Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Рассказы о коммунистах Возмужавшая в труде Этот день' Александра Геор­ гиевна Котелкина помнит до сих пор. Лето тридцать третьего года. Засуха. Неурожай. Голод. Буханка хлеба была мечтой для многих семей. Как-то, придя с работы, мать Александры Клавдия Ивановна присела за стол, за которым вьгаолЕяла домашнее задание старшая дочь — школьница. ■— Вот что, Сашенька, при­ дется тебе на этом закончить свою учебу. Не в силах я вас одна кормить и одевать. Дого­ ворилась насчет работы для те­ бя. Вместе будем на табачной фабрике трудиться. — И куда ее пристроить— ума не приложу, —глядя на де­ вочку, проговорил мужчина, си­ девший в отделе найма и уволь­ нения. И тут же, обращаясь к Саше, спросил; '— Ящики сбивать пойдешь? Девочка смущенно улыбну­ лась. ^ Пойдет, пойдет, товарищ начальник,—сказала Клавдия Ивановна^ Она у меня трудо­ любивая, исполнительная. И хотя Александра Котелки­ на, как говорится, сроду не дер­ жала в руках молоток, на сбив­ ке ящиков у нее сразу дело по- Ш.ТО на лад. Через месяц она уже не отставала от опытных работниц, часто перевыполняла норму. А тут еще показала свою активность в общественном де­ ле: сама, без поручения, орга­ низовала спортивные секции, вовлекла в них своих подруг. Вскоре фабричная волейбольная команда приняла участие в го­ родских соревнованиях. Присмотрелись к Александре вожаки комсомольской органи­ зации — посоветовали ей всту­ пить в члены ВЛКСМ. Мать радовалась всему это- , му. Когда нужно было взамен ушедшей на пенсию подобрать машинистку на пачечный агре­ гат, в отделе кадров не думали долго, кого направить на эту должность. Кроме .Александры Котелкиной никому ее предло­ жили, и она охотно согласи­ лась. Тридцать лет Александра Ге­ оргиевна работает на фабрике, из них десять в сигарет­ ном цехе, вместе с Л. Семено­ вой, Т. Дятловой, Ю. Поповым, С. Жучковым. трудится не жа­ лея сил. В дни предоктябрьско­ го соревнования бригада ус­ пешно справилась со своими обязательстрамн. И в этом за­ слуга всех ее членов и преж- ,де всего Александры Георгиев­ ны Котелкиной. Она ведь по возрасту старшая в бригаде, к тому же член партии. Засту­ пит на смену — отлашины без дела ни на секунду не отлучит­ ся. Заметит, что у кого-то не ладится с работой, — придет на помощь, выручит. Для А.чександры Георгиевны фабрика стала вторым домом. В рабочий ко.члектив она вовлек­ ла и своего сына кчадимира. Он здесь работает механиком- регулировщиком. И тоже день - ото дня мужает в труде. И. Хмзлинцев. Отчеты и выборы в комсомольских организациях А ведь сил ребятам не занимать Коллектив дистанции зданий и сооружений добился больших трудовых успехов. Об этом сви­ детельствует Красное знамя. городского комитета КПСС и городского Совета, которым на­ граждены работники НГЧ-6. Немалая заслуга в этом и комсомольцев. Но на отчетно- выборном собрании ни доклад­ чик, ни члены комитета ВЛКСМ не смогли сказать о том, как направляли творческие , уси­ лия молодых железнодорожни­ ков на выполнение обяза­ тельств, принятых в честь 50- летия Октября, на то, чтобы жизнь в комсомольской орга­ низации била ключом. Секретарь В. Шаталов и че­ тыре члена комитета, которые выступили на собрании, так ни­ чего конкретного и не сказали, что они делали в этом направ­ лении. У них, мол, силы и все свободное время отнимала «ра­ бота по сбору членских взно­ сов». Но их усилия не принесли желае.мых результатов. Из 28 членов ВЛКСМ 10 так и оста­ лись задо,тжниками, а комсомо­ лец Голиковтретий год (!) не может отыскать свой билет. Такая «занятость» членов ко­ митета глушила инициативу комсомольцев. Так получилось, напри ,ер, с организацией фут­ больной команды. Много уси­ лий затратил А. Воробьев для создания спортивного кол.чекти- ва. Но он не смог выступить в .соревнованиях только потому, что футболистов не обеспечили формой, — об этом не позабо­ тились комитетчики. Наши старшие товарищи- коммунисты немало , уделяли внимания комсомольской рабо­ те. Дело доходило до того, что они нередко подменяли руко­ водителей секторов комитета ВЛКСМ, ответственных за поли­ тическое просвещение, воспи­ тательную работу, за учебу в школе рабочей молодежи. В то же время секретарь В. Шата­ лов и ч.тены комитета не имели представления, сколько ребят посещает школу, не интересо­ вались, как идет обмен комсо­ мольских документов. Собрание показало и еще од­ ну слабую сторону комсо­ мольской работы: никто из ря­ довых членов ВЛКСМ на нем не выступил. Новому составу комитета на­ до самым 'серьезным образом задуматься над тем, как»приве-. стн в действие все силы ком­ сомольской организации. Ведь энергии ребятам не занимать. А. Коновалов, техник-строитель НГЧ-6. Токарь третьего ме*а- ниЧеского цеха завода «Гидропривод» Борис Мещеряков с честью но­ сит почетное звание ударника коммунистиче­ ского труда. В лроиз. водственной дисциплине, в работе он показывает пример, участвует в со- ревовании, вместе с то­ варищами добивается высокого качества про­ дукции . Сменная выра­ ботка передового токаря в эти дни возросла до 130 процентов. Он до . стиг ее благодаря посто­ янному совершенствова­ нию знаний, правильной организации труда. НА СНИМКЕ: Б. Ме­ щеряков за работой. Фото А. БОЕВА. н о вы й СОВЕТСКИЙ ТЕПЛОВОЗ Из цехов Луганского завода имени Октябрьской революции вышел новый магистральный тепловоз ТЭ-109, Как сообщили корреспонденту АПН инженеры- конструкторы, он построен с уче­ том последни.х научно-техниче­ ских достижений. Тепловоз мощностью 3 тыся­ чи лошадиных сил предназнача­ ется для вождения грузовых же­ лезнодорожных составов со ско­ ростью до 100 километров и пассажирских поездов со ско­ ростью до 140 километров в час. ‘По сравнению с локдмотивом М-62, выпускае.мым сейчас, теп­ ловоз 'ТЭ-109 отличается боль­ шей -э^ффектнвнастью ги, меньшим относительным ве­ сом, лучшими удобствами и *а- дежностыо в работе. Впервые в . отечественной практике на этой машине при­ менено передаточное устройство переменно-постоянного тока от двигателя на ведущие ко.теса, позволившее исключить из кон­ струкции быстрр изнашивающие­ ся узлы и детали. В 1968 году паровозостроители Луганска поставят железаодо- рожнлму транспорту Советского Союза первую партию локомоти»- вов ТЭ-109. А. Шкарбуи, корреспондент АПН. НПРОДНЫЕ тнлпнты Любительский оркестр на>Э'Д-. ных инструментов Пензенского стекольного завода «Красный ги­ гант» едва ли не' самый ^с-та-рш-ий в Советском Союзе. Официальной датой его ■кро'Ждени’Я» считается 1904 год. Начало творческой биографии оркестра стекольщиков связано г именем замечательного балалаеч­ ника, осно-вателя первого велчю‘> русского оркестра Василия Анд-’ реева. Он прнрзжал в те годы в заводской поселок, проводил со здешними музыкантами репети­ ции, а потом прислал к ним в ка­ честве наставника профессиональ­ ного .музыщанта Семенов-а. С тех пор в составе оркестра сменилось неС'Крлько поколений музыкантов. Нынче самому МО'ЛО- Д'О'Му артисту — домбристу Юрию Козлову четырнадцать лет. Меняется состав оркестра, но не меняется «адреевский настрой», который сохраняется вот уже шестьдесят с лишним лет. В репер­ туаре до семидесяти произведеаий замечательного балалаечника, во- мимо них — русские народиые песми, пьесы классиков —• Чай­ ковского, Шуберта, Рубинштейна, • сочинения советских ко'Мпоз 1 ито- РО'В. 'Оркестр не раз выезжал на гас­ троли в города Поволжья — Ка­ зань, Куйбышев, Ульяновск. Вы­ ступал он я в Москве — в Колон­ ной зале Дома Союзо 1 В, в театр-» имени Моссовета, на Выставке до­ стижений народного хозяйствй На Всероссийском с.мотре худо­ жественной самодеятельности ор­ кестр народных инструментов «Красного гиганта» был удоото-ен звания лауреата. Анатолий ПРАЗДНИКОВ, ко'рреспондент АНН-. ф Новые учебные планы и программы в советской средней школе ф Советское общество давно по­ кончило с наследием прошлого —безграмотностью, и сейчас в стране начался ' последователь­ ный переход ко всеобщему сред­ нему образованию. Но жизнь общества идет впе­ ред. Развитие науки н техни­ ки и перевооружение на этой основе промышленности и сель­ ского хозяйства предъявляют всё более высокие требования к об­ щеобразовательной подготовке учащихся. Чтобы предупредить отставание школы от научно-- техннческого прогресса, ЦК КПСС н Совет .Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучше­ ния работы средней общеобра­ зовательной школы», рекомен­ дующее введение новых науч­ но обоснованных учебных пла­ нов и программ. Новый учебный план преду­ сматривает более раннее начало изучения систематических кур­ сов основ наук — с четвертого класса, а не с пятого, как было раньше, Срлл начального обу- В НОГУ с ВЕКОМ чения соответственно сокраща­ ется с четырех до трех лет. Исследования и опытная ра­ бота в школах, которые в по­ следние годы велись советскими психологами, дидактами п ме­ тодистами, показали, что млад­ шие школьники обладают зна­ чительно возросшими познава- 'тельными возможностями н мо­ гут быстрее II на. более высоком уровне усваивать знания, неже­ ли это предусматривали дейст­ вующие программы. Это откры­ вает большие возмржности бо­ лее основательного изучения ос­ нов наук в 9—10 классах. В программы, из которых ис­ ключена часть малозначимых познавательных сведений, вве­ ден новый материал, отражаю­ щий на доступном для учени­ ков уровне совре.менное состоя­ ние, научных знаний. В каждом учебном предмете определены ве­ дущие научные идеи, раскрыва­ ющие все содержание програм- .много материала. Так, современная научная трактовка физических явлений в новом курсе физики достигает­ ся прежде всего тем, что в ос­ нову его положены теории мо­ лекулярного и атомного строе­ ния вещества, .молекулярно-ки­ нетическая и электронная теории, радиоэлектроника, квантовая и волновая тебрни, основы теории относительности, физика атома и атомного ядра. В» курсе химии большое внима­ ние уделяется раскрытию перио­ дического закона элементов с учетом современных научных представлений, рассмотрению с позипий общих закономернос­ тей, выраженных з этом зако­ не, основных классов неоргани­ ческих веществ, изучению зави­ симости свойств веществ от их строения. Предусмотрено фор- .мированне электронных пред­ ставлений о строении органиче­ ских молекул и их пространст­ венной структуры, более глубо­ кое изучение свойств и строе­ ния белков, химической приро­ ды нуклеиновых кислот и их роли в организме. Стержневой идеей курса био­ логии является эволюционное учение. Усилено внимание эко­ логии, гистологии и физиологии при изучении ботаники и зооло­ гии; в курсе физиологии челове­ ка больше места отведено уче-' нию о клетке и элементам ге­ нетики. Коренным образом из­ менено содержание курса общей биологии, который теперь раз­ работан на уровне современных идей и методов биологической науки, разумеется, с учетом до­ ступности материала для уча­ щихся. Значительно повысился теоре­ тический уровень школьного курса географии. Этому спэ- собствовадо включение в него элементов геологии, геоморфо­ логии, гидрологии и биогеогра­ фии. Теперь глубже раскрыва­ ются географические связи. В курсе экономической ■ геогра­ фии — изучение мирового хо­ зяйства по отраслям прои-чвод- ства , закономерностей между­ народного разделения труда, факторов географического раз­ мещения важнейших отраслей производства, я более подробно раскрыты, преимущества социа­ листической системы , хозяйства перед капиталистической. Новыми программами серьез­ ное внимание обращено на взаи­ мосвязь изучаемых явлений, на целостное всестороннее озна­ комление с ними школьников. Например, на уроках русского языка уже в 1—3 классах уча­ щиеся элементарно познакомят­ ся с фонетикой, лексикой, морфо­ логией, с частями речи, с пост­ роением словосочетаний и предг ложеннй. Все это будет изучать­ ся в определенной мере в каж­ дом классе и в ' органической связи, которая устанавливается структурой программы, а также требованиями к системе работы учителя. Программа для IV—IX классов углубляет знания о родном языке как особом об­ щественно- историческом явле­ нии, большое место уделяет сти­ листике, развитию устной и пись­ менной речи в связи с изучени­ ем грал 1 матики. Курс истории, переработанный в соответствии с последними до­ стижениями советской историче­ ской науки, позволяет дать школьникам систему знаний об историческом процессе в цело^м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz