Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
| : ' ^ ■ \ Ь>1]оой^^осюйс&аа^□□а□аа□□□о^□□в□□^асшоа□□□а□^□□□□□сга□ааоааоа^а□^ □ I Творчество наших читателей □□ооооо^ а ПРОСТОРЫ Признаюсь мне нелегко пи- п еать эти строки, жизни мне З АМ Е Т К И ЗР И Т Е Л Я Л«облю ВСЖЗЮ 1 Ы, суету, Люблю дороги , дельиие, Люблю колесный перестук И шумы привокзальные. Люблю в пути встречегь рассвет' И 5КНМЙ, и ненастный: Вез 9 > мне пока <по 20 лет—• I ® § выпало трудное счастье при- I надлежать к поко.чению людей, Б Е С С М Е Р Т И Е Ищу по свету сиастье, ^ . Пусть мелкий доокдик моросит, § для которых память 0 войне, о Все ж нет земли красивей. Готов всю жизнь я колесить Просторами России! А. Чутче*, секретарь комитета ВЛКСМ ГПТУ-1, В СЕЛЬСКОМ КЛУБЕ В седаском клубе стонет пол, Дооен ходят .ходуном: Ияяшет парень, подбочетясь, Кейку сдвинув набекрень. Чуб кудрявый бьется пеной, Ш ляао бросая тень. Ходит парень круг за кругом, Пляшут дробно каблуки. На него глядит подруга, К 0 К на свет, из-под руки. И пошла, пошла за милым. Что лебедушка плывет. ГЬ>д гармошку говорливую Гюлосок ее поет. Парень замер. Еле дышит. Заворожен его взгляд. Поднял голову он выше. Словно вышел на парад. И, рванувшись, в пляс помчался, й Щеки — буйствует огонь. Вот с подружкой повстречался- Хлоп ладонью о ладонь. И пошли, и закружились-. Смотрит зал во все глаза; Аж огонь бежит по жилам, И овации — гроза! А. ВОРОТЫНЦЕВ. а а. □о а П" а аа аа аа аа а а а а СЕДИНА й ояояая березка зеленым-зеденей. Пожелтевший листочек гфитаился на ней! Любоваться бы ею, но на сердце печаль, ^ И береэояьку эту мне по-деви'н.и жйль. В мяогодаетье июньском, в изумрудных лесах Зояотвстый листочек — седина на висках. Всвоминаю знакомых-. Сколько ранних седин! И. схонв щюдо масяо тот листочек один-. ' Г. Щучквна, шташюввпша завода медоборудовання. й мужественных сердцах сынов § советской России, о боевых' 0 друзьях-товарищах нерасторжи- & МО связана с юностью. 1 _.В суровом, огненн'ом 1944 □ году, преодолевая упорное со- § противление врага, наша про- I славленная гвардейская диви- § зия, состоящая в основном из 0 ельчан, завязала бои на ули- § цах города Ровно. Несколько дней и ночей продолжалось сра- -§ жение. И когда над этим не- а большим украинским городком § взвилось красное знамя свобо- 1 ды и местные жители приняли п нас в свои жаркие объятия, мы В в первую очередь узнали, что I нашей дивизии присвоили зва- В ние «Ровенской», а затем ус- § дышали рассказы о мужест- о верном сыне Урала, русском § разведчике Николае Кузнецове, о Теперь его имя знает каж- 5 дый. Ссшременные мальчишки 0 играют «в Кузнецова», как ког- В да-то играли мы «в Чапаева». 1 Повести о его подвигах стали В любюшкн книгами советской п мояодется. В художественный гКимтазоаоо1ЯЯШПШштоо«иоавоа0<»васаоЕЮ[]аоаш1ое>оашзпо1»мшаоа1»аа&.ч Н а з е м л е Ц и о л к о в с к о г о Когда ваш автонобияь, пре- одол® 140 километров от Ту лы через города Одоев и Суво ров, остановился на правом бе регу реки 0 к и , ^ н а левом бе регу мы увидели древний го род Калугу. Но это и современ ный Пфод, здесь жид и творил основкш'оложник науки о меж- плшгетных полетах К. Э. Циол ковский. В Калуге все напоминает о космосе: улица академика Ко ролева, улица Гагарина, улица Комарова, дом-музей Циолков ского, парк и школа его имени. .4. когда в начале октября от мечалось ПО лет со дня рож дения К. Э. Циолковского и 10-летие начала космической эры, Б Калуге открылся Госу дарственный музей; истории космонавтики имени К. Э. Ци олковского. Около музея — парк. Здесь всегда благоухают цветы на могиле великого ученого. Экспозиция музея открыва ется бронзовыми барельефами Коперника, Джордано Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Циолковского, Эн- пргейна. Здесь же — большое мозаичное панно «Люди — покорители космоса». Б музее много материалов о жизни и деятельности К. Э. Циолковского. Есть макет меж планетного корабля, сделанного по описаниям и чертежам уче ного, книги и журналы, в ко торых опубликованы его тру ды. В многочисленных гравю рах, чертежах, схемах, моде- ' лях перед посетителями про ходит история развития космо навтики. Веланествеа . зал музея. штествующии о претворения й жизнь идей К. Э. Циолковско го. Часть стены в этом зале сделана „в.,, виде развернутой книги, где начертано завеща ние великого ученого: «Все свои труды по авиации, ракето- тСзаванию и межпланетным со общениям передаю партии большевиков и Советской в.та- сти — подлинным руководите лям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они ус пешно закончат эти труды». В зале демонстрируются ко пии искусственных сп>"гников Земли, автоматических межпла нетных станций, стартовавших к Луне и Венере, станций, сфо тографировавших невидимую сторону Луны и совершивших 'мягкую посадку на лунную по верхность. Главным экспонатом этого зала является космический ко рабль «Восток». На корабле та кого типа летали в космос Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Нико лаев, П. Попович, В. Терешко ва, В. Быковский. Нельзя не согласиться с те ми, кто назвал этот музей по эмой о космойавтике. Эту по эму помогла дописать группа архитекторов' и инженеров под руководством профессора Мос ковского архитектурного ин ститута Б. Г- Бархина, по чьему проекту' выстроено великолеп ное здание музея. Осмотр окончен, выходим в старинный парк. Здесь на том месте, где был дом, в котором в 1849— 1851 годах жил Н. В. Гоголь,— небольшой обелиск. Вспоминаем слова великого русского писателя: «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгони- мая тройка несешься?___ летяг мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства!». А теперь не в образе бой- рой необгонимой тройки, а в образе стремительной космиче ской ракеты предстает перед всем миром наша советская Русь! В. Чеботарев, работник управления автодороги Москва — Воронеж. Калуга — Елец. На снимках: могила К. Э. Циолковского и ' музей истории космонавтики имени К. Э. Ци олковского. Фахо автора. же кинемато'Граф он, к сожале нию, пришел только сейчас. Фильм «Сильные духом», по ставленный Свердловской кино студией, начинается докумен тальными кадрами фашистских факельных шествий. Мы видим нацистские сборища, горящую тысячами огней свастику на поле Олимпийского стадиона в Берлине. Мы слышим тяжелый грохот солдатских сапог, и, ка жется, что они вдавливают в землю все живое, светлое, до рогое. Мы слышим истошный рев обезумевшей толпы, кото рая сжигает на кострах .книги та.лантливейших писателей и поэтов мира. Мы 'видим огонь, в котором погибнут потом дом Чайковского в Клину, чешская деревня Лидице, погибнут мил лионы человеческих жизней. Когда кадры хроники уходят на задний план, перед нами появляются тихие улочки окку пированного гитлеровцами ук раинского города Ровно, по ко торым идет в форме немецко го офицера Николай Иванович Кузнецов. Я смотрел фильм, и тысячи воспоминаний поднимались в эта минуты из г.тубины памяти в наполняли душу ■светлым чувством гордости за наш на род, за таких его сынов, как Николай Еузнедов. Невольно вспоминались рассказы ровен- це® в далекие годы войны. Это рассказы о том, как безукориз ненно была выполнена им опе рация по похищению и достав ке в партизанский отряд командующего карательными войсками на Украине генера ла фон Ильтена, как он рас стрелял палача Украины верхов ного судью Альфреда Функа и других сатрапов. Да, в фильме все так, как было в действите.тьности, в жиз ни. Творческий коллектив ки ностудии избежал шаблонов, картина не превратилась в этакий «военный детектив» с многочисленными выстрелами и погонями. Благодаря тонкой, правдивой игре заслуженного артиста Латвийской ССР Гуна- ра Цилинского перед нами пред стает своеобразная лаборатория подвига, где синтезируются са мые высокие духовные качест ва человека. Авторы фильма подчеркивают, что борьба ^ фашизмом раскрыла в Кузнед»- ве глубокие патриотичес 1 овв чувства, сделала его героем, кэб она сделала героями мил.тиоян безымянных солдат на п-олях битвы, в глубоком цодпо^шв вражеского тыла. Через весь фильм красай , нитью проходит тема любви советского человека к Родшю» к Отчизне. Запоминается, в*- пример, сцена в доме пани совской: случайно повернэщ ручку радиоприемника, Кузне цов ловит совйскую станцшв и с затаенным вниманием, • грустью слушает чарующую, за душевную русскую музыку. Запо.минаются кадры прощания Кузнецова с ' Москвой, когда он, 'жадно вглядываясь в тем ные зубцы Кремлевской стены, в морозное серое небо, в тре вожные московские улицы, от правлялся на выполнение оче редного боевого задания, зная, что, может быть, он и нр вер нется в эти родные, милые края... А вот финальные кадры: смертельно раненый разведчик, спасаясь от преследующих его фашистов, попадает в чудесную березовую рощу. Испив ледя ной родниковой воды, все даль ше и дальше уходит он в .тес, отстреливаясь от преследова телей. Так же, как и повесть «Это было под Ровно», фй.тьм «Силь ные духом» производит необьж- новенное впечатление обстанов кой действия, яркостью показа и захватывающей психологией почти всех его главных персо нажен. * * * Недавно я побывал во Львове, где похоронен Николай Кузне цов. Его прах покоится на хол- зме боевой славы. Здесь день и ночь трепещет яркое пламя го лубого огня. У могилы ПОЧ'ГЯ всегда люди. Обнажив головы, они склоняются к мраморному надгробию и бережно- кладут нежные живые-цветы. Николай Кузнецов , через смерть шагнул в бессмертие. Мужество героя сделало бес- . смертным его имя. Память о нем будет жить в сердцах грядущих поколений, В. Стебаков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz