Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

СенсациявТретьяковскойгалрее Найден шедевр древнерусской живописи Экспедиция Третьяковской га­ лереи, вернувшаяся из Ярослав­ ской области, привезла 150 но­ вооткрытых произведений древ­ нерусской живописи. Среди них «Спас Нерукотворный>. Его нашли в небольшой селе Новое, Первомайского района. Ярославской области, недалеко от Рыбинска. Здесь в церкви, не представляющей особой архи­ тектурной ценности, опытный взгляд специалиста обратил вни­ мание на шпонки с деревянными . гвоздями. Так древние жизопяс- цы скрепляли доски икон. Был снят слой копоти, и под ним об­ наружились несомненные следы иконописи. Реставратор Николай Киши- лов на месте сделал первые рас­ чистки. Предстйло лицо Спаса редкой красоты. Специалисты говорят, ■что чо- Бооткрытый «Спас Нерукотвор­ ный» — находка огоомной цен- ности, едва ли не крупнейшая за последние десять лет. У нас от­ носительно много памятников древнерусского искусства даже более раннего, XII века, но поч­ ти нет XIII века (а такова пред­ полагаемая датировка «Спаса Нерукотворного»). Это был пе-, риод, когда Русь, спасая евро­ пейскую цивилизацию.приняла на себя удары монгольских орд. В этот период почти замерла куль­ турная жизнь, и вновь открытый памятник с т а р и н ы о д н о из не­ многих творений того времегги. Он принадлежит к Ростово­ суздальской, школе, обладавшей ярко выраженными националь­ ными 'чеотам'И. . Очень важно подчеркнуть, что вновь открытая икона изображает именно Спаса Нерукотворного — традицион­ ную эмблему древнерусского во­ инства. Под знаменем со Спасом НеЬукотвооным’ шли в бой поЛ- ки Александра Невского. Под Спасом Нерукотворным сража­ лись русские в исторической бит­ ве на Куликовом поле. Древнерусский живописец, соз­ давший «Спаса Нерукотворного», не использовал золота. Это поз­ воляет предположить, что «Спас Нерукотворный» был написан не в столице, а где-то ца месте. «Вставайте, люди русск.че»—та­ ким призывом звучала эта кар­ тина. У Спаса открытое, чистое ли­ цо. В чистых линиях — та же величественная гар.мония, кото­ рой завоевала мировое призна­ ние рублевская школа древне­ русской живописи. Цветовые со­ отношения мягкие, легк^!е. Уди­ вительные глаза — проницатель­ ные, внимательные и строгие, полные глубокого внутреннего напряжения. В Третьяковской галерее нам сообщили, что «Спас Неруко­ творный», очевидно, будет по­ казан широкой публике в конце года на предполагающейся вы­ ставке Ростово-суздальской шко­ лы древнерусской живописи. Это будет выставка произведений, рожденных в сердце древнерус­ ского государства. — Я с огромной радостью ра­ ботаю над реставрацией «Спаса Нерукотворного», — сказал ре­ ставратор Николай Кишилов. — Это необычайная находка. От­ крытая нами работа является яр­ чайшим выражением русской на­ циональной школы, русского на­ ционального духа. А. Байгушев, Т В О Р Ч Е С Т В О НАШИХ ЧИТАТЕЛЕМ ШУМИТ ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС.. Музей Максима Рыльского в л.чтературно - мемориаль­ ный музей превращается дом в Киеве у живописного Голосеев- ского леса. Здесь жил известный унраивокий боветсвий поэт, уче­ ный и общественный деятель Максим Рыльский После его смерти дом был передан в дар государству сыновьями Рыльско­ го. Один из них журналист Бог­ дан Рыльский, назначенный ди­ ректором музея, заявил коррес­ понденту АПН: — Три ко.мнаты — кабинет, спальня а столовая являются мемориальными. Здесь все оста­ ется так, как было при жизни Максима Рыльского. В осталь­ ных разместятся различные эк­ спонаты. относящиеся к жизни я творчеству поэта, его окру­ жению. В этом доме бывали многочислеяные друзья Максима Рыльского: писатели, художни­ ки, ученые, артисты, композито­ ры, советские военачальники. Во время обороны Киева в 1941 году на Территории, где стоит дом-музей, был располо­ жен командный пункт генерала Александра Родимцева, будуще­ го героя Волгограда. Летом частью музея станет и великолепный сад, посаженный руками Максима Фаддеевича Рыльского, его близкими и дру­ зьями. Среди изумительных рОз в тени плакучих ив и плодоно­ сящих яблонь патриарх укра­ инской поэзий написал немало вдохновенных строк — цшепы «Голосеевская осень», «Розы и виноград», «Далекие небоскло­ ны», удостоенные Ленинской премии... Поисшяе золотой была голо­ сеевская осень Максима Рыль­ ского, и музей, который распах­ нет свои двери в будущем го­ ду, приэвйя сохранить для по­ томков светлый образ крупней­ шего ооветского поэта, человека необыкновенной душевной кра­ соты и щедрости. Сотрудники музея. Союз пи­ сателей, Академия наук. Мини­ стерство культуры Украины на­ деются, что люди, знавшие Мак­ сима Рыльского, передадут сю­ да хранящиеся у них, письма и автографы, фотографии и ред­ ине публикации — реликвии ук­ раинской культуры. СЕНОКОС Умолк машинный стройный гул. Погас костер, дроздом прощелкай, И, подложив ладонь под щеку. Заря уснула на лугу. Стоят стога в шеренге строгой. Зовет куда-то млечный путь. Хоть и устал я. но. ей богу, В такую ночь мне не уснуть. Гляжу на свет звезды далекой. Готов сидеть так до утра. Ночные няни — перепелки Твердят напрасно: «Спать пора!». Струится пряный запах сена, И ряска шепчется в воде. Опять я с томиком Есенина Встречаю новый страдный день. ЛЕСНИК Дрозд выводит ласковые трели. Ослепляет стройных сосен медь. По тропе из бархатной постели Идёт лесник богатства осмотреть. Лес шумит приветливо и гордо, Чешет ветви гребнем ветерок. И поет задиристо н бодро Молодую песню ручеек. Он идет веселый и счастливый, Весь сияньем солнечным облит. Он идет туда, где шаловливо Стройная черемуха шумит. Он готов всю молодую душу Расплескать в таежный аромат. Каждый куст приветлив и послушен И ему, как другу, очень рад. За голубикой Когда займется небо зорькой. Седой туман к земле приникнет, И я знакомой с детства тропкой Пойду в тайг.у за голубикой. Как в летний полдень соливе яркое, Так ты, земля моя, шедра. И звонкой дробью звякнут ягоды, Пускаясь в пляс по дну ведра. М. ФОМИН. ‘ь ^оо“С 1 оаоооао,дааоопооаоопаоааааоооойоаоооаооаоастаооооаоаооооооооеш 13 § Явгустовские вечера... | Первого сентября со­ ветская общественность отмечала столетие со дня рождения замечательно­ го художника-педагога, ■бросает ХУДФЖНИШДАГОГ педагогической и3вестного иллюстратора произведений русских К 1 ассяков и театрально­ го художника Дмитрия Николаевича Кардовско­ го. Родился он в 1866 го­ ду в деревне Оссурово Владимирисой губернии. Первые уроки рисования, первые сведения о жи­ вописи будущий худож­ ник получил от своей ма­ тери М. Ф. Кардовской, в молодости увлекавшей­ ся живописью и зани­ мавшейся в Строгаяов- ско.м училище. Обучаясь на юридиче­ ском факультете Мо­ сковского университета, Кардовский вместе с тем поступил в школу архи­ тектора Гунста, а после ее окончания выдержал экзамен и был принят в петербургскую Акаде­ мию художеств, где за­ нимался у профессоров И. Е. Репина и П. П. Чи­ стякова. В 1903 году Кардов­ ский получает приглаше ние преподавать в Ака­ демии художеств, а пос­ ле того, как она быта лнквмднрозаиа пол дав- ление.м формалистов, не деятельности. Ею он занимался бо­ лее тридцати лет, пре­ творив в жизнь ту педагогическую систему, которая с течение.м времени развилась в стройное целое и полу­ чила название «системы Кардовского». Творчество Д. Н. Кар­ довского было весьма разносторонним. Это жи­ вописные ко.мпоэиции, портреты, пейзажи, кни­ жные иллюстрации и эс­ кизы театральных поста­ новок.,Он работает мас­ лом, акварелью, темпе­ рой, карандашом и пе­ ром. Его мастерство с осо беиной полнотой раскры­ вается в книжной иллю­ страции. В 1894—1906 годах он выполняет ил­ люстрации к произведе­ ниям Гоголя, Крылова, Л. Н. Толстого и Чехо­ ва. С эпохой революции 1905 года совпадает рас­ цвет политической сати­ ры и 3 литературе и в изобразительном искусст­ ве. Участие в сатириче­ ских журналах того вре­ мени принимал и Д. Н. Кардовский, подверг-ший- ся из-за этого преследо­ ванию со стообны пе­ тербургской жандарме­ рии. Под его мирными, как казалось на первый взгляд, бытовыми тема­ ми содержался острый политический сарказм. В 1907 году художник приступил к работе над иллюстрациями к бес­ смертной ко* 1 едии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и продолжалась она около пяти лет, явившись замечателмым событием не только в творчестве Кардовского, но и в исто-рии иллюст­ рирования грибоедовской комедии. В этих работах рас­ крываете» творческое бо­ гатство Кардовского-са. тирика. Особенно уда­ лись' ему типы москов­ ского светского общест­ ва. В этот же период Кардовский продолжает работать над историче­ скими композициями. Он создает акварели «Сож­ женная Москва», «Обо­ рона Севастополя», за канчивает картину «Пол­ тавская битва». Великая Октябрьская социалистическая рево­ люция создала возмож­ ности для расцвета твор­ чества Кардовского. Он много работает над изо­ бражением эпохи декаб­ ристов: создает цикл ил­ люстраций к «Русским женщинам» Некрасова, Вечера полусонные. Августовские вечера. Льются с неба высокого Звезды в тихий мой край. Льются дождиком пламенным. Росы в травах суша. Право, нужно быть каменным. Чтоб Молчала душа. В этот час все понятно ей Не солжет, не скривит.. Ось земная скрипит. Мысль пришла неожиданяо. Сердце мне веселя, С перегрузкой невиданной Круг свершает земля Эта тяжесть не тягостна — Груз пшеницы и ржи. С ним земле, верно, радостно По орбите кружить. А. СИНЕЛЬНИКОВА. Звуки слышатся внятные: цикл рисунков «Декабри- йпаашшоопйппааоЬоппппапаоопппооппаапппоапппопаапоооооовопаоооойоашВ сты», а также ряд аква­ релей. Над этой темой он продолжал работать до последних лет жизни. Наряду с созданием книжных иллюстраций и станковых картин Д. Н. Кардовский много рабо­ тает как театральный ху­ дожник. Он выполняет эскизы декораций, костю- мо-в, создает типы для ряда пьес Островского, Гоголя, Тургенева. В течение почти деся­ ти лет Д. Н. Кардовский работает в области теат­ ра. Последние годы жи­ вет в Переславле-Залес- ском, работая не покла­ дая рук. В это время пишет и мемуары. Умер Д. Н. Кардов­ ский 10 февраля 1943 го­ да. Советская обществен­ ность высоко ценит его творчество и огромный вклад в дело воспитания кадров советских худо:^^- ников. Д. Золотов, хуао-жник. ЧУДО ПРИРОДЫ. Фото В. ДУРНЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz