Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

- 'Ш 1111Ш 1111Ш 11ттт111Ш 1шштттт1Ш 11штш11Ж1шж ш !г « К РАСН ОЕ ЗНАМ Я» 1 декабря 1973 года | | т| | 1ш ш ш т1ш ти 1 ттм т1 т1 п тт1 1 тп ттш ш 1 тт1 тт1 тттт1 1 ттш ш 1 тш 1 1 т1ш ш ш 1 1ш ттш ш т1 т з стр. К АЖЕТСЯ, совсем недавно он был все­ го-навсего членом нашего литобъ- единения, писал стихи, маленькие расска­ зы, газетные очерки, Но уже и тогда вы­ делялся среди других начинающих литера­ торов своей настойчивостью, необыкновен­ ным упорством в достижении поставленной перед собой цели. А цель его была большая, благородная — стать настоящим писателем. И он стал им! Конечно, стал не так уж и быстро — много и долго писал, а затем читал написанное своим коллегам по рабо­ те в редакции «Красного знамени», друзь­ ям. Если ему делали серьезные замечания, — снова садился за стол, добивался, чтобы каждое слово было веским, выразительным, звонким, доходило до сердца, вдохновляло, звало вперед. Его произведения печатались в город­ ской, областной и некоторых центральных Г олос его газетах, а вскоре и в литературных журна­ лах. Его заметили, о нем заговорили как о серьезном, растущем поэте, чья взволно­ ванные строки могут достойно воспеть чу­ десную романтику нашей прекрасной жиз­ ни. На полках книжных магазинов появи­ лась его первая книжка лирики «Раздумье», потом книга литературных породий «Да­ ешь, Парнас!» Причем, метко схватывая творческую манеру пародируемого, М .Глаз. ков оставался Глазковым со своей неиз­ менной усмешкой. После этой книги у М. Глазкова вышли еще три сатирических сборника — «Ле­ гасовы усмешки», «Дуплет солью» и «Пьедесталы напрокат». Определенный интерес представляет очерковый сборник «Птицы возвращаются к гнездовьям». Его произведения — плоды поездок автора в качестве корреспондента— повествуют о преемственности поколений, о приумножении нашими современниками по­ лученных в наследство боевых и трудовых традиций. Произведения М. Глазкова лишены созер. цательности, иллюстративности, они всегда в неожиданном ракурсе развивают ту тему, которая волнует многих. М. Глазков является членом Союза со­ ветских писателей. В. СТЕБАКОВ. 1||111111111111111!11111111111111111111!1!1111111111111111111111М11111111111111111111111111!1111П1! 1111111II11IIIII11111111!111ИМ11!111111111ШIIIШ11111111111!11111111|Г Наше братство Вп. ФИРСОВУ. Мы колесим в автобусё под Минском, Стихи читаем в селах и в цехах На белорусском, русском, украинском — На всем понятных братских языках. Нас привечают, как родных и близких, С привычностью славянской доброты. ...В одном селе . к подножью обелиска, Мы положили вешние цветы. На мраморе — фамилий список скорбный, Смирнов, Калаев, Басов, Головня, Еще Смирнов, Нагаров, Глебка, Горбов.,, И опахнуло явственно меня Дыханьем боя, что гремел когда-то У этой вот околицы села. Я мысленно увидел; За комбатом — Штыки наперевес — идут солдаты, Их Родина на подвиг позвала. . С Днепра и Волги, с Камы и Урала,— И слава их посмертная жива... Старушка рядом слезы утирала, И до меня дошли ее слова: — А мой сынок далече похоронен, Под Курском... проводила, как вчера. И ничего-то не осталось кроме... Могилку 6 навестить, да вот стара. Никто из вас под Курском-то не будет?.. И вновь к глазам платок- — утешь поди! Какие ж муки вынесли вы, люди! Какие испытанья позади! Согреты все мы лаской материнской, И крепнуть братству нашему в веках,.. Звучат стихи о Родине под Минском На русском, белорусском, украинском— На трех единокровных языках, С т и х и м. ГЛАЗКОВА П а м я т ь П Р И Х О Д 3 и м ы Зима как будто ради шутки Растерла тучи в белый прах, И снег идет вторые сутки. Идет, а шума нет в шагах. Идет, и в нашем переулке Трещит сорока во дворе, Что следом — Дед Мороз с Снегурочкой. Их шубы в звездном серебре. Трещит сорока-вертихвостка, Кося зрачком в мое окно,— Мол, выходй, — не видишь?— гости. Я их и вправду жду давно. Я милым гостям, право, рада, Согрею их теплом души. (Как человеку очень надо, Чтоб кто-нибудь к нему спешил!) Стою и жду на стежке узкой, От стужи грудь не хороня. Приход зимы разгульной, русской Как светлый праздник для меня. А на березовые струны Вдруг ветер пальцы положил. Ударил. — звуки звонки, бурны Вмиг полились, все закружив. А. СИНЕЛЬНИКОВА. Вот опять Без единого слова Пробужденная память во мгле Беспокойно стучится, И снова Мое детство ведет по войне, Босиком По колючей стерне... Я кричу: — Ну, довольно! Устал я Этот груз непосильный Нести. Дай найду, Твою книгу листая, Что-нибудь посветлее В свой стих. Неужели в ней нет Ни страницы, Где бы ожили милые лица, Те, что встретить Уже не дано? И неужто во мне Позабылась Та весна, Когда трепетно билось Сердце, Первой любовью полно? Иль на миг воскреси На единый Образ той, ' Что меня родила. Ну, а память Опять не к родимой — По колючей стерне Повела. Мимо изб С обгорелыми кровлями, Мимо плаче Несчастных сирот, Мимо страшных мучений И крови, Исказивших Страдальчески рот.,, Учит память: Забвенье опасно, В наше время — Опасно вдвойне. Потому Беспощадно и властно Мое детство Ведет по войне. Столько лет. По кровавей стерне! * * * Эй, братишка! Проснись скорее. Глянь в лазоревое окно: У крыльца, как из сказки фея, Ждет рассвета рябина давно. И тебе в гололед, усталая, За ночь в город сходив пешком Принесла леденцов хрустальных Да на палочках петушков, А еще, посмотри, парняга: Зябко кутая кипень плеч, Для тебя кисло-сладких ягод От дроздов сумела сберечь. ИИИЧП'1 II И1— 1 ИПТ ЮБИЛЕЙ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА «Козьма Петрович Прутков— директор про­ бирной палатки — про­ вел свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, в государст­ венной службе — снача­ ла военной, а потом гражданской. Он родил­ ся в 1863 году». Так начинается «био­ графия» мифического ав­ тора всеми нами люби­ мой книжки. Из нее сле­ дует, что в нынешнем году исполнилось 110 лет со дня смерти и 170 лет со дня рождения этого никогда не сущест­ вовавшего писателя. Беспримерное явление в истории отечественной литературы представляет из себя юбиляр. Козьма Прутков — коллектив­ ный литературный псев­ доним, под которым во второй половине XIX ве­ ка выступали поэты братья А. М. и В М. Жемчужниковы и А. К- Толстой, I Своеобразным юбиле­ ем является также и то. что идея книги зароди­ лась ровно 120 лет на­ зад. летом 1853 года, во время пребывания брать­ ев Жемчужниковых в поместье отца — сельце I Павловка Елецкого уез- | да. Ныне это в двух ки- ! лометрах от старинного 1 села Вязовое Долгору- 1 ковского района Липец- ук о й области. х Юмористические сти­ хи, афоризмы, пародии, подписанные именем Козьмы Пруткова, носи­ ли своеобразный харак ­ тер и не были похожи на те произведения, ко­ торые писались каждым из участников литератур ­ ного содружества в от­ дельности. Благодаря нх общим усилиям Козь­ ма Прутков постепенно приобрел черты реально­ го лица. И читатели то ­ го времени были увере­ ны, что эти произведе­ ния принадлежат суще­ ствующему писателю. Вымышленный герой Козьма Прутков достиг такой степени жизненно­ сти, что его «личность» и его «сочинения» стали единым целым. Литера­ турный герой встал в один ряд с реальными писателями и занял в конце концов самостоя­ тельное место в истории русской литературы. Имя это стало настолько по­ пулярным, что была соз­ дана его «биография», родословная, послужной список. Художники на­ рисовали литографиче­ ский портрет (приведен в собрании его сочине­ ний), а скульпторы из­ ваяли даже бюст (хра­ нится в . Тамбовском краеведческом музее). Отмечались юбилеи Козьмы Пруткова. В 1913 году, например, та ­ кой юбилей был устроен на сцене театра «Кривое зеркало». В роли Козь­ мы Пруткова выступил артист Г, Фенин. О том, как создавался образ Козьмы Пруткова, поэт А. М. Жемчужников вспоминал: «Уж по мере того, как этот тип выяс­ нялся, казенный характер его стал подчеркиваться. Будучи очень ограничен­ ным, он дает советы муд­ рости. Не будучи поэтом, ом пишет стихи. Без об­ разования н без понима­ ния положения России он пишет прожекты». И хотя Козьма Прут­ ков никогда не писал, многие и поныне гово­ рят: «Так сказал Козьма Прутков». Обширное «наследие» Козьмы Пруткова состо­ ит из афоризмов, басен, пародий, эпиграмм, ко­ медий, рассуждений и т. п. Книга раздумий дирек ­ тора пробирной палатки оказалась первым в Рос­ сии собранием пародий. И настолько удачной, что выдержала множе­ ство изданий. Имя ав­ тора стало нарицатель­ ным, афоризмы — ходо­ выми, изречения вошли в речевой обиход, превра­ тились в пословицы.Есть военные афоризмы, есть философские — глубоко­ мысленные на первый взгляд, но бессмыслен­ ные по существу. Колыбелью Козьмы Пруткова был «Совре­ менник» — журнал Чер­ нышевского, Добролю­ бова, Некрасова. Вообще в начале 60-х годов XIX века произведения Козь­ мы Пруткова часто пе­ чатались на страницах передовых журналов. В это время они приобре­ ли наибольшую социаль­ ную значимость. Н. А Добролюбов рассматри­ вал Козьму Пруткова как своего союзника. Его изречениями нередко пользовался в разговоре В. И. Ленин. Как вспо­ минает В. Д . Бонн Бруе­ вич, «...он Очень любил произведения Пруткова... и очень часто, между прочим, повторял изве­ стные слова «нельзя объять необъятное», при­ меняя их тогда, когда к нему приходили со все­ возможными проектами Книж ку Пруткова он не редко брал в руки, пе­ речитывая ту или иную ее страницу, и она не­ редко лежала у него на столе». Б. ШАТУНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz