Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

16 октяоря 1973 года Г 1111 ш 1 шш 1 ш 11 ттншш ||||||шш 11 ш 111 шишш 111 «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111(11 3 сгр. 16 октября (28 октября ново­ го стиля) исполняется 80 лет одному из первых массовых вы­ ступлений елецкого пролетариа­ та — стачке рабочих Елецких железнодорожных мастерских. В конце XIX века Елецкие железнодорожные мастерские были крупным промышленным предприятием на Орловско- Грязинекой железной дороге, на котором насчитывалось 700 человек. Условия труда были очень тяжелыми. Известный ра­ бочий большевик С. Я. Алли­ луев вспоминал, что здесь бы­ ла кплата копеечная, а день длинный» (С, Я Аллилуев, Пройденный путь, М. 1956, стр. 14). Все это вызывало недоволь­ ство рабочих: в 1887 году про­ изошла первая забастовка елец­ ких железнодорожников по случаю задержки администраци­ ей выплаты денег. («Молодость столетней магистрали», Воро­ неж, 1966, стр. 44). В марте 1893 года царское правительство передало Ор- ловско-Грязинскую линию ак­ ционерному обществу Юго-Во­ сточных железных дорог, В по­ гоне за прибылями владельцы общества еще более усилили эксплуатацию железнодорожни­ ков. Всякие ограничения рабо­ чего дня были ликвидированы, расценки на работы снизились до крайней степени, из зэр- П Е Р В А Я И С К Р А платы стали производиться большие вычбты, зачастую без объяснения причин; были неза­ конно отменены пособия на ле­ чение, командировки, за долго­ летнюю службу, при увольне­ нии, произвольно уменьшался объем работ; ухудшились усло­ вия труда (свечное освещение в мастерских заменили кероси­ новыми коптилками, что вредно влияло на зрение и дыхание ра­ бочих; были уволены вспомо­ гательные рабочие). Железно­ дорожники страдали от грубо­ сти и произвола начальника ма­ стерских Дер/нова и его по­ мощников («Рабочее движение в России в XIX веке. Сборник документов и материалов», М. 1952. т. III, ч. II, стр. 404—405). Постепенно назревавшее воз­ мущение рабочих прорвалось в субботу, 16 октября. В 12 часов этого дня в мастерских появил­ ся артельщик Савельев, чтобы выдать рабочим жалованье за сентябрь. При получение денег рабочие стали возмущаться не­ правильным их начислением. Например, рабочий Иван Бы­ ков вместо 20 рублей 46 копе­ ек получил всего 13 рублей 59 копеек, многим были выда­ ны совсем жалкие гроши. («Ра­ бочее движение в России», стр, 407). Помощник начальника ма­ стерских, Мерцалов и артель­ щик, не затрудняя себя разъяс­ нениями, грубо отвечали: «Если неправильно удержали с тебя, то подай жалобу и при следу­ ющем жалованье в ноябре по­ лучишь» («Рабочее движение в зллллллллллллллллллллллл г К 80-летию < < стачки рабочих 5 $ Елецких > > железнодорожных г г мастерских < России», стр. 407), Недовольст­ во рабочих возрастало все больше, в задних рядах засви­ стели. Кто-то швырнул в Мерца- лова железной шайбой весом более 2 фунтов. Работы в ма­ стерских полностью прекрати­ лись. Спешно появившийся жан­ дармский унтер-офицер Фомин вывел Мерцалоеа и Савельева из возбужденной толпы. Рабочие разбили все лампы, окна в конторе и кабинете на­ чальника мастерских. Дерунов незаметно скрылся домой. Рабочие, обнаружив это, бро­ сились к его квартире с кри­ ком: «Если тебя не убили в Харькове, то добьем тут!» (Де­ рунов был начальником харь­ ковских мастерских, но вследст­ вие стачки, бывшей там в фев рале 1893 года, его перевели в Елецкие мастерские). В воскресенье выдача денег была продолжена под усилен­ ной охраной жандармов. Рабо­ чие опять стали возмущаться неправильными расчетами и действиями начальства мастер­ ских. Елецкие жандармские власти сообщали в департамент полиции: «С переходом Ор­ лов ско-Грязинской железной дороги из казенного управле­ ния в Юго-Восточное общест­ во по распоряжению последне­ го пошли разного рода рефор­ мы и денежные сокращения в ущерб служащих и рабочих, а рабочие все это предполагали, что исходит от личной инициа­ тивы Дерунова и других лиц». («Рабочее движение в России», стр. 408). 6 понедельник, 18 октября, около 300 человек не явилось на работу. Забастовка продол­ жалась еще три дня. Жандарм­ ским властям в конце концов удалось уговорить рабочих во­ зобновить работу, «пообещав» разобрать их жалобы, однако никаких мер к этому так и не было принято. Первое массовое выступле­ ние елецких рабочих, несмотря на свой стихийный характер, здорово напугало местные вла- 'сти. Начальник елецких жан­ дармов писал департаменту по­ лиции: «...что если в таком же роде Управление Юго-Восточ­ ного общества будет продол­ жать действия свои в ущерб ра­ бочим, то одно из двух выйдет — или рабочие образуют стач­ ку и не явятся на работу, или же повторят беспорядок, но который вряд ли удастся пре­ кратить местными силами, а придется прибегнуть к войскам». Хотя это выступление окон­ чилось неудачей, оно сыграло большую роль в развитии клас­ сового сознания и организован­ ности елецких рабочих. В сен­ тябре 1903 года елецкие же­ лезнодорожники вновь забасто­ вали, выступив в поддержку рабочих Борисоглебска, А в 1905 году елецкие рабочие бы­ ли в числе активных участников Первой русской революции. В. ПАЛАБУГИН, кандидат исторических наук, преподаватель пединститута. ИДЕТ МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ УПОВАЯ НА ВРЕМЯ БОДНИ ЦЕХА В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ Недавно на общезаводском собрании четырем представите­ лям цеха, проработавшим здесь более двадцати лет, — токарю В. В. Пахомову, фрезеровщи­ ку В. В. Курышину, мастеру М. Д. Анненкову и гардеробщи­ це А. В. Родионовой было присвоено почетное звание «Ветеран производства». Под дружные аплодисменты им по­ вязали алые ленты с над­ писью, вручили ценные подар­ ки. ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В цехе планировалось внед­ рить за год 12 рационализа­ торских предложений. За девять минувших месяцев подано и внедрено 24 рационализатор­ ских предложения. Их автора­ ми являются электрослесарь А. И. Гайтеров, конструктор Н. А. Стрельцова, начальник бюро механизации и автомати­ зации В. Г. Родионов и другие работники цеха. ПРИЗЕР ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА Представительным был обла­ стной конкурс на лучшего то­ каря, состоявшийся недавно в Липецке. В нем приняли уча­ стие многие опытные мастера по обработке металла. Послал своего представителя — комсо­ мольца Г. Поваляева на этот конкурс и коллектив цеха. Па­ рень оправдал надежды, кото­ рые на него возлагали товари­ щи по работе. Несмотря на острое соперничество, он вы­ шел в число победителей, за­ няв второе место. Домой моло­ дой токарь возвратился с при­ зом—именными наручными ча­ сами. ИЗ КОЛХОЗА - С ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ Около двух недель группа рабочих цеха во главе с тока­ рем И. Д. Нестеровым труди­ лась на полях колхоза имени Коминтерна Долгоруковского района. Принимая участие в уборке урожая, каждый доро­ жил временем. Когда в колхозе замерили площадь, убранную представителями цеха, выяс­ нилось, что они перевыполни­ ли задание, выкопав картофель на 23 гектарах. Б. НИКОЛАЕВ. Ремонтно . энергетический цех завода тракторных гидро­ агрегатов. Выигрыш 5000 рублей В условиях Государственно­ го трехпроцентьшго займа уста­ новлен самый крупный выиг­ рыш в сумме 5000 рублей. Сбе­ регательные кассы города при­ ступили с 8 октября и оплате выигрышей по 58-му тиражу выигрышей. В этот день в Центральную сберкассу предъ­ явлена облигация достоинством в 20 рублей (№ 49, серия 1 1 2 7 3 7 ) , на которую пал са­ мый большой выигрыш — 5000 рублей. Такой крупный выигрыш после выпуска зай­ ма в 1966 году впервые ока­ зался в нашем городе. За четыре дня по этому же тиражу сберкассы оплатили три выигрыша по 500 рублей, семь — по 100 рублей и на 2.400 рублей оплачено выигры­ шей по 40 рублей. Оплата вы­ игрышей продолжается. Очередной тираж выигры­ шей по займу проводится 15 ноября с. г. Приглашаем ель- чан купить облигации для уча­ стия в тиражах выигрышей. А. КАМЕНСКАЯ, заведующая Центральной сберкассой. На заводе «Гидропривод» ши­ роко развернулось социалисти­ ческое соревнование за досроч­ ное завершение заданий треть­ его, решающего года пятилетки. Среди тех, кто обгоняет время, работает по своему трудовому календарю токарь первого ме­ ханического цеха Василий Ива­ нович Целыковский. Он обслу­ живает два станка с полуавто­ матическим циклом действия, нарезает бонку в корпусах и крышках гидронасосов Г-12-23 и Г-12-33. Пока на одном станке обрабатывается деталь, Васи­ лий Иванович подготавливает к работе другой. У него не про­ падает даром ни одной рабо­ чей минуты. Заготовками передовой про­ изводственник запасается зара­ нее, заранее затачивает метал­ лорежущий инструмент, настра­ ивает оборудование Мелкий ремонт Василий Иванович произ­ водит сам, не дожидаясь слеса­ ря, Все это положительно ска­ зывается на его трудовых до­ стижениях. Сейчас В. И Целы­ ковский работает в счет 1974 года. Задолго до начала месячника безопасности движения, а точ­ нее 17 сентября, в исполкоме горсовета состоялось специаль­ ное заседание. На нем были об­ суждены вопросы, связанные с проведением этого важного ме­ роприятия, коллективу каждо­ го предприятия поручили вы­ полнить определенную работу по пропаганде среди населения целей и задач месячника. Но минула уже первая дека­ да октября, а дело почти не сдвинулось с места. И можно было понять тревогу, прозву­ чавшую в выступлении началь­ ника отделения ГАИ гсротдела внутренних дел лейтенанта ми­ лиции В. Т. Чумакова, который доложил комиссии по проведе­ нию месячника о положении с аварийностью в городе. За десять дней октября на дорогах Ельца зафиксировано шесть происшествий, в результате ко­ торых один человек погиб, пять получили тяжкие телесные по­ вреждения. А за октябрь про­ шлого года погибли три чело­ века. восемь получили телес­ ные повреждения. Снижения, как видим, не обозначилось. По плану проведения месяч­ ника каждое предприятие долж­ но было изготовить плакаты и транспаранты и вывесить их на своей территории и на улицах города. Только гидроприводцы сделали это, все остальные да­ же пальцем не пошевелили. Особой критики заслуживают агрегатчики. Они не оказыва­ ют никакой помощи работни­ кам ГА,И, не участвуют в мас­ совых рейдах, не выделяют транспорт для их проведения На заседании комиссии шел опрос представителей автохо­ зяйств и заводских транспорт­ ных цехов по поводу того, сколько прочитано лекций и проведено бесед в учебных за­ ведениях города. Один за дру­ гим поднимались представите­ ли автошколы, ГАТП № 3. ав­ томотоклуба, горнообогатитель-. ного комбината. Поднимались и молчали. Ибо доклэдывать-то было не о чем. Резкая1 критика прозвучала в адрес руководителей грузового автотранспортного предприятия № 1, автобазы № 4, пассажир­ ского автотранспортного пред­ приятия, не прибывших на за­ седание комиссии. А между тем у них не все сделано по ус­ пешному проведению месячни­ ка: мало наглядной агитации, да и та оформлена кое-как, слаб контроль на линиях, что приводит к нежелательным по­ следствиям. Так, шофер авто­ базы № 4 Е. П. Некрасов на­ ходился за рулем в нетрезвом состоянии. Не справившись с уп­ равлением. он столкнулся с двумя машинами. Водитель автобуса ПАТП Н, М. Мельни­ ков сел за руль мотоцикла пьяным и, развив большую ско­ рость. сбил мотороллер. при­ чинил его водителю и себе тяж­ кие телесные повреждения. Заместитель председателя ис­ полкома горсовета Ю А. Май­ еров, возглавляющий комис­ сию по проведению месячника безопасности движения, при­ звал присутствующих активнее включиться в работу, сделать все, чтобы снизить процент ава­ рийности в Ельце. На заседании комиссии реше­ но в ближайшее время рас­ смотреть вопрос о состоянии работы по профилактике травматизма на дорогах города среди школьников. Готовить этот вопрос поручено работни­ кам гороно. А. ЕГОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz