Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

в помощь ПРОПАГАНДИСТАМ = Приемы и методы убеждения, доказательства обобщений и выводов Готовясь к занятиям в 1 сруж- ке, в политшколе или к докла­ ду по определенной теме, пропа­ гандист и докладчик всегда ста­ вят перед собой цель — не про­ сто изложить круг фактов, отно­ сящихся к этой теме, но убедить слушателей в правильности или ошибочности тех или иных поло­ жений. А чтобы достичь этой цели, надо овладеть приемами н методами убеждения, доказа­ тельства. Что же такое доказательство? Оно представляет собой такой логический процесс, в ходе кото­ рого правильность той или дру­ гой мысли обосновывается с по­ мощью других мыслей, досто­ верность которых подтверждена практикой. Доказательство всегда состоит из трех частей: тезиса, довода и демонстрации. Тезис — это то положение, которое доказывает­ ся. Доводы (аргументы) — это факты и мысли, обосновываю­ щие тезис. Демонстрация пред­ ставляет собой способ доказа­ тельства. Чтобы выступление было четким и ясным, чтобы оно действительно убеждало, его тезисы должны быть выра­ жены определенно и ясно и ос­ таваться неизменными на протя­ жении всего доказательства. Пропагандист обязан твердо помнить, что прежде чем дока­ зывать, он должен быть убеж­ ден, что слушатели правильно понимают употребляемые им по­ нятия. Нередко случается, когда различное понимание смысла по­ нятий ведет к ошибочному ис­ толкованию выступления пропа­ гандиста с.душателями. Недаром философы древности всегда соб­ людали следующее правило: каждый из спорящих вначале должен был рассказать, как он понял мысль своего противника, а потом уже начинал ему возра­ жать. Вот пример того, как различ­ ное понимание понятий приво­ дит к различным выводам по од­ ному и тому же выступлению. Лектор-международник рас­ сказывал в рабочей аудитории о том, что в настоящее время многие страны Азии и Африки строят социализм. Но он совер­ шенно не раскрыл того содер­ жания, которое вкладывается в понятие социализма лидерами целого ряда стран Азии и Афри­ ки, не подчеркнул, что представ­ ление о социализме не всегда равнозначно с нашим. И вот по­ сле лекции некоторые слушатели в ходе обмена впечатлениями говорили: «Да, за последние го­ ды лагерь социализма очень рас­ ширился, теперь ведь в него во­ шли многие страны Азии и Аф­ рики: Индия, Бичма. Объединен­ ная Арабская Республика и т.д.». Иногда в ходе выступления мысли пропагандиста или док­ ладчика отклоняются в сторону, н он неожиданно уходит от сво­ ей темы. Тезис в таком случае •суживается или расширяется, или же невольно подменяется другим. Например, один пропагандист в своем выступлении на тему: «Закономерность перерастания социализма в коммунизм> почти целый час говорил о том. что социализм и коммунизм пред­ ставляют собой две фазы одной и той же обшествеяно-экономи- ческой формации, рассказал о чертах сходства и различия между социализмом и коммуниз­ мом, но ухитрился ничего не сказать о закономерности перера­ стания социализма в коммунизм. Получилось выступление на те­ му: «Характеристика двух фаз коммунистической формации». Бывает и так, что, читая лек­ цию о вреде религиозных пред­ рассудков, лектор главное вни­ мание уделяет фактам о жизни и повелении отдельных служи­ телей жульта. а не обоснованию положения о том, что религия— это антинаучная, оеакцнонная идеология. И таким образом, те­ зис о реакционности и вредно­ сти религии подменяется тези­ сом об аморальном поведении отдельных церковников. В идеологической борьбе, ко­ торая в настоящее время ведет­ ся на международной арене между марксистско-ленинской и буржуазной идеологией, наши противники нередко сознательно подменяют один тезис другим. Такая логическая ошибка на­ зывается софизмом. Так, напри­ мер, некоторые современные ре­ визионисты пытаются доказать, что теперь якобы нет сушествев- йой разницы между марксиста­ ми и реформистами, так как и те, и другие Признают возмож­ ность использования парламент­ ского пути к социализму. Эти ревизионисты сознательно умал- чива,ют о том. что марксисты, во-первых, не считают парла­ ментский путь единственной воз­ можностью перехода от капита­ лизма к социализму, а во-вто­ рых, марксисты имеют в ви.ту такой парламент, в котором большинство будет принадле­ жать представителям трудящих­ ся масс, и он станет орудием народной воли, способным осу­ ществлять коренные социальные преобразования, а не частичные реформы. Только верные и незыблемые факты могут быть прочной ос­ новой доказательства. Обосно­ вать что-либо сложное и новое можно только после изучения множества фактов. К. Маркс для доказательства своих идей использова;|, по выражению В. И. Ленина, Монблан фактов. В. И. Ленин в своих гениальных выводах, развивающих учение Маркса, также рпирался на мас­ су фактического материала. Из­ вестно, например, какой огром­ ный фактический материал изу­ чил и привлек В. И. Ленин для обоснования своего теоретиче­ ского вывода о том. что импери­ ализм — это загнивающий, уми­ рающий капитализм, канун со­ циалистической революции. Факты можно назвать «хле­ бом» доказательства. Но недо­ статочно только располагать фактами. Для того, чтобы убе­ дить слушателей, доказать им то или иное положение, факты пе- обходимо приводить в опреде­ ленной связи друг с другом. Ино­ гда всего 2—3 цифры оказыва­ ются убедительнее целого десят­ ка других аргументов. Особенно наглядными становятся цифро­ вые данные, если они даются в динамике, в сравнении. Так, на­ пример, в проекте Директив XXIII съезда КПСС по пятилет- вему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы размах жилищного строи­ тельства в нашей стране харак­ теризуется следующим образом: « За семь лет сданы в эксплу­ атацию новые дома обшей пло­ щадью 556 миллионов квадрат­ ных метров, что в 1,9 раза боль­ ше, чем за 1952—1958 годы, и почти столько, сколько было по­ строено за все годы Советской власти до 1958 года. За послед­ ние 10 лет примерно половина всего населения получила новые квартиры или улучшила свои жилищные условия». Замечательным мастером та­ кого конкретного анализа циф­ ровых данных был В. И. Ленин. Например, в статье «Последний клапан» Владимир Ильич пи­ шет: «На 30.000 крупнейших помещиков в Ввропейской Рос­ сии приходится 10 . 000.000 бед­ нейших крестьянских дворов». Как будто все в этой фразе яс­ но. Но В. И. Ленин стремится сделать значение приведенных цифр более понятным для чита­ теля и добавляет: «В среднем это дает приблизительно такую картину: вокруг одного помещи­ ка, имеющего свыше 2.000 деся­ тин, живет около 300 крестьян­ ских дворов, имеющих около 7 десятин плохой и выпаханной земли на двор, при невероятно отсталом, примитивном (с евро­ пейской точки зрения, не говоря уже об американской) инвента­ ре» (Соч.. т. 18, стр. 225). Для докззате.чьности выступ­ ления недостаточно, чтобы вер­ ными были аргументы. Нужно также, чтобы и выводы, вытека­ ющие й.з них. были правильны­ ми. Например, участник одного из диспутов, проходивших в ж. д. клубе, привел в своем вы­ ступлении ряд фактов недис­ циплинированного поведения школьников в кинотеатре и сде­ лал такой вывод: «В этом по­ винны наши школы, которые со­ вершенно не занимаются вопро­ сами поведения детей в общест­ венных местах». Вывод явно не­ правилен. Он неправилен, во- первых. потому, что воспитани­ ем .детей занимается не только школа, но и семья, значит, и от­ ветственность за воспитание школьников несут не только учителя, но и родители. Во-вто­ рых, этот вывод нельзя считать верным и потому, что ведь не все дети ведут себя плохо, боль­ шинство из них умеет себя дер­ жать в обшественных местах. Было бы правильнее, если бы выступавший на основе приве­ денных им фактов сделал бы следующий вывод: «В фактах нелостпйного повеления отдель­ ных школьников повинны и шко­ ла, и родители, которые недоста­ точно уделяют внимания поведе­ нию детей в обшественных ме­ стах». Убеждать можно разными пу­ тями: прежде всего доказатель­ ность речи состоит в ее научной обоснованности. Пропагандист доказывает, что выдвинутые им положения объективно истинны, так как они верны независимо от того, все ли люди их призна­ ют или не все. Марксистско-ле­ нинская теория — это подлинно научная теория, потому что по­ ложения ее представляют собой объективную истину, которая подтверждается всем ходом ис­ торического развития. Что зна­ чит убедить кого-либо? Это зна­ чит, создать уверенность в истин­ ности или ложности тех или иных положений. Убедитель­ ность — это доказательность, соответствующая уровню знаний, мировоззрению, интересам дан­ ного человека, данной аудито­ рии. Бывает так, что объективно научные, правильные положения не всегда воспринимаются тем или другим человеком как дока­ зательные. Объясняется это раз­ личными причинами. Иногда это происходит в- силу неподготовленности аудитории. Например, если пропагандист начнет доказывать правильность, научность марксистско - ленин­ ской теории познания в аудито­ рии, которая до этого никогда не изучала философию, то, даяге приведя неопровержимые аргу­ менты, он не сможет убедить слушателей в данном случае из- за их неподготовленности к это­ му. Важно воздействовать на слу­ шателей не только логическими доводами, но и психологически­ ми средствами. Вот, например, недавно в железнодорожном клубе проводился диспут на те­ му: «Что такое счастье?». Вна­ чале аудитория вела себя до­ вольно пассивно, хотя перед нею в выступлениях отдельных това­ рищей раскрывались непрелож­ ные истины: личное счастье не­ отделимо от общественного, представления о счастье у пред­ ставителей различных классов совпадают я т. д. Но когда нарсудья т. Круглова в своем эмоционально окрашенном вы­ ступлении раскрыла, что такое красота семейных взаимоотно­ шений, создающих личное сча­ стье, от которого во многом за­ висит'и успех в труде, выполне­ ние общественного долга, то аудитория оживилась. Посыпа­ лись реплики, начались выступ­ ления на тему об отношениях в се.мье, о чувстве такта, о воспи­ тании детей и т. я. Тов. Круглова правильно ..учла в своем выступлении особенно­ сти состава ёьбравшейся ауди­ тории. ее интересы, и диспут прошел удачно. Когда выступа­ ющий понимает психологию слу­ шателей, то он может правиль­ но выбрать те аргументы, кото­ рые для данной аудитории явля­ ются наиболее убеяительныжи. Различные эмоции в сочетании с логическими доводами помогают пропагандисту убедить слушате­ лей в правильности выдвину­ тых нм тезисов и подвести к правильным выводам. Встречаемся мы и с такими фактами, когда люди считают правильными такие утверждения, мысли, идеи, которые не имеют никаких научных доказательств и даже нелейы. Корни такой ложной убежденности находятся в предрассудках, в культурной отсталости. Бороться с этим трудно. Это особенно отчетливо понимают те, кому приходилось вести беседы на атеистические темы с религиозными людьми, фанатично верящими в религи­ озные догмы и не пытающимися даже доказывать их. Такой же характер ложной убежденности носит, например, вепа в приме­ ты. Перед религиозными фанати­ ками и суеверными людьми про­ пагандисты иногда чувствуют себя бессильными. А суть здесь в том, что эти люди, не хотят Новые книги о В. И, Ленине «Владимир Ильич был удиви­ тельно мягок, внимателен и де­ ликатен в отношениях с людьми. Как он умел расположить к се­ бе рабочего человека, увлечь его. вдохнуть в него энергию и веру в победу! Исключительную за­ боту Ленина повседневно ошу- шали все делегаты конферен­ ции». Так пишет в своих воспо­ минаниях «Встречи с Лениным» делегат Пражской партийной конференции старый большевик Е. Онуфриев. Книга только что выпушена Издательством поли- ттеской литературы. В этом же издательстве мас­ совым тиражом вышла брошю­ ра В. Анохина «Память народа». В ней рассказывается о редчай­ ших памятниках В. И. Ленину, созданных трудящимися в пер­ вые годы Советской власти. Чи­ татель познакомится, в частно­ сти, с историей портрета Влади­ мира Ильича на отвесной скале под Пятигорском, нарисованного летом 1925 года ростовским ин­ женером. художником-самоуч- кой Н. К. Шуклиным. В ближайшее время выйдет книга «Великий и простой». Ее авторы — научные сотрудники кабинета и квартиры В. И. Ле­ нина в Кремле 3. А. Субботина. Л. И. Кунецкая. К, А. Маштако- ва. Они рассказывают о памят­ ных ленинских местах в Крем­ ле, о том. как создавался Музей В. И. Ленина, об истории раз­ личных экспонатов, о том. как шли научные поиски. На основе богатого документального мате­ риала в книге повествуется о некоторых чертах стиля работы Владимира Ильича, о его тесных связях с массами, о жизни в кругу семьи. (ТАСС). мыслить. Рёлигия камеригно приучает людей брать религиоз­ ные догмы на веру, без всяких доказательств. Одним из приемов доказатель­ ства является опровержение не­ правильного утверждения. Спо­ собы опровержения бывают раз­ личные. Самый верный и дейст­ венный из них — это опроверже­ ние фактами. Можно взять в качестве при­ мера утверждение буржуазной пропаганды, что капиталистиче­ ские страны представляют собой «свободный мир». Несостоятель­ ность этого утверждения легко доказат! : помощью фактов.рас- сказываюшмх о нарушениях элементарных демократических свобод в США, о расовой ди­ скриминации негров, о безнака- аанных действиях таких террори­ стических организаций, как ку- клукс-клан, и т. Д. -Кроме того, можно показать истинное липо этого «свободного» мира на фактах агрессивной внешней политики американского импе­ риализма, который стремится по­ давить освободительное движе­ ние народов (действия США в Доминиканской Республике, вой­ на против вьетнамского народа н т. д.). Другим способом опроверже­ ния служит доказательство лож­ ности или неосновательности до­ водов, выдвинутых для под­ тверждения того или иного поло­ жения. Например, буржуазные идеологи для доказательства вы­ двинутого ими положения о том, что соврг')знный капитализм яв­ ляется «народным капитализ­ мом», приводят такой довод: лю­ бой рабочий имеет право при­ обретать акции предприятий, знэтит,- (делается ложный вывод), широкие круги народа участву­ ют теперь в распределении при­ были, капитализм стал народ­ ным. Доказать ложность такого довода легко. Ведь, приобретая одну—две, в лучшем случае не­ сколько акций, рабочие получат от прибыли монополий ничтож­ ные проценты; а в сейфы кши- талистов по-прежнему потекут огромные суммы. Опровергнуть доводы противника можно так­ же показав, что отстаиваемый нм тезис не вытекает из доводов, приведенных в ето подтвержде­ ние. Такой прием часто применя­ ется в ходе теоретических собе­ седований, которые проводятся пропагандистами в кружках и теоретических семинарах. Чтобы выявить ложность то­ го или иного тезиса, прибегают к следующему приему: доказыва­ ют истинность противоположио- го или противоречащего ему су­ ждения. Кроме того, опровержение до- сдигается путем доказательства того, что из данного тезиса вы-' текает следствие, противореча­ щее истине. Все эти перечислен­ ные способы опровержения не изолированы друг от друга.Про- пагапдисту часто приходятся ис­ пользовать их а беседе. И, на­ конец, очень большое значение имеет личная убежденность про­ пагандиста в правильности тех идей, которые он защищает. Пропагандист должен на­ коплять собственный опыт, своя приемы и методы доказательст­ ва, убеждения, обобщений и вы­ водов, а также изучать опыт работы лучших пропагандистов. Большую помощь в этом отно­ шении МОГУТ оказать статьи и книги по педагогике, логике й психологии. Глубокое усвоение теории марксизма-ленинизма — основа для превращения знаний в убеж­ дения, а идейная убежденность — это великий стимул к само­ отверженной, патриотической, трудовой деятельности советских людей, направленной на по­ строение светлого, коммунисти­ ческого общества. з Н. Полосина, старший преподаватель пединсттута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz