Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

. / — Вам закаэяая бандероль, — говорит девуцка . почтальон улы­ баясь. — Навер«ое, книга. Взглянув на обратный адрес, оп­ ределяю: «Нет. Экслибрисы». Я радуюсь получению .пакета, мыс­ ленно любуюсь находящимися в нем изящными, художестве«ны.ми миниатюрами... Экслибрис. Что ЭЮ такое? На­ верное, вам приходилось, открыв книгу, видеть небольшой бумаж­ ный ярлычок на обложке. Это и есть экслибрис или книжный знак. Витиеватым и вычурным рисун­ ком или простой незатейливой надписью он свидетельствует о принадлежности нниги определен­ ному лицу. Кстати, в переводе е латинского экслибрис означает «из книг». Наклеивая художест­ венно оформленный экслибрис, владелец книги не только свое­ образно украшает ре, проявляя заботливое и любовное к ней от­ ношение, "НО и отражает символи­ кой рисунка оообедаость состава библиотечки, свое пристрастие к чему-либо или специальность. В этом отношении характерен экс­ либрис Олега Попова, известного артиста цирка: на его знаке изо­ бражен он балансирующим на ка­ нате, протянутом между двумя стопами книг. Экслибрис прост, но выразителен. Возник экслибрис до начала книгопечатания. Уже в X IV веке делались попытки отразить с е!'о помощью принадлежность руко­ писной книги. Сохранившиеся до нашего времени такие знаки мно­ гое говорят современнику сГ куль­ туре отдаленных эпох, нравствен­ ных принципах тех времен. Вот ■ надпись на одном экслибрисе: «Эта книга украдена у Н. И. Позн.» Вероятно, он никому не да­ вал их и этими угрожающими словами присекал всякое желание покушаться на его книги. Другой заядлый любитель, вероятно, не­ равнодушный к поэзии, украсил ИА ОПУШКЕ ЛЕСА экслибрис такими -«проникновен­ ными» строчками: Фотоэтюд А. Боева. Угодно так всегда су'дьбе? иаарпдпрдопппааааоппрдаорааоваарвпиаарпрппаоаооаддодроорпшзпдппп^ Поэтическая рубрика | Д я т л ы ЭКСЛИБРИСЫ Популярный вид книжной - „малой графики" Когда дашь для прочтеиья книгу. Иль изорвут ее тебе. Или взамен получишь фигу. Подобного рода надписи вызы­ вают сейчас только ироническую улыбку. Коренную перемену нрав­ ственных норм ясно видишь, рас- сматривая экслибрисы современни­ ков. Вот один из них,принадлежа­ щий москвичу ■ М. Ю. Панову: расвоытая книга и на ней чудес­ ные слова е.леикого поэта И, Бунина: Молчат гробницы, писателя и С-паоли для дятлов Как столы, Хотя не пашут и не сеют, Смдят на веточках, полны, И кофты броские краснеют. Д а так ли это? Нет, не ТЭК . У дятлов вечные заботы : Лмш . солнце евилянет. Работа У них идет: тук -тук , так-тэк, И что ни день — Иной мэршрут. Сжимает воздух встречный перья. Я уселся на краешке стула. — Очень вас прошу, подожди­ те одну минутку, — сказала пани Кушпет.^инская, помешивая пова­ решкой в кастрюле. — Сейчас .я освобожусь, и мы поговори.ч. — Я на о^ну минуткч'. Хозяйка не расслышала, ибо ее вни.мание отвлекла с.чватка. вспыхнувшая между сыновьями в возрасте 10 н 12 лет Все потому. Что всюду ждут Пернатых плотников деревья. Где ствол разбуженный поет, Где виден в листьях алый факел, Борьбу упрям ую ведет Там за друзей зеленых Дятел. И лишь ко гда над головой Взметнется аечера завеса, Летят усталые домой , Большие труженики леса. Н. БАДУЛИН. мутями и кости— Лишь с.тову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, ' Звучат лишь письмена. Как говорится, комментарии ;злншни! Другой экслибрис — серьезное разду'мье о роли добро­ го друга — книги. Художник А. Колчанов создал очень милый рисунок для библиотеки музея го. рода Кирова! На знаке изображе­ на запряженная вместо лошади сумка, набитая книгами. На раз­ украшенной дуге изящная над­ пись «Библиотека Художественно­ го музея». Под дугой небо.тьшой коло-кольчик. Издавна с ним свя­ зано представление о дороге, дви­ жении. Художник, подписав на колокольчике «.А. Петряев», свое­ образно воспел основателя этой замечательной библиотеки, давше­ го ей дальнюю дорогу. Экслибрис как бы говорит, что книга силой заключенных в ней знаний двига­ ет вперед развитие общества. Но встречаются еще люди, ко­ торые считают экслибрис пустой затеей. Многовековая его жизнь — красноречивое возражение скептикам. Приведу такой пример. На двухтомно.м собрании «Дея­ ний Петра Великого», изданного СЧ 1 ШНМЯ ЖеНЩНВА Умело раз няв бойцов, мать дала каждому пз них по шлепку и кинулась в сторону стиральной машины, ко­ торая перестала работать. Быстро вылила грязную воду, влила ч у - гуя кипятка. добавила жидкого мыла и снова включила мотор. — Вы из домкома? — пежлпзо спросила хозяйка. — Да, уважае.мая соседушка, мы анкету заполняем, и нам не хватает о вас некоторых данных. — Один момент, — крикнула пани Кушпетлннская. — Рысек, гы что пану вложил в карман? — Пустяки, — сказал я с натя­ нутой улыбкой. — Это какая-то дощечка. Правда, оказалось, что к до- шечке прикреплена... мышеловка. Под крики наказанного малыша и извинения пани Кушпетлннская перевязала м«е окро-вавленные пальцы, пос.те че.'о кинулась спа­ сать закипевшую в кастрю.те ка­ шу. При этом она говорила: — Дети, успокойтесь, прошу вас! Ведь вы знаете, что отец лю­ бит вздремнуть после работы. Пусть только кто-нибудь посмеет его разбудить! Но проснулся только грудной ребенок, которого нужно было не- .медленно перепеленать. Я хотел уже перейти к делу, как в кухню ворвался взбешен­ ный сосед с первого эта^ка, кото- оому младший сынишка пани Кушпетлинской Гжесек только что разбил окно. Пока мать вы­ слушивала упреки гостя, я ста­ рался вырваться из круга смею. шеися детворы, желавшей втя­ нуть меня в игру. После того как сосед вышел, хозяйка отцепила приколотый мне на спину листок бумаги с изображение.м здоровен­ ной свиньи. Это ребятишки оби­ делись на меня за мой отказ, во­ зиться с ними. — Так что у вас за анкета? — спросила, наконец, хозяйка, усев­ шись на табурет. — .Мы не знали, работаете ли вы. Но теперь я вижу... — Да, это правда, — сказала лани Кушпетлинская, стеснитель­ но улыбаясь. — Муж у меня хо­ роший, и я на.хожусь в счастли­ вом положении: .могу себе позво­ лит» не работать. Б. Пионтковский, польский юморист. в 1774 г., полувыцветшими буква­ ми выведено: «История Петра Ве, ли'кош принадлежит Григорию Смирнову». Надпись сделана 130 лет назад малоизвестным стихо­ творцем начала 19 века. Другая надпись Любимова — современ­ ника Пушкина. Поэт был з(гаком с ни.м и, возможно, держал эти книги, бывая у него. Теперь, прой­ дя «сквозь дым столетий», они об. рели свою судьбу. На полках моей библиотеки стоят также выпущенные в нача­ ле XX века очерки по истории рус­ ской культуры. На них начерта­ но «Из' книг А. К, Сапегнна». Для меня это имя, возможно, так и ос­ талось бы неизвестным. У одного знакомого я увидел книжечку П. И. Певницкого, изданную в 1915 году в типографии Залкинда, в Ельце. Это и явилось причиной обратить на нее особое внимание тем более, что на ней надпись: «Многоуважаемому Алексею Кон­ стантиновичу на добрую память от автора». ААгновенно вспомнил; «Из книг А. К. Сапегина». Уж не ему ли предназначался экземпляр от автора? В местном музее мне рассказали о добрых дела.х учи­ теля женской гимназии А. К . Са- пегнна. На томе сочинешй Гаупт­ мана я нашел старательной рукой написанные слова: «Просим ува­ жаемого учителя Алексея Кон­ стантиновича принять эти книги на добрую память от уважающих его учениц 7-а класса Е.леикой гимназии 17 марта 1904 г,». Бла­ годаря экслибрису теперь соеди­ нились книги, принадлежащие Са- пегину, и стоят бок о бок на пол­ ках моей библиотеки. Создавая свой книжный знак, мне хотелось прежде всего отра­ зить родные места, давшие миру Бунина и Писарева, Пришвина и Апухтина, Стаховича и Хреннико­ ва. Так появился на экслибрисе уголок старого Ельца. Олень (герб нашего города) стоит на пи­ рамиде из книг: это символика Ельца книжного, имеющего боль­ шие культурные 1 траднции. Изо­ бражение собора знаменитого ар­ хитектора Тона показывает бо-- гатствоь архитектуры Ельца. Экс­ либрис исполнен художником М. 'Зацепиным Его наличие очень помогает мне в комплектоваяяи библ 1 ютеки, способствует установ­ лению связей с иногородними’ ЕНН- голюбамн. Достойно сожаления, 'гто такой популярный вид книжной «малой графики» не нашел широкого рас-’ пространения у наших книголю­ бов и старшеклассников. Ведь изучение экслибрисов принесет не. оспоримую пользу, приобщит к ценнейшему наследию народной мудрости — книге. Узнавая о зна­ ке все новое, научившись «читать» порою глубоко зашифрованный его взволнованный рассказ, вы не будете считать свое увлечение бесполезным и станете с гордо­ стью называть себя коллекционе- ром-экслибрисис 1 Ч)м. В. Некрасов, преподаватель щкрлы Ай 7»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz