Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
. / — Вам закаэяая бандероль, — говорит девуцка . почтальон улы баясь. — Навер«ое, книга. Взглянув на обратный адрес, оп ределяю: «Нет. Экслибрисы». Я радуюсь получению .пакета, мыс ленно любуюсь находящимися в нем изящными, художестве«ны.ми миниатюрами... Экслибрис. Что ЭЮ такое? На верное, вам приходилось, открыв книгу, видеть небольшой бумаж ный ярлычок на обложке. Это и есть экслибрис или книжный знак. Витиеватым и вычурным рисун ком или простой незатейливой надписью он свидетельствует о принадлежности нниги определен ному лицу. Кстати, в переводе е латинского экслибрис означает «из книг». Наклеивая художест венно оформленный экслибрис, владелец книги не только свое образно украшает ре, проявляя заботливое и любовное к ней от ношение, "НО и отражает символи кой рисунка оообедаость состава библиотечки, свое пристрастие к чему-либо или специальность. В этом отношении характерен экс либрис Олега Попова, известного артиста цирка: на его знаке изо бражен он балансирующим на ка нате, протянутом между двумя стопами книг. Экслибрис прост, но выразителен. Возник экслибрис до начала книгопечатания. Уже в X IV веке делались попытки отразить с е!'о помощью принадлежность руко писной книги. Сохранившиеся до нашего времени такие знаки мно гое говорят современнику сГ куль туре отдаленных эпох, нравствен ных принципах тех времен. Вот ■ надпись на одном экслибрисе: «Эта книга украдена у Н. И. Позн.» Вероятно, он никому не да вал их и этими угрожающими словами присекал всякое желание покушаться на его книги. Другой заядлый любитель, вероятно, не равнодушный к поэзии, украсил ИА ОПУШКЕ ЛЕСА экслибрис такими -«проникновен ными» строчками: Фотоэтюд А. Боева. Угодно так всегда су'дьбе? иаарпдпрдопппааааоппрдаорааоваарвпиаарпрппаоаооаддодроорпшзпдппп^ Поэтическая рубрика | Д я т л ы ЭКСЛИБРИСЫ Популярный вид книжной - „малой графики" Когда дашь для прочтеиья книгу. Иль изорвут ее тебе. Или взамен получишь фигу. Подобного рода надписи вызы вают сейчас только ироническую улыбку. Коренную перемену нрав ственных норм ясно видишь, рас- сматривая экслибрисы современни ков. Вот один из них,принадлежа щий москвичу ■ М. Ю. Панову: расвоытая книга и на ней чудес ные слова е.леикого поэта И, Бунина: Молчат гробницы, писателя и С-паоли для дятлов Как столы, Хотя не пашут и не сеют, Смдят на веточках, полны, И кофты броские краснеют. Д а так ли это? Нет, не ТЭК . У дятлов вечные заботы : Лмш . солнце евилянет. Работа У них идет: тук -тук , так-тэк, И что ни день — Иной мэршрут. Сжимает воздух встречный перья. Я уселся на краешке стула. — Очень вас прошу, подожди те одну минутку, — сказала пани Кушпет.^инская, помешивая пова решкой в кастрюле. — Сейчас .я освобожусь, и мы поговори.ч. — Я на о^ну минуткч'. Хозяйка не расслышала, ибо ее вни.мание отвлекла с.чватка. вспыхнувшая между сыновьями в возрасте 10 н 12 лет Все потому. Что всюду ждут Пернатых плотников деревья. Где ствол разбуженный поет, Где виден в листьях алый факел, Борьбу упрям ую ведет Там за друзей зеленых Дятел. И лишь ко гда над головой Взметнется аечера завеса, Летят усталые домой , Большие труженики леса. Н. БАДУЛИН. мутями и кости— Лишь с.тову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, ' Звучат лишь письмена. Как говорится, комментарии ;злншни! Другой экслибрис — серьезное разду'мье о роли добро го друга — книги. Художник А. Колчанов создал очень милый рисунок для библиотеки музея го. рода Кирова! На знаке изображе на запряженная вместо лошади сумка, набитая книгами. На раз украшенной дуге изящная над пись «Библиотека Художественно го музея». Под дугой небо.тьшой коло-кольчик. Издавна с ним свя зано представление о дороге, дви жении. Художник, подписав на колокольчике «.А. Петряев», свое образно воспел основателя этой замечательной библиотеки, давше го ей дальнюю дорогу. Экслибрис как бы говорит, что книга силой заключенных в ней знаний двига ет вперед развитие общества. Но встречаются еще люди, ко торые считают экслибрис пустой затеей. Многовековая его жизнь — красноречивое возражение скептикам. Приведу такой пример. На двухтомно.м собрании «Дея ний Петра Великого», изданного СЧ 1 ШНМЯ ЖеНЩНВА Умело раз няв бойцов, мать дала каждому пз них по шлепку и кинулась в сторону стиральной машины, ко торая перестала работать. Быстро вылила грязную воду, влила ч у - гуя кипятка. добавила жидкого мыла и снова включила мотор. — Вы из домкома? — пежлпзо спросила хозяйка. — Да, уважае.мая соседушка, мы анкету заполняем, и нам не хватает о вас некоторых данных. — Один момент, — крикнула пани Кушпетлннская. — Рысек, гы что пану вложил в карман? — Пустяки, — сказал я с натя нутой улыбкой. — Это какая-то дощечка. Правда, оказалось, что к до- шечке прикреплена... мышеловка. Под крики наказанного малыша и извинения пани Кушпетлннская перевязала м«е окро-вавленные пальцы, пос.те че.'о кинулась спа сать закипевшую в кастрю.те ка шу. При этом она говорила: — Дети, успокойтесь, прошу вас! Ведь вы знаете, что отец лю бит вздремнуть после работы. Пусть только кто-нибудь посмеет его разбудить! Но проснулся только грудной ребенок, которого нужно было не- .медленно перепеленать. Я хотел уже перейти к делу, как в кухню ворвался взбешен ный сосед с первого эта^ка, кото- оому младший сынишка пани Кушпетлинской Гжесек только что разбил окно. Пока мать вы слушивала упреки гостя, я ста рался вырваться из круга смею. шеися детворы, желавшей втя нуть меня в игру. После того как сосед вышел, хозяйка отцепила приколотый мне на спину листок бумаги с изображение.м здоровен ной свиньи. Это ребятишки оби делись на меня за мой отказ, во зиться с ними. — Так что у вас за анкета? — спросила, наконец, хозяйка, усев шись на табурет. — .Мы не знали, работаете ли вы. Но теперь я вижу... — Да, это правда, — сказала лани Кушпетлинская, стеснитель но улыбаясь. — Муж у меня хо роший, и я на.хожусь в счастли вом положении: .могу себе позво лит» не работать. Б. Пионтковский, польский юморист. в 1774 г., полувыцветшими буква ми выведено: «История Петра Ве, ли'кош принадлежит Григорию Смирнову». Надпись сделана 130 лет назад малоизвестным стихо творцем начала 19 века. Другая надпись Любимова — современ ника Пушкина. Поэт был з(гаком с ни.м и, возможно, держал эти книги, бывая у него. Теперь, прой дя «сквозь дым столетий», они об. рели свою судьбу. На полках моей библиотеки стоят также выпущенные в нача ле XX века очерки по истории рус ской культуры. На них начерта но «Из' книг А. К, Сапегнна». Для меня это имя, возможно, так и ос талось бы неизвестным. У одного знакомого я увидел книжечку П. И. Певницкого, изданную в 1915 году в типографии Залкинда, в Ельце. Это и явилось причиной обратить на нее особое внимание тем более, что на ней надпись: «Многоуважаемому Алексею Кон стантиновичу на добрую память от автора». ААгновенно вспомнил; «Из книг А. К. Сапегина». Уж не ему ли предназначался экземпляр от автора? В местном музее мне рассказали о добрых дела.х учи теля женской гимназии А. К . Са- пегнна. На томе сочинешй Гаупт мана я нашел старательной рукой написанные слова: «Просим ува жаемого учителя Алексея Кон стантиновича принять эти книги на добрую память от уважающих его учениц 7-а класса Е.леикой гимназии 17 марта 1904 г,». Бла годаря экслибрису теперь соеди нились книги, принадлежащие Са- пегину, и стоят бок о бок на пол ках моей библиотеки. Создавая свой книжный знак, мне хотелось прежде всего отра зить родные места, давшие миру Бунина и Писарева, Пришвина и Апухтина, Стаховича и Хреннико ва. Так появился на экслибрисе уголок старого Ельца. Олень (герб нашего города) стоит на пи рамиде из книг: это символика Ельца книжного, имеющего боль шие культурные 1 траднции. Изо бражение собора знаменитого ар хитектора Тона показывает бо-- гатствоь архитектуры Ельца. Экс либрис исполнен художником М. 'Зацепиным Его наличие очень помогает мне в комплектоваяяи библ 1 ютеки, способствует установ лению связей с иногородними’ ЕНН- голюбамн. Достойно сожаления, 'гто такой популярный вид книжной «малой графики» не нашел широкого рас-’ пространения у наших книголю бов и старшеклассников. Ведь изучение экслибрисов принесет не. оспоримую пользу, приобщит к ценнейшему наследию народной мудрости — книге. Узнавая о зна ке все новое, научившись «читать» порою глубоко зашифрованный его взволнованный рассказ, вы не будете считать свое увлечение бесполезным и станете с гордо стью называть себя коллекционе- ром-экслибрисис 1 Ч)м. В. Некрасов, преподаватель щкрлы Ай 7»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz