Красное знамя. 1972 г. (г. Елец)
ПАРТИЙНАЯ Ж И ЗН Ь Требования времени Недавно Центральный Комитет КПСС приня), постановление об участии руководящих и инженерно-технических работников Чере повецкого металлургического завода а идейно-политическом вос питании членов коллектива. Опыт работы руководящих инженерно-технических работников этого предприятия становится достоянием партийных организаций нашего города. Сегодня мы публикуем корреспонденцию о том, как инженерно- технические работники элементного завода добиваются создания в своем коллективе творческой обстановки, какую ведут общест венно - воспитательную работу среди тружеников предприятия. Одной из замечательных форм в социалистическом со ревновании инженерно-техни ческих работников за повыше ние производительности труда стало принятие личных творче ских комплексных планов на пя тилетку. Это новшество первыми на заводе применили у себя со трудники ОКБ, Здесь создано 7 творческих комплексных бригад. Одной из них руководит опыт ный кадровый инженер Н. Н. Краковский. В нее входят работ ники двух бюро; конструктор ского, которое возглавляет И. П. Шулимов, и технологического, где руководителем В. И. Черни ков. Перед инженерно - техниче скими работниками этой комп лексной бригады стоит нелегкая задача: механизировать произ водственные процессы в сбо рочном цехе. Замена ручного труда машинами на ряде опера ций даст увеличение произво дительности в 1,5—2 раза. Здесь даже возможна необходимость изменения форм некоторых де талей изделий. Вся работа рас считана на совместное сотруд ничество с цеховыми инженер но - техническими работниками. Работа предстоит очень большая. Ведь каждый член творческой комплексной брига ды для улучшения условий тру да. повышения его производи тельности, совершенствования качества продукции в личных обязательствах указывает, какую конкретную часть общей рабо ты он берется выполнить к ус тановленному сроку: эти слова принадлежат инженеру ОКБ Н. М. Лаврищеву. Вместе с другими сотрудниками бюро, возглавляемого И. П. Шулимо- вым, он проводит сейчас науч но - исследовательские, опыт но - конструкторские работы. Четырнадцать лет Николай Михайлович Лаврищев отдал родному заводу, из них поло вину трудится а ОКБ. Немало пришлось ему встретить трудно стей на пути от слесаря до ин женера. Еще работая в ремонт но-механическом цехе, молодой производственник постоянно ин тересовался различными маши нами, их сборкой, конструкци ями. Иногда и сам старался что-то изменить в них. Да вот беда; не всегда хватало зна ний. И тогда Николай решил учиться. И вот позади нелегкие годы занятий в школе рабочей моло дежи, а затем в Воронежском политехническом институте. Ни колай Михайлович окончил его в 1970 году без отрыва от про изводства. Теперь его по праву можно поставить в один ряд с лучши ми рационализаторами ОКБ, ;а- кими, как Е. 11. Дьяконов, И. 1. Шулимов и другие. На счету Н. М. Лаврищева несколько ра ционализаторских предложений, которые он внес и самостоя тельно и в соавторстве с дру гими людьми пытливой мысли. За последние годы в цехах №№ 1, 2, сборочных под руко водством инженерно - техниче ских работников при активном участии производственников внедрены десятки новшеств, на правленных на повышение про изводительности труда, качест ва продукции и снижение ее себестоимости. В частности^ ме ханизированы поточная линия КБС-2, ряд операций на участ ке «Крона-ВЦ». Ударник коммунистического труда инженер Н. М. Лаври щев, как и каждый сотрудник З А ВЫ С ОКОЕ К АЧЕСТВО УРОК А Внештатным отделом школ при горкоме партии проведена проверка преподавания обще ственных дисциплин в средних школах Ельца. Во многих из них оборудованы или оборудуются кабинеты истории, широко при меняется наглядность препода вания, учителя постоянно обра щаются к документам XXIV съезда КПСС, к местным крае ведческим материалам. У преподавателя СШ № 1 М. П. Абросимовой Все учащие ся имеют на руках материалы XXIV съезда КПСС и конспекты ленинских работ. При изучении темы «Империализм, как высшая стадия капитализма» М. П, Аб росимова использовала различ ные формы работы с докумен тами XXIV съезда КПСС, особое внимание уделила вопросу «Ка ковы особенности современного империализма», рассматривая его через призму доклада Л. И. Брежнева XXIV съезду КПСС. Органично входит в ее уроки истории краеведение. Очень удачно увязала она вышена званную тему с историей Липец кого края. Подчеркивая роль КПСС как направляющей и руководящей силы советского общества, зна чение восьмой и девятой пяти леток в создании материально- технической базы коммунизма, учительница СШ N2 1 Н. Н. Па хомова предлагает вниманию учащихся краеведческие мате риалы. Один из учащихся на у]Ьоке прочитал доклад «Елец в восьмой пятилетке», а при осве щении вопроса об удовлетворе нии постоянно растущих потреб ностей всех членов общества учительница рассказала о пред приятиях быта, торговли м Дру гих, которые будут построены в Ельце в девятой пятилетке. Уроки истории и обществове дения учителей СШ N5 2 Е. М. Вавиловой, И. Д. Лукина, Н. Д. Ивановой воспитывают глубо кое патриотическое чувство, гражданственность, интернацио нализм, Эмоциональный подъем, с которым проводила Е. М. Ва вилова урок по теме «Демокра тическая Республика Вьетнам», диафильм «Я видел», докумен ты XXIV съезда КПСС, большой фактический материал из перио дической печати вызвали у уча щихся ответные высокие чувст ва, На уроке они высказали гневное осуждение американ ской агрессии. Здесь же роди лось волнующее чувство интер национализма, гордости за свою страну, ее бескорыстную по мощь вьетнамскому народу. Необходимо отметить высо кий идейно-теоретический уро вень уроков и мастерство учи телей И. М. Ивановой и Н. И. Литвякова (СШ № 3), их боль шую общественную работу. Следует отметить высокую теоретическую культуру уроков истории и обществоведения учи теля Н. Н. Ханыкова (СШ №12). Им в достаточной мере исполь зуются произведения классиков марксизма-ленинизма, краевед ческий и документальный мате риалы. Уроки истории О. В. Щерба ковой (СШ № 21) являются об разцом развития мыслительной деятельности учащихся. По от ветам их можно судить, Что они приучены не только излагать факты, но и обобщать изучен ное. О ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН О. В, Щербакова использует разнообразные методические приемы: рассказ, обращение с вопросом к классу, коммента рии к вывешенным иллюстра циям, проверка домашнего за дания по вопросам, самостоя тельная работа с исторической картой, закрепление нового ма териала по вопросам и по всей теме, сообщение классу плана рассказа учителя. На всех эта пах урока активность учащихся очень высокая. Для Ю. П. Болтышева (школа- интернат № 8) характерны вы сокий научно-теоретический уро вень и педагогическое мастер ство. Преподаватель широко использует цифровые данные, умело увязывает излагаемый ма териал с современностью. Но в преподавании общест венных дисциплин имеют место и существенные недостатки. В целом ряде школ, в частности СШ № № 1, 12, 97, нет ни кружков, ни факультативов по изучению истории и общество ведения. До сих пор по раз личным причинам не органи зованы кабинеты истории в школах № N9 3, 8, 12, 95, а в от дельных, как СШ N2 N2 2, 15, требуется обновить оформление."' На уроках ряда учителей не по лучается еще настоящей актив ности, споров, живой беседы. Бывают случаи неуспеваемости учащихся по обществоведению и истории. Некоторые преподава тели истории недостаточно уде ляют внимания активизации мы слительной деятельности учащих ся, развитию у них диалектич- ности мышления, осознания и восприятия причинно-следствен ных связей и закономерностей в развитии общества. В преподавании истории и обществоведения встречаются случаи (и нередко), когда учи теля не используют, казалось бы, самых необходимых работ и высказываний классиков марк сизма-ленинизма. На уроках целого ряда преподавателей не достаточно используются на глядность, технические средства. В школах не систематизирова на и от случая к случаю ведет ся работа по профориентации учащихся. В кабинетах истории и обществоведения почти не встречается стендов по проф ориентации. Каждому преподавателю об щественных наук необходимо задачу профориентации решать органически, в процессе препо давания своего предмета, ис кать для этого свои рациональ ные пути и методы. Преподавателям обществен ных наук необходимо повысить ответственность за качество каждого урока, формирующих непосредственно коммунистиче ское мировоззрение, материа листические взгляды, диалекти ческие формы мышления че ловека. Требуется не допускать ,, случаев сбоя, неровности в ра боте, когда один урок межет быть хорошим, а другой, рядом с ним — совершенно негодным, низкого качества. Жизнь требует от учителей истерии и обществоведения ак тивизации в распространении знаний. Им необходимо регу лярно выступать с лекциями на подшефных предприятиях, перед родителями, школьниками. Улучшение преподавания об щественных наук в школах — наша общая задача. С. КРАСНОВА, заведующая внештатным отделом школ при горкоме КПСС. ОКБ, старается не только сам идти вперед и добиваться боль шего, но и активизировать творческое участие всего кол лектива. Ведь успех электрохи миков зависит не только от трудового накала рабочих, но и от умения их опираться на пе редовиков, общественные орга низации, на инженерно-техниче ских работников. Да, много надо успеть, мно гое сделать инженеру. Но его деятельность была бы неполной, односторонней, если свое вни мание он только заострял бы на производственной работе. Как инженер, он призван вос питывать коллектив, быть при мером во всем, неустанно по могать людям повышать уро вень знаний, свое сознание. Н. М. Лаврищев руководит школой основ марксизма-лени низма пятого года обучения. В группе 30 человек. Это работ ники техотдела. Люди здесь грамотные, имеющие образова ние не ниже среднего. И моло дому пропагандисту приходится много готовиться. Он тщатель но подбирает материал, исполь зует различные новые, мало известные источники, чтобы за нятия были не скучными, а ин тересными и полезными для каждого слушателя. Уже изуче ны такие темы, как «Происхож дение и сущность сознания», работы 8. И. Ленина «Материа лизм и эмпириокритицизм», «Три источника и три составных части марксизма» и другие. Осо бенно ценно то, что пропаган дист Н. М. Лаврищев старает ся не только доходчиво объяс нять материал, «о и создать благоприятную обстановку для беседы. Николай Михайлович постоян но находится в гуще коллекти ва: го это творческая работа совместно С товарищами по от делу, то внедрение новшества на участках и поточных линиях в содружестве с цеховыми ме ханиками и слесарями, то про ведение занятий в школе основ марксизма - ленинизма. К то му же коммунист Н. М. Лаври щев вот уже более 10 лет яв ляется членом добровольной народной дружины. Вечерами, в дни деж урства, он аккурат но приходит в штаб ДНД и вме сте с другими электрохимика ми охраняет покой ельчан, па трулируя по улицам город!».,. Активистом в производст венной и общественной жизни стремится быть каждый сотруд ник конструкторского бюро, в том числе и молодые специа листы 3. И. Суляева и В. П. Жиряков. Все они твердо знают, что большие задачи, поставленные XXIV съездом КПСС в области технического прогресса, даль нейшего совершенствования экономической реформы, еще более повышают роль инженер но - технических работников как организаторов производст ва, воспитателей коллектива. И не только помнят об этом, но и стремятся выполнять эту роль. Л. РАЗУМЕЙКИНА, член КПСС. В цехе № 3 элементного завода работает резчицей бумаги Софья Антоновна Новикова. Она ударница труда, сменные задания выполняет на 120—130 процентов, не допускает брака. На снимке: С. А. Новикова за резкой бумаги. Фото А. Боева, Книге - вторую жизнь Этот лозунг все чаше можно встретить в наших магазинах. Наша страна по праву считает ся самой читающей в мире и одерживает первенство в изда нии книжной продукции. Однако спрос на литературу удовлетво ряется далеко не полностью. И тут на помощь продавцам при ходит скупка книг у населения. Книголюб приобрел в свое время необходимую литературу. Но вот книга прочитана... Хра нить он ее не собирается, и ког да-то увлекательное произведе ние литературы сейчас только занимает место на книжной пол ке. Вынести книгу, положить в дальний угол? Не надо спешить это делать. Кто-то другой, воз можно, ее долго и безуспешно ищет. Выход есть простой, удоб ный и полезный — прода: ь до держанную литературу в книж ный магазин, где всегда к упят у населения собрания сочинений классиков русской, советской и зарубежной литературы, отдель ные произведения писателей. Учебники для высших я сред них учебных заведений также могут быть сданы в магазин. Техническую, учебно - педагоги ческую литературу, энциклопе дии, словари и справочники пре дыдущих лет изданий берут и* комиссионных началах. Книги принимаются в строгом соответ ствии с инструкцией о закупке книг со скидкой 20 процентов. Уважаемые книголюбы! Про смотрите свою библиотечку и сдайте в магазин лишние экзем пляры книг. Так они получат вторую жизнь, А. КЛИМ ОВ, товаровед Липецкого облкнцгртдргд,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz