Красное знамя. 1972 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1972 г. (г. Елец)

ПАРТИЙНАЯ Ж И ЗН Ь Требования времени Недавно Центральный Комитет КПСС приня), постановление об участии руководящих и инженерно-технических работников Чере­ повецкого металлургического завода а идейно-политическом вос­ питании членов коллектива. Опыт работы руководящих инженерно-технических работников этого предприятия становится достоянием партийных организаций нашего города. Сегодня мы публикуем корреспонденцию о том, как инженерно- технические работники элементного завода добиваются создания в своем коллективе творческой обстановки, какую ведут общест­ венно - воспитательную работу среди тружеников предприятия. Одной из замечательных форм в социалистическом со ­ ревновании инженерно-техни­ ческих работников за повыше­ ние производительности труда стало принятие личных творче­ ских комплексных планов на пя­ тилетку. Это новшество первыми на заводе применили у себя со­ трудники ОКБ, Здесь создано 7 творческих комплексных бригад. Одной из них руководит опыт­ ный кадровый инженер Н. Н. Краковский. В нее входят работ­ ники двух бюро; конструктор ­ ского, которое возглавляет И. П. Шулимов, и технологического, где руководителем В. И. Черни­ ков. Перед инженерно - техниче­ скими работниками этой комп­ лексной бригады стоит нелегкая задача: механизировать произ­ водственные процессы в сбо­ рочном цехе. Замена ручного труда машинами на ряде опера­ ций даст увеличение произво­ дительности в 1,5—2 раза. Здесь даже возможна необходимость изменения форм некоторых де­ талей изделий. Вся работа рас­ считана на совместное сотруд­ ничество с цеховыми инженер­ но - техническими работниками. Работа предстоит очень большая. Ведь каждый член творческой комплексной брига­ ды для улучшения условий тру­ да. повышения его производи­ тельности, совершенствования качества продукции в личных обязательствах указывает, какую конкретную часть общей рабо­ ты он берется выполнить к ус­ тановленному сроку: эти слова принадлежат инженеру ОКБ Н. М. Лаврищеву. Вместе с другими сотрудниками бюро, возглавляемого И. П. Шулимо- вым, он проводит сейчас науч­ но - исследовательские, опыт­ но - конструкторские работы. Четырнадцать лет Николай Михайлович Лаврищев отдал родному заводу, из них поло­ вину трудится а ОКБ. Немало пришлось ему встретить трудно ­ стей на пути от слесаря до ин­ женера. Еще работая в ремонт­ но-механическом цехе, молодой производственник постоянно ин­ тересовался различными маши­ нами, их сборкой, конструкци­ ями. Иногда и сам старался что-то изменить в них. Да вот беда; не всегда хватало зна­ ний. И тогда Николай решил учиться. И вот позади нелегкие годы занятий в школе рабочей моло­ дежи, а затем в Воронежском политехническом институте. Ни­ колай Михайлович окончил его в 1970 году без отрыва от про­ изводства. Теперь его по праву можно поставить в один ряд с лучши­ ми рационализаторами ОКБ, ;а- кими, как Е. 11. Дьяконов, И. 1. Шулимов и другие. На счету Н. М. Лаврищева несколько ра­ ционализаторских предложений, которые он внес и самостоя­ тельно и в соавторстве с дру­ гими людьми пытливой мысли. За последние годы в цехах №№ 1, 2, сборочных под руко ­ водством инженерно - техниче­ ских работников при активном участии производственников внедрены десятки новшеств, на­ правленных на повышение про­ изводительности труда, качест­ ва продукции и снижение ее себестоимости. В частности^ ме­ ханизированы поточная линия КБС-2, ряд операций на участ­ ке «Крона-ВЦ». Ударник коммунистического труда инженер Н. М. Лаври­ щев, как и каждый сотрудник З А ВЫ С ОКОЕ К АЧЕСТВО УРОК А Внештатным отделом школ при горкоме партии проведена проверка преподавания обще­ ственных дисциплин в средних школах Ельца. Во многих из них оборудованы или оборудуются кабинеты истории, широко при­ меняется наглядность препода­ вания, учителя постоянно обра­ щаются к документам XXIV съезда КПСС, к местным крае­ ведческим материалам. У преподавателя СШ № 1 М. П. Абросимовой Все учащие­ ся имеют на руках материалы XXIV съезда КПСС и конспекты ленинских работ. При изучении темы «Империализм, как высшая стадия капитализма» М. П, Аб­ росимова использовала различ­ ные формы работы с докумен ­ тами XXIV съезда КПСС, особое внимание уделила вопросу «Ка­ ковы особенности современного империализма», рассматривая его через призму доклада Л. И. Брежнева XXIV съезду КПСС. Органично входит в ее уроки истории краеведение. Очень удачно увязала она вышена­ званную тему с историей Липец­ кого края. Подчеркивая роль КПСС как направляющей и руководящей силы советского общества, зна­ чение восьмой и девятой пяти­ леток в создании материально- технической базы коммунизма, учительница СШ N2 1 Н. Н. Па­ хомова предлагает вниманию учащихся краеведческие мате­ риалы. Один из учащихся на у]Ьоке прочитал доклад «Елец в восьмой пятилетке», а при осве­ щении вопроса об удовлетворе­ нии постоянно растущих потреб­ ностей всех членов общества учительница рассказала о пред­ приятиях быта, торговли м Дру­ гих, которые будут построены в Ельце в девятой пятилетке. Уроки истории и обществове­ дения учителей СШ N5 2 Е. М. Вавиловой, И. Д. Лукина, Н. Д. Ивановой воспитывают глубо ­ кое патриотическое чувство, гражданственность, интернацио­ нализм, Эмоциональный подъем, с которым проводила Е. М. Ва­ вилова урок по теме «Демокра­ тическая Республика Вьетнам», диафильм «Я видел», докумен­ ты XXIV съезда КПСС, большой фактический материал из перио­ дической печати вызвали у уча­ щихся ответные высокие чувст­ ва, На уроке они высказали гневное осуждение американ­ ской агрессии. Здесь же роди­ лось волнующее чувство интер­ национализма, гордости за свою страну, ее бескорыстную по­ мощь вьетнамскому народу. Необходимо отметить высо­ кий идейно-теоретический уро ­ вень уроков и мастерство учи­ телей И. М. Ивановой и Н. И. Литвякова (СШ № 3), их боль­ шую общественную работу. Следует отметить высокую теоретическую культуру уроков истории и обществоведения учи­ теля Н. Н. Ханыкова (СШ №12). Им в достаточной мере исполь­ зуются произведения классиков марксизма-ленинизма, краевед­ ческий и документальный мате­ риалы. Уроки истории О. В. Щерба­ ковой (СШ № 21) являются об­ разцом развития мыслительной деятельности учащихся. По от­ ветам их можно судить, Что они приучены не только излагать факты, но и обобщать изучен­ ное. О ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН О. В, Щербакова использует разнообразные методические приемы: рассказ, обращение с вопросом к классу, коммента­ рии к вывешенным иллюстра­ циям, проверка домашнего за­ дания по вопросам, самостоя­ тельная работа с исторической картой, закрепление нового ма­ териала по вопросам и по всей теме, сообщение классу плана рассказа учителя. На всех эта­ пах урока активность учащихся очень высокая. Для Ю. П. Болтышева (школа- интернат № 8) характерны вы­ сокий научно-теоретический уро­ вень и педагогическое мастер ­ ство. Преподаватель широко использует цифровые данные, умело увязывает излагаемый ма­ териал с современностью. Но в преподавании общест­ венных дисциплин имеют место и существенные недостатки. В целом ряде школ, в частности СШ № № 1, 12, 97, нет ни кружков, ни факультативов по изучению истории и общество­ ведения. До сих пор по раз­ личным причинам не органи­ зованы кабинеты истории в школах № N9 3, 8, 12, 95, а в от­ дельных, как СШ N2 N2 2, 15, требуется обновить оформление."' На уроках ряда учителей не по­ лучается еще настоящей актив­ ности, споров, живой беседы. Бывают случаи неуспеваемости учащихся по обществоведению и истории. Некоторые преподава­ тели истории недостаточно уде­ ляют внимания активизации мы­ слительной деятельности учащих­ ся, развитию у них диалектич- ности мышления, осознания и восприятия причинно-следствен­ ных связей и закономерностей в развитии общества. В преподавании истории и обществоведения встречаются случаи (и нередко), когда учи­ теля не используют, казалось бы, самых необходимых работ и высказываний классиков марк ­ сизма-ленинизма. На уроках целого ряда преподавателей не­ достаточно используются на­ глядность, технические средства. В школах не систематизирова­ на и от случая к случаю ведет­ ся работа по профориентации учащихся. В кабинетах истории и обществоведения почти не встречается стендов по проф­ ориентации. Каждому преподавателю об­ щественных наук необходимо задачу профориентации решать органически, в процессе препо­ давания своего предмета, ис­ кать для этого свои рациональ­ ные пути и методы. Преподавателям обществен­ ных наук необходимо повысить ответственность за качество каждого урока, формирующих непосредственно коммунистиче­ ское мировоззрение, материа­ листические взгляды, диалекти­ ческие формы мышления че­ ловека. Требуется не допускать ,, случаев сбоя, неровности в ра­ боте, когда один урок межет быть хорошим, а другой, рядом с ним — совершенно негодным, низкого качества. Жизнь требует от учителей истерии и обществоведения ак ­ тивизации в распространении знаний. Им необходимо регу­ лярно выступать с лекциями на подшефных предприятиях, перед родителями, школьниками. Улучшение преподавания об­ щественных наук в школах — наша общая задача. С. КРАСНОВА, заведующая внештатным отделом школ при горкоме КПСС. ОКБ, старается не только сам идти вперед и добиваться боль­ шего, но и активизировать творческое участие всего кол­ лектива. Ведь успех электрохи­ миков зависит не только от трудового накала рабочих, но и от умения их опираться на пе­ редовиков, общественные орга­ низации, на инженерно-техниче­ ских работников. Да, много надо успеть, мно­ гое сделать инженеру. Но его деятельность была бы неполной, односторонней, если свое вни­ мание он только заострял бы на производственной работе. Как инженер, он призван вос­ питывать коллектив, быть при­ мером во всем, неустанно по­ могать людям повышать уро ­ вень знаний, свое сознание. Н. М. Лаврищев руководит школой основ марксизма-лени­ низма пятого года обучения. В группе 30 человек. Это работ­ ники техотдела. Люди здесь грамотные, имеющие образова­ ние не ниже среднего. И моло­ дому пропагандисту приходится много готовиться. Он тщатель­ но подбирает материал, исполь­ зует различные новые, мало известные источники, чтобы за­ нятия были не скучными, а ин­ тересными и полезными для каждого слушателя. Уже изуче­ ны такие темы, как «Происхож ­ дение и сущность сознания», работы 8. И. Ленина «Материа­ лизм и эмпириокритицизм», «Три источника и три составных части марксизма» и другие. Осо­ бенно ценно то, что пропаган­ дист Н. М. Лаврищев старает­ ся не только доходчиво объяс­ нять материал, «о и создать благоприятную обстановку для беседы. Николай Михайлович постоян­ но находится в гуще коллекти­ ва: го это творческая работа совместно С товарищами по от­ делу, то внедрение новшества на участках и поточных линиях в содружестве с цеховыми ме­ ханиками и слесарями, то про­ ведение занятий в школе основ марксизма - ленинизма. К то ­ му же коммунист Н. М. Лаври­ щев вот уже более 10 лет яв­ ляется членом добровольной народной дружины. Вечерами, в дни деж урства, он аккурат­ но приходит в штаб ДНД и вме­ сте с другими электрохимика­ ми охраняет покой ельчан, па­ трулируя по улицам город!».,. Активистом в производст­ венной и общественной жизни стремится быть каждый сотруд­ ник конструкторского бюро, в том числе и молодые специа­ листы 3. И. Суляева и В. П. Жиряков. Все они твердо знают, что большие задачи, поставленные XXIV съездом КПСС в области технического прогресса, даль­ нейшего совершенствования экономической реформы, еще более повышают роль инженер ­ но - технических работников как организаторов производст­ ва, воспитателей коллектива. И не только помнят об этом, но и стремятся выполнять эту роль. Л. РАЗУМЕЙКИНА, член КПСС. В цехе № 3 элементного завода работает резчицей бумаги Софья Антоновна Новикова. Она ударница труда, сменные задания выполняет на 120—130 процентов, не допускает брака. На снимке: С. А. Новикова за резкой бумаги. Фото А. Боева, Книге - вторую жизнь Этот лозунг все чаше можно встретить в наших магазинах. Наша страна по праву считает­ ся самой читающей в мире и одерживает первенство в изда­ нии книжной продукции. Однако спрос на литературу удовлетво­ ряется далеко не полностью. И тут на помощь продавцам при­ ходит скупка книг у населения. Книголюб приобрел в свое время необходимую литературу. Но вот книга прочитана... Хра­ нить он ее не собирается, и ког ­ да-то увлекательное произведе­ ние литературы сейчас только занимает место на книжной пол­ ке. Вынести книгу, положить в дальний угол? Не надо спешить это делать. Кто-то другой, воз­ можно, ее долго и безуспешно ищет. Выход есть простой, удоб­ ный и полезный — прода: ь до­ держанную литературу в книж ­ ный магазин, где всегда к упят у населения собрания сочинений классиков русской, советской и зарубежной литературы, отдель­ ные произведения писателей. Учебники для высших я сред­ них учебных заведений также могут быть сданы в магазин. Техническую, учебно - педагоги­ ческую литературу, энциклопе­ дии, словари и справочники пре­ дыдущих лет изданий берут и* комиссионных началах. Книги принимаются в строгом соответ­ ствии с инструкцией о закупке книг со скидкой 20 процентов. Уважаемые книголюбы! Про­ смотрите свою библиотечку и сдайте в магазин лишние экзем­ пляры книг. Так они получат вторую жизнь, А. КЛИМ ОВ, товаровед Липецкого облкнцгртдргд,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz