Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

г э т о И ЕСТЬ М АСТЕРСТВО ИЗ ОПЫТА РАБ01Ы Что такое мастерство учите­ ля? Эта глубокое знание своего предмета, любовь к нему и увле­ ченность, поиски и вечное чувст­ во неудовлетворенности достиг­ нутым. Это труд. Скромный, не­ заметный, в те часы, когда дав­ но уже спят те, ради кого пере­ листываются бесчисленные стра­ ницы. Это умение отдать най­ денное, любовь и требователь­ ность. Обо всем этом невольно дума­ ется на уроке немецкого языка в 10 классе СШ № 8, который ве­ дет Наталья Борисовна Ивлева. Тема урока: «Наша социалисти­ ческая Родина». По настроению учащихся можно безошибочно определить жизненный тонус класса. Это безукоризненная серьезность, деловитость. Такой контакт с учителем, когда все мысли и чувства сосредоточены на внимании к каждому его сло­ ву и желании не отстать от сла­ женной, ритмичной работы това­ рищей. Уверенно, непринужденно бе­ седуют старшеклассники, ведя диалог по теме: «Мой родной го­ род». Вопросы и ответы рисуют жизнь Ельца. Мы слышим хоро­ шую литературную немецкую речь о наших заводах, школах, культурных учреждениях, исто­ рических достопримечательно­ стях древнего города. Повторение диалога по теме: «День Конституции СССР» идет с такой легкостью и натрениро­ ванностью, которой могли бы позавидовать и студенты. И воз­ никает желание, чтобы раздви­ нулись стены класса и рассказ о Советской Конституции могли прослушать немецкие сверстни­ ки наших ребят. Урок идет своим чередом. Од­ на форма работы логически пе­ рерастает в другую... Закрепля­ ется лексика путем ответов на поставленные учителем вопросы. Составляются ситуации на за­ данные словосочетания: «уста­ новить власть, соорудить зда­ ние, памятник», «отметить празд­ ник. юбилей, годовщину», «во­ оруженное восстание, вооружен­ ные силы, вооруженные рабочие и крестьяне» и другие. Десяти­ классники отлично справляются с этой работой. Ответы учащихся поражают грамотностью, каким-то налетом изящества, легкости и свидетель­ ствуют о том. что учитель в вы­ боре форм и приемов отдает предпочтение тем, которые раз­ вивают мышление, активизиру­ ют учащихся, совершенствуют устную речь на основе все воз­ растающего лексического запа­ са их. Включается магнитофон. Класс внимательно слушает текст «Праздник Октября». Вопросы учителя и ответы учащихся точ­ но воспроизводят прослушанный текст. Объяснению нового материала предшествует знакомство с но­ выми словами. На доске запи­ саны названия полезных ископа­ емых, которыми богата наша страна, учащиеся отрабатывают их произношение хором. Теперь мы слушаем только учительницу. У географической карты с указкой в руке нетороп­ ливо ведет она повествование о нашей Родине. Он звучит тор­ жественно, этот немецкий рас­ сказ о русском величии! О необъ­ ятных просторах, быстрых реках и глубоких озерах, высоких го­ рах и богатствах земных недр. Указка обошла границы, про­ звучали имена зарубежных со­ седей, остановилась на красной звезде — сердце страны. Корот­ кая характеристика Москвы как культурного и промышленного центра не только Советского Со­ юза, но и мира. Зазвучали зна­ комые с детства названия горо­ дов т - Киев, Новосибирск, Ле­ нинград, Баку, Минск... Повеяло запахом моря от названий пор- товых городов — Мурманск, Владивосток, Одесса, Севасто­ поль... Рассказ закончен. Понятен ли он десятиклассникам? Внима­ тельно, но спокойно смотрит на своих пито.мцев Наталья Бори­ совна. Вызывает одного за дру­ гим к карте. Взяв в руки указ­ ку, каждый отвечает на ее воп­ росы, показывает на карте. И рассказ учителя воскресает в его логической связи. В заключение ребята читают наизусть стихотворение Этеля «Мы любим нашу Родину». Оно выучено еще в 9 классе, но так гармонически созвучно настрое­ нию и теме урока. И как клятва, как девиз звучат хором повто­ ренные слова: «Мы любим нашу социалистическую Отчизну!» Урок завершен. Но еше какое- то мгновение находишься под его впечатлением. Так бывает, когда сталкиваешься с большим мастерством, с искусством. Не верится, что за 45 минут можно сделать так много, хорошо. Так много узнать, понять, прочувст­ вовать... и не сказать ни одного русского слова. Понимаешь, что это труд не недели, не месяца. Перед нами система обучения глубоко про­ думанная, строго организован­ ная и выработанная годами. Она основана на устной отработке учебного материала, на непре­ рывном повторении изученного, на такой тесной связи с жизнью, когда обучение и коммунистиче­ ское воспитание слиты воедино. Учитель... Как много зависит от его мастерства! Интерес к предмету, высокий результат труда — хорошая успеваемость, а часто и судьба выпуск­ ника, выбор профессии. И обязательно мировоззрение. Не случайно из года в год ученики Н. Б. Ивлевой идут на факуль­ теты иностранных языков. Они успешно выдерживают вступи­ тельные экзамены и хорошо учатся. Откуда берется мастерство! Известно, что только человек увлеченный может увлечь дру­ гих. Наталья Борисовна любит свой предмет, никогда не успо­ каивается на достигнутом. По­ стоянно читает методическую литературу, ищет эффективные формы работы, раздвигает стра­ ницы учебника. Ей тесно в его рамках. Она старается не от­ стать от жизни ни на один день. Все, что находит нового, инте­ ресного, берет на вооружение, не боится экспериментировать. Ее контакт с учащимися в изу­ чении немецкого языка не конча­ ется уроком. Войдешь в школу — в глаза бросится свежий но­ мер газеты на немецком языке. Активно работает кружок разго­ ворной речи. Совсем недавно успешно прошел вечер на немец­ ком языке. Отличник народного просве- щення Н. Б. Ивлева — человек очень скромный. Похвала ее смущает. Как-то довелось ее спросить, в чем секрет ее успеха, и она ответила: «Никакого сек­ рета нет. Нужен только труд, согретый любовью к детям, да совесть, ответственность за свою учительскую честь». Вероятно, это и есть самое главное. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш нештатный корреспондент. ВКЛАД ХУДОЖНИКОВ Елецкие художники стремятся достойно встретить полувековой юбилей родного государства. Много времени отдают они творческой работе. И. Г. Мишин/ и М. Н. Сапрыкина работают н а ^ гюртретами старых революцио­ неров, лучших людей города. Виды Ельца, пейзажи его окре­ стностей пишут А. А. Климов, Г. М. Лашин и М. М. Зацепин. На зональном выставкоме об­ ластей черноземной полосы удачно выступили со своими творческими работами художни­ ки А. А. Климов и И. Г. Мишин. Их картины получили хорошую оценку. Сейчас наш коллектив гото­ вится к городской выставке, по­ священной славному юбилею Советской власти. На ней будут показаны новые работы с вида­ ми родного города и его окре­ стностей, а также портреты луч­ ших людей Ельца. Н. Рощупкин, заведующий Елецкой художественной мастерской. Документы елецкой парторганизации Путь Октября • 18 АВГУСТА 1917 г. — Из «Суточных ведомостей» ГУМ о предъявлении экономических требований Елецким профессиональным союзом служащих и рабочих табачных фабрик владельцам фабрик В гор. Ельце профессиональный союз служащих н рабочих та­ бачных фабрик предъявил экономпческ 1 Г€ требования к владеяь- цам фабрик. Ввиду невозможности удовлетворения этих требова­ ний владельцы просят принять меры для предупреждения могу­ щих быть на этой почве волнений и эксцессов (Прошение владель­ цев от 18 августа). О 4 ОКТЯБРЯ 1917 г.—Из донесения Елецкого уездного комиссара Вр. пр. губкоммееаруп 0 <конфискации крестьянами с. Паниковца Каменской вол. Елецкого у. хлеба у кулаков. ...В Каменской вол. в с. Пан«- ковце крестьяне на сельском сходе постановили- отобрать весь лишний .хлеб у богатых, оста­ вив км на год. Я в это время был в именин Стаховича, , ула­ живал конфликт и не мог подо­ спеть вовре.мя. Хлеб, ' ‘ дВгстви- тельно, отобрали и ссыпали в общий амбар, выдавши квитан­ ции, у кого и сколько взято. Причину этого я усматриваю в злоупотреблениях богачей. Они не выдавали нуждающимся хле­ ба, а везли на станцию п прода­ вали калужанам нлп на само­ гонку по более высокой цене; это возмутило крестьян. Они боя­ лись остаться без хлеба, а пото­ му порешили из своего села не выпускать его; затем имеющие его при переписке бессовестно врут, и вот, у кого больше про­ тив карточки —■ они отбирали. Беззаконие и са.мовластне выра­ зилось в том, что они без ведо­ ма милиции и продовольствен­ ной управы это сделали. Сде­ лал распоряжение членам про­ довольственной управы II ми­ лиции, чтобы они выдали назад хлеб по норме на год тем. у ко­ торых взяли все за сопротивле­ ние сельскому комитету с ору­ жием в руках, затем проверить, по норме ли оставляли хлеб. За­ тем цену уплатить по твердой цене, а скрывавшим по 2 руб. 53 коп. Весь хлеб из амбара раздать обратно пострадавшим я не счел возможным, так как они категорически заявили, что хоть полк присылайте, а .хлеба из ам­ бара мы не дадим — его опять богачи сбудут на сторону. Уездный комиссар Фомин Секретарь С. Еськова. Навстречу Всероссийскому смотру художественной самодеятельности Последние годы у ельчан большой популярностью пользу-; Лтся самодеятельные артисты элементного завода. Они дали десятки концертов на клубных сценах Ельца, Липецка, Грязей, Мичуринска. Выступали электро­ химики на полевых станах и в клубе подшефного совхоза «Ма­ як». Всюду их награждали апло­ дисментами. Их творчество при­ носит людям радость. И не уди­ вительно, что их участие в го­ родском смотре привлекло в Дом культуры много зрителей. ...Медленно гаснет свет. От­ крывается занавес. Луч прожек­ тора освещает цифры «1917— 1967». Духовой оркестр испол­ няет увертюру, которую написал его руководитель Б. И. Висков. И едва смолкает мелодия, на сцену выходит Нина Якунина. Она выразительно читает отры­ вок из стихотворения Н. А. Не­ красова «Размышления у парад­ ного подъезда». В притихшем зале звучат овеянные грустью слова: Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель. Где бы русский мужик не стонал. „Г ероическая л е т о п и с ь и Этот монолог удачно сопро­ вождался старинной песней, ис­ полненной за кулисами хором. Запоминается сцена, изобра­ жающая солдат, сидящих в око­ пах. Световой эффект, декора­ ции, хорошая игра исполните­ лей. Шадрина играет работник заводоуправления Виталий Елец­ ких, Стамескина — старший ма­ стер Лев Винюков, офицера — конструктор Владимир Верин. Они дают понять, что в России нарастает революция, она неиз­ бежна. Революция свершилась. Тор­ жественный голос диктора пере­ дает, что государственная власть перешла в руки Петро­ градского Совета рабочих и сол­ датских депутатов. Но вот слышен тревожный сигнал трубы. Врывается мело­ дия песни «По военной дороге». Началась гражданская война. На сцене комсомольцы. Расста­ ваясь с любимыми девушками, они уходят защищать завоевания Октября. Этот патриотизм хоро­ шо показали солисты хореогра­ фического коллектива Борис Ба- тырев, Алла Викторова, Анто­ нина Батырева и Николай Щед­ рин. «Героическая летопись»—твор­ ческая удача коллектива худо­ жественной самодеятельности. Участники русского народного хора (руководитель Н. И. Строй- ков), духового оркестра (руко­ водитель Б. И. Висков), танце­ вальный коллектив (постанов­ щик Б. П. Батырев), драмкру­ жок, чтецы ярко раскрыли и по­ казали героическую историю на­ шей Родины, стойкость и муже­ ство советских людей. Правда, кое-где заметны недо­ работки, особенно при переходе от одного действия к другому. Короткие паузы, пустота сцены несколько замедляли действие. Око.чо двух часов продолжал­ ся концерт. В нем приняло уча­ стие 80 электрохимиков. Это те, кто своими руками собирает ис­ точники тока, разрабатывает и внедряет новые роторные маши­ ны и автоматы. Они замечатель­ но трудятся. Художественная самодеятельность — их второе призвание. О, ДЕМИН. и Более одиннад­ цати лет участ­ вуют в xудоже^- ственной самоде­ ятельности ра­ ботники отдела технического кон­ троля элементно­ го завода Алла Бубнова (на верхнем снимке первая справа) Таисия Киселе­ ва. Не раз они выступали на клубных сценах нашего города, на избиратель­ ных участках и в подшефном совхозе «Маяк». Алла Бубнова известна в кол­ лективе хора в как талантливая солистка. На нижнем снимке танце­ вальный коллек­ тив (руководи­ тель слесарь за­ вода Борис Ба­ тырев) исполня­ ет лирическум кадриль. Фото А. БОЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz