Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

СТРАНИЦА ВЫХОДНОГО ДНЯ Т а л а н т л и в а я н а т у р а к 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО СКУЛЬПТОРА Н. А. РАМАЗАНОВА Из поколения русских скульп­ торов середины XIX столетия наи­ более видным является Николай Александровч Рамазанов. Имя Н. А. Рамазанова нераз­ рывно связано с историей М ос ­ ковс ко го училища живописи , вая­ ния и зодчества — он был осно ­ вателем и первым руководителем класса (отделения) скульптуры . Родился Н. А. Рамазанов в Пе­ тербурге, в семье известных ар­ тистов начала XIX века, рос в ат­ мосфере профессионального ин­ тереса к искусству. Когда мальчи­ ку исполнилось 10 лет, он был принят в А кадем ию Художеств, проявил незаурядные способно ­ сти. По окончании Академии Ра­ мазанов работал над выполнени­ ем в натуре памятников Карамзи­ ну в Симбирске и Державину в Казани. В 1843 году Рамазанов уехал в Италию. Там он пробыл всего три года вместо установленных шести лет. Его выслали из Рима после столкновения с папской по­ лицией. Вернулся в Петербург, через год уж е был преподавателем скульптуры в М осковскрм учи ­ лище живописи и ваяния. В 1849 году он получил звание академи­ ка Петербургской Академии Х у ­ дожеств, а в 1858 году звание профессора. Конец 40-х и 50-е годы представляют собой самый интересный период творчества Н. А. Рамазанова. В эти годы скульптор трудится над портрет­ ными бюстами и жанровыми про ­ изведениями; преподавательская деятельность сочетается с ра­ ботой над критическими статьями и сбором материалов по ис­ тории русско го искусства. В тече­ ние более чем двадцати лет статьи Н. А, Рамазанова появля­ лись в русской периодической пе­ чати. Написанные хорошим лите­ ратурным языком , они читались с живейшим интересом. В последний период своей дея­ тельности Рамазанов работал над монументально - декоративными произведениями для Большого Крем левско го дворца и для Хра­ ма Христа Спасителя. Рамазанов значительное внима ние уделял портрету. В числе его работ — бюсты скульптора и ху­ дожни ка Ф . П. Толстого, баснопис­ ца И. А. Крылова, молодо го А. С Пушкина. Большой заслугой Н. А. Рама­ занова явился сбор материалов по истории русско го изобрази тельного искусства. Он соз­ дал обширный труд под названи ем «Материалы для истории ху­ дожеств в России». «У Рамазано­ ва была замечательно талантливая и богато одаренная натура,— писа­ ла о нем в своих воспоминаниях дочь скульптора Ф . П. Толстого.— Казалось, что вся душа его была на цадоньке, и это было тем при­ влекательнее, что душа была пре красная». . Д . Золотов, ректор народного университета искусств. ЮБИЛЕЙНОЕ С днем рождения . Родина! Д о бр о е утро1 Небо й раннем восходе Серебрит перламутром , Тают звезды. Как снег на горячей ладони... Пробуждается мир В чудном праздничном звоне. Юбилейное утро. Солнце, синее небо ! С коль ко песен во кр у г . С колько радости, смеха. С коль ко счастья — Оно , как весенний поток, Заливается в каждый Земной уголок . Празднуй, Родина гордая. Д оро гая Отчизна! В тебе — сила народная, Сила славная, чистая, Тьр сегодня ликуешь Вся пурпуром горя. Наша Родина, Родина О ктября ! А. Андреева. ПОЕДИНОК Шел поединок две недели, И кто кого — не разберешь: В ночи кружится снег в метели А в полдень хлещет в окна дождь. Рвал ветер зло промозглый воздух И загонял туман в кусты. И в голос плакали березы, Стыдясь, должно быть, наготы', ■А ввечеру мороз, напружась, С невзгодой снова шел на бой, И стыли пасмурные лужи. Мирясь с изменчивой Т:удьбой. А нынче взглянешь--сердцу любо, Зима сверкающе бела На зе.млю постелила шубу, На долгий отдых залегла. А. Синельникова. М АРИ АНН А П РИ НИМ А Е Т БОИ ... Полнометражный ху­ дожественный широко­ экранный фильм «Ма­ рианна» поставлен в Кишиневе Василе Пес­ кару по мотивам авто­ биографической повести Прасковьи Ди.аык «В тылу врага». Он посвя­ щен героической борь­ бе, которую вела в годы войны во вражеском стане юная молдавск-тя разведчица Марианна. Фильм повествует о самом первом этапе раз- ведовательпой работы героини — о ее действи­ ях в оккупированной фа­ шистами .Молдавии- Естретнв войну в шест­ надцать лет, Дидык к двадцати годам была се­ дой... Просто и безыскусно написанная, книга Пра­ сковьи Дидык покорила .молодого молдавского режиссера чистотой н яркостью патриотиче­ ских и гражданскиз( чувств .автора. . Пра­ сковья Герасимовна сей­ час живет в Кишиневе, она ответственный сек­ ретарь журнала «Совет­ ская женщина». После воины журналистика стала ее профессией.Как один из .авторов сцена­ рия, она приняла горя­ чее участие в работе над картиной. Режиссер не ставил задачи воссоздать всю документа.чьную канву событий боевой био; ра­ фии героини. Он стре­ мился нарисовать об­ раз юной разведчицы, каких было немало в су­ ровые годы воины. Но типическое, обобщенное должно быть раскрыто через зримые черты че­ ловеческой индивидуаль­ ности. И здесь ему не­ оценимую помощь оказа­ ла Прасковья Дидык.Она взяла под свою опеку двадцатилетнюю испол­ нительницу главной ро­ ли Ирину Терещенко,ко­ торая впервые снима­ лась в кино. — Каждую минуту- смерть стояла рядом, — рассказывала Дидык. — Начиная передачу в свой цент'{), я всегда держа­ ла рядом с рацией пи­ столет с полной обой.мой и две гранаты. Это ста­ ло привычным, как ра­ бота. Поясняя Ирине ту или иную ситуацию, Пра­ сковья Герасимовна не раз твердила ей страст­ но п убежденно: — Да ты и сама по­ ступила бы точно так же! Ведь другого выхо­ да у тебя нет! Ну, пред­ лагай свое решение, предлагай! И Ирина действовала, как ее Марианна, как юная Паша Дидык. Фильм ' молдавского режиссера — это фильм дебютов. Почти все ак­ теры снимаются в кино впервые. Татьяна Соколовская. В горах Карачаево—Черкес­ ской автономной области обна­ ружен уникальный мавзолеи, по­ крытый пиктографическими ри­ сунками, являющимися древней­ шим видом письменности. Мавзолей сложен из массив­ ных каменных плит. Предпола- гайт, что он был построен при­ мерно, тысячу лет назад и слу- В БЛОКНОТ Неясность слова есть непзмеч- чый признак неясности мысли. Л. ТОЛСТОЙ. © Не умея владеть топором, и дер«ла не срубишь, а ведь язык — тоже инструмент, музы- МАВЗОЛЕИ- УНИКУМ жил усыпальницей крупного вое­ начальника. После счистки от мхов передней стены участники археологической экспедиции уви­ дели рельефные изображения со­ баки, двух мужских фигур и ле­ кальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. М. ГОРЬКИЙ. 0 Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать. Н. ДОБРОЛЮБОВ. вочки. Вокруг отверстия, кото­ рое закрывалось каменной втул­ кой с оригинальным замочным приспособлением, высечены три знака, похожие на кресты. В настоящее время мавзолей разобран и по частям перевезен в город Ставрополь. П. Ященко, корреспондент АПН, 5 ,:(екабря исполняется 90 лет со дня рождения (1877) А. М. Упита, гяродного писате­ ля Латвийской ССР, Героя Со­ циалистического Труда.: Фото Ю. Пойша. Фотохроника ТАСС^ В БЛОКНОТ Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого- то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и со­ образности. А. ПУШКИН. О Читайте 'как можно больше, все ценное перечитывайте в сво­ ей библиотеке, в городской биб­ лиотеке, ищи'(е, где только мож­ но. Это даст вам знания, даст знакомство с мастерством писа­ ния, заставит строго относиться к- тому, что пишете. Д. ФУРМАНОВ. О Пишите как можно проще. Мысль может быть какая угод­ но: чем новее, чем оригинальнее, тем лучше; выражение же ее никогда не должно быть вычур­ но. Посмотрите у Шекспира: в самых высоких и трагических ме­ стах он переходит в прозу. Вы­ чурность, подчеркиванья и т. п. большей частью служат прикры­ тием пошлости и посредствен­ ности. И. ТУРГЕНЕВ. 1ла Команда киевского «Динамо» — чемпион СССР по футболу 1967 года. На снимке (слева направо): сидят — В. Лев­ ченко, В. Мунтян, В. Серебряников, В. Соснихин, В, Хмелньиукпй^ Ф, Медвидь^ А, Пузач; с 1 рят-=< Е. Рудаков, В. Щегольков, А. Быгавоеп, В. Пар- куян, В. Банников, В. Турянчнк, Л. Островский, Л. Бнба, С. Круликовскнй. Фото Б. Шандрина. Фотохроника ТАСС. Его помнит Россия Из воспоминании ★ в холодные ноябрьские дни 1910 года на станции Аста- пово умер Лев Николаевич Толстой. Об этом сообщили не только в стп.тнчной и зарубеж­ ной печати, но и местной прес­ се. В ряде своих номеровгазета «Елецкая жизнь» тоже писала о кончине ве.тнкого русского писателя. Телеграммаим по случаю смерти Толстого запол­ нена первая страница’ газеты 89. В следующем номересо­ общение о кончине ЛьваНико­ лаевича дано в траурной рам­ ке. \ А вот газета, где опублико­ ванателеграмма елецких фар­ мацевтов: «Скорбим и едино­ душно присоединяем свой ма­ ленький голос к обще.чу голосу скорби всего мира о потере великого учите.тя труда, защит­ ника слабых 11 угнетенных». Перелистывая старые газе­ ты, понимаешь, как ценили-и / любили в России Толстого и как искренне переживали иго смерть. Один из елецких старожи­ лов И. И. Антокольский вспо­ минает^ «Осенью 1910 года я пыл свидетелем такого случая. В частную аптеку на Старо- москосвкой улице зашел пожи­ лой мужчина и стал плакать, как ребенок. У него спросили, что случилось. О б сквозь рыда­ ния ответил: «УмерЛев Нико- .таевпч Толстой». Его с трудмо успокоили, дали лекарство», И еще хочется рассказать о том, как чтили Л. Н. Толстого в Петрограде, в политехническом институте, где я тогда учился. ■ ...Узкая дачнкя улица упира­ лась в стену высоких сосен, где расположено главное зда­ ние института. В большом свет­ лом зале шла студенческая сходка, посвященная памяти Л. Н. Толстого. Молодежь обе­ щала беречь наследие велико­ го писате.'^, чье .имяочень до­ рого каждому русскому челове- ку, Ф. Руднев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz