Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Умело использовать наглядные пособия Большое значение в политиче­ ском просвещемии имеет мето­ дика пропаганды. Она, как из­ вестно, складывается из проду­ манной подготовки к занятиям, коммунистической убежденно- стя и страстности; стремлений пропагандиста обеспечить слу­ шателей необходимой учебной, справочной литературой, нагляд­ ными пособиями; умелого ис­ пользования цифро'вых и факти­ ческих материалов для конкрет­ ного анализа обстановки, экояо- м««и, для нз 5 ^но - правильных выводов экономической и обще­ ственной жизни. Последнее име­ ет огромное значение для об­ щественной и производственной деятельности людей, для сосре­ доточения их внимания на глав­ ном. Все это я учитываю и исполь­ зую в практической работе со слушателями. В самом деле, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Без конкретного цифрового ма­ териала, например, невозможно судить о работе предприятия,'об эффективности трудовых затрат и т. д. Об этом наглядный при­ мер дают изготовленные мною или слушателями таблицы, ди­ аграммы, в которых отражены результаты деятельности завода, города, области. А это помогает теснее увязывать .теорию с жизнью, задачами коллектива. Е. ТЕРЕХОВ, руководитель школы основ марксизма - ленинизма ликеро-водочного завода нацеливать слушателей на ис­ пользование резервов, изжитие недостатков. Табл!ицы, например, позволя­ ют сосредоточивать внимание слушателей на работе предприя­ тия, цеха с тем, чтобы мобили­ зовать слушателей на активный поиск повышения производитель­ ности труда, на борьбу с пере­ житками старого, с нерадивым отношением к делу, простоями оборудования и т. д. Добиваюсь, чтобы слушатели в процессе учебы, особенно во время собеседования, излагали материал, подкрепляя его циф­ ровыми и фактическими данны­ ми, используя наглядные посо­ бия. Все это оживляет занятия. Люди сопоставляют факты, оце­ нивают их, докапываются до истины. Так, изучая первую и после­ дующие темы по истории КПСС, я использовал диаграмму «Рост международного коммунистиче­ ского движения». А это застав­ ляло слушателей вдумываться в факты не только вчерашней, но и сегодняшней жизни. Они не просто излагали факты, переска- С а м о с т о я т е л ь н о работать над книгой Н. ДЕМИДОВА, РЗжоводитель школы основ марксизма-ленинизма при детском доме ☆ В школе одяннадцать слуша­ телей. Состав их неоднородный и подготовка различная. Первое семинарское занятие показало, что не все из них уме­ ют самостоятельно работать над книгой. Некоторые добросовест­ но, слово в слово, переписывали рекомендованные первоисточни­ ки. &ТО натолкнуло меня на мысль поиятереооваться, как слушатели работают с книгой. Выяснилось, что многие не уме­ ют анализировать прочитанное, выделить главные моменты. Решила провести конспекти­ рование во время одного из за­ нятий. Готовилась основатель­ но. Рассказала, как Владимир Ильич Ленин и Надежда Кон­ стантиновна Крупская работа­ ли над книгой. Это было поучи­ тельным. Привела советы, которые ре­ комендовал слушателям Сверд­ ловского университета Владимир Ильич: «Непонятное на первый раз при чтении, будет понятно при повторном чтении, или когда -(1 вы подойдете к вопросу с не­ сколько иной стороны». Указала и аа то, что Ленин применял систему пометок. Он, например, отмечал наиболее интересующие его места карандашом. Поучительными были и советы Надежды Константиновны Круп­ ской: «Надо записывать,— гово­ рила она,—только самое необ­ ходимое, главное, записывать четко и наглядно». Затем познакомила слушате­ лей с методами чтения и кон- спе 1 ^тирования. Мы прочли вслух раздел из главы «Истории КПСС» «II съезд РСДРП. Воз­ никновение партии большев.и- ков». Составили план и записа­ ли его на доске. Получилось че­ тыре вопроса. Потом слушателя законспектировали этот раздел. Разумеется, что не все сразу научились составлять план, вы­ брать главное, писать конспект. Потом еще и не раз беседовала со слушателями на эту тему. Привлекла к оказанию помощи малоопытным наиболее подгото­ вленных товарищей. При конспектировании перво- источвиков встречались незнако­ мые слова. Начала учить людей работать со словарем. При подготовке к занятиям рекомендую слушателям, помимо учебника, превоисточников, ис­ пользовать художественную ли­ тературу, статьи в партийных журналах. Все это позволяет лучше осмыслить материал, обо­ гащать занятия, активизировать слушателей. Так, например, по теме: «Борьба партия за побе­ ду социализма в СССР» очень интересно выступила т. Внуко­ ва. Она, рассказывая о курсе партии на коллективизацию сельского хозяйства, широко ис­ пользовала книгу М. Шолохова «Поднятая целина». Мы занимаемся изучением во­ просов партстроительства. Обыч­ но слушатели готовятся к со­ беседованиям самостоятельно, изучая и конспектируя литера­ туру. И надо сказать, что эти со- ^тедования проходят очень ак­ тивно, интересно, с пользой и для слушателей и меня. / зывали материал учебника, но рассуждали, анализировали. Ярко иллюстрировал рассказ по распаду колониальной оисте- мы цифровым материалом, ис­ пользуя заранее изготовленную таблицу. Действ 1 итвльно, нака­ нуне второй мнровой войны ко­ лонии занимали 31,2 процента территория земного шара. В них жила почти треть всего населе­ ния земли. А сейчас? Сейчас они составляют лишь около 6 процентов территории и прожи­ вает в них немногим более од­ ного процента населения нашей планеты. И это также нагляд­ но представили слушатели, по­ знакомившись с картой При изучении тем, в которых рассказывалось о росте, укреп­ лении и развитии сои'иализма, социалистической экономики, о преимуществах социализма пе- рюд капитализмом, широко ис­ пользовал справочную литерату­ ру, которая показывала динами­ ку роста нашей экономики. Огромное значение имеют со­ общения ЦСУ. Как-то на занятиях завязался разговор о жизни в буржуазных странах, о рекламируемом импе­ риалистической пропагандой «американском образе жизни». Я, используя цифры и факты, разоблачил мнимое благополучие трудящихся США. Сам прези­ дент Джонсон признал, что в стране 5 миллионов безработ­ ных. А ведь у каждого семья в три—четыре и более человек. Предложил слушателям опреде­ лить количество людей, обречен­ ных на нищету (5x4 = 20). Двадцать миллионов! Это каж­ дый пятый американец зажат в тиски нищеты и голода, живет без какой-либо надежды на бу­ дущее. Так сами слушатели доко­ пались до истины, разобрались, где реклама, а где суровая прав­ да американской действительно­ сти. По таблице «Средняя продол­ жительность рабочей недели» было доказано, что в СССР са­ мый короткий рабочий день в мире. Цифры и факты надо брать основные, отражающие ход со­ бытий, и только после тщатель­ ной проверки их достоверности, сопоставления о другими дово­ дить до слушателей. В. И. Ленин предупреждал нас об опасности произвольного выбора фактов, вне их объектив.ной исторической среды, связи и взаимозав.исимо- сти. Великая история нашего на­ рода, наша славная социали­ стическая действительность, пов­ седневная жизнь трудящихся, создающих материально - техни­ ческую базу коммунизма, слу­ жат надежным и прочным фун­ даментом для наступательной пропаганды. На верхнем снимке: выступает пропагандист Е. ТЕРЕХОВ, ва нижнем — руководитель политшколы кожоБеаного завода Н. СУ­ РИКОВ знакомится е литературой, выставлеяиой на стенде «На­ учные основы партийной пропаганды». Фото А. БОЕВА. Это ожвиляет занятие г. АТАМАНОВА, руководитель комсомольского кружка комбината художественных промыслов ☆ Пропагандист я молодой. Опыт приходил ко мне во вре­ мя занятий. Много думала, как о первого дня учебы увлечь лю­ дей, как построить работу, что­ бы она оставила в сознании слу­ шателей добрый след. К первому занятию готови­ лась основательно, прочла гору литературы. Составила конспект. Наметила план выступления. Но почувствовала, что не до всех слушателей дошел изложенный мною материал. Вновь задумалась. Что инте­ ресует моих слушателей? Как достичь доступности, ясности, живости изложения? Как рас­ сказать просто о сложном? Как воздействовать не только на со­ знание, но и на чувства людей? Много полезного мне дает по­ сещение семинаров, на которых опытом делятся лучшие пропа­ гандисты. Я как бы заглядываю в лабораторию их мастерства. Мои слушатели — это работ­ ницы, много занятые домашни­ ми делами. И час, кото-рый отве­ ден на занятия, надо максималь­ но заполнить, чтобы дать им глу­ бокие знания. Изучила их интересы и при­ шла к выводу, что художествен­ ная литература, умело подобран­ ные примеры из нее помогут мне увлечь людей, оживить беседу, занятия. Например, доказать и разъяс- вить развитие общественного прогресса в нашей стране мне помог рассказ А. М. Горького «Страсти - мордаста». Я поре- комендоваЛ 1 Э его прочитать всем слушателям. А затем на заняти­ ях завязала разговор о положе- вии женщины-матери, детей до революции. Тяжелое социальное положе­ ние женщины-матери подрыва­ ло их здоровье. Вечным спутни­ ком были болезни. Они уносили тысячи в могилу, делали людей инвалидами. На занятии завязался живой разговор о положения женщины в нашей советской стране. Спросила своих слушателынии о их жизни. Они ответили, что все одеты, обуты, живут в хо­ роших квартирах. На вопрос: «У кого дета боле­ ют полиомиелитом?», ответили, что не болеют. Почти у всех де­ ти находятся в яслях, детсадах и т.д. Так, рассказ великого проле­ тарского писателя создал слу­ шателям определенный настрой, завладел их внимаиием и сделал мою беседу я 1 ркой и убедитель­ ной. Художественная литература — мой верный помощник в прове­ дении занятий. ■пгаяшшвааааапа РЕКОМЕНДАЦИИ НАПио-шонитков конФЕРенаив в нынешних условиях, когда партия решает большие политичес­ кие и экономические задачи, обязанностью каждого пропагандис­ та 5гал5ются идти в ногу с жизнью, овладевать великой теорией марксизма-ленинизма, вырабатывать в себе большевистскую идей­ ность и принципиальность, умение поддерживать все новое, пе­ редовое, проявлять нетерпимость к косности и рутине. Вместе с тем необходимо постоянно овладевать научными основами пар­ тийной пропаганды, добиваться того, чтобы разъяснения идей мар­ ксизма-ленинизма, теории и практики коммунистического строи­ тельства доходили до ума и сердца каждого советского человека, будили в нем светлые и благородные чувства, поднимали на борь­ бу за претворение в жизнь решений XXIII съезда КПСС, Для чего необходимо; ф Повысить идейно-теоретический уровень занятий в школах и семинарах системы партийной учебы. Постоянно совершенство­ вать пропагандистское мастерство, а именно, методику органи­ зации самостоятельной работы слушателей с первоисточниками. документаАли партии и правительства и другой политическом ли­ тературой; подготовки и провед»*ия теоретических собеседова­ ний в школах основ марксизма-ленинизма и семинарах; подготовг ми и проведения бесед в начальньпс политических школах; дачи практических заданий слушателям, 9 Чаще практиковать на зтятиях выступления участников исто­ рических событий, лучших производственников, коллективные по­ сещения музеев, выставок, предприятий, коллективные просмотры кинофильмов, диафильмов на пленке и на стекле, записей на прам- пластимке речей В. И. Ленина и т. д. ф Пропагандистам школ основ мэрксизма-лениниэма и семи­ наров соверщенствовать навыки слушателей продуктивной само­ стоятельной работы над книгой. ф Пропагандистам начальных политических школ систематичес­ ки вырабатывать у слушателей умение самостоятельной работы над книгой, фНа -занятиях умело использовать наглядные пособия, теошиче- ские средства пропаганды, историческую, мемуарную и художест­ венную литературу. ф Кабинетам политического просвещения горкома КПСС и на общественных началах (заводов элементного, «Проокектор- ные угли» и гидроаппаратуры) оказывать максимальную помощь прРпагандистам в овладении методикой партийной пропаганды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz