Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
1 50 л е т В е л и к о й О к т я б р ь с к о с оциали с тич е с кой революции глубокое прон4«<нове«И€ в действ1Ительмость, непри1Ми- ркмость к буржуазной идеологии и морали. Нашему искусству свойственны высокая идейная требователь- нчзсть, непримиримость но всему, что мешает движе нию вперед, дух новаторства и смелого художествен ного поиска. Советское искусство отображает историче ский путь советского народа, его героические деяния и борьбу за построение коммунизма. Сложился новый тип художника, который видит свое гражданское при звание в том, чтобы быть участником строительства но вого мира. Органической частью культурной жизни страны стало массовое, самодеятельное искусство, ^^иплионы совет ских людей, участвуя в самодеятельньтх коллективах, развивают свои дарования и эстетические вкусы. Худо жественная самодеятельность — замечательное сред ство приобщения народных масс к культурным ценно стям,' гармонического развития человека. Партия и впредь будет делать все необходимое для всестороннего духовного прогресса советского обще ства. 15. Воспитание трудящихся в духе высокой коммуни стической сознательности — важное усповие перехода к коммунизму. Экономические и политические преобразования обу словили глубокие изменения в общественном созна нии, утвердилось идейное единство советского обще ства. Марксистско-ленинская идеология стал# могучей движущей силой социального развития, важным факто ром сплоченности советских людей, источником их об щественно-политической и трудовой активности. В стра не выросли поколения Людей, воспитанные в духе без заветной преданности коА*мунж:тическим идеалам, убежденные в правоте нашего великого дела. Выко вался характер советского человека—борца, револю ционера, сознательного труженика. Все это создает благоприятные услов-ия для решения новых, более сложных задач коммунистического воспи тания людей, гармонически сочетающих в себе высо кую идейность, трудолюбие и организованность, духов ное богатство, моральную чистоту, физическое совер шенство. Воспитание всесторонне развитой личности — дли тельный и сложный процесс, зависящий , от материаль ных и культурных условий жизни, от глубины н размаха идейно-политической работы. Социалистическая идео логия призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрьвэть преемственность в развитии советского общества, показьшать связь высоких идеа лов с насущными интересами людей, с решением по вседневных практических задач и преодолением труд ностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия. Идеологическая работа на современном этапе про исходит 8 обстановке развертывания н углубления об щественно - политической и трудовой активности со ветских людей, в условиях напряженной классовой борьбы на международной арене. Ее главные задачи определены партийной Программой, решениями XXIII съезда КПСС. Это прежде всего развитие высокой по литической Iсознательности н коммунистического отно шения к труду и общественной собственности, воспи тание трудящихся, молодежи в духе советского патрио тизма, пролетарского интернационализма, непримири мости к буржуазной идеологии, готовности защищать завоевания социализма. Партия придает первостепенное значение маркси- стско - ленинскому образованию коммунистов, осо бенно руководящих кадров, улучшению идейно-вос питательной работы среди населения. Она неустан но совершенствует систему партийного образования, а также такие массовые средства идейно-политического и нравственного воспитания, как печать, телевидение, радио, кино. Повышение оперативности информации, укрепление связи пропаганды с жизнью, углубление ее теоретического содержания партия рассматривает как вгцниейшее средство усиления эффективности идеоло- гичиикой работы. В идеологической работе партия исходит из ленин ского указания о том, что вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть ком мунистического воспитания. Партия проводит курс на широкое вовлечение трудящихся в обсуждение и ре шение практических вопросов общественной .жизни. Научно - технический прогресс, экономическая ре форма, совершенствование социалистической демокра тии предъявляют высокие требования к характеру и содержанию человеческой деятельности во всех сфе рах жизни общества, к уровню сознательности, органи зованности и ответственности людей. Подготовка ква лифицированных спецкапистов должна сочетаться с формированием высоких идеалов, коммунистической морали, уважения к правилам социалистического об щежития. Дисциплина и самодисциплина, рачительное отношение к народному добру, принципиальность, вза- ИААНое уважение людей, чувство собственного до стоинства и гражданственности, непримиримость ко всяким проявлениям антиобщественного поведения — это неотъемлемые черты коммунистической нравст венности. Сочетание убеждения, примера, строгой тре бовательности — необходимое условие воспитания подрастающего поколения. В формировании идейно- нравственных качеств советского человека огромную роль играет трудовой коллектив — важное звено эко номической, социальной н духовной жизни социали стического общества. Большую остроту г нынешних условиях приобретает идеологическая борьба на мировой арене. Чем боль ше успехов одерживает социализм, чем глубже про- тивс^чия мирового капитализма^ тем. изощреннее ста новятся методы борьбы империалистов против комму низма. Буржуазная пропаганда пытается затушевать главные социальные антагонизмы и пороки современ-. ного капиталистического мира, притупить политическое сознание, парапизовдть волю трудящихся е борьбе за социализм. Империалистическая идеология стремится привить массам индивидуализм, увести их от политики, от решения коренных общественных проблем. Она делает ставку на оживление предрассудков и пережит ков прошлого в сознании людей. Борьба против влия ния чуждых нравов и традиций, преодоление отрица тельных явлений'в сознании м поведении людей —: серьезная задача коммунистического воспитания. Нет и не может быть нейтрализма в борьбе с бур жуазной идеологией, антикоммунизмом. Это классовая борьба, борьба за человека, за торжество свободы и прогресса человечества. Наша цепь — коммунизм. Решение ’ непосредствен ных практических задач партия связывает с достиже нием генеральной перспективы— построением комму низма. От октябрьских дней 19"17 года через суровые воен ные испытания и годы созидательного труда проходит славный путь борьбы за коммунизм, соединивший во едино наше прошлое, настоящее и будущее. Новые по коления строителей коммунизма свято берегут реео- лкэционные традиции и делают все для того, чтобы осуществить великие идеалы марксизма-ленинизма, т Строительство коммунизма — процесс сложный. Ох ватывая сферу материального производства, социаль ные отношения и общественное сознание, он связан с преодолением трудностей и противоречий, покорени ем сил природы, поисками эффективных средств реше. ния все новых и новых задач, с борьбой против импе риализма. Но великая цель рождает великую энергию народа. Коммунизм создается героическим поеседнев- Ньтм трудом рабочих и крестьян на фабриках и заво дах, на колхозных и совхозных прлях, творчеством ин теллигенции. Переход от социализма к коммунизму — естествен но - исторический процесс. Развиваясь и укрепляясь, социалистическое общество закономерно перерастает в коммунистическое. Продвигаясь вперед, мы можем идти только к коммунизму. Попытки искусственно за тормозить или перескочить необходимые этапы неиз бежно вступают в конфликт с объективньрми законами общественного развития. Воздвигая заводы и фабрики, укрепляя колхозы и, совхозы, совершенствуя общест венные отношения, умножая духовные богатства, мы создаем высокоорганизованное общество сознатель ных и сеободньрх тружеников, преданньрх коммунисти ческим идеалам. Коммунизм — воплощение реального гуманизма. «Все во имя человека, для блага челове ка» — гтрограммный принцип партии. Советская страна располагает всем необходимым для построения коммунизма: замечательными кадра ми, мощной индустрией и развитым сельским хозяйст вом, современной наукой и техникой, передовым об- щественньтм строем, огромными природными богат ствами. Энергия и разум советских людей направля ются на решение ноеь 1 х больших задач коммунистиче ского строительства. Творчеством народа под руко водством партии эти задачи будут успешно решены. III. В е л и к а я О к т я б р ь с к а я с о ц и а л и с т и ч е с к а я р е в о л ю ц и я и мировой революционный процесс Октябрьская* революция ознаменовала начало рево люционного перехода от капитализма к социализму во всем мире. За прошедшие полвека длировой револю ционный процесс развивался неудержимо, втягивая все новые страны и народы. Это развитие происходило 8 борьбе с империализмом, который оказывает упор ное сопротивление силам, революции и переходит на отдельньтх участках в контрнаступление. Мировое ре волюционное движение ралкивается и с внутренними трудностями, которые связаны с его стремительным ростом, разнородностью общественных сил, участвую щих в антиимпериалистической борьбе. Однако основ ная тенденция исторического развития человечества, определенная Октябрьской революцией, утвердилась прочно: его главное содержание, главное направление и главньте особенности определяют ныне мировая со циалистическая система, силы, борющиеся против им периализма, за социалистическое переустройство об щества,- 16. Исторический опыт 50 лет, прошедших после Ок тябрьской революции, убедительно подтвердил вывод революционной теории об обреченности капитализма. Империалистическая стадия развития капиталистиче ского строя с особой очевидностью обнажила его ан тинародную сущность и органические пороки. Империа лизм вверг народы в две мировые войны, унесшие 60 миллионов жизней, и угрожает развязать третью с примененном ракетно-ядерного оружия. Локальные войны и карательные походы гтротив национально- освободительного движения (свидетельством которых являются агрессия американского империализма во Вьетнаме, нападение израильских захватчиков на араб ские страны), милитаризация эконоалики , наступление на демократию и стремление установить террористи ческие фашистские режимы (последний пример — ре акционный переворот в Греции) таковы наглядные проявления реакционной сути империализма. Целиком подтвердился вьшод марксистско-ленинской теории о том, что капиталистические отношения стели препятствием на пути развития производительных сил в интересах народов, в интересах лю-дей труда. Об этом свидетельствуют разрушительный экономический кризис 1929—1933 годов, застой производства в послед дующие годы, циклические 'кризисы в ряде стран пос ле второй мировой войны, общая неустойчивость капи талистического хозяйства, постоянная недогрузка про изводственных мощностей, усиливающаяся неуверен ность трудящихся в завтрашнем дне. Империализм не сет ответственность за экономическую и техническую отсталость десятков стран Азин, Африки и Латинской Америки, которая является прямым следствием ограб ления этих стран нмперналистическими державами, по литики колониализма и неоколониализма. ^ Позиции империализма в мировой эконодлике и по литике значительно подорваны. Империализм исполь зует все возможности, чтобы продлить свое сущест вование. Современный капитализм — это прежде все го государственно - монополистический капитализм, приспосабливающийся к условиям борьбы двух миро вых систем. Учитьшая современный уровень гтронзво- дительных сил, особенности классовой борьбы в миро вом масштабе, успехи социалистических стран, нара стание классовых битв внутри капиталистического мира, империалисты маневрируют, стремятся ограничить таг кие наиболее разрушительные и социально опасные длд себя явления, как анархия производства, экономи ческие кризисы, массовая безработица. Они широко применяют систему государственного регулирования экономики, внедряют новые, более замаскированные, но по сз|щес 1 ву не менее жестокие методы эксплуата ции трудящихся, усиливают социальную демагогию. Однако никакие нововведения не меняют эксплуата торской сущности капитализма, никакие маневры не могут излечить его от присущих ему коренных пороков и неразрешимых противоречий. Развитие научно-техни ческой революции, усиление государственно-монополи стического регулирования, известный рост на згой ос нове производства неизбежно ведут ко все большему обобществлению производства в империалистических государствах, к обострению классовых противоречий, серьезным изменениям в расстановке боциальных н политических сил. В этом заключаются объективные условия дальнейшего роста антиимперналнстических сил, призванных под руководством рабочего класса осуществить революционный переход от капитализма к социализму. ' 17. Дело революционного обновления мира, начатое Октябрем и воплощенное в победе социализма в СССР, продолжено победами социалистических революций в других странах. Образование мировой социалистиче ской системы — крупнейшее историческое событие после победы Великой Октябрьской социалистической революции.' Вступление ряда стран на путь социализма после второй мировой войны и в последующие годы явилось наглядным подтверждением идеи марксизма-лениниз ма о неизбежной победе нового общественного строя. Строительство социализма в этих странах происходит в более благоприятных условиях: они с самого начала смогли опереться на социалистическое содружество, на Советский Союз. Верная своему интернациональному долгу, родина Октября оказала и оказывает широкую поддержку народам братских социалистических госу дарств. В распоряжении коммунистических и рабочих партий находится богатый опыт построения социализма в СССР. С другой стороны, развитие целой группы стран по пути, проложенному Октябрем, содействует строительству коммунизма в Советском Союзе. Теперь уже на примере многих народов доказано, что переходу от капитализма к социализму присущ ряд общих закономерностей, которые впервые проявились е ходе социалистических преобразований в СССР. Под твердился и тот фажт, что каждый народ вносит много нового в формы и способы этого перехода. Путь, прой денный социалистическими странами, обогатил и кон кретизировал понимание как общих закономерностей, так и различных форм и методов социалнстнческогс строительства. ^ За короткий срок большинство социалистических стран, имевших в прошлом низкий экономический уро вень, превратились в высокоразвитые государства, добились значительного повышения жизненного уров ня трудящихся, быстрого развития науки и культуры.' По темпам экономического роста страны социализма о-пережают капиталистические государства. В 1965 году они производили примерно в 10 раз больше промыш ленной продукции, чем выпускалось на этой террито рии в 1937 году, тогда как квпитвлнс,тичвский мир за это время расширил объем промьшленного произео/т- ства в 3,6 раза. Успешное развитие социалистической экономики, осо бенно в связи с глубокими изменениями, которые не сет научно-техническая революция, предполагает по стоянное совершенствование методов хозяйствования и управления экономикой, укрепление научных основ планирования, усиление хозяйственного расчета, мо ральной и материальной заиитересованностн трудящих ся 8 развитии производстча. Проводимые ныне во мно гих странах социализма зконрАЩиеские реформы при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz