Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Народы нашей страны, все прогрессивное человечество в сентябре этого го.да справили одну из славных дат — 800-ле­ тие со дня рождения Шота Ру­ ставели. Его имя известно повсюду. Великий поэт и гума­ нист древности завоевал всеоб­ щее признаете и любовь всего прогрессивного человечества. Родиной Руставели была Грузия — страна, прославившаяся сво­ им богатством древней культу­ ры. Жизнь и творческая дея­ тельность поэта проходили на рубеже XII и XIII веков. Это была эпоха расцвета грузи'нской культуры, ее государсгеенной и экономической жизии. Особенно этот подъем в обла­ сти научной мысли, философии, разнообразного искусства и ли­ тер а гуры относился к периоду царетвоваиия царицы Тамары (1184—1213 г г \ современгаиком которой был Шота Руставели. Его гениальная поэма «Витязь в тигровой шкуре» стоит в ря.ду самых гениальных поэтических созданий мировой литературы. Это один из шедевров мирового искусства. Шота Руставели удалось опе­ редить на целых два столетия великих деятелей и гуманистов эпохи Ренессанса. По праву мы можем сказать, что Руставели был первым гуманистом 6 мире, первым певцом свободы и прав­ ды, проповедником глубокой любви человека к человеку, на­ рода к народу. Будучи выдаю­ щимся патриотом своей страны, Шота Руставели был в то же время и выдающимся интерна­ ционалистом. В великом произ­ ведении «Витязь в тигровой шкуре» мы слышим гимн пла­ менной любви и дружбы людей разных стран, народов. Между ними устанавл’ивается подлинно глубокая, трогательно нежная человеческая дружба. Герои поэмы (Автандил и Та- риель) обладают и такими пре­ красными качествами, как огром­ ная духовная и физическая си­ ла, неустрашимость и мужест­ во. А Тинатин и Песта н-Да-ред- жан являются воплощением жен­ ской красоты, нежности. Все ге­ ХС 9 0 0 ~ л в гяш о с о д д д р о ж д е я я я Ш от а , 1 Р у е г я в е лж женщине греховным делом, и са­ ма женитьба, по словам Ф. Эн­ гельса, «для рыцаря или барона, как и для самого владетельного князя, женитьба — политиче­ ский акт, случай для увеличения своего могущества при помици новых союзов; решающую роль должны были играть интересы дома, а отнюдь не личные сим­ патии». Руставели отвергает эти средневековые феодально - цер­ ковные обычаи. Он говорит о Тамары: «Ниже вновь ее я пес­ ней словославлю сокровенно». Торжество преданной дружбы и любви человека к человеку яв­ ляется лейтмотивом всей поэмы. «Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откли­ каться сердцем сердцу и мостить любовью путь», или «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», «Человеку ближний ну. жен в дни несчастья и невз­ В е л и к и й п год»,— о таиовы э долж т ны быть че­ рои ненавидят насилие и рабст­ во. Недаром Тариель и Автан­ дил сокрушают мрачный замок Каджети, в котором томилась Нестан-Дареджан и который' был символом человеческого го­ ря, рабства. Высшим долгом ге­ роев поэмы является любовь к своей родине. Как друг за дру­ га, так и за свою родину они готовы отдать жизнь. В этой же поэме, выступая против оков христианской схо­ ластики и мусульманского фа­ натизма, Шота Руставели гово­ рит о необходимом равенстве женщины и мужчины. Любовь, которая им воопета, возвышенна, человечна: «Если ты влюблен — будь равен солнцу светлому в оияньи, будь могучим, славным, сильным, воплощением красоты». Если в средние века, когда жил Руставели, церковь и учрежде­ ния проповедовали любовь 'к добровольном супружестве, ко­ торое должно основываться на взаимной любви женщины и мужчины. Только такой брак дает счастье. Также Руставели говорит и о праве женщины на государственную власть—«Львя­ та все равны друг другу, будь то самка иль самец» и затем пока­ зывает мудрых ' правительниц Нестан и Тинатин. Обе они от­ личаются мудростью, красотой своей нравственности и глуби­ ной чувств. Можно сказать, что средневековая литература за долгие века своего сущест- вова'кия не создала таких пле­ нительных образов женщины, мудрых, любящих, инициатив­ ных, смелых, волевых, как Ру­ ставели их воспел Б' лице Не­ стан и Тинатин. Обе они пре­ лестны. Это поэтическое вопло- ргение женской и земной кра­ соты, конкретно образа царицы Многих из нас, вероятно, сопровождала все годы войны скром­ ная тетрадь дневника. Каждому хотелось навсегда сохранить в па­ мяти то, что он видел, пережил. Вероятно, записи всех военных дневников так же скупы, как и мои. Они ведь делались для себя, а не для читателей, да и время не позволяло писать подробнее. Но сколько воспоминаний встает за каждой коротенькой записью. Вот некоторые из них. Г В Л Р Д Е И Ц Ы Гитлеровцам не удалось до­ биться успеха на всем участке, который занимало и обороняло наше гвардейское соединение. Тогда фашисты перенесли всю силу своего удара на левый фланг, где на горе находи­ лась небольшая группа храбре­ цов. Среди них было несколь­ ко ельчан — Митрофанов, Ки­ селевский, Багров и Жуков. Перед окопа.ми появи.тась первые цепи немцев. Медлен­ но, но последовательно они ста­ ли обтекать высоту. Гвардей­ цы ждали. Вот вражеские сол­ даты подползли к ним на 150 метров. Ливень огня б|рызнул навстречу фашистам. Первая цепь поредела. Но за ней дви­ галась вторая, третья... Обна­ глевшие фашисты шли во весь роет. —■Не посрамим гвардейской чести, товарищи! Будем верны присяге и матери-Родине! Ни шагу назад! — призвал ком­ сорг подразделения Митрофа­ нов. Гвардейцы усилили огонь, доведя его до предела. И немцы не выдержали, откатились.- Чтобы подавить сопротивле­ ние защитников рубежа, гит­ леровцы пустили танки. Муже­ ственные советские воины не дрогнули. Никто из них не по­ пятился назад. — Если 'Придется умереть, пусть вас считают коммуни- ста!Ш, '= (жззал А. Балров. Начался жестокий поединок с танками. Вот над окопами встал, грозно и сурово глядя вперед, крепко зажав в левой руке противотанковую грана­ ту, старшина Киселевский. Го­ лова его была обмотана бин­ том, сквозь который просачи­ валась кровь. Слегка пошаты­ ваясь, он пошел на танк врага. Грянул взрыв. Граната порвала гусеницу, заглушила мотор. — Молодец, Гриша! Моло­ дец Киселевский! — восклик­ нул Митрофанов. Он хотел еще что-то сказать своему другу, но вражеская пуля сразила его. Митрофанов упал. Комсомолец Жуков быстро приложил к своему плечу ав­ томат павшего товарища и мет­ кой очередью прошил гитле­ ровского офицера, убившего Митрофанова. Несколько часов длился бой. Горстка храбрецов своей же­ лезной стойкостью преградила путь немцам, отстояв важный рубеж... Было это в районе станции Залегощ. Недавно мне приш­ лось побывать в этих местах. Иду по знакомым тропинкам. На вершине хол.ча, разворочен­ ного бомбами и снарядами, сре­ ди молодых елей — братская могила. Читаю надпись: «Здесь покоятся гвардейцы, обороняв­ шие Корсуньскую гору летом 1942 года. Вечная слава храб- рьгм и непобедимым героям». Ниже знакомые мне имена ге- роев-однополчан: М. Митрофа­ нов, А. Багров, И. Жуков, Г. Ки­ селевский, А. Зюзин. ...Спускаюсь вниз, ^гануя лес. Далеко за лесом в густом мареве дня виден на холме красный шестигранный обе­ лиск — памятник гвардейской доблести, вечной русской сла­ вы, бессмертной воинской че­ сти. В. Стебаков. (Продолжение следует) Ты был селдатои Много песен тогда не допели, Не доделали дел до конца. Падал с неба не снег — черный пепел На озябшие плечи Ельца. Он стоял в лютой стуже ^ декабрьской. Поседевший за несколько дней. Нал могилою скорбною братской И своих и чужих сыновей. Гнев и горе железною хваткой Обнимали тогда каждый дом: Мы ведь помним, как плачут солдатки Похоронной над белым листом. Высыхали те горькие слезы. Хоть беда была жгуче лиха. День и ночь напряженно и грозно Заводские гудели цеха. ...Город мой. ты был стройным солдатом, И признанием этого горл. Пенье труб незабытою клятвой В Лень победы звучит каждый гол. Снова ярких огней пунктиры Отражает спокойно Сосна. С звонкой песней на улице Мира В плеске стягов проходит весна. ...Я хочу, чтобы, солнце не застя, Уплывали бы вдаль облака. Я хочу, чтобы светлое счастье Было рядом с тобой на века. ловеческие взаимоотношения я такова должна быть дружба. Вся поэма является гимном жиз­ ни: «Хоть убей, а лучше жизн'И ничего мы не найдем». «Встало солнце над землею, бездна мрака просветлела. Зло убито добротою, доброте же нет предела». Но Руставели резко сатириче­ ски говорит о корыстаых людях. Ой ненавидит торговцев, куп­ цов. Они жадны и алчны, у них нет благородных стремлений. Это хищники и льстецы. Вот один из них купец Усен: «Глянь­ те, как купчина пьяный шустр, и быстр, и хват, и льстец!». От­ рицательно показан и обоаз же­ ны этого купца, она легкомыс­ ленна в своем поведении: «Хоть Фатьма не молодая, но достаточно страстна. Станом стройная, чернушка, не худа, полна она; Любит песня, любит пляски вместе с чарою вина,, И купчиха-щеголиха по нарядам в ней видна». Поэт не беспристрастен к своим героям. Одних он любит за их добрые зела и благородные по­ ступки. других ненавидит. И от­ сюда естественное возвышение положительных героев и низ­ ведение отрицательных образов типа Усена. Для Руставели иде- алом является героическая жизнь человека: «Лучше смерть, но смерть 00 славой. Чем бесславных дней позор!» Земной мир чудесен. И поэт призывает человека созлавать счастье именно в этом реальном мире, а не искать утешения в загробном царстве, чему учила церковь. Вся поэма «Витязь в тигрсквой шкуре» как бы явилась вызовом церковно - клерикальному об- шеству. Одно уже то, что Ру­ ставели пропел гимн жизни и че­ ловеку, б^ило церковных мра­ кобесов. Герои поэта мало ду­ мали о боге, их поступки опре­ делялись личными качествами, личным желанием и волей. В финале поэмы мы вид'им полное торжество человеческой силы и мудрости, добра над злом, света нал тьмою. Разгромив врагов, герои поэмы Тариель, Автандил, Придон приезжают в свои госу­ дарства. Они мудро правят им ,,, никто в их государствах не ' обижен, царит с в о ^д а и рав­ ноправие: «Милость ровно рассыпалась, точно снега полоса. Вдовы, сироты богаты, смолкли нищих голоса». Мы пони'М.аем, что в то время таки'Х государств не было, номы подчеркиваем идеалы самого автора, его думы и чая1ния. Стоит сказать и о поэтической прелести великой поэмы. Как го­ ворят, язык поэмы лег в основу нового литературного грузин­ ского языка. Исследователи творчества Шота Руставели ут­ верждают, что никто не владея грузинским ЯЗЫКО.М с таиой виртуозностью, как Шота. Он создал литературный язык Гру­ зии. Величаво - степенный стиль, красота поэтических об­ разов, картин природы, эмоцио­ нальность, мудрость слов и мыс­ ли — все восхищает нас при чте­ нии поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Эта мудрая книга ие стареет. Прошло много столетий после ее создания и смерти ге­ ниального автора — Шота Ру­ ставели, а книга остается люби­ мым произведением как груаян- ского народа, так и всех народов нашей страны и всех прогрес- оивных людей мира. Великая поэма, как бессмерт­ ное создание человеческого ге­ ния, имеет подлинно интерна­ циональное значение. И. Скворцов, кандидат филологических наук, доцент Елецкого пединститута. Новые стихи А. Синельниковой Посвящается учителю-пенсионеру К. П. ПОЛОСИНУ Учить добру I Совсем недавно джунглями крапива И лебеда, репейник и осх>т. А ныне сад разросся всем на диво, Прохладен, густолиствен и высок. Его творец, поклонник и рачитель, Трудолюбив и бодр на склоне лет. Седой старик, пенсионер-учитель Хлопочет здесь, с постели встав чуть свет. По тропкам всем пройдет, простой и мудрый, ■ Чуть клонится серебряный висок, Как будто поздравляет с добрым утром Он каждый кустик, деревце, цветок. Живой водою возрожденной жизни, Что радугою яркой расцвела, В лицо росой душистой с листьев брызнет — И будто юность заново пришла. ...4 мир бывал подчас и злым, и грубым. Бывал таким: сплошной истошный крик... Но пылкою душою жизнелюба Давно старик закон его постиг. ' ' Спросить: какой? С улыбкою ответит: — «Ужель не всем поиятен он вполне? Все дело-то в единственном секрете: Коль людям радость, значит, мне — вдвойне»... И веришь с благодарностью, с волненьем Словам большой душевной чистоты: Нет выше благородного стремленья — Учкть добру, Познанью красоты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz