Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
в помощь ПРОПАГАНДИСТАМ = Приемы и методы убеждения, доказательства обобщений и выводов Готовясь к занятиям в 1 сруж- ке, в политшколе или к докла ду по определенной теме, пропа гандист и докладчик всегда ста вят перед собой цель — не про сто изложить круг фактов, отно сящихся к этой теме, но убедить слушателей в правильности или ошибочности тех или иных поло жений. А чтобы достичь этой цели, надо овладеть приемами н методами убеждения, доказа тельства. Что же такое доказательство? Оно представляет собой такой логический процесс, в ходе кото рого правильность той или дру гой мысли обосновывается с по мощью других мыслей, досто верность которых подтверждена практикой. Доказательство всегда состоит из трех частей: тезиса, довода и демонстрации. Тезис — это то положение, которое доказывает ся. Доводы (аргументы) — это факты и мысли, обосновываю щие тезис. Демонстрация пред ставляет собой способ доказа тельства. Чтобы выступление было четким и ясным, чтобы оно действительно убеждало, его тезисы должны быть выра жены определенно и ясно и ос таваться неизменными на протя жении всего доказательства. Пропагандист обязан твердо помнить, что прежде чем дока зывать, он должен быть убеж ден, что слушатели правильно понимают употребляемые им по нятия. Нередко случается, когда различное понимание смысла по нятий ведет к ошибочному ис толкованию выступления пропа гандиста с.душателями. Недаром философы древности всегда соб людали следующее правило: каждый из спорящих вначале должен был рассказать, как он понял мысль своего противника, а потом уже начинал ему возра жать. Вот пример того, как различ ное понимание понятий приво дит к различным выводам по од ному и тому же выступлению. Лектор-международник рас сказывал в рабочей аудитории о том, что в настоящее время многие страны Азии и Африки строят социализм. Но он совер шенно не раскрыл того содер жания, которое вкладывается в понятие социализма лидерами целого ряда стран Азии и Афри ки, не подчеркнул, что представ ление о социализме не всегда равнозначно с нашим. И вот по сле лекции некоторые слушатели в ходе обмена впечатлениями говорили: «Да, за последние го ды лагерь социализма очень рас ширился, теперь ведь в него во шли многие страны Азии и Аф рики: Индия, Бичма. Объединен ная Арабская Республика и т.д.». Иногда в ходе выступления мысли пропагандиста или док ладчика отклоняются в сторону, н он неожиданно уходит от сво ей темы. Тезис в таком случае •суживается или расширяется, или же невольно подменяется другим. Например, один пропагандист в своем выступлении на тему: «Закономерность перерастания социализма в коммунизм> почти целый час говорил о том. что социализм и коммунизм пред ставляют собой две фазы одной и той же обшествеяно-экономи- ческой формации, рассказал о чертах сходства и различия между социализмом и коммуниз мом, но ухитрился ничего не сказать о закономерности перера стания социализма в коммунизм. Получилось выступление на те му: «Характеристика двух фаз коммунистической формации». Бывает и так, что, читая лек цию о вреде религиозных пред рассудков, лектор главное вни мание уделяет фактам о жизни и повелении отдельных служи телей жульта. а не обоснованию положения о том, что религия— это антинаучная, оеакцнонная идеология. И таким образом, те зис о реакционности и вредно сти религии подменяется тези сом об аморальном поведении отдельных церковников. В идеологической борьбе, ко торая в настоящее время ведет ся на международной арене между марксистско-ленинской и буржуазной идеологией, наши противники нередко сознательно подменяют один тезис другим. Такая логическая ошибка на зывается софизмом. Так, напри мер, некоторые современные ре визионисты пытаются доказать, что теперь якобы нет сушествев- йой разницы между марксиста ми и реформистами, так как и те, и другие Признают возмож ность использования парламент ского пути к социализму. Эти ревизионисты сознательно умал- чива,ют о том. что марксисты, во-первых, не считают парла ментский путь единственной воз можностью перехода от капита лизма к социализму, а во-вто рых, марксисты имеют в ви.ту такой парламент, в котором большинство будет принадле жать представителям трудящих ся масс, и он станет орудием народной воли, способным осу ществлять коренные социальные преобразования, а не частичные реформы. Только верные и незыблемые факты могут быть прочной ос новой доказательства. Обосно вать что-либо сложное и новое можно только после изучения множества фактов. К. Маркс для доказательства своих идей использова;|, по выражению В. И. Ленина, Монблан фактов. В. И. Ленин в своих гениальных выводах, развивающих учение Маркса, также рпирался на мас су фактического материала. Из вестно, например, какой огром ный фактический материал изу чил и привлек В. И. Ленин для обоснования своего теоретиче ского вывода о том. что импери ализм — это загнивающий, уми рающий капитализм, канун со циалистической революции. Факты можно назвать «хле бом» доказательства. Но недо статочно только располагать фактами. Для того, чтобы убе дить слушателей, доказать им то или иное положение, факты пе- обходимо приводить в опреде ленной связи друг с другом. Ино гда всего 2—3 цифры оказыва ются убедительнее целого десят ка других аргументов. Особенно наглядными становятся цифро вые данные, если они даются в динамике, в сравнении. Так, на пример, в проекте Директив XXIII съезда КПСС по пятилет- вему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы размах жилищного строи тельства в нашей стране харак теризуется следующим образом: « За семь лет сданы в эксплу атацию новые дома обшей пло щадью 556 миллионов квадрат ных метров, что в 1,9 раза боль ше, чем за 1952—1958 годы, и почти столько, сколько было по строено за все годы Советской власти до 1958 года. За послед ние 10 лет примерно половина всего населения получила новые квартиры или улучшила свои жилищные условия». Замечательным мастером та кого конкретного анализа циф ровых данных был В. И. Ленин. Например, в статье «Последний клапан» Владимир Ильич пи шет: «На 30.000 крупнейших помещиков в Ввропейской Рос сии приходится 10 . 000.000 бед нейших крестьянских дворов». Как будто все в этой фразе яс но. Но В. И. Ленин стремится сделать значение приведенных цифр более понятным для чита теля и добавляет: «В среднем это дает приблизительно такую картину: вокруг одного помещи ка, имеющего свыше 2.000 деся тин, живет около 300 крестьян ских дворов, имеющих около 7 десятин плохой и выпаханной земли на двор, при невероятно отсталом, примитивном (с евро пейской точки зрения, не говоря уже об американской) инвента ре» (Соч.. т. 18, стр. 225). Для докззате.чьности выступ ления недостаточно, чтобы вер ными были аргументы. Нужно также, чтобы и выводы, вытека ющие й.з них. были правильны ми. Например, участник одного из диспутов, проходивших в ж. д. клубе, привел в своем вы ступлении ряд фактов недис циплинированного поведения школьников в кинотеатре и сде лал такой вывод: «В этом по винны наши школы, которые со вершенно не занимаются вопро сами поведения детей в общест венных местах». Вывод явно не правилен. Он неправилен, во- первых. потому, что воспитани ем .детей занимается не только школа, но и семья, значит, и от ветственность за воспитание школьников несут не только учителя, но и родители. Во-вто рых, этот вывод нельзя считать верным и потому, что ведь не все дети ведут себя плохо, боль шинство из них умеет себя дер жать в обшественных местах. Было бы правильнее, если бы выступавший на основе приве денных им фактов сделал бы следующий вывод: «В фактах нелостпйного повеления отдель ных школьников повинны и шко ла, и родители, которые недоста точно уделяют внимания поведе нию детей в обшественных ме стах». Убеждать можно разными пу тями: прежде всего доказатель ность речи состоит в ее научной обоснованности. Пропагандист доказывает, что выдвинутые им положения объективно истинны, так как они верны независимо от того, все ли люди их призна ют или не все. Марксистско-ле нинская теория — это подлинно научная теория, потому что по ложения ее представляют собой объективную истину, которая подтверждается всем ходом ис торического развития. Что зна чит убедить кого-либо? Это зна чит, создать уверенность в истин ности или ложности тех или иных положений. Убедитель ность — это доказательность, соответствующая уровню знаний, мировоззрению, интересам дан ного человека, данной аудито рии. Бывает так, что объективно научные, правильные положения не всегда воспринимаются тем или другим человеком как дока зательные. Объясняется это раз личными причинами. Иногда это происходит в- силу неподготовленности аудитории. Например, если пропагандист начнет доказывать правильность, научность марксистско - ленин ской теории познания в аудито рии, которая до этого никогда не изучала философию, то, даяге приведя неопровержимые аргу менты, он не сможет убедить слушателей в данном случае из- за их неподготовленности к это му. Важно воздействовать на слу шателей не только логическими доводами, но и психологически ми средствами. Вот, например, недавно в железнодорожном клубе проводился диспут на те му: «Что такое счастье?». Вна чале аудитория вела себя до вольно пассивно, хотя перед нею в выступлениях отдельных това рищей раскрывались непрелож ные истины: личное счастье не отделимо от общественного, представления о счастье у пред ставителей различных классов совпадают я т. д. Но когда нарсудья т. Круглова в своем эмоционально окрашенном вы ступлении раскрыла, что такое красота семейных взаимоотно шений, создающих личное сча стье, от которого во многом за висит'и успех в труде, выполне ние общественного долга, то аудитория оживилась. Посыпа лись реплики, начались выступ ления на тему об отношениях в се.мье, о чувстве такта, о воспи тании детей и т. я. Тов. Круглова правильно ..учла в своем выступлении особенно сти состава ёьбравшейся ауди тории. ее интересы, и диспут прошел удачно. Когда выступа ющий понимает психологию слу шателей, то он может правиль но выбрать те аргументы, кото рые для данной аудитории явля ются наиболее убеяительныжи. Различные эмоции в сочетании с логическими доводами помогают пропагандисту убедить слушате лей в правильности выдвину тых нм тезисов и подвести к правильным выводам. Встречаемся мы и с такими фактами, когда люди считают правильными такие утверждения, мысли, идеи, которые не имеют никаких научных доказательств и даже нелейы. Корни такой ложной убежденности находятся в предрассудках, в культурной отсталости. Бороться с этим трудно. Это особенно отчетливо понимают те, кому приходилось вести беседы на атеистические темы с религиозными людьми, фанатично верящими в религи озные догмы и не пытающимися даже доказывать их. Такой же характер ложной убежденности носит, например, вепа в приме ты. Перед религиозными фанати ками и суеверными людьми про пагандисты иногда чувствуют себя бессильными. А суть здесь в том, что эти люди, не хотят Новые книги о В. И, Ленине «Владимир Ильич был удиви тельно мягок, внимателен и де ликатен в отношениях с людьми. Как он умел расположить к се бе рабочего человека, увлечь его. вдохнуть в него энергию и веру в победу! Исключительную за боту Ленина повседневно ошу- шали все делегаты конферен ции». Так пишет в своих воспо минаниях «Встречи с Лениным» делегат Пражской партийной конференции старый большевик Е. Онуфриев. Книга только что выпушена Издательством поли- ттеской литературы. В этом же издательстве мас совым тиражом вышла брошю ра В. Анохина «Память народа». В ней рассказывается о редчай ших памятниках В. И. Ленину, созданных трудящимися в пер вые годы Советской власти. Чи татель познакомится, в частно сти, с историей портрета Влади мира Ильича на отвесной скале под Пятигорском, нарисованного летом 1925 года ростовским ин женером. художником-самоуч- кой Н. К. Шуклиным. В ближайшее время выйдет книга «Великий и простой». Ее авторы — научные сотрудники кабинета и квартиры В. И. Ле нина в Кремле 3. А. Субботина. Л. И. Кунецкая. К, А. Маштако- ва. Они рассказывают о памят ных ленинских местах в Крем ле, о том. как создавался Музей В. И. Ленина, об истории раз личных экспонатов, о том. как шли научные поиски. На основе богатого документального мате риала в книге повествуется о некоторых чертах стиля работы Владимира Ильича, о его тесных связях с массами, о жизни в кругу семьи. (ТАСС). мыслить. Рёлигия камеригно приучает людей брать религиоз ные догмы на веру, без всяких доказательств. Одним из приемов доказатель ства является опровержение не правильного утверждения. Спо собы опровержения бывают раз личные. Самый верный и дейст венный из них — это опроверже ние фактами. Можно взять в качестве при мера утверждение буржуазной пропаганды, что капиталистиче ские страны представляют собой «свободный мир». Несостоятель ность этого утверждения легко доказат! : помощью фактов.рас- сказываюшмх о нарушениях элементарных демократических свобод в США, о расовой ди скриминации негров, о безнака- аанных действиях таких террори стических организаций, как ку- клукс-клан, и т. Д. -Кроме того, можно показать истинное липо этого «свободного» мира на фактах агрессивной внешней политики американского импе риализма, который стремится по давить освободительное движе ние народов (действия США в Доминиканской Республике, вой на против вьетнамского народа н т. д.). Другим способом опроверже ния служит доказательство лож ности или неосновательности до водов, выдвинутых для под тверждения того или иного поло жения. Например, буржуазные идеологи для доказательства вы двинутого ими положения о том, что соврг')знный капитализм яв ляется «народным капитализ мом», приводят такой довод: лю бой рабочий имеет право при обретать акции предприятий, знэтит,- (делается ложный вывод), широкие круги народа участву ют теперь в распределении при были, капитализм стал народ ным. Доказать ложность такого довода легко. Ведь, приобретая одну—две, в лучшем случае не сколько акций, рабочие получат от прибыли монополий ничтож ные проценты; а в сейфы кши- талистов по-прежнему потекут огромные суммы. Опровергнуть доводы противника можно так же показав, что отстаиваемый нм тезис не вытекает из доводов, приведенных в ето подтвержде ние. Такой прием часто применя ется в ходе теоретических собе седований, которые проводятся пропагандистами в кружках и теоретических семинарах. Чтобы выявить ложность то го или иного тезиса, прибегают к следующему приему: доказыва ют истинность противоположио- го или противоречащего ему су ждения. Кроме того, опровержение до- сдигается путем доказательства того, что из данного тезиса вы-' текает следствие, противореча щее истине. Все эти перечислен ные способы опровержения не изолированы друг от друга.Про- пагапдисту часто приходятся ис пользовать их а беседе. И, на конец, очень большое значение имеет личная убежденность про пагандиста в правильности тех идей, которые он защищает. Пропагандист должен на коплять собственный опыт, своя приемы и методы доказательст ва, убеждения, обобщений и вы водов, а также изучать опыт работы лучших пропагандистов. Большую помощь в этом отно шении МОГУТ оказать статьи и книги по педагогике, логике й психологии. Глубокое усвоение теории марксизма-ленинизма — основа для превращения знаний в убеж дения, а идейная убежденность — это великий стимул к само отверженной, патриотической, трудовой деятельности советских людей, направленной на по строение светлого, коммунисти ческого общества. з Н. Полосина, старший преподаватель пединсттута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz