Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
ЛУЧШИЙ опыт ПРОПАГАНДЫ —ВСЕМ Техническим средствам-широкую дорогу Перед неми, пропагандистами, партйей постав лена задача улучшения и совершенствования ка чества лекций и собеседований на занятиях. А зтого можно добиться путем повышения идейно теоретического содержания каждого выступле ния и улучшения форм и методов пропаганды. Как же, каким образом повлиять на сознание слушателей, делая для них, как учил Ленин, из вестную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой? На своем опыте убедился, что применение тех нических средств значительно усиливает доход чивость, действенность лекций. Предпочтение отдаю эпидиаскопу, который помогает мне отразить на экране не только про зрачные изображения (диапозитивы), но и не прозрачные, как картины, диаграммы, схе.мы, притом непосредственно с учебных пособий, вы резок из газет, журналов. В настоящее время широкую дорогу на заня тия находит фильмоскоп. Применяю и я его. I НА СНИМКЕ: Д . ЗОЛОТОВ. Нужно также использовать и магнитофон. Гово ря, например, о создании нашего социалисти ческого государства, я использовал записан ную на ленту речь Владимира Ильича Лени на «Что такое советская власть», грамзапись ко торой имеется в нашем краеведческом музее. Мне хочется рассказать об одном из занятий в народном университете искусств. Тема его: «Творчество художника И. Е. Репина». Я поста вил цель; продолжить знакомство слушателей с выдающимися произведениямш русского изобра зительного искусства, рассказать о традициях ве ликих русских художников, их служении народу; раскрыть идейно-художественное значение про изведений И. Е. Релина, углубить представление о единстве содержания и формы произведения искусства. Знакомя слушателей с биографией Репина, я демонстрировал на фильмоскопе отдельные кадры диафильма, отражающие тот или иной этап его творчества. Затем остановился на значении творчества Ильи Ефимовича, его огромном влиянии на раз витие русского реалистического искусства. Близость художника к жизни народа, его глу бокое понимание социальных явлений дейсти - тельности, умение очень правдиво, художествен ными средствами передать главное, наиболее характерное и прогрессивное в современной ему действительности делают творчество Репина высокогуманным, демократичным и подлинно национальным. Для подтверждения сказанного остановился на его произведении «Бурлаки на Волге», которое вошло в золотой фонд мирового искусства, и продемонстрировал кадры, воспроизводящие эту картину. Все это сопровождалось рассказом. И перед слушателями вставала правда жизни, правда эпохи. Мне могут сказать, что у нас нет ни эпидиаско па, ни фильмоскопа, и спросить; «Как быть?». Отвечу; в кабинете политического просвещения есть фильмоскопы и диафильмы. Можно также для убедительности занятий использовать ре продукции с картин известнь« художников, деу- гие наглядные пособия. Да, искусство своей убедительностью ■сильно воздействует на человека. И это нам, пропаган дистам и лекторам, следует широко использо вать. Приведу такой прюиер. ААне пришлось читать лекцию «Искусство и религия» на кожсырьевой базе. Я был предупрежден, что на ней будут присутствхлать две верукнцие женщины. Расска зал, как религия в далекие времена для укреп ления веры использова1ла искусство. Особо ос тановился на том, как художники, особенно рус ские (передвижники), поняв вред религии и что она является тормозом дальнейшего развития общества, стали бороться с ней средствами искусства. Затем спросил слушателей; «Правда ли, что главное в христианском учении—это то, что бог всеведущ, справедлив, добр, что обиженные, убогие являются самыми близкими ему?» Полу чив утве|едительный ответ от верующих, показал всем репродукцию с картины художника Пуки- рева «Неравный брак». Проанализировав ее, я на этом изображении жизненного случая, свиде телем которого был сам художник, доказал, что религия лицемерна, злобна, вредна. Ведь свя щенник именем бога\благословляет брак 70-лет него сановника с 17-летней бедной девушкой, благословляет аморальную сделку, куплю де вушки богатым стариком. Одна из верующих после этого ушла. А вто рая, оставшись, попросила еще раз показать ей репродукцию. На мой вопрос; «Бывало ли такое в жизни?» ответила: «Да. И священники та кие бывали». Мы еще долго беседовали о кар тине. Я был доволен тем, что мне удалось посеять сомнение в ее религиозных убеждениях. И в этом помогла простая, но убедительная ре продукция с картины замечательного художника, Д. Золотов, руководитель теоретического семинара по научному коммунизму культпросвет работников. Делают то, что нлезья делать в конце марта руководители стройучастка М? 7 позвонили председателю государственной* комиссии по приемке жилых до мов тов. Филякову. Тот в спеш ном порядке пригласил к себе членов комиссии и вместе с ни ми отправился осматривать дом 4 по улице Вермишева и детский комбинат в Соцгородке. Правда, вначале члены комис сии колебались; составлять акт о приемке этих обт>ектов или воздержаться. Дело в том, что здесь не подключен газ, терри тории вокруг дома, комбината как следует не благоустроены. ■— Все будет сделано, как только немного подсохнет, — говорили руководители строй участка. — Не подводите нас, мы же обещали в конце перво го квартала едать объекты в эксплуатацию. Короче говоря, комиссия под писала акт. Не медля ни одного дня, руководители стройучаст ка направили в инспектуру гос статистики отчет о том, что жилой дом сдан “для заселения. Больше месяца прошло е тех пор, но ни в одном из них не справили новоселья. Это возмутительный факт. И тов. Пуцко— начальник строй участка М1 7, и тов. Филяков, и члены комиссии делают то, что нельзя делать. И. Хмелев. В классный час Классный час в школе рабочей молодежи № 3 стал традицией. На нем выступают с докладами, проводятся беседы. Недавно классный час был посвящен В. И. Ленину. Одни уча щиеся смотрели кинофильм ‘ об Ильиче, а другие слушали речь- Владимира -Ильича, записанную на грампластинку. У девятикласс ников в гостях побывал старый коммунист М, Е. Курасилов. Он рассказал учащимся о том, что видел и слышал Ильича. Ф. Лупорев, преподаватель ШРМ № 3. .................... ........ - * У в о р о т Кръхяжа в Крымской области нача лось строительство крупного хи- ияческси'о предприятия новой пятилетки — завода двуокиси титана. Хотя ир(М1ышленных скопле ний титановых минералов в Крыму нет и пигментную дву- 01К«сь завод получит из привоз ного сырья, место д/‘Я строи тельства этого предприятия вы брано не случайно. В высохшие озера Сиваша будут сбрасы ваться вредные отходы произ водства. Известковые породы «гнилого моря», взаимодействуя с кислотными остатками, дадут плотный слой гипса, который нейтрализует их и полностью исключит просачивание в почву. Завод лвуокиси титана будет выпускать первоклассные бели ла, применяемые при изготовле нии резино-технических изделии светлой окраски, высококачест венных пластмасс для отдел ки автобусов, холодильников, стиральных машин. Крымский филиал украинско го проектного института «Гипро- град» закончил проектирование и выдал рабочие чертежи на за стройку первых двух микрорай онов будущего городка хими ков. Современный жилой мас сив с искусственными озерами и пляжами, плаварльными бас сейнами и парками раскинется на Перекопском перешейке вдоль трассы Северо-Крымского . кана ла. Архитекторами завершен также проект планировки жило го района для рабочих другой ноиостройки пятилетки — Крым ского содового завода. (АПЫ). Газетные статьи не успокаивали Ксению Василь евну, хотя в них и сообщалось о том, что дрейф в Белом море проходит нормально, а самочув ствие ученых хорошее — Что ты, мать, так трево жишься, — успокаива;!' жену Иван Семенович. — Если что... ведь не оставят же их. Помогут... Ксения Васильевна вздыхала, вспоминая газетные строки: «Груз сброшен. Теперь по очереди опускаются на льдину шестеро: начальник экспедиции Лев Алек сеевич Попов, ученые Юрий Ива нович Назаренко...» «Как ты там. Юра?»—спраши вала мать и зябко куталась в теплое одеяло, будто и в ее до ме дули злые северные ветры, а со всех сторон громоздились ле дяные торосы. Знает мать, чувствует, что в дрейф повела ее Юрия боль шая мечта, хотя, честно при знаться, не сразу и не совсем по няла, зачем сыну гренландские тюлени. С фотографий, прислан ных Ю ри^ , на нее смотрели симпатичные мохнатые рожицы с черными, как бусинки, глазами. Жаль, ко.чечно, что белько*в ста новится все меньше и меньше, и хорошо, что работа Юрия помо жет уве,дичить их число. Только,... И опять перед глазами матеря мелькают газетные стровси: «Дрейф в Белом море сущест венно отличается от дрейфа в Центральной Арктике. Из-за при ливов и отливов происходят ча стые сжатия однолетних льдов, с наступлением солнечных дней они быстро тают и разрушают ся. А сам Юрий писал письма, пол ные оптимизма. Послушаешь его, так лучше нигде не спится, как в десятиместяой утепленной палат ке. «Уже полмесяца, как мы дрейфуем на льдах чагерем. Жизнь проходит нормально; весь день на работе — собираем дан ные о жизни гренландского тю леня. Вечером всякая писанина и обработка. Берег вспоминаем только по той причине, что том есть баня. Вечером у нас горят •лектряческнй свет (есть дви жок), все время радио, газеты». И ни слова о трудностях, и именно потому, что он не гово рил о них, Ксения Васильевна узнавала своего сына. «Эх ты, ученый,— думала она.— Разве мать обманшь?». А сама вело- лесам и морям минала сына, такого родного и близкого, хоть уже давно, сразу после окончания пушного инсти тута, уехал он из родного дома. Ксения Васильевна н сейчас ПО.МНИТ разговор Юрия с отцом. — Куда назначение-то полу чил? — спросил Иван Семе.чович. — Предлагали Харьков, а вы брал Архангельск. Отец начал было упрекать, а Юрий лишь улыбался в ответ. — Пойми, меня Север тянет. ...И «утянул». Его нынешнее звание сразу и не выговоришь: старший научный сотрудник ла боратории морских млекопитаю- Ш'Ихся Северного отделения По- ЛЯШ10ГО институ'та. Где только не побывал Юрий за эти годы. Блуждал в лесах где-то возле Улаи-Удэ, был на Печоре, ходил в экспедицию на ледоколе «Дежнев», мерил шага ми Новую Землю, видел Норве гию. И отовсюду щмиылал фою- графи'и. Посмотришь на них и , пой мешь, как любит Юрий Ивано вич природу. Гнездо с утиными яйцами получилось необыкно- ВЫ1НО уютным, бельки, высунув шиеся из воды, походят на купа ющихся у берега моря, а чум далекого селения напом'ннаегг сказочную избушку. Большая любовь к природе по могла Юрию Назаренко стать ученым-биологом. Детство его прошло в смоленских лесах — там Иван Семенович строил до рогу Смоленск — Новгород, юность — на Дону. Из всех ув лечений самыми сильными бы ли рыбалка и охота. ...Дрейф уже окончился. Где-то плавают в море окольцованные Юрием и его товарищами грен ландские тюлени, и не знают, не ведают они о том, что позаботи лись о ооХра1ненш1 их плеягени советские люди. Верится, что если бы ельчане знали о то.ч, что в первой в мире дрейфующей биологической ла боратории трудится и наш зем ляк Юрий Назареико, они бы прислали Ивану Семеновичу и Ксении Васильевне такое же письмо, какое прислали им их знэ'южые: «Рады за Вашего сына. Разделяем Вашу гордость и очень радуемся, что Юрий уже имеет ученую степень. Эта Ваша заслуга в том, что сын вырос от личным человеком». А ведь и правда замечательно, что Юрий — наш земляк. Зна менательно и то, что вырос он в простой семье: отец его бухгал тер механического завода.мать—■ домохозяйка. Это ведь еше раз свидетельствует о том, что в на шей стране перед человеком от крыты все пути. Когда материал уже был подготовлен к печати, Иван Семенович На.заренко принес письмо Юрия —своеобразный отчет о дрейфе в Белом море. Вот что пишет Юрий Иванович: «Дрейф прошел в общем яормалыю, но приходилось переселять ся три раза, в том числе два — в аварийном порядке и экстренно. И даже один раз в три часа ночи во время пурги. Вот это было что-то похожее на оомаетику, хотя тогда нам было совсем не до воэвышешадго... | Питались по аркгическим нормам — 40СЮкалорий в день! В *а- латке было тепло —слали раздеваясь. Скоро надо будет собираться в Мурманск, а там снова в море. Только теперь уже *а пароходе». ^ На снимке; Ю. И. Назаренко. Э. Алексеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz