Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Сложны и многообразны обя­ занности плановика механосбо­ рочного цеха завода медобору- дования Валентины Ореховой. Внедрение действенного хоз­ расчета, бережливое расходова­ ние материалов и рабочего вре­ мени — за всем этим следит она особенно внимательно, до­ биваясь высокой экономической эффективности производства. НА СНИМКЕ: Валентина Орехова. Фото А. БОЕВА. Ф Ж Нам отвечают В заметке под рубрикой сИз почты этих дней», опубликован­ ной в нашей газете, говорилось о том, что затянулась газифика­ ция домов № № 134, 136'по ул. Мира и № 34 по улице 9 Де­ кабря. Начальник конторы горгаза В. М. Кряквин сооб­ щил, что указанные факты име­ ли место. Были приняты меры, и теперь жильцы этих домов пользуются «голубым» топли­ вом. Не так давно в Дом-музей В. И. Ленина в Ульяновске при­ шло письмо от заслуженного ра­ ботника культуры Башкирии — А. А. Вермишева. Он писал о своем отце — стойком революци­ онере и писателе Александре Александровиче Вермншеве, о том, как беззаветно любил тот Ильича. К письму были прило­ жены стихи Вермишева — отц.з времен гражданской войны, по­ священные вождю. В письме со­ общалось также, что Вериишев, будучи политкомиссаром, сра­ жался в рядах Красной Армии в Липецкой области и геройски погиб в августе 1919 года под городом Ельцом, обороняя его от белобандитов. Сотрудники музея тепло от­ кликнулись на это послание, от­ правив своему адресату книгу о музее. Так завязалась переписка. — Сердечно благодарю вас,— пишет Вермишев. — Вашу кни­ гу я сохраню на память. В свою очередь посылаю вам фотогра­ фии моего отца и книгу «Первые советские театры», куда вошла известная пьеса моего отца «Красная правда», которую чи­ тал Ленин... Письмо простое, трогательное. Когда научный сотрудник музея Антонина Ивановна Томуль по­ казала мне присланные фото­ снимки, я увидел открытое, доб­ рое лицо пожилого мужчины в свитере. Густые усы. Присталь­ ный взгляд. Фото сделано перед отъездом комиссара Вермишева на фронт известным фотогра­ фом Оцупом, снимавшим, как из­ вестно, в свое время Владимира Ильича Ленина. Перебирая снимки, я думал: ведь передо мной один из под­ линных героев Октября, о кото­ ром, к сожалению, у нас мало кто знает сейчас. А справедли­ во ли это? Ведь в годы граж­ данской войны слава о пьесе А. А. Вермишева «Красная прав­ да» гремела, по свидетё.тьствам современников. Ее ставили и в городах, и в селах. И как она воодушевляла, эта по сущест­ ву первая пьеса о гражданской войне, о крестьянине, тянувшем­ ся к Советской власти. Тогда со страниц газет звучали и стихи Вермишева. нкя... М все же Вермишева аре­ стовывают. С тюрьмами он зна­ комится довольно близко и бес­ трепетно. хотя и признается в письмах на волю, что «здесь не так уж уютно жить». Революци­ онер подвергается аресту неод­ нократно. ...И вот петербургская тюрьма «Кресты». Перо жандарма уже привычно выводит на листе: «Вермишев... привлекается к до­ знанию «по делу о подпольной типографии, о боевых дружинах РСДРП и о распространителях нелегальной литературы». А че­ ловек, о котором пишут. — в одиночной камере. Железная койка. Серые, тяжелые стены. Человека треплет малярия. Но. прислонившись к стене, он пи­ шет письмо дорогому человеку. И Знакомишься с биографией Вермишева (а небольшие све­ дения о ней в последние годы все чаще мелькали в нашей пе­ чати), и воскресают яркие, как блеск молнии, короткие штрихи мужественной, необыкновенной жизни. * * * Да, путь удивительный. Ро­ дился в августе 1879 года в Гру­ зии. После окончания Бакинской гимназии поступил в Петер­ бургский университет. Оттуда вскоре исключен за революцион­ ную деятельность. -Зато Веоми- шева жадно слушают на своих сходках рабочие. Он доносит до них ленинское слово. Ведь он— большевик с 1903 года, пропа­ гандист Выборгской стоооны, меднопрокатного завода. Царские сатрапы охотятся за ним. Где же Вермишев? Петер­ бургские чины считают, что он уехал на Кавказ, а там — со­ вершенно противоположного мне- Учить комсомольской работе Главнее в деятельности любой ячейки ВЛКСМ — умение дойти до каждого человека, помочь ему определить перспективы творче­ ского роста, приебц^ить к конкретным и полезным делам в кол­ лективе. (Из резотоции XV съезда ВЛКСМ). —' Саша, каж ты планиру­ ешь работу на месяц, на квар­ тал? — А мы план на год соста­ вили. — А разве можно все пред­ усмотреть в нем, ведь столько различны.х вопросов возникает ежедневно? — Потом-то я понял, что не.тьзя, конечно. Будем пере­ страиваться. — А что у тебя запланирова­ но на январь? «— Вылазки в лес на лыжах, •коллективный поход в кино... Вот такой разговор состоял­ ся у нас е Сашей Дериныы, секретарем комсомольской орга­ низации химлаборатории, в ко­ торой 33 члена ВЛКСМ. Секретарь он еще молодой, неопытный. Да разве только он один! 218 комсомольцев на за­ воде «Прожекторные угли», 7 цеховых организаций, 7 секре­ тарей бюро, и их нужно учить стилю и методам работы. Но за 3 месяца, что прошли после отчетов и выборов, здесь ■бы.д организован пока один семинар. Проводил его заместитель глав­ ного инженера В. Г. Некрасов, в прошлом секретарь комитета ВЛКСМ предприятия. Естественно, один семинар, даже очень интересный и по­ лезный, не научит всему. Вся­ кая теория проверяется практи­ кой и дополняется ею. И Са­ ша Дерин Б. процессе работы по­ нял, что план нужно иметь не только перспективный, но и V^ичный, на каждый день, на каждую неделю: кому-то по- ■мочь, что-то узнать, выяснить, обсудить... Может л-и секретарь завод­ ского комитета ВЛКС.М быть в курсе всех дел цеховых ком­ сомольских организаций? Да, но пока не в силах. Текучка заедает- Он подчас не мо­ жет определить главное в цепи событий. Опыта нет- Да и сек­ ретари цеховых бюро гоже, не всегда знают все о нуждах свО'ИХ комсомольцев, ведь рабо- тают-то они в три смены и не имеют возможности увидеть всех. Здесь-то и должны прид­ ти на помощь активисты. Их в 'Организации более 50 человек. Но индивидуальную работу в цехах ведут слабо. А как же все-таки осущест­ вляется связь «комитет— цехо­ вая комсомольская организа­ ция»? Пока комитет ограничи­ вается тем, что на свои засе­ дания приглашает секретарей цеховых бюро. Завод борется за звание пред­ приятия коммунистического тру­ да и коллектива без правонару­ шений и преступлений. Комсо­ мольской организация есть где развернуться и показать себя. Комитет ВЛКСМ активно участ­ вует в движении за культуру прои-зводства, В штаб культуры, ■жоторым руководит секретарь ко.митета ВЛКСМ В. Харьков, входят 50 человек. Они еже­ дневно проверяют цехи и уча­ стки, а в»коице месяца подво­ дят итоги, и самый чистый цех получает денежную премию, ко­ торую использует для своих нужд. Культура производства одна-' ко немыслима бе.з культуры человека, но многие молодые электроугольщики считают чуть ли не высшим шиком рабочего человека выразиться нецензур­ ными словами в столовой, за станком. Борьба с этим зл(Ш ве­ дется недостаточно. На рабо­ чих собраниях в цехах редко ведутся разговоры о повышении культурного облика молодого рабочего. Большие трудности испыты­ вает комитет комсомола. Члены его ищ>т пл"ги их преодоления. А должной помощи со стороны горкома ВЛКСМ пока нет. Нель­ зя сказать, что работники горко­ ма комсомола не бывают на за­ воде. Бывают и часто. Вскроют недостатки, и на этом их по­ мощь кончается. А секретарь в сотый раз спрашивает себя; как дойти до каждого? Как превратить ко­ митет в боевой штаб мо.додеж- ных дел, способный активнее влиять на деятельность каж­ дой цеховой комсомольской ор­ ганизации? Выручит комсомольского во­ жака и активистов завода хо­ рошо продуманная, четкр орга­ низованная учеба и действен­ ная помощь им в этом горкома комсомола. Р. ДЕМЕНЧУК. Строки незаметно становятся стихами: «Нет для меня, слышишь. счастья иного, Мы рождены для борьбы». Он действительно рожден для битвы. Он воюет и на баррика­ дах, и за письменным столом. Он пишет революционные пьесы. За одну из них — «За правдой», посвященную событиям 9 янва­ ря 1905 года, автор снова под­ вергается преследованиям. Октябрь семнадцатого. Верми­ шев среди тех, кто идет на штурм Зимнего. После победы Советской власти он работает в Петроградском комитете труда. Здесь 30 августа 1918 года его потрясает известие о покушении на вождя. Он гневно пишет (сын революционера прислал в музей эти стихи) о ^оаарном враге, о том, как вся страна объята жаждой мщения за вож­ дя пролетариата. Вскоре Вермишев за несколько ночей (как он сам вскоре при­ знается в письме В. И. Ленину, днем работать некогда, дела в комитете) создает свою лучшую пьесу «Красная правда». Это— огненные странички истории гражданской войнц, о красных и белых, это быль о крестьянине Ипате, у которого ' постепенно открываются глаза на больше­ вистскую правду. И тогда Ипат рвется в бой за Советы. Произведение Вермишева бы­ ло замечено А. М. Горьким, оха­ рактеризовавшим его как «бое­ вую агитационную пьесу на со­ временную тему». Пьеса «Красная правда», шед­ шая под названием «Красные и белые», имела большой успех не только в Петрограде. Особенно часто ее ставили в городах и деревнях. Шла она и на фронте. Пьеса заряжала. Она стреляла по врагу. Как аплодировали зри­ тели в финале, когда прозрев­ ший Ипат с красным знаменем в руках кричал сыну-партизану: — Ванюша! Накажи там, что­ бы крепко за власть нашу рабо­ че-крестьянскую стояли. Чтобы слали скорей подмогу с Крас­ ного Севера! Незадолго до постановки пье­ сы Александр Александрович решается на важный для него шаг. 6 апреля 1919 года он по­ сылает свою пьесу в Кремль на суд Ильича. В сопроводи'^-ельном письме Вермишев пишет: «Дорогой вождь и товарищ • Владимир Ильич! Очень прошу уделить время и просмотреть при.|агае- мый труд...» И далее автор пи­ сал о том, как ему хочется вне­ сти свой вклад в сражение за революцию. Вскоре по поручению Ленина его секретарь Л. Фотнева при­ сылает ответ, в котором говори­ лось. что по просьбе В. И. Ле­ нина пьесу прочитали Демьян Бедный и другие видные лите­ раторы. Общее мнение таково: пьеса «Красная правда» — аги­ тационная вешь, она нужна для народной гущи. Да, произведе­ ние Вермишева, действительно, становится оружием в борьбе. А в мае Вермишев уезжзет ш фронт комиссаром бата.вьона. Вскоре появляется в специаль­ ном приложении к «Известиям Саратовского Совета рабочих и крестьянских депутатов» — га­ зете «На фронт» — его стихо­ творение, получившее отклик среди бойцов. Тебе, народ, твоей державной во. 1 е. Народных дум исполненный совет, Отдать всю жизнь борьбе с людской неволей Даем торжественный, великий у наш обет. Эти слова оказались верными и для самого Вермишева. Он тоже дал обет и сдержал его ценой жизни. ...Летние дни 1919 года. Труд­ ные и суровые для Советской власти. Деникинцы яростно ве­ дут наступление на Москву. На Новый Оскол и Елец наступает так называемая Донская армия. Именно тогда родилось знамАгя- тое письмо Ильича, утвержден­ ное ЦК партии: «Все на борьбу с Деникиным!». 31 августа 1919 года. Баталь­ он Вермишева защищает город Елец от мамонтовских банд. Си­ лы неравны. Но красные бьются до конца. Комиссар батальона схвачен казаками. Его полосуют нагайками до потери сознания н, привязав к седлу, привозят пря­ мо к дому Мамонтова. Стоаш- ным, нёчелбвеческнм , мучениям подвергся герой. Палачи отре­ зали ему пальцы, нос, уши. Вер- мищев не проронил ; ни слова. Лишь перед смертью (его пове- сн.чи) изумленные враги услы­ шали, как этот залитый кровью человек воскликнул: «Да здрав­ ствует власть Советов! Да здравствует товарищ Ленин'». Так погиб герой. Газета «Бое­ вая правда» писала в те дни, что он воевал двойным оружием, отдавая матери-революции и свое перо, и свою винтовку. * * * * Снова и снова я разглядываю присланные в музей фотографии Вермишева. Раскрываю «Крас­ ную правду». То, что она, как и его стихи, прислана .именно в ленинский музей, уже само по себе знаменательно. И как нс остановиться на строчках, напи­ санных Вермишевым где-то на фронте, где-то, вероятно, на ре­ ке Сосне — притоке большого Дона, — написанных незадолго до гибели, может быть, в седле '' иля во время похода па крат­ ком привале: Вперед! А если уж нель.тя. То насмерть стой! Израненный, в крови, и, угасая. Ты будешь вечно жить в молве людской. Это у Вермишева — о себе. О таких, как он, ленинцах. Ра­ ди дела революции, дела Лени­ на можно и нужно было идти на трудные испытания. И он пошел. Не согнулся. Не сдался. И шаг­ нул после смерти в легенду. В. КИРИЛЛОВ г. Ульяновск, Для детей железнодорожников Райсовет добровольного обще­ ства «Локомотив» открыл на Елецком железнодорожном узле детскую спортшколу. Здесь име­ ются секции настольного тенни­ са, футбола, бокса, хоккея, ша­ шек. Ими рясоводят слесарь ло­ комотивного депо А. Рыжков, методист производственной гим­ настики В. Атаманов, мастер первого технического училища Ю. Гришин, работник медицин­ ского училища А. Калиничев, Вскоре начнутся занятия в гимнастической секции, кото­ рую возглавит перворазрядни­ ца Г- Климова. Директором школы утверж­ ден преподаватель физкульту­ ры восьмилетней школы 101 Б. Прилепский, а зав. учебной частью — преподаватель ф-вз- культуры СШ № 97 А. Мака­ ров. Они работают на общест­ венных началад.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz