Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

8 стр. 1111111111 Ш 1111 ! 11 Ш 111111111 М 1 М 1111111 Ш 1 ШШ 1 Ш 1111111 Н 111 Ш 1 Ш 1 Ш 1111 > «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ш 1 т т т иш ш 1 ш 11 шш| 1 ш 1 тшш 11 шш 11 ш т тш 1 ш| 1 ш 28 июля 1973 г. В о с п и т Ы в а т Ь д о с т о й н у ю с м е н у КОЛА И ШЕФЫ Большую роль » коммунистическом воспитании школьников играет трудовое воспитание. Вся система образования и воспита­ ния должна подготовить молодого человека к труду, к работе на определенном участке народного хозяйства. Это хорошо понимает педаго­ гический коллектив школы и производственный коллектив элементного завода, который шефствует над школой. Более пятнадцати лет нашу школу связывает крепкая друж­ ба с шефами. Представители за­ рода присутствуют на заседа­ ниях педсоветов, на партийных и комсомольских собраниях. Особое значение имеет кол­ лективное шефство цехов над классами. Цех шефствует над классом с пятого по 10 классы. Каждый год в начале сентября шефы приходят в школу и в торжественной обстановке при­ нимаются условия социалисти­ ческого соревнования между цехом и классом. Предварительные итоги со­ ревнования подводятся в конце каждой четверти на совместном собрании рабочих и учащихся класса. Фотографии лучших ра­ бочих помещаются на Доску по­ чета, находящуюся в подшеф­ ном классе, а фотографии луч­ ших учащихся вывешиваются на Доску почета в цехе завода. Производственники в течение четверти приходят на классные часы, классные комсомольские собрания, пионерские сборы. Учащиеся ходят в свой цех, до­ кладывают о делах в классе, выступают с концертами. На за­ седаниях цеховых комитетов за­ слушиваются отчеты отдельных учащихся об учебе. Большую помощь оказывает завод школе в постановке трудового обучения и в проф­ ориентации. С 1963—64 учебно­ го годэ на предприятии стал действовать школьный учебный цех. Он имеет три участка: то­ карный, фрезерный, и слесар­ ный. В цехе установлены станки и слесарные верстаки на 22 ра­ бочих местах. Имеются специ­ альные места, где учащиеся проводят занятия по теории. Их ведут квалифицированные ма­ стера Учебно-воспитательна* работа в цехе строится так, чтобы уча­ щиеся поняли и убедились, что производительный труд являет­ ся основой жизни общества, единственным критерием обще­ ственной ценности каждого че­ ловека. С этой целью на уроках учитель рассказывает учащимся о том, что самоотверженный труд рабочих-новаторов очень высоко ценится в нашей стране. Многие из них удостоены самой высокой награды — присвоения звания Героя Социалистическо­ го Труде. Учитель рассказывает о том, какой вклад в развитие завода внесли рабочие-новато­ ры предприятия токарь С. Лощ- карев, слесарь В. Копытин, элек­ трик В. Тихонов, Отличительной особенностью их труда является творческое отношение к любой работе. Приступая к выполне­ нию задания, они стараются най­ ти более эффективные способы его выполнения. Начальник цеха Георгий Фе­ дорович Померев окончил тех­ никум трудовых резервов, стаж работы — 26 лет, В школьном цехе работает со дня его осно­ вания. Не один год здесь и ма­ стер Тихон Дмитриевич Старых, токарь шестого разряда, Виктор Михайлович Туликов, имеющий среднее техническое образова­ ние. Обо они ветераны труда. Вячеслав Васильевич Чернов, слесарь пятого разряда, трудит­ ся в цехе несколько лет. Бее мастера с большим жела­ нием относятся к делу и своим добросовестным отношением прививают любовь учащимся к рабочей профессии. Ребята лю­ бят уроки труда в школьном цехе, аккуратно их посещают, старательно работают, понимая, что изготовленная ими продук­ ция необходима заводу, что они участвуют в выполнении произ­ водственной программы пред­ приятия. Каждой учебной группе уста­ навливается план не месяц, по­ лугодие и учебный год. Для ус­ пешного его выполнения в цехе организуется соревнование. Этим руководит трудовой сек­ тор комитета ВЛКСМ школы. При подведении итогов сорев­ нования учитывается количество и качество изготовляемых уча­ щимися изделий, трудовая дис­ циплина, участие учащихся в рационализаторской работе. Со­ ревнование способствует вклю­ чению школьников в борьбу за повышение производительности труда и улучшение качества из­ делий. Учащиеся знакомятся на уро­ ках труда с новыми технологи­ ческими процессами. Кроме то­ го, формирование у школь­ ников навыков по улучшению труда в мастерских способству­ ет привлечению их к коллектив­ ному анализу конструкции и технологии изготовляемых изде­ лий. Предложения учащихся по улучшению труда в учебном цехе всегда коллективно обсуж­ даются в группе. Школьники от­ крывают для себя что-то но­ вое, приобретают опыт нова­ торской деятельности. Эти «от­ крытия» создают у них эмоцио­ нальную приподнятость при ра­ боте в учебном цехе, делают ее более увлекательной. Прояв­ ление элементов творчества со стороны школьников не прохо­ дит мимо учителя, который вся­ чески поддерживает, поощряет учащихся, а наиболее удачные решения предлагаются всей группе. Самое же ценное в том, что у учащихся появляется удовлетво­ рение, которое обычно возни­ кает у человека как результат положительной деятельности и поступков. Кроме уроков, в це­ хе четвертый год проводятся факультативные занятия по труду. вы*щ" В минувщем учебном году работали 4 факультатива В каж­ дом занималось по 15—16 чело­ век, а всего их посещали 67 че­ ловек. Учащиеся десятых клас­ сов занимались в факультативе по токарному делу. Учащиеся восьмых классов—по токарному и слесарному делу. По оконча­ нии занятий учащиеся сдали квалификационные экзамены на разряд. Успешно окончили факульта­ тив 13 человек. Несколько вы­ пускников — Александр Фефе- лов, Вячеслав Кулемии, Алек­ сандр Шумилов — получили третий разряд. В 1970—71 году окончил нашу школу Юрий Ефремов. Получив третий разряд, он поступил на работу на элементный завод. С первых дней работы зарекомен­ довал себя подготовленным то­ карем. Он выполнял дневные нормы но 120— 130 процентов, получал высокую зарплату. Сей­ час он служит в рядах Совет­ ской Армии. Оттуда получена благодарность за хорошее вос­ питание и подготовку к службе в армии. Вся система трудового обуче­ ния и воспитания в школе имеет общественно полезную направ­ ленность. Учащиеся изготавли­ вают наглядные пособия для математического, физического, химического кабинетов. Делают стенды, оформляют школу. В ходе практических занятий школьники обучаются чтению чертежей, элементам техники конструирования. Учащиеся де­ вятых классов во время летней производственной практики ра­ ботают в цехах завода, на ра­ бочих местах, выполняя произ­ водственные задания. Тесная дружба, постоянная по­ мощь шефов позволяют нам ус­ пешнее вести учебно-воспита­ тельный процесс, готовить ' Ро­ дине достойную смену. Этого требуют XXIV съезд КПСС, ре­ шения шестой сессии Верховно­ го Совета СССР по дальнейше­ му развитию народного образо­ вания. И в дальнейшем будем опираться на помощь шефов, общественности. Н. ИВАНОВА, директор средней школы N5 2. Многих, кто приезжает в Минск, привлекает небольшой скромный домик на берегу Свислочи. Здесь находится му­ зей I съезда РСДРП. Он создан полвека назад, к 25-легию съез­ да, и знакомит посетителей с трудными, но славными стра­ ницами истории Коммунистиче­ ской партии, уводит к ее исто­ кам. Мне не так давно довелось побывать в домике-музее. Три четверти века отделяют нас от событий тех далеких лет, но многочисленные экспонаты поз­ воляют живо представить об­ становку жестокой реакции, в которой собрался съезд, его за­ седания, положившие начало марксистской партии в России. С интересом узнаешь, как с середины 90-х годов наступил новый этап в развитии русской социал-демократии, в развитии марксизма, вызванный выходом на политическую арену В. И Ленина. В этот период социал- демократия стала активной си­ лой, связанной с классовой борьбой пролетариата. А бур­ ный рост рабочего движения требовал объединения разроз­ ненных марксистских групп в единую социал-демократиче­ скую организацию. Материалы, собранные в до­ мике-музее, рассказывают, что съезд открылся 1 марта 1898 года. На нем присутствовало девять делегатов, представите­ лей шести крупных социал-де­ мократических организаций Рос­ сии: четырех «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса» —! петербургского, мо­ сковского, киевского, екатери- нославского, а также группы «Рабочей газеты» и Бунда Останавливаемся у стенда с фотоснимками делегатов I съез­ да РСДРП. Это были С. И. Рад­ ченко, А. А. Венноеский. П. Л. Тучвпский, Б. Л. Эйдельман, Н А. Вигдорчик, К. А. Петрусе- вич, А. Мутник, А. И. Кремер, Ш. Кац. Экскурсовод обстоятельно знакомит с тем. как проходил съезд. За три дня состоялось шесть заседаний. Решение объ­ единить все социал-демократи­ ческие кружки в единую марк­ систскую рабочую партию было принято без обсуждения. На съезде разгорелся спор из-за наименования партии. Предлагались такие названия: «русская рабочая партия» или «русская социал-демократиче­ ская», По предложению одного из делегатов, съезд решил на­ звать партию «российской». Партию назвали «Российской социал-демократической» (за это было большинство делега­ тов). А слово «рабочая» внесли при составлении манифеста. И это было особенно важно ведь социал-демократы боролись за то, чтобы объединить в своих рядах для революционной борьбы против эксплуататоров рабочих всех национальностей. На съезде принято решение общепрограммного характера об отношении рабочей партии к национальному вопросу. Пять лет спустя оно легло в основу такого же решения II съезда РСДРП и имело огромное зна­ чение в дальнейшей деятельно­ сти партии. На съезде избрали Централь­ ный Комитет, приняли и органи­ зационные решения, явившиеся наметкой устава созданной пар­ тии. Съезд не принял програм­ му партии, но вопрос о ее на­ писании обсуждался. В реше­ нии отмечено: «Подробная про­ грамма партии будет опублико­ вана по рассмотрению ее мест­ ными комитетами». Приятно было посетить до- Мик-муэей I съезда РСДРП, уз­ нать, как родилась Российская социал-демократическая рабо­ чая партия. Проходишь из ком­ наты в комнату, где сохрани- лесь вся обстановка того вре­ мени. Внимательно осматри­ ваешь все представленное здесь. Экскурсовод ведет нас от стенда к стенду, продолжая рассказ о далеких событиях из истории нашей партии. Когда проходил I съезд РСДРП, Ле­ нин находился в ссылке в селе Шушенском. О его решениях Владимир Ильич узнал в мае 1898 годе с большой радостью. Он писал, что значение съезда заключается в тем, что он об­ разовал Российскую социал-де­ мократическую рабочую пар­ тию и опубликовал «Манифест», Действительно, не I съезде РСДРП, по словам Мориса То­ реза, «были заложены основы партии, которую выковал и при­ вел к славной Октябрьской ре­ волюции Ленин». Знакомишься и с материала­ ми, показывающими первые шаги партии, ее деятельность в последующие годы. После I съезде РСДРП молодая, толь­ ко что созданная партия пере­ живала трудное время. Против нее направил свои удары ца­ ризм, а изнутри вносили раскол оппортунисты. Период разбро­ да и организационного распада был тяжелым в жизни россий­ ских социал-демократов Ленину и его соратникам пришлось приложить много усилий, чтобы через несколько лет на новой, более высокой основе воссоздать партию. Это было сделано на II съезде РСДРП в 1903 году. Н. ЯКОВЛЕВА. Домикнаберегу реки Свислочи Из путевого блокнота Дворец книги имени Влади­ мира Ильича Ленина б Улья­ новске насчитывает свыше миллиона томов. В его фондах — интересные коллекции из личных библиотек историка Н. М. Карамзина, писателя И. А. Гончарова, редчайшие книги X IV— XV веков и многие другие уникальные издания. Б Ленинском читальном зале собраны издания произведении основоположников марксизма- ленинизма, литература. об их жизни и деятельности. Здесь проводятся Ленинские чтения, книжные выставки, обзоры но­ вой литературы. Около 40 ты­ сяч ульяновцев — постоянные посетители « дома знаний». Дворец книги создан на ос­ нове бывшей Симбирской обще­ ственной библиотеки, открытой в 1848 году. Существовала она на пожертвования горожан. В судьбе библиотеки горячее уча­ стие принимали многие передо­ вые люди того времени. Среди них был известный русский поэт Н. М. Языков, семьи де­ кабристов, герой Отечественной войны 1812 года Д. Давыдов, писатель и историк Н. М. Ка­ рамзин. История библиотеки не­ разрывно связана и с именами поэта Д. Д. Минаева, писателя С. Т. Аксакова. Все члены семьи Ульяновых были читате­ лями Симбирской библиотеки. На снимке: в одном из чи­ тальных залов Ульяновского Дворца книги имени Владимира Ильича Ленина. 11|МШ1111Ш1Ш11Ш1ШШШ1111111111|11|| А О ПЕШЕХОДАХ ЗАБЫЛИ На перекрестке улиц Комму­ наров и Комсомольской устано­ вили светофоры. Таким обра­ зом. был решен вопрос о регу­ лировании потока автомото­ транспортных средств. Но почему-то работники ком­ бината коммунальных предприя­ тий и благоустройства и отде­ ления ГАИ позабыли о пешехо­ дах. Нет ни защитных ограж­ дений, ни Дорожек типа «зеб­ ра». Данный перекресток очень оживленный. Здесь не исклю­ чены случаи дорожно-транспорт­ ных происшествий. Поэтому на­ до как можно быстрее поза­ ботиться о безопасности пеше­ ходов. К ЯКОВЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz