Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Поле. Снега. Вдалм темнеют Р01ЦН. Мы с Анной Дмитриев­ ной проходим мимо одной из них. Задыхаясь, Анна Дмитриев­ на говорит: — Тогда в сорок первом,., по тракту шла. Сейчас надо бы тоже по тракту. Зачем он зата­ щил нас сюда? «Он» — это возчик. Мы идем рядом с санями. Лошадь дымит­ ся паром. В войну Анна Дмитриевна партизанила в этих местах. Вдруг видим — наперерез идет лыжник в белом халате, с ружьем в руках. Охотник. — Милый человек, а скажи, где тут Голубевка? — Прямо идите. Во-он до­ мишки. Поперечная улочка вывела нас к центру села, к братской мопиле. Впервые за несколько дней нашего знакомства дрогнула Анна Дмитриевна. Молча взя­ лась за ограду, наклонилась. Слезы затуманили глаза. Долго осматривалась вокруг, а потом вспомнила, что на мес­ те памятника в войну стояла школа. Немецкий госпиталь был С У Д Ь Б А ПА Р Т И З АНКИ в ней. И она в нем немного работала, за что местные жите­ ли называли ее нехорошими сло­ вами и так смотрели, что страш­ но становилось. Люди родные, надо ведь бы­ ло! А все началось с того, что послали ее из Ельца в Хитрово. Дали пакет. Подошла к Голубев- ке, а красноармейцы отступа­ ют. Спряталась в каком-то полу­ разрушенном доме. А вот и немцы. Ведут нашего пленного командира и измываются над ним. Штыками покалывают, пин­ ками бьют. Гогочут. А потом один фриц как всадит ему штык в живот... Тут уж не выдержала Анна Дмитриевна. Вышла из разва­ ленного дома и гранаты начала бросать. — Вот вам, гады! Вот еще! Перебила фашистскую сво­ лочь. А самой не удалось уйти. Немец сзади подкрался и стук­ нул пистолетом по голове. Оч­ нулась в каком-то доме, разде­ тая. Немцы орут: — Где партизан?! Хорошо, что спрятала пакет в разваленном доме... Вот тут бы и смерть пришла, да вдруг побежали немцы кто куда. Оказывается, наши само­ леты прилетели, стали бомбить. Пока гитлеровцы были в па­ нике, хозяйка спрятала Анну гюд русской печью. Яма там бы­ ла. И дровами заложила. Немцы вернулись, а хозяйка руками разводит: — Мы с дочкой прятались, как и 8Ь!, ничего не знаю... Три дня лежала Анна в яме, потом выбралась и пошла рабо­ тать... к немцам в госпиталь. Приняли. Узнавать некому было, уехали те, кто пытал ее... Работая в госпитале, Анна АЛиргородская узнала, что в од­ ном доме лежат восемь ране­ ных советских офицеров. Связа- л к ь с ними. Однажды вывела Т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а обучения— в каждую школу их в сад, спрятала в кузов ма­ шины. А она и майор, переодев­ шись в немецкие шинели, се­ ли в кабину и поехали. Майор был в грудь ранен. Трудно ему было управлять машиной. Анна помогала. Недаром тракторист­ кой была. В общем удалось вы­ браться. А потом забросила ее воен­ ная судьба в Бржчские леса. Взрывала мосты да дороги. В Курской области пришлось пе­ реходить через линию фронта. Переползла по льду через ре­ ку Кшень, услыхала русские го­ лоса и от радости вскочила на ноги. Фашисты заметили и за­ бросали минами... ■Только на другой день нашли Анну в при­ брежных кустах. Было это в 1943 году, а вы­ шла из госпиталя в 1945 году. Приехала в Елец и узнала: муж убит еще в начале войны, под Киевом. Двух восьмилетних де­ тей немцы покололи, штыками. Дочка Галина погибла под Там­ бовом во время бомбежки. А Тамару угнали в Германию, и не было от нее никаких вестей, хо­ тя и война уже кончилась. Расставит поседевшая мать фо­ тографии детей и плачет. Люди позаботились, чтобы по­ селить Анну Дмитриеену Мир­ городскую в другом городе. Помогли ей уехать во Владиво­ сток, подальше от Ельца. Там она и узнала, что последняя дочь — Тамара, которую угна­ ли немцы, оказьюается, живет в Англии. В 1948 году привезли ее в Москву, и, может, впервые за долгие годы Анна Дмитриевна улыбнулась. Говорят в народе, пришла бе­ да — открывай ворота. И точ­ но. Вскоре Тамара умерла. Всему миру война показала мужество русского народа. Но вот встретишь челозека с тяже­ лой судьбой и вновь изумля­ ешься силе его. Уж так побила жизнь Анну Дмитриевну, а она не согнулась, выстояла. Сейчас живет в Бурятской АССР. Ува­ жая боевые ордена и седину, люди построили ей светлый, теп­ лый дом. Хотели на пенсию пе­ ревести, но Анна Дмитриевна отказалась. Работает сторожем в сельпо. 20 лет искали ельчане развед­ чицу. На днях Анна Дмитриевна приехала в Елец, побывала и в деревне Голубевке. Встретилась и со своей спасительницей Пра­ сковьей Тулениноеой. Было все: и смех, и слезы, и долгие рас­ сказы о давно минувшем... Б. Тараненко. В школах города стали чаще юпользовать учебные филь.чы. За 4 месяца 1966 года (сентябрь, жтябрь, ноябрь, декабрь) было 1 родемонстрировано 1435 Филь­ мов. Учебное кино, как средство на­ глядности, имеет большое значе­ ние. Оно развивает активнпсть, внимание, творческое воображе­ ние, научную фантазию и логиче­ ское мышление , учащихся, при­ учает их обосновывать выдвигае­ мые положения конкретны.ми фак­ тами, помогает мыслить самостоя­ тельно, глубоко и аналитически, воспитывает способность к обоб­ щениям. Наиболее важными для школы являются короткометражные фильмы в одной, двух частях, на сравнительно узкую тему, изуче­ ние которой укладывается в рам­ ки одного урока. Чаще всего бы­ вают фрагменты, позволяющие демонстрацию в нужный момент урока в течение нескольких ми­ нут. Разновидностью фрагментных фильмов являются учебно-инст­ руктивные филь.чы, предназначен­ ные для сообщения учащимся не­ обходимых теоретических сведе­ ний и практических указаний о том, как произвести ту или иную работу, чтоб в да.тьнейшем путем пгражневий приобрести умение и навыки. Своеобразным видом учзбпого иинопособия являются киноколь- цовки. Они предназначаются для использования педагогом по ходу урока периодически повторяю­ щихся действий механизмов, про­ цессов, доказательств теории и т- п. К ним относятся «Работа па ровой машины», «Работа серд­ ца», «Гимнастические упражне­ ния» и другие. Для внеклассной работы целе сообразно применять целостные фильмы на ту или иную те.му. Учителя математики все чаще стали использовать кино в учеб­ ном процессе. В СШ 15 было использовано 13 фильмов; «Реше­ ние задач на движение» (в 5— 6 классах); «Графическое решение системы уравнений 2-й степени ; двумя неизвестными»; «Число­ вая последовательность»; «Триго­ нометрические функции». В рре.д- яей школе № 1 использовано фильмов. В некоторых школах есть свои ;.рагме 1 пы на рафильмы по ма­ тематике, которые используются преподавателями на уроках. На­ пример, в СШ 22 имеется 17 названий фрагментов по матема­ тике, а также диафильмы, что об­ легчает широкое применение ки­ но на уроке. Однако еще многие учителя ча- тема-гаки недостаточно проводят уроков с применением кино. Так, демонстрация кино «Решение за­ дач на движение всех типов» про­ ведена только в школах Л; 15, 18 и некоторых других. А с.чедо- вало бы показать их для всех 5— 6 классов школ города, так как прекрасно разобраны решения всех типов на движения. Следует отметить, что некото­ рые математики еще сами не ви­ дели этих фильмов и фрагментов. А каждый должен знать содержа­ ние фильма, фрагмента по пред­ мету. Только в этом случае мож­ но вершо в методическом отноше­ нии построить урок с применени­ ем кино. Нужно четко сплаииро- вать, сколько должен занять вре­ мени фрагмент, в какой части уро­ ка следует т » показать, наконец, на каше вопросы должен отве­ тить учащийся после просмотра кино. Содержание фрагментов нужно .знать и для того, чтоб правильно построить урок е применением фильма. Так, в СШ 15 перед изучением аксиом плоскости в де­ вятых классах показывался фраг­ мент «Аксиомы плоскости», а для .закрепления числовой последова­ тельности демонстрировались фрагменты: «Числовая последова­ тельность». При повторении в де­ сятых классах демонстрировался фильм: «Тригонометрические функции». Среди других звукотехнических средств в учебном процессе име­ ют важное место грамзаписи, пластинки, тонфильмы, радио, магнитофонные записи. Учителя литературы Хренникова С. С., Мо­ рена Г- Г. (СШ № 1 5 ) , а также преподаватели других -школ ши­ роко используют их. На уроках математики. на кружковых занятиях можно при­ менять магнитофонные записи до­ казательств трудных теорем и таких материалов, которые от­ сутствуют в учебнике. К сожале­ нию. не во всех школах есть маг-» нитофоны, да и лент к ним мало. Задача директора каждой шкоды I позаботиться и об этом. Недостаточно используются >'чебном процессе такие аппараты, как фи.тьмоско-пы, эпидиаскопы, диапроекторы. А ведь диафиль­ мов, диапозитивов в каждой шко­ ле на различные темы очень мно­ го. Но не практикуется взаимный об.чен ими между школами. Для сосредоточения работы по математике и применения техни­ ческих средств необходимо иметь кабинет с затемненным экраном. Проверка показала, что только средние школы имеют -сравнитель­ но хорошие кабинеты. В СШ Л? 15 есть кабинет тех­ нических средств, в котором ус­ тановлен киноаппарат «Украина» и демонстрируются фильмы по многим предметам. Имеется аппа­ рат в физическом кабинете. Сей­ час приспосаб.чиваютея и другие кабинеты (математический, био­ логический, химический) для ис­ пользования проекционной аппа­ ратуры. Учителя .магематики и других предметов могут широко исполь­ зовать диапозитавы, изготовлен­ ные ими на стекле. Такие диапо­ зитивы с заданиями на вычисле­ ния, доказательства, устный счет следует шире применять в рабо­ те по математике. Эпидиаскоп также можно ис­ пользовать по математике для проверки домашнего задания, для повторения, устного вычисления, решения задач, заранее заготов­ ляя листочки с соответствующими заданиями. Некоторые учителя математики СШ № 15 используют в учебном процессе перфокарты, которые позволяют быстро получать ин­ формацию о знаниях учащихся, вырабатывать у учащихся навык в устном счете. Сейчас создан диафильм с про- граммами-заданиями по арифме­ тике для 4— 6 классов, который будет использоваться в работе с перфо-картами. А если имеется «Универсаль­ ный кинопроектор», то такие диа­ фильмы с программами-заданиями можно использовать не только по арифметике, но и по геометрии, алгебре и тригонометрии. Учите­ лям следует больше проявлять в этом творческих поисков, делать процесс обучения более эффектив­ ным. А. Агибалов, преподаватель СШ М: 15, член педагогического общесгеа- А. Д. Миргородская в краеведческом .музее знакомится со стендом о своем подвиге (верхний снимок). А. Д. Миргородская со своей спасн-гельиицей Прасковьей Тулениноеой. Фото Ю. Титова. МЫ ЗА КРАСОТУ НА МОРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ Красота? Она всюду среди нас, в нашей большой и н-нге- ресной жизни: в труде, учебе, взаимоотношениях между людь­ ми. Но все ли соблюдают про­ стые и элементарные нормы по- . рядочности, ведут себя скромно, понимают, ч-го такое хорошо и что такое плохо? К сожалению, далеко не все. Порой неблаго­ видные поступки совершают взрослые; хулиганят, скверно­ словят, попадают в медвытрез­ витель. Но немало случаев, ког­ да недостойно ведут себя и не­ совершеннолетние. ...Двое парней и девушка, на­ рядно одетые, идут по вечерней заснеженной улице. Настроение у них приподнятое. Он-и весело смеются. Но вдруг один из про­ хожих — пожилой мужчина — сделал им замечание. — Нашелся... воспитатель, — презрительно сказал один из парней, и компания, как ни в чем не бывало, о-гвравилась дальше. Что же произошло? Почему на первый взгляд кажущееся бла­ гопристойное поведение ребят вызвало возмущение тех, кто на.ходился рядом? Да беда в том. что парни, рассказывая что-то смешное, пересыпали речь нецензурными словами. А девушка вместо того, чтобы пресечь сквернословие, внима­ тельно слушала их. Я вспомвнла об этом случае на одной из елецких улиц в связи с некрасивой историей, ко­ торая произошла со Светланой Герасимовой — 17-летяей де­ вушкой. Однажды она была пьяна ч попала в медвытрезвитель. Светлана кончила девять классов в школе '№ 97. Дальше учиться не хотелось, и она яо- ступила на работу. Но пороху, как говорится, надолго не хва­ тило. К серьез-ному труду в семье не приучили. Работа за­ брошена, и Светлана стаиов-ится хозяйкой своей судьбы. Бабушка Анастасия Захаров­ на .Алымова, с которой девуш­ ка живет, не раз уговаривала ее вернуться на производство, но безрезульта-гно. Безделье затягивалось. Вско­ ре Светлана познакомилась с группой лиц. занимающихся не­ честными делами, и стала прю- водить время в их обществе, И наконец — медвытрезвитель, В том, что Светлана выросла белоручкой, человеком, презира­ ющим труд, виновата семья. Когда Левочка стала поднимать­ ся на ноги и ей нужна была твердая опора, мать Светланы, Валентина .Александровна, уеха­ ла в Ливны. И девушка давж) находится под контролем пре­ старелой бабушки, которой не подчиняется. Светлана оступается. И мне хочется не только осудить Свет­ лану. но и помочь ей осознать неправильность своего поведе­ ния и начать жизнь по-иному, оценив и поняв ее красоту. Кста­ ти, Левушка должна работать. И хотелось бы, чтобы она не шла больше по обочине жизни, а стала ее настоящим строите­ лем. Сейчас все зависит от Свет­ ланы. от того, как она начнет свою трудовую жизнь. А те, кто будет рядом с нею — стар­ шие и ровесники, помогут сделать ее полезной н краси­ вой. Да, мы за поступки людей, приносящие радость и счастье. Мы за красоту в простом и буд­ ничном. Н. Яковлева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz