Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

- В е л я к и й к столетию со дня ро>кдения Ромена Роллана НАШ ДРУГ Великнй французский писа' тель Ромен Роллан был боль­ шим другом Алексея Максимо­ вича Горького. В один из при­ ездов Ромена Роллана в Совет­ ский Союз Максим Горький долго и обстоятельно говорил с ним о мировой культуре, о ли­ тературе. Записи этих бесед много раз публиковались в га­ зетах и журналах. Их с боль­ шим интересом и вниманием чи­ тают и перечитывают совет­ ские люди. Они находят в них много интересных мыслей по многим вопросам жизни. Когда Ромен Роллан покидал нашу страну, Максим Горький сердечно провожал его на вок­ зале. Этот снимок обошел поч­ ти все газеты мира. Его можно Увидеть на стендах некоторых библиотек нашего города. А стенды установлены в связи со столетием со дня рождения Ро­ мена Роллана. Наши библиотеки широко от­ мечают день рождения велико­ го французского писателя. Они выставили книги Р. Роллана.и книги, в которых рассказывает­ ся о писателе, о его большой дружбе с Максимом Горьким. Ромен Роллан очень ценил творчество Льва Толстого. Ре­ зультатом преклонения перед великим русским писателем явилась книга Р. Роллана «Жизнь Толстого». Книга эта проникнута патетикой восторга перед героизмом, добротой и душевной чистотой огромного художника- Эти же чувства пронизали многочисленные стра­ ницы эпопеи о «Жане Кристо­ фе». «Вы сохранили в своем благо­ родном сердце лучшие принци­ пы человечества» — писал Мак- сим горький Ромену Роллану в 1916 _году, в разгар первой ми­ ровой войны. Она явилась суро­ вым испытанием для многих де­ ятелей, с честью выдержал это испытание в Роллан. Он был. не только гениальным художни­ ком слова, обогатившим сокро­ вищницу мировой литературы, но и мужественным, честным борцом, гуманистом и человеко­ любцем, идеалы которого близ­ ки и дороги нашей современно­ сти. Первые шаги Роллана - пи­ сателя были связаны с драма­ тургией. В большом цикле пьес под общим названием «Драмы революции» он обращается к ге­ роическим страницам француз­ ской истории конца XVIII в., уделяет большое внимание дви­ жению народных масс, подчер­ кивает их решающую роль в судьбах истории. Особенно боль­ шой интерес в этом цикле пред­ ставляет пьеса «14 июля», на­ полненная глубоким демократи­ ческим содержанием. Д-условиях упадка и разло­ жения буржуазной культуры Роллан обращается к великим мыслителям и деятелям про­ шлого. Он пишет «героические» биографии Бетховена, Микел­ анджело, Л. Толстого. Их ге­ ний и высокие нравственные до­ стоинства автор противопостав­ ляет гнилой буржуазной дейст­ вительности тех лет. Важное место в творческом наследии писателя занимает ху­ дожественная ■проза, особенно такие ее шедевры, как «Жан Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Многотомный роман «Жан Кристоф» Роллан создает в первом десятилетии нашего ве­ ка. Произведение названо по имени основного героя. Это не­ мец, гениальный музыкант и композитор, в облике которого узнаются многие черты Бетхо­ вена. Карл Маркс указал, что бур­ жуазное общество по своей природе органически враждебно подлинному искусству. И весь жизненный путь Кристофа, его мужественная и безрезультатная борьба с враждебным миром чванливых и невежественных аристократов, хищных и жесто­ ких толстосумов наглядно пока­ зывают унизительное положение искусства в этом мире. Эта ха­ рактеристика в полной мере мо­ жет быть отнесена к современ­ ному искусству буржуазного Запада. Актуальность и злобо­ дневность этого произведения заключается также в его горя­ чей антивоенной направленности, в настойчивой проповеди идей мира и дружбы между народа­ ми. Благородные устремления пи­ сателя получают дальнейшее развитие в повести «Кола Брюньон», восторженно встре­ ченной М. Горьким, который на­ звал ее «самой замечательной книгой наших дней». В ней все поражает, все вызывает восхи­ щение. И образный, сочный на­ родный я^ык. и совершенно не­ повторимый стиль, и манера письма, и блестящий француз­ ский юмор и особенно сам Кола Брюньон. Искусный резчик по дереву, добряк и весельчак, он страстно влюблен в труд. За станком он забывает жизнен­ ных бурях и невзгодах. Он теря­ ет дом и скудные сбережения, над ним проносятся грабитель- ные войны и опустошительные эпидемии, но он не утрачивает оптимизма и бодрости, всегда прославляет радости жизни, мирный труд и дружбу людей. Это произведение, созданное в конце первой мировой войны, было направлено против разгу­ ла шовинистических страстей. Оно сохраняет актуальность и в наши дни. когда не прекращают­ ся опасные провокации поджига­ телей войны. 20-е годы явились переломными в мировоззрении Роллана. Всеобщий кризис ка­ питализма. успехи социалистиче­ ского строительства в нашей стране, влияние Горького — все это обусловило переход писате­ ля на новые идейно-творческие позиции. В 1931 г. он пишет статью «Прощание с прошлым», в кото­ рой отказывается от былых тол­ стовских, идеалистических взгля­ дов, заявляет о решительной поддержке новых, социалисти­ ческих идеалов. Коренной переворот в духов­ ном развитии Роллана получил большое творческое выражение в его замечательной эпопее «Очарованная душа». ЗдесЬ соз­ дана громадная галерея худо­ жественных образов, в которой особенно важную роль играют Аннет и Марк Ривьер. Аннет проходит в романе очень слож­ ный путь развития. В жизнь она вступает очарованной душой, заполненной иллюзиями и бес­ почвенными представлениями. Суровая, бездушная проза бур­ жуазной действительности осво­ бождает ее от подобных взгля­ дов. приводи1 в лагерь борцбв за новый мир. Развитие Аннет рисуется па­ раллельно с ростом и формиро­ ванием ее сына Марка. Натура честная, искренняя, он настойчи­ во ищет правду жизни. Оши­ баясь и исправляя ошибки, преодолевая колебания и сомне­ ния. он приходит в ряды фран­ цузских коммунистов. Писатель признавал, что. создавая образ Аннет, он постоянно видел пе­ ред собой Ниловну из произве­ дения Горького «Мать». Обе ге­ роини проходят аналогичный путь развития — матери стано­ вятся соратниками своих сыно­ вей в общей борьбе за дело ре­ волюции. И это не случайное совпадение. Перед нами инте­ ресный пример идейно-творче­ ского влияния великого совет­ ского писателя на замечательного французского художника слова. Все развитие передового за­ рубежного искусства последне­ го века протекало под большим влиянием России, русской и со­ ветской культуры и литературы. Это в большой мере испытал и Ромен Роллан. У него мы отме­ чаем особенно теплые чувства к нашей стране, ее народу, лите­ ратуре. В 1929 г. он пишет «Привет русским читателям», где отмеча­ ет, что произведения Л. Тол­ стого и Достоевского были под­ линным откровением для фран­ цузов его времени. Приветствуя Великий Октябрь, осудив воору­ женную интервенцию империа­ листов в России, он затем вни­ мательно следит за развитием молодого советского государст­ ва. гордится нашими успехами, верит в наше будущее. Отмечая 100-летие со дня рож­ дения Ромена Роллана, мы чтим в нем мужественного борца, гу­ маниста и человеколюбца, заме­ чательного писателя, творения которого и в наши дни помога­ ют общей борьбе за мир, про­ гресс и демократию. И. ПРИВОРОТСКИЙ, доцент Елецкого педагогического института. В ‘’к6яце Ноября 1934 года, про­ сматривая очередную почту, ди­ ректор Государственной библио­ теки имени В. И. Ленина в Моск­ ве Владимир Иванович Невский вскрыл конверт с почтовым штемпелем швейцарского город­ ка Вилль-Нев. Письмо было от французского писателя Ромена Роллана. Он передавал на хра­ нение библиотеке свои дневники военных лет (1914—1919 годов) с одним условием—не вскрывать их раньше, чем 1 января 1955 го­ да. Последующие десять лет биб­ лиотеке представлялось моно­ польное право на публикацию за­ писок писателя. Поблагодапив Роллана за доверие, сотрудники библиотеки ответили, что его пожелания будут точно исполне­ ны. А вскоре в библиотеку при- Дневники писателя военных лет Хозяйка чеховского дома Во враия своего последнего пребывания в Крыму осенью 1963 го­ да Самуил Маршак писал, что Ялта навеки связана с именем А. П. Чехова. Мелькают годы, десятилетия, а до сих пор кажется, что в белом чеховском доме на краю города живет его хозяин. В каж­ дой из небольших комнат, на верандах и дорожках сада невиди­ мые его следы. Здесь он думает, пишет, читает, грустит, смеется, покашливает, сажает в саду деревья. — И еще один человек, — говорил Маршак, — живет и будет всегда жить в этом ломе — сестра Чехова и его лучший друг Ма- рйя Павловна, которая свыше полувека была хранительницей памя­ ти Чехова, частицей его живой души. — Поэт вспоминал один из разговоров с ней. Они Долго ходили по дому, и Маршак — ста­ рый курильщик — не мог удержаться от вопроса: — Мария Павловна, где тут у вас разрешается курить? — Да курите, курите, — сказала она. — А разве можно? — В доме Чехова все можно: и курить, и танцевать, и даже на голове ходить. Этот шутливый ответ сразу да.ч гостю почувствовать характер чеховского дома — не музея, а именно дома... Сейчас эти записи Маршака вошли в подготовленный к печати в издательстве «Крым» сборник мемуаров о хозяйке чеховского до­ ма. С воспоминаниями о Марии Павловне выступили .Мариэтта Шагинян, Маргарита Алигер, Константин Паустовский, народный артист СССР Иван Коз.товский, член-корреспондент Академии ме­ дицинских паук СССР Борис Петров и многие другие. Боль­ шинство воспоминаний печатается впервые. (АПН). были десять толстых под сургуч­ ными печатями пакетов. О том, какое значение этим ру­ кописям придавал сам автор, можно судить уже по тому, что он снял с них три копии, кото­ рые тщательно выверил. По од­ ной копии также получили на хранение Нобелевский фонд в Стокгольме и Гарвардский уни­ верситет в США. Оригинал же хранится в библиотеке Базель­ ского университета. Вскоре Ро.члая сам посетил Советский Союз. Свои впечатле­ ния от этой поездки писатель вы­ разил в прощальном письме со­ ветскому народу; «Я уезжаю с подлинным убеждением в том, что я и предчувствовал, приез­ жая сюда; что единственный на­ стоящий мировой прогресс неот­ делимо связан с судьбами СССР, что СССР является пламенным очагом пролетарского интерна­ ционала, которым должно стать и которым будет все человечест­ во, что обязательным долгом во всех странах является защита его против всех врагов, угрожа­ ющих его подъему. От этого долга я никогда не отступал, не отступлю до тех пор, пока буду жить». М инуло два десятилетия с момента завещания Роллана. И вот наконец наступило 1 янва­ ря 1955 года, когда специальная комиссия вскрыла пакеты с ру­ кописями писателя. В них было 29 тетрадей, содержащих 2.664 страницы общим объемом около 1(Ю печатных листов. Что же хранили таинственные страницы? Герцен как-то сказал, что в письмах запеклась кровь собы­ тий, они — прошлое — такое, каким оно было, задержанное и нетленное. Это герценовское оп­ ределение полностью относится к роллановским дневникам. Когда еще только зарождался замысел этой колоссальной лето­ писи, ее автор писал; «Первый закон искусства: если тебе нече­ го сказать — молчи. Если тебе есть что сказать — скажи и не лги. Но мог ли я написать обо всем в обычном произведении?.. Может быть, мой голос приоб­ ретет больший вес, когда он при­ дет из могилы Ибо эти мемуа­ ры, если.я их напишу, будут опубликованы лишь после моей смерти. Может быть, к моим сло­ вам прислушаются с большим вниманием, когда будут знать, что они бескорыстны — когда мне ничто не будет нужно, ког­ да я сам превращусь в ничто». Уже в самих дневниках Рол­ лан говорит, что он только писец, пишущий под диктовку времени. Значение этих документов, без­ условно, вышло за рамки обыч­ ных дневниковых заметок. Пре­ емник лучших традиций Великой французской революции, он гнев­ но обличает милитаризм и вы­ ступает в защиту первого в ми­ ре социалистического государст­ ва с первых дней его образова­ ния. «Победа русской революции кажется нам необходимым усло­ вием всей будущности Европы»— такую запись сделал Роллаи 6 декабря 1917 года. А несколькими строка*®! вы­ ше — проникновение тонкого ху­ дожника в природу; «Волшебное сочетание красок осенних лесов над Вилль-Нев и Шильоном. Зо­ лотисто - желтый, красный, ко­ ричневый, светло-зеленый и тем­ но - зеленый тона. От дуновения влажного ветра кружатся, пада­ ют и свежими мазками ложатся на землю яркие листья».—Осен­ ний натюрморт написан восхи­ тительно. Ответ на анкету аме­ риканского журнала об уроках войны соседствует с описанием прилета ласточек к берегам Ро­ ны. Наброски писем к друзьям; Горькому, Барбюсу, Верхарну, Цвейгу, ЛунаИарскому, Эйнш­ тейну. Варианты статей о К. Либ- кнехте и Ж. Жоресе. Таков да­ леко не полный диапазон . тем, которых Роллан касается в дневниках. В Советском Союзе с разре­ шения автора первые отрывки из дневников начали печататься еще в 1936 году в журнале «Ок­ тябрь». Публикации появились в «Новом мире» и других журна­ лах (эти отрывки Роллан лично передал редакциям). Широкий интерес к дневнико­ вым записям проявляет и зару­ бежная пресса Они печатались в журнале «Европа», часть днев­ ников вышла в Париже отдель­ ным изданием. Г. МЕНДЕЛЕВИЧ. (АПН). В И Н С ТИ Т У Т Е м и р о в о й л и т е р а т у р ы Институт мировой литературы имени А. (Ч. Горького широко отмечает столетие со дня рож­ дения великого французского писателя Р. Рол­ лана. 31 января докладом директора института, профессора И. И. Анисимова' «Современность Роллана» начнутся юбилейные «роллановские чтения». В их программу, рассчитанную на не­ сколько вечеров, включен цикл докладов литера­ туроведов и нскусствоведов, Кандидат филологических наук Т. В. Балашов выступит в день открытия чтений с сообщением «Письма советских людей в парижском архиве Р. Роллана». Письма великого писателя Франции к совет­ ским людям, собранные в отделе рукописей ин­ ститута, — волнующие документы, яркие свиде­ тельства глубоких духовных связей Роллана с первой в мире страной социализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz