Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

ИА СТРОЙКАХ ГОРОДА Они стоят друг против друга, как бы символизируя вчерашний и завтрашний день агрегатного: низкое, ' закопченное, непонят­ ной архитектуры здание заво­ доуправления и строящийся красавец корпус. Пройдет не­ сколько месяцев, и здесь разме­ стятся лаборатории, отделы и службы предприятия, столовая на 150 мест, медицинский пункт. Сдать объект в эксплуатацию предусмотрено в конце четвер­ того квартала, но строители решили завершить работы к 50- летию Великого Октября. Отлично трудятся бригады, руководимые И. П. Устиновым, А. П. Федотовым, А. С. Короте- евым. Систематически перевы­ полняют нормы плотники А. Н. Голиков, В. М. Соколов, моло­ дые каменщики Владимир Ма­ лых, Полина Кутьина и многие другие. В январе и феврале из ста тысяч рублей, отпущенных на строительство, освоено уже около 20 тысяч. И это несмотря на неблагоприятные погодные условия, суровую зиму! Сейчас стены инженерного корпуса выведены под крышу, в трехэтажном здании специалис­ ты субподрядных участков — «Промвентиляции», «Сантехмон- тажа» — готовятся к монтажу оборудования и коммуникаций. — Если все будет нормально. его сооружение выделено 200 тьгсяч рублей. Сумма немалая, к устройству нулевого цикла давно пора приступать — ведь летом у коллектива строиупраз- ления появятся более срочные дела. Однако до сих пор с пло­ щадки не убраны материалы, СДАТЬ ДОСРОЧНО! обязательства свои выполним, уголь , испорченные механизмы, говорит прораб С. С. Быков. не снесены временные помеще- Для этого «если» у него есть ния. И директора заеода М. М. достаточные основания. Как и Меренкова это, по~видимому, прежде, подводит материальное мало тревожит. Между тем в снабжение. Так, долгое время городе ныне работают два драг­ ие поступали из Липецка желе- зобетонньге конструкции, это сдерживало работы. Не все вопросы своевремен­ но, оперативно решаются и за­ казчиком. Вот пример. Непода­ леку от инженерного вырастет еще один корпус—блок цехов и складов. В текущем году на лайна (высокопроизводительные машины для выемки грунта). — Сейчас мы имеем возмож­ ность использовать один драг­ лайн на земляных работах,— отмечает главный инженер СУ А, И. Дешин.— Но в дальней­ шем мех»«4змы эти могут у нас забрать, и тогда выйти из положения будет нелегко. За­ казчики же снова начнут во есем обвинять строителей. Пока коллектив управления успешно справляется с планом работ, выполняемых собствен­ ными силами, хотя субподряд­ чики уже допустили отставание. И для того, чтобы не повтори­ лись ошибки прошлых лет, ког­ да в декабре с многочисленны­ ми недоделками, в спешке сда­ валось большинство объектов, нужно обеспечить строителям нормальные условия работы. Не только требовать, но и по­ могать им должны заказчики. Как и все советские люди, ра­ бочие и специалисты строитель­ ного управления стремятся встретить 50-летие Советской власти достойными трудовыми подарками. И одним из них ста­ нет инженерный корпус агрегат­ ного завода. «Сдать объект до­ срочно» — этим живут сейчас строители, не снижая взятых темпов, добиваясь высокого ка­ чества работ. А. Терехин. Большим опытом и ма­ стерством обладает столяр деревообрабатывающего це­ ха элементного завода Иван> Родионович Козьяков. Он систематически перевыполня­ ет производственные задания, изделия, обработанные им, отличаются хорошим качест­ вом. Недавно Иван Родионо­ вич избран депутатом город­ ского Совета, и товарищи его знают, что доверие он оправ­ дает, НА СНИМКЕ: И. Р. Козья­ ков. Фото А. БОЕВА. Завод «Гидропривод»— круп­ ное, технически оснащенное предагрилтие. Продукция егоо-т- правляется во все уголки на­ шей страны, а также во многие страны мира. Гидростроители делают все для того, чтобы их иаделия были только отличного качества, ни в чем не уступа­ ли мировым об^разцам, чтобы высоко ценилась марка завода. Большое значение на нред- приятии придается - материаль­ ным и моральным стимулам. Особо отличившиеся поощряют­ ся. Начальник цеха, мастер совместно с представителями цехкома решают, кто заслужил премии за прошедший месяц. Это материальный стимул. Есть на заводе и еще одна хорошая традиция. У нас при подведе­ нии итогов передовикам произ­ водства вручаются книги. Еже­ месячно. У многих уже целые библиотечки, просматривая ко­ торые можно узнать трудовой путь их владельцев. Инструментальный цех явля­ ется частью большого, слажен­ ного коллектива. Всем известно, что без хорошей, надежной ос­ настки трудиться сейчас нелег­ ко. Поэтому руководство цеха уделяет особое внимание каче­ ству изготовляемых штампов и В передовом коллек1^ире приспособлений. Причем выпол­ нены они должны быть не толь­ ко точно по чертежу, но и чтоб внешний их вид соответствовал эстетическим нормам. Для это­ го оснастка красится, полиру­ ется, оксидируется. Конечно, не всегда все получается гладко, но инструментальщики доро­ жат своей честью, стараются сдавать изделия с первого предъявления. Отличными производственни­ ками зарекомендовали себя шлифовщики Б. Провоторов, М. Луканов, слесари Ю. Гнез­ дилов, В. Оборотов, токарь Б. Демин. Борис Провоторов работает па заводе с 1944 года. Он под­ готовил много учеников, и они благодарны ему за это. Борис выполняет самые точные рабо­ ты — обрабатывает ка.тибры, копиры, и качество их всегда отличное. Много ценных предложений внесли рабочие, ияженерно-т-ех- ничеокие работники цеха. Они позволили сэкономить немало денежных средств и материалов. улучшить условия груда и по­ высить его производительность. Так, Н. Туленинов совместно с мастером В. Голубевым создал оригинальный штамп для вы­ рубки окон в сепараторе. Рань­ ше слесарю надо было склепать сепаратор, затем разметить, рассверлить, вырубить, раскле­ пать и потом только выпилить это окно. За день больше четы­ рех не сделаешь. Теперь же за смену'рабочий может вырубить несколько десятков таких окон. Причем этот штамп может об­ служивать не только слесарь высокой квалификации, но да­ же и ученик. ___ В инструментальном цехе — чистота. Кругом цветы. Но ведь чистота не возникает сама по себе. За нее борются, ее поддер­ живают. И хочется особо отме­ тить наших скромных труже­ ниц — уборщиц Е. Рябову и П. Кузьмичеву. В эти дни инструментальщи­ ки несут трудовую вахту в честь 50-летия Советской власти. Каждый рабочий в.зял на себя повышенные социалистические обязательства. А весь коллектив цеха решил план текущего го­ да выполнить досрочно, к 25 декабря. Н. Арнаутов, слесарь, член цехкома. Московский завод «Победа» приступил к выпуску юбилей­ ных значков, посвященных 50- летию Советской власти. НА СНИМКЕ: новые значки. Как был выполнен Ленинский декрет Советский Союз-страна всенародной грамотности Четыре с половиной миллиона инженеров и техников. Около восьмисот тысяч специалистов сельского хозяйства. Более од­ ного миллиона экономистов и товароведов. Почти два миллио­ на специалистов здравоохране­ ния и физической культуры. Свыше трех миллионов человек, окончивших университеты, пе­ дагогические, библиотечные ц искусствоведческие институты. На каждую тысячу работающих — примерно сто двадцать спе­ циалистов. Таково статистическое выра­ жение некоторых итогов куль­ турной революции, продолжаю­ щейся в Советском Союзе уже полвека. Статистика показывает, что в наши дни неграмотные — редкое исключение. Можно добавить, что в 200 с лишни.м тысячах обшеобразова- те-тьных.школ учится 48 миллио­ нов детей и взрослых, что в Со­ ветской стране введено всеоб­ щее восьмилетнее обучение и что к 1970 году всеобщее обуче­ ние постепенно перерастет в де­ сятилетнее. Иную картину мы увидим, ес­ ли мысленно перенесемся на 50 лет назад. Неграмотными оста­ вались почти 70 процентов муж­ чин и около 90 процентов жен­ щин царской России. Среди на­ родов Средней Азии. Северного Кавказа и других окраин Рос­ сийской империи исключение со­ ставляли грамотные. Многие народы, населявшие тогдашнюю Россию (башкиры, туркмены, капакалпани, ненцы, чукчи, эвенки), не имели своей письменности. Украинцы, бело­ русы, латыши, литовцы, эстон­ цы и многие другие не имели права учиться на родном языке. Последнее место в Европе по уровню грамотности — такова была участь, уготованная огром­ ной стране царизмом. Великая Октябрьская социали­ стическая революция открыла возможности получения образо­ вания широким массам трудя­ щихся. Перед Советской властью стали большие и сложные зада­ чи. Надо было коренны.м обра­ зом преобразовать начальные, средние и высшую школы. И, ко­ нечно. на первом плане была" ликвидация неграмотности, В самый разгар войны против внутренней контрреволюции и иностранны* интервентов 26 де­ кабря 1919 года Владимир Иль­ ич Ленин подписал Декрет Со­ вета Народных комиссаров «О ликвидации безграмотности сре­ ди населения РСФСР». Декрет предусматривал обязательное обучение грамоте всего населе­ ния от 8 до 50 лет. Учиться можно было на русском или род­ ном языке — по желанию. В допо.чнение к обычным шко­ лам Советское правительство соз­ давало особые школы для. обуче­ ния неграмотных и малограмот­ ных. Школы за счет государства обеспечивались учебниками, пись­ менными принадлежностями, учебны.ми пособиями, .Для обу­ чающихся на два часа сокра­ щался рабочий день, заработная плата сохранялась. К обучению неграмотных при­ влечены были учителя, врачи, инженеры, служащие, студенты — словом, все грамотные люди. Труд их оплачивался по нормам работников просвещения. Для школ «ликбеза» использовались все пригодные помещения —клу­ бы, народные дома, конторы. За парты сели сперва сотни тысяч, а затем н миллионы трудящихся. Велика была в народе жажда знаний. Участница гражданской войны Надежда Гуртьева (вдо­ ва генерала — известного героя Великой Отечественной войны) вспоминает, как в обозе полка, где она служила, постоянно хра­ нилась снятая где-то дверь — она заменяла классную доску. На привалах, в перерывах меж­ ду боями Надежда Гуртьева учила бойцов грамоте. Однажды в сложной боевой обстановке командование пред­ ложило женщинам . культа рмей- дам. в том числе Гуртьевой, уехать в тыл. Красноармейцы обрати.^ись с петицией, в кото­ рой было сказано: «Воевать без учения не имеем возможности». Гуртьева и ее коллеги были ос­ тавлены в полку н продолжали обучать неграмотных. Движение за ликвидацию не­ грамотности все ширилось, хо­ тя трудности были очень боль­ шими. Не хватало преподавате­ лей, помещений, бумаги, каран­ дашей, перьев, чернил. Нужны были и буквари для взрослых, методические пособия. Оказы­ вали сопротивле«ие реакционные элементы. 19 июля 1920 года Ленин под­ писал Декрет Совнаркома «Об учреждении Всероссийской чрез­ вычайной комиссии по ликвида­ ции безграмотности». Во главе ее стал Председатель Всерос­ сийского Центрального Испол­ нительного Комитета Михаил Иванович Калинин. В 1923 году организовалось добровольное общество «Долой неграмотность» Первыми в не­ го вступили Ленин, Калинин, Крупская, Луначарский. Обще­ ство это вскоре стало необычай­ но популярным. Оно располага­ ло специальным издательством, выпускало учебники для взрос­ лых на многих языках, различ­ ные пособия. Издавались газе­ ты для малограмотных «В по­ мощь учебе», «Крестьянская га­ зета для начинающих читать», массовый журнал, плакаты. Обучать неграмотных прихо­ дили все новые люди, в 1932 го­ ду в школах и пунктах ликбеза преподавало свыше миллиона че­ ловек. В 1920—1939 годах в школах для неграмотных обу­ чалось 50 миллионов человек, а- в школах для малограмотных— 30 миллионов. И вот, по данным всесоюзной переписи 1939 года, выяснилось, что в городах стало 94,2 про­ цента грамотных до 50 лет, а в селах ■— 86,3 процента. Гра­ мотность мужчин составила 95,1, женши 1 Н— 83,4 процента. В наши дни Советский Союз — страна всенародной грамот­ ности. Речь теперь идет о том, чтобы все имели законченное среднее образование. М. Аметистов. , ъА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz