— На трех единокровных языках, С т и х и м. ГЛАЗКОВА П а м я т ь П Р И Х О Д 3 и м ы Зима как будто ради шутки Растерла тучи в белый прах, И снег идет вторые сутки. Идет, а шума нет в шагах. Идет, и в нашем переулке Трещит сорока во дворе, Что следом — Дед Мороз с Снегурочкой. Их шубы в звездном серебре. Трещит сорока-вертихвостка, Кося зрачком в мое окно,— Мол, выходй, — не видишь?— гости. Я их и вправду жду давно. Я милым гостям, право, рада, Согрею их теплом души. (Как человеку очень надо, Чтоб кто-нибудь к нему спешил!) Стою и жду на стежке узкой, От стужи грудь не хороня. Приход зимы разгульной, русской Как светлый праздник для меня. А на березовые струны Вдруг ветер пальцы положил. Ударил. — звуки звонки, бурны Вмиг полились, все закружив. А. СИНЕЛЬНИКОВА. Вот опять Без единого слова Пробужденная память во мгле Беспокойно стучится, И снова Мое детство ведет по войне, Босиком По колючей стерне... Я кричу: — Ну, довольно! Устал я Этот груз непосильный Нести. Дай найду, Твою книгу листая, Что-нибудь посветлее В свой стих. Неужели в ней нет Ни страницы, Где бы ожили милые лица, Те, что встретить Уже не дано? И неужто во мне Позабылась Та весна, Когда трепетно билось Сердце, Первой любовью полно? Иль на миг воскреси На единый Образ той, ' Что меня родила. Ну, а память Опять не к родимой — По колючей стерне Повела. Мимо изб С обгорелыми кровлями, Мимо плаче Несчастных сирот, Мимо страшных мучений И крови, Исказивших Страдальчески рот.,, Учит память: Забвенье опасно, В наше время — Опасно вдвойне. Потому Беспощадно и властно Мое детство Ведет по войне. Столько лет. По кровавей стерне! * * * Эй, братишка! Проснись скорее. Глянь в лазоревое окно: У крыльца, как из сказки фея, Ждет рассвета рябина давно. И тебе в гололед, усталая, За ночь в город сходив пешком Принесла леденцов хрустальных Да на палочках петушков, А еще, посмотри, парняга: Зябко кутая кипень плеч, Для тебя кисло-сладких ягод От дроздов сумела сберечь. ИИИЧП'1 II И1— 1 ИПТ ЮБИЛЕЙ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА «Козьма Петрович Прутков— директор про бирной палатки — про вел свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, в государст венной службе — снача ла военной, а потом гражданской. Он родил ся в 1863 году». Так начинается «био графия» мифического ав тора всеми нами люби мой книжки. Из нее сле дует, что в нынешнем году исполнилось 110 лет со дня смерти и 170 лет со дня рождения этого никогда не сущест вовавшего писателя. Беспримерное явление в истории отечественной литературы представляет из себя юбиляр. Козьма Прутков — коллектив ный литературный псев доним, под которым во второй половине XIX ве ка выступали поэты братья А. М. и В М. Жемчужниковы и А. К- Толстой, I Своеобразным юбиле ем является также и то. что идея книги зароди лась ровно 120 лет на зад. летом 1853 года, во время пребывания брать ев Жемчужниковых в поместье отца — сельце I Павловка Елецкого уез- | да. Ныне это в двух ки- ! лометрах от старинного 1 села Вязовое Долгору- 1 ковского района Липец- ук о й области. х Юмористические сти хи, афоризмы, пародии, подписанные именем Козьмы Пруткова, носи ли своеобразный харак тер и не были похожи на те произведения, ко торые писались каждым из участников литератур ного содружества в от дельности. Благодаря нх общим усилиям Козь ма Прутков постепенно приобрел черты реально го лица. И читатели то го времени были увере ны, что эти произведе ния принадлежат суще ствующему писателю. Вымышленный герой Козьма Прутков достиг такой степени жизненно сти, что его «личность» и его «сочинения» стали единым целым. Литера турный герой встал в один ряд с реальными писателями и занял в конце концов самостоя тельное место в истории русской литературы. Имя это стало настолько по пулярным, что была соз дана его «биография», родословная, послужной список. Художники на рисовали литографиче ский портрет (приведен в собрании его сочине ний), а скульпторы из ваяли даже бюст (хра нится в . Тамбовском краеведческом музее). Отмечались юбилеи Козьмы Пруткова. В 1913 году, например, та кой юбилей был устроен на сцене театра «Кривое зеркало». В роли Козь мы Пруткова выступил артист Г, Фенин. О том, как создавался образ Козьмы Пруткова, поэт А. М. Жемчужников вспоминал: «Уж по мере того, как этот тип выяс нялся, казенный характер его стал подчеркиваться. Будучи очень ограничен ным, он дает советы муд рости. Не будучи поэтом, ом пишет стихи. Без об разования н без понима ния положения России он пишет прожекты». И хотя Козьма Прут ков никогда не писал, многие и поныне гово рят: «Так сказал Козьма Прутков». Обширное «наследие» Козьмы Пруткова состо ит из афоризмов, басен, пародий, эпиграмм, ко медий, рассуждений и т. п. Книга раздумий дирек тора пробирной палатки оказалась первым в Рос сии собранием пародий. И настолько удачной, что выдержала множе ство изданий. Имя ав тора стало нарицатель ным, афоризмы — ходо выми, изречения вошли в речевой обиход, превра тились в пословицы.Есть военные афоризмы, есть философские — глубоко мысленные на первый взгляд, но бессмыслен ные по существу. Колыбелью Козьмы Пруткова был «Совре менник» — журнал Чер нышевского, Добролю бова, Некрасова. Вообще в начале 60-х годов XIX века произведения Козь мы Пруткова часто пе чатались на страницах передовых журналов. В это время они приобре ли наибольшую социаль ную значимость. Н. А Добролюбов рассматри вал Козьму Пруткова как своего союзника. Его изречениями нередко пользовался в разговоре В. И. Ленин. Как вспо минает В. Д . Бонн Бруе вич, «...он Очень любил произведения Пруткова... и очень часто, между прочим, повторял изве стные слова «нельзя объять необъятное», при меняя их тогда, когда к нему приходили со все возможными проектами Книж ку Пруткова он не редко брал в руки, пе речитывая ту или иную ее страницу, и она не редко лежала у него на столе». Б. ШАТУНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz