Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

ЛУЧШИЙ опыт ПРОПАГАНДЫ —ВСЕМ Техническим средствам-широкую дорогу Перед неми, пропагандистами, партйей постав­ лена задача улучшения и совершенствования ка­ чества лекций и собеседований на занятиях. А зтого можно добиться путем повышения идейно­ теоретического содержания каждого выступле­ ния и улучшения форм и методов пропаганды. Как же, каким образом повлиять на сознание слушателей, делая для них, как учил Ленин, из­ вестную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой? На своем опыте убедился, что применение тех­ нических средств значительно усиливает доход­ чивость, действенность лекций. Предпочтение отдаю эпидиаскопу, который помогает мне отразить на экране не только про­ зрачные изображения (диапозитивы), но и не­ прозрачные, как картины, диаграммы, схе.мы, притом непосредственно с учебных пособий, вы­ резок из газет, журналов. В настоящее время широкую дорогу на заня­ тия находит фильмоскоп. Применяю и я его. I НА СНИМКЕ: Д . ЗОЛОТОВ. Нужно также использовать и магнитофон. Гово­ ря, например, о создании нашего социалисти­ ческого государства, я использовал записан­ ную на ленту речь Владимира Ильича Лени­ на «Что такое советская власть», грамзапись ко­ торой имеется в нашем краеведческом музее. Мне хочется рассказать об одном из занятий в народном университете искусств. Тема его: «Творчество художника И. Е. Репина». Я поста­ вил цель; продолжить знакомство слушателей с выдающимися произведениямш русского изобра­ зительного искусства, рассказать о традициях ве­ ликих русских художников, их служении народу; раскрыть идейно-художественное значение про­ изведений И. Е. Релина, углубить представление о единстве содержания и формы произведения искусства. Знакомя слушателей с биографией Репина, я демонстрировал на фильмоскопе отдельные кадры диафильма, отражающие тот или иной этап его творчества. Затем остановился на значении творчества Ильи Ефимовича, его огромном влиянии на раз­ витие русского реалистического искусства. Близость художника к жизни народа, его глу­ бокое понимание социальных явлений дейсти - тельности, умение очень правдиво, художествен­ ными средствами передать главное, наиболее характерное и прогрессивное в современной ему действительности делают творчество Репина высокогуманным, демократичным и подлинно национальным. Для подтверждения сказанного остановился на его произведении «Бурлаки на Волге», которое вошло в золотой фонд мирового искусства, и продемонстрировал кадры, воспроизводящие эту картину. Все это сопровождалось рассказом. И перед слушателями вставала правда жизни, правда эпохи. Мне могут сказать, что у нас нет ни эпидиаско­ па, ни фильмоскопа, и спросить; «Как быть?». Отвечу; в кабинете политического просвещения есть фильмоскопы и диафильмы. Можно также для убедительности занятий использовать ре­ продукции с картин известнь« художников, деу- гие наглядные пособия. Да, искусство своей убедительностью ■сильно воздействует на человека. И это нам, пропаган­ дистам и лекторам, следует широко использо­ вать. Приведу такой прюиер. ААне пришлось читать лекцию «Искусство и религия» на кожсырьевой базе. Я был предупрежден, что на ней будут присутствхлать две верукнцие женщины. Расска­ зал, как религия в далекие времена для укреп­ ления веры использова1ла искусство. Особо ос­ тановился на том, как художники, особенно рус­ ские (передвижники), поняв вред религии и что она является тормозом дальнейшего развития общества, стали бороться с ней средствами искусства. Затем спросил слушателей; «Правда ли, что главное в христианском учении—это то, что бог всеведущ, справедлив, добр, что обиженные, убогие являются самыми близкими ему?» Полу­ чив утве|едительный ответ от верующих, показал всем репродукцию с картины художника Пуки- рева «Неравный брак». Проанализировав ее, я на этом изображении жизненного случая, свиде­ телем которого был сам художник, доказал, что религия лицемерна, злобна, вредна. Ведь свя­ щенник именем бога\благословляет брак 70-лет­ него сановника с 17-летней бедной девушкой, благословляет аморальную сделку, куплю де­ вушки богатым стариком. Одна из верующих после этого ушла. А вто­ рая, оставшись, попросила еще раз показать ей репродукцию. На мой вопрос; «Бывало ли такое в жизни?» ответила: «Да. И священники та­ кие бывали». Мы еще долго беседовали о кар­ тине. Я был доволен тем, что мне удалось посеять сомнение в ее религиозных убеждениях. И в этом помогла простая, но убедительная ре­ продукция с картины замечательного художника, Д. Золотов, руководитель теоретического семинара по научному коммунизму культпросвет­ работников. Делают то, что нлезья делать в конце марта руководители стройучастка М? 7 позвонили председателю государственной* комиссии по приемке жилых до­ мов тов. Филякову. Тот в спеш­ ном порядке пригласил к себе членов комиссии и вместе с ни­ ми отправился осматривать дом 4 по улице Вермишева и детский комбинат в Соцгородке. Правда, вначале члены комис­ сии колебались; составлять акт о приемке этих обт>ектов или воздержаться. Дело в том, что здесь не подключен газ, терри­ тории вокруг дома, комбината как следует не благоустроены. ■— Все будет сделано, как только немного подсохнет, — говорили руководители строй­ участка. — Не подводите нас, мы же обещали в конце перво­ го квартала едать объекты в эксплуатацию. Короче говоря, комиссия под­ писала акт. Не медля ни одного дня, руководители стройучаст­ ка направили в инспектуру гос­ статистики отчет о том, что жилой дом сдан “для заселения. Больше месяца прошло е тех пор, но ни в одном из них не справили новоселья. Это возмутительный факт. И тов. Пуцко— начальник строй­ участка М1 7, и тов. Филяков, и члены комиссии делают то, что нельзя делать. И. Хмелев. В классный час Классный час в школе рабочей молодежи № 3 стал традицией. На нем выступают с докладами, проводятся беседы. Недавно классный час был посвящен В. И. Ленину. Одни уча­ щиеся смотрели кинофильм ‘ об Ильиче, а другие слушали речь- Владимира -Ильича, записанную на грампластинку. У девятикласс­ ников в гостях побывал старый коммунист М, Е. Курасилов. Он рассказал учащимся о том, что видел и слышал Ильича. Ф. Лупорев, преподаватель ШРМ № 3. .................... ........ - * У в о р о т Кръхяжа в Крымской области нача­ лось строительство крупного хи- ияческси'о предприятия новой пятилетки — завода двуокиси титана. Хотя ир(М1ышленных скопле­ ний титановых минералов в Крыму нет и пигментную дву- 01К«сь завод получит из привоз­ ного сырья, место д/‘Я строи­ тельства этого предприятия вы­ брано не случайно. В высохшие озера Сиваша будут сбрасы­ ваться вредные отходы произ­ водства. Известковые породы «гнилого моря», взаимодействуя с кислотными остатками, дадут плотный слой гипса, который нейтрализует их и полностью исключит просачивание в почву. Завод лвуокиси титана будет выпускать первоклассные бели­ ла, применяемые при изготовле­ нии резино-технических изделии светлой окраски, высококачест­ венных пластмасс для отдел­ ки автобусов, холодильников, стиральных машин. Крымский филиал украинско­ го проектного института «Гипро- град» закончил проектирование и выдал рабочие чертежи на за­ стройку первых двух микрорай­ онов будущего городка хими­ ков. Современный жилой мас­ сив с искусственными озерами и пляжами, плаварльными бас­ сейнами и парками раскинется на Перекопском перешейке вдоль трассы Северо-Крымского . кана­ ла. Архитекторами завершен также проект планировки жило­ го района для рабочих другой ноиостройки пятилетки — Крым­ ского содового завода. (АПЫ). Газетные статьи не успокаивали Ксению Василь­ евну, хотя в них и сообщалось о том, что дрейф в Белом море проходит нормально, а самочув­ ствие ученых хорошее — Что ты, мать, так трево­ жишься, — успокаива;!' жену Иван Семенович. — Если что... ведь не оставят же их. Помогут... Ксения Васильевна вздыхала, вспоминая газетные строки: «Груз сброшен. Теперь по очереди опускаются на льдину шестеро: начальник экспедиции Лев Алек­ сеевич Попов, ученые Юрий Ива­ нович Назаренко...» «Как ты там. Юра?»—спраши­ вала мать и зябко куталась в теплое одеяло, будто и в ее до­ ме дули злые северные ветры, а со всех сторон громоздились ле­ дяные торосы. Знает мать, чувствует, что в дрейф повела ее Юрия боль­ шая мечта, хотя, честно при­ знаться, не сразу и не совсем по­ няла, зачем сыну гренландские тюлени. С фотографий, прислан­ ных Ю ри^ , на нее смотрели симпатичные мохнатые рожицы с черными, как бусинки, глазами. Жаль, ко.чечно, что белько*в ста­ новится все меньше и меньше, и хорошо, что работа Юрия помо­ жет уве,дичить их число. Только,... И опять перед глазами матеря мелькают газетные стровси: «Дрейф в Белом море сущест­ венно отличается от дрейфа в Центральной Арктике. Из-за при­ ливов и отливов происходят ча­ стые сжатия однолетних льдов, с наступлением солнечных дней они быстро тают и разрушают­ ся. А сам Юрий писал письма, пол­ ные оптимизма. Послушаешь его, так лучше нигде не спится, как в десятиместяой утепленной палат­ ке. «Уже полмесяца, как мы дрейфуем на льдах чагерем. Жизнь проходит нормально; весь день на работе — собираем дан­ ные о жизни гренландского тю­ леня. Вечером всякая писанина и обработка. Берег вспоминаем только по той причине, что том есть баня. Вечером у нас горят •лектряческнй свет (есть дви­ жок), все время радио, газеты». И ни слова о трудностях, и именно потому, что он не гово­ рил о них, Ксения Васильевна узнавала своего сына. «Эх ты, ученый,— думала она.— Разве мать обманшь?». А сама вело- лесам и морям минала сына, такого родного и близкого, хоть уже давно, сразу после окончания пушного инсти­ тута, уехал он из родного дома. Ксения Васильевна н сейчас ПО.МНИТ разговор Юрия с отцом. — Куда назначение-то полу­ чил? — спросил Иван Семе.чович. — Предлагали Харьков, а вы­ брал Архангельск. Отец начал было упрекать, а Юрий лишь улыбался в ответ. — Пойми, меня Север тянет. ...И «утянул». Его нынешнее звание сразу и не выговоришь: старший научный сотрудник ла­ боратории морских млекопитаю- Ш'Ихся Северного отделения По- ЛЯШ10ГО институ'та. Где только не побывал Юрий за эти годы. Блуждал в лесах где-то возле Улаи-Удэ, был на Печоре, ходил в экспедицию на ледоколе «Дежнев», мерил шага­ ми Новую Землю, видел Норве­ гию. И отовсюду щмиылал фою- графи'и. Посмотришь на них и , пой­ мешь, как любит Юрий Ивано­ вич природу. Гнездо с утиными яйцами получилось необыкно- ВЫ1НО уютным, бельки, высунув­ шиеся из воды, походят на купа­ ющихся у берега моря, а чум далекого селения напом'ннаегг сказочную избушку. Большая любовь к природе по­ могла Юрию Назаренко стать ученым-биологом. Детство его прошло в смоленских лесах — там Иван Семенович строил до­ рогу Смоленск — Новгород, юность — на Дону. Из всех ув­ лечений самыми сильными бы­ ли рыбалка и охота. ...Дрейф уже окончился. Где-то плавают в море окольцованные Юрием и его товарищами грен­ ландские тюлени, и не знают, не ведают они о том, что позаботи­ лись о ооХра1ненш1 их плеягени советские люди. Верится, что если бы ельчане знали о то.ч, что в первой в мире дрейфующей биологической ла­ боратории трудится и наш зем­ ляк Юрий Назареико, они бы прислали Ивану Семеновичу и Ксении Васильевне такое же письмо, какое прислали им их знэ'южые: «Рады за Вашего сына. Разделяем Вашу гордость и очень радуемся, что Юрий уже имеет ученую степень. Эта Ваша заслуга в том, что сын вырос от­ личным человеком». А ведь и правда замечательно, что Юрий — наш земляк. Зна­ менательно и то, что вырос он в простой семье: отец его бухгал­ тер механического завода.мать—■ домохозяйка. Это ведь еше раз свидетельствует о том, что в на­ шей стране перед человеком от­ крыты все пути. Когда материал уже был подготовлен к печати, Иван Семенович На.заренко принес письмо Юрия —своеобразный отчет о дрейфе в Белом море. Вот что пишет Юрий Иванович: «Дрейф прошел в общем яормалыю, но приходилось переселять­ ся три раза, в том числе два — в аварийном порядке и экстренно. И даже один раз в три часа ночи во время пурги. Вот это было что-то похожее на оомаетику, хотя тогда нам было совсем не до воэвышешадго... | Питались по аркгическим нормам — 40СЮкалорий в день! В *а- латке было тепло —слали раздеваясь. Скоро надо будет собираться в Мурманск, а там снова в море. Только теперь уже *а пароходе». ^ На снимке; Ю. И. Назаренко. Э. Алексеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz