Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)
'01 ИЮЛ Я 19 73 Г.1И1111!1|||11Г|||1||||ПГ11||||1111111111111М!111111|1111Ш1|||1|||||||!1 « КРАСН ОЕ ЗНАМЯ» 11111111111111111 и 11 Г| 1111111 М 1111111 |Гм 11 М 1 | 111111111 М 1 Ш 11 Г||||||||Г|| 1 Ш 1 3 стр . СТРАНИЦА 1111111111111111111111111Н11111111111111111111111111111111111I I1111111111I II II II111111111111I II I I I I11111111111111||||1!1!11М111111111ММ1111111111111111111111111111I II111111111II1111111111111111111111111IIIIIII11Ш1М11111111111111111111111ПШ1 К бО-летию со дня рождения Владимира М аяковского По Э Т миллионов В ЛАДИМИ РУ МАЯКОВСКО МУ — лучшему поэту со ветской эпохи — сейчас испол нилось бы 80 лет. Его юбилей Широко отмечается не только в Советском Союзе, но и за рубе жом: во всех странах, на всех континентах.' Уж е в первых стихах Мая ковского его герой предстал в простом облике бунтаря , вос ставшего против буржуазного общества, против всей системы угнетения, применяемой этим обществом по отношению к сво бодомыслящей личности. Дав образцы искренней, глу бокой лирики, развиваясь и уси ливаясь, творчество его приоб рело черты многообразия и на родности. Одним из первых Маяков ский попытался воссоздать об раз Ленина и сделал это в пол ную мошь своего песенного д а ра, Голос поэта-трибуна, з ву чащий через всю поэму, дышит громадной искренностью, пора жает могучей силой поэтическо го волнения. В поэме «150 000.000л он встал на пороге новой мифоло гии. попытался найти сплав бы лины и плакатного стиха, где > " " г образы Ивана и Вильсона, бит ва вещей, битва великанов, мо жет быть слишком упрощенно, но сильно передают борьбу двух миров. Какая это современная, замечательная поэзия! Маяковский из своих ориги нальных пьес создал собствен ный театр. Они- и сейчас идут ’ на сценах наших театров и Те-* атров разных стран, обога щая современный репертуар. Оды Маяковского были явле нием новым и исключительным. Гулкий голос трибуна з агре мел под сводами великолепных залов, созданных руками проле тариата; над турбинами Дне простро я прошел пафосный их огонь и отдался в городах Ев ропы и Америки, на островах южных ' морей, в далекой Мек сике. В чем же заключается народ ность Маяковского? Она в том, что, одолев в борьбе за Становле ние поэтической личности все сложности и соблазны футуриз ма, он вышел на дорогу такой поэзии, которая живо и страст но откликается на жизнь всего народа, на события 1 громадной важности . Эта поэзия открыва ла массам громадные горизонты мыслей и ■чувств. Вот почему в народном сердце, в нашем серд це поэтоз-современников, после священных имен Пушкина, Лер монтова, Некрасова мы ставим имя Маяковского. Маяковский стал нашим на родным достоянием. Начиная со школьных лет каждый советский человек обращается к ' его сти- . хам. Эти стихи звучали в дни войны и звучат в дни мира, как доказательство исторической оправданности поэтического под вига Маяковского. Такие стихи Маяковского, как «Стихи о советском паспорте», «Юбилейное», «Сергею Есени ну», «Товарищу Нетте...», «Сти хи об Америке» и многие дру гие, не говоря о поэмах, полу чили мировую известность, в современной советской и з ару бежной поэзии нет им соперни ков. Маяковский щедро 0601 атил русский поэтический язык и об новил его. Все, что добыто дол гим поэтическим опытом Мая ковского, существует по-разно му у поэтов сегодняшнего дчя. Благотворное влияние творче ства Маяковского на наших по этов бесспорно, Маяковский — народный поэт, миллионы знают и любят поэта миллионов. Поднимитесь на крышу мира — на Памир, и там, в солнеч ных лучах засияет пик под на званием «Маяковский». Подобно этой вершине, имя великого поэта сегодня видно всем, известно повсюду и креп ко связано с нашей духовной жизнью, с нашей социалистиче ской культурой. Николей ТИХОНОВ, писатель. И г о р я Ф едо рин а * * * Приеду. Спросят: «Ты надолго? Опять в родимые, края?» Я промолчу в ответ и только. Что мне сказать, любовь моя? Что, лишь весна загомоннтея, душа, скучая п родном, по древним, улицам кружится перекати-полем, клубком. (Мое «проста» родному краю, где я все годы напролет стихи по строчкам собираю и долг неотданный растет). Иль что приехал в отпуск , молвлю. лишь спросит кто-то невзначай. А за стихами ль, за любовью, — поди, попробуй угадай, * * * Всего-то и есть во мне, что зернышко хлорофилла, — от леса, полей по весне, всего, что мне близко и мило. Всего-то и есть во мне, что клетка живого пространства, как в колоса малом зерне, над коим и время не властно. Всего-то и есть: глоток от ясного, чистого неба. Всего-то и есть: исток, глядящий — не обмелел бы. * * * Пустырь городской, как обломок: щебенка да камни кругом. Но вьется над ним жаворонок, к ак будто в раю полевом. И к уст серовато-зеленый, и пыльный репейников рой,— едва ли он видит, влюбленный в открытый простор голубой. Ему лишь он песни слагает, апрельский предчувствуя гром, когда высоту набирает над серьга седым пустырем. МЕД СЕСТРА Посвящается М Р, КАМЕНЕВОЙ. Сказать по правде — доля нелегка. Вся молодость — военные дороги. Но маленькая левая рука В горючем горе по'могалэ многим. .. Срывая бинт, кричал солдат в бреду, А вы, забыв про сон. над ним сидели, Все ночи, словно в Д антовом аду. Наверно, вот тогда и поседели. — Сестрица, пить! — хрипел другой солдат. ( А вражий дзот огнем и кровью харкал), Ваш выстиранный тщательно халат Светился ярче чадного огарка. Пронзала душу боль, как тыщи спиц, За Родину, ее беду и слезы чьи-то. С улыбкой говорили: — Пей да спи! А- голос резковатый нарочито. Самой сон-паутинка. Но и в не«< нельзя Забыть снега, бомбежки, без конца тревоги. Как падали, чтоб уж не встать, друзья... Как сутками не ели, е стужу дрогли. Потом бездымный, тихий горизонт. Солдаты с песней возвращались к семьям, А где же ваше девичье веселье? Опять асе он, теперь гражданский фронт, .Больничный коридор чуть не с версту. А годы уле’ али, как синицы. Как часовой, вы на своем посту. ’И стон, и плач (больным" ведь плохо спится). Тепле души, все помыслы — другим, Себе вниманья — малую минутку. — Устали? — Нет! Мне это не с руки,— Спешили, на ходу бросая шутку. Тщеславья нет — и слава не нужна Так что ж приносит истинную радость? Нет, не медали и не ордена. А искреннее чувство: благодарность. Вы жизнь не зря считаете борьбой, Неся достойно званье коммуниста. На помощь вновь идете с сердцем чистым, Весь в нелокое ваш заслуженный покой. А. СИНЕЛЬНИКОВА. И. ТЮТЧЕВ 27 июля исполняется 100 лет со дня смерти известного русского позга Федора Ивано вича Тютчева (1803 - 1873). Он в ап щ л около 400 неболь- Высота Мы одолели многие науки И явью стали дерзкие мечты. Мы твердо верим, что и наши внуки Поднимутся до новой высоты. Красота Мы с детства любим Красоту земную, Велик, неизмерим Природы труд. Но выше ценим Красоту другую, — Душевной чистотой Которую зовут. Золото времени Наша жизнь в постоянном кипении, Серебро на висках — пустяки. Но как часто мы золото времени Размениваем на медяки. В едином строю Ветераны и юность — .- В едином строю Наши помыслы святы, Всегда об одном; Мы прославили Родину В ратном бою, Мы прославим ее И ударным трудом. П ВЕРИН. М а л е н ь к а я б а сн я Мне друг один совет давал просив: От медведя в лесу на дереве спасайся Мол, в этом способе особый смысл и толк' Но с ним мне вскорости пришлось расстаться. Ведь друг был в сущности обычный серый волк. Мораль проста: И слов тут горсть — Тот волк Рассчитывал на кость. Т. БАРКЧН, рабочий электромеханического завода. ших лирических стихотворений, отличающихся глубиной содер жания, философской насыщен ностью, тонкостью душевных переживаний. Тютчев — поэт-философ, ли рик-мыслитель. «Чтобы ПОЭЗЩ! процветала, она должна иметь корни в земле», — говорил оя. В поэзии Ф. И. Тютчева два прогиво& рствуюгцих начала: гармонически-светлое и трагн- чески-мятежное. Большое место в его поэзии занимают стихо творения о природе и о любви. Широко известны такие стихи поэта, как «Полдень», «Весен ние воды», « Я помню время зо лотое...», «Весна», « Зима не даром злится...», «Русской женщине», « Есть в осени пер воначальной...», «Весенняя гроза» и другие. В творчестве Ф. И. Тютчева нашли продолжение традиции Жуковского и Пушкина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz