Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Среди нашей молодежи иног­ да встречаются такие, кто очень недоброжелательно относится к Маяковскому. В каждом выпуск­ ном классе при объявлении те­ мы: «Творчество В. В. Маяков­ ского» приходится слышать: «Неинтересно, непонятный он». Спрашиваешь: «А что вы чита­ ли? Какие-произведения?», в от­ вет раздается: «Да ничего не читал, его и читать трудно»... В неведении и нежелании ра­ зобраться заключена основная причина неправильных сужде­ ний о великом поэте. Учащиеся, сами не читая и не зная Мая­ ковского, часто повторяют сло­ ва старших, которые тоже име­ ют о нем самые смутные пред­ ставления. Поэтому, приступая к изучению творчества Маяковско­ го, я всегда ставлю своей целью раскрыть духовную красоту по­ эта, показать его как стойкого борца, горячо преданного пар­ тии и народу. На урок приносятся портреты, фогографни, читаются воспоми­ нания современников и прежде всего стихи самого Маяковского, много стихов, проводится глубо­ кий их анализ — и вот уже он идет рядом с нами, «как живой с живкмн говоря». А учащиеся смеются над его сатирическими образами, восхищаются его ост­ роумием, гордятся тем. что «он не умел сгибаться дугою» и «весь отличался повадкой дру­ гою». вполне понимают, почему Маяковский себя «советским чув­ ствовал заводом, вырабатываю­ щим счастье». В этом году в одиннадцатых классах мы тоже не сразу при­ шли ко взаимопониманию в оценке В. Маяковского. Но вот закончена тема, подведены ито­ ги. Большая стопа тетрадей с сочинениями на тему: «Мое от­ ношение к Маяковскому» гово­ рит о том. что число друзей по­ эта значительно возросло. Очень многие .называют Мая­ ковского своим любимым поэ­ том. Надежда Ликомидова от­ кровенно признается, что до 11-го класса не любила и ие чи­ тала Маяковского, потому чте ие могла уловить рифмы в его стихах. Это вызывало досаду, и, как она пишет, «даже внешность поэта на портретах казалась не­ приятной». «Но. — продолжает Надя, — когда на уроках я уз­ нала о Маяковском, о его не­ легкой жизни, у меня появилось уважение к нему, и я удивля­ лась, рассматривая портреты Маяковского, как это я раньше не замечала, что в лице его вы- з г Е ЗАМ Е ТХ СЛ Ш Т М 1 Р А . Т 0 1 Р А . шли в его стихах то, что им осо­ бенно дорого: искреннюю любовь к родине, страстную непримири­ мость ко всему отвратительному, что мешает нам жить. «Патрио­ том, оптимистом, умеющим не только горячо любить жизнь, но и переделывать ее, остается в моей душе Маяковский», — ни- шет Галя Гаранина. Ей вторит Ира Сердюкова: «Очень часто мы обращаемся к его творчеству, чтобы найти от­ вет на самые злободневные воп- «Как чист, благороден и кра­ сив Маяковский в борьбе за но­ вого человека!»—восхищается Наташа Фуфаева. Ей вторит Юрий Пальчиков: «Мне нравит­ ся, что так резко и откровенно говорит Маяковский о всякой подлости, разоблачает мошенни­ ков, мещан, карьеристов, нена­ видит эксплуататорский строй». Ту же мысль выражает Галя Гордеева: «Читая сатирические стихи В. В. Маяковского, я за- ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ ражена большая духовная кра­ сота, и гордость, и мужество, и ум. Слушая стихи поэта, я вдруг начала понимать их боль­ шую содержательность, меня по­ разило умение поэта выражать глубокую мысль в нескольких словах, даже в одном слове». С признаний своей вины пе­ ред поэтом начинает свое сочи­ нение и Слава Орк;тн. В 8-м классе он даже «бунтовал» про­ тив Маяковского, не хотел его читать. «Сейчас, — пишет Сла­ ва,—чем больше я читаю Мая­ ковского, тем больше понимаю его. живу его чувствами и мыс­ лями. В Маяковском меня при­ влекает его искренность, непо­ средственное горячее участие во всех событиях повседневной жиз­ ни». Некоторые учащиеся расска­ зывают о том. что Маяковский вошел в их жизнь рано. «Мне полюбились уже в детстве,—пи­ шет Наташа Фуфаева. —близ­ кие и простые стихи Маяков­ ского, которые сразу запомина­ лись». Многие подчеркивают то. что еще малышами учились по стихам Маяковского понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Теперь юноши и девушки на- На механическом заводе с наступлением весны на ме­ ханическом заводе большое вни­ мание уделяется благоустройст­ ву территории. Активное уча­ стие в этом принимают работ­ ники заводоуправления. Более тридцати человек вышло на субботник, чтобы разбить цвет­ ник, спланировать дорожки в новом заводском сквере. Красиво будет летом и возле инструментального, литейного, экспериментального участков, коллективы которых также за­ нимаются озеленением приле­ гающей территории. 4: 4: * Полным ходом идет сооруже­ ние комбината бытового обслу­ живания на улице Орджоникид­ зе, которое ведется силами ме­ ханического завода. Строители обещали сдать помещение в мае, для чего за короткий срок пред­ стоит освоить 14 тысяч рублей. Задача серьезная, и, чтобы справиться с ней, работники от- де.ча капитального строитель­ ства не жалеют сил и энергия. Отличаются каменщик П. Шта­ бов, плотник В. Пантелеев, мо­ тористка М. Попова, подсобни­ ца К. Преснякова и другие. Скоро комбинат войдет в строй. В. Семенов. Наши чемпионы в нашем училище проведены спортивные соревнования. Чемпионами по баскетболу стали будущие помощники ма­ шинистов тепловозов. Хорошо показали себя Анатолий Мито- гуз, Александр Жмыхов, Вик­ тор Во.чков, которые входят в сборную команду училища. Вто­ рое место завоевали учащиеся группы № 3. В борьбе за первое место по волейболу эти команды поме­ нялись местами. Сильнейшими оказались связисты, а вторыми — тепловозники. В соревнованиях по стрельбе успех сопутствовал группе 2 . Очень меткими стрелками ока­ зались Борис Пастушков, Вик­ тор Носиков, Сергей Дронов, Михаил Алексеев. Эти ребята выполнили норматив Всесоюз­ ной классификации, и им будут присвоены соответствующие спортивные разряды по стрель­ бе. А. Меркулов, учащийся ГПТУ-1. 1 И Е Р Ы П Р И Н Я Т Ы в «красном знамени» была опубликована статья «ЗАТЯ­ НУВШАЯСЯ СТРОЙКА». В свя­ зи с этим секретарь партбюро ремстройуправления т. Воротын- цев сообщил редакции: «Выступ­ ление газеты обсуждалось на расширенном заседании партий­ ного бюро. Факты подтверди­ лись. В настоящее время работы по окончанию строительства па­ вильона на Центральном рынке ведутся с таким расчетом, что­ бы сдать объект в июне текуще­ го года». росы. Даже удивительно, как часто строки, написанные Мая­ ковским несколько десятилетий назад. кажутся сказанными совсем недавно». Ира подчерки­ вает, что все стихи поэта про­ никнуты горячим стремлением улучшить жизнь, поэтому, если их читать равнодушным голосом, они будут непонятны. Многие учащиеся пишут, что полюбили Маяковского за его страстную непримиримость, им нравится молодой задор его сти­ хов и активное стремление поэ­ та всегда быть «с теми, кто вышел строить и месть в сплош­ ной лихорадке будем». мечею многое, мимо чего рань­ ше могла бы пройти, не огля­ нувшись, я теперь вижу, сколько еще нужно исправлять и чистить, понимаю, как очень важны и сейчас такие стихи». А Нина Ту- ленинова откровенно признается, что стихи Маяковского стали для нее своеобразной моральной меркой: «Когда я читаю его сти­ хи, я спешу вспомнить, не сде­ лала ли я чего плохого, ие та­ ких ли, как я, ругает Маяков­ ский...» Говоря о художественном ма­ стерстве поэта, многие учащие­ ся признаются, что их пленяет железный строй его стихов, н «рифм отточенные пики», и его необыкновенная способность де­ лать слово «полководцем чело­ вечьей силы». Вопрос о непонятности уже не стоит. «Стихи Маяковского, по-мо«му, очень нетрудно пони­ мать, — пишет Виктор Баранов. — Слова, выражающие главный смысл, у него всегда выделены, иногда зарифмованы». Виктор ставит вопрос принципиально: «Маяковского стараются унизить и облить грязью те. кому стихи великого поэта мешают жить обывательской жизнью, кого они задевают». Миша Зайцев тоже замечает: «Говорить, что поэзия Маяков­ ского непонятна, значит быть недоброжелателем всей совет­ ской поэзии». Общее мнение старшеклассни­ ков о великом поэте, о том, за что они ценят его и восхищают­ ся им, выразила кратко и четко Валя Киселева: «Я люблю Маяковского за его открытый цельный характер, за его глубокие искренние чувства, за острый, меткий, лирический и всегда злободневный стих, за его целеустремленность, за то, что он не рассеялся по мелочам, а целиком отдал все свои силы, талант и энергию великому де­ лу борьбы за коммунизм». А. БИРЮКОВА, преподаватель средней школы № 21. И. ЗАХАРОВ, Э. ДОРОФЕЕВ КАК РАССТРЕЛЯЛИ ПЕСНЮ Чем хуже у фашистов было положение на фронтах, тем больше зверствовали они у се­ бя в тылу, немедленно казнили каждого подозрительного. По­ этому разведчики действовали особенно осторожно, стараясь не иметь при себе ничего, что могло бы указывать на их связь с нашей армией. Алексей Ершов был задер­ жан в районе Малоархангель- ска. При обыске у него нашли игральные карты. Худой обер- лейтенант разложил их на сто­ ле, осмотрел каждую; выслушал через переводчика рассказ Алексея — откуда и куда идет, —■видно было, что не поверил ни одному слову, собрал карты и что-то долго выговаривал пе­ реводчику. Алексей уловил только несколько раз повторен­ ное название Малоархангельска. Переводчик слушал, кивал го­ ловой, иногда бросал взгляд на Ершова, а потом произнес все­ го несколько слов: — Ты партизан и шпион. Те­ бя расстреляют, Обер-лейтенант кивнул сто­ явшему у двери пожилому, в очках, солдату, тот подошел и тронул Алексея за плечо.Ершов понял и направился к выходу. На улице пахло весной, с крыш наперегонки стучали ка­ пели, снег пожелтел, стал вяз­ ким, Они шли к околице, за ко­ торой виднелся ' лес. Алексей впереди, солдат—шагах в трех сзади с винтовкой наперевес. Позади заурчали моторы ма­ шин Видно, немцы собирались уезжать из деревин. Солдат ог­ лянулся, заторопился: — Шнель, шивль! Подтолкнул Алексея стволом, Начало в Ла Ка 6-1—69, 71—72. Документальная повесть повернул его в лощинку. И в этот момент Ершов вдруг по­ нял, что это конец, смерть. Все это время, пока они шли сюда, к лощине, он как-то не допу­ скал мысли, что и вправду ве­ дут на расстрел, все казалось, что-то случится, солдат куда- нибудь исчезнет, и он останется один под таким ясным небом и совсем горячим по-весеннему солнцем. Но ничего не случа­ лось, сзади торопливо топал не­ мец, подталкивал его стволом в спину, и долго так не могло про­ должаться. Алексей неожиданно вспомнил Елец, мать, подумал, что она ведь так и не узнает, куда пропал ее Алешка, а он останется в\ этой ложбинке... Останется ли? Ведь руки-то у него не связаны. Он оглянулся. Немец зло крикнул: — Шнель! И вдруг охнул, поскользнул­ ся, упал на колени. Алексей рванул винтовку из его ослабев­ ших рук, что есть силы ударил прикладом по каске и, не видя, что стало с солдатом, побежал по ложбинке к лесу. А в этот же день, только ут­ ром рано, когда еще солнце не успело растопить ледок и не было слышно капели, по улице Малоархангельска, небольшого городка на Орловщине, вели на расстрел двух ребят и одну де­ вушку. Они были тоже из Ель­ ца, тоже являлись комсомоль- цами-разведчиками, но ни нем­ цы, ни жители, видевшие ребят перед смертью, не узнали их имен й фамилий. Не знаем это­ го и мы. Девушка шла впереди, она была -небольшая и стройная. Ребята шагали позади нее. А кругом немцы с автоматами, по­ лицаи с винтовками. Городок просыпался, и жители его смот­ рели на эту процессию из окон, из калиток. Девушка оглянулась на ре­ бят. И вдруг звонко запела: Орленок, орленок, взлети выше солнца И землю с высот огляди... Ребята ускорили шаг, порав­ нялись с ней, подхватили: Орленок, орленок, мой верный товарищ. Ты видишь, что я уцелел. — Молчать! — забегая впе­ ред, кричали полицаи, — мол­ чать! А песня неслась над городом, и люди выходили на улицу, их становилось все больше, и нем­ цы уже с тревогой оглядыва­ лись на них, спешили, подталки­ вали ребят прикладами. Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел. Рыжий полицай ударил девуш­ ку, парень отшвырнул его пле­ чом. Его начали бить по голове. Но песня не смолкала: Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет. Перед расстрелом. Рис. А. Хальзова. Женщины у ка­ литок плакали. А трое комсомоль­ цев шли, гордо подняв головы, и пели, глядя в далекое небо и белый простор полей, и только на окраине Ма- лоархангельс к а автоматные оче­ реди оборвали их песню. Там они и похороне­ ны. Пока мы не смогли устано­ вить, кто были эти юные ель- чане - разведчи­ ки. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz