Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

т г и т 1 ' 1 - 1 ■ ■ ■ д т | 1 : ж . ж : :.ж ~ ж 1 ж . :ж . Большой млад в русскую ли­ тературу внес Алексей Констан­ тинович Толстой. Ёго творчество было исключительно - много­ гранно. Крупнейший лирик, та­ лантливый драматург и гтсатель, создатель баллад, юмористиче­ ских и сатирических произве­ дений, Толстой во всем про­ явил оригинальность инеаауряд- ное дарование. Это о нем писая И. С. Турге­ нев: оОн оотаенл в наследство листоиАД в хладнмти кеннем Соя(»ечмых лучей Буйн«е м с т ь е Листьев и г|М 1 чвй. Или эте празджж— С вольным ветром спор? Или престо дразнят Зовом в синь - простор? Кружат, хороведят, То в пине, то вверх. Там, на небосводе. Ни дорог, ни вех... Может, посмеетесы Что помстилось мне, Будто я в полете С ними наравне. И смотрю я гердз, В вышине паря, Каи объяла город Теплая заря. Ярче, чем от солнма. Свет от тополей. За пять 'верст в колодцах Стало, знать, светлей. Столько, столько света Всюду пролилось. Будто вся планета Светится насквозь. В этаком приволье, В золотистый дождь. Право, поневоле Крылья обретешь! Но, гонимый ветром. Выброшенный в хлам. Вдруг клочок газеты Пал к моим ногам. Мне знаком до дрожи Букв короткий ряд... ...Над землей тревожной Ясный листопад... А. СИНЕЛЬНИКОВА. своим соотечественникам пре­ красные образцы драм, рома­ нов, лирических стихотворений, которые — в течение долгих лет—стыдно будет не знать вся­ кому образованному русскому». Его первые поэтические опы­ ты были замечены и положи­ тельно оценены А. С. Пушки­ ным. А в 1841 году В. Г. Белин­ ский писал о нем, что он имеет «все признаки еще слишком мо­ лодого, но тем не менее заме­ чательного дарования». Вначале Толстой создает за­ мечательные стихотворения, ко­ торые своей музыкальностью привлекли русских читателей и композиторов. Прежде всего з них поражает глубокий лиризм и душевность. Это — «Ты зна­ ешь, край, где все обильем ды­ шит», «Колокольчики мои», «Василий Шибанов*, «Курган», «Бор сосновый» и др. Но в основном полного разви­ тия творчество Толстого достиг­ ло в 1850—1870 годы. В этот период и создаются нежно ли­ рические стихи, баллады, дра­ мы, сатира, юмор, пишутся ро­ мансы и т. д. Всем известны его стихотво­ рения, в которых воспроизво­ дится то образ любимой жен­ щины, то личные глубокие пе­ реживания, то далекий путь ко­ лодников, то замечательные Позт, писатель, драматург картины русской природы. Чай­ ковский говорил: «Толстой — неисчерпанный источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэ­ тов». Римский-Корсаков, ’ Му­ соргский, Балакирев, Рубин­ штейн. Рахманинов и д|5угив вы­ дающиеся русские композито­ ры переводили стихи Толстого на музыку. Это «Средь шумно­ го бала», «Не ветер, вея с вы­ соты», «Колодники», «Кабы зна­ ла я, кабь( ведала», «То было раннею весной», «Звонче жаво­ ронка пенье» и многие другие. Очень своеобразны были со­ циально - политические и идео­ логические позиции Толстого. Он довольно отрицательно, на­ пример. относился к русской ре­ волюционной демократии, не принимал эстетические теории Чернышевского и Добролюбова, но зато принимал установки школы «чистой поэзии» во гла- , ве с Фетом, Полонским, Дружи­ ниным, Боткиным. Однако своеобразное и очень противоречивое мировоззрение Толстого не могло мириться с догмами теории «чистого искус­ ства», или «искусства для искус­ ства». Он отриц8тель><о отно­ сился и к правительственным кругам, резко осуждал само­ державие за то, что оно душит все передовое и прогрессивное. С ненавистью он относился к царской служебной бюрократии, реакционным печатным орга-. нам — таким, как «Русская бе­ седа», «Русский вестник». Рез­ ко высмеивал царей и высшую служебную царскую бюрокра­ тию, мминстрое, вельмож, суд. Это сказалось на многих его произвёдениях: «История госу­ дарства Российского от Госто- мысла до Тьмащева», «Сон По­ пова», «У приказных ворот со­ бирался народ», «Песня о Кат­ кове», «Послание Лонгинову о дарвинизме» и т. д. Сатира Толстого зачастую была близка к революционной сатире Щедрина (к «Истории од­ ного города»). . Часто писатель обращался к историческому прошлому. Он изображает непримиримую вражду между царями и бояр- лоаоопсооооововвоа.тоооооооооаооосюооааооааооаоооаооооаоооооооооооаоотоооооаооаооооооооаооаооооосзоаоао^д НА БЕРЕГУ ТИХОГО ДОНА. ством. Это ярко воплощено с романе «Князь Серебр.яный», е драме-трилогии «Смерть ИванЕ Грозно-го», «Царь Федор Иоанно­ вич», «Царь Борис» (1863— 1869 гг.). Однако эти произведения за­ частую противоречат реализму. . правде. В них произвольно тол­ куются исторические события и личности , м н о го пси хол о ги зм а , морализма и, главное, Толстой игнорирует социальные конф­ ликты описьваемой им эгкжи. Однако поэт вопреки этому су­ мел создавать характеры. Его персонажи выступают весьма ярко. Толстой проявил себя боль­ шим мастером и в построении сюжета, особенно ■в драмах. Большое место в его творчест­ ве занимают баллады. Из них особенно известны «Василий Шибанов», «Князь Михайло Реп­ нин». 8 них мы видим раздумья поэта над прошлой и современ­ ной ему жизнью. Вместе со своими двоюрод­ ными братьями Алексеем и Владимир<рм Жемчужниковыми Алексей Толстой создал изве­ стный своими афоризмами и са­ тирой образ Козьмы Петровича Пруткова. Это псевдоним трех сатириков и поэтов. Афоризмы Пруткова печатались в «Совре­ меннике». В своих сатира* Прут­ ков нападал на чиновников, ме­ щан, реакционную прессу, пош­ лость,'трусость и т. д. в наше время творчество Алексея Константиновича Тол­ стого не утратило своего значе­ ния. Он прочно вошел в исто­ рию русской литературы 1 *вк талантливый поэт-лирик, ' рома­ нист, драматург, сатирик. Вот почему мы проявляем к нему глубокий интерес и отводим ему почетное место в общем разви­ тии русской литературы XIX ве­ ка. о Советская общественность в § этом году отметила * 150-летие 0 со дня рождения А. К. Толсто- 1 го. Мы чтим его как замеча- о тельного русского поэта. § И. Скворцов, § доцент Елецкого ” пединститута. НОВЫЕ КНИГИ ,^Маленькие граждане** Наталья Грянева уже известна жителям нашего города. В 1955 изнинявшнсь, продолжает с: ой 1 году ее маленькие рассказы печатались в газете сКрасное знамя» и вызвали большой интерес у читателей. Недавно издательство «Просвещение» выпустило книжку Ната- ожи Гриневой «Маленькие граждане». Своими мыслями о ней делится с ельчанамя московская журна­ листка Елена Дроздова. Сборник Н. Гриневой «Ма- л€н^;кне граждане» состоит нз полусотни небольши.х произве­ дений, большинство из которых уже печаталось в разных газе­ тах и журналах. Миниатюры Гри­ невой и.звестны по многим ка­ лендарям. живут как бы вне име­ ни автора, которое чи^'атели мо­ гли и не запомнить, но обяза­ тельно удержали в памяти ее обжеты. Например, о мальчике, пытающемся один на один со взрослым верзилой заставить его бросить доску, которую тот та­ щит со школьной стройки, а когда взрослый парень, чувствуя свою безнаказанность, нздева- тельовн опраишвает малыша «Кто же ты такой будешь?» — ребенок 1 *еожияаяно для себя самого заявляет; — Я — гражданин Советскогю Союза. Уважение к личностн малень­ кого человечка — естественная моральная норма для всех. Эта тема убедительно раскрыта ав­ тором в ряде рассказов. Отец ведет мальчика первый раз в школу. Мальчик все лето мечтал об этом дне. На нем но­ венькая форма, в руке ранец со школьными принадлежностями, а главное — на голове норень- кая фуражка. Ему кажется, что все прохожие смотрят на него. Большой толстый мужчина задевает .малыша, смахивает фу­ ражку с его головы и. даже не в и путь. «Мысль, что есть на свете лю­ ди грубые, равнодушные к ма­ леньким и к такому необыкно­ венному дню в их жизни, не возникает у Кости. Он поднима­ ет фуражку и говорит не то удивленно, не то сочувственно: — Вот уж чудак-то!» Так заканчивается эта миниа­ тюра, названная автором «Чу­ дак». Мальчик с отцом стоят в оче­ реди за квасом. У какого-то мужчины что-то выпадает из кармана. Мальчик настойчиво ищет, шарит по зе)я.че и нако­ нец радостно кричит; — Я нашел его! Это железнодорожный билет до Ташкента. Но именно тот, кто потерял его, не обращая внима­ ния на мальчика, ворчит; — Уберите этого ребенка, це­ пляется ко мне. И только обнаружив пропажу, гладя малыша во голове, гово- ритз — Я тебя прогсдаял, а ты, ока­ зывается, для меня же старал­ ся. Молодец! Пытливыми глазами наши де­ ти глядят на взрослых, И вина родителей в том, если «выраста­ ет из сына евин». Такие нера­ зумные родители показаны в рассказах «Деликатная мама», «Первый синяк», «Уроки ма.чень- ки», «Кто безобразник?» — это миниатюра, в которой трехлет­ ний Игорь удивлен, что взрос­ лые останавливают его. — Я не безобразничаю, — обижается он, — я играю в па­ пу, когда он пьяный. Чувство дружбы рано зарож­ дается у ребенка, и задача ок­ ружающих его родителей, воспи­ тателей заключается в том, чтобы оно не заглохло, а разви­ лось. Автор книги «Маленькие граждане» очень точно справил­ ся и с этой темой, раскрыв ее в каждом рассказе по-своему. Вот один из них — «Морские волки». Два мальчугана — сыновья боцмана и судового механика — вместе с родителями ' плавают на речном буксире «Сокол». Ес­ тественно, что мальчишки уже считают себя настоящими мор­ скими волками. И игоают ежи «в капитанов» и «в матросо^». Но когда один из них при толч­ ке па.дает за борт, другой, не за­ думываясь, бросается за прия­ телем, чтоб вытащить его из во­ ды — ведь человек за бортом! Увидевший это происшествие матрос спасает ребят, и когда отец спрашивает одного из них: — Вовка, зачем ты, дурачок, бросился в воду? Ты же не уме­ ешь плавать. О чем ты думал? Он отвечает просто: — Я совсем не думал. “ Помочь другу в беде — уже в этом возрасте для него есте­ ственно. Книгу Наталии Гриневой лож­ но было- бы озаглавить «Взрос­ лые о детях». И это не было бы . ош 1 ибкой. Но не в заглавия суть, а также и не в том, что, веро­ ятно, можно поспорить о содер­ жании некоторых из рассказов. Бесспорно одно, что эта неболь­ шая книжка, вышедшая бежь- шим тиражом, прекрасно офор­ мленная, -не оставляет равно­ душными читателей и дает бо­ гатую пищу для размышлений и педагогам, и родителям. Книеаь— умный и сердечный подарок писательницы всем лю­ бящим детвору. Едена ДРОЗДОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz