Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Среди нашей молодежи иног да встречаются такие, кто очень недоброжелательно относится к Маяковскому. В каждом выпуск ном классе при объявлении те мы: «Творчество В. В. Маяков ского» приходится слышать: «Неинтересно, непонятный он». Спрашиваешь: «А что вы чита ли? Какие-произведения?», в от вет раздается: «Да ничего не читал, его и читать трудно»... В неведении и нежелании ра зобраться заключена основная причина неправильных сужде ний о великом поэте. Учащиеся, сами не читая и не зная Мая ковского, часто повторяют сло ва старших, которые тоже име ют о нем самые смутные пред ставления. Поэтому, приступая к изучению творчества Маяковско го, я всегда ставлю своей целью раскрыть духовную красоту по эта, показать его как стойкого борца, горячо преданного пар тии и народу. На урок приносятся портреты, фогографни, читаются воспоми нания современников и прежде всего стихи самого Маяковского, много стихов, проводится глубо кий их анализ — и вот уже он идет рядом с нами, «как живой с живкмн говоря». А учащиеся смеются над его сатирическими образами, восхищаются его ост роумием, гордятся тем. что «он не умел сгибаться дугою» и «весь отличался повадкой дру гою». вполне понимают, почему Маяковский себя «советским чув ствовал заводом, вырабатываю щим счастье». В этом году в одиннадцатых классах мы тоже не сразу при шли ко взаимопониманию в оценке В. Маяковского. Но вот закончена тема, подведены ито ги. Большая стопа тетрадей с сочинениями на тему: «Мое от ношение к Маяковскому» гово рит о том. что число друзей по эта значительно возросло. Очень многие .называют Мая ковского своим любимым поэ том. Надежда Ликомидова от кровенно признается, что до 11-го класса не любила и ие чи тала Маяковского, потому чте ие могла уловить рифмы в его стихах. Это вызывало досаду, и, как она пишет, «даже внешность поэта на портретах казалась не приятной». «Но. — продолжает Надя, — когда на уроках я уз нала о Маяковском, о его не легкой жизни, у меня появилось уважение к нему, и я удивля лась, рассматривая портреты Маяковского, как это я раньше не замечала, что в лице его вы- з г Е ЗАМ Е ТХ СЛ Ш Т М 1 Р А . Т 0 1 Р А . шли в его стихах то, что им осо бенно дорого: искреннюю любовь к родине, страстную непримири мость ко всему отвратительному, что мешает нам жить. «Патрио том, оптимистом, умеющим не только горячо любить жизнь, но и переделывать ее, остается в моей душе Маяковский», — ни- шет Галя Гаранина. Ей вторит Ира Сердюкова: «Очень часто мы обращаемся к его творчеству, чтобы найти от вет на самые злободневные воп- «Как чист, благороден и кра сив Маяковский в борьбе за но вого человека!»—восхищается Наташа Фуфаева. Ей вторит Юрий Пальчиков: «Мне нравит ся, что так резко и откровенно говорит Маяковский о всякой подлости, разоблачает мошенни ков, мещан, карьеристов, нена видит эксплуататорский строй». Ту же мысль выражает Галя Гордеева: «Читая сатирические стихи В. В. Маяковского, я за- ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ ражена большая духовная кра сота, и гордость, и мужество, и ум. Слушая стихи поэта, я вдруг начала понимать их боль шую содержательность, меня по разило умение поэта выражать глубокую мысль в нескольких словах, даже в одном слове». С признаний своей вины пе ред поэтом начинает свое сочи нение и Слава Орк;тн. В 8-м классе он даже «бунтовал» про тив Маяковского, не хотел его читать. «Сейчас, — пишет Сла ва,—чем больше я читаю Мая ковского, тем больше понимаю его. живу его чувствами и мыс лями. В Маяковском меня при влекает его искренность, непо средственное горячее участие во всех событиях повседневной жиз ни». Некоторые учащиеся расска зывают о том. что Маяковский вошел в их жизнь рано. «Мне полюбились уже в детстве,—пи шет Наташа Фуфаева. —близ кие и простые стихи Маяков ского, которые сразу запомина лись». Многие подчеркивают то. что еще малышами учились по стихам Маяковского понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Теперь юноши и девушки на- На механическом заводе с наступлением весны на ме ханическом заводе большое вни мание уделяется благоустройст ву территории. Активное уча стие в этом принимают работ ники заводоуправления. Более тридцати человек вышло на субботник, чтобы разбить цвет ник, спланировать дорожки в новом заводском сквере. Красиво будет летом и возле инструментального, литейного, экспериментального участков, коллективы которых также за нимаются озеленением приле гающей территории. 4: 4: * Полным ходом идет сооруже ние комбината бытового обслу живания на улице Орджоникид зе, которое ведется силами ме ханического завода. Строители обещали сдать помещение в мае, для чего за короткий срок пред стоит освоить 14 тысяч рублей. Задача серьезная, и, чтобы справиться с ней, работники от- де.ча капитального строитель ства не жалеют сил и энергия. Отличаются каменщик П. Шта бов, плотник В. Пантелеев, мо тористка М. Попова, подсобни ца К. Преснякова и другие. Скоро комбинат войдет в строй. В. Семенов. Наши чемпионы в нашем училище проведены спортивные соревнования. Чемпионами по баскетболу стали будущие помощники ма шинистов тепловозов. Хорошо показали себя Анатолий Мито- гуз, Александр Жмыхов, Вик тор Во.чков, которые входят в сборную команду училища. Вто рое место завоевали учащиеся группы № 3. В борьбе за первое место по волейболу эти команды поме нялись местами. Сильнейшими оказались связисты, а вторыми — тепловозники. В соревнованиях по стрельбе успех сопутствовал группе 2 . Очень меткими стрелками ока зались Борис Пастушков, Вик тор Носиков, Сергей Дронов, Михаил Алексеев. Эти ребята выполнили норматив Всесоюз ной классификации, и им будут присвоены соответствующие спортивные разряды по стрель бе. А. Меркулов, учащийся ГПТУ-1. 1 И Е Р Ы П Р И Н Я Т Ы в «красном знамени» была опубликована статья «ЗАТЯ НУВШАЯСЯ СТРОЙКА». В свя зи с этим секретарь партбюро ремстройуправления т. Воротын- цев сообщил редакции: «Выступ ление газеты обсуждалось на расширенном заседании партий ного бюро. Факты подтверди лись. В настоящее время работы по окончанию строительства па вильона на Центральном рынке ведутся с таким расчетом, что бы сдать объект в июне текуще го года». росы. Даже удивительно, как часто строки, написанные Мая ковским несколько десятилетий назад. кажутся сказанными совсем недавно». Ира подчерки вает, что все стихи поэта про никнуты горячим стремлением улучшить жизнь, поэтому, если их читать равнодушным голосом, они будут непонятны. Многие учащиеся пишут, что полюбили Маяковского за его страстную непримиримость, им нравится молодой задор его сти хов и активное стремление поэ та всегда быть «с теми, кто вышел строить и месть в сплош ной лихорадке будем». мечею многое, мимо чего рань ше могла бы пройти, не огля нувшись, я теперь вижу, сколько еще нужно исправлять и чистить, понимаю, как очень важны и сейчас такие стихи». А Нина Ту- ленинова откровенно признается, что стихи Маяковского стали для нее своеобразной моральной меркой: «Когда я читаю его сти хи, я спешу вспомнить, не сде лала ли я чего плохого, ие та ких ли, как я, ругает Маяков ский...» Говоря о художественном ма стерстве поэта, многие учащие ся признаются, что их пленяет железный строй его стихов, н «рифм отточенные пики», и его необыкновенная способность де лать слово «полководцем чело вечьей силы». Вопрос о непонятности уже не стоит. «Стихи Маяковского, по-мо«му, очень нетрудно пони мать, — пишет Виктор Баранов. — Слова, выражающие главный смысл, у него всегда выделены, иногда зарифмованы». Виктор ставит вопрос принципиально: «Маяковского стараются унизить и облить грязью те. кому стихи великого поэта мешают жить обывательской жизнью, кого они задевают». Миша Зайцев тоже замечает: «Говорить, что поэзия Маяков ского непонятна, значит быть недоброжелателем всей совет ской поэзии». Общее мнение старшеклассни ков о великом поэте, о том, за что они ценят его и восхищают ся им, выразила кратко и четко Валя Киселева: «Я люблю Маяковского за его открытый цельный характер, за его глубокие искренние чувства, за острый, меткий, лирический и всегда злободневный стих, за его целеустремленность, за то, что он не рассеялся по мелочам, а целиком отдал все свои силы, талант и энергию великому де лу борьбы за коммунизм». А. БИРЮКОВА, преподаватель средней школы № 21. И. ЗАХАРОВ, Э. ДОРОФЕЕВ КАК РАССТРЕЛЯЛИ ПЕСНЮ Чем хуже у фашистов было положение на фронтах, тем больше зверствовали они у се бя в тылу, немедленно казнили каждого подозрительного. По этому разведчики действовали особенно осторожно, стараясь не иметь при себе ничего, что могло бы указывать на их связь с нашей армией. Алексей Ершов был задер жан в районе Малоархангель- ска. При обыске у него нашли игральные карты. Худой обер- лейтенант разложил их на сто ле, осмотрел каждую; выслушал через переводчика рассказ Алексея — откуда и куда идет, —■видно было, что не поверил ни одному слову, собрал карты и что-то долго выговаривал пе реводчику. Алексей уловил только несколько раз повторен ное название Малоархангельска. Переводчик слушал, кивал го ловой, иногда бросал взгляд на Ершова, а потом произнес все го несколько слов: — Ты партизан и шпион. Те бя расстреляют, Обер-лейтенант кивнул сто явшему у двери пожилому, в очках, солдату, тот подошел и тронул Алексея за плечо.Ершов понял и направился к выходу. На улице пахло весной, с крыш наперегонки стучали ка пели, снег пожелтел, стал вяз ким, Они шли к околице, за ко торой виднелся ' лес. Алексей впереди, солдат—шагах в трех сзади с винтовкой наперевес. Позади заурчали моторы ма шин Видно, немцы собирались уезжать из деревин. Солдат ог лянулся, заторопился: — Шнель, шивль! Подтолкнул Алексея стволом, Начало в Ла Ка 6-1—69, 71—72. Документальная повесть повернул его в лощинку. И в этот момент Ершов вдруг по нял, что это конец, смерть. Все это время, пока они шли сюда, к лощине, он как-то не допу скал мысли, что и вправду ве дут на расстрел, все казалось, что-то случится, солдат куда- нибудь исчезнет, и он останется один под таким ясным небом и совсем горячим по-весеннему солнцем. Но ничего не случа лось, сзади торопливо топал не мец, подталкивал его стволом в спину, и долго так не могло про должаться. Алексей неожиданно вспомнил Елец, мать, подумал, что она ведь так и не узнает, куда пропал ее Алешка, а он останется в\ этой ложбинке... Останется ли? Ведь руки-то у него не связаны. Он оглянулся. Немец зло крикнул: — Шнель! И вдруг охнул, поскользнул ся, упал на колени. Алексей рванул винтовку из его ослабев ших рук, что есть силы ударил прикладом по каске и, не видя, что стало с солдатом, побежал по ложбинке к лесу. А в этот же день, только ут ром рано, когда еще солнце не успело растопить ледок и не было слышно капели, по улице Малоархангельска, небольшого городка на Орловщине, вели на расстрел двух ребят и одну де вушку. Они были тоже из Ель ца, тоже являлись комсомоль- цами-разведчиками, но ни нем цы, ни жители, видевшие ребят перед смертью, не узнали их имен й фамилий. Не знаем это го и мы. Девушка шла впереди, она была -небольшая и стройная. Ребята шагали позади нее. А кругом немцы с автоматами, по лицаи с винтовками. Городок просыпался, и жители его смот рели на эту процессию из окон, из калиток. Девушка оглянулась на ре бят. И вдруг звонко запела: Орленок, орленок, взлети выше солнца И землю с высот огляди... Ребята ускорили шаг, порав нялись с ней, подхватили: Орленок, орленок, мой верный товарищ. Ты видишь, что я уцелел. — Молчать! — забегая впе ред, кричали полицаи, — мол чать! А песня неслась над городом, и люди выходили на улицу, их становилось все больше, и нем цы уже с тревогой оглядыва лись на них, спешили, подталки вали ребят прикладами. Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел. Рыжий полицай ударил девуш ку, парень отшвырнул его пле чом. Его начали бить по голове. Но песня не смолкала: Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет. Перед расстрелом. Рис. А. Хальзова. Женщины у ка литок плакали. А трое комсомоль цев шли, гордо подняв головы, и пели, глядя в далекое небо и белый простор полей, и только на окраине Ма- лоархангельс к а автоматные оче реди оборвали их песню. Там они и похороне ны. Пока мы не смогли устано вить, кто были эти юные ель- чане - разведчи ки. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz