Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

ПРОХОДЯТ годы СЛАВНЫЕ..: 1937-й—начало Тр.идцагь лег существоваиия ш»алы — это и мало я Много. Ма­ ло потому, что впе|реди ее ждет большое будущее. Много потому, что день ее рождения уже успел стать историей. Первое октября 1937 года — тогда приняла СШ .V» 97 своих первых питомцев. Здание еще по- па.хи1вало свежей краской, когда по его длинным коридорам и много­ численным класоным комнатам прошествовала пр'ие,м'ОЧ1ная комис­ сия. Пышных торжеств не было. Ре­ чей тоже не произносж'ш. Просто в первый день занятий учащиеся вьгстрочиись на линейку и дирек­ тор школы Петр Ильич Винторов сказал единствежую фразу; — Наша школа — самая луч­ шая в г< ^д е , берегите ее, ребята. И все-таки яа лицах мальчишек сияла гордость. В перемены они выбегали во двор и подолгу смот­ рели на окна, задрав головы вверх. Как взрослые, говорили о достоинствах нового здания, о первых 'строителях школы—Д. Т. Карпове, И. В. Щиголеве, С. М. Абрамове. Никто и не подозревал, что через тридцать лет эти имена станут историей^ как нсторввй станут и сами ребята — первые питомцы школы. Они жили интересно. Строили спортивный городок, и все свобод­ ное время проводили там заядлая волейболистка Лида Ефанова, отличный легкоатлет Рая Оинель- яикова, футболисты Володя Сте­ панов и Саша Воронов; создавали в классах свою художественную са1МЮ1деятельность и потом, на концертах, с удовольсютеэг слу­ шали , стихи Ивана. Фомина и 'вдохновенную игру на скрипке Бо­ риса Рогова. Они крепко дружгита, и оттого, «аверное, хорошо учались, не имея в своей коспсоможской орга­ низации ни одного неуш'евающе- го. И не случайно имеяно их шко­ ле в первый учебный год было вручено перв-ходящее Красное зна­ мя .Министерства просвещения РСФСР. Грозный 1941-й Один за другим у.чодил'И на фронт мальчишки. И Мятя тоже. Кажется, только вчера было то памятное комсомольское собра­ ние, когда его, -Митю Косгина, избрали ребята своим вожако.м. Было это в январе 1938 г. Зал, в котором собрались комсомоль­ цы, еще храйил следы новогодне­ го праздника. Попахивало хвоей, висели гирлянды и, может, оттого че критиковали бывший ко.мнтет, а говорили о будуще.ч. Каким оно будет? Что принесет каждому из них? Никто тогда и не подозревал,, что не вернется с фронта смелый футболист Сережа Киселев, по­ гибнет под Стали.чградо.м Юрцй Ильинский, не станет завуча Ильи Николаевича Гнато'Вского, кото­ рый был любимцем н душой всех ребят, что , ко..мсо.чольский секре­ тарь Дмитрий Костин станет лет­ чиком бомбард:ировочной авиации и 8 са,мый первый год войны, ког­ да наша армия отступала, будет летать на Берлин и получит свою первую награду — орден Крас­ ного Знамени. И.ми, как и многими другими сзо1П№Н'' 'вотоиТанниками, школа может гордиться. После возвра­ щения с фронта (Дмитрий был тя, жело ранен) он стал работать на железнодорожном транспорте, а теперь —. партийный работник. довоенные годы, в каждом 1мас- ее — самодеятельный коллектив, ТВ котором есть свои певцы, декла. маторы, танцоры, музыканты. Не снммке: жвлезиодорожная средняя школа № 97. потому что только трое из девяти связали свою жизнь е морем. Кто теперь скажет, почему? Может, * память о погибших отцах стали В. Илларионов и М. Вобликов военными моряками? А .может, потому что училище взя­ ло их на полное государственное обеспечение? Ведь имеияо ш том у с первого кутрса МГУ ушел тогда Леня Трубиииов. Отцу — плот­ нику и больной матери нелегко было содержать его и сестру Ва­ лю. И Леяя решил стагь курсантом высшего инженерно-морского учи­ лища. Теперь он — главный энер­ гетик одного из судов дальнего плавания Черноморского флота. Его же тошарищи Ротмир Сер­ геев и .Ллеша Фатеев продолжали учиться в Московском универси­ тете. Сейчас нх тоже зоиут по имени II отчеству. И потому^, что они уже не мальчишки, и потому, что уважаемые люди. Ротмир Александрович — глав­ ный .инженер геолого-разведочнон партии в Каза.хстаяе. .*\лексей Павлович — кандидат физических наук -Московского Государствен- Аллея Победы Шел апрель 1945 года. Уже не было в школе госпиталя, не видно следов войны; ребята свои­ ми руками восстановили постра­ давшее от бомбежек здание. Все со дня на день ждали падения гитлеровской Гермаиин. Каждому хотелось чем-то хорошим встре­ тить победу. — А что если нам залонспть Аллею Победы? — предложили учителя ребятам. — Давайте, давайте! — закри­ чали они все разом. ...Работали после уроко.в под чхковод'ством учителей бнолргия Елены.Михайловны Коростелевой, '1арии Дмитриевны .Манюковой, Вячеслава Ивановича . Сурина. Никто не хныкал, хотя было очень трудно. Приходилось выкорчевы­ вать старые пнн, ровнять пло­ щадку, рыть траншеи и заливать их водой, размечать дорожки. 8 мая закончили сажать аллею, а 9-го пришла, наконец, долго­ жданная победа, и вместе со все­ ми кричали «Ура-а!» тогда еше се­ миклассник Леря Трубников н его друзья. Шли годы. Набирали силу мо­ лодые сажеццы, выращенные ре­ бятами из семян в школьном пи- томянк'е, и кажТое лето, как толь­ ко наступали каникулы, объявлял Вячеслав Иванович аврал, и сей­ час же бежали его посыльные по до'ма.м ребят. По всему микро­ району несся их клич; — Вячеслав Ивавовйч в шкму велел! Деревья поливать. Они постоянно ухаживали за аллеей, с удовольствием растили и убирали урожай со своего опыт­ ного поля, где выращивали рожь, овес, пшеницу, дружно разбивали во дворе школы южный и север­ ный скверики, а когда в 1949-м был брошен клич «Украсим Ро­ дину садами», посадили фрукто­ вый сад. 120 деревьев, первый урожай с которых отдали подшеф­ ному детскому саду. И нынешние воспитаиникн шко­ лы остаются верны старой доброй традиции, и оттого так старатель­ но работ ают в своей теплице. Хо­ зяйство .Марии Дмитриевны .Ма- пюковой—так называют ее ребята. Так уж повелось, что I сентяб­ ря учащиеся украшают классы цветами 'из теплицы. Вот и в день празднования 30-летня школы з зале стояли белые хризантемы, ■выращенные их руками. ...Осень.. Шумят буйной листвой .Аллея Победы н школьные скве­ ры, н фруктовый сад, словно ти­ хие слезы, роняет на землю ред­ кие листья... В большую жизнь 1948 год. Ушел в большую жизнь первый послезоенный вы­ пуск десято.го класса, те, кто ос­ тавил в память о себе Аллею Победы. Был он невелик — всего девять человек,- не каждый ведь мог учиться в то нелегко,е время. Но эти девять были упрямы. Они страстно мечтали о(5 институтах. И преподаватели верили, что их пито.мцы . продолжат образова­ ние, несмотря ни на какие труд­ ности. Да и станет ли труднее, чв.ч ' есть Володе Илларионову? Его отец погиб на фронте. Зате.м умер­ ла мать. И если бы не сестра, ко­ торая взяла на себя заботу о брате, кто знает, как сложилась бы жизнь юноши. Благодаря ей Володя стал че­ ловеком. Он капитан-лейтенант Тихоокеанского морского флота. Редко приезжает он в родной го­ род, но обязательно за.ходит в школу, а разговаривая с учите­ лями, неизменно шутит; класс-то наш моряцкий. Он, конечно, преувеличивает, ного института имени Лебедева. Владимир Георгиевич Перцев— доцент кандидат экономических наук Ташкентского института, Ми­ хаил Петрович Пузанов — астро­ ном, Георгий Георгиевич Титов — инженер-технолог завода «Гидро­ привод*. Часто вспо.минаегся учителям нелегкая судьба их пито-.мцев. В семье Титовых, например, было трое детей. Отец погиб на фрон­ те, а .матери нелегко было одной поднимать ребятишек на ноги. Хлеба и того не хватало в первые послевоенные годы. И ортого са- мы.м настоящим празднико'.м для Титовых стал день, к-огда по реше­ нию родительского комитета •нм выделали два мешка картошки, собранной с подсобного хозяй­ ства. Теперь то время далеко позади. Сейчас, встречая кого-либо из своих преподавателей, Георгий Георгиевич непременно приглаша­ ет их к себе в гости. Хочется ему, чтобы его старшие товарищи вме­ сте с ним порадовались его ны­ нешней жизни. ' Верные помощники У песни этой—своя история Шел вечер, посвященный 30- летию со дня основания школы. Комсо.мо-лыжнй хор испо-тнял пе­ сню, в которой были и такие сло­ ва: ...Жизнь, что перед вами. Надо так пройти. Чтоб, как воин, зяа.мя С честью пронести. Знаем: путь на-ш труден И борьба нас ждёт. Но дерзать мы будем: К счастью Аруд ведет. У песни згой — ово-я история. Ее напжал 10 классу выпуска 1950 года преподаватель пения Иван И'ваиович Морской. И не с.тх'чайно. Мно-гие из этого класса были замечательными хо;ристами, которых знала и любила, вся шко­ ла — Тамара Ко-ротеева, Маша .Макарцева, Рая Позднякова, Вик­ тор и Юрий Волковы, Володя •Малых и другие. Все о.чи любили своего учителя пения. И уважали его за то, что хи был первым, кто 'шосле войны создал настоящую школьную , ху- т )жестзенн\ ю самодеятельность. Особенно полюбился ребятам хор мальчиков, в репертуаре которого насчитывалось около 200 песен. Хористы принимали самое ак­ тивное участие в школьных вече- ра.х. Шел, скажем, на одном из них разговор о великих реках Со­ ветского Союза, и хор сопровож­ дал его песнями, от старинных до новых: ' о Волге. Иртыше, 06,1. Енисее. Проводилась беседа о го­ родах нашей родины—и звучали в исполнении мальчиков произведе­ ния о Москве, Киеве, Лейииграле. Одессе. Но были у хора и свои любимые песни, которые все пелп больши-.м удовольствием. Это «Каховка», «Марш нахимовцев*. «.Москва майская». С ними ребя-' га яё расставались ни в будни, ни 3 праздники. После Ивана Ивановича .\'1ор- ского школьной са.чодеятельностыо руководили братья Виктор и Ев­ гений Огнезы. Они были не толь­ ко прекраоны.ми организаторами .многоч1кхте»ных концертов на же­ лез нодорож1ном транспорте, но а зяпеваламн новых песен. Интересша сущьба этщ ребят^ После окончания строительного техникума и службы в ар.мни они стали студентами Воронежско'го университета, а теперь оба партийные работники, лекторы — Евгений Елецкого райкома пар­ тии, Виктор Белгородского гор­ кома КПСС. I Не.мало труда в ' художествеи- ную самодеятельность вложил и бывший секретарь комитета ВЛКСМ школы Вадим Гусынин. Ныне он главный инженер науч­ но-исследовательского . института -Алма-.Аты.. Пр1у нем впервые был оргаяизован ко.цсомальскин хор, который не однажды выкодил победите.тем на различных с.чот- рах. ‘ Теперь в школе три хора —ком- со.мольский, пио1шрскйй, октября г- ский. Кроме того, как когда-то в . ■ I Еще шла война. Еще было очень и очень трудно. Но ни на минуту род'ит&ти не забывали своего глзвно-го долга — восни- тания детей. Вряд ли кто ИЗ'них 'запамято­ вал, сколько труда и эне1ргии вло- ЖН.1 каждый в ремонт разрушен­ ной бомбежками школы, в кото­ ром принимали участие и их дети, как работали на подсобном хозяй- утве, чтобы обеспечить ребяти­ шек обеда'-ми и завтра1ками. Путь до Сакаровки, где школе бьш отведен участок, не близок, 1Ю председатель родительского ко­ митета Ма|рия Григорьевна Ради­ на умела организовать ^^ля рабо­ ты на нем целые бригады. И мамы, и их дети сажалМ н пропалывали картофель, ухажи ва.ти за цросом, собирали сояом'х — корм для лошади, без кото рой в ту пору, было не обойтись Пом.яят, наверное, многие в ро дительокое собрание, которое со стоялось 25 сентября 1944 года Тогда школа только-только отк,ры лась после долгого, ремонта. По деловому обсуждался^ вопрос «О задачах родителей и учащ'ихся в наступившем учебном году», ЛАного за тридцать .лет сущест­ вования школы, было прёдсед.ате- лей этого комитета — .А. .А. Мар­ кова, М. И. Зеленская, .А. Ф. Крас­ нова, Г. В. Князев и другие, н каждый из ни.ч оставил свой с.дед. Одни организовывали кружки по изучению железнодорожных про­ фессий, другие занимались трудо- усгрбйсТ'бой- подростков .из мало- обеспеченньтх семей, третьи при- »има.т^1 участие в подготовке шко- ,1Ы к 'переходу на новую про­ грамму р производственным обу­ чением. В нашей страие под рукЮ1ВОЯст- зом Ко'ммунистичесмой партия со­ вершена невиданная по глубине и раз.маху культурная революция. В решении ее задач выдающая­ ся роль принадлежит советской школе. И коллектив.СШ .V» 97, верный славным три.дцатилетнггм градаци­ ям,' делает все, 'чтобы растить нового человека, завтрашнего строителя коммунистического об­ щества. П. Мухин, директор средней школы .V» 97. Э. Алексеева, сотрудник .редак’ции. В средней школе № 97 проходит смотр художественной самоде­ ятельности, Выступает хоо учащихся второго класса. Фото А. Боева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz