Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Народы нашей страны, все прогрессивное человечество в сентябре этого го.да справили одну из славных дат — 800-ле тие со дня рождения Шота Ру ставели. Его имя известно повсюду. Великий поэт и гума нист древности завоевал всеоб щее признаете и любовь всего прогрессивного человечества. Родиной Руставели была Грузия — страна, прославившаяся сво им богатством древней культу ры. Жизнь и творческая дея тельность поэта проходили на рубеже XII и XIII веков. Это была эпоха расцвета грузи'нской культуры, ее государсгеенной и экономической жизии. Особенно этот подъем в обла сти научной мысли, философии, разнообразного искусства и ли тер а гуры относился к периоду царетвоваиия царицы Тамары (1184—1213 г г \ современгаиком которой был Шота Руставели. Его гениальная поэма «Витязь в тигровой шкуре» стоит в ря.ду самых гениальных поэтических созданий мировой литературы. Это один из шедевров мирового искусства. Шота Руставели удалось опе редить на целых два столетия великих деятелей и гуманистов эпохи Ренессанса. По праву мы можем сказать, что Руставели был первым гуманистом 6 мире, первым певцом свободы и прав ды, проповедником глубокой любви человека к человеку, на рода к народу. Будучи выдаю щимся патриотом своей страны, Шота Руставели был в то же время и выдающимся интерна ционалистом. В великом произ ведении «Витязь в тигровой шкуре» мы слышим гимн пла менной любви и дружбы людей разных стран, народов. Между ними устанавл’ивается подлинно глубокая, трогательно нежная человеческая дружба. Герои поэмы (Автандил и Та- риель) обладают и такими пре красными качествами, как огром ная духовная и физическая си ла, неустрашимость и мужест во. А Тинатин и Песта н-Да-ред- жан являются воплощением жен ской красоты, нежности. Все ге ХС 9 0 0 ~ л в гяш о с о д д д р о ж д е я я я Ш от а , 1 Р у е г я в е лж женщине греховным делом, и са ма женитьба, по словам Ф. Эн гельса, «для рыцаря или барона, как и для самого владетельного князя, женитьба — политиче ский акт, случай для увеличения своего могущества при помици новых союзов; решающую роль должны были играть интересы дома, а отнюдь не личные сим патии». Руставели отвергает эти средневековые феодально - цер ковные обычаи. Он говорит о Тамары: «Ниже вновь ее я пес ней словославлю сокровенно». Торжество преданной дружбы и любви человека к человеку яв ляется лейтмотивом всей поэмы. «Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откли каться сердцем сердцу и мостить любовью путь», или «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», «Человеку ближний ну. жен в дни несчастья и невз В е л и к и й п год»,— о таиовы э долж т ны быть че рои ненавидят насилие и рабст во. Недаром Тариель и Автан дил сокрушают мрачный замок Каджети, в котором томилась Нестан-Дареджан и который' был символом человеческого го ря, рабства. Высшим долгом ге роев поэмы является любовь к своей родине. Как друг за дру га, так и за свою родину они готовы отдать жизнь. В этой же поэме, выступая против оков христианской схо ластики и мусульманского фа натизма, Шота Руставели гово рит о необходимом равенстве женщины и мужчины. Любовь, которая им воопета, возвышенна, человечна: «Если ты влюблен — будь равен солнцу светлому в оияньи, будь могучим, славным, сильным, воплощением красоты». Если в средние века, когда жил Руставели, церковь и учрежде ния проповедовали любовь 'к добровольном супружестве, ко торое должно основываться на взаимной любви женщины и мужчины. Только такой брак дает счастье. Также Руставели говорит и о праве женщины на государственную власть—«Львя та все равны друг другу, будь то самка иль самец» и затем пока зывает мудрых ' правительниц Нестан и Тинатин. Обе они от личаются мудростью, красотой своей нравственности и глуби ной чувств. Можно сказать, что средневековая литература за долгие века своего сущест- вова'кия не создала таких пле нительных образов женщины, мудрых, любящих, инициатив ных, смелых, волевых, как Ру ставели их воспел Б' лице Не стан и Тинатин. Обе они пре лестны. Это поэтическое вопло- ргение женской и земной кра соты, конкретно образа царицы Многих из нас, вероятно, сопровождала все годы войны скром ная тетрадь дневника. Каждому хотелось навсегда сохранить в па мяти то, что он видел, пережил. Вероятно, записи всех военных дневников так же скупы, как и мои. Они ведь делались для себя, а не для читателей, да и время не позволяло писать подробнее. Но сколько воспоминаний встает за каждой коротенькой записью. Вот некоторые из них. Г В Л Р Д Е И Ц Ы Гитлеровцам не удалось до биться успеха на всем участке, который занимало и обороняло наше гвардейское соединение. Тогда фашисты перенесли всю силу своего удара на левый фланг, где на горе находи лась небольшая группа храбре цов. Среди них было несколь ко ельчан — Митрофанов, Ки селевский, Багров и Жуков. Перед окопа.ми появи.тась первые цепи немцев. Медлен но, но последовательно они ста ли обтекать высоту. Гвардей цы ждали. Вот вражеские сол даты подползли к ним на 150 метров. Ливень огня б|рызнул навстречу фашистам. Первая цепь поредела. Но за ней дви галась вторая, третья... Обна глевшие фашисты шли во весь роет. —■Не посрамим гвардейской чести, товарищи! Будем верны присяге и матери-Родине! Ни шагу назад! — призвал ком сорг подразделения Митрофа нов. Гвардейцы усилили огонь, доведя его до предела. И немцы не выдержали, откатились.- Чтобы подавить сопротивле ние защитников рубежа, гит леровцы пустили танки. Муже ственные советские воины не дрогнули. Никто из них не по пятился назад. — Если 'Придется умереть, пусть вас считают коммуни- ста!Ш, '= (жззал А. Балров. Начался жестокий поединок с танками. Вот над окопами встал, грозно и сурово глядя вперед, крепко зажав в левой руке противотанковую грана ту, старшина Киселевский. Го лова его была обмотана бин том, сквозь который просачи валась кровь. Слегка пошаты ваясь, он пошел на танк врага. Грянул взрыв. Граната порвала гусеницу, заглушила мотор. — Молодец, Гриша! Моло дец Киселевский! — восклик нул Митрофанов. Он хотел еще что-то сказать своему другу, но вражеская пуля сразила его. Митрофанов упал. Комсомолец Жуков быстро приложил к своему плечу ав томат павшего товарища и мет кой очередью прошил гитле ровского офицера, убившего Митрофанова. Несколько часов длился бой. Горстка храбрецов своей же лезной стойкостью преградила путь немцам, отстояв важный рубеж... Было это в районе станции Залегощ. Недавно мне приш лось побывать в этих местах. Иду по знакомым тропинкам. На вершине хол.ча, разворочен ного бомбами и снарядами, сре ди молодых елей — братская могила. Читаю надпись: «Здесь покоятся гвардейцы, обороняв шие Корсуньскую гору летом 1942 года. Вечная слава храб- рьгм и непобедимым героям». Ниже знакомые мне имена ге- роев-однополчан: М. Митрофа нов, А. Багров, И. Жуков, Г. Ки селевский, А. Зюзин. ...Спускаюсь вниз, ^гануя лес. Далеко за лесом в густом мареве дня виден на холме красный шестигранный обе лиск — памятник гвардейской доблести, вечной русской сла вы, бессмертной воинской че сти. В. Стебаков. (Продолжение следует) Ты был селдатои Много песен тогда не допели, Не доделали дел до конца. Падал с неба не снег — черный пепел На озябшие плечи Ельца. Он стоял в лютой стуже ^ декабрьской. Поседевший за несколько дней. Нал могилою скорбною братской И своих и чужих сыновей. Гнев и горе железною хваткой Обнимали тогда каждый дом: Мы ведь помним, как плачут солдатки Похоронной над белым листом. Высыхали те горькие слезы. Хоть беда была жгуче лиха. День и ночь напряженно и грозно Заводские гудели цеха. ...Город мой. ты был стройным солдатом, И признанием этого горл. Пенье труб незабытою клятвой В Лень победы звучит каждый гол. Снова ярких огней пунктиры Отражает спокойно Сосна. С звонкой песней на улице Мира В плеске стягов проходит весна. ...Я хочу, чтобы, солнце не застя, Уплывали бы вдаль облака. Я хочу, чтобы светлое счастье Было рядом с тобой на века. ловеческие взаимоотношения я такова должна быть дружба. Вся поэма является гимном жиз ни: «Хоть убей, а лучше жизн'И ничего мы не найдем». «Встало солнце над землею, бездна мрака просветлела. Зло убито добротою, доброте же нет предела». Но Руставели резко сатириче ски говорит о корыстаых людях. Ой ненавидит торговцев, куп цов. Они жадны и алчны, у них нет благородных стремлений. Это хищники и льстецы. Вот один из них купец Усен: «Глянь те, как купчина пьяный шустр, и быстр, и хват, и льстец!». От рицательно показан и обоаз же ны этого купца, она легкомыс ленна в своем поведении: «Хоть Фатьма не молодая, но достаточно страстна. Станом стройная, чернушка, не худа, полна она; Любит песня, любит пляски вместе с чарою вина,, И купчиха-щеголиха по нарядам в ней видна». Поэт не беспристрастен к своим героям. Одних он любит за их добрые зела и благородные по ступки. других ненавидит. И от сюда естественное возвышение положительных героев и низ ведение отрицательных образов типа Усена. Для Руставели иде- алом является героическая жизнь человека: «Лучше смерть, но смерть 00 славой. Чем бесславных дней позор!» Земной мир чудесен. И поэт призывает человека созлавать счастье именно в этом реальном мире, а не искать утешения в загробном царстве, чему учила церковь. Вся поэма «Витязь в тигрсквой шкуре» как бы явилась вызовом церковно - клерикальному об- шеству. Одно уже то, что Ру ставели пропел гимн жизни и че ловеку, б^ило церковных мра кобесов. Герои поэта мало ду мали о боге, их поступки опре делялись личными качествами, личным желанием и волей. В финале поэмы мы вид'им полное торжество человеческой силы и мудрости, добра над злом, света нал тьмою. Разгромив врагов, герои поэмы Тариель, Автандил, Придон приезжают в свои госу дарства. Они мудро правят им ,,, никто в их государствах не ' обижен, царит с в о ^д а и рав ноправие: «Милость ровно рассыпалась, точно снега полоса. Вдовы, сироты богаты, смолкли нищих голоса». Мы пони'М.аем, что в то время таки'Х государств не было, номы подчеркиваем идеалы самого автора, его думы и чая1ния. Стоит сказать и о поэтической прелести великой поэмы. Как го ворят, язык поэмы лег в основу нового литературного грузин ского языка. Исследователи творчества Шота Руставели ут верждают, что никто не владея грузинским ЯЗЫКО.М с таиой виртуозностью, как Шота. Он создал литературный язык Гру зии. Величаво - степенный стиль, красота поэтических об разов, картин природы, эмоцио нальность, мудрость слов и мыс ли — все восхищает нас при чте нии поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Эта мудрая книга ие стареет. Прошло много столетий после ее создания и смерти ге ниального автора — Шота Ру ставели, а книга остается люби мым произведением как груаян- ского народа, так и всех народов нашей страны и всех прогрес- оивных людей мира. Великая поэма, как бессмерт ное создание человеческого ге ния, имеет подлинно интерна циональное значение. И. Скворцов, кандидат филологических наук, доцент Елецкого пединститута. Новые стихи А. Синельниковой Посвящается учителю-пенсионеру К. П. ПОЛОСИНУ Учить добру I Совсем недавно джунглями крапива И лебеда, репейник и осх>т. А ныне сад разросся всем на диво, Прохладен, густолиствен и высок. Его творец, поклонник и рачитель, Трудолюбив и бодр на склоне лет. Седой старик, пенсионер-учитель Хлопочет здесь, с постели встав чуть свет. По тропкам всем пройдет, простой и мудрый, ■ Чуть клонится серебряный висок, Как будто поздравляет с добрым утром Он каждый кустик, деревце, цветок. Живой водою возрожденной жизни, Что радугою яркой расцвела, В лицо росой душистой с листьев брызнет — И будто юность заново пришла. ...4 мир бывал подчас и злым, и грубым. Бывал таким: сплошной истошный крик... Но пылкою душою жизнелюба Давно старик закон его постиг. ' ' Спросить: какой? С улыбкою ответит: — «Ужель не всем поиятен он вполне? Все дело-то в единственном секрете: Коль людям радость, значит, мне — вдвойне»... И веришь с благодарностью, с волненьем Словам большой душевной чистоты: Нет выше благородного стремленья — Учкть добру, Познанью красоты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz