Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
ДЕЛО БСЕХ И КАЖДО ГО Сыны? НеТ|пасынки в цех пришел подросток. Мас тер подвел его к станку, объяс нил, что нужно делать. Началась трудовая жизнь. Тут-то и по дойти комсоргу или члену за водского комитета ВЛКСМ, по говорить с парнем, узнать, чем живет, в чем нуждается, как ра ботает. Но на агрегатном заво де до этого, как говорится, руки не доходят, к новичкам нет при стального внимания. С первых шагов бывшие школьники (а их на предприя тие приходит немало) предо ставлены самим себе, не всегда чувствуют плечо старшего това рища, большое доверие, требо вательность, влияние коллекти ва, А ведь это важно в самом начале трудового и жизне.чного пути. Тогда этот путь будет отме чен большими делами и свер шениями. ...«ЧП». Комсомольцы пытают ся что-то предпринять, Собира ются члены комитета. Стыдят провинившегося (и то не всег да). Кто-то предлагает; «А мо жет, простить!».Где же она, ком сомольская принципиальность? Ведь пятнать комсомольское имя, имя молодого советского рабочего никому не позволено. И вот в комитете ВЛКСМ ре шили дать бой пассивности, рав нодушию к подросткам, пове сти принципиальный разговор по проблемам воспитания моло- дем^и. Идет заседание. Секре тарь комитета Эдуард Макси менко робко, неуверенно докла дывает о работе с подростками. Видно, что ему нечего расска зать, кроме того, что их на за воде трудится более ста. Но кто эти молодые люди, каков их об разовательный уровень, ка ковы их интересы и стремления, как работают и отдыхают, ни се кретарь, ни члены комитета ВЛКСМ по сути дела не знают. А восемнадцать из двадцати так ответили на вопросы прове ряющих: нигде не учатся, в те чение последнего месяца кино театр не посещали, физкульту рой и спортом не занимались, в художественной самодеятельно сти не участвовали. Большинст во из них книг не читало. Это наводит на неутешитель ные рвзмь!шления. Большинство подростков свободное время проводят бездумно, а отдельные — во вред себе и обществу. Вот примеры. Только в первом полугодии осуждены за уголов ные преступлен-ия Лямин, Бай- дужий, Хитрых, Антипов. Пет ров, Ворожейкин, Артемов, Донгузов. Побывало в медвы трезвителе и привлечено за мелкое хулиганство еще боль ше, В ■,инструментальном цехе группа подростков (Эберле, Чу- кардин, Потапов и другие) во главе с комсомольцем Конду- ровым длительное время зани малась изготовлением оружия, из которого стреляла в общест венных местах. И все это проис ходило на глазах мастеров, ком сомольцев, старших товарищей. На предприятии уж очень живуч принцип «Моя хата с краю...» Приведенные факты не дела ют чести и хозяйственным руко водителям и общественным ор ганизациям завода. Правда, ко митет комсомола сейчас озабо чен положением, которое соз далось с воспитанием подрост ков, В июне члены его собира лись, чтобы обсудить вопрос, как лучше организовать работу сре ди них. Но, к сожалению, не было принято никакого реше ния. Ограничились одними раз говорами, И, как ни странно, это не встревожило партийное бюро. Ведь многое, очень /многое за висит от того, какой тон в рабо те комсомольской организации зададут коммунисты, комитет ВЛКСМ. Очень важно, чтобы мо лодые рабочие смело шли в свой штаб и знали, что здесь их вни мательно выслушают, посовету ют, помогут. Но пока эти отяо- 'юпаоопаоооапапааапаоо* * а Передовой производственницей по праву сч«- отается во втором цехе элементного завода сбор- п . пщица Зинаида Гольтяева. Она в совершенстве ва /ис%ТеГХ"Гнов?^^^^^ § овладела избранной специальностью, работает ва АIС оудет установлено оо е а с огоньком, постоянно перевы- на 10—15 яроцентов. НАМ СООБЩИЛИ 16 июля в «Красном знамени» было опубликовано письмо чита тельниц Т. Алесиной и Г. Ива. новой, в котором говорилось о том. что в засосенской части го рода имеется лишь один те.те- фрн-автомат. Заместитель начальника рай онного узла связи т. Цветинская сообщила редакции, что факты соответствуют действительности. шения сжпадьввются не в поль зу ко/ммтета ВЛКСМ. Не чувствует комитет поддер жки и со стороны администра ции завода. Много раз комсо мольские активисты обращались к руководителям предприятия, директору завода М. М. Мерен- кову с просьбой с о с а т ь ’' моло дых рабочих, поговорить с ни ми. Но слышали ответ; «Вам нужны подростки, вы их и собирайте». Не раз приглашался М. М, Меренков на заседания комитета. Но он никак не может выбрать минуты, чтобы попасть к комсомольцам и помочь им. Стоит ли говорить о занято сти директора? Дел всегда мно го. Но надо Же найти время и для того, чтобы встретиться с подростками, выступить перед нимм. Знать жизнь каждого — главное в воспитательной рабо те, особенно с новичками. А комитет должен возглавить ее, вести за собой, увлечь моло дежь на добрые дела. Подросток нуждается в ру ководстве старших не только на работе, но и за воротами заво да. В кжих условиях он жизет| как проводит свободное зремя, где учится — все это должно интересовать каждого, будь то директор, начальник цеха, ма стер, бригадир, секретарь пар тийной или комсомольской ор ганизации. председатель зав кома. профгрупорг. А на агрегатном пока не хва тает отзывчивых сердец, любви к подросткам, И вот находят они себе дружков, пьют водку, хулиганят, нарушают обществен ный порядок. В постановлении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР об усилении борьбы с наруше ниями общественного порядка обращается особое внимание на необходимость улучшить воспи тательную работу с подростка ми, молодежью. И пора парт бюро завода строго спрашивать с тех, кто бок о бок трудится с молодыми производственниками, руководит ими. За моральный облик рабочей смены, так же как и за повышение квалифика ции, в равной мере с общест венными организациями в отве те и директор завода, и началь ник цехе, и мастер, и бригадир. Подростки должны быть не па сынками. а сынами завода. Т, Гвлышкин, инструктор горкома партии. пятидесяти телефонов-автоматов „ з В разных районах города, обще- □ ^ доступных ельчанам. о НА СНИМКЕ: комсомолка 3. Гольтяева. ЛЮД НАШЕГО ГОРОД Баянист Николай Абумов Солистка кончила петь, зати* баян. В зрительном зале долго ■ не смолкали аплодисменты. Лю ди тепло встречали выступление оператора стаиции Елец Раисы Тихоновны Росляковой и баяни. ста клуба железнодорожнике® Никогая Павловича Аб/умоза. Это не случайно. Вот уже де сять лет продолжается их твор ческое содружество. Исполни тельница русских народных пе сен Раиса Тйходовна обладает хорошим голосом и постоянно совершенствует мастерство. Улучшает технику исполнения и баянист. Оба л»^ят песню и музыку, их репертуар богат и содержателей. Николая Павловича можно назвать ветераном самодеятель ности. Почти четверть века (пос ле окончания Курского музы кального училища) он не разлу чается со своим другом баяном, а с 1949 года работает в клубе железнодорожников. Николай Павлович — участник всех ре петиций и концерте®. С коллек тивом самодеятельных артистов нередко выезжает на линию, где выступает перед железнодорож никами. Трудно сказать, когда Николай Павлович отдыхает. Вечерами он занят на репетициях, акком панирует участникам самодея тельности. Играет в оркестре на. родных мгетрументов ветеранов труда. Хватает работы у Н.икотая Павловича и днем. Два раза в неделю ведет занятия в кружке юных баянистов. А в течение учебного года Н. П. Абгумова часто можно видеть в школах № № 97 и 101: он здесь давно свой человек, выступает с ребя- тавги на концертах. Всю жизнь с песней, с бая ном, с музыкой. И в этом Нико лай Павлович нашел свое при звание. А с песней и музыкой он подружился с детства. Он сча стлив потому, что нашел свое ме сто в жжзни. Будни его заполне ны большим и интересным де- до-М. Николай Павлович и сча стливый семьянин: вместе с же ной Марией Трофимовной растит дочерей Нину, Любу и Танго. ...Идет очередная репетиция в клубе. Участники самодеятельно сти готовятся к концерту. Нико лай Павлович заиграл веселую мелодию, и зазвучала в зале задушевная песня. Н. Яковлева. Советские педагоги в общем учебно-воспитательном процессе немалое место отводят самовоспитанию подростков. Самовоспита ние они считают неотъемлемой частью воспитания характера, воли, целеустремленности, необходимых будущим членам общества. АПН предлагает читателям заметки психолога Людмилы Сапож никовой. вятся необходимым условием подлинного нравственного раз вития личности. Стремление к самовоспитанию оказывается наиболее дейстаен- ным у подростков, глубоко пере живающих свои недостатки, Эти лизоя, сравнением себя с жела емым образом, самокр'итикой- Успех са.мовоспитания зависит и от заданий, которые дети спо собны ставить перед собой. С возрастом и опытом эти задания становятся более конкретными. Обращается как-то мама к двенадцатилетнему сыну с воп росом и не слышит ответа. Сно ва спрашивает — и то же са.мое. В третий раз обращается — и безрезультатно. Мама обеспоко ена. Спрашивает: «Что с тобой случилось, ты заболел иля раз говаривать не хочешь?» Л1аль- чик взял листок бумаги и напи сал: «Я дал себе слово целые сутки ни с кем не разговаривать; я воспитываю свою волю, поэто му не могу отвечать на твои во- просы5. Это полуанекдотический слу чай, но он свидетельствует, как иногда воспитывают сами себя дети, как благие намерения пе реходят в свою противополож ность. А вот одна из семиклассниц ставит перед собой более осмы сленную задачу. В классном коллективе школьников призыва ли к самовоспитанию. И она за писывает в дневнике: «За эти дни я много передумат.а. Я ре шила покончить с ленью, начать учиться и вести себя как следу ет». На следующий день — еше запись: «Теперь только я поня ла, как трудно заставить себя делать то, что не хочется. Я те- лала уроки, а мне хотелось по дойти к окну, где стоят цветы, я их очень люблю. Но сегодня я продолжала делать уроки, не вставая». Последующие записи говорят о ЮМ, как школьница упорно «борется» с собой, ис пользует найденные способы для избавления от лени. «На этой неделе я решила не с.мотреть те левизор, пока не сделаю уроки. Я даже не смотрю программу передач, чтобы она меня не «взяла в плен»... В данном случае это действи тельно факт проявления само воспитания — целенаправленно го систематического процесса работы над собой. Процесс самосовершенствова ния закономерно возникает в оп ределенном возрасте. Этот про цесс активно проявляется осо бенно у подростков, когда ин тенсивно развивается самосозна ние, нравственные чувства. Но нужно помнить, что работа Над собой подготавливается зсе.м предшествующ.чм ходом воспи тания. Потноценное воспитание приводит к самовоспитанию. Оба процесса, взаимно переплетаясь, обогащают друг друга, стз.ао- дети уже осознают, что между желаемым поведением в коллек тиве, где они учатся, и тем, как они себя ведут, существует раз рыв, Под влиянием коллектива подросток по-новому оценивает себя, лучше видит свои недо статки, и самооценка не удовле творяет его. Возникает чувство вины и стыда. Подросток хочет приблизить свое поведение к желаемо.му образцу, идеалу. Так начинается активная работа над собой. Переживания прежде всего идут по поводу тех недостатков (тень, отсутствие выдержки, грубость, упрямство), из-за ко торых возникают реально ощу тимые неприятности — наруше ние нормальных взаимоотноше ний со взрослыми и товарищами, эти недостатки мешают детям овладевать знаниями, тормозят их развитие. Однако осознание своих недо статков не сразу и не у всех становится стимулом в работе над собой. Самовоспитание подготавлива ется самоноЗ|НаЕием и самоана» Большинство подростков, актив но преодолевающих свои недо статки, заставляют себя делать то, что им не хочется; «Убираю посторонние вещи, чтобы не от влекаться», «Не встаю из-за сто ла, пока все не сделаю», «Я по ложил себя на обе топагки и не даю себе покоя». Многие наме чают распорядок дня, котооый во что бы то ни стало стапаготся выполнить, регламентируют се бя во времени, прибегают к строгим ограничениям: «Прошу маму закрыть квартиру на ключ, чтобы я не вышел», «Как только начинаю мечтать о будущем, сразу останавливаюсь и говорю себе —нет, сначала сделай уро ки». Ежедневный отчет перед собой, напоминание себе о при нятых обязательствах, боязнь потерять дружбу, которой под росток особенно дорожит, также помогают держать себя на же- лаемо.м уровне. В чем же сказываются резуль таты уси.лий по.дросткоБ в рабо те над собой? В изменении их поведения, в проявлении новой, более высокой самооценки, в Что такое самовоспитание? способности преодолевать про тиворечия. Но пусть кажется детям, что они сами, только сами приходят к победам над собой. Взрослые должны знать другое. Подрост, ки испытывают трудности преж де всего при постановке зада ния} как воспитывать себя О.чн часто не могут соответствующим образом уточнить это задание, выделить общую цель и расчле нить ее на отдельные, связанные между собой и близкие для них в данный момент конкретные за дания. Чересчур же отдаленная цель часто ведет к испо/ьзо.за- нию недостаточно конкретных способов работы, что, в свою оче редь, приводят к распылению усилий и их малой эффективно сти. В таких случаях нередко те ряют надежду достичь заметных успехов, утрачивают интерес к самовоспитанию. Процесс усложняется еще и тем, что школьники не всегда умеют наблюдать за своей пся- хологической жизнью, замечать в ней цвменения. Поэтому так , важно своевременно помочь им сконцентрировать усилия, из брать наиболее эффективные приемы, приобрести привычку к самоконтролю, спбцгиаль.чо по ощрять их усилия. Школьники в процессе само воспитания обязательно нуж.да- ются в систематическом, вдум чивом, тактичном руководстве взрослых. Помогая детям воспи тывать себя, взроетые форм.чру- ют достойных членов своего об щества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz