Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
- В е л я к и й к столетию со дня ро>кдения Ромена Роллана НАШ ДРУГ Великнй французский писа' тель Ромен Роллан был боль шим другом Алексея Максимо вича Горького. В один из при ездов Ромена Роллана в Совет ский Союз Максим Горький долго и обстоятельно говорил с ним о мировой культуре, о ли тературе. Записи этих бесед много раз публиковались в га зетах и журналах. Их с боль шим интересом и вниманием чи тают и перечитывают совет ские люди. Они находят в них много интересных мыслей по многим вопросам жизни. Когда Ромен Роллан покидал нашу страну, Максим Горький сердечно провожал его на вок зале. Этот снимок обошел поч ти все газеты мира. Его можно Увидеть на стендах некоторых библиотек нашего города. А стенды установлены в связи со столетием со дня рождения Ро мена Роллана. Наши библиотеки широко от мечают день рождения велико го французского писателя. Они выставили книги Р. Роллана.и книги, в которых рассказывает ся о писателе, о его большой дружбе с Максимом Горьким. Ромен Роллан очень ценил творчество Льва Толстого. Ре зультатом преклонения перед великим русским писателем явилась книга Р. Роллана «Жизнь Толстого». Книга эта проникнута патетикой восторга перед героизмом, добротой и душевной чистотой огромного художника- Эти же чувства пронизали многочисленные стра ницы эпопеи о «Жане Кристо фе». «Вы сохранили в своем благо родном сердце лучшие принци пы человечества» — писал Мак- сим горький Ромену Роллану в 1916 _году, в разгар первой ми ровой войны. Она явилась суро вым испытанием для многих де ятелей, с честью выдержал это испытание в Роллан. Он был. не только гениальным художни ком слова, обогатившим сокро вищницу мировой литературы, но и мужественным, честным борцом, гуманистом и человеко любцем, идеалы которого близ ки и дороги нашей современно сти. Первые шаги Роллана - пи сателя были связаны с драма тургией. В большом цикле пьес под общим названием «Драмы революции» он обращается к ге роическим страницам француз ской истории конца XVIII в., уделяет большое внимание дви жению народных масс, подчер кивает их решающую роль в судьбах истории. Особенно боль шой интерес в этом цикле пред ставляет пьеса «14 июля», на полненная глубоким демократи ческим содержанием. Д-условиях упадка и разло жения буржуазной культуры Роллан обращается к великим мыслителям и деятелям про шлого. Он пишет «героические» биографии Бетховена, Микел анджело, Л. Толстого. Их ге ний и высокие нравственные до стоинства автор противопостав ляет гнилой буржуазной дейст вительности тех лет. Важное место в творческом наследии писателя занимает ху дожественная ■проза, особенно такие ее шедевры, как «Жан Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Многотомный роман «Жан Кристоф» Роллан создает в первом десятилетии нашего ве ка. Произведение названо по имени основного героя. Это не мец, гениальный музыкант и композитор, в облике которого узнаются многие черты Бетхо вена. Карл Маркс указал, что бур жуазное общество по своей природе органически враждебно подлинному искусству. И весь жизненный путь Кристофа, его мужественная и безрезультатная борьба с враждебным миром чванливых и невежественных аристократов, хищных и жесто ких толстосумов наглядно пока зывают унизительное положение искусства в этом мире. Эта ха рактеристика в полной мере мо жет быть отнесена к современ ному искусству буржуазного Запада. Актуальность и злобо дневность этого произведения заключается также в его горя чей антивоенной направленности, в настойчивой проповеди идей мира и дружбы между народа ми. Благородные устремления пи сателя получают дальнейшее развитие в повести «Кола Брюньон», восторженно встре ченной М. Горьким, который на звал ее «самой замечательной книгой наших дней». В ней все поражает, все вызывает восхи щение. И образный, сочный на родный я^ык. и совершенно не повторимый стиль, и манера письма, и блестящий француз ский юмор и особенно сам Кола Брюньон. Искусный резчик по дереву, добряк и весельчак, он страстно влюблен в труд. За станком он забывает жизнен ных бурях и невзгодах. Он теря ет дом и скудные сбережения, над ним проносятся грабитель- ные войны и опустошительные эпидемии, но он не утрачивает оптимизма и бодрости, всегда прославляет радости жизни, мирный труд и дружбу людей. Это произведение, созданное в конце первой мировой войны, было направлено против разгу ла шовинистических страстей. Оно сохраняет актуальность и в наши дни. когда не прекращают ся опасные провокации поджига телей войны. 20-е годы явились переломными в мировоззрении Роллана. Всеобщий кризис ка питализма. успехи социалистиче ского строительства в нашей стране, влияние Горького — все это обусловило переход писате ля на новые идейно-творческие позиции. В 1931 г. он пишет статью «Прощание с прошлым», в кото рой отказывается от былых тол стовских, идеалистических взгля дов, заявляет о решительной поддержке новых, социалисти ческих идеалов. Коренной переворот в духов ном развитии Роллана получил большое творческое выражение в его замечательной эпопее «Очарованная душа». ЗдесЬ соз дана громадная галерея худо жественных образов, в которой особенно важную роль играют Аннет и Марк Ривьер. Аннет проходит в романе очень слож ный путь развития. В жизнь она вступает очарованной душой, заполненной иллюзиями и бес почвенными представлениями. Суровая, бездушная проза бур жуазной действительности осво бождает ее от подобных взгля дов. приводи1 в лагерь борцбв за новый мир. Развитие Аннет рисуется па раллельно с ростом и формиро ванием ее сына Марка. Натура честная, искренняя, он настойчи во ищет правду жизни. Оши баясь и исправляя ошибки, преодолевая колебания и сомне ния. он приходит в ряды фран цузских коммунистов. Писатель признавал, что. создавая образ Аннет, он постоянно видел пе ред собой Ниловну из произве дения Горького «Мать». Обе ге роини проходят аналогичный путь развития — матери стано вятся соратниками своих сыно вей в общей борьбе за дело ре волюции. И это не случайное совпадение. Перед нами инте ресный пример идейно-творче ского влияния великого совет ского писателя на замечательного французского художника слова. Все развитие передового за рубежного искусства последне го века протекало под большим влиянием России, русской и со ветской культуры и литературы. Это в большой мере испытал и Ромен Роллан. У него мы отме чаем особенно теплые чувства к нашей стране, ее народу, лите ратуре. В 1929 г. он пишет «Привет русским читателям», где отмеча ет, что произведения Л. Тол стого и Достоевского были под линным откровением для фран цузов его времени. Приветствуя Великий Октябрь, осудив воору женную интервенцию империа листов в России, он затем вни мательно следит за развитием молодого советского государст ва. гордится нашими успехами, верит в наше будущее. Отмечая 100-летие со дня рож дения Ромена Роллана, мы чтим в нем мужественного борца, гу маниста и человеколюбца, заме чательного писателя, творения которого и в наши дни помога ют общей борьбе за мир, про гресс и демократию. И. ПРИВОРОТСКИЙ, доцент Елецкого педагогического института. В ‘’к6яце Ноября 1934 года, про сматривая очередную почту, ди ректор Государственной библио теки имени В. И. Ленина в Моск ве Владимир Иванович Невский вскрыл конверт с почтовым штемпелем швейцарского город ка Вилль-Нев. Письмо было от французского писателя Ромена Роллана. Он передавал на хра нение библиотеке свои дневники военных лет (1914—1919 годов) с одним условием—не вскрывать их раньше, чем 1 января 1955 го да. Последующие десять лет биб лиотеке представлялось моно польное право на публикацию за писок писателя. Поблагодапив Роллана за доверие, сотрудники библиотеки ответили, что его пожелания будут точно исполне ны. А вскоре в библиотеку при- Дневники писателя военных лет Хозяйка чеховского дома Во враия своего последнего пребывания в Крыму осенью 1963 го да Самуил Маршак писал, что Ялта навеки связана с именем А. П. Чехова. Мелькают годы, десятилетия, а до сих пор кажется, что в белом чеховском доме на краю города живет его хозяин. В каж дой из небольших комнат, на верандах и дорожках сада невиди мые его следы. Здесь он думает, пишет, читает, грустит, смеется, покашливает, сажает в саду деревья. — И еще один человек, — говорил Маршак, — живет и будет всегда жить в этом ломе — сестра Чехова и его лучший друг Ма- рйя Павловна, которая свыше полувека была хранительницей памя ти Чехова, частицей его живой души. — Поэт вспоминал один из разговоров с ней. Они Долго ходили по дому, и Маршак — ста рый курильщик — не мог удержаться от вопроса: — Мария Павловна, где тут у вас разрешается курить? — Да курите, курите, — сказала она. — А разве можно? — В доме Чехова все можно: и курить, и танцевать, и даже на голове ходить. Этот шутливый ответ сразу да.ч гостю почувствовать характер чеховского дома — не музея, а именно дома... Сейчас эти записи Маршака вошли в подготовленный к печати в издательстве «Крым» сборник мемуаров о хозяйке чеховского до ма. С воспоминаниями о Марии Павловне выступили .Мариэтта Шагинян, Маргарита Алигер, Константин Паустовский, народный артист СССР Иван Коз.товский, член-корреспондент Академии ме дицинских паук СССР Борис Петров и многие другие. Боль шинство воспоминаний печатается впервые. (АПН). были десять толстых под сургуч ными печатями пакетов. О том, какое значение этим ру кописям придавал сам автор, можно судить уже по тому, что он снял с них три копии, кото рые тщательно выверил. По од ной копии также получили на хранение Нобелевский фонд в Стокгольме и Гарвардский уни верситет в США. Оригинал же хранится в библиотеке Базель ского университета. Вскоре Ро.члая сам посетил Советский Союз. Свои впечатле ния от этой поездки писатель вы разил в прощальном письме со ветскому народу; «Я уезжаю с подлинным убеждением в том, что я и предчувствовал, приез жая сюда; что единственный на стоящий мировой прогресс неот делимо связан с судьбами СССР, что СССР является пламенным очагом пролетарского интерна ционала, которым должно стать и которым будет все человечест во, что обязательным долгом во всех странах является защита его против всех врагов, угрожа ющих его подъему. От этого долга я никогда не отступал, не отступлю до тех пор, пока буду жить». М инуло два десятилетия с момента завещания Роллана. И вот наконец наступило 1 янва ря 1955 года, когда специальная комиссия вскрыла пакеты с ру кописями писателя. В них было 29 тетрадей, содержащих 2.664 страницы общим объемом около 1(Ю печатных листов. Что же хранили таинственные страницы? Герцен как-то сказал, что в письмах запеклась кровь собы тий, они — прошлое — такое, каким оно было, задержанное и нетленное. Это герценовское оп ределение полностью относится к роллановским дневникам. Когда еще только зарождался замысел этой колоссальной лето писи, ее автор писал; «Первый закон искусства: если тебе нече го сказать — молчи. Если тебе есть что сказать — скажи и не лги. Но мог ли я написать обо всем в обычном произведении?.. Может быть, мой голос приоб ретет больший вес, когда он при дет из могилы Ибо эти мемуа ры, если.я их напишу, будут опубликованы лишь после моей смерти. Может быть, к моим сло вам прислушаются с большим вниманием, когда будут знать, что они бескорыстны — когда мне ничто не будет нужно, ког да я сам превращусь в ничто». Уже в самих дневниках Рол лан говорит, что он только писец, пишущий под диктовку времени. Значение этих документов, без условно, вышло за рамки обыч ных дневниковых заметок. Пре емник лучших традиций Великой французской революции, он гнев но обличает милитаризм и вы ступает в защиту первого в ми ре социалистического государст ва с первых дней его образова ния. «Победа русской революции кажется нам необходимым усло вием всей будущности Европы»— такую запись сделал Роллаи 6 декабря 1917 года. А несколькими строка*®! вы ше — проникновение тонкого ху дожника в природу; «Волшебное сочетание красок осенних лесов над Вилль-Нев и Шильоном. Зо лотисто - желтый, красный, ко ричневый, светло-зеленый и тем но - зеленый тона. От дуновения влажного ветра кружатся, пада ют и свежими мазками ложатся на землю яркие листья».—Осен ний натюрморт написан восхи тительно. Ответ на анкету аме риканского журнала об уроках войны соседствует с описанием прилета ласточек к берегам Ро ны. Наброски писем к друзьям; Горькому, Барбюсу, Верхарну, Цвейгу, ЛунаИарскому, Эйнш тейну. Варианты статей о К. Либ- кнехте и Ж. Жоресе. Таков да леко не полный диапазон . тем, которых Роллан касается в дневниках. В Советском Союзе с разре шения автора первые отрывки из дневников начали печататься еще в 1936 году в журнале «Ок тябрь». Публикации появились в «Новом мире» и других журна лах (эти отрывки Роллан лично передал редакциям). Широкий интерес к дневнико вым записям проявляет и зару бежная пресса Они печатались в журнале «Европа», часть днев ников вышла в Париже отдель ным изданием. Г. МЕНДЕЛЕВИЧ. (АПН). В И Н С ТИ Т У Т Е м и р о в о й л и т е р а т у р ы Институт мировой литературы имени А. (Ч. Горького широко отмечает столетие со дня рож дения великого французского писателя Р. Рол лана. 31 января докладом директора института, профессора И. И. Анисимова' «Современность Роллана» начнутся юбилейные «роллановские чтения». В их программу, рассчитанную на не сколько вечеров, включен цикл докладов литера туроведов и нскусствоведов, Кандидат филологических наук Т. В. Балашов выступит в день открытия чтений с сообщением «Письма советских людей в парижском архиве Р. Роллана». Письма великого писателя Франции к совет ским людям, собранные в отделе рукописей ин ститута, — волнующие документы, яркие свиде тельства глубоких духовных связей Роллана с первой в мире страной социализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz