Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Из ОМОН учительской Тамара Алексеевна Макарова видит утопающие а зелени улицы и догма. Школа № 97 четырех- этавмнал, с высоты город кажет­ ся просторнее и шире. И редо- сшо становится на душе отто- по, что за 21 год р а^^ы при­ выкла к этим давно зна<комы1М местам, а главное полюбила , труд пед)агога, своих воопитан- <«ик 10 в. Они приходят сюда ма­ лышами, на глазах м.ужает их ю(мость, а получив аттестат зре­ лости, улетают из родного гнез­ да. Вот и сейчас закончились по­ следние экзамены, скоро юноши и девуш­ ки навсегда покинут школу. Как и всему пеяагогичес»соА«у кол­ лективу, Тамаре Алек­ сеевне жаль расста­ ваться с выпускниками. Но ничего не поде­ лаешь—такова жизнь. На смену им приходят другие. Вот и ее ре­ бята из 9 «а», где она классный (хумоводи- тель, теперь уже на ступеньку выше. — Не заметишь, как и с ними придет­ ся прощаться, — улы­ бается Тамара Алек­ сеевна. А класс этот трудо­ любивый и дружный. Чтобы сплотить ре­ бят, многое делали и Уже на примере 9 «а» класса В.ИДНО, что преподавание исто­ рии СССР здесь тесно связано с жизнью, с большими задача­ ми современности по р>азвитию экономики и культуры страны. Ребята встречаются не толь­ ко на уроках, но и после заня­ тий. Общие интересы, общие мероприятия, чувство отвеист- венности за порученное дело. Это укрепляет дружбу, сбли­ жает их. Тамара Алексеевна всломи- нает ОД 1 Ф 1 из интересных вече­ ров, проведенных дееятиклаос- нмками. Сколько выдумки и иницматнвы проявил каж'дый! В подготовке к вечеру участвова­ ли все юноши и девушки. Их мсгорико - литературный мон­ таж, посвященный Великой Октябрьской социалистической революции, выделялся богатым содержанием, хорошим оформ­ лением. Сама Тамара Алексеевна не руками ребят! ААатериалы му­ зея постоянно пополняются. Го­ товится стенд «Елец в произве­ дениях В. И. Ленина», расширя­ ется отдел «Письма зарубеж­ ных друзей». — Музей—гордость школы,— говорит Тамара Алексеевна.— Велика его воспитательная роль. Здесь проводятся многие уро­ ки истории. Материалы музея помогают учащимся лучше усваивать про­ граммный материал, глубже знать историю родной страны. И ото действительно так. Можно привести десятки примеров, когда изучение той или иной те­ мы сопровождалось показом материалов с экспозиций. Это и интесеоныв фотоснимки из ЛеЙ 1 гщига, где выходили пер- вью номера ленинской «Искры». Это и тексты декретов о мире и о земле, и многое другое, помогакощее школьникам яснее Просто учительница 'Преподаватели, и классный ру­ ководитель, и сами мальчишки и девчонки. Ведет Тамара Алексеевна ис­ торию и обществоведение. И на уроках, и во внеклассное вре­ мя старается воспитывать у школьников коммунистическое мировоззрение, основные чер­ ты человека - гражданина, при­ вивать им любовь к Родине. мыслит себя вне общественной жизни. Долгие годы была про­ пагандистом, а сейчас она аги­ татор. .Любовь к общественной работе прививает и своим вос­ питанникам. И большую роль в этом играет создание школь­ ного музея имени Владимира Ильича Ленина, который суще­ ствует вот уже три года. Сколько экспонатов собрано познавать исторические собы­ тия. А когда ребята изучали во­ просы о рождении нового, со­ циалистического государства, Тамара Алексеевна включила проигрыватель. Все с интере­ сом слушали речь В. И. Ленина «Что такое Советская власть», выступление вождя на параде Красной Армии в 1919 году... Преподаватель гордится сво­ ими юными помощниками, ак­ тивными общественниками. Это Недя Сотникова, Лена Маныъо, Леия Мухин — члены лектория музея. С хорошими лекциями выступали они перед ребятами. Они, выпускники, навсегда рас­ стаются со школой. Но верится, что любовь к общественной ра­ боте юноши и девушки проне­ сут и в будущее. ..^Вся трудовая биография Тамары Алехвеевны Абакаровой связана со школой, с детьми. Им, мальчишкам и девчонкам, отдает она и знания, и опыт. Учебный год заканчивается, а Тамара Алексеевна уже думает о том, чтобы на следующий год в музее было больше экспона­ тов. Ее юные друзья ведут большую переписку с теми, кто знал великого Ленина. И в шко­ лу часто приходят интересные письма, материалы, занимая до­ стойное место в музее. И они, эти дорогие реликвии, радуют Тамару Алексеевну потому, что она знает, что это для ребят, для того, чтобы росли они на­ стоящими людьАЛи, любяир«ми партию, нарюд, родную Отчиз­ ну. ...Каждый день в жизни Тама­ ры Алексеевны заполнен боль, шим и кропотливым трудом. Как оценить его, как измерить? /Ложно-только сказать, что она просто учительница, и в этом ее наст 9 ящее призвание. Н. Яковлева. На снимке: Т. А. Макарова. Ему восемнадцать.. Драка всполошила всю шко­ лу, Товарищи пытались расспро- , сить о ней Володю, но трт толь­ ко хмурился и не говорил ни слова. Лишь много времени спустя в школе узнали, что Во­ лоде Огневу «досталось» за критику: тогда он был редак­ тором школьного радиокомите­ та. Узнали и о том, что кто-то из затеявших драку победно произнес: «Теперь откритико- вался», совсем не подозревая о том, что в четырнадцатилетием мальчишке окажется столько упорства и что никакие обсто­ ятельства не способны заставить умолкнуть голос его совести. Он и теперь, четыре года спу­ стя, остался таким же. И вовсе не потому, что быть правди­ вым — положено секретарю ко­ митета комсомола, а потому, что уже давно убедился: в правде — огромная сила. Может, за это его больше всего и уважают, и любят за то, что умеет он заглядывать в ду­ шу человека. Однажды кто-то, увидев его с парнем из «уличной» компа­ нии, удивился и немного испу­ гался: Володя разговаривал с ним, как с другом. Его пробо­ вали упрекнуть, а он в ответ: — Знаете, а он очень интерес­ ный. И у него есть то, за что человека уважать можно. Он умеет говорить со всеми: такой уж у него характер, от­ крытый, общительный. Он лю­ бит докапываться до истины и, наверное не случайно, когда я спросила, что ему нравится больше всего, он ответил: — Думать. Часами Володя может сидеть над психологическими задачами в «Науке и жизни», размышлять над тем, как поступит г^ой детективного романа, а если его собственные мысли не соответ­ ствуют сюжету, пытаться по­ нять почему? Правда, далеко не всегда ему удается ответить на свои бес­ конечные «почему?» — он ведь еще так мало знает. И тогда Володя обращается за по­ мощью к книге. Он читает мно­ го и особенно о радио и элек­ тронике — может, потому, что хочет стать инженером? Он с одинаковым увлечением гово­ рит о космосе и дельфинах, ма­ тематике и природе. По секрету сообщает, что во время экза­ менов с удовольствием перечи­ тал Джека Лондона. Ему инт^есно все, и един­ ственное, о чем жалеет Володя, что жизнь коротка: «Вот бы лет двести пожить. Ведь в жизни так много интересного». ...В первый раз в моем блок­ ноте не было никаких записей. Разговаривая с Володей, я за­ была, что пришла в школу за «материалом». С ним интерес­ но. Может, поэтому о том, что ему восемнадцать, вспомнилось только тогда, когда кто-то ска­ зал, что надо идти в класс: уже объявляют оценки за послед­ ний экзамен. Володя ушел, а я все пыта­ лась понять, в чем его обаяние. Внешность ничем особенным не примечательная: коротко под­ стриженные черные волосы, ши­ рокое лицо и уже заметный пу­ шок будущих усов. Но глаза.- Глаза такие живые-. Правду говорят, что они — зеркало ду­ ши. А душа у Володи открытая, большая. Где он — там обяза­ тельно шумно и весело. На ве­ чере — он главный распоряди­ тель, на КВН — первый выдум­ щик. Семиклассники говорят, что без Володи Огнева в школь­ ном лагере на Плющанн было бы пусто. Нет, он не похож на ту от­ личницу, о которой мне расска­ зали в школе. Ее попросили что-то сделать для класса, а оиа в ответ: — Сегодня не могу. Сегодня у меня банный день. Володя сию же секунду отзы­ вается на просьбу учителей и товарищей. А ведь пятерки ему тоже не без труда даются. Спро­ сите, н он расскажет вам, ка­ кой нелегкой была отличная оценка по математике — за ней два года упорного труда. Труд для него радость. Боль­ шая радость. Он с интересом учится, с увлечением занимает­ ся общественной работой и домашними делами. Может, от­ того в людях он больше всего ценит трудолюбие, может, от­ того так умеет понимать само­ го главного своего друга — мать. И если бы Володя был поэтом, он сказал бы о матери точно так же, как сказал о ней Островой (его «Мать» Володя читает мастерски и настолько проникновенно, что буквально покоряет слушателей). По его словам, так о матеря мог на­ писать только сын, самозабвен­ на любящий ее. Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовет тебя мать — Рвись к ней сердцем. Спвпм. Мчись к ней в самой «рылатой раясете. Каждый миг на счеггу. Будь быогрее, чем звук и чем свет. Опоодаеяиь в пути — не простишь себе этого вечно. О Нине Федоровне Володя может говорить долго я нежно. И если сама она. когда ее спра­ шивают о секретах воспитания, недоуменно пожимает плечами, то Володя прекрасно понимает, в чем ее сила. — Мама никогда не говорит с нами раздраженно. А еще, что самое главное, — она уме­ ет вселить веру. Увидит, что у меня что-то не получается, зна­ ет, что помочь не сумеет: у нее ведь образование только семь классов, — и скажет: «У тебя должно получиться, Володя. Должно, Ты только отдохни немного». И знаете, получается. Он у всех чему-то научился и учится, Володя Огнев. У клас­ сного руководителя — Зои Ан­ тоновны Черкасовой — любить литературу, у своих товарищей по классу — умению на первое место ставить общественное. Потому, наверное, Володя и го­ ворит, что 11 «а» самый луч­ ший. И разве кто-нибудь удивится, что матери хотят вырастить своих сыновей, похожими на Володю, и разве упрекнешь их за то. что они завидуют Васи­ лию Захаровичу — экспедитору треста столовых и Нине Федо­ ровне — работнице меяькрупо- комбината, что у них растет такой сын. ...Жизнь Володи Огнева толь­ ко начинается. Экзамены на ат­ тестат зрелости он выдержал на отлично. Пусть же исполнятся все его мечты, к которым он идет нелегкими дорогами. а АЛЕКСЕЕВА. Ко-тлевстив кандитерсжой фаб|?1ими успешно ооввашаеп- выпуск новых сартов шо(молая|ны1Х кошфегг. Немалую долю пруда в это вносят глазировщицы Алвнсааадра Богатоюова («а снимке слева) и Нина Попова. Ош оаааооаааооаоаоаасааав ао аа ВЫПУСКНИКАМ школ — ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ ^□□□□□аааааоасшаааг|]. Путевка в жизнь ° в наше 1 М городе пять профессионально-техни- п чвсиих училищ, которые готовят молодых рабо- о ■чих для промышленности, строительства и желеа- п нодорожного транспорта. Сейчас здесь рэзаерты- ° вается подготовка к новому набору. Будет пр*в<я- п то 1200 юношей « девушек, в том числе 605 вы- а пусмннков восьмнлетннх и средних школ Ельца, о Какие же специальности они смогут полу- о читьТ В первом училище — помощника машинис- ° та тепловоза, слесаря по ремонту тепловоза, де- о журиого по станции, дорожного мастера, осмотр- о щ>н<а вагонов и электромеханика; во втором — О токаря по металлу, слесаря и механика по ремон- о ту оборудоаавня, мастеров швейного дела и за- ° кройцрасов; в четвергом и пятиадцаяом — мон- Йг„,-г,г-^прг.г.пгус т 1 г,пп 1 Ии 1 пппппддпдппппп в о п т ввавашшпоосюовооовопоооовпввопопаааоввоаг 1 рооооостовоапооааоа тажиика, краменшмка, столпоа, п<ло™ика, слесаря- санФехмнка, штукатура, маляра, влиточника; в семиадцатчэм — парикмахера, кружесннцы, мас­ тера по пошиву одежды и закройщика. У'чилища укомплектованы квалифицирован­ ными мастерами производственного обучения и опьпными прюподавагтелями, располагают учебны­ ми кабинетами и мастерскими, где есть различ- нью наглядные пособил, современное оборудо­ вание. Принятые могут продолжать учебу в вечерних общеобр>азс 1 вательных школах и заочно в инсти­ тутах. Сейчас уже в учашища поступило более 400 заявлений от тех, кто после их оЛончання пополнит ряды рабо^го класса и приумножит его трудсвую славу. П|^фесоиснально - технические училища ждут новое попогиение, которое здесь'получит путевку в жизнь. В. Никитин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz