Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)
16 октяоря 1973 года Г 1111 ш 1 шш 1 ш 11 ттншш ||||||шш 11 ш 111 шишш 111 «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111(11 3 сгр. 16 октября (28 октября ново го стиля) исполняется 80 лет одному из первых массовых вы ступлений елецкого пролетариа та — стачке рабочих Елецких железнодорожных мастерских. В конце XIX века Елецкие железнодорожные мастерские были крупным промышленным предприятием на Орловско- Грязинекой железной дороге, на котором насчитывалось 700 человек. Условия труда были очень тяжелыми. Известный ра бочий большевик С. Я. Алли луев вспоминал, что здесь бы ла кплата копеечная, а день длинный» (С, Я Аллилуев, Пройденный путь, М. 1956, стр. 14). Все это вызывало недоволь ство рабочих: в 1887 году про изошла первая забастовка елец ких железнодорожников по случаю задержки администраци ей выплаты денег. («Молодость столетней магистрали», Воро неж, 1966, стр. 44). В марте 1893 года царское правительство передало Ор- ловско-Грязинскую линию ак ционерному обществу Юго-Во сточных железных дорог, В по гоне за прибылями владельцы общества еще более усилили эксплуатацию железнодорожни ков. Всякие ограничения рабо чего дня были ликвидированы, расценки на работы снизились до крайней степени, из зэр- П Е Р В А Я И С К Р А платы стали производиться большие вычбты, зачастую без объяснения причин; были неза конно отменены пособия на ле чение, командировки, за долго летнюю службу, при увольне нии, произвольно уменьшался объем работ; ухудшились усло вия труда (свечное освещение в мастерских заменили кероси новыми коптилками, что вредно влияло на зрение и дыхание ра бочих; были уволены вспомо гательные рабочие). Железно дорожники страдали от грубо сти и произвола начальника ма стерских Дер/нова и его по мощников («Рабочее движение в России в XIX веке. Сборник документов и материалов», М. 1952. т. III, ч. II, стр. 404—405). Постепенно назревавшее воз мущение рабочих прорвалось в субботу, 16 октября. В 12 часов этого дня в мастерских появил ся артельщик Савельев, чтобы выдать рабочим жалованье за сентябрь. При получение денег рабочие стали возмущаться не правильным их начислением. Например, рабочий Иван Бы ков вместо 20 рублей 46 копе ек получил всего 13 рублей 59 копеек, многим были выда ны совсем жалкие гроши. («Ра бочее движение в России», стр, 407). Помощник начальника ма стерских, Мерцалов и артель щик, не затрудняя себя разъяс нениями, грубо отвечали: «Если неправильно удержали с тебя, то подай жалобу и при следу ющем жалованье в ноябре по лучишь» («Рабочее движение в зллллллллллллллллллллллл г К 80-летию < < стачки рабочих 5 $ Елецких > > железнодорожных г г мастерских < России», стр. 407), Недовольст во рабочих возрастало все больше, в задних рядах засви стели. Кто-то швырнул в Мерца- лова железной шайбой весом более 2 фунтов. Работы в ма стерских полностью прекрати лись. Спешно появившийся жан дармский унтер-офицер Фомин вывел Мерцалоеа и Савельева из возбужденной толпы. Рабочие разбили все лампы, окна в конторе и кабинете на чальника мастерских. Дерунов незаметно скрылся домой. Рабочие, обнаружив это, бро сились к его квартире с кри ком: «Если тебя не убили в Харькове, то добьем тут!» (Де рунов был начальником харь ковских мастерских, но вследст вие стачки, бывшей там в фев рале 1893 года, его перевели в Елецкие мастерские). В воскресенье выдача денег была продолжена под усилен ной охраной жандармов. Рабо чие опять стали возмущаться неправильными расчетами и действиями начальства мастер ских. Елецкие жандармские власти сообщали в департамент полиции: «С переходом Ор лов ско-Грязинской железной дороги из казенного управле ния в Юго-Восточное общест во по распоряжению последне го пошли разного рода рефор мы и денежные сокращения в ущерб служащих и рабочих, а рабочие все это предполагали, что исходит от личной инициа тивы Дерунова и других лиц». («Рабочее движение в России», стр. 408). 6 понедельник, 18 октября, около 300 человек не явилось на работу. Забастовка продол жалась еще три дня. Жандарм ским властям в конце концов удалось уговорить рабочих во зобновить работу, «пообещав» разобрать их жалобы, однако никаких мер к этому так и не было принято. Первое массовое выступле ние елецких рабочих, несмотря на свой стихийный характер, здорово напугало местные вла- 'сти. Начальник елецких жан дармов писал департаменту по лиции: «...что если в таком же роде Управление Юго-Восточ ного общества будет продол жать действия свои в ущерб ра бочим, то одно из двух выйдет — или рабочие образуют стач ку и не явятся на работу, или же повторят беспорядок, но который вряд ли удастся пре кратить местными силами, а придется прибегнуть к войскам». Хотя это выступление окон чилось неудачей, оно сыграло большую роль в развитии клас сового сознания и организован ности елецких рабочих. В сен тябре 1903 года елецкие же лезнодорожники вновь забасто вали, выступив в поддержку рабочих Борисоглебска, А в 1905 году елецкие рабочие бы ли в числе активных участников Первой русской революции. В. ПАЛАБУГИН, кандидат исторических наук, преподаватель пединститута. ИДЕТ МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ УПОВАЯ НА ВРЕМЯ БОДНИ ЦЕХА В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ Недавно на общезаводском собрании четырем представите лям цеха, проработавшим здесь более двадцати лет, — токарю В. В. Пахомову, фрезеровщи ку В. В. Курышину, мастеру М. Д. Анненкову и гардеробщи це А. В. Родионовой было присвоено почетное звание «Ветеран производства». Под дружные аплодисменты им по вязали алые ленты с над писью, вручили ценные подар ки. ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В цехе планировалось внед рить за год 12 рационализа торских предложений. За девять минувших месяцев подано и внедрено 24 рационализатор ских предложения. Их автора ми являются электрослесарь А. И. Гайтеров, конструктор Н. А. Стрельцова, начальник бюро механизации и автомати зации В. Г. Родионов и другие работники цеха. ПРИЗЕР ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА Представительным был обла стной конкурс на лучшего то каря, состоявшийся недавно в Липецке. В нем приняли уча стие многие опытные мастера по обработке металла. Послал своего представителя — комсо мольца Г. Поваляева на этот конкурс и коллектив цеха. Па рень оправдал надежды, кото рые на него возлагали товари щи по работе. Несмотря на острое соперничество, он вы шел в число победителей, за няв второе место. Домой моло дой токарь возвратился с при зом—именными наручными ча сами. ИЗ КОЛХОЗА - С ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ Около двух недель группа рабочих цеха во главе с тока рем И. Д. Нестеровым труди лась на полях колхоза имени Коминтерна Долгоруковского района. Принимая участие в уборке урожая, каждый доро жил временем. Когда в колхозе замерили площадь, убранную представителями цеха, выяс нилось, что они перевыполни ли задание, выкопав картофель на 23 гектарах. Б. НИКОЛАЕВ. Ремонтно . энергетический цех завода тракторных гидро агрегатов. Выигрыш 5000 рублей В условиях Государственно го трехпроцентьшго займа уста новлен самый крупный выиг рыш в сумме 5000 рублей. Сбе регательные кассы города при ступили с 8 октября и оплате выигрышей по 58-му тиражу выигрышей. В этот день в Центральную сберкассу предъ явлена облигация достоинством в 20 рублей (№ 49, серия 1 1 2 7 3 7 ) , на которую пал са мый большой выигрыш — 5000 рублей. Такой крупный выигрыш после выпуска зай ма в 1966 году впервые ока зался в нашем городе. За четыре дня по этому же тиражу сберкассы оплатили три выигрыша по 500 рублей, семь — по 100 рублей и на 2.400 рублей оплачено выигры шей по 40 рублей. Оплата вы игрышей продолжается. Очередной тираж выигры шей по займу проводится 15 ноября с. г. Приглашаем ель- чан купить облигации для уча стия в тиражах выигрышей. А. КАМЕНСКАЯ, заведующая Центральной сберкассой. На заводе «Гидропривод» ши роко развернулось социалисти ческое соревнование за досроч ное завершение заданий треть его, решающего года пятилетки. Среди тех, кто обгоняет время, работает по своему трудовому календарю токарь первого ме ханического цеха Василий Ива нович Целыковский. Он обслу живает два станка с полуавто матическим циклом действия, нарезает бонку в корпусах и крышках гидронасосов Г-12-23 и Г-12-33. Пока на одном станке обрабатывается деталь, Васи лий Иванович подготавливает к работе другой. У него не про падает даром ни одной рабо чей минуты. Заготовками передовой про изводственник запасается зара нее, заранее затачивает метал лорежущий инструмент, настра ивает оборудование Мелкий ремонт Василий Иванович произ водит сам, не дожидаясь слеса ря, Все это положительно ска зывается на его трудовых до стижениях. Сейчас В. И Целы ковский работает в счет 1974 года. Задолго до начала месячника безопасности движения, а точ нее 17 сентября, в исполкоме горсовета состоялось специаль ное заседание. На нем были об суждены вопросы, связанные с проведением этого важного ме роприятия, коллективу каждо го предприятия поручили вы полнить определенную работу по пропаганде среди населения целей и задач месячника. Но минула уже первая дека да октября, а дело почти не сдвинулось с места. И можно было понять тревогу, прозву чавшую в выступлении началь ника отделения ГАИ гсротдела внутренних дел лейтенанта ми лиции В. Т. Чумакова, который доложил комиссии по проведе нию месячника о положении с аварийностью в городе. За десять дней октября на дорогах Ельца зафиксировано шесть происшествий, в результате ко торых один человек погиб, пять получили тяжкие телесные по вреждения. А за октябрь про шлого года погибли три чело века. восемь получили телес ные повреждения. Снижения, как видим, не обозначилось. По плану проведения месяч ника каждое предприятие долж но было изготовить плакаты и транспаранты и вывесить их на своей территории и на улицах города. Только гидроприводцы сделали это, все остальные да же пальцем не пошевелили. Особой критики заслуживают агрегатчики. Они не оказыва ют никакой помощи работни кам ГА,И, не участвуют в мас совых рейдах, не выделяют транспорт для их проведения На заседании комиссии шел опрос представителей автохо зяйств и заводских транспорт ных цехов по поводу того, сколько прочитано лекций и проведено бесед в учебных за ведениях города. Один за дру гим поднимались представите ли автошколы, ГАТП № 3. ав томотоклуба, горнообогатитель-. ного комбината. Поднимались и молчали. Ибо доклэдывать-то было не о чем. Резкая1 критика прозвучала в адрес руководителей грузового автотранспортного предприятия № 1, автобазы № 4, пассажир ского автотранспортного пред приятия, не прибывших на за седание комиссии. А между тем у них не все сделано по ус пешному проведению месячни ка: мало наглядной агитации, да и та оформлена кое-как, слаб контроль на линиях, что приводит к нежелательным по следствиям. Так, шофер авто базы № 4 Е. П. Некрасов на ходился за рулем в нетрезвом состоянии. Не справившись с уп равлением. он столкнулся с двумя машинами. Водитель автобуса ПАТП Н, М. Мельни ков сел за руль мотоцикла пьяным и, развив большую ско рость. сбил мотороллер. при чинил его водителю и себе тяж кие телесные повреждения. Заместитель председателя ис полкома горсовета Ю А. Май еров, возглавляющий комис сию по проведению месячника безопасности движения, при звал присутствующих активнее включиться в работу, сделать все, чтобы снизить процент ава рийности в Ельце. На заседании комиссии реше но в ближайшее время рас смотреть вопрос о состоянии работы по профилактике травматизма на дорогах города среди школьников. Готовить этот вопрос поручено работни кам гороно. А. ЕГОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz