Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
I САМОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ в МйРЕ СССР - СТРЯНЯ Когда говорят о культурб на родов нашей Отчизны ао Вели кого Октября, в памяти неволь но возникают строки Н. А. Не красова: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и забитая, ты и всесильная. Матушка Русь... Россия и тогда занимала одно и з ' самых почетных мест в ряду стран, внесших наиболее значи тельный вклад в прогресс миро вой культуры. . Она дала миру Пушкина и Толстого, Лобачев ского и Чайковского и десятки лругнх имен, составляющих гор дость общечеловеческой цивили зации. И в то жё время сам. на род — создатель всех духовных и материальных сокровиш — в своем большинстве был безгра мотен, обречен на темноту и за битость. При.черно четыре пя тых населения (от 9 лет и стар ше) не умели читать и писать. Можно было посетить тысячи деревень и не найти ни одного грамотного человека." Почти поголовно было безгра мотно население национальных окраин России. Среди таджиков, например, грамотных насчитыва лось лишь 0,5 процента (один умеющий читать и писать на 200 человек!), среди киргизов — 0.6 процента, туркмен — 0,7 пр.б- цента и т. д. В. И. Лёнин в 1913 году с болью и гневом писал': «Такой дикой страны, в которой, м^а,о- сы народа настолько были ограб лены ; в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». В капиталистических странах Европы тоже не а.чтн как забо- ти.тись о просвещении народных масс, но царское правительство делало еше во много крат мень ше. Помещикам и капиталиста.м было выгодно держать народ в темноте, чтобы легче было его аксплуатировать. Известен факт, когда царь Александр III на су дебном деле одной крестьянки," высказавшей мечту отдать свое го сына в гимназию, наложил резолюцикэ: «В том-то и весь ужас, что мужик, а тоже лезет в гимназию». Все советские дети имеют возможность учиться*. Для них построены светлые, прекрасно оборудо ванные школы. После уроков каждый может до полнительно заниматься в школьных кабинетах, как эти учащиеся в кабинете физики. -ТАШКЕНТ. У Зульфизар Сай- далиевой и Дильбар Карн::овой хорошее настроение. Успешно окончив педагогический инсти тут имени Низами, молодые пе дагоги получили назначения: од на—в среднюю школу Андижан ской области, другая — в пед училище Ташкента. ВСЕ ЗАВОЕВАНИЯ КУЛЬТУРЫ—НАРОДУ Через два месяца после Вели кого Октября, выступая на III I съезде Советов, Владимир 1 Ильич говорил; «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил толь ко для того, чтобы дать одним все бла.га техники и культуры, а других лишить самого необходи мого — просвещения и разви тия. Теперь же все чудеса тех ники, все завоевания культуры станут общенародным достояни ем...». И молодое Советское государ ство с первых же своих шагов начинает осуществлять это про граммное ленинское положение, выражающее идею социалисти ческой революции в области культуры. Партия направляет на фронт культурного строительства мно гих видных своих деятелей, воз главивших Народный комисса риат просвещения, — А. В. Лу начарского, Н. Ки Крупскую, М. Н. Покровского, Ф. В. Ленг- ника и многих других. Проле тарское государство отменило плату за обучение в школе. Бо лее того, в вуза.х, рабфаках, техникумах учащиеся стали обеспечиваться стипендиями. Для политического и культурного просвещения масс были созданы такие учреждения, как рабочие клубы в городах, избы-читальнн в деревне, школы по ликвидации неграмотности взрослого населе ния — пункты ликбеза, где учи лись читать и писать .миллионы людей. —Знаменитые пять последних своих статей Ильич, тяжело больной, не мог уже писать сво ей рукой — он их диктовал сте нографу. В этих статьях Ленин подвел итоги проделанного Со ветским государством и наметил план построения социализма. Одной из важнейших частей этого плана бы.то осуществление культурной революции в стране, задачи 1 %оторой Владимир Ильич определил в статье «Странички из дневника». Примечательные факты Как бы радовался Ильич се годня цифрам, повествующим о культурном уровне наших рабо чих и крестьян! Из каждых 100 советских промышленных рабочих почти 60 человек имеют высшее и сред нее (полное и неполное) образо вание. А из .каждых 100 колхоз ников высшее и среднее образо вание имеют свыше 30 человек— примерно каждый третий. Эти цифры 50 лет тому на зад показались бы фантастиче скими. Сейчас у нас почти каж дый третий человек учится! Свы ше 48 миллионов детей занима ются в общеобразовательных школах; 2 миллиона человек —г в училищах профессионально- технического образования н шко лах ФЗУ; 4 .миллиона — в сред них специальных учебных заве дениях; почти 4,2 миллиона — в вузах и свыше 14,3 миллиона че ловек без отрыва от производст ва обучаются на различных кур сах по повышению своей квали фикации. В царской России было для народа всего лишь 200 клубных учреждений. Сейчас же у нас только нрофсоюзы имеют 19 ты сяч кл у ^ в , домов и дворцов культуры. Всего же клубных уч реждений в стране насчитывает ся окбло 130 тысяч. В них толь ко в кружках художественной самодеятельности занимается свыше 10 .миллионов человек. Особенно поразительны до стижения народов бывших ко лониальных окраин царской им перии. Вот лишь один пример. Сохра нился первый приказ, изданный только что созданным тогдд На родным комиссариатрм просве щения Таджикистана. В нем го ворится; «Принять на учет Тад жикской АССР всех работников отделов народного образования, учителей и служащих школ — всего 31 человек, 4 интерната и 3 начальных школы с количест вом учащихся 152 человека». Всего же учащихся в начальных школах в республике насчитыва лось 400 человек. Средних, а тем более высших школ тогда здесь не было. В 1965—66 учебном году в Таджикистане училось: 583 ты сячи человек в общеобразова тельных школах; 23 тысячи — в техникумах и ,30,4 тысячи сту дентов — в семи вузах респуб лики. Примечательно и другое. В Таджикистане на 10 тыся» че ловек населения приходится 118 студентов вузов, а в Англии -— 53, Италии — 47, Швейцарии — 36. Днн культуры и искусства со юзных республик, которые про ходят в канун великого юбилея в Москве, особенно ярко демон стрируют, как высоко поднялись за полвека культура и искусство всех братских народов СССР, Показателем высокого куль турного -уровня советского об щества является и следующий факт: четвертая часть всех книг, издаваемых в мире, приходится на долю Советского Союза. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. Вы пускники первой на Украине сельской народной консервато рии Николай Кириченко — то карь колхоза «Родина», Георгий Брова — тракторист колхоза «.Маяк», Владимир Николаев — механизатор отделения «Сель хозтехники» и' Николай Круглик — сельский электромонтер. 4а0аоооаоаоооо°осшоо1:ссаси7ааоооаоаааоаоааоопоасгааооаоооааааааасгааспоаасаааасаааапапроааааоаоаоооаооооагэ‘и о ' а а Забота о человеке, о его благе является выс- мышленности и строительства в 1966 году по срав- а а шей целью нашей партии и государства. нению с 1913 годом увеличились в 6,6 раза, ре- § а В Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великого Ок-1 альные доходы крестьян в расчете на одного ра- | о тября говорится; «Реальные доходы рабочих про- 1 ботающего — в 8,5 раза». ° а • о ''»сасшаасааисоаооааоааасас:1аоаааааааоаоаоааоооаоаааоааааоааасаоаасааоаааиас:1^|3соиийс!.5^гэоосюс&аоаиасш1диа1эйи. С О З Д А Н А Н О В А Я ИНТ Е ЛЛИ Г Е НЦИЯ Осуществление в стране куль турной революции не только вы вело трудовые массы из духов ного рабства и темноты, приоб щило их к богатствам культуры, накопленным человечеством, но и дало воз.можность вырастить новую интеллигенцию нз рабо чих' и крестьян — плоть от пло ти народа. Мы законно гордимся, что каж- •тый четвертый ученый в мире— советский ученый, что каждый четзе]этын врач на планете — советский врач, что инженеров у нас в два с лишним раза ^ л ь - ше, чем в СШ.А, и больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взяты.х. Ныне все человечестве прнзна- ег выдающиеся достижения со ветской науки в области физи ки. химии, математики, биоло гии, медицины и других обла стей знания. Весь мир признает блестящие успехи нашей науки в изучении Вселенной и в освое нии космического пространства. Все это — результат претворе ния в жизнь идей Великого Ок тября. Лучшие достижения советской культуры, — говорится в Тези сах ЦК КПСС к 50-летию Вели кого Октября, — прочно вошли в духовную жизнь нашего наро да, они обогащают сокровищни цу прогрессивной культуры все го человечества, пользуются ми ровым признанием. И. Павлов. (Т.АСС), Снимки фотохроники ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz