Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1973 г. (г. Елец)

2 стр. ф « К РАСН ОЕ ЗНА МЯ» ф 12 м ая 1973 г. 111М11Ш||1||11||||||11|||1П111(!|111!1|||11П||1||11!!111|||||||1П11111Ш111ММ111|| <1 11III!11111111111111III111111!1111111111111111111111!11!1111Ш1 30 июля 1973 года исполняет­ ся 70 лет со дня начала рабо­ ты II съезда РСДРП, на кото­ ром завершилось объединение революционных марксистских организаций и была образова­ на пролетарская партия нового типа, партия большевиков, ве­ ликая ленинская партия. Появле­ ние такой партии не было слу­ чайным явлением в истории. Уровень, достигнутый рабочим движением в России к концу XIX века, задачи его дальней­ шего развития настоятельно требовали организации полити­ ческой партии, которая бы по­ вела российский пролетариат на решительную борьбу про­ тив царского самодержавия и поддерживавших его эксплуата­ торских буржуазно - помещичь­ их классов. Елец был тогда одним из со­ тен сравнительно небольших городов России. Однако и здесь чувствовалось нараста­ ние грозной силы пролетар­ ского движения. В 90-е годы прошлого века в городе сло­ жился сплоченный отряд рабо­ чих - железнодорожников. В октябре 1893 г. они дали пер­ вый бой своим угнетателям, уст­ роив первую в истории Ельца забастовку. Рабочие протесто­ вали против резкого ухудше­ ния условий труда в железно­ дорожных мастерских. Заба­ стовка продолжалась пять дней, участвовало в ней свыше 200 человек. Неудачи первых выступлений наглядно показали рабочим не­ обходимость организованности и сплоченности. Среди рабо­ чих все более усиливалось стремление к созданию само­ стоятельной организации. Боль­ шую помощь им оказывали первые русские марксисты, Од­ ним из них был наш земляк Н. А. Семашко. В 1893 г. он вступил в марксистский кружок студентов Московского универ­ ситета. В декабре 1895 г, Се­ машко был арестован за уча­ стие в революционном движе­ нии и выслан на три года в Елец. Здесь он организовал первую марксистскую группу. Об этом Семашко потом вспо­ минал так: «По приезде в Елец я постарался восполнить то, к чему так рвался в тюрь­ ме; заняться практической ра­ ботой. Но за сосланным под гласный надзор полиции уста­ навливалась самая строгая слежка. Шпики без всякой це­ ремонии и совершенно откры­ то дежурили около дома и следовали буквально по пятам. Поэтому нужно было изощрять­ ся и искать «легального при­ крытия». Таким прикрытием, чрезвычайно удобным, были в то время воскресные школы для рабочих,.. Конечно, заниматься в таких школах нам, ссыльным. было категорически запрещено, Но мы действовали через учи­ тельниц. Я быстро сорганизо­ вал кружок учителей и учи­ тельниц, склонных к изучению марксизма. Они же отбирали тех рабочих и слушателей, ко­ торые интересовались общест­ венно - политическими вопроса­ ми. Это были, главным обра­ зом, железнодорожные рабо­ чие. Таким образом, удалось связаться с рабочими», (Н, А. Семашко). Следует особо остановиться на деятельности Елецкой вос­ кресной школы, поскольку она сыграла значительную роль в пробуждении революционного сознания местных рабочих. Эта школа была открыта 15 янва­ ря 1895 г. в засосенском райо­ не, где жили рабочие - желез­ нодорожники. Учредителем ее' был инспектор Елецкого желез­ нодорожного училища А. И. Яшков, в числе учителей А И. Архипова, А. П. Бутягин, врач В. А. Воргунин, бывшая слуша­ тельница Петербургских - выс­ ших женских курсов Ф, И Ко­ ренева, Е. Н. Однолюбова, А Н. ,Сафонова. Все эти лица были известны департаменту поли­ ции «по сомнительной благо­ надежности» (В. И. Ленин, соч. изд. 3, т. I. Приложение, стр, 478—479), Как отмечала Н. К, Крупская, воскресные школы для рабочих были тогда откры­ ты всего в четырех городах Рос­ сии. Царское правительство с большим подозрением смотре­ ло на деятельность воскресных школ, боясь распространения знаний среди рабочих. Круп­ ская, пять лет проработавшая учительницей воскресной школы в Петербурге, позднее писала: «Тогда были еще такие нравы, что приехавший инспектор за­ крывал повторительную груп­ пу за то. что там проходили дроби, когда по программе по­ лагалось лишь четыре прави­ ла арифметики, что рабочего высылали по этапу на - родину за употребление в разговоре с управляющим выражения «ин­ тенсивность труда» и т. д. И тем не менее в школе можно было работать. Можно было говорить, что угодно, не упот­ ребляя там страшных слов «ца­ ризм», «стачка», «революция». И мы... старались. не поминая имени Маркса, разъяснить уче­ никам марксизм. Меня удив­ ляло, как легко было, стоя на почве марксизма, объяснить рабочим самые трудные вещи. Вся жизненная обстановка под­ водила их к восприятию марк ­ сизма». (Н. К. Крупская, т. 1, стр. 19—20). Но вернемся к Елецкой марк ­ систской группе. Она занима­ лась пропагандой марксизма среди местной интеллигенции, вела революционную агитацию среди рабочих, борьбу со сто­ ронниками либерального народ­ ничества. будущими эсерами, кружок которых тоже сложился тогда в Ельце. Осенью 1898 г. ссылка Се­ машко закончилась и он выехал из Ельца. Однако Елецкая марк ­ систская группа своей работы не прекратила. Об этом свиде­ тельствует появление в январе 1900 г. листовки Елецкой орга­ низации РСДРП, типографский оттиск которой хранится ныне в коллекции нелегальных издании в Центральном государственном архиве Октябрьской революции СССР. В этой листовке елецкие социал-демократы обращались к рабочим с призывом объ­ единиться. В листовке, в частно­ сти. говорилось: «Русские ра­ бочие должны организоваться в рабочую партию; в союзе крепнет сила и увеличивается ее мощь: пять пальцев, сжатые в кулак, бьют несравненно сильнее раскрытой ладони». С того далекого времени на­ ша партия прошла славный ис­ торический путь, «Из сравни­ тельно небольшой подпольной организации,— говорится в По­ становлении ЦК КПСС «О 70-ле­ тии II съезда РСДРП», — она превратилась в могучую, спло­ ченную, почти пятнадцатммил- пионную армию коммунистов— правящую партию первого в мире социалистического госу­ дарства. КПСС, партия рабоче­ го класса, стала боевым аван­ гардом всего советского наро­ да строящего коммунизм». В. ПАЛАБУГИН, преподаватель пединститута. Очередное занятие школы ос­ нов марксизма-ленинизма, Со ­ бираются слуша-ели приходит пропагандист, чтобы обсудить ту или иную гему, по душам пого­ ворить о производственных де лах. Так бывает всякий раз ко- , I гда собираются на занятия шко­ лы кожевники. ведет которые пропагандист, главный инженер завода Владимир Петрович Го ­ ловнев. НереДко случается так. что незаметно пролетают отве­ денные для беседы или лекции часы. Причиной тому — живое, интересное слово Владимира Петровича, увлекательное зна­ комство с источниками Маркси­ стско-ленинской теории. На снимке: В. П. Головнев проводит занятия с инженерно- техническими работниками за­ водоуправления. Месяц назад в статье «А могли лучше...» я рассказал о работе машинистов локомотив­ ного депо, высказал ряд крити­ ческих замечаний в адрес ру­ ководителей отделения дороги и его служб. Но за прошедшее время редакция городской га­ зеты «Красное знамя» не полу­ чила ответа о принятых мерах. Коллектив локомотивного де­ по недавно пересмотрел свои обязательства и принял новые, повышенные. В них, в" частно­ сти, предусматривается сэконо­ мить не 1,5 процента дизельно­ го топлива, как было принято что нередко нерасчетливо пла­ нируется поездная работа, сла­ бо осуществляется контроль за нею. В айроле из-за плохой орга­ низации движения не были вы­ полнены задания по среднесу­ точному пробегу локомотива, его производительности. Ничего не изменилось и в первых числах Вот и получается, что заклю ­ чили договор о социалистиче­ ском соревновании с другими службами, а настоящего содру­ жества между нами нет. Поезда часами простаивают в местах формирования, на про­ межуточных станциях, у за­ крытых сигналов, идут непол­ новесными, с начала года, а процента — от его общего расхода. Но нас волнуег один вопрос: поддер­ жат ли движенцы? Ведь только в содружестве с работниками других служб транспорта мы будем иметь возможности по­ вышения производительности подвижного состава, ускорения его оборота, экономии горючего и снижения себестоимости пе­ ревозок. Однако отдельные поездные диспетчеры недооценивают преи­ мущество подобных контактов. Особое беспокойство вызывают непроизводительные простои тепловозов. Вхолостую сжига­ ются тонны дизельного топли­ ва, А происходит это потому, Возвращаясь к напечагпаннолуу В Ы З Ы В А Е Т беспокойство... мая. Машинисты депо не раз указывали на случаи плохого использования тепловозов, на­ рушения режима тцуда и отды­ ха локомотивных бригад. Руко ­ водители отделения, не говоря уже о других службах, редкие гости на наших еженедельных планерках. А ведь и на них решаются все вопросы работы отделения в целом. Но мы планерки проводим в одиноче­ стве, поэтому подымаемые воп­ росы остаются нерешенными. 29 апреля машинисту Н. За­ харченко была назначена поезд­ ка на 3 часа 20 минут, а уехал же он на 49 минут позже гра­ фика. На следующий день его отправили резервом на 29 ми­ нут позже положенного време­ ни. 2 мая Захарченко отправи­ ли опять резервом и с опозда­ нием на полчаса. А , вот одна поездка машиниста В. Ерофеева. 3 мая у него явка на работу в 23 часа 40 минут, но его от­ правили пассажиром и только на станции Улусарка он сменил бригаду и повел поезд. Маши­ нисту пришлось простоять на станциях Дон, Сенцово, Ли­ пецк, Чугун I I . Из Новолипецка Ерофеева отправили па Грязи- Орловские. Туда и обратно в Елец у него было несколько не­ запланированных остановок, в результате чего на поездку уш­ ло намного больше времени, чем полагается. Черепашьими темпами про­ двигаются поезда на участке Елец— Грязи-Орловские. Отрезок пути протяженностью ц ПО километров поезд преодолевает более чем за сутки. Разве это нормально при современной технике? А в отделении дороги считают, что все идет хорошо. Мы вправе требовать от ру­ ководителей отделения дороги предоставления необходимых условий для выполнения своих повышенных социалистических обязательств, серьезного отно­ шения к критическим выступ ­ лениям газеты, потому что де­ ловые качества каждого руково­ дящего работника во многом определяются его способностью своевременно реагировать на критику. А БУРАВКОВ, пом. машиниста локомотивного депо. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И Д Е Т классный час В классе тишина. Шестьде­ сят человек внимательно слу­ шают докладчиков, которые уводят их в мир увлекатель­ ного. .Володя Антипов и Сережа Катальников рассказывают то­ варищам о том. где и когда вы­ падали разноцветные, живые и звездные дожди. Называют фа­ милии ученых, нашедших раз­ гадку этих необыкновенных яв­ лений природы. Лида Саввина сообщила о небесных камнях, называемых метеоритами, о хвостатых звездах-кометах, о суевериях, связанных с их по­ явлениями. об искусственных спутниках Земли, запущенных нашими учеными. Галя Харь­ кова и Сережа Коломыцев го­ ворили о плюших песках и камнях, о причинах этих явле­ ний. Из рассказа Володи Ермако­ ва о летаргическом сне ребята узнали, что можно уснуть, про­ спать несколько лет и проснуть­ ся. Было время, когда наука не могла объяснить это явле­ ние. Создавались легенды о воскресении «из мертвых». Ре­ лигия использовала эти ле­ генды в целях одурманивания людей. Академик И. II. Пав­ лов в учении о высшей нерв­ ной деятельности правильно объясняет причины летаргии. Юные атеисты из В «б» класса, активисты библиоте­ ки, добросовестно подготови­ лись к классному часу о не­ обыкновенных явлениях при­ роды. Они прочитали книгу Е. Андреевой «Жестокий путь», альманах «Хочу все знать», «Календарь атеиста». Пореко­ мендовали прочесть их и сво­ им товарищам. А. СУДАВНАЯ, библиотекарь школы № 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz