Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

ДЕЛО БСЕХ И КАЖДО ГО Сыны? НеТ|пасынки в цех пришел подросток. Мас­ тер подвел его к станку, объяс­ нил, что нужно делать. Началась трудовая жизнь. Тут-то и по­ дойти комсоргу или члену за­ водского комитета ВЛКСМ, по­ говорить с парнем, узнать, чем живет, в чем нуждается, как ра­ ботает. Но на агрегатном заво­ де до этого, как говорится, руки не доходят, к новичкам нет при­ стального внимания. С первых шагов бывшие школьники (а их на предприя­ тие приходит немало) предо­ ставлены самим себе, не всегда чувствуют плечо старшего това­ рища, большое доверие, требо­ вательность, влияние коллекти­ ва, А ведь это важно в самом начале трудового и жизне.чного пути. Тогда этот путь будет отме­ чен большими делами и свер­ шениями. ...«ЧП». Комсомольцы пытают­ ся что-то предпринять, Собира­ ются члены комитета. Стыдят провинившегося (и то не всег­ да). Кто-то предлагает; «А мо­ жет, простить!».Где же она, ком­ сомольская принципиальность? Ведь пятнать комсомольское имя, имя молодого советского рабочего никому не позволено. И вот в комитете ВЛКСМ ре­ шили дать бой пассивности, рав­ нодушию к подросткам, пове­ сти принципиальный разговор по проблемам воспитания моло- дем^и. Идет заседание. Секре­ тарь комитета Эдуард Макси­ менко робко, неуверенно докла­ дывает о работе с подростками. Видно, что ему нечего расска­ зать, кроме того, что их на за­ воде трудится более ста. Но кто эти молодые люди, каков их об­ разовательный уровень, ка­ ковы их интересы и стремления, как работают и отдыхают, ни се­ кретарь, ни члены комитета ВЛКСМ по сути дела не знают. А восемнадцать из двадцати так ответили на вопросы прове­ ряющих: нигде не учатся, в те­ чение последнего месяца кино­ театр не посещали, физкульту­ рой и спортом не занимались, в художественной самодеятельно­ сти не участвовали. Большинст­ во из них книг не читало. Это наводит на неутешитель­ ные рвзмь!шления. Большинство подростков свободное время проводят бездумно, а отдельные — во вред себе и обществу. Вот примеры. Только в первом полугодии осуждены за уголов­ ные преступлен-ия Лямин, Бай- дужий, Хитрых, Антипов. Пет­ ров, Ворожейкин, Артемов, Донгузов. Побывало в медвы­ трезвителе и привлечено за мелкое хулиганство еще боль­ ше, В ■,инструментальном цехе группа подростков (Эберле, Чу- кардин, Потапов и другие) во главе с комсомольцем Конду- ровым длительное время зани­ малась изготовлением оружия, из которого стреляла в общест­ венных местах. И все это проис­ ходило на глазах мастеров, ком­ сомольцев, старших товарищей. На предприятии уж очень живуч принцип «Моя хата с краю...» Приведенные факты не дела­ ют чести и хозяйственным руко­ водителям и общественным ор­ ганизациям завода. Правда, ко­ митет комсомола сейчас озабо­ чен положением, которое соз­ далось с воспитанием подрост­ ков, В июне члены его собира­ лись, чтобы обсудить вопрос, как лучше организовать работу сре­ ди них. Но, к сожалению, не было принято никакого реше­ ния. Ограничились одними раз­ говорами, И, как ни странно, это не встревожило партийное бюро. Ведь многое, очень /многое за­ висит от того, какой тон в рабо­ те комсомольской организации зададут коммунисты, комитет ВЛКСМ. Очень важно, чтобы мо­ лодые рабочие смело шли в свой штаб и знали, что здесь их вни­ мательно выслушают, посовету­ ют, помогут. Но пока эти отяо- 'юпаоопаоооапапааапаоо* * а Передовой производственницей по праву сч«- отается во втором цехе элементного завода сбор- п . пщица Зинаида Гольтяева. Она в совершенстве ва /ис%ТеГХ"Гнов?^^^^^ § овладела избранной специальностью, работает ва АIС оудет установлено оо е а с огоньком, постоянно перевы- на 10—15 яроцентов. НАМ СООБЩИЛИ 16 июля в «Красном знамени» было опубликовано письмо чита­ тельниц Т. Алесиной и Г. Ива. новой, в котором говорилось о том. что в засосенской части го­ рода имеется лишь один те.те- фрн-автомат. Заместитель начальника рай­ онного узла связи т. Цветинская сообщила редакции, что факты соответствуют действительности. шения сжпадьввются не в поль­ зу ко/ммтета ВЛКСМ. Не чувствует комитет поддер­ жки и со стороны администра­ ции завода. Много раз комсо­ мольские активисты обращались к руководителям предприятия, директору завода М. М. Мерен- кову с просьбой с о с а т ь ’' моло­ дых рабочих, поговорить с ни­ ми. Но слышали ответ; «Вам нужны подростки, вы их и собирайте». Не раз приглашался М. М, Меренков на заседания комитета. Но он никак не может выбрать минуты, чтобы попасть к комсомольцам и помочь им. Стоит ли говорить о занято­ сти директора? Дел всегда мно­ го. Но надо Же найти время и для того, чтобы встретиться с подростками, выступить перед нимм. Знать жизнь каждого — главное в воспитательной рабо­ те, особенно с новичками. А комитет должен возглавить ее, вести за собой, увлечь моло­ дежь на добрые дела. Подросток нуждается в ру­ ководстве старших не только на работе, но и за воротами заво­ да. В кжих условиях он жизет| как проводит свободное зремя, где учится — все это должно интересовать каждого, будь то директор, начальник цеха, ма­ стер, бригадир, секретарь пар­ тийной или комсомольской ор­ ганизации. председатель зав­ кома. профгрупорг. А на агрегатном пока не хва­ тает отзывчивых сердец, любви к подросткам, И вот находят они себе дружков, пьют водку, хулиганят, нарушают обществен­ ный порядок. В постановлении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР об усилении борьбы с наруше­ ниями общественного порядка обращается особое внимание на необходимость улучшить воспи­ тательную работу с подростка­ ми, молодежью. И пора парт­ бюро завода строго спрашивать с тех, кто бок о бок трудится с молодыми производственниками, руководит ими. За моральный облик рабочей смены, так же как и за повышение квалифика­ ции, в равной мере с общест­ венными организациями в отве­ те и директор завода, и началь­ ник цехе, и мастер, и бригадир. Подростки должны быть не па­ сынками. а сынами завода. Т, Гвлышкин, инструктор горкома партии. пятидесяти телефонов-автоматов „ з В разных районах города, обще- □ ^ доступных ельчанам. о НА СНИМКЕ: комсомолка 3. Гольтяева. ЛЮД НАШЕГО ГОРОД Баянист Николай Абумов Солистка кончила петь, зати* баян. В зрительном зале долго ■ не смолкали аплодисменты. Лю­ ди тепло встречали выступление оператора стаиции Елец Раисы Тихоновны Росляковой и баяни. ста клуба железнодорожнике® Никогая Павловича Аб/умоза. Это не случайно. Вот уже де­ сять лет продолжается их твор­ ческое содружество. Исполни­ тельница русских народных пе­ сен Раиса Тйходовна обладает хорошим голосом и постоянно совершенствует мастерство. Улучшает технику исполнения и баянист. Оба л»^ят песню и музыку, их репертуар богат и содержателей. Николая Павловича можно назвать ветераном самодеятель­ ности. Почти четверть века (пос­ ле окончания Курского музы­ кального училища) он не разлу­ чается со своим другом баяном, а с 1949 года работает в клубе железнодорожников. Николай Павлович — участник всех ре­ петиций и концерте®. С коллек­ тивом самодеятельных артистов нередко выезжает на линию, где выступает перед железнодорож­ никами. Трудно сказать, когда Николай Павлович отдыхает. Вечерами он занят на репетициях, акком­ панирует участникам самодея­ тельности. Играет в оркестре на. родных мгетрументов ветеранов труда. Хватает работы у Н.икотая Павловича и днем. Два раза в неделю ведет занятия в кружке юных баянистов. А в течение учебного года Н. П. Абгумова часто можно видеть в школах № № 97 и 101: он здесь давно свой человек, выступает с ребя- тавги на концертах. Всю жизнь с песней, с бая­ ном, с музыкой. И в этом Нико­ лай Павлович нашел свое при­ звание. А с песней и музыкой он подружился с детства. Он сча­ стлив потому, что нашел свое ме­ сто в жжзни. Будни его заполне­ ны большим и интересным де- до-М. Николай Павлович и сча­ стливый семьянин: вместе с же­ ной Марией Трофимовной растит дочерей Нину, Любу и Танго. ...Идет очередная репетиция в клубе. Участники самодеятельно­ сти готовятся к концерту. Нико­ лай Павлович заиграл веселую мелодию, и зазвучала в зале задушевная песня. Н. Яковлева. Советские педагоги в общем учебно-воспитательном процессе немалое место отводят самовоспитанию подростков. Самовоспита­ ние они считают неотъемлемой частью воспитания характера, воли, целеустремленности, необходимых будущим членам общества. АПН предлагает читателям заметки психолога Людмилы Сапож­ никовой. вятся необходимым условием подлинного нравственного раз­ вития личности. Стремление к самовоспитанию оказывается наиболее дейстаен- ным у подростков, глубоко пере­ живающих свои недостатки, Эти лизоя, сравнением себя с жела­ емым образом, самокр'итикой- Успех са.мовоспитания зависит и от заданий, которые дети спо­ собны ставить перед собой. С возрастом и опытом эти задания становятся более конкретными. Обращается как-то мама к двенадцатилетнему сыну с воп­ росом и не слышит ответа. Сно­ ва спрашивает — и то же са.мое. В третий раз обращается — и безрезультатно. Мама обеспоко­ ена. Спрашивает: «Что с тобой случилось, ты заболел иля раз­ говаривать не хочешь?» Л1аль- чик взял листок бумаги и напи­ сал: «Я дал себе слово целые сутки ни с кем не разговаривать; я воспитываю свою волю, поэто­ му не могу отвечать на твои во- просы5. Это полуанекдотический слу­ чай, но он свидетельствует, как иногда воспитывают сами себя дети, как благие намерения пе­ реходят в свою противополож­ ность. А вот одна из семиклассниц ставит перед собой более осмы­ сленную задачу. В классном коллективе школьников призыва­ ли к самовоспитанию. И она за­ писывает в дневнике: «За эти дни я много передумат.а. Я ре­ шила покончить с ленью, начать учиться и вести себя как следу­ ет». На следующий день — еше запись: «Теперь только я поня­ ла, как трудно заставить себя делать то, что не хочется. Я те- лала уроки, а мне хотелось по­ дойти к окну, где стоят цветы, я их очень люблю. Но сегодня я продолжала делать уроки, не вставая». Последующие записи говорят о ЮМ, как школьница упорно «борется» с собой, ис­ пользует найденные способы для избавления от лени. «На этой неделе я решила не с.мотреть те­ левизор, пока не сделаю уроки. Я даже не смотрю программу передач, чтобы она меня не «взяла в плен»... В данном случае это действи­ тельно факт проявления само­ воспитания — целенаправленно­ го систематического процесса работы над собой. Процесс самосовершенствова­ ния закономерно возникает в оп­ ределенном возрасте. Этот про­ цесс активно проявляется осо­ бенно у подростков, когда ин­ тенсивно развивается самосозна­ ние, нравственные чувства. Но нужно помнить, что работа Над собой подготавливается зсе.м предшествующ.чм ходом воспи­ тания. Потноценное воспитание приводит к самовоспитанию. Оба процесса, взаимно переплетаясь, обогащают друг друга, стз.ао- дети уже осознают, что между желаемым поведением в коллек­ тиве, где они учатся, и тем, как они себя ведут, существует раз­ рыв, Под влиянием коллектива подросток по-новому оценивает себя, лучше видит свои недо­ статки, и самооценка не удовле­ творяет его. Возникает чувство вины и стыда. Подросток хочет приблизить свое поведение к желаемо.му образцу, идеалу. Так начинается активная работа над собой. Переживания прежде всего идут по поводу тех недостатков (тень, отсутствие выдержки, грубость, упрямство), из-за ко­ торых возникают реально ощу­ тимые неприятности — наруше­ ние нормальных взаимоотноше­ ний со взрослыми и товарищами, эти недостатки мешают детям овладевать знаниями, тормозят их развитие. Однако осознание своих недо­ статков не сразу и не у всех становится стимулом в работе над собой. Самовоспитание подготавлива­ ется самоноЗ|НаЕием и самоана» Большинство подростков, актив­ но преодолевающих свои недо­ статки, заставляют себя делать то, что им не хочется; «Убираю посторонние вещи, чтобы не от­ влекаться», «Не встаю из-за сто­ ла, пока все не сделаю», «Я по­ ложил себя на обе топагки и не даю себе покоя». Многие наме­ чают распорядок дня, котооый во что бы то ни стало стапаготся выполнить, регламентируют се­ бя во времени, прибегают к строгим ограничениям: «Прошу маму закрыть квартиру на ключ, чтобы я не вышел», «Как только начинаю мечтать о будущем, сразу останавливаюсь и говорю себе —нет, сначала сделай уро­ ки». Ежедневный отчет перед собой, напоминание себе о при­ нятых обязательствах, боязнь потерять дружбу, которой под­ росток особенно дорожит, также помогают держать себя на же- лаемо.м уровне. В чем же сказываются резуль­ таты уси.лий по.дросткоБ в рабо­ те над собой? В изменении их поведения, в проявлении новой, более высокой самооценки, в Что такое самовоспитание? способности преодолевать про­ тиворечия. Но пусть кажется детям, что они сами, только сами приходят к победам над собой. Взрослые должны знать другое. Подрост, ки испытывают трудности преж­ де всего при постановке зада­ ния} как воспитывать себя О.чн часто не могут соответствующим образом уточнить это задание, выделить общую цель и расчле­ нить ее на отдельные, связанные между собой и близкие для них в данный момент конкретные за­ дания. Чересчур же отдаленная цель часто ведет к испо/ьзо.за- нию недостаточно конкретных способов работы, что, в свою оче­ редь, приводят к распылению усилий и их малой эффективно­ сти. В таких случаях нередко те­ ряют надежду достичь заметных успехов, утрачивают интерес к самовоспитанию. Процесс усложняется еще и тем, что школьники не всегда умеют наблюдать за своей пся- хологической жизнью, замечать в ней цвменения. Поэтому так , важно своевременно помочь им сконцентрировать усилия, из­ брать наиболее эффективные приемы, приобрести привычку к самоконтролю, спбцгиаль.чо по­ ощрять их усилия. Школьники в процессе само­ воспитания обязательно нуж.да- ются в систематическом, вдум­ чивом, тактичном руководстве взрослых. Помогая детям воспи­ тывать себя, взроетые форм.чру- ют достойных членов своего об­ щества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz