Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
ПРОХОДЯТ годы СЛАВНЫЕ..: 1937-й—начало Тр.идцагь лег существоваиия ш»алы — это и мало я Много. Ма ло потому, что впе|реди ее ждет большое будущее. Много потому, что день ее рождения уже успел стать историей. Первое октября 1937 года — тогда приняла СШ .V» 97 своих первых питомцев. Здание еще по- па.хи1вало свежей краской, когда по его длинным коридорам и много численным класоным комнатам прошествовала пр'ие,м'ОЧ1ная комис сия. Пышных торжеств не было. Ре чей тоже не произносж'ш. Просто в первый день занятий учащиеся вьгстрочиись на линейку и дирек тор школы Петр Ильич Винторов сказал единствежую фразу; — Наша школа — самая луч шая в г< ^д е , берегите ее, ребята. И все-таки яа лицах мальчишек сияла гордость. В перемены они выбегали во двор и подолгу смот рели на окна, задрав головы вверх. Как взрослые, говорили о достоинствах нового здания, о первых 'строителях школы—Д. Т. Карпове, И. В. Щиголеве, С. М. Абрамове. Никто и не подозревал, что через тридцать лет эти имена станут историей^ как нсторввй станут и сами ребята — первые питомцы школы. Они жили интересно. Строили спортивный городок, и все свобод ное время проводили там заядлая волейболистка Лида Ефанова, отличный легкоатлет Рая Оинель- яикова, футболисты Володя Сте панов и Саша Воронов; создавали в классах свою художественную са1МЮ1деятельность и потом, на концертах, с удовольсютеэг слу шали , стихи Ивана. Фомина и 'вдохновенную игру на скрипке Бо риса Рогова. Они крепко дружгита, и оттого, «аверное, хорошо учались, не имея в своей коспсоможской орга низации ни одного неуш'евающе- го. И не случайно имеяно их шко ле в первый учебный год было вручено перв-ходящее Красное зна мя .Министерства просвещения РСФСР. Грозный 1941-й Один за другим у.чодил'И на фронт мальчишки. И Мятя тоже. Кажется, только вчера было то памятное комсомольское собра ние, когда его, -Митю Косгина, избрали ребята своим вожако.м. Было это в январе 1938 г. Зал, в котором собрались комсомоль цы, еще храйил следы новогодне го праздника. Попахивало хвоей, висели гирлянды и, может, оттого че критиковали бывший ко.мнтет, а говорили о будуще.ч. Каким оно будет? Что принесет каждому из них? Никто тогда и не подозревал,, что не вернется с фронта смелый футболист Сережа Киселев, по гибнет под Стали.чградо.м Юрцй Ильинский, не станет завуча Ильи Николаевича Гнато'Вского, кото рый был любимцем н душой всех ребят, что , ко..мсо.чольский секре тарь Дмитрий Костин станет лет чиком бомбард:ировочной авиации и 8 са,мый первый год войны, ког да наша армия отступала, будет летать на Берлин и получит свою первую награду — орден Крас ного Знамени. И.ми, как и многими другими сзо1П№Н'' 'вотоиТанниками, школа может гордиться. После возвра щения с фронта (Дмитрий был тя, жело ранен) он стал работать на железнодорожном транспорте, а теперь —. партийный работник. довоенные годы, в каждом 1мас- ее — самодеятельный коллектив, ТВ котором есть свои певцы, декла. маторы, танцоры, музыканты. Не снммке: жвлезиодорожная средняя школа № 97. потому что только трое из девяти связали свою жизнь е морем. Кто теперь скажет, почему? Может, * память о погибших отцах стали В. Илларионов и М. Вобликов военными моряками? А .может, потому что училище взя ло их на полное государственное обеспечение? Ведь имеияо ш том у с первого кутрса МГУ ушел тогда Леня Трубиииов. Отцу — плот нику и больной матери нелегко было содержать его и сестру Ва лю. И Леяя решил стагь курсантом высшего инженерно-морского учи лища. Теперь он — главный энер гетик одного из судов дальнего плавания Черноморского флота. Его же тошарищи Ротмир Сер геев и .Ллеша Фатеев продолжали учиться в Московском универси тете. Сейчас нх тоже зоиут по имени II отчеству. И потому^, что они уже не мальчишки, и потому, что уважаемые люди. Ротмир Александрович — глав ный .инженер геолого-разведочнон партии в Каза.хстаяе. .*\лексей Павлович — кандидат физических наук -Московского Государствен- Аллея Победы Шел апрель 1945 года. Уже не было в школе госпиталя, не видно следов войны; ребята свои ми руками восстановили постра давшее от бомбежек здание. Все со дня на день ждали падения гитлеровской Гермаиин. Каждому хотелось чем-то хорошим встре тить победу. — А что если нам залонспть Аллею Победы? — предложили учителя ребятам. — Давайте, давайте! — закри чали они все разом. ...Работали после уроко.в под чхковод'ством учителей бнолргия Елены.Михайловны Коростелевой, '1арии Дмитриевны .Манюковой, Вячеслава Ивановича . Сурина. Никто не хныкал, хотя было очень трудно. Приходилось выкорчевы вать старые пнн, ровнять пло щадку, рыть траншеи и заливать их водой, размечать дорожки. 8 мая закончили сажать аллею, а 9-го пришла, наконец, долго жданная победа, и вместе со все ми кричали «Ура-а!» тогда еше се миклассник Леря Трубников н его друзья. Шли годы. Набирали силу мо лодые сажеццы, выращенные ре бятами из семян в школьном пи- томянк'е, и кажТое лето, как толь ко наступали каникулы, объявлял Вячеслав Иванович аврал, и сей час же бежали его посыльные по до'ма.м ребят. По всему микро району несся их клич; — Вячеслав Ивавовйч в шкму велел! Деревья поливать. Они постоянно ухаживали за аллеей, с удовольствием растили и убирали урожай со своего опыт ного поля, где выращивали рожь, овес, пшеницу, дружно разбивали во дворе школы южный и север ный скверики, а когда в 1949-м был брошен клич «Украсим Ро дину садами», посадили фрукто вый сад. 120 деревьев, первый урожай с которых отдали подшеф ному детскому саду. И нынешние воспитаиникн шко лы остаются верны старой доброй традиции, и оттого так старатель но работ ают в своей теплице. Хо зяйство .Марии Дмитриевны .Ма- пюковой—так называют ее ребята. Так уж повелось, что I сентяб ря учащиеся украшают классы цветами 'из теплицы. Вот и в день празднования 30-летня школы з зале стояли белые хризантемы, ■выращенные их руками. ...Осень.. Шумят буйной листвой .Аллея Победы н школьные скве ры, н фруктовый сад, словно ти хие слезы, роняет на землю ред кие листья... В большую жизнь 1948 год. Ушел в большую жизнь первый послезоенный вы пуск десято.го класса, те, кто ос тавил в память о себе Аллею Победы. Был он невелик — всего девять человек,- не каждый ведь мог учиться в то нелегко,е время. Но эти девять были упрямы. Они страстно мечтали о(5 институтах. И преподаватели верили, что их пито.мцы . продолжат образова ние, несмотря ни на какие труд ности. Да и станет ли труднее, чв.ч ' есть Володе Илларионову? Его отец погиб на фронте. Зате.м умер ла мать. И если бы не сестра, ко торая взяла на себя заботу о брате, кто знает, как сложилась бы жизнь юноши. Благодаря ей Володя стал че ловеком. Он капитан-лейтенант Тихоокеанского морского флота. Редко приезжает он в родной го род, но обязательно за.ходит в школу, а разговаривая с учите лями, неизменно шутит; класс-то наш моряцкий. Он, конечно, преувеличивает, ного института имени Лебедева. Владимир Георгиевич Перцев— доцент кандидат экономических наук Ташкентского института, Ми хаил Петрович Пузанов — астро ном, Георгий Георгиевич Титов — инженер-технолог завода «Гидро привод*. Часто вспо.минаегся учителям нелегкая судьба их пито-.мцев. В семье Титовых, например, было трое детей. Отец погиб на фрон те, а .матери нелегко было одной поднимать ребятишек на ноги. Хлеба и того не хватало в первые послевоенные годы. И ортого са- мы.м настоящим празднико'.м для Титовых стал день, к-огда по реше нию родительского комитета •нм выделали два мешка картошки, собранной с подсобного хозяй ства. Теперь то время далеко позади. Сейчас, встречая кого-либо из своих преподавателей, Георгий Георгиевич непременно приглаша ет их к себе в гости. Хочется ему, чтобы его старшие товарищи вме сте с ним порадовались его ны нешней жизни. ' Верные помощники У песни этой—своя история Шел вечер, посвященный 30- летию со дня основания школы. Комсо.мо-лыжнй хор испо-тнял пе сню, в которой были и такие сло ва: ...Жизнь, что перед вами. Надо так пройти. Чтоб, как воин, зяа.мя С честью пронести. Знаем: путь на-ш труден И борьба нас ждёт. Но дерзать мы будем: К счастью Аруд ведет. У песни згой — ово-я история. Ее напжал 10 классу выпуска 1950 года преподаватель пения Иван И'ваиович Морской. И не с.тх'чайно. Мно-гие из этого класса были замечательными хо;ристами, которых знала и любила, вся шко ла — Тамара Ко-ротеева, Маша .Макарцева, Рая Позднякова, Вик тор и Юрий Волковы, Володя •Малых и другие. Все о.чи любили своего учителя пения. И уважали его за то, что хи был первым, кто 'шосле войны создал настоящую школьную , ху- т )жестзенн\ ю самодеятельность. Особенно полюбился ребятам хор мальчиков, в репертуаре которого насчитывалось около 200 песен. Хористы принимали самое ак тивное участие в школьных вече- ра.х. Шел, скажем, на одном из них разговор о великих реках Со ветского Союза, и хор сопровож дал его песнями, от старинных до новых: ' о Волге. Иртыше, 06,1. Енисее. Проводилась беседа о го родах нашей родины—и звучали в исполнении мальчиков произведе ния о Москве, Киеве, Лейииграле. Одессе. Но были у хора и свои любимые песни, которые все пелп больши-.м удовольствием. Это «Каховка», «Марш нахимовцев*. «.Москва майская». С ними ребя-' га яё расставались ни в будни, ни 3 праздники. После Ивана Ивановича .\'1ор- ского школьной са.чодеятельностыо руководили братья Виктор и Ев гений Огнезы. Они были не толь ко прекраоны.ми организаторами .многоч1кхте»ных концертов на же лез нодорож1ном транспорте, но а зяпеваламн новых песен. Интересша сущьба этщ ребят^ После окончания строительного техникума и службы в ар.мни они стали студентами Воронежско'го университета, а теперь оба партийные работники, лекторы — Евгений Елецкого райкома пар тии, Виктор Белгородского гор кома КПСС. I Не.мало труда в ' художествеи- ную самодеятельность вложил и бывший секретарь комитета ВЛКСМ школы Вадим Гусынин. Ныне он главный инженер науч но-исследовательского . института -Алма-.Аты.. Пр1у нем впервые был оргаяизован ко.цсомальскин хор, который не однажды выкодил победите.тем на различных с.чот- рах. ‘ Теперь в школе три хора —ком- со.мольский, пио1шрскйй, октября г- ский. Кроме того, как когда-то в . ■ I Еще шла война. Еще было очень и очень трудно. Но ни на минуту род'ит&ти не забывали своего глзвно-го долга — восни- тания детей. Вряд ли кто ИЗ'них 'запамято вал, сколько труда и эне1ргии вло- ЖН.1 каждый в ремонт разрушен ной бомбежками школы, в кото ром принимали участие и их дети, как работали на подсобном хозяй- утве, чтобы обеспечить ребяти шек обеда'-ми и завтра1ками. Путь до Сакаровки, где школе бьш отведен участок, не близок, 1Ю председатель родительского ко митета Ма|рия Григорьевна Ради на умела организовать ^^ля рабо ты на нем целые бригады. И мамы, и их дети сажалМ н пропалывали картофель, ухажи ва.ти за цросом, собирали сояом'х — корм для лошади, без кото рой в ту пору, было не обойтись Пом.яят, наверное, многие в ро дительокое собрание, которое со стоялось 25 сентября 1944 года Тогда школа только-только отк,ры лась после долгого, ремонта. По деловому обсуждался^ вопрос «О задачах родителей и учащ'ихся в наступившем учебном году», ЛАного за тридцать .лет сущест вования школы, было прёдсед.ате- лей этого комитета — .А. .А. Мар кова, М. И. Зеленская, .А. Ф. Крас нова, Г. В. Князев и другие, н каждый из ни.ч оставил свой с.дед. Одни организовывали кружки по изучению железнодорожных про фессий, другие занимались трудо- усгрбйсТ'бой- подростков .из мало- обеспеченньтх семей, третьи при- »има.т^1 участие в подготовке шко- ,1Ы к 'переходу на новую про грамму р производственным обу чением. В нашей страие под рукЮ1ВОЯст- зом Ко'ммунистичесмой партия со вершена невиданная по глубине и раз.маху культурная революция. В решении ее задач выдающая ся роль принадлежит советской школе. И коллектив.СШ .V» 97, верный славным три.дцатилетнггм градаци ям,' делает все, 'чтобы растить нового человека, завтрашнего строителя коммунистического об щества. П. Мухин, директор средней школы .V» 97. Э. Алексеева, сотрудник .редак’ции. В средней школе № 97 проходит смотр художественной самоде ятельности, Выступает хоо учащихся второго класса. Фото А. Боева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz