Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)
Поле. Снега. Вдалм темнеют Р01ЦН. Мы с Анной Дмитриев ной проходим мимо одной из них. Задыхаясь, Анна Дмитриев на говорит: — Тогда в сорок первом,., по тракту шла. Сейчас надо бы тоже по тракту. Зачем он зата щил нас сюда? «Он» — это возчик. Мы идем рядом с санями. Лошадь дымит ся паром. В войну Анна Дмитриевна партизанила в этих местах. Вдруг видим — наперерез идет лыжник в белом халате, с ружьем в руках. Охотник. — Милый человек, а скажи, где тут Голубевка? — Прямо идите. Во-он до мишки. Поперечная улочка вывела нас к центру села, к братской мопиле. Впервые за несколько дней нашего знакомства дрогнула Анна Дмитриевна. Молча взя лась за ограду, наклонилась. Слезы затуманили глаза. Долго осматривалась вокруг, а потом вспомнила, что на мес те памятника в войну стояла школа. Немецкий госпиталь был С У Д Ь Б А ПА Р Т И З АНКИ в ней. И она в нем немного работала, за что местные жите ли называли ее нехорошими сло вами и так смотрели, что страш но становилось. Люди родные, надо ведь бы ло! А все началось с того, что послали ее из Ельца в Хитрово. Дали пакет. Подошла к Голубев- ке, а красноармейцы отступа ют. Спряталась в каком-то полу разрушенном доме. А вот и немцы. Ведут нашего пленного командира и измываются над ним. Штыками покалывают, пин ками бьют. Гогочут. А потом один фриц как всадит ему штык в живот... Тут уж не выдержала Анна Дмитриевна. Вышла из разва ленного дома и гранаты начала бросать. — Вот вам, гады! Вот еще! Перебила фашистскую сво лочь. А самой не удалось уйти. Немец сзади подкрался и стук нул пистолетом по голове. Оч нулась в каком-то доме, разде тая. Немцы орут: — Где партизан?! Хорошо, что спрятала пакет в разваленном доме... Вот тут бы и смерть пришла, да вдруг побежали немцы кто куда. Оказывается, наши само леты прилетели, стали бомбить. Пока гитлеровцы были в па нике, хозяйка спрятала Анну гюд русской печью. Яма там бы ла. И дровами заложила. Немцы вернулись, а хозяйка руками разводит: — Мы с дочкой прятались, как и 8Ь!, ничего не знаю... Три дня лежала Анна в яме, потом выбралась и пошла рабо тать... к немцам в госпиталь. Приняли. Узнавать некому было, уехали те, кто пытал ее... Работая в госпитале, Анна АЛиргородская узнала, что в од ном доме лежат восемь ране ных советских офицеров. Связа- л к ь с ними. Однажды вывела Т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а обучения— в каждую школу их в сад, спрятала в кузов ма шины. А она и майор, переодев шись в немецкие шинели, се ли в кабину и поехали. Майор был в грудь ранен. Трудно ему было управлять машиной. Анна помогала. Недаром тракторист кой была. В общем удалось вы браться. А потом забросила ее воен ная судьба в Бржчские леса. Взрывала мосты да дороги. В Курской области пришлось пе реходить через линию фронта. Переползла по льду через ре ку Кшень, услыхала русские го лоса и от радости вскочила на ноги. Фашисты заметили и за бросали минами... ■Только на другой день нашли Анну в при брежных кустах. Было это в 1943 году, а вы шла из госпиталя в 1945 году. Приехала в Елец и узнала: муж убит еще в начале войны, под Киевом. Двух восьмилетних де тей немцы покололи, штыками. Дочка Галина погибла под Там бовом во время бомбежки. А Тамару угнали в Германию, и не было от нее никаких вестей, хо тя и война уже кончилась. Расставит поседевшая мать фо тографии детей и плачет. Люди позаботились, чтобы по селить Анну Дмитриеену Мир городскую в другом городе. Помогли ей уехать во Владиво сток, подальше от Ельца. Там она и узнала, что последняя дочь — Тамара, которую угна ли немцы, оказьюается, живет в Англии. В 1948 году привезли ее в Москву, и, может, впервые за долгие годы Анна Дмитриевна улыбнулась. Говорят в народе, пришла бе да — открывай ворота. И точ но. Вскоре Тамара умерла. Всему миру война показала мужество русского народа. Но вот встретишь челозека с тяже лой судьбой и вновь изумля ешься силе его. Уж так побила жизнь Анну Дмитриевну, а она не согнулась, выстояла. Сейчас живет в Бурятской АССР. Ува жая боевые ордена и седину, люди построили ей светлый, теп лый дом. Хотели на пенсию пе ревести, но Анна Дмитриевна отказалась. Работает сторожем в сельпо. 20 лет искали ельчане развед чицу. На днях Анна Дмитриевна приехала в Елец, побывала и в деревне Голубевке. Встретилась и со своей спасительницей Пра сковьей Тулениноеой. Было все: и смех, и слезы, и долгие рас сказы о давно минувшем... Б. Тараненко. В школах города стали чаще юпользовать учебные филь.чы. За 4 месяца 1966 года (сентябрь, жтябрь, ноябрь, декабрь) было 1 родемонстрировано 1435 Филь мов. Учебное кино, как средство на глядности, имеет большое значе ние. Оно развивает активнпсть, внимание, творческое воображе ние, научную фантазию и логиче ское мышление , учащихся, при учает их обосновывать выдвигае мые положения конкретны.ми фак тами, помогает мыслить самостоя тельно, глубоко и аналитически, воспитывает способность к обоб щениям. Наиболее важными для школы являются короткометражные фильмы в одной, двух частях, на сравнительно узкую тему, изуче ние которой укладывается в рам ки одного урока. Чаще всего бы вают фрагменты, позволяющие демонстрацию в нужный момент урока в течение нескольких ми нут. Разновидностью фрагментных фильмов являются учебно-инст руктивные филь.чы, предназначен ные для сообщения учащимся не обходимых теоретических сведе ний и практических указаний о том, как произвести ту или иную работу, чтоб в да.тьнейшем путем пгражневий приобрести умение и навыки. Своеобразным видом учзбпого иинопособия являются киноколь- цовки. Они предназначаются для использования педагогом по ходу урока периодически повторяю щихся действий механизмов, про цессов, доказательств теории и т- п. К ним относятся «Работа па ровой машины», «Работа серд ца», «Гимнастические упражне ния» и другие. Для внеклассной работы целе сообразно применять целостные фильмы на ту или иную те.му. Учителя математики все чаще стали использовать кино в учеб ном процессе. В СШ 15 было использовано 13 фильмов; «Реше ние задач на движение» (в 5— 6 классах); «Графическое решение системы уравнений 2-й степени ; двумя неизвестными»; «Число вая последовательность»; «Триго нометрические функции». В рре.д- яей школе № 1 использовано фильмов. В некоторых школах есть свои ;.рагме 1 пы на рафильмы по ма тематике, которые используются преподавателями на уроках. На пример, в СШ 22 имеется 17 названий фрагментов по матема тике, а также диафильмы, что об легчает широкое применение ки но на уроке. Однако еще многие учителя ча- тема-гаки недостаточно проводят уроков с применением кино. Так, демонстрация кино «Решение за дач на движение всех типов» про ведена только в школах Л; 15, 18 и некоторых других. А с.чедо- вало бы показать их для всех 5— 6 классов школ города, так как прекрасно разобраны решения всех типов на движения. Следует отметить, что некото рые математики еще сами не ви дели этих фильмов и фрагментов. А каждый должен знать содержа ние фильма, фрагмента по пред мету. Только в этом случае мож но вершо в методическом отноше нии построить урок с применени ем кино. Нужно четко сплаииро- вать, сколько должен занять вре мени фрагмент, в какой части уро ка следует т » показать, наконец, на каше вопросы должен отве тить учащийся после просмотра кино. Содержание фрагментов нужно .знать и для того, чтоб правильно построить урок е применением фильма. Так, в СШ 15 перед изучением аксиом плоскости в де вятых классах показывался фраг мент «Аксиомы плоскости», а для .закрепления числовой последова тельности демонстрировались фрагменты: «Числовая последова тельность». При повторении в де сятых классах демонстрировался фильм: «Тригонометрические функции». Среди других звукотехнических средств в учебном процессе име ют важное место грамзаписи, пластинки, тонфильмы, радио, магнитофонные записи. Учителя литературы Хренникова С. С., Мо рена Г- Г. (СШ № 1 5 ) , а также преподаватели других -школ ши роко используют их. На уроках математики. на кружковых занятиях можно при менять магнитофонные записи до казательств трудных теорем и таких материалов, которые от сутствуют в учебнике. К сожале нию. не во всех школах есть маг-» нитофоны, да и лент к ним мало. Задача директора каждой шкоды I позаботиться и об этом. Недостаточно используются >'чебном процессе такие аппараты, как фи.тьмоско-пы, эпидиаскопы, диапроекторы. А ведь диафиль мов, диапозитивов в каждой шко ле на различные темы очень мно го. Но не практикуется взаимный об.чен ими между школами. Для сосредоточения работы по математике и применения техни ческих средств необходимо иметь кабинет с затемненным экраном. Проверка показала, что только средние школы имеют -сравнитель но хорошие кабинеты. В СШ Л? 15 есть кабинет тех нических средств, в котором ус тановлен киноаппарат «Украина» и демонстрируются фильмы по многим предметам. Имеется аппа рат в физическом кабинете. Сей час приспосаб.чиваютея и другие кабинеты (математический, био логический, химический) для ис пользования проекционной аппа ратуры. Учителя .магематики и других предметов могут широко исполь зовать диапозитавы, изготовлен ные ими на стекле. Такие диапо зитивы с заданиями на вычисле ния, доказательства, устный счет следует шире применять в рабо те по математике. Эпидиаскоп также можно ис пользовать по математике для проверки домашнего задания, для повторения, устного вычисления, решения задач, заранее заготов ляя листочки с соответствующими заданиями. Некоторые учителя математики СШ № 15 используют в учебном процессе перфокарты, которые позволяют быстро получать ин формацию о знаниях учащихся, вырабатывать у учащихся навык в устном счете. Сейчас создан диафильм с про- граммами-заданиями по арифме тике для 4— 6 классов, который будет использоваться в работе с перфо-картами. А если имеется «Универсаль ный кинопроектор», то такие диа фильмы с программами-заданиями можно использовать не только по арифметике, но и по геометрии, алгебре и тригонометрии. Учите лям следует больше проявлять в этом творческих поисков, делать процесс обучения более эффектив ным. А. Агибалов, преподаватель СШ М: 15, член педагогического общесгеа- А. Д. Миргородская в краеведческом .музее знакомится со стендом о своем подвиге (верхний снимок). А. Д. Миргородская со своей спасн-гельиицей Прасковьей Тулениноеой. Фото Ю. Титова. МЫ ЗА КРАСОТУ НА МОРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ Красота? Она всюду среди нас, в нашей большой и н-нге- ресной жизни: в труде, учебе, взаимоотношениях между людь ми. Но все ли соблюдают про стые и элементарные нормы по- . рядочности, ведут себя скромно, понимают, ч-го такое хорошо и что такое плохо? К сожалению, далеко не все. Порой неблаго видные поступки совершают взрослые; хулиганят, скверно словят, попадают в медвытрез витель. Но немало случаев, ког да недостойно ведут себя и не совершеннолетние. ...Двое парней и девушка, на рядно одетые, идут по вечерней заснеженной улице. Настроение у них приподнятое. Он-и весело смеются. Но вдруг один из про хожих — пожилой мужчина — сделал им замечание. — Нашелся... воспитатель, — презрительно сказал один из парней, и компания, как ни в чем не бывало, о-гвравилась дальше. Что же произошло? Почему на первый взгляд кажущееся бла гопристойное поведение ребят вызвало возмущение тех, кто на.ходился рядом? Да беда в том. что парни, рассказывая что-то смешное, пересыпали речь нецензурными словами. А девушка вместо того, чтобы пресечь сквернословие, внима тельно слушала их. Я вспомвнла об этом случае на одной из елецких улиц в связи с некрасивой историей, ко торая произошла со Светланой Герасимовой — 17-летяей де вушкой. Однажды она была пьяна ч попала в медвытрезвитель. Светлана кончила девять классов в школе '№ 97. Дальше учиться не хотелось, и она яо- ступила на работу. Но пороху, как говорится, надолго не хва тило. К серьез-ному труду в семье не приучили. Работа за брошена, и Светлана стаиов-ится хозяйкой своей судьбы. Бабушка Анастасия Захаров на .Алымова, с которой девуш ка живет, не раз уговаривала ее вернуться на производство, но безрезульта-гно. Безделье затягивалось. Вско ре Светлана познакомилась с группой лиц. занимающихся не честными делами, и стала прю- водить время в их обществе, И наконец — медвытрезвитель, В том, что Светлана выросла белоручкой, человеком, презира ющим труд, виновата семья. Когда Левочка стала поднимать ся на ноги и ей нужна была твердая опора, мать Светланы, Валентина .Александровна, уеха ла в Ливны. И девушка давж) находится под контролем пре старелой бабушки, которой не подчиняется. Светлана оступается. И мне хочется не только осудить Свет лану. но и помочь ей осознать неправильность своего поведе ния и начать жизнь по-иному, оценив и поняв ее красоту. Кста ти, Левушка должна работать. И хотелось бы, чтобы она не шла больше по обочине жизни, а стала ее настоящим строите лем. Сейчас все зависит от Свет ланы. от того, как она начнет свою трудовую жизнь. А те, кто будет рядом с нею — стар шие и ровесники, помогут сделать ее полезной н краси вой. Да, мы за поступки людей, приносящие радость и счастье. Мы за красоту в простом и буд ничном. Н. Яковлева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz