Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
г э т о И ЕСТЬ М АСТЕРСТВО ИЗ ОПЫТА РАБ01Ы Что такое мастерство учите ля? Эта глубокое знание своего предмета, любовь к нему и увле ченность, поиски и вечное чувст во неудовлетворенности достиг нутым. Это труд. Скромный, не заметный, в те часы, когда дав но уже спят те, ради кого пере листываются бесчисленные стра ницы. Это умение отдать най денное, любовь и требователь ность. Обо всем этом невольно дума ется на уроке немецкого языка в 10 классе СШ № 8, который ве дет Наталья Борисовна Ивлева. Тема урока: «Наша социалисти ческая Родина». По настроению учащихся можно безошибочно определить жизненный тонус класса. Это безукоризненная серьезность, деловитость. Такой контакт с учителем, когда все мысли и чувства сосредоточены на внимании к каждому его сло ву и желании не отстать от сла женной, ритмичной работы това рищей. Уверенно, непринужденно бе седуют старшеклассники, ведя диалог по теме: «Мой родной го род». Вопросы и ответы рисуют жизнь Ельца. Мы слышим хоро шую литературную немецкую речь о наших заводах, школах, культурных учреждениях, исто рических достопримечательно стях древнего города. Повторение диалога по теме: «День Конституции СССР» идет с такой легкостью и натрениро ванностью, которой могли бы позавидовать и студенты. И воз никает желание, чтобы раздви нулись стены класса и рассказ о Советской Конституции могли прослушать немецкие сверстни ки наших ребят. Урок идет своим чередом. Од на форма работы логически пе рерастает в другую... Закрепля ется лексика путем ответов на поставленные учителем вопросы. Составляются ситуации на за данные словосочетания: «уста новить власть, соорудить зда ние, памятник», «отметить празд ник. юбилей, годовщину», «во оруженное восстание, вооружен ные силы, вооруженные рабочие и крестьяне» и другие. Десяти классники отлично справляются с этой работой. Ответы учащихся поражают грамотностью, каким-то налетом изящества, легкости и свидетель ствуют о том. что учитель в вы боре форм и приемов отдает предпочтение тем, которые раз вивают мышление, активизиру ют учащихся, совершенствуют устную речь на основе все воз растающего лексического запа са их. Включается магнитофон. Класс внимательно слушает текст «Праздник Октября». Вопросы учителя и ответы учащихся точ но воспроизводят прослушанный текст. Объяснению нового материала предшествует знакомство с но выми словами. На доске запи саны названия полезных ископа емых, которыми богата наша страна, учащиеся отрабатывают их произношение хором. Теперь мы слушаем только учительницу. У географической карты с указкой в руке нетороп ливо ведет она повествование о нашей Родине. Он звучит тор жественно, этот немецкий рас сказ о русском величии! О необъ ятных просторах, быстрых реках и глубоких озерах, высоких го рах и богатствах земных недр. Указка обошла границы, про звучали имена зарубежных со седей, остановилась на красной звезде — сердце страны. Корот кая характеристика Москвы как культурного и промышленного центра не только Советского Со юза, но и мира. Зазвучали зна комые с детства названия горо дов т - Киев, Новосибирск, Ле нинград, Баку, Минск... Повеяло запахом моря от названий пор- товых городов — Мурманск, Владивосток, Одесса, Севасто поль... Рассказ закончен. Понятен ли он десятиклассникам? Внима тельно, но спокойно смотрит на своих пито.мцев Наталья Бори совна. Вызывает одного за дру гим к карте. Взяв в руки указ ку, каждый отвечает на ее воп росы, показывает на карте. И рассказ учителя воскресает в его логической связи. В заключение ребята читают наизусть стихотворение Этеля «Мы любим нашу Родину». Оно выучено еще в 9 классе, но так гармонически созвучно настрое нию и теме урока. И как клятва, как девиз звучат хором повто ренные слова: «Мы любим нашу социалистическую Отчизну!» Урок завершен. Но еше какое- то мгновение находишься под его впечатлением. Так бывает, когда сталкиваешься с большим мастерством, с искусством. Не верится, что за 45 минут можно сделать так много, хорошо. Так много узнать, понять, прочувст вовать... и не сказать ни одного русского слова. Понимаешь, что это труд не недели, не месяца. Перед нами система обучения глубоко про думанная, строго организован ная и выработанная годами. Она основана на устной отработке учебного материала, на непре рывном повторении изученного, на такой тесной связи с жизнью, когда обучение и коммунистиче ское воспитание слиты воедино. Учитель... Как много зависит от его мастерства! Интерес к предмету, высокий результат труда — хорошая успеваемость, а часто и судьба выпуск ника, выбор профессии. И обязательно мировоззрение. Не случайно из года в год ученики Н. Б. Ивлевой идут на факуль теты иностранных языков. Они успешно выдерживают вступи тельные экзамены и хорошо учатся. Откуда берется мастерство! Известно, что только человек увлеченный может увлечь дру гих. Наталья Борисовна любит свой предмет, никогда не успо каивается на достигнутом. По стоянно читает методическую литературу, ищет эффективные формы работы, раздвигает стра ницы учебника. Ей тесно в его рамках. Она старается не от стать от жизни ни на один день. Все, что находит нового, инте ресного, берет на вооружение, не боится экспериментировать. Ее контакт с учащимися в изу чении немецкого языка не конча ется уроком. Войдешь в школу — в глаза бросится свежий но мер газеты на немецком языке. Активно работает кружок разго ворной речи. Совсем недавно успешно прошел вечер на немец ком языке. Отличник народного просве- щення Н. Б. Ивлева — человек очень скромный. Похвала ее смущает. Как-то довелось ее спросить, в чем секрет ее успеха, и она ответила: «Никакого сек рета нет. Нужен только труд, согретый любовью к детям, да совесть, ответственность за свою учительскую честь». Вероятно, это и есть самое главное. О. НИКОЛЬСКАЯ, наш нештатный корреспондент. ВКЛАД ХУДОЖНИКОВ Елецкие художники стремятся достойно встретить полувековой юбилей родного государства. Много времени отдают они творческой работе. И. Г. Мишин/ и М. Н. Сапрыкина работают н а ^ гюртретами старых революцио неров, лучших людей города. Виды Ельца, пейзажи его окре стностей пишут А. А. Климов, Г. М. Лашин и М. М. Зацепин. На зональном выставкоме об ластей черноземной полосы удачно выступили со своими творческими работами художни ки А. А. Климов и И. Г. Мишин. Их картины получили хорошую оценку. Сейчас наш коллектив гото вится к городской выставке, по священной славному юбилею Советской власти. На ней будут показаны новые работы с вида ми родного города и его окре стностей, а также портреты луч ших людей Ельца. Н. Рощупкин, заведующий Елецкой художественной мастерской. Документы елецкой парторганизации Путь Октября • 18 АВГУСТА 1917 г. — Из «Суточных ведомостей» ГУМ о предъявлении экономических требований Елецким профессиональным союзом служащих и рабочих табачных фабрик владельцам фабрик В гор. Ельце профессиональный союз служащих н рабочих та бачных фабрик предъявил экономпческ 1 Г€ требования к владеяь- цам фабрик. Ввиду невозможности удовлетворения этих требова ний владельцы просят принять меры для предупреждения могу щих быть на этой почве волнений и эксцессов (Прошение владель цев от 18 августа). О 4 ОКТЯБРЯ 1917 г.—Из донесения Елецкого уездного комиссара Вр. пр. губкоммееаруп 0 <конфискации крестьянами с. Паниковца Каменской вол. Елецкого у. хлеба у кулаков. ...В Каменской вол. в с. Пан«- ковце крестьяне на сельском сходе постановили- отобрать весь лишний .хлеб у богатых, оста вив км на год. Я в это время был в именин Стаховича, , ула живал конфликт и не мог подо спеть вовре.мя. Хлеб, ' ‘ дВгстви- тельно, отобрали и ссыпали в общий амбар, выдавши квитан ции, у кого и сколько взято. Причину этого я усматриваю в злоупотреблениях богачей. Они не выдавали нуждающимся хле ба, а везли на станцию п прода вали калужанам нлп на само гонку по более высокой цене; это возмутило крестьян. Они боя лись остаться без хлеба, а пото му порешили из своего села не выпускать его; затем имеющие его при переписке бессовестно врут, и вот, у кого больше про тив карточки —■ они отбирали. Беззаконие и са.мовластне выра зилось в том, что они без ведо ма милиции и продовольствен ной управы это сделали. Сде лал распоряжение членам про довольственной управы II ми лиции, чтобы они выдали назад хлеб по норме на год тем. у ко торых взяли все за сопротивле ние сельскому комитету с ору жием в руках, затем проверить, по норме ли оставляли хлеб. За тем цену уплатить по твердой цене, а скрывавшим по 2 руб. 53 коп. Весь хлеб из амбара раздать обратно пострадавшим я не счел возможным, так как они категорически заявили, что хоть полк присылайте, а .хлеба из ам бара мы не дадим — его опять богачи сбудут на сторону. Уездный комиссар Фомин Секретарь С. Еськова. Навстречу Всероссийскому смотру художественной самодеятельности Последние годы у ельчан большой популярностью пользу-; Лтся самодеятельные артисты элементного завода. Они дали десятки концертов на клубных сценах Ельца, Липецка, Грязей, Мичуринска. Выступали электро химики на полевых станах и в клубе подшефного совхоза «Ма як». Всюду их награждали апло дисментами. Их творчество при носит людям радость. И не уди вительно, что их участие в го родском смотре привлекло в Дом культуры много зрителей. ...Медленно гаснет свет. От крывается занавес. Луч прожек тора освещает цифры «1917— 1967». Духовой оркестр испол няет увертюру, которую написал его руководитель Б. И. Висков. И едва смолкает мелодия, на сцену выходит Нина Якунина. Она выразительно читает отры вок из стихотворения Н. А. Не красова «Размышления у парад ного подъезда». В притихшем зале звучат овеянные грустью слова: Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель. Где бы русский мужик не стонал. „Г ероическая л е т о п и с ь и Этот монолог удачно сопро вождался старинной песней, ис полненной за кулисами хором. Запоминается сцена, изобра жающая солдат, сидящих в око пах. Световой эффект, декора ции, хорошая игра исполните лей. Шадрина играет работник заводоуправления Виталий Елец ких, Стамескина — старший ма стер Лев Винюков, офицера — конструктор Владимир Верин. Они дают понять, что в России нарастает революция, она неиз бежна. Революция свершилась. Тор жественный голос диктора пере дает, что государственная власть перешла в руки Петро градского Совета рабочих и сол датских депутатов. Но вот слышен тревожный сигнал трубы. Врывается мело дия песни «По военной дороге». Началась гражданская война. На сцене комсомольцы. Расста ваясь с любимыми девушками, они уходят защищать завоевания Октября. Этот патриотизм хоро шо показали солисты хореогра фического коллектива Борис Ба- тырев, Алла Викторова, Анто нина Батырева и Николай Щед рин. «Героическая летопись»—твор ческая удача коллектива худо жественной самодеятельности. Участники русского народного хора (руководитель Н. И. Строй- ков), духового оркестра (руко водитель Б. И. Висков), танце вальный коллектив (постанов щик Б. П. Батырев), драмкру жок, чтецы ярко раскрыли и по казали героическую историю на шей Родины, стойкость и муже ство советских людей. Правда, кое-где заметны недо работки, особенно при переходе от одного действия к другому. Короткие паузы, пустота сцены несколько замедляли действие. Око.чо двух часов продолжал ся концерт. В нем приняло уча стие 80 электрохимиков. Это те, кто своими руками собирает ис точники тока, разрабатывает и внедряет новые роторные маши ны и автоматы. Они замечатель но трудятся. Художественная самодеятельность — их второе призвание. О, ДЕМИН. и Более одиннад цати лет участ вуют в xудоже^- ственной самоде ятельности ра ботники отдела технического кон троля элементно го завода Алла Бубнова (на верхнем снимке первая справа) Таисия Киселе ва. Не раз они выступали на клубных сценах нашего города, на избиратель ных участках и в подшефном совхозе «Маяк». Алла Бубнова известна в кол лективе хора в как талантливая солистка. На нижнем снимке танце вальный коллек тив (руководи тель слесарь за вода Борис Ба тырев) исполня ет лирическум кадриль. Фото А. БОЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz