Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)
2 стр. ф « К РАСН ОЕ ЗНА МЯ» ф 12 м ая 1973 г. 111М11Ш||1||11||||||11|||1П111(!|111!1|||11П||1||11!!111|||||||1П11111Ш111ММ111|| <1 11III!11111111111111III111111!1111111111111111111111!11!1111Ш1 30 июля 1973 года исполняет ся 70 лет со дня начала рабо ты II съезда РСДРП, на кото ром завершилось объединение революционных марксистских организаций и была образова на пролетарская партия нового типа, партия большевиков, ве ликая ленинская партия. Появле ние такой партии не было слу чайным явлением в истории. Уровень, достигнутый рабочим движением в России к концу XIX века, задачи его дальней шего развития настоятельно требовали организации полити ческой партии, которая бы по вела российский пролетариат на решительную борьбу про тив царского самодержавия и поддерживавших его эксплуата торских буржуазно - помещичь их классов. Елец был тогда одним из со тен сравнительно небольших городов России. Однако и здесь чувствовалось нараста ние грозной силы пролетар ского движения. В 90-е годы прошлого века в городе сло жился сплоченный отряд рабо чих - железнодорожников. В октябре 1893 г. они дали пер вый бой своим угнетателям, уст роив первую в истории Ельца забастовку. Рабочие протесто вали против резкого ухудше ния условий труда в железно дорожных мастерских. Заба стовка продолжалась пять дней, участвовало в ней свыше 200 человек. Неудачи первых выступлений наглядно показали рабочим не обходимость организованности и сплоченности. Среди рабо чих все более усиливалось стремление к созданию само стоятельной организации. Боль шую помощь им оказывали первые русские марксисты, Од ним из них был наш земляк Н. А. Семашко. В 1893 г. он вступил в марксистский кружок студентов Московского универ ситета. В декабре 1895 г, Се машко был арестован за уча стие в революционном движе нии и выслан на три года в Елец. Здесь он организовал первую марксистскую группу. Об этом Семашко потом вспо минал так: «По приезде в Елец я постарался восполнить то, к чему так рвался в тюрь ме; заняться практической ра ботой. Но за сосланным под гласный надзор полиции уста навливалась самая строгая слежка. Шпики без всякой це ремонии и совершенно откры то дежурили около дома и следовали буквально по пятам. Поэтому нужно было изощрять ся и искать «легального при крытия». Таким прикрытием, чрезвычайно удобным, были в то время воскресные школы для рабочих,.. Конечно, заниматься в таких школах нам, ссыльным. было категорически запрещено, Но мы действовали через учи тельниц. Я быстро сорганизо вал кружок учителей и учи тельниц, склонных к изучению марксизма. Они же отбирали тех рабочих и слушателей, ко торые интересовались общест венно - политическими вопроса ми. Это были, главным обра зом, железнодорожные рабо чие. Таким образом, удалось связаться с рабочими», (Н, А. Семашко). Следует особо остановиться на деятельности Елецкой вос кресной школы, поскольку она сыграла значительную роль в пробуждении революционного сознания местных рабочих. Эта школа была открыта 15 янва ря 1895 г. в засосенском райо не, где жили рабочие - желез нодорожники. Учредителем ее' был инспектор Елецкого желез нодорожного училища А. И. Яшков, в числе учителей А И. Архипова, А. П. Бутягин, врач В. А. Воргунин, бывшая слуша тельница Петербургских - выс ших женских курсов Ф, И Ко ренева, Е. Н. Однолюбова, А Н. ,Сафонова. Все эти лица были известны департаменту поли ции «по сомнительной благо надежности» (В. И. Ленин, соч. изд. 3, т. I. Приложение, стр, 478—479), Как отмечала Н. К, Крупская, воскресные школы для рабочих были тогда откры ты всего в четырех городах Рос сии. Царское правительство с большим подозрением смотре ло на деятельность воскресных школ, боясь распространения знаний среди рабочих. Круп ская, пять лет проработавшая учительницей воскресной школы в Петербурге, позднее писала: «Тогда были еще такие нравы, что приехавший инспектор за крывал повторительную груп пу за то. что там проходили дроби, когда по программе по лагалось лишь четыре прави ла арифметики, что рабочего высылали по этапу на - родину за употребление в разговоре с управляющим выражения «ин тенсивность труда» и т. д. И тем не менее в школе можно было работать. Можно было говорить, что угодно, не упот ребляя там страшных слов «ца ризм», «стачка», «революция». И мы... старались. не поминая имени Маркса, разъяснить уче никам марксизм. Меня удив ляло, как легко было, стоя на почве марксизма, объяснить рабочим самые трудные вещи. Вся жизненная обстановка под водила их к восприятию марк сизма». (Н. К. Крупская, т. 1, стр. 19—20). Но вернемся к Елецкой марк систской группе. Она занима лась пропагандой марксизма среди местной интеллигенции, вела революционную агитацию среди рабочих, борьбу со сто ронниками либерального народ ничества. будущими эсерами, кружок которых тоже сложился тогда в Ельце. Осенью 1898 г. ссылка Се машко закончилась и он выехал из Ельца. Однако Елецкая марк систская группа своей работы не прекратила. Об этом свиде тельствует появление в январе 1900 г. листовки Елецкой орга низации РСДРП, типографский оттиск которой хранится ныне в коллекции нелегальных издании в Центральном государственном архиве Октябрьской революции СССР. В этой листовке елецкие социал-демократы обращались к рабочим с призывом объ единиться. В листовке, в частно сти. говорилось: «Русские ра бочие должны организоваться в рабочую партию; в союзе крепнет сила и увеличивается ее мощь: пять пальцев, сжатые в кулак, бьют несравненно сильнее раскрытой ладони». С того далекого времени на ша партия прошла славный ис торический путь, «Из сравни тельно небольшой подпольной организации,— говорится в По становлении ЦК КПСС «О 70-ле тии II съезда РСДРП», — она превратилась в могучую, спло ченную, почти пятнадцатммил- пионную армию коммунистов— правящую партию первого в мире социалистического госу дарства. КПСС, партия рабоче го класса, стала боевым аван гардом всего советского наро да строящего коммунизм». В. ПАЛАБУГИН, преподаватель пединститута. Очередное занятие школы ос нов марксизма-ленинизма, Со бираются слуша-ели приходит пропагандист, чтобы обсудить ту или иную гему, по душам пого ворить о производственных де лах. Так бывает всякий раз ко- , I гда собираются на занятия шко лы кожевники. ведет которые пропагандист, главный инженер завода Владимир Петрович Го ловнев. НереДко случается так. что незаметно пролетают отве денные для беседы или лекции часы. Причиной тому — живое, интересное слово Владимира Петровича, увлекательное зна комство с источниками Маркси стско-ленинской теории. На снимке: В. П. Головнев проводит занятия с инженерно- техническими работниками за водоуправления. Месяц назад в статье «А могли лучше...» я рассказал о работе машинистов локомотив ного депо, высказал ряд крити ческих замечаний в адрес ру ководителей отделения дороги и его служб. Но за прошедшее время редакция городской га зеты «Красное знамя» не полу чила ответа о принятых мерах. Коллектив локомотивного де по недавно пересмотрел свои обязательства и принял новые, повышенные. В них, в" частно сти, предусматривается сэконо мить не 1,5 процента дизельно го топлива, как было принято что нередко нерасчетливо пла нируется поездная работа, сла бо осуществляется контроль за нею. В айроле из-за плохой орга низации движения не были вы полнены задания по среднесу точному пробегу локомотива, его производительности. Ничего не изменилось и в первых числах Вот и получается, что заклю чили договор о социалистиче ском соревновании с другими службами, а настоящего содру жества между нами нет. Поезда часами простаивают в местах формирования, на про межуточных станциях, у за крытых сигналов, идут непол новесными, с начала года, а процента — от его общего расхода. Но нас волнуег один вопрос: поддер жат ли движенцы? Ведь только в содружестве с работниками других служб транспорта мы будем иметь возможности по вышения производительности подвижного состава, ускорения его оборота, экономии горючего и снижения себестоимости пе ревозок. Однако отдельные поездные диспетчеры недооценивают преи мущество подобных контактов. Особое беспокойство вызывают непроизводительные простои тепловозов. Вхолостую сжига ются тонны дизельного топли ва, А происходит это потому, Возвращаясь к напечагпаннолуу В Ы З Ы В А Е Т беспокойство... мая. Машинисты депо не раз указывали на случаи плохого использования тепловозов, на рушения режима тцуда и отды ха локомотивных бригад. Руко водители отделения, не говоря уже о других службах, редкие гости на наших еженедельных планерках. А ведь и на них решаются все вопросы работы отделения в целом. Но мы планерки проводим в одиноче стве, поэтому подымаемые воп росы остаются нерешенными. 29 апреля машинисту Н. За харченко была назначена поезд ка на 3 часа 20 минут, а уехал же он на 49 минут позже гра фика. На следующий день его отправили резервом на 29 ми нут позже положенного време ни. 2 мая Захарченко отправи ли опять резервом и с опозда нием на полчаса. А , вот одна поездка машиниста В. Ерофеева. 3 мая у него явка на работу в 23 часа 40 минут, но его от правили пассажиром и только на станции Улусарка он сменил бригаду и повел поезд. Маши нисту пришлось простоять на станциях Дон, Сенцово, Ли пецк, Чугун I I . Из Новолипецка Ерофеева отправили па Грязи- Орловские. Туда и обратно в Елец у него было несколько не запланированных остановок, в результате чего на поездку уш ло намного больше времени, чем полагается. Черепашьими темпами про двигаются поезда на участке Елец— Грязи-Орловские. Отрезок пути протяженностью ц ПО километров поезд преодолевает более чем за сутки. Разве это нормально при современной технике? А в отделении дороги считают, что все идет хорошо. Мы вправе требовать от ру ководителей отделения дороги предоставления необходимых условий для выполнения своих повышенных социалистических обязательств, серьезного отно шения к критическим выступ лениям газеты, потому что де ловые качества каждого руково дящего работника во многом определяются его способностью своевременно реагировать на критику. А БУРАВКОВ, пом. машиниста локомотивного депо. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И Д Е Т классный час В классе тишина. Шестьде сят человек внимательно слу шают докладчиков, которые уводят их в мир увлекатель ного. .Володя Антипов и Сережа Катальников рассказывают то варищам о том. где и когда вы падали разноцветные, живые и звездные дожди. Называют фа милии ученых, нашедших раз гадку этих необыкновенных яв лений природы. Лида Саввина сообщила о небесных камнях, называемых метеоритами, о хвостатых звездах-кометах, о суевериях, связанных с их по явлениями. об искусственных спутниках Земли, запущенных нашими учеными. Галя Харь кова и Сережа Коломыцев го ворили о плюших песках и камнях, о причинах этих явле ний. Из рассказа Володи Ермако ва о летаргическом сне ребята узнали, что можно уснуть, про спать несколько лет и проснуть ся. Было время, когда наука не могла объяснить это явле ние. Создавались легенды о воскресении «из мертвых». Ре лигия использовала эти ле генды в целях одурманивания людей. Академик И. II. Пав лов в учении о высшей нерв ной деятельности правильно объясняет причины летаргии. Юные атеисты из В «б» класса, активисты библиоте ки, добросовестно подготови лись к классному часу о не обыкновенных явлениях при роды. Они прочитали книгу Е. Андреевой «Жестокий путь», альманах «Хочу все знать», «Календарь атеиста». Пореко мендовали прочесть их и сво им товарищам. А. СУДАВНАЯ, библиотекарь школы № 22.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz