Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1967 г. (г. Елец)

иааооооааааааооаааааооаиаооааааааоаааоаооааааоооооаааооаа ^ЖЛЯВХ 9ВЛ1СЯЖ»Х^ ЗСЛ 1 |^ 1 Я 1Г*У шоаааааааааоаасапсааааоааааааааоопаоо' У1ТЕЛ В. В. Р0В1Ш0В Несколько лет тому назад, читая произведения И. А. Бунина и М. М. Пришвина, я узнал, что в елецкой классической мужской гимназии (теперь СШ № 1) в конце XIX века был учителем геогра­ фии Василий Васильевич Розанов. Правда, о нем писателями, которые тогда учились в гимназии, не было сказано ничего особенного. Но позже в архиве Орлов­ ской центральной библиотеки я нашел интересный материал о Ро­ занове. Когда М. Пришвин учился в елецкой гимназии, то решил уехать в Азию, но был задержан и доставлен в Елец. На педагогическом совете обсуждался вопрос о пребывании «беглеца» в гимназии. Все учителя были за его исключение. И только В. В. Розанов на­ стоял на том, чтобы мальчика оставили. А когда Пришвин учился в четвертом классе, В. В. Розанов од­ нажды поставил ему неудовлетворительную оценку. Тогда М. При­ швин сказал учителю, что если он поставит ему за четверть двой­ ку, то и сам не удержится е гимназии. Розанов спокойно произ­ нес «садитесь» и продолжал урок. Через несколько минут Приш­ вин вдруг поднялся из-за парты и извинился за свои слова. После занятий 8 гимназии обычно дежурили учителя. На этот раз дежурным оказа.лся В. В. Розанов. Он спросил у Пришвина о том, что заставило его так разговаривать с преподаяателем. Тот ответил: «Я перед вами повинился на уроке. А я вообще счи­ таю свои доводы справедли'вы»аи». Будучи в Москве в 1965 году, я беседовал с женой М. М. Приш­ вина. Она рассказала, что уже в зрелые годы Михаил Михайло­ вич на одном из собраний встретил своего бывшего учителя. По­ дойдя к нему, сказал, что виноват перед .ним. Да, прошло много лет, а писатель не забыл пропилов и искренне извинился перед старым учителем за ошибку далекого детства. В. В. Розанов был незаурядным учителем гимназии. Живя в Ель­ це, а позже и е других местах, он писал свои литературные и мо­ нографические работы. Розанов был известным публицистом, кри­ тиком и литературоведом. Им, например, написаны и опубликова­ ны работы о Ф. М. Достоевском, Н. В. Гоголе, литературные очер­ ки, много педагогических и других работ. Вьрдающийся русский поэт Александр Блок в начале 20 века не раз говорил; «Читайте Розанова». В прошлом году я читал изданнучо в начале 20 века работу В. В. Розанова «о великом инквизиторе»» (Ф. М. Достоевском). Меня привлекла она и глубиной мысли, и содержанием. И я понял, по­ чему А. Блок любил Розанова и ценил его творчество. Ф. Руднев. ^/□□□□□□□□□□□□□□□□□□аапаооааоооааоопооооооааооаооооаооооооаооооопаооаооаооааоооаооаоэаооооооооооооаооосоооооааооооооапоаоооаоооопппаппааеппц' В с т р е ч и с и н т е р е с ным и л.юдЬми п о т о м о к ТУЛЬСКОГО ЛЕВШИ в этом царстве снежного инея Так торжествен и строг покой! Даже чудо-кудесница химия Не создаст красоты такой. Все февральской вьюгой завьюжено. Ни дорог и ни троп не видать. Лишь узоры лыжни, как кружево. Расчертили жемчужную гладь, ж * ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА В пушкинских местах Сто тридцать лет после дуэли... Сюда пришел я неспроста. Высокие седые ели. Могильный мрамор без креста. Лугов цветущий узоры. Вокруг кусты, кусты, кусты. Сороть и Пушкинские горы — И святогорский монастырь. У Малинецкого пригорка Холодную я воду пил, В сельце Михайловском, в Тригорском Его дыханье ощутил. Ты наша гордость, наша сила. Ты символ гордого труда. Ты словно солнце над Россией, Которому сиять всегда. Ельчанка Месяц розовой стеклянкой По реке Сосне плывет, А на лодочке ельчанка Про любовь свою поет. Хорошо грести руками И побыть в тени одной. Там, где ветер точит камнп В тихой заводи речной. Месяц розовой стеклянкой По реке Сосне плывет, А па лодочке ельчанка Про любовь свою поет. Ал. ЗВОНКОВ, Кто не удивлялся, кто не вос­ хищался, читая чудесный сказ И. С. Лескова «Левша», воспе­ вающий талантливость и мастер­ ство русского человека. Рядо­ вой тульский мастер Левша ис­ хитрился подковать редкостную заводную блоху, сделанную- анг­ личанами из стали в натураль­ ную ветичину. Невозможно себе представить, какие по размеру пбдковы требовались для еле видимых ножек блохи, каковы гвоздики, прикрепляющие чудо- подковы. А ведь на шляпках гвоздиков были написаны еще и имена мастеров! «Сказка и есть сказка. Выду­ мать всякое можно», — скажут иные скептики, прочитав лесков­ ский сказ. Скажут—и... ошибут­ ся. Всему, описанному Леско- вымг^ттридется поверить, ибо потомки легендарного Л ^ ш и , . продолжившие и подтвердившие сказочное мастерство своего предка, есть в Туле и сегодня. . Совсем недавно тульские ору­ жейники отметили 70-летие со дня рождения своего товарища замечательного гравера Михаи­ ла Исаевича Почукаева. Того самого, который получил от сто­ устой народной молвы почетное прозвище современного Левши. М. И. Почукаев — человек знатный. Высокая правительст­ венная награда — орден Лени­ на ^— заслуженно отметила дол­ гий трудовой путь и высокое мастерство славного оружейни­ ка. Знэчительна роль гравера в оружейном деле. Прекрасные по своим баллистическим качест­ вам. прочности и чистоте отдел­ ки тульские заказные о.хотничьи ружья часто украшаются слож­ ной гравировкой, на небольших участках вороненого металла воссоздаются целые картины. Такое ружье является не только надежным орудием охоты, но и произведением большого искус­ ства. Сотни ружей украсил По­ чукаев, но одного из них масте­ ру никогда не забыть. В 1923 году, узнав о болезни Владимира Ильича Ленина, на­ думали оружейники сделать в подарок люо'имому вождю — страстному любителю и знато­ ку охоты—штучное двуствольное ружье — самое лучшее из тех, что делались когда-нибудь в Ту­ ле. Знаменитейшие из знамени­ тых мастера взялись за де.чо. Тщательно и любовно заготавли­ вались и отделывались все дета­ ли —■от ствола до спусковых крючков., Ружье собрали про­ славленные сборщики, художест­ венную гравировку осуществили лучшие художники по металлу. Среди последних был и Михаил Почукаев — тогда еще молодой, но уже известный гравер. Ему посчастливилось изобразить на подарке туляков В. И. Ленину веточку дуба с листьями и же­ лудями. Этой эмблемой Михаил Исае­ вич хоте.ч выразить крепость и вечность ленинских идей. Одно­ временно эта гравюра выража­ ла всенародное пожелание Ильи­ чу крепкого здоровья и долгих лет жизни. Сейчас подарок тульских ору­ жейников помещен в московский музей В. И. Ленина и привлека­ ет всеобщее внимание. Шли годы. Росло и мужало мастерство М. И. Почукаева. Вскоре он стал лучшим граве­ ром, учителем и воспитателем нового поколения специалистов. Вот тогда и начались «чудеса», закрепившие за Почукаевым звание современного Левши. Делали на заводе охотничье ружье-сувенир для международ­ ной выставки. К сборке этого ружья приложили свои золотые руки первоклассные оружейни­ ки, и каждый оставил на сделан­ ной детали свое клеймо или под­ пись. Почукаев украсил ружье гравировкой — тончайшие ли­ нии, чуть толще волоса... — А где же вы распишетесь, Михаил Исаевич? — спросил ди­ ректор завода, любуясь ружьем. — -А я уже расписался, — от­ ветил Почукаев и подал дирек­ тору сильную лупу и одновре­ менно показал ногтем на одну из линий орнамента. К величайшему своему изум­ лению, присутствующие увидали написанные на линии - волоске четкие буквы «М. Почука...» —Да, но здесь ошибка, двух букв не хватает... — А это мы исправим! Михаил Исаевич взял лупу, достал из кармана какую-то про­ волоку и дважды прикоснулся кончиком ее к ружью. —■Вот, готово! ' И впрямь фамилия гравера оказалась дописанной. Но и это чудо мастерства не оказалось пределом. Несколько лет тому назад Михаил Исаевич принес в туль­ ский исторический музей оружия небольшой кусочек стекла и по­ просил посмотреть »а него че­ рез микроскоп. Посмотрели — и ахнули. На этом кусочке Почукаев со­ здал восемь микрогравиэр, по­ священных истории тульского оружейного мастерства. Здесь можно увидеть и общий вид тульского оружейного завода, и портрет конструктора русской винтовки с . И. Мосина. Серия завершалась гравюрой - кари­ катурой: привязанную к столбу блоху подковывает тульский Левша. Карикатура имеет мно­ жество деталей, вплоть до ясно видимых подковок, на которых можно прочитать надпись; «Ту­ ла, Левша». Самое поразительное заключа­ ется в том, что каждая гравю­ ра сделана на участке чуть по­ больше толщины спички. Кажет­ ся, что никакая пылкая фанта­ зия не в состоянии представить себе такой возможности. И надо видеть, как оживляются, ахают и охают многочисленные (в том числе и иностранные) гости тульского музея, рассматривая творение современного Левши— Михаила Почукаева. Стеклышко по.мешено музеем в специальную систему микроскопов, делающую гравюры удобными для обозре­ ния. Размеры газетной статьи ли­ шают нас возможности подроб­ но рассказать о методике подоб­ ной микрогравировк'и. Скажем только, что ЭТУ работу Михаил Исаевич выполняет самолично придуманным резцом. Он состо­ ит из ничтожного зернышка ал­ маза, запрессованного в торцо­ вую часть отрезка медной про­ волоки. Это не единственная работа гравера. На кусочке стекла раз­ мером 4 x 4 миллиметра Почу­ каев поместил текст, состоящий из 2700 знаков. Много на свете чудес, и одним из них являются тульские мик­ рогравюры. Разве они не гово­ рят о том, что са.мым большим чудом света является безмерная, ни с чем не сравнимая талантли­ вость русского народа, сыном ко­ торого является Михаил Исае­ вич Почукаев — потомок, вер­ ный хранитель и продолжатель славы легендарного тульского Левши. Н. Щербаков. ДенЬ придет не в гости Зорька расстелила алую попону. Улицы в сиянье голубых снегов. И плывет над ними, льется к небосклону Утренняя песня заводских гудков. Скрипнула калитка. Прошумел автобус. Засгтешил к работе трудовой народ. Солнце, как огромный золоченый компас, В даль дорог широких весело зовет. День придет не в гости., не «на чашку чая». В его ярком свете жизни хорошеть. Оттого с улыбкой мы его встречаем, С верой в теплом сердце, с песнею в душе. Бодрый и веселый вон идешь из дома, Погрузясь в мороза ледяную звень. Отчего-то тело словно невесомо. Будто дал мне крылья этот светлый день. С близких расстояний и из дали дельней Г/л растет и крепнет — дня победный звук. Так. что брызнут искры, бьют по йаковЗльне. Высекая счастье, бьют мильоны рук А. Синельникова. чльбома художника В сквере Али Гайтеровой Спешат на свидание. Рис, А, ВОБЛИКОВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz