Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Умело использовать наглядные пособия Большое значение в политиче ском просвещемии имеет мето дика пропаганды. Она, как из вестно, складывается из проду манной подготовки к занятиям, коммунистической убежденно- стя и страстности; стремлений пропагандиста обеспечить слу шателей необходимой учебной, справочной литературой, нагляд ными пособиями; умелого ис пользования цифро'вых и факти ческих материалов для конкрет ного анализа обстановки, экояо- м««и, для нз 5 ^но - правильных выводов экономической и обще ственной жизни. Последнее име ет огромное значение для об щественной и производственной деятельности людей, для сосре доточения их внимания на глав ном. Все это я учитываю и исполь зую в практической работе со слушателями. В самом деле, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Без конкретного цифрового ма териала, например, невозможно судить о работе предприятия,'об эффективности трудовых затрат и т. д. Об этом наглядный при мер дают изготовленные мною или слушателями таблицы, ди аграммы, в которых отражены результаты деятельности завода, города, области. А это помогает теснее увязывать .теорию с жизнью, задачами коллектива. Е. ТЕРЕХОВ, руководитель школы основ марксизма - ленинизма ликеро-водочного завода нацеливать слушателей на ис пользование резервов, изжитие недостатков. Табл!ицы, например, позволя ют сосредоточивать внимание слушателей на работе предприя тия, цеха с тем, чтобы мобили зовать слушателей на активный поиск повышения производитель ности труда, на борьбу с пере житками старого, с нерадивым отношением к делу, простоями оборудования и т. д. Добиваюсь, чтобы слушатели в процессе учебы, особенно во время собеседования, излагали материал, подкрепляя его циф ровыми и фактическими данны ми, используя наглядные посо бия. Все это оживляет занятия. Люди сопоставляют факты, оце нивают их, докапываются до истины. Так, изучая первую и после дующие темы по истории КПСС, я использовал диаграмму «Рост международного коммунистиче ского движения». А это застав ляло слушателей вдумываться в факты не только вчерашней, но и сегодняшней жизни. Они не просто излагали факты, переска- С а м о с т о я т е л ь н о работать над книгой Н. ДЕМИДОВА, РЗжоводитель школы основ марксизма-ленинизма при детском доме ☆ В школе одяннадцать слуша телей. Состав их неоднородный и подготовка различная. Первое семинарское занятие показало, что не все из них уме ют самостоятельно работать над книгой. Некоторые добросовест но, слово в слово, переписывали рекомендованные первоисточни ки. &ТО натолкнуло меня на мысль поиятереооваться, как слушатели работают с книгой. Выяснилось, что многие не уме ют анализировать прочитанное, выделить главные моменты. Решила провести конспекти рование во время одного из за нятий. Готовилась основатель но. Рассказала, как Владимир Ильич Ленин и Надежда Кон стантиновна Крупская работа ли над книгой. Это было поучи тельным. Привела советы, которые ре комендовал слушателям Сверд ловского университета Владимир Ильич: «Непонятное на первый раз при чтении, будет понятно при повторном чтении, или когда -(1 вы подойдете к вопросу с не сколько иной стороны». Указала и аа то, что Ленин применял систему пометок. Он, например, отмечал наиболее интересующие его места карандашом. Поучительными были и советы Надежды Константиновны Круп ской: «Надо записывать,— гово рила она,—только самое необ ходимое, главное, записывать четко и наглядно». Затем познакомила слушате лей с методами чтения и кон- спе 1 ^тирования. Мы прочли вслух раздел из главы «Истории КПСС» «II съезд РСДРП. Воз никновение партии большев.и- ков». Составили план и записа ли его на доске. Получилось че тыре вопроса. Потом слушателя законспектировали этот раздел. Разумеется, что не все сразу научились составлять план, вы брать главное, писать конспект. Потом еще и не раз беседовала со слушателями на эту тему. Привлекла к оказанию помощи малоопытным наиболее подгото вленных товарищей. При конспектировании перво- источвиков встречались незнако мые слова. Начала учить людей работать со словарем. При подготовке к занятиям рекомендую слушателям, помимо учебника, превоисточников, ис пользовать художественную ли тературу, статьи в партийных журналах. Все это позволяет лучше осмыслить материал, обо гащать занятия, активизировать слушателей. Так, например, по теме: «Борьба партия за побе ду социализма в СССР» очень интересно выступила т. Внуко ва. Она, рассказывая о курсе партии на коллективизацию сельского хозяйства, широко ис пользовала книгу М. Шолохова «Поднятая целина». Мы занимаемся изучением во просов партстроительства. Обыч но слушатели готовятся к со беседованиям самостоятельно, изучая и конспектируя литера туру. И надо сказать, что эти со- ^тедования проходят очень ак тивно, интересно, с пользой и для слушателей и меня. / зывали материал учебника, но рассуждали, анализировали. Ярко иллюстрировал рассказ по распаду колониальной оисте- мы цифровым материалом, ис пользуя заранее изготовленную таблицу. Действ 1 итвльно, нака нуне второй мнровой войны ко лонии занимали 31,2 процента территория земного шара. В них жила почти треть всего населе ния земли. А сейчас? Сейчас они составляют лишь около 6 процентов территории и прожи вает в них немногим более од ного процента населения нашей планеты. И это также нагляд но представили слушатели, по знакомившись с картой При изучении тем, в которых рассказывалось о росте, укреп лении и развитии сои'иализма, социалистической экономики, о преимуществах социализма пе- рюд капитализмом, широко ис пользовал справочную литерату ру, которая показывала динами ку роста нашей экономики. Огромное значение имеют со общения ЦСУ. Как-то на занятиях завязался разговор о жизни в буржуазных странах, о рекламируемом импе риалистической пропагандой «американском образе жизни». Я, используя цифры и факты, разоблачил мнимое благополучие трудящихся США. Сам прези дент Джонсон признал, что в стране 5 миллионов безработ ных. А ведь у каждого семья в три—четыре и более человек. Предложил слушателям опреде лить количество людей, обречен ных на нищету (5x4 = 20). Двадцать миллионов! Это каж дый пятый американец зажат в тиски нищеты и голода, живет без какой-либо надежды на бу дущее. Так сами слушатели доко пались до истины, разобрались, где реклама, а где суровая прав да американской действительно сти. По таблице «Средняя продол жительность рабочей недели» было доказано, что в СССР са мый короткий рабочий день в мире. Цифры и факты надо брать основные, отражающие ход со бытий, и только после тщатель ной проверки их достоверности, сопоставления о другими дово дить до слушателей. В. И. Ленин предупреждал нас об опасности произвольного выбора фактов, вне их объектив.ной исторической среды, связи и взаимозав.исимо- сти. Великая история нашего на рода, наша славная социали стическая действительность, пов седневная жизнь трудящихся, создающих материально - техни ческую базу коммунизма, слу жат надежным и прочным фун даментом для наступательной пропаганды. На верхнем снимке: выступает пропагандист Е. ТЕРЕХОВ, ва нижнем — руководитель политшколы кожоБеаного завода Н. СУ РИКОВ знакомится е литературой, выставлеяиой на стенде «На учные основы партийной пропаганды». Фото А. БОЕВА. Это ожвиляет занятие г. АТАМАНОВА, руководитель комсомольского кружка комбината художественных промыслов ☆ Пропагандист я молодой. Опыт приходил ко мне во вре мя занятий. Много думала, как о первого дня учебы увлечь лю дей, как построить работу, что бы она оставила в сознании слу шателей добрый след. К первому занятию готови лась основательно, прочла гору литературы. Составила конспект. Наметила план выступления. Но почувствовала, что не до всех слушателей дошел изложенный мною материал. Вновь задумалась. Что инте ресует моих слушателей? Как достичь доступности, ясности, живости изложения? Как рас сказать просто о сложном? Как воздействовать не только на со знание, но и на чувства людей? Много полезного мне дает по сещение семинаров, на которых опытом делятся лучшие пропа гандисты. Я как бы заглядываю в лабораторию их мастерства. Мои слушатели — это работ ницы, много занятые домашни ми делами. И час, кото-рый отве ден на занятия, надо максималь но заполнить, чтобы дать им глу бокие знания. Изучила их интересы и при шла к выводу, что художествен ная литература, умело подобран ные примеры из нее помогут мне увлечь людей, оживить беседу, занятия. Например, доказать и разъяс- вить развитие общественного прогресса в нашей стране мне помог рассказ А. М. Горького «Страсти - мордаста». Я поре- комендоваЛ 1 Э его прочитать всем слушателям. А затем на заняти ях завязала разговор о положе- вии женщины-матери, детей до революции. Тяжелое социальное положе ние женщины-матери подрыва ло их здоровье. Вечным спутни ком были болезни. Они уносили тысячи в могилу, делали людей инвалидами. На занятии завязался живой разговор о положения женщины в нашей советской стране. Спросила своих слушателынии о их жизни. Они ответили, что все одеты, обуты, живут в хо роших квартирах. На вопрос: «У кого дета боле ют полиомиелитом?», ответили, что не болеют. Почти у всех де ти находятся в яслях, детсадах и т.д. Так, рассказ великого проле тарского писателя создал слу шателям определенный настрой, завладел их внимаиием и сделал мою беседу я 1 ркой и убедитель ной. Художественная литература — мой верный помощник в прове дении занятий. ■пгаяшшвааааапа РЕКОМЕНДАЦИИ НАПио-шонитков конФЕРенаив в нынешних условиях, когда партия решает большие политичес кие и экономические задачи, обязанностью каждого пропагандис та 5гал5ются идти в ногу с жизнью, овладевать великой теорией марксизма-ленинизма, вырабатывать в себе большевистскую идей ность и принципиальность, умение поддерживать все новое, пе редовое, проявлять нетерпимость к косности и рутине. Вместе с тем необходимо постоянно овладевать научными основами пар тийной пропаганды, добиваться того, чтобы разъяснения идей мар ксизма-ленинизма, теории и практики коммунистического строи тельства доходили до ума и сердца каждого советского человека, будили в нем светлые и благородные чувства, поднимали на борь бу за претворение в жизнь решений XXIII съезда КПСС, Для чего необходимо; ф Повысить идейно-теоретический уровень занятий в школах и семинарах системы партийной учебы. Постоянно совершенство вать пропагандистское мастерство, а именно, методику органи зации самостоятельной работы слушателей с первоисточниками. документаАли партии и правительства и другой политическом ли тературой; подготовки и провед»*ия теоретических собеседова ний в школах основ марксизма-ленинизма и семинарах; подготовг ми и проведения бесед в начальньпс политических школах; дачи практических заданий слушателям, 9 Чаще практиковать на зтятиях выступления участников исто рических событий, лучших производственников, коллективные по сещения музеев, выставок, предприятий, коллективные просмотры кинофильмов, диафильмов на пленке и на стекле, записей на прам- пластимке речей В. И. Ленина и т. д. ф Пропагандистам школ основ мэрксизма-лениниэма и семи наров соверщенствовать навыки слушателей продуктивной само стоятельной работы над книгой. ф Пропагандистам начальных политических школ систематичес ки вырабатывать у слушателей умение самостоятельной работы над книгой, фНа -занятиях умело использовать наглядные пособия, теошиче- ские средства пропаганды, историческую, мемуарную и художест венную литературу. ф Кабинетам политического просвещения горкома КПСС и на общественных началах (заводов элементного, «Проокектор- ные угли» и гидроаппаратуры) оказывать максимальную помощь прРпагандистам в овладении методикой партийной пропаганды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz