Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)
8 стр. 1111111111 Ш 1111 ! 11 Ш 111111111 М 1 М 1111111 Ш 1 ШШ 1 Ш 1111111 Н 111 Ш 1 Ш 1 Ш 1111 > «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ш 1 т т т иш ш 1 ш 11 шш| 1 ш 1 тшш 11 шш 11 ш т тш 1 ш| 1 ш 28 июля 1973 г. В о с п и т Ы в а т Ь д о с т о й н у ю с м е н у КОЛА И ШЕФЫ Большую роль » коммунистическом воспитании школьников играет трудовое воспитание. Вся система образования и воспита ния должна подготовить молодого человека к труду, к работе на определенном участке народного хозяйства. Это хорошо понимает педаго гический коллектив школы и производственный коллектив элементного завода, который шефствует над школой. Более пятнадцати лет нашу школу связывает крепкая друж ба с шефами. Представители за рода присутствуют на заседа ниях педсоветов, на партийных и комсомольских собраниях. Особое значение имеет кол лективное шефство цехов над классами. Цех шефствует над классом с пятого по 10 классы. Каждый год в начале сентября шефы приходят в школу и в торжественной обстановке при нимаются условия социалисти ческого соревнования между цехом и классом. Предварительные итоги со ревнования подводятся в конце каждой четверти на совместном собрании рабочих и учащихся класса. Фотографии лучших ра бочих помещаются на Доску по чета, находящуюся в подшеф ном классе, а фотографии луч ших учащихся вывешиваются на Доску почета в цехе завода. Производственники в течение четверти приходят на классные часы, классные комсомольские собрания, пионерские сборы. Учащиеся ходят в свой цех, до кладывают о делах в классе, выступают с концертами. На за седаниях цеховых комитетов за слушиваются отчеты отдельных учащихся об учебе. Большую помощь оказывает завод школе в постановке трудового обучения и в проф ориентации. С 1963—64 учебно го годэ на предприятии стал действовать школьный учебный цех. Он имеет три участка: то карный, фрезерный, и слесар ный. В цехе установлены станки и слесарные верстаки на 22 ра бочих местах. Имеются специ альные места, где учащиеся проводят занятия по теории. Их ведут квалифицированные ма стера Учебно-воспитательна* работа в цехе строится так, чтобы уча щиеся поняли и убедились, что производительный труд являет ся основой жизни общества, единственным критерием обще ственной ценности каждого че ловека. С этой целью на уроках учитель рассказывает учащимся о том, что самоотверженный труд рабочих-новаторов очень высоко ценится в нашей стране. Многие из них удостоены самой высокой награды — присвоения звания Героя Социалистическо го Труде. Учитель рассказывает о том, какой вклад в развитие завода внесли рабочие-новато ры предприятия токарь С. Лощ- карев, слесарь В. Копытин, элек трик В. Тихонов, Отличительной особенностью их труда является творческое отношение к любой работе. Приступая к выполне нию задания, они стараются най ти более эффективные способы его выполнения. Начальник цеха Георгий Фе дорович Померев окончил тех никум трудовых резервов, стаж работы — 26 лет, В школьном цехе работает со дня его осно вания. Не один год здесь и ма стер Тихон Дмитриевич Старых, токарь шестого разряда, Виктор Михайлович Туликов, имеющий среднее техническое образова ние. Обо они ветераны труда. Вячеслав Васильевич Чернов, слесарь пятого разряда, трудит ся в цехе несколько лет. Бее мастера с большим жела нием относятся к делу и своим добросовестным отношением прививают любовь учащимся к рабочей профессии. Ребята лю бят уроки труда в школьном цехе, аккуратно их посещают, старательно работают, понимая, что изготовленная ими продук ция необходима заводу, что они участвуют в выполнении произ водственной программы пред приятия. Каждой учебной группе уста навливается план не месяц, по лугодие и учебный год. Для ус пешного его выполнения в цехе организуется соревнование. Этим руководит трудовой сек тор комитета ВЛКСМ школы. При подведении итогов сорев нования учитывается количество и качество изготовляемых уча щимися изделий, трудовая дис циплина, участие учащихся в рационализаторской работе. Со ревнование способствует вклю чению школьников в борьбу за повышение производительности труда и улучшение качества из делий. Учащиеся знакомятся на уро ках труда с новыми технологи ческими процессами. Кроме то го, формирование у школь ников навыков по улучшению труда в мастерских способству ет привлечению их к коллектив ному анализу конструкции и технологии изготовляемых изде лий. Предложения учащихся по улучшению труда в учебном цехе всегда коллективно обсуж даются в группе. Школьники от крывают для себя что-то но вое, приобретают опыт нова торской деятельности. Эти «от крытия» создают у них эмоцио нальную приподнятость при ра боте в учебном цехе, делают ее более увлекательной. Прояв ление элементов творчества со стороны школьников не прохо дит мимо учителя, который вся чески поддерживает, поощряет учащихся, а наиболее удачные решения предлагаются всей группе. Самое же ценное в том, что у учащихся появляется удовлетво рение, которое обычно возни кает у человека как результат положительной деятельности и поступков. Кроме уроков, в це хе четвертый год проводятся факультативные занятия по труду. вы*щ" В минувщем учебном году работали 4 факультатива В каж дом занималось по 15—16 чело век, а всего их посещали 67 че ловек. Учащиеся десятых клас сов занимались в факультативе по токарному делу. Учащиеся восьмых классов—по токарному и слесарному делу. По оконча нии занятий учащиеся сдали квалификационные экзамены на разряд. Успешно окончили факульта тив 13 человек. Несколько вы пускников — Александр Фефе- лов, Вячеслав Кулемии, Алек сандр Шумилов — получили третий разряд. В 1970—71 году окончил нашу школу Юрий Ефремов. Получив третий разряд, он поступил на работу на элементный завод. С первых дней работы зарекомен довал себя подготовленным то карем. Он выполнял дневные нормы но 120— 130 процентов, получал высокую зарплату. Сей час он служит в рядах Совет ской Армии. Оттуда получена благодарность за хорошее вос питание и подготовку к службе в армии. Вся система трудового обуче ния и воспитания в школе имеет общественно полезную направ ленность. Учащиеся изготавли вают наглядные пособия для математического, физического, химического кабинетов. Делают стенды, оформляют школу. В ходе практических занятий школьники обучаются чтению чертежей, элементам техники конструирования. Учащиеся де вятых классов во время летней производственной практики ра ботают в цехах завода, на ра бочих местах, выполняя произ водственные задания. Тесная дружба, постоянная по мощь шефов позволяют нам ус пешнее вести учебно-воспита тельный процесс, готовить ' Ро дине достойную смену. Этого требуют XXIV съезд КПСС, ре шения шестой сессии Верховно го Совета СССР по дальнейше му развитию народного образо вания. И в дальнейшем будем опираться на помощь шефов, общественности. Н. ИВАНОВА, директор средней школы N5 2. Многих, кто приезжает в Минск, привлекает небольшой скромный домик на берегу Свислочи. Здесь находится му зей I съезда РСДРП. Он создан полвека назад, к 25-легию съез да, и знакомит посетителей с трудными, но славными стра ницами истории Коммунистиче ской партии, уводит к ее исто кам. Мне не так давно довелось побывать в домике-музее. Три четверти века отделяют нас от событий тех далеких лет, но многочисленные экспонаты поз воляют живо представить об становку жестокой реакции, в которой собрался съезд, его за седания, положившие начало марксистской партии в России. С интересом узнаешь, как с середины 90-х годов наступил новый этап в развитии русской социал-демократии, в развитии марксизма, вызванный выходом на политическую арену В. И Ленина. В этот период социал- демократия стала активной си лой, связанной с классовой борьбой пролетариата. А бур ный рост рабочего движения требовал объединения разроз ненных марксистских групп в единую социал-демократиче скую организацию. Материалы, собранные в до мике-музее, рассказывают, что съезд открылся 1 марта 1898 года. На нем присутствовало девять делегатов, представите лей шести крупных социал-де мократических организаций Рос сии: четырех «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса» —! петербургского, мо сковского, киевского, екатери- нославского, а также группы «Рабочей газеты» и Бунда Останавливаемся у стенда с фотоснимками делегатов I съез да РСДРП. Это были С. И. Рад ченко, А. А. Венноеский. П. Л. Тучвпский, Б. Л. Эйдельман, Н А. Вигдорчик, К. А. Петрусе- вич, А. Мутник, А. И. Кремер, Ш. Кац. Экскурсовод обстоятельно знакомит с тем. как проходил съезд. За три дня состоялось шесть заседаний. Решение объ единить все социал-демократи ческие кружки в единую марк систскую рабочую партию было принято без обсуждения. На съезде разгорелся спор из-за наименования партии. Предлагались такие названия: «русская рабочая партия» или «русская социал-демократиче ская», По предложению одного из делегатов, съезд решил на звать партию «российской». Партию назвали «Российской социал-демократической» (за это было большинство делега тов). А слово «рабочая» внесли при составлении манифеста. И это было особенно важно ведь социал-демократы боролись за то, чтобы объединить в своих рядах для революционной борьбы против эксплуататоров рабочих всех национальностей. На съезде принято решение общепрограммного характера об отношении рабочей партии к национальному вопросу. Пять лет спустя оно легло в основу такого же решения II съезда РСДРП и имело огромное зна чение в дальнейшей деятельно сти партии. На съезде избрали Централь ный Комитет, приняли и органи зационные решения, явившиеся наметкой устава созданной пар тии. Съезд не принял програм му партии, но вопрос о ее на писании обсуждался. В реше нии отмечено: «Подробная про грамма партии будет опублико вана по рассмотрению ее мест ными комитетами». Приятно было посетить до- Мик-муэей I съезда РСДРП, уз нать, как родилась Российская социал-демократическая рабо чая партия. Проходишь из ком наты в комнату, где сохрани- лесь вся обстановка того вре мени. Внимательно осматри ваешь все представленное здесь. Экскурсовод ведет нас от стенда к стенду, продолжая рассказ о далеких событиях из истории нашей партии. Когда проходил I съезд РСДРП, Ле нин находился в ссылке в селе Шушенском. О его решениях Владимир Ильич узнал в мае 1898 годе с большой радостью. Он писал, что значение съезда заключается в тем, что он об разовал Российскую социал-де мократическую рабочую пар тию и опубликовал «Манифест», Действительно, не I съезде РСДРП, по словам Мориса То реза, «были заложены основы партии, которую выковал и при вел к славной Октябрьской ре волюции Ленин». Знакомишься и с материала ми, показывающими первые шаги партии, ее деятельность в последующие годы. После I съезде РСДРП молодая, толь ко что созданная партия пере живала трудное время. Против нее направил свои удары ца ризм, а изнутри вносили раскол оппортунисты. Период разбро да и организационного распада был тяжелым в жизни россий ских социал-демократов Ленину и его соратникам пришлось приложить много усилий, чтобы через несколько лет на новой, более высокой основе воссоздать партию. Это было сделано на II съезде РСДРП в 1903 году. Н. ЯКОВЛЕВА. Домикнаберегу реки Свислочи Из путевого блокнота Дворец книги имени Влади мира Ильича Ленина б Улья новске насчитывает свыше миллиона томов. В его фондах — интересные коллекции из личных библиотек историка Н. М. Карамзина, писателя И. А. Гончарова, редчайшие книги X IV— XV веков и многие другие уникальные издания. Б Ленинском читальном зале собраны издания произведении основоположников марксизма- ленинизма, литература. об их жизни и деятельности. Здесь проводятся Ленинские чтения, книжные выставки, обзоры но вой литературы. Около 40 ты сяч ульяновцев — постоянные посетители « дома знаний». Дворец книги создан на ос нове бывшей Симбирской обще ственной библиотеки, открытой в 1848 году. Существовала она на пожертвования горожан. В судьбе библиотеки горячее уча стие принимали многие передо вые люди того времени. Среди них был известный русский поэт Н. М. Языков, семьи де кабристов, герой Отечественной войны 1812 года Д. Давыдов, писатель и историк Н. М. Ка рамзин. История библиотеки не разрывно связана и с именами поэта Д. Д. Минаева, писателя С. Т. Аксакова. Все члены семьи Ульяновых были читате лями Симбирской библиотеки. На снимке: в одном из чи тальных залов Ульяновского Дворца книги имени Владимира Ильича Ленина. 11|МШ1111Ш1Ш11Ш1ШШШ1111111111|11|| А О ПЕШЕХОДАХ ЗАБЫЛИ На перекрестке улиц Комму наров и Комсомольской устано вили светофоры. Таким обра зом. был решен вопрос о регу лировании потока автомото транспортных средств. Но почему-то работники ком бината коммунальных предприя тий и благоустройства и отде ления ГАИ позабыли о пешехо дах. Нет ни защитных ограж дений, ни Дорожек типа «зеб ра». Данный перекресток очень оживленный. Здесь не исклю чены случаи дорожно-транспорт ных происшествий. Поэтому на до как можно быстрее поза ботиться о безопасности пеше ходов. К ЯКОВЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz