Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

I САМОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ в МйРЕ СССР - СТРЯНЯ Когда говорят о культурб на­ родов нашей Отчизны ао Вели­ кого Октября, в памяти неволь­ но возникают строки Н. А. Не­ красова: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и забитая, ты и всесильная. Матушка Русь... Россия и тогда занимала одно и з ' самых почетных мест в ряду стран, внесших наиболее значи­ тельный вклад в прогресс миро­ вой культуры. . Она дала миру Пушкина и Толстого, Лобачев­ ского и Чайковского и десятки лругнх имен, составляющих гор­ дость общечеловеческой цивили­ зации. И в то жё время сам. на­ род — создатель всех духовных и материальных сокровиш — в своем большинстве был безгра­ мотен, обречен на темноту и за­ битость. При.черно четыре пя­ тых населения (от 9 лет и стар­ ше) не умели читать и писать. Можно было посетить тысячи деревень и не найти ни одного грамотного человека." Почти поголовно было безгра­ мотно население национальных окраин России. Среди таджиков, например, грамотных насчитыва­ лось лишь 0,5 процента (один умеющий читать и писать на 200 человек!), среди киргизов — 0.6 процента, туркмен — 0,7 пр.б- цента и т. д. В. И. Лёнин в 1913 году с болью и гневом писал': «Такой дикой страны, в которой, м^а,о- сы народа настолько были ограб­ лены ; в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». В капиталистических странах Европы тоже не а.чтн как забо- ти.тись о просвещении народных масс, но царское правительство делало еше во много крат мень­ ше. Помещикам и капиталиста.м было выгодно держать народ в темноте, чтобы легче было его аксплуатировать. Известен факт, когда царь Александр III на су­ дебном деле одной крестьянки," высказавшей мечту отдать свое­ го сына в гимназию, наложил резолюцикэ: «В том-то и весь ужас, что мужик, а тоже лезет в гимназию». Все советские дети имеют возможность учиться*. Для них построены светлые, прекрасно оборудо­ ванные школы. После уроков каждый может до­ полнительно заниматься в школьных кабинетах, как эти учащиеся в кабинете физики. -ТАШКЕНТ. У Зульфизар Сай- далиевой и Дильбар Карн::овой хорошее настроение. Успешно окончив педагогический инсти­ тут имени Низами, молодые пе­ дагоги получили назначения: од­ на—в среднюю школу Андижан­ ской области, другая — в пед­ училище Ташкента. ВСЕ ЗАВОЕВАНИЯ КУЛЬТУРЫ—НАРОДУ Через два месяца после Вели­ кого Октября, выступая на III I съезде Советов, Владимир 1 Ильич говорил; «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил толь­ ко для того, чтобы дать одним все бла.га техники и культуры, а других лишить самого необходи­ мого — просвещения и разви­ тия. Теперь же все чудеса тех­ ники, все завоевания культуры станут общенародным достояни­ ем...». И молодое Советское государ­ ство с первых же своих шагов начинает осуществлять это про­ граммное ленинское положение, выражающее идею социалисти­ ческой революции в области культуры. Партия направляет на фронт культурного строительства мно­ гих видных своих деятелей, воз­ главивших Народный комисса­ риат просвещения, — А. В. Лу­ начарского, Н. Ки Крупскую, М. Н. Покровского, Ф. В. Ленг- ника и многих других. Проле­ тарское государство отменило плату за обучение в школе. Бо­ лее того, в вуза.х, рабфаках, техникумах учащиеся стали обеспечиваться стипендиями. Для политического и культурного просвещения масс были созданы такие учреждения, как рабочие клубы в городах, избы-читальнн в деревне, школы по ликвидации неграмотности взрослого населе­ ния — пункты ликбеза, где учи­ лись читать и писать .миллионы людей. —Знаменитые пять последних своих статей Ильич, тяжело больной, не мог уже писать сво­ ей рукой — он их диктовал сте­ нографу. В этих статьях Ленин подвел итоги проделанного Со­ ветским государством и наметил план построения социализма. Одной из важнейших частей этого плана бы.то осуществление культурной революции в стране, задачи 1 %оторой Владимир Ильич определил в статье «Странички из дневника». Примечательные факты Как бы радовался Ильич се­ годня цифрам, повествующим о культурном уровне наших рабо­ чих и крестьян! Из каждых 100 советских промышленных рабочих почти 60 человек имеют высшее и сред­ нее (полное и неполное) образо­ вание. А из .каждых 100 колхоз­ ников высшее и среднее образо­ вание имеют свыше 30 человек— примерно каждый третий. Эти цифры 50 лет тому на­ зад показались бы фантастиче­ скими. Сейчас у нас почти каж­ дый третий человек учится! Свы­ ше 48 миллионов детей занима­ ются в общеобразовательных школах; 2 миллиона человек —г в училищах профессионально- технического образования н шко­ лах ФЗУ; 4 .миллиона — в сред­ них специальных учебных заве­ дениях; почти 4,2 миллиона — в вузах и свыше 14,3 миллиона че­ ловек без отрыва от производст­ ва обучаются на различных кур­ сах по повышению своей квали­ фикации. В царской России было для народа всего лишь 200 клубных учреждений. Сейчас же у нас только нрофсоюзы имеют 19 ты­ сяч кл у ^ в , домов и дворцов культуры. Всего же клубных уч­ реждений в стране насчитывает­ ся окбло 130 тысяч. В них толь­ ко в кружках художественной самодеятельности занимается свыше 10 .миллионов человек. Особенно поразительны до­ стижения народов бывших ко­ лониальных окраин царской им­ перии. Вот лишь один пример. Сохра­ нился первый приказ, изданный только что созданным тогдд На­ родным комиссариатрм просве­ щения Таджикистана. В нем го­ ворится; «Принять на учет Тад­ жикской АССР всех работников отделов народного образования, учителей и служащих школ — всего 31 человек, 4 интерната и 3 начальных школы с количест­ вом учащихся 152 человека». Всего же учащихся в начальных школах в республике насчитыва­ лось 400 человек. Средних, а тем более высших школ тогда здесь не было. В 1965—66 учебном году в Таджикистане училось: 583 ты­ сячи человек в общеобразова­ тельных школах; 23 тысячи — в техникумах и ,30,4 тысячи сту­ дентов — в семи вузах респуб­ лики. Примечательно и другое. В Таджикистане на 10 тыся» че­ ловек населения приходится 118 студентов вузов, а в Англии -— 53, Италии — 47, Швейцарии — 36. Днн культуры и искусства со­ юзных республик, которые про­ ходят в канун великого юбилея в Москве, особенно ярко демон­ стрируют, как высоко поднялись за полвека культура и искусство всех братских народов СССР, Показателем высокого куль­ турного -уровня советского об­ щества является и следующий факт: четвертая часть всех книг, издаваемых в мире, приходится на долю Советского Союза. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. Вы­ пускники первой на Украине сельской народной консервато­ рии Николай Кириченко — то­ карь колхоза «Родина», Георгий Брова — тракторист колхоза «.Маяк», Владимир Николаев — механизатор отделения «Сель­ хозтехники» и' Николай Круглик — сельский электромонтер. 4а0аоооаоаоооо°осшоо1:ссаси7ааоооаоаааоаоааоопоасгааооаоооааааааасгааспоаасаааасаааапапроааааоаоаоооаооооагэ‘и о ' а а Забота о человеке, о его благе является выс- мышленности и строительства в 1966 году по срав- а а шей целью нашей партии и государства. нению с 1913 годом увеличились в 6,6 раза, ре- § а В Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великого Ок-1 альные доходы крестьян в расчете на одного ра- | о тября говорится; «Реальные доходы рабочих про- 1 ботающего — в 8,5 раза». ° а • о ''»сасшаасааисоаооааоааасас:1аоаааааааоаоаоааоооаоаааоааааоааасаоаасааоаааиас:1^|3соиийс!.5^гэоосюс&аоаиасш1диа1эйи. С О З Д А Н А Н О В А Я ИНТ Е ЛЛИ Г Е НЦИЯ Осуществление в стране куль­ турной революции не только вы­ вело трудовые массы из духов­ ного рабства и темноты, приоб­ щило их к богатствам культуры, накопленным человечеством, но и дало воз.можность вырастить новую интеллигенцию нз рабо­ чих' и крестьян — плоть от пло­ ти народа. Мы законно гордимся, что каж- •тый четвертый ученый в мире— советский ученый, что каждый четзе]этын врач на планете — советский врач, что инженеров у нас в два с лишним раза ^ л ь - ше, чем в СШ.А, и больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взяты.х. Ныне все человечестве прнзна- ег выдающиеся достижения со­ ветской науки в области физи­ ки. химии, математики, биоло­ гии, медицины и других обла­ стей знания. Весь мир признает блестящие успехи нашей науки в изучении Вселенной и в освое­ нии космического пространства. Все это — результат претворе­ ния в жизнь идей Великого Ок­ тября. Лучшие достижения советской культуры, — говорится в Тези­ сах ЦК КПСС к 50-летию Вели­ кого Октября, — прочно вошли в духовную жизнь нашего наро­ да, они обогащают сокровищни­ цу прогрессивной культуры все­ го человечества, пользуются ми­ ровым признанием. И. Павлов. (Т.АСС), Снимки фотохроники ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz