Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Герб Союза Советских Социалистических Республик (лицевая и оборотная стороны), который вместе с вымпелом был доставлен 1 марта 1966 года на поверхность планеты Венера автоматической станцией «Венера-3». Фотохроника ТАСС. Строгое, сдержанное сообще ние ТАСС. Вымпел Союза Совет ских Социалистических Респуб лик на Венере. Но ведь это бо лее фантастично, чем все преж ние достижения космонавтики. С планеты на планету доставлен объект, созданный руками чело века. Вспомним, что исследова ние Луны тоже началось с до ставки на нее советского вым пела. А через семь лет после этого была осуществлена мяг кая посадка на Луну советской автоматической станции «Лу на-9». Космонавтика развивается все убыстряющимися темпами, и можно с уверенностью ска зать, что мягкая посадка на Ве неру межпланетной автоматиче ской станции произойдет рань ше, чем через семь лет. Доставить автоматическую станцию на Венеру значительно труднее, чем обеспечить встре чу автоматической станции с Луной. Прежде всего благопри ятные астрономические условия для запуска станции на Венеру складываются значительно реже, чем для запуска на Луну. Косми ческой станции, запускаемой на Венеру, необходимо сообщить большую скорость, чем станции, посланной на Луну. Это означа ет, что для запуска станции то го же веса требуется более мощная ракета-носитель. При выведении на межпланетную траекторию требуется значи тельно более высокая точность, чем при выведении на траекто рию полета к Луне, Соответст венно большая точность требу ется и при проведении коррек ции траектории полета. Попет к Венере продолжается несколько месяцев, к Луне — несколько суток. Это означает, что борто вые системы космической стан ции, посланной на Венеру, долж ны надежно работать в течение значительно более длительного времени. А каждые лишние сут ки работы увеличивают вероят ность возникновения неисправ ности. Космическая станция, за пущенная к Венере, удаляется от Земли на десятки миллионов километров, станция, запущен ная к Луне,— всего на несколь ко сотен тысяч километров. Чем дальше расстояние, тем труднее поддерживать связь со станцией. Наконец, космическая лунная станция практически ос тается на том же расстоянии от Солнца, в то время как станция, посланная на Венеру, все время приближается к Солнцу. Чем ближе к Солнцу, тем выше тем пература, тем сложнее пробле ма охлаждения бортовых систем станции, тем более суровы усло вия, в которых они работают. Большинство перечисленных трудностей советские межпла Вымпел, доставленный 1 марта 1966 года на поверхность плане ты Венера советской автоматической станцией «Венера-3». Фотохроника ТАСС. ченныи срок была проведена коррекция траектории полета станции «Венера-3». В результа те этой коррекции была обеспе чена встреча станции с Венерой, что было подтверждено тща тельными расчетами. До самого заключительного этапа сближе Земля—Венера нетные станции «Венера-2» и «Венера-3» успешно преодолели. Они были запущены точно в за данные сроки в период благо приятного взаимного располо жения двух планет — Земли и Венеры. Обеим станциям была сообщена расчетная скорость, и они покинули поле тяготения Земли. Напомним, что из двух американских станций, запущен ных к Венере в 1962 году, поле тяготения Земли покинула толь ко одна, вторая взорвалась. Из двух американских станций, за пущенных к Марсу в 1964 году, заданную скорость набрала толь ко одна. Выведение советских станций на межпланетные траек тории было очень точным, осо бенно станции «Венера-2», ко торую даже не потребовалось корректировать. Беспрецедент ный случай в истории межпла нетных полетов! Во время полета со станциями поддерживалась регулярная связь. Наземный центр переда вал на борт команды, принимал информацию от многочислен ных научных приборов, а также телеметрические данные о ра боте бортовых систем. В незна ния с Венерой со станцией под держивалась устойчивая связь. Полет станции «Венера-3» за вершен. Но огромный объем ма териалов, полученных в ходе по лета, потребует длительной об работки. Впервые в истории космонав тики на сравнительно неболь шом расстоянии друг от друга в космическом пространстве двигались две межпланетные станции. Впервые представилась возможность сопоставлять пока зания приборов на двух станци ях. Это создало совершенно но вые условия для космического эксперимента. Можно сомне ваться в показаниях приборов одной межпланетной станции. Так, например, американские ученые до сих пор сомневаются в некоторых показаниях прибо ров своей межпланетной стан ции, посланной к Венере в 1962 году. Но если показания прибо ров одной станции подтвержда ются показаниями приборов на идущей вслед за ней другой станции, то доверия уже гораз до больше, а сомнений меньше. Опыт, полученный при полете автоматических межпланетных станций «Венера-2» и «Венера- 3», трудно переоценить. При по летах будущих автоматических станций будет использован этот опыт, что позволит добиться еще более значительных успехов. На другом небесном теле, на другой планете Солнечной систе мы лежит вымпел Союза Совет ских Социалистических Респуб лик. В какой именно области Ве неры он находится, сказать не возможно. Венера в отличие от Луны и Марса не «обнажает» перед земными наблюдателями своей поверхности. Все скрыто плотными облаками. Поэтому от дельные области поверхности Венеры названий не имеют. Но придет время, на Венеру будут доставлены научные при боры и телевизионные камеры. Человек с Земли увидит, как выглядит поверхность таинст венной планеты, и наречет от- „„„ о» дельные области Венеры. Когда- очень благодарна Нашему нибудь опустится на Венеру и корабль с космонавтами, И эти космонавты будут помнить, что первым объектом, доставленным с Земли на Венеру, была совет ская автоматическая станция «Венера-3» с вымпелом нашей страны на борту. Ю. Маринин, научный комментатор АПН. Очень люблю свою работу Мне 23 года. Я комсомолка и работаю в детском саду 13 воспитательницей. Работаю не давно, всего 7 месяцев. Очень рада, что осуществилась мечта моих детских лет. Я люблю малышей — этих непосред ственных, шумливых и милых ребятишек. Мне все в них нра вится: и их громкий смех во время игр, и их серьезные ли ца, когда я провожу занятия. Когда я прихожу в детский сад, все мои личные заботы как бы отодвигаются на задний план и остаются только дети с их заботами, печалями и радо стями. Я думаю, что для челове ка самое большое счастье, когда он чувствует удовлетворение в работе, когда он всей душой слит с ней. У меня еще слишком мало опыта, практики, и подчас мне бывает нелегко. Но на помощь приходят те люди, которые ра ботают со мной вместе, всегда помогут, посоветуют, подскажут, ободрят. Не могу не сказать о няне— Клавдии Григорьевне Урюпиной, которая ежедневно помогает мне I в работе. В нашем детском саду рабо тают еще две воспитательницы — Валентина Алексеевна Омир- нова и Анна Ефимовна Красиль никова. У них большой педаго- гйческий опыт. Они никогда не А отказываются помочь, если я к ним обращаюсь за советом- Я не большому коллективу за его от зывчивость, простоту и внима ние и от всей души желаю всем здоровья, личного счастья и успеха в работе- 3. Никитина, воспитательница детсада >6 13. Книги, выдвинутые на соискание Ленинских премий ХОРОШИЕ И РАЗНЫЕ На соискание Ленинских пре мий 1966 года выдвинут целый ряд произведений художествен ной литературы и публицистики. Известный советский писате!11ь Ю. Герман недавно закончил работу над своей трилогией. Ра бота эта длилась 10 лет, и вот теперь перед нами три толстых тома: «Дело, которому ты слу жишь». «Дорогой мой человек». «Я отвечаю за все». Главный герой всех трех книг — отважный, нескладный, талант ливый доктор Владимир Усти менко. В первом романе герой— Школьник, студент, молодой врач. На последних страницах треть ей книги доктору медицины Вла димиру Афанасьевичу Устимен ко уже пятьдесят летл Вся его жизнь проходит перед нами. Устименко как будто состоит из одних острых углов, он не умеет ладить с людьми, груб, неловок. Но чем дальше мы читаем книгу, тем больше уважаем, любим это го человека. Веля своего ге"оч по трудным жизненным дорогам. Герман стремится как можно глубже раскрыть самые лучшие, самые благородные его черты н в , первую очередь страстную одержимость в своем деле. Во имя этого Устименко готов идти на любые лишения, прино сить любые жертвы. В последней части трилогии на примере своих героев автор проводит мысль о том. что мало быть погруженным в дело, отдавать ему себя цели ком. Человеку нужно не только дело, не только личное, но и весь мир. «Я отвечаю за все» — вот основная мысль трилогии Германа. Жизнь Володи Устименко свя зана с жизнью всей страны. Он не одинок, с ним рядом живут и борются его единомышленники, герои нашего времени. «Сколько вас на свете, Володьки!»—вос кликнула однажды Аглая Пет ровна. И в романе мы встречаем их великое множество, таких же одержимых людей. Это и сама Аглая, и адмирал Степанов, и полковник Штуб. и врачи Ашхен. Богословский, Саинян, Люба, ■ секретарь обкома Золотухин и многие другие. Среди поэтов «хороших и раз ных». выдвинутых в этом году на соискание Ленинской премии, широко известно имя Леонида Мартынова, написавшего книгу стихов «Первородство». Поэт этот чрезвычайно свое образен. Его стихи невозможно спутать ни с какими другими. Поэзия Мартынова вобрала в се бя огромный опыт русской лири ки, начиная с Тютчева и кончая Маяковским. «Раскрывая страницы его книг, — писал в газете «Известия» поэт Владимир Луговской.— чи татель сразу попадает в мир, полный неожиданностей и чудес, населенный то необычными су- шествами — добрыми волшеб никами. рассказывающими о тайнах жизни, то простыми муд рыми людьми, повествующими о самых обеденных вешах. но так интересно так увлекательно и... так современно. Герои Л , Мартынова так же Вместе с мужчинами День и ночь в локомотивном депо кипит напряженный труд. Вместе с другими предсъездовскую вахту несут женщины. Хорошо знают здесь Нину Ивановну Мальцеву. После окончания средней школы поступила в дело. Сначала была оператором, за тем наряд'чиком. Шли годы, росло ее мастерство. И вот уже пять лет заведует резервом локомотивных бригад. Раньше эту ответст венную работу доверяли только мужчинам. Но Н. Мальцева доказа ла, что и женщина справится с ней. Надо каждого машиниста и помощника закрепить за тепловозом, составить график дежурств маневровых бригад, заменить ушедших в отпуск, заболевших и т. д. И не было случая, чтобы по ее вине был сорван график движения поездов! Н. Мальцева принимает участие в обществен ной жизни, не раз премирована. Молодой инженер Галина Дейнега зарекомендовала себя зна ющим специалистом. Она трудится в цехе профилактического ре монта тепловозов, добивается, чтобы каждый из них был в хо рошем состоянии. В группе учета, возглавляемой Валентиной Крикуновой, энергич но работают операторы Анна Хорошилова, Валентина Иванова, Зоя Селезнева, техники Александра Денисова и Зина ААннеева. Умело справляется со своими задачами коллектив лаборатории, руководимый членом партии 3. Вавиловой, которому ггрисвоено высокое звание коммунистического. А, Буравков, помощник машиниста тепловоза. поэтичны, необычны, как и сам поэт. И все же это обыкновен ные советские люди». А вот перед нами книга дру гого поэта. Это стихи Андрея Вознесенского «Антимиры» Поэт открывает ее стихами «Монолог рыбака». Программны ми для него можно считать стро ки из этого стихотворения: Да здравствует же свобода, нужнейшая из свобод. работа, работа — как праздничный ледоход. О поэзии А. Вознесенского спорили и спорят. Одним нравят ся его необычные стихи, другие полностью отвергают его твор чество. Но тем не менее чита тельский интерес к Вознесенско му растет, его книги не залежи ваются на полках. Особенно лю бит его стихи молодежь. Привле кает Вознесенский своей совре менностью. Это. пожалуй, один из самых современных поэтов нашего времени. Чувство момен та. в котором он живет, развито у него в сильнейшей степени. Поэт мгновенно реагирует на яв ления внешнего мира и воплоща ет в стихи все узнанное им. Са мой высокой оценкой творчества А. Вознесенского является вы движение его новой книги сти хов «Антимиры» на соискание Ленинской премии. В. ЧЕРНЕИКО, зав. библиотекой им. С, Щедрина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz