Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
ЗА РЕКОЮ СОСНОЮ ВЫРОС Рожденные пятилетками Станцией, ддвольнй большими ло тому времени железнодорон- зыми мастерскими, маленькими, кустарными кожейенными заводи ками, десятками церквей и много- аисленным клаеческим сойловием известен был в дореволюционные годы наш Елец. Теперь он преврт- гился в индустриальный центр, а шчти половина промышленных федприятий находится в засоссн- ком районе. Первенцем пяти.теток явллекя Фжевенный завод, которому по ходатайству его коллектива бы.х'о присвоено имя Владимира Ильича Ленина- Несравнимо, конечно, зю предприятие с бывшим заводом хотя бы одного из е.тецких бога теев Ростовцева. Цифры свидо- гельствуют: в 1900 году все ко жевники Ельца изготов Iли 300000 кож, а в 1966 году о чн .лишь наш завод выпустил их 339000. Это предприятие явилось как бы «крестным отцом» новому за воду, по.тучившему название—ме ханический. Он был создан на ба зе механоремонтного цеха коже венного завода 1 января 1952 го да. Как значится в официальных документах, ему бы.т передан 51 металлорежущий и обрабатывак.- щий станок. Соответственно неве лик был и п.тан на год^— всего 2 миллиона 707 тысяч рублей. Но уже в 1957 году станочный парк увеличился до 89 единиц. Бьшуска.ти тогда краны «Пио нер», вагонетки, запасные части к машинам. Прош.до всего .тишь десять лет, и завод не узнать. Выстроен большой и светлый механический цех, действует литейный цех, воз водится еще один площадью 10 тысяч квадратных метров. Отсюда ныне во .многие города СССР и в ются машины для кожевенной, обувной и кабельной про.мышлен- ности. Впервые в Советском Сою зе изготовлен здесь пресс с злек- тронным управлением для тюков ки хромовой стружки. На месте созданных в 1932 го ду деревообде.чочных мастерских сейчас возник завод железобетон ных конструкций и стройдеталой Ю.- Б. ж. д- Он выпускает не то.чько столярку, но и плиты пе рекрытий, блоки лундамента. По сравнению с тридцатыми годами объем производства здесь возрос в 6—7 раз. За Сосйой в годы Советской власти выстроены электростан ция, нефтебаза, реалбаза, масло завод, начались механизирован ные разработки в ольшанском карьере. На берегу реки издалека видны громадные 100-тонные пе чи обжига известкового завода имени Сергея Мироновича Еиро- различные страны мира отправля- аасмшапапаопаарваипдвпаврнйоввро&ваапппарппарпраорооаппаоодппойааВва^Ба, ПОСТРОеННОГО В ГОДЫ ПерВЫХ §пятилеток. Сейчас на предприятии Восвоено изготовление гидратной- §извести—ценного материала, ис- □пользуе.хфго в химической про- §мышленности. В Самой молодой в районе яв.ля- §ется кондитерская фабрика. Ей от Вроду всего .лишь несколько лет. □Начинали здесь с выпуска _че- Вскольких видов фруктовой кара- §мели, а к 50-летию Великого Ок- Втября работники фабрики отпраз- §ляют в ! 1 гагазины города и обла- |сти 70 сортов различных конфет, а Б том числе больше десятка шоко- §ладных. А конфетный набор .В«Елецкий сувенир» одобрен кол- ; §легией Министерства пищевой Впромышленности СССР. СсоаррпрррврврооааоррррвОраррсррс Более пяти лет трудится на кондитерской фабрике лаарня Никифоровна Карасева. Сейчас она является бригадиром дра жировочного цеха, успешно справляется со своими обязан ностями, добивается высокой выработки. Она служит приме ром для своих подруг по рабо те. На. снимке: М. Н. Карасева. Добрый след строитлей Желе?нолсрожники в основ ном жили за Сосной и пятьдесят лет назад. Маленькие домики о6- разозывели несколько улиц, в центрехкоторых высилась гро.ма.д- тая зо'о.'окупольная церковь. Из города сю.Да летом можно было ’'попасть по временному низкояод- ному мосту, а зимой — прямо по 1 ьду. Одни старожилы помнят тишь это. Молодые увидели сов- ;ем иной облик засосенского рай- 1 на нашего города, привыкли к каракумскому мосту, появчзше- ■Ауся во время знаменитого про бега пэрзых советских автомоби. тей из М.Ьсквы Б Каракумы, им и а голову не приходит мысль, что когда-то его вовсе не было. К 1917 году за Сосной прожива ло немногим более тысячи рабо чих, почти все жёлезнодорожнит ки. А жилой фонд составлял все го лишь 35,7 тьгсячи квадратных метров, примерно столько же, сколько ныне вводится в строй ежегодно. Сейчас же здесь толь ко на одно.м железнодорожном узле работает почти шесть гь 1 сяч человек. А ведь в засосенском районе размещается еще более десяти предприятий. И жили циый фонд тут теперь составляет почж 150 тысяч квадратных метров. В районе появились новые кра сивые улицы, застроенные много квартирными домами (их ' насчи тывается уже двадцать се.мь — трех-, четырех- и пятиэтажной за стройки, тогда как до Октябрь ской революции не было ни од ного). Улицы носят имена про славленных героев гражданской войны — Яна Фабрициуса и Алзк- сандра Вермишева. В основном район преобоазили золотые руки рабочих строитчль- ного участка N2 7. Создан он был в 1932 году и занимался тогда сооружением магистрали Москва — Донбасс. С той поры и до на ших дней трудится здесь знатнц|й плотник Карп Капитонович Власов, один из первых строителей-жэлез- нодорожников, награжденный ор деном «Знак почета». Значительнь! изменения, проис шедшие на участке. 8 тридцатых Годах тут не было никакой техни ки и единственными механизма ми, если так можно выразиться, считались ломы, кирки и большие совковые лопаты. Вывозили в от валы грунт и подвозили материа лы на обыкновенных тачках. Сей час имеется цех механизации, в котором есть краны различ.ной грузоподъемности, экскаваторы бульдозеры и другие механизмы, В результате труд стал легче, производительнее. Более чем в два с половиной раза возрос объем работ, выпол няемых участком, по сравнению с 1932 годом и ныне равняется по чти двум миллионам рублей в год. Его коллектив уже справился с заданием по вводу жилья в .экс плуатацию в Ельце. В двух 70- квартирных домах справили ново селье в текущем году. Расстроилась, преобразилась дореволюционная Засосна, и те перь не церкви украшают ее, а многоэтажные, благоустроенные дома. Преобразилось,за последнее время локомотивное депо. На смену паровозам сюда пришли мощные красавцы тепловозы. Под верглись реконструкции и цехи предприятия. На этом снимке вы видите новый цех большого периодического ремонта. В нем мно го света, нет в помине копоти, грязи, стены облицованы плиткой, Б таких условиях и работать приятно. Коллектив цеха стремится доётойно встретить приближающийся юбилей Советской власти. „звлвныйсвт и и до революции Елец считался крупным железнодорожным узлом. Но если представить, что поезд тогда состоял всего пз нескольких вагонов, а паровозы бы.'ш мало мощные п до Касторной они до бирались чуть лн не за пялы- дцать часов, то разве можно срав нить все это с нынешними тепло- воза.чн, тяжеловесными составами и высокими, доходящими до ста километров в час скоростями. Ст'арые железнодорбжникн вспоминают, что цехи мастерских были закопченные, воздух в них был тяжелый, угарный, труд, как правило, ручной, а рабочий день доходил до 12 часов в сутки. В сущности никакой заботы о лю. дях не было и в помине, их экс- д-луатировали нещадно. Естествен, но, производительность была не высокой,/о культуре труда прихо дилось только мечтать. Побывав сейчас в локомотивн^э.ч депо, видишь разительный конт раст с тем, что было раньше. Про сторные, светлые цехнк стены и даже ремонтные канавы облнно- ваны плиткой, в кузне чистота, свежий, чистый воздух, повсюду установлена добротная вентиля ция. Ушла в прошлое копоть, оди ноко стоят в тупике старички-иа- ровозы. В настоящее вре.мя почти все грузовые и пассажирские перечоз- ки на Елецком отделении дороги осуществляются тепловоза.чи. Рез ко, во много раз возрос объем пе ревозок. Полностью механизирова на заправка льда в специальные вагоны, с помощью кранов осуще ствляется погрузка и выгрузка контейнеров. Не зря, конечно, не сколько лет назад в Ельце созда ли механизированную днстлициго погрузочно-разгрузочных работ, что позволи.то улучшить нспо.тьзс- вание подвижного состава. Кроме станции, мастерских, ди станции пути, существовавших ра нее на узле, за годы Советской власти появились вагонное депо, дистанции сигнализации и свлзи. гражданских сооружений, лёсйза- щнтных нвсаждений, электрочеха. нические мастерские. В эксперп,- ментальном цехе впервые на Юго- Восточной Магистрали начали из готавливать детали 'для парово зов из спрессованной древесичы. А как выросли, изменились лю ди! Многие машинисты сейчас име ют среднее, специальное и некото рые даже высшее образование, что было иез№ 1 с.чнмо для дорево люционного Ельца. На узле по- яви.Тись специальности, о которых даже понятия не имели пятьдесят лет назад: слесари-дизелцсты, электромеханики, крановщики и другие. В засосенском районе созд.зны два автохозяйства: пассажирское и грузовое. Ельчднам-старожилам памятен 1947 год, когда по улицам города впервые прошли автобусы. Было их всего два, если не счи тать еще двух, ходивших из Ельца в Задонск и Чернаву, Курсирова ли они по одному маршруту, бы ли маленькие, неудобные, но люди .радовались и таким. С каждым годом .количество ма. шин увеличивалось. Росло и прел, приятие, которое ныне именуется ‘ пассажирским автохозяйством. Здесь выстроены гараж, мастер ские. Автобусов насчитывается 120. И если раньше в городе. бы.л только один маршрут, соединив ший вокзал с Новьши дсбиамч, то ^ сейчас уже семь. Имеются в авто- | хозяйстве, и такси. В 1949 году бы ло всего лишь две старенькш «победы», а ныне—двадцать плт 1 «волг», которые обслуж шяю* ельчан и жителей близлеж 1 шп,' сел и деревень. Кроме того, от автобусных стан ций Л "9 ^у^ 1 и 2 можно уехать в различные направления, попасть в Липецк н Воронеж, Задонск и Лнвны, Чернаву и Пальну-Мнхай. ловку. Целых дваддать семь .меж дугородных маршрутов обслужи вают ныне автобусы нашего пас сажирского автохозяйства. В послевоенные годы на пустыре выросли корпуса пассажирско- о автохозяйства. Сейчас это предприятие ежедневно выпускает на маршруты города И района десятки автобусов н такси. Здесь тру- ’.мтся большой коллектив. /Г- «М,М»М»В»*«»вм»в|ЦМ1»м«в«МММРа>в8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz