Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
Рассказы о коммунистах Возмужавшая в труде Этот день' Александра Геор гиевна Котелкина помнит до сих пор. Лето тридцать третьего года. Засуха. Неурожай. Голод. Буханка хлеба была мечтой для многих семей. Как-то, придя с работы, мать Александры Клавдия Ивановна присела за стол, за которым вьгаолЕяла домашнее задание старшая дочь — школьница. ■— Вот что, Сашенька, при дется тебе на этом закончить свою учебу. Не в силах я вас одна кормить и одевать. Дого ворилась насчет работы для те бя. Вместе будем на табачной фабрике трудиться. — И куда ее пристроить— ума не приложу, —глядя на де вочку, проговорил мужчина, си девший в отделе найма и уволь нения. И тут же, обращаясь к Саше, спросил; '— Ящики сбивать пойдешь? Девочка смущенно улыбну лась. ^ Пойдет, пойдет, товарищ начальник,—сказала Клавдия Ивановна^ Она у меня трудо любивая, исполнительная. И хотя Александра Котелки на, как говорится, сроду не дер жала в руках молоток, на сбив ке ящиков у нее сразу дело по- Ш.ТО на лад. Через месяц она уже не отставала от опытных работниц, часто перевыполняла норму. А тут еще показала свою активность в общественном де ле: сама, без поручения, орга низовала спортивные секции, вовлекла в них своих подруг. Вскоре фабричная волейбольная команда приняла участие в го родских соревнованиях. Присмотрелись к Александре вожаки комсомольской органи зации — посоветовали ей всту пить в члены ВЛКСМ. Мать радовалась всему это- , му. Когда нужно было взамен ушедшей на пенсию подобрать машинистку на пачечный агре гат, в отделе кадров не думали долго, кого направить на эту должность. Кроме .Александры Котелкиной никому ее предло жили, и она охотно согласи лась. Тридцать лет Александра Ге оргиевна работает на фабрике, из них десять в сигарет ном цехе, вместе с Л. Семено вой, Т. Дятловой, Ю. Поповым, С. Жучковым. трудится не жа лея сил. В дни предоктябрьско го соревнования бригада ус пешно справилась со своими обязательстрамн. И в этом за слуга всех ее членов и преж- ,де всего Александры Георгиев ны Котелкиной. Она ведь по возрасту старшая в бригаде, к тому же член партии. Засту пит на смену — отлашины без дела ни на секунду не отлучит ся. Заметит, что у кого-то не ладится с работой, — придет на помощь, выручит. Для А.чександры Георгиевны фабрика стала вторым домом. В рабочий ко.члектив она вовлек ла и своего сына кчадимира. Он здесь работает механиком- регулировщиком. И тоже день - ото дня мужает в труде. И. Хмзлинцев. Отчеты и выборы в комсомольских организациях А ведь сил ребятам не занимать Коллектив дистанции зданий и сооружений добился больших трудовых успехов. Об этом сви детельствует Красное знамя. городского комитета КПСС и городского Совета, которым на граждены работники НГЧ-6. Немалая заслуга в этом и комсомольцев. Но на отчетно- выборном собрании ни доклад чик, ни члены комитета ВЛКСМ не смогли сказать о том, как направляли творческие , уси лия молодых железнодорожни ков на выполнение обяза тельств, принятых в честь 50- летия Октября, на то, чтобы жизнь в комсомольской орга низации била ключом. Секретарь В. Шаталов и че тыре члена комитета, которые выступили на собрании, так ни чего конкретного и не сказали, что они делали в этом направ лении. У них, мол, силы и все свободное время отнимала «ра бота по сбору членских взно сов». Но их усилия не принесли желае.мых результатов. Из 28 членов ВЛКСМ 10 так и оста лись задо,тжниками, а комсомо лец Голиковтретий год (!) не может отыскать свой билет. Такая «занятость» членов ко митета глушила инициативу комсомольцев. Так получилось, напри ,ер, с организацией фут больной команды. Много уси лий затратил А. Воробьев для создания спортивного кол.чекти- ва. Но он не смог выступить в .соревнованиях только потому, что футболистов не обеспечили формой, — об этом не позабо тились комитетчики. Наши старшие товарищи- коммунисты немало , уделяли внимания комсомольской рабо те. Дело доходило до того, что они нередко подменяли руко водителей секторов комитета ВЛКСМ, ответственных за поли тическое просвещение, воспи тательную работу, за учебу в школе рабочей молодежи. В то же время секретарь В. Шата лов и ч.тены комитета не имели представления, сколько ребят посещает школу, не интересо вались, как идет обмен комсо мольских документов. Собрание показало и еще од ну слабую сторону комсо мольской работы: никто из ря довых членов ВЛКСМ на нем не выступил. Новому составу комитета на до самым 'серьезным образом задуматься над тем, как»приве-. стн в действие все силы ком сомольской организации. Ведь энергии ребятам не занимать. А. Коновалов, техник-строитель НГЧ-6. Токарь третьего ме*а- ниЧеского цеха завода «Гидропривод» Борис Мещеряков с честью но сит почетное звание ударника коммунистиче ского труда. В лроиз. водственной дисциплине, в работе он показывает пример, участвует в со- ревовании, вместе с то варищами добивается высокого качества про дукции . Сменная выра ботка передового токаря в эти дни возросла до 130 процентов. Он до . стиг ее благодаря посто янному совершенствова нию знаний, правильной организации труда. НА СНИМКЕ: Б. Ме щеряков за работой. Фото А. БОЕВА. н о вы й СОВЕТСКИЙ ТЕПЛОВОЗ Из цехов Луганского завода имени Октябрьской революции вышел новый магистральный тепловоз ТЭ-109, Как сообщили корреспонденту АПН инженеры- конструкторы, он построен с уче том последни.х научно-техниче ских достижений. Тепловоз мощностью 3 тыся чи лошадиных сил предназнача ется для вождения грузовых же лезнодорожных составов со ско ростью до 100 километров и пассажирских поездов со ско ростью до 140 километров в час. ‘По сравнению с локдмотивом М-62, выпускае.мым сейчас, теп ловоз 'ТЭ-109 отличается боль шей -э^ффектнвнастью ги, меньшим относительным ве сом, лучшими удобствами и *а- дежностыо в работе. Впервые в . отечественной практике на этой машине при менено передаточное устройство переменно-постоянного тока от двигателя на ведущие ко.теса, позволившее исключить из кон струкции быстрр изнашивающие ся узлы и детали. В 1968 году паровозостроители Луганска поставят железаодо- рожнлму транспорту Советского Союза первую партию локомоти»- вов ТЭ-109. А. Шкарбуи, корреспондент АПН. НПРОДНЫЕ тнлпнты Любительский оркестр на>Э'Д-. ных инструментов Пензенского стекольного завода «Красный ги гант» едва ли не' самый ^с-та-рш-ий в Советском Союзе. Официальной датой его ■кро'Ждени’Я» считается 1904 год. Начало творческой биографии оркестра стекольщиков связано г именем замечательного балалаеч ника, осно-вателя первого велчю‘> русского оркестра Василия Анд-’ реева. Он прнрзжал в те годы в заводской поселок, проводил со здешними музыкантами репети ции, а потом прислал к ним в ка честве наставника профессиональ ного .музыщанта Семенов-а. С тех пор в составе оркестра сменилось неС'Крлько поколений музыкантов. Нынче самому МО'ЛО- Д'О'Му артисту — домбристу Юрию Козлову четырнадцать лет. Меняется состав оркестра, но не меняется «адреевский настрой», который сохраняется вот уже шестьдесят с лишним лет. В репер туаре до семидесяти произведеаий замечательного балалаечника, во- мимо них — русские народиые песми, пьесы классиков —• Чай ковского, Шуберта, Рубинштейна, • сочинения советских ко'Мпоз 1 ито- РО'В. 'Оркестр не раз выезжал на гас троли в города Поволжья — Ка зань, Куйбышев, Ульяновск. Вы ступал он я в Москве — в Колон ной зале Дома Союзо 1 В, в театр-» имени Моссовета, на Выставке до стижений народного хозяйствй На Всероссийском с.мотре худо жественной самодеятельности ор кестр народных инструментов «Красного гиганта» был удоото-ен звания лауреата. Анатолий ПРАЗДНИКОВ, ко'рреспондент АНН-. ф Новые учебные планы и программы в советской средней школе ф Советское общество давно по кончило с наследием прошлого —безграмотностью, и сейчас в стране начался ' последователь ный переход ко всеобщему сред нему образованию. Но жизнь общества идет впе ред. Развитие науки н техни ки и перевооружение на этой основе промышленности и сель ского хозяйства предъявляют всё более высокие требования к об щеобразовательной подготовке учащихся. Чтобы предупредить отставание школы от научно-- техннческого прогресса, ЦК КПСС н Совет .Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучше ния работы средней общеобра зовательной школы», рекомен дующее введение новых науч но обоснованных учебных пла нов и программ. Новый учебный план преду сматривает более раннее начало изучения систематических кур сов основ наук — с четвертого класса, а не с пятого, как было раньше, Срлл начального обу- В НОГУ с ВЕКОМ чения соответственно сокраща ется с четырех до трех лет. Исследования и опытная ра бота в школах, которые в по следние годы велись советскими психологами, дидактами п ме тодистами, показали, что млад шие школьники обладают зна чительно возросшими познава- 'тельными возможностями н мо гут быстрее II на. более высоком уровне усваивать знания, неже ли это предусматривали дейст вующие программы. Это откры вает большие возмржности бо лее основательного изучения ос нов наук в 9—10 классах. В программы, из которых ис ключена часть малозначимых познавательных сведений, вве ден новый материал, отражаю щий на доступном для учени ков уровне совре.менное состоя ние, научных знаний. В каждом учебном предмете определены ве дущие научные идеи, раскрыва ющие все содержание програм- .много материала. Так, современная научная трактовка физических явлений в новом курсе физики достигает ся прежде всего тем, что в ос нову его положены теории мо лекулярного и атомного строе ния вещества, .молекулярно-ки нетическая и электронная теории, радиоэлектроника, квантовая и волновая тебрни, основы теории относительности, физика атома и атомного ядра. В» курсе химии большое внима ние уделяется раскрытию перио дического закона элементов с учетом современных научных представлений, рассмотрению с позипий общих закономернос тей, выраженных з этом зако не, основных классов неоргани ческих веществ, изучению зави симости свойств веществ от их строения. Предусмотрено фор- .мированне электронных пред ставлений о строении органиче ских молекул и их пространст венной структуры, более глубо кое изучение свойств и строе ния белков, химической приро ды нуклеиновых кислот и их роли в организме. Стержневой идеей курса био логии является эволюционное учение. Усилено внимание эко логии, гистологии и физиологии при изучении ботаники и зооло гии; в курсе физиологии челове ка больше места отведено уче-' нию о клетке и элементам ге нетики. Коренным образом из менено содержание курса общей биологии, который теперь раз работан на уровне современных идей и методов биологической науки, разумеется, с учетом до ступности материала для уча щихся. Значительно повысился теоре тический уровень школьного курса географии. Этому спэ- собствовадо включение в него элементов геологии, геоморфо логии, гидрологии и биогеогра фии. Теперь глубже раскрыва ются географические связи. В курсе экономической ■ геогра фии — изучение мирового хо зяйства по отраслям прои-чвод- ства , закономерностей между народного разделения труда, факторов географического раз мещения важнейших отраслей производства, я более подробно раскрыты, преимущества социа листической системы , хозяйства перед капиталистической. Новыми программами серьез ное внимание обращено на взаи мосвязь изучаемых явлений, на целостное всестороннее озна комление с ними школьников. Например, на уроках русского языка уже в 1—3 классах уча щиеся элементарно познакомят ся с фонетикой, лексикой, морфо логией, с частями речи, с пост роением словосочетаний и предг ложеннй. Все это будет изучать ся в определенной мере в каж дом классе и в ' органической связи, которая устанавливается структурой программы, а также требованиями к системе работы учителя. Программа для IV—IX классов углубляет знания о родном языке как особом об щественно- историческом явле нии, большое место уделяет сти листике, развитию устной и пись менной речи в связи с изучени ем грал 1 матики. Курс истории, переработанный в соответствии с последними до стижениями советской историче ской науки, позволяет дать школьникам систему знаний об историческом процессе в цело^м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz