Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
СенсациявТретьяковскойгалрее Найден шедевр древнерусской живописи Экспедиция Третьяковской га лереи, вернувшаяся из Ярослав ской области, привезла 150 но вооткрытых произведений древ нерусской живописи. Среди них «Спас Нерукотворный>. Его нашли в небольшой селе Новое, Первомайского района. Ярославской области, недалеко от Рыбинска. Здесь в церкви, не представляющей особой архи тектурной ценности, опытный взгляд специалиста обратил вни мание на шпонки с деревянными . гвоздями. Так древние жизопяс- цы скрепляли доски икон. Был снят слой копоти, и под ним об наружились несомненные следы иконописи. Реставратор Николай Киши- лов на месте сделал первые рас чистки. Предстйло лицо Спаса редкой красоты. Специалисты говорят, ■что чо- Бооткрытый «Спас Нерукотвор ный» — находка огоомной цен- ности, едва ли не крупнейшая за последние десять лет. У нас от носительно много памятников древнерусского искусства даже более раннего, XII века, но поч ти нет XIII века (а такова пред полагаемая датировка «Спаса Нерукотворного»). Это был пе-, риод, когда Русь, спасая евро пейскую цивилизацию.приняла на себя удары монгольских орд. В этот период почти замерла куль турная жизнь, и вновь открытый памятник с т а р и н ы о д н о из не многих творений того времегги. Он принадлежит к Ростово суздальской, школе, обладавшей ярко выраженными националь ными 'чеотам'И. . Очень важно подчеркнуть, что вновь открытая икона изображает именно Спаса Нерукотворного — традицион ную эмблему древнерусского во инства. Под знаменем со Спасом НеЬукотвооным’ шли в бой поЛ- ки Александра Невского. Под Спасом Нерукотворным сража лись русские в исторической бит ве на Куликовом поле. Древнерусский живописец, соз давший «Спаса Нерукотворного», не использовал золота. Это поз воляет предположить, что «Спас Нерукотворный» был написан не в столице, а где-то ца месте. «Вставайте, люди русск.че»—та ким призывом звучала эта кар тина. У Спаса открытое, чистое ли цо. В чистых линиях — та же величественная гар.мония, кото рой завоевала мировое призна ние рублевская школа древне русской живописи. Цветовые со отношения мягкие, легк^!е. Уди вительные глаза — проницатель ные, внимательные и строгие, полные глубокого внутреннего напряжения. В Третьяковской галерее нам сообщили, что «Спас Неруко творный», очевидно, будет по казан широкой публике в конце года на предполагающейся вы ставке Ростово-суздальской шко лы древнерусской живописи. Это будет выставка произведений, рожденных в сердце древнерус ского государства. — Я с огромной радостью ра ботаю над реставрацией «Спаса Нерукотворного», — сказал ре ставратор Николай Кишилов. — Это необычайная находка. От крытая нами работа является яр чайшим выражением русской на циональной школы, русского на ционального духа. А. Байгушев, Т В О Р Ч Е С Т В О НАШИХ ЧИТАТЕЛЕМ ШУМИТ ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС.. Музей Максима Рыльского в л.чтературно - мемориаль ный музей превращается дом в Киеве у живописного Голосеев- ского леса. Здесь жил известный унраивокий боветсвий поэт, уче ный и общественный деятель Максим Рыльский После его смерти дом был передан в дар государству сыновьями Рыльско го. Один из них журналист Бог дан Рыльский, назначенный ди ректором музея, заявил коррес понденту АПН: — Три ко.мнаты — кабинет, спальня а столовая являются мемориальными. Здесь все оста ется так, как было при жизни Максима Рыльского. В осталь ных разместятся различные эк спонаты. относящиеся к жизни я творчеству поэта, его окру жению. В этом доме бывали многочислеяные друзья Максима Рыльского: писатели, художни ки, ученые, артисты, композито ры, советские военачальники. Во время обороны Киева в 1941 году на Территории, где стоит дом-музей, был располо жен командный пункт генерала Александра Родимцева, будуще го героя Волгограда. Летом частью музея станет и великолепный сад, посаженный руками Максима Фаддеевича Рыльского, его близкими и дру зьями. Среди изумительных рОз в тени плакучих ив и плодоно сящих яблонь патриарх укра инской поэзий написал немало вдохновенных строк — цшепы «Голосеевская осень», «Розы и виноград», «Далекие небоскло ны», удостоенные Ленинской премии... Поисшяе золотой была голо сеевская осень Максима Рыль ского, и музей, который распах нет свои двери в будущем го ду, приэвйя сохранить для по томков светлый образ крупней шего ооветского поэта, человека необыкновенной душевной кра соты и щедрости. Сотрудники музея. Союз пи сателей, Академия наук. Мини стерство культуры Украины на деются, что люди, знавшие Мак сима Рыльского, передадут сю да хранящиеся у них, письма и автографы, фотографии и ред ине публикации — реликвии ук раинской культуры. СЕНОКОС Умолк машинный стройный гул. Погас костер, дроздом прощелкай, И, подложив ладонь под щеку. Заря уснула на лугу. Стоят стога в шеренге строгой. Зовет куда-то млечный путь. Хоть и устал я. но. ей богу, В такую ночь мне не уснуть. Гляжу на свет звезды далекой. Готов сидеть так до утра. Ночные няни — перепелки Твердят напрасно: «Спать пора!». Струится пряный запах сена, И ряска шепчется в воде. Опять я с томиком Есенина Встречаю новый страдный день. ЛЕСНИК Дрозд выводит ласковые трели. Ослепляет стройных сосен медь. По тропе из бархатной постели Идёт лесник богатства осмотреть. Лес шумит приветливо и гордо, Чешет ветви гребнем ветерок. И поет задиристо н бодро Молодую песню ручеек. Он идет веселый и счастливый, Весь сияньем солнечным облит. Он идет туда, где шаловливо Стройная черемуха шумит. Он готов всю молодую душу Расплескать в таежный аромат. Каждый куст приветлив и послушен И ему, как другу, очень рад. За голубикой Когда займется небо зорькой. Седой туман к земле приникнет, И я знакомой с детства тропкой Пойду в тайг.у за голубикой. Как в летний полдень соливе яркое, Так ты, земля моя, шедра. И звонкой дробью звякнут ягоды, Пускаясь в пляс по дну ведра. М. ФОМИН. ‘ь ^оо“С 1 оаоооао,дааоопооаоопаоааааоооойоаоооаооаоастаооооаоаооооооооеш 13 § Явгустовские вечера... | Первого сентября со ветская общественность отмечала столетие со дня рождения замечательно го художника-педагога, ■бросает ХУДФЖНИШДАГОГ педагогической и3вестного иллюстратора произведений русских К 1 ассяков и театрально го художника Дмитрия Николаевича Кардовско го. Родился он в 1866 го ду в деревне Оссурово Владимирисой губернии. Первые уроки рисования, первые сведения о жи вописи будущий худож ник получил от своей ма тери М. Ф. Кардовской, в молодости увлекавшей ся живописью и зани мавшейся в Строгаяов- ско.м училище. Обучаясь на юридиче ском факультете Мо сковского университета, Кардовский вместе с тем поступил в школу архи тектора Гунста, а после ее окончания выдержал экзамен и был принят в петербургскую Акаде мию художеств, где за нимался у профессоров И. Е. Репина и П. П. Чи стякова. В 1903 году Кардов ский получает приглаше ние преподавать в Ака демии художеств, а пос ле того, как она быта лнквмднрозаиа пол дав- ление.м формалистов, не деятельности. Ею он занимался бо лее тридцати лет, пре творив в жизнь ту педагогическую систему, которая с течение.м времени развилась в стройное целое и полу чила название «системы Кардовского». Творчество Д. Н. Кар довского было весьма разносторонним. Это жи вописные ко.мпоэиции, портреты, пейзажи, кни жные иллюстрации и эс кизы театральных поста новок.,Он работает мас лом, акварелью, темпе рой, карандашом и пе ром. Его мастерство с осо беиной полнотой раскры вается в книжной иллю страции. В 1894—1906 годах он выполняет ил люстрации к произведе ниям Гоголя, Крылова, Л. Н. Толстого и Чехо ва. С эпохой революции 1905 года совпадает рас цвет политической сати ры и 3 литературе и в изобразительном искусст ве. Участие в сатириче ских журналах того вре мени принимал и Д. Н. Кардовский, подверг-ший- ся из-за этого преследо ванию со стообны пе тербургской жандарме рии. Под его мирными, как казалось на первый взгляд, бытовыми тема ми содержался острый политический сарказм. В 1907 году художник приступил к работе над иллюстрациями к бес смертной ко* 1 едии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и продолжалась она около пяти лет, явившись замечателмым событием не только в творчестве Кардовского, но и в исто-рии иллюст рирования грибоедовской комедии. В этих работах рас крываете» творческое бо гатство Кардовского-са. тирика. Особенно уда лись' ему типы москов ского светского общест ва. В этот же период Кардовский продолжает работать над историче скими композициями. Он создает акварели «Сож женная Москва», «Обо рона Севастополя», за канчивает картину «Пол тавская битва». Великая Октябрьская социалистическая рево люция создала возмож ности для расцвета твор чества Кардовского. Он много работает над изо бражением эпохи декаб ристов: создает цикл ил люстраций к «Русским женщинам» Некрасова, Вечера полусонные. Августовские вечера. Льются с неба высокого Звезды в тихий мой край. Льются дождиком пламенным. Росы в травах суша. Право, нужно быть каменным. Чтоб Молчала душа. В этот час все понятно ей Не солжет, не скривит.. Ось земная скрипит. Мысль пришла неожиданяо. Сердце мне веселя, С перегрузкой невиданной Круг свершает земля Эта тяжесть не тягостна — Груз пшеницы и ржи. С ним земле, верно, радостно По орбите кружить. А. СИНЕЛЬНИКОВА. Звуки слышатся внятные: цикл рисунков «Декабри- йпаашшоопйппааоЬоппппапаоопппооппаапппоапппопаапоооооовопаоооойоашВ сты», а также ряд аква релей. Над этой темой он продолжал работать до последних лет жизни. Наряду с созданием книжных иллюстраций и станковых картин Д. Н. Кардовский много рабо тает как театральный ху дожник. Он выполняет эскизы декораций, костю- мо-в, создает типы для ряда пьес Островского, Гоголя, Тургенева. В течение почти деся ти лет Д. Н. Кардовский работает в области теат ра. Последние годы жи вет в Переславле-Залес- ском, работая не покла дая рук. В это время пишет и мемуары. Умер Д. Н. Кардов ский 10 февраля 1943 го да. Советская обществен ность высоко ценит его творчество и огромный вклад в дело воспитания кадров советских худо:^^- ников. Д. Золотов, хуао-жник. ЧУДО ПРИРОДЫ. Фото В. ДУРНЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz