Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Болыцое мееяо в жианя че­ ловека заяимаег кияга. Щак- сиы Горький своей всесторонней образованностью обязан кмь- но книгам. Они помогли ему стать великим ткателем, были спутниками и советчиками в его бурной общественно-политиче­ ской деятельности. Вот что он писал: «Книга — необычная вещь, она гораздо больше похожа на чудо. Мы привыкли к этому чу­ ду и не всегда задумываемся над ним. На столе книга—ма­ ленькая, размером в ладонь, а в нее вмещены люди, города, величайшие события. Она лежит неподвижно перед вашими гла­ зами, но и неподвижная, быст­ рее самолета переносит вас с ме­ ста на место, из страны в стра­ ну. Она перенесет вас и туда, куда не перенесет ни один са­ молет: в прошлое и будущее. Это — единственная машина времени, которую создал чело­ век. Немая — она говорит, нежи­ вая — живет>. И даже такие известные лю­ де, как Ломоносов, Тургенев, Чернышевский, Добролюбов и Чехов, получившие высшее об­ разование, никогда не считали его завершенным и до конца жизни оставались страстными читателями книг. Выдающийся французский ии- сатель и философ XVIII века Дени Дидрт считал, например, что когда люди перестают чя- ^ 3 е е р о е е ж ^ ^ с ж о x у е ж о г р у о^пшлжж блККлжогеж тать, то о м перестают жклмвь, а совремешп> 1 й советский шка- тель К. Паустовский советует: «Читайте! И пусть в ваш ^ жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хочъ одной странички из новой кни­ ги». Перед школой стоит очень важная задача: привить детям любовь к чтению. Решая ее, коллектив 21 средней школы пришел к мнению: без ломоши родителей не обойтись. Ведь де­ ти большую часть времени про­ водят дома. Чаще всего они чи­ тают дома, причем нередко не обращаются к услугам библио­ теки, а берут книги, подчас не соответствующие их возрасту, у товарищей или случайных лю­ дей. Родители же не то.тько могут, но и обязаны следить за тем, что читает их ребенок, как от­ носится к прочитанному, а так­ же принимать участие в обсуж­ дении книги в семейном кругу. Часто родители поощряют своих детей сладостями, доро­ гими подарками, а иногда и просто деньгами. Но будет го­ раздо полезнее подарить ребен­ ку книгу, выписать газету или журналы. Каждая детская книга имеет воспитывающее начало. Она прививает детям чувство добро­ ты, любви к природе, к родному краю, к нашей Родине. Читая, ребенок идет вместе с героем книги, радуясь его ра­ КНИГА И ДЕТИ достям или же сочувствуя его горю. После чтения у него ос­ тается крупинка чего-то хороше­ го, доброго, нужного для мирования его характера. И э1 надо накапливать, расширять хорошими книгами. Но сколько бы ни читал че­ ловек, он все равно не сможет прочитать всего, что написано за многие десятки и сотни лет. Поэтому следует читать луч­ шие книги — классические, ко­ торые получили мировую изве­ стность и признание миллионов читателей. Для детей младше­ го школьного возраста это — книги Виталия Бианки, Михаи­ ла Пришвина о природе, рус­ ские народные сказки в обра­ ботке А. Толстого, сказки А. С. Пушкина и Д. Мамина- Сибиряка, рассказы для детей Л. Н. Толстого, веселые книги Н. Носова, К. Чуковского, С. Михалкова и С. Маршака, книги Б. Житкова и М. Ильи­ на. Дети должны знать больше о жизни В. И. Ленина и его со­ ратников, о героическом прош­ лом нашего народа и героях Великой Отечественной войны и т. д. И именно в детском возрасте (3—4 года, 7 лет) дети долж­ ны полюбить чтение, а родите­ ли обязаны заботиться о приви­ тии детям любви к книге. Се­ милетний ребенок уже может понять и запомнить, кто напи­ сал прочитанную книгу, как она называется и о чем в ней рас­ сказывается. Родители должны прививать элементарные правила обращения с книгой, сами по­ казывать пример в этом и про­ являть живой интерес к чтению. Практика показывает, что ре­ бенок, читающий много книг, увлекающийся не только худо­ жественной и научно-популяр­ ной литературой, а также газе­ тами и журналами, умеет пра­ вильно излагать свои мысли, не затрудняется в подборе слов для их изложения. Его ин­ тересно слушать. Он много зна­ ет. И, наоборот, ученик, чита­ ющий мало, разговаривает уг­ ловатым языком, не умеет пра­ вильно построить предложение. Однако надо помнить и о том, что книги, не соответствующие возрастным особенностям ре­ бенка, могут надолго отбить охоту к чтению, разочаруют его. Поэтому надо умело на­ правлять чтение ребенка, начи­ ная с более простых н легких книг, по возможности иллюст- ! — ’А вы,, а 1 « не иэшеяилэсь. И волосы такие же черньш, и глаза... — Павел вэдоянул. — А я вот седой совсем стал, поста­ рел. Слышал я, что рано седеет тот, у кого нервишки рыхлые. Правду, похоже, говорят. — Седым бывает всякий, — задумчиво говорит Вероника. - - Я видела сегодвя. жеящииу. Мо­ лотая, лет двадцати пяти, не больше, и с седой прядью. Пе- рекясыо вытравила. Мода... Это же подлость, а не мода. Прадгу седины надю зачугужнть. Жизнью. Ты сам знаешь, что заслужил. А я крашу свои седины, потому я черная коса. Может быть, не­ хорошо? Глуно, да? Но я же женщина, Павло, мне можно... Вероника вдруг замо.тчала. Столько лет не виделись, а она затеяла разговор о модах. Ко- нечда, глупо. А Павел смотрит на Верони­ ку, смотрит в ее глаза. И начи­ нает понимать, что каждый раз, когда он искал поддержки, ког­ да ему бывало трудно, он ис. кал эти глаза. Всегда в его во­ ображении они смотрели прямо и ясно. Чтобы прервать затянувшееся молчание, Вероника спрашива­ ет: — Как же ты живешь? Кто ты теперь? — Стараюсь быть человеком. Стараюсь... да, — он лезет в карман, достает сигареты, за­ жигалку. — Разрешите, Верони­ ка Петровна? — Как врач, не оазрешила бы. А как Вероника, да еше и Пет­ ровна... Лад.чо уж, кури. — Так они же с фильтром, почти безвредные. — У тебя что-то не ладится, Павло? — Да. Ты угадала. Именно не ладится. Вчера сказал своемд начальнику, что думаю о нем. Правду сказал. А он... Ну. в общем, выгнал меня из каби­ нета... — И что же теперь? —' Ночью сел на поезд и без разрешения приехал в .Москву, в министерство. Хотел все на­ чистоту выложить и подать за­ явление, уйти... .А министр не принял, без вызова, ча завтра назначил. В приемной пали та­ лончик в гостиницу. Тут тебя встретил., неожиданно. — Па­ вел жадно затянулся сигале- той, выпустил дым в сторону и затушил в пепельнице о-курок. — Шутишь, да? — Вероника берет его руку и прячет ее в своих мягких, теплых ладонях. Какие ови далекие, чужие, во Начало в № № 209, 210, 212, 214—21А близкие и очень-очень родные, этя руки! — Думай, как хочешь. Только я не мог иначе, терпение кон­ чилось. Нервы, наверное. А те­ терь смогу. Вот, честное слово, смогу! И в министерство я боль­ ше не пойду... Павел на минуту задумался. — Эх, Вероника! Дорогая ты моя! Ты и предста­ вить себе не можешь, как мне все эти двадцать с лишним лет тебя не хватало. Да, да. Вот именно — тебя. Я же семейный и немолодой уже, из ухажорско- го возраста вырос и льстить не собираюсь. Да и в молодости красиво не говорил, не успел на­ учиться. И ты тоже уже не девчонка... — Не надо об этом, Павло... Не чадо. Ладно? — Вероника залделзсь, опустила глаза. Он и сам понял, что поздно теперь говорить об этом. Зачем? Песня осталась неспетой Война, время расправились с их друж­ бой, с их любовью. «И эта встреча с мололостью совсем ни к чему,—думает .Меловенко, — ни ей, ни мне .. Нашел, чтобы снова потерять?»,. Но не реша­ ется сказать это вслух. —У нас на Пополни,— ста­ раясь показаться вееелы.ч, го­ ворит Павел,— есть такое вы­ ражение: «Як нэма про шо ба- тзкать, поговорим за жизнь» Начинай, говори ты. У меня что-то не клеится. М:югое хо­ чется сказать, а не знаю, с че­ го начинать. — А ты гам и живешь, на По­ долии. V своего Буга? Хотела и я там побы.вать, посмотреть. Даже во сне мне п ри сн и ло с ь , когда тебя похоронила..., =—она замолчала, пересела в другое кресло против Павла, положила руки на стол. — Так ты там живешь, да? — Нет, не там. Я же ночью сел на поезд, а утром уже был в .V\осКве. — .Ах, да. Вот какая я рас­ сеянная... И Матовенко стал по поряд­ ку рассказывать, как он остал­ ся жив после взрыва немецкого склада, как потом судили его, исключили из партии, направи­ ли в штрафной батальон. Говорил торопливо. Казалось, боялся. Что не успеет сообщить все. Как будто на собрании рас­ сказывал автобиографию, и на это ему дали очень мало време­ ни. Он злился на себя, что так нескладно говО!рит, и потому за­ пинался, терял нить мысли. Но все же говорил, говорил... Вероника жадно слушала. Ей хотелось запо.мнить все подроб­ ности. А подробностей как раз Павел не рассказывал. Демобилизовался с партбиле­ том. Орлена тоже вернули. Окон­ чил «Тимирязевку». Работал аг­ рономом в совхозе в Тамбовской области... Почему в Тамбовской? Жена оттуда родом, у нее роли, тели там старые. .А теперь ра­ ботает главным агрономом про­ изводственного управления. В конторе не сиДит. Все больше в поле. -А начальник бумаги тре­ бует, сводки!.. Вот и не срабо­ тались. —Проза, да? Неинтересно, ко­ нечно,— заключил Меловенко. —Почему же? Очень даже ин. тересно. Рассказывай, рассказы­ вай еше. — Я все как будто сказал. Больше, вроде, и нечего,— вино­ вато улыбнулся Павел. В холле гостиницы «Останки, но» прохладно. .А Павлу стало душно. Он расстегнул пиджак, хотел снять его. Потом решил, что неудобно при даме, снова застегнул пуговицу. Она заметила это, но виду не подала. Встала, подошла к Ме-, лове:чко. —Ты сходи к дежулчой. Нуж- :чо же оформиться. .А я посижу здесь, подожду тебя. Он обрадовался этому пред­ ложению. Разговор, действи­ тельно, не клеился. И он, и она не могли преодолеть волнения неожиданной встречи. Разве это не чудо? Она же могилу его видела, гимнастерку его, раася- релянного, в руках держала. И он не сомневался, что нет давно на свете Вероники. А они оба воскресли, живы... Павел недолго задержался. Вбежал в холл, где сидела оди­ ноко Вероника. — У меня есть предложение,— не успев даже подойти к столу, заговорил он,— Пойдем в Бота­ нический сад. Прогуляемся, по­ говорим... Конечно, ес.ти у тебя есть свободное вэемя. — Это далеко? — А ты разве не знаешь? — удивится он. — Через улицу только перейти. — Откуда же мне знать? Я еше до войны была в .Москве один раз, когда в академии в Ленинграде училась. Мы на экс­ курсию приезжали. Но в Бота­ нический сад нас не водили тог­ да. А то, что проездом останав­ ливалась в Москве, я не считаю. —- Все ясно. Значит, такой провинциалке, как ты, я в ги­ ды гожусь вполне. Он уже, кажется, преодолел волнение. Может даже весело шутить и.те притворяться весе­ лым. В саду, когда они. миновав пруд, пошли по до'сжке среди цветущих магнолий, .Меловенко спросил: — У тебя семья? Ты счастли­ ва? — Да, мы хорошо живем с мхжем. не ссоримся. У нас взрослые дети... .А ты? — И на маня жена не в оби­ де. И детьми поволен, и...— запнулся он. Вероника поняла, что ему, как и ей, трудно сейчас об этом го­ ворить. — Не будем больше об этом... Да? Не будем? — она подняла на него серьезные, немножкр грустные глаза. — Как скажешь, так я бу­ дет,— деланно весело говорит Павел.— Ты для меня сейчас са­ мый старший начальник. Прика. жешь — стихи читать буду. Не свои, конечно, свои стесняюсь. А пожелаешь — на ту высокую пихту залезу, на самый вепшр- чек! ей-богу. Только петь :те при­ казывай — напрасный труд. Один я на всей Украине непою­ щий. Потому и не живу там... Он весело смеется, а она мол­ чит и поч.ему-то с жалостью смотрит на него. Почему эта шутка ее не развеселила? Зна­ чит, невеселая шутка. И вдруг Вероника запела. То была давнишняя фронтовая пес­ ня. Он слышал эту песню всего один раз. Когда ее исполняла там, на передовой, артистка из ансамбля, даже у бывалых раз­ ведчиков слезу выдавила... —"Ты звал меня своею ^{>ечеиной, рированных, подводя к более сложным, полезным, «умным». Ребята старшего возраста на­ чинают рано увлекаться зару­ бежной литературой, иногда пре­ небрегая высокими художест­ венными достоинствами отече­ ственной литературы. Нужно привить детям вкус к ней, памя­ туя, что лучшие писатели за­ рубежных стран, такие, как Зо­ ля, Мопассан, Флобер и другие, сами восторгались высоким ху­ дожественным мастерством Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого и учились у них. Наш учительский коллектив решил поделиться с родителя­ ми этими мыслями и рассказать им о том, как они могут и дол­ жны руководить чтением детей дома. С докладом «Руководство дет­ ским чтением в семье» на со­ стоявшемся недавно обще- школьном родительском собра­ нии выступила преподаватель литературы и русского языка Дора Филипповна Сторожик. В актовом зале, где проходи­ ло собрание, было многолюдно. Помещение оформлено множе­ ством библиотечных плакатов, рассказывающих о творчестве М. Лермонтова, С. Маршака, Д. Бедного, А. Гайдара и мно­ гих других, о правилах обра­ щения с книгой. Родители мог­ ли познакомиться со списками литературы для внеклассного- чтения, а также с выставкой книг, оформленной библиотекой по трем темам: «Чтобы больше знать о В. И. Ленине», «Нормы душевной чистоты», «Люби н изучай свой край родной». Доклад Д. Ф. Сторожик был прослушан с большим внимани­ ем. Он сопровождался художе­ ственным чтением учащимися восьмых и девятых классов про­ изведений С. Острового, Му­ сы Джалиля и других. Доклад, несомненно, представляет боль­ шую ценность и является нача­ лом работы по руководству внеклассным чтением детей в семье. В связи с этим нужно добить­ ся, чтобы все учащиеся стали читателями детской или школь­ ной библиотек. А. ТРУБНИКОВА, библиотекарь СШ № 21. Веселой свадьбы ожидала я, Теперь меня прозвали обреченной, Лихое лихо дали мне в мужья.., — тихо, вполгюлоса пела Веро­ ника. А Павел слушал и смот­ рел не на нее, а куда-то поверх ее головы. И не видел лица этой немолодой уже женщины. И птичьего пересвиста не слышал. И песню тоже слышал, как во сне. Он мысленно был там — на переднем крае, в тылу врага, в разведке... Молодой, сильный, смелый. И ее видел молодую. —...Но и тогда не выходи навстречу. Ты не узнаешь все равно меня, — закончила песню Вероника. Эти слова он отчетливо ус­ лышал и как бы очнулся. Некото'рое время шли молча. Остановились V скамейки. Сели. — Ты что же, милый доктор,— загово:рил Павел,— так обрадо­ валась встрече, что до слез ре­ шила меня довести? — Так как-то поV^училось. Ты уж извини... .Мы эту песню в госпитале пели. Под Каменец^ Подольском меня, раненую, из окружения вынесли. Долго в го­ спитале лежала. Скучно было, вот и пели пеони... И Вероника рассказала Пав­ лу. что с ней произошло после ухоза из родного полка. — А я искал тебя, — яодо- ждав, пока закончит говорить Вероника, тихо сказал Павел.— Первый паз ответили, ^что ты погибла, а второй раз, что нро- пала без вести. (Продолжение следует')

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz