Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
ё в истормю жизни уЧвНИЧАСИОГО восьмилетней школы № 17 миеана новая страни ца. В торжественной обстановке открыт уголок боевой славы, призванный воспитывать молодые сердца на примерах патриотизма героев Ули кой Отечественной войны. Вы входите в школу и читаете: «Люди1 Пока сердца стучат — помните! какой ценой завоева но счастье...» Слова Ю. Фучика кричат с красно го полотна, мимо них не пройдешь равнедушно! А рядом, в обрамлении вьющейся зелени, под стеклом торжественная и скорбная надпись: «Вечная слава ученикам нашей школы, отдавшим свою жизнь за честь, свободу и независимость любимой Родины в Великой Отечественной вой не». И 22 фамилии. Среди них Агапов Николай, Арефьев Владимир, Бекетов Михаил, Дкжареа Иван, Глаголев Алексей, Арзуманов Николай. О некоторых из них ребятам уже многое из вестно, о других им еще предстоит узнать. В стенной газете заметка; Галя Неклюдова пишет о Лене Оборотове (его именем названа улица, на которой находится школа) и Мише Бекетове — бывших учениках, павших смертью храбрых. А с фотографий глядят совсем еще детские лица ге роев... Эти снимки ребята разыскали, побывав в семьях погибших. Готовясь к созданию уголка боевой славы, красные следопыты не раз побывали в музее, в семьях, откуда ушли когда-то защищать Родину бывшие ученики школы. Они собрали огромный материал, который можно теперь увидеть на лю- Ш А Ш У С М Е Ш У Ш А М Ш В О С Ш Ш Т Ы В А Т Ь Уголок боевой славы бовно оформленных стендах — «Герои граясдан- ской войны», «Герои Великой Отечественной вой ны», «Герои-пионеры», «Герои-комсомольцы», «Ельчане — герои Великой Отечественной войны» и других. А сколько еще предстоит сделать! Каждый пио нерский отряд имеет «свою улицу», где он будет знакомиться с интересными людьми, искать еще безызвестных героев. Школа учит ребят видеть прекрасное вокруг себя и прежде всего в лю- дях. На торжественной линейке, посвященной от крытию уголка боевой славы, ребята внимательно слушали выступления своих старших товарищей— учителей, участников Великой Отечественной вой ны. Перед пытливым взором ребят раскрывались новые черты в знакомом облике каждого из них. Директор школы Дорош Э. И., учителя Уруси- ков В. Г., Коген Е. А., Ильина М. В. и другие при зывали своих воспитанников помнить и продол жать героические дела тех, кто добыл им счастье и дал возможность строить счастливую жизнь на земле. Работник музея Зыков М. А., 20 пет прослу живший в авиации, горячо поздравил ребят с началом доброго дела. На линейке у октябрят, пионеров и комсомольцев 3—5—8 классов побы вал знатный гость — наш земляк. Герой Совет ского Союза генерал-лейтенант в отставке Сер гей Петрович Меркулов. Затаив дыхание, слушали ребята его рассказы о боевых делах, о подвигах, о доблести, о сла ве. Не сводили глаз с многочисленных орденов, украшающих грудь славного защитника Родины. В этот день мир детских впечатлений значи тельно расширился. Глубокое впечатление произвел на учащихся рассказ завуча Савиной А. А. Призывая их вни мательно приглядеться к людям старшего поко ления, она предложила им побеседовать со сто рожем школы Маркович Анной Васильевной. Сотни раз пробегали мальчики и девочки мимо, не подозревая в Анне Васильевне отважной пар тизанки, водившей отряды партизан по глухим белорусским лесам, В патриотическом воспитании молодого поко ления большое значение имеет яркая, убеди тельная пропаганда боевых традиций советского народа. И очень важно, чтобы школьники уже сейчас морально и физически, с точки зрения органи зованности и дисциплины готовили себя к выпол нению священного долга каждого гражданина СССР — к защите своей Родины. О. Никольская, инспектор гороно. Художник л. М. Жемчужников «Наша страна удивительно урожайна на талантливых лю дей» —писал в свое время А. М. Горький. Богат талантами и наш край: Многие ельчане оставили заметный след в истории культу ры. искусства, науки. Среди русских художников XIX века выделялось имя та лантливого рисовальщика, жи вописца и гравера Льва Михай ловича Жемчужникова. Глубо кая любовь к народу, жизнен ность и яркость созданных на родных образов ставят Жем чужникова в ряды выдающихся художников-реалистов. Й ев Михайлович родился в году в деревне Павловке, Орловской губернии, Елецкого уезда. С ранних лет обнаружи лась у юного Жемчужникова лю бовь к. рисованию. В 1848 году Жемчудсников по ступил в Академию Художеств, где сблизился с одним из выдаю щихся профессоров А. Е. Егоро вым. воспитателем целого поко ления русских художников. От него усвоил Жемчужников мас терство рисунка, тонкую вырази тельную линию. Уехав в 1849 году в деревню Павловку, он много там рисовал. Его интересовало и своеобразие крестьянских лиц. и живопис ность нарядов. Задушевное вос приятие крестьянских образов, чувство уважения к человеку оп ределили характер его рисунков, акварелей. Лето 1852 и 1853 годов Жем чужников провел в Полтавской губернии, в селе Ковалевке. Здесь он впервые познакомился с жизнью украинского народа, своеобразной и чарующей ппи- родой. национальными песнями и музыкой. В музеях Ленинграда. 8 марта испвд«»яе»ся 100 лет со дня рождеяня вы.даюшегося русского учен<‘>'о-фчзика Петра Николаевича Лебедева (1866— 1912 гг.). Он внес крупнейший вклад в мировую вауяу, открыв световое давление на твердые вещества и газы, н этим утвер дил электромагнитную теорию света. Киева, Харькова хранится боль шое количество работ, сделан ных художником в Ковалевке. В 1850-х годах он впервые знако мится с произведениями велико го украинского поэта Т. Г. Шевченко. В 1854 году была окончена первая значительная живописная работа «Кобзарь на шляху». Картина проникнута со чувствием к тяжелой и беспро светной жизни украинского на рода. Немного позже Жемчужников с женой едет за границу. Он по бывал во Франции. Германии, Швейцарии. Греции. Палестине и других странах. За границей изучал технику гравирования на металле и приемы печатания офортов. Гравюра увлекла ху дожника. К числу лучших, наи более значительных гравюр, вы полненных им за границей, при надлежит офорт «Покинутая». В история искусства найдется не много произведений, в которых бы с такой силой и глубиной, с таким психологическим мастер ством было бы выражено отчая ние. горе молодой женщины. «Покинутая» была высоко оцене на художественной критикой. «Шекспировское произведе ние»,— так называл этот офорт Т. Г. Шевченко. В 1860 г. Жемчужников вер нулся в Петербург. Это были го ды. ознаменованные в России мощным демократическим подъ емом,— крестьянскими волнения ми. назреванием революцнонного взрыва. Он попадает в новую среду русских художников, бор цов за нацло;:ь.>апое искусство. По своим идейным взглядам Жемчужников был близок пере довым художнилам «шестидесят никам». смело выступавшим против косности официальных художественных воззрений. В 1862 г. Жемчужников уехал в деревню Аршуковку Пензен ской губернии, где несколько лет занимался общественной н хо зяйственной деятельностью. За тем жил в Пстег 1 бурге н Москве, где с 1875 по 1892’гг. выполнял обязанности секретаря Москов ского художественного общест ва. Умер Лев Михайлович Жем чужников в 1912 году, оставив заметный след в истории рус ского реалистического и демо кратического искVсстВа. Д. ЗОЛОТОВ, художник. Не секрет: в довольно широ ких кругах сегодняшних теат ральных зрителей существует мнение, что опера как «устарев ший» вил искусства перестала отвечать запросам слушателей нашего века и поэтому «отмира ет»... Верно ли это, и можно ли со гласиться с такой постановкой вопроса? Я бы ответил на это отрицательно. Совоеменная опера находится в периоде становления, разуме ется, связанного с серьезными трудностями, поисками, порой не всегда удачными. Нельзя от рицать, что балетное искусство сегодня более популярно, чем оперное. Достаточно ознакомить ся с репертуаром Большого те атра, театра оперы и балета имени Кирова и других, чтобы убедиться в этом С одной стороны, балет бо лее «портативен» в смысле дра матургии, он динамичнее. С дру гой стороны, преимущества опе ры Как искусства сннгетического заключаются в присутствии всех элементов искусств, связанных с постановкой оперы. Это — во кал, игра актеров, слово, живо пись, изобретательность поста новщиков спектакля и, конечно, оркестр. Чем же все-таки вызвано не которое снижение интереса у публики к оперному искусству? Объясняется это очень серьез ной причиной; у нас, к сожале нию, недостает настоящих либ- эеттистов. Поэтому щж наличии ИВАН ДЗЕРЖИНСКИЙ, композитор ☆ даже очень талантливой музы ки мы не всегда можем показать зрителю спектакль, который был бы интересным и увлекатель ным о? начала и до конца. И еще. Работая свыше тридца ти пяти лет в области оперы, я совершенно твердо убежден, что часто даже очень даровитые ком позиторы не являются по сути дела музыкальными драматур гами. Композитор, пишущий опе ру, должен быть в какой-то ме ре одним из создателей всего спектакля, У него должны быть развиты качества сооежиссера. Представьте себе на мунуту ком позитора. который, находясь в своем кабинете (разумеется, в одиночку), создает музыку опе ры. Этот сосременный Чайков ский должен уметь представить себе, сколько времени нужно, чтобы, например, герой или ге роиня прошли от конца одной кулисы до другой. Он должен думать, почему его герои молчат, в то время как музыка иллюстрирует их переживания, должен уметь ук ладываться во времени, коммен тируя музыкальный подтекст переживаний героев Молодой и малоопытный ком позитор может легко попасть в активное окружение сопостанов щиков спектакля я пассивно вы ражать их волю. Увы. часто так Имя Василия АКСЕНОВА хорошо известно читателям по книгам «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко» и другим повестям и рассказам. Сейчас по сценарию писателя на киностудии «Мосфильм» снимается картина «Путешествие», а те атру Ленинского комсомола в Москве он передал для постановки новую пьесу «Твой убийца». На снимке: Василий Аксенов. Фото А. Конькова и В. Мастюкова. Фотохроника ТАСС. дели «Октябрь», поставленной в нашем ленинградском оперном театре, об опере московского композитора В. Дегтярева «Че ловек с ружьем», идущей в Куй бышевском театре оперы и ба лета, о работе Большого теат ра над оперой К. Молчанова о героях Брестской крепоста, Лично я работаю над оперой «Вихри враждебные». Она по священа первым годам жизни «Красного Путиловца», ныне знаменитого завода имени Киро ва. Либретто написано мною со вместно с А. Чуркиным. В новой опере использую все жанры музыкального театра, на чиная от песни и частушки, до широко развитых арий к ан самблей (дуэт, трио и так да лее). В основе музыкальной те мы — оеволюционная песня красных путиловцев. Я мечтаю, что ее подхватят слушатели, вы ходя из зрительного зала. Литературным прообразом «Вихрей» явилась двухтомная ИСТОРИЯ кировского завода, из данная большим коллективом авторов по инициативе Макси ма Горького. Она-то и вдохно вила меня на создание оперы, над которой я сейчас много и упорно работаю. Возвращаясь к ранее сказан ному, хотел бы добавить, что со временная опера ие только не «отмирает», но, наоборот, полна сил и здоровья, и интерес к ней V театров и слушателей растет с каждым годом. Ей предстоит еше большой я сложный путь. На этом пути бу дут и трудности, и неудачи. Но я твердо верю в ее звезду, в ее великую будущность. (АГТН). и случается. Возможно, спек- 1 такль, поставленный режиссер ски интересно, окажется неин тересным с точки зрения перво начального композиторского за мысла, авторской задумки. Так бывает. И, к сожалению, неред ко. И тем не менее лучшие образ цы современной советской опе ры обещают оптимистические перспективы развития оперного театра, способствуют развитию вкусов у слушателя. В наше вре мя ни один оперный театр, опи рающийся в своем Репертуаре на классику, не может жить и нормально развиваться, не рабо тая над современной темой. Сколько интересных современ ных опер готовится к пятидеся тилетию Октября! Стремление к НОВОМУ современному реперту ару ошушается не только в мос ковских и ленинградских теат рах, но и во всех оперных теат рах страны. Уже сейчас можно смело ска зать: наш знаменательный празд ник явится, одновременно и фе стивалем новых советских опер. Как ленинградец, я знаю, что многие композиторы города Ленина сейчас активно работают над операми и балетами на те му современности. Композитор С Слонимский пишет оперу «Виринея» по роману Сейфулли- ной, рассказывающему о женщи не, с приходом Советской влас ти обретающей свое место в жизни. Я уже не говорю о москвичах, об интересной опере Вано Мура-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz