Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

ё в истормю жизни уЧвНИЧАСИОГО восьмилетней школы № 17 миеана новая страни­ ца. В торжественной обстановке открыт уголок боевой славы, призванный воспитывать молодые сердца на примерах патриотизма героев Ули­ кой Отечественной войны. Вы входите в школу и читаете: «Люди1 Пока сердца стучат — помните! какой ценой завоева­ но счастье...» Слова Ю. Фучика кричат с красно­ го полотна, мимо них не пройдешь равнедушно! А рядом, в обрамлении вьющейся зелени, под стеклом торжественная и скорбная надпись: «Вечная слава ученикам нашей школы, отдавшим свою жизнь за честь, свободу и независимость любимой Родины в Великой Отечественной вой­ не». И 22 фамилии. Среди них Агапов Николай, Арефьев Владимир, Бекетов Михаил, Дкжареа Иван, Глаголев Алексей, Арзуманов Николай. О некоторых из них ребятам уже многое из­ вестно, о других им еще предстоит узнать. В стенной газете заметка; Галя Неклюдова пишет о Лене Оборотове (его именем названа улица, на которой находится школа) и Мише Бекетове — бывших учениках, павших смертью храбрых. А с фотографий глядят совсем еще детские лица ге­ роев... Эти снимки ребята разыскали, побывав в семьях погибших. Готовясь к созданию уголка боевой славы, красные следопыты не раз побывали в музее, в семьях, откуда ушли когда-то защищать Родину бывшие ученики школы. Они собрали огромный материал, который можно теперь увидеть на лю- Ш А Ш У С М Е Ш У Ш А М Ш В О С Ш Ш Т Ы В А Т Ь Уголок боевой славы бовно оформленных стендах — «Герои граясдан- ской войны», «Герои Великой Отечественной вой­ ны», «Герои-пионеры», «Герои-комсомольцы», «Ельчане — герои Великой Отечественной войны» и других. А сколько еще предстоит сделать! Каждый пио­ нерский отряд имеет «свою улицу», где он будет знакомиться с интересными людьми, искать еще безызвестных героев. Школа учит ребят видеть прекрасное вокруг себя и прежде всего в лю- дях. На торжественной линейке, посвященной от­ крытию уголка боевой славы, ребята внимательно слушали выступления своих старших товарищей— учителей, участников Великой Отечественной вой­ ны. Перед пытливым взором ребят раскрывались новые черты в знакомом облике каждого из них. Директор школы Дорош Э. И., учителя Уруси- ков В. Г., Коген Е. А., Ильина М. В. и другие при­ зывали своих воспитанников помнить и продол­ жать героические дела тех, кто добыл им счастье и дал возможность строить счастливую жизнь на земле. Работник музея Зыков М. А., 20 пет прослу­ живший в авиации, горячо поздравил ребят с началом доброго дела. На линейке у октябрят, пионеров и комсомольцев 3—5—8 классов побы­ вал знатный гость — наш земляк. Герой Совет­ ского Союза генерал-лейтенант в отставке Сер­ гей Петрович Меркулов. Затаив дыхание, слушали ребята его рассказы о боевых делах, о подвигах, о доблести, о сла­ ве. Не сводили глаз с многочисленных орденов, украшающих грудь славного защитника Родины. В этот день мир детских впечатлений значи­ тельно расширился. Глубокое впечатление произвел на учащихся рассказ завуча Савиной А. А. Призывая их вни­ мательно приглядеться к людям старшего поко­ ления, она предложила им побеседовать со сто­ рожем школы Маркович Анной Васильевной. Сотни раз пробегали мальчики и девочки мимо, не подозревая в Анне Васильевне отважной пар­ тизанки, водившей отряды партизан по глухим белорусским лесам, В патриотическом воспитании молодого поко­ ления большое значение имеет яркая, убеди­ тельная пропаганда боевых традиций советского народа. И очень важно, чтобы школьники уже сейчас морально и физически, с точки зрения органи­ зованности и дисциплины готовили себя к выпол­ нению священного долга каждого гражданина СССР — к защите своей Родины. О. Никольская, инспектор гороно. Художник л. М. Жемчужников «Наша страна удивительно урожайна на талантливых лю­ дей» —писал в свое время А. М. Горький. Богат талантами и наш край: Многие ельчане оставили заметный след в истории культу­ ры. искусства, науки. Среди русских художников XIX века выделялось имя та­ лантливого рисовальщика, жи­ вописца и гравера Льва Михай­ ловича Жемчужникова. Глубо­ кая любовь к народу, жизнен­ ность и яркость созданных на­ родных образов ставят Жем­ чужникова в ряды выдающихся художников-реалистов. Й ев Михайлович родился в году в деревне Павловке, Орловской губернии, Елецкого уезда. С ранних лет обнаружи­ лась у юного Жемчужникова лю­ бовь к. рисованию. В 1848 году Жемчудсников по­ ступил в Академию Художеств, где сблизился с одним из выдаю­ щихся профессоров А. Е. Егоро­ вым. воспитателем целого поко­ ления русских художников. От него усвоил Жемчужников мас­ терство рисунка, тонкую вырази­ тельную линию. Уехав в 1849 году в деревню Павловку, он много там рисовал. Его интересовало и своеобразие крестьянских лиц. и живопис­ ность нарядов. Задушевное вос­ приятие крестьянских образов, чувство уважения к человеку оп­ ределили характер его рисунков, акварелей. Лето 1852 и 1853 годов Жем­ чужников провел в Полтавской губернии, в селе Ковалевке. Здесь он впервые познакомился с жизнью украинского народа, своеобразной и чарующей ппи- родой. национальными песнями и музыкой. В музеях Ленинграда. 8 марта испвд«»яе»ся 100 лет со дня рождеяня вы.даюшегося русского учен<‘>'о-фчзика Петра Николаевича Лебедева (1866— 1912 гг.). Он внес крупнейший вклад в мировую вауяу, открыв световое давление на твердые вещества и газы, н этим утвер­ дил электромагнитную теорию света. Киева, Харькова хранится боль­ шое количество работ, сделан­ ных художником в Ковалевке. В 1850-х годах он впервые знако­ мится с произведениями велико­ го украинского поэта Т. Г. Шевченко. В 1854 году была окончена первая значительная живописная работа «Кобзарь на шляху». Картина проникнута со­ чувствием к тяжелой и беспро­ светной жизни украинского на­ рода. Немного позже Жемчужников с женой едет за границу. Он по­ бывал во Франции. Германии, Швейцарии. Греции. Палестине и других странах. За границей изучал технику гравирования на металле и приемы печатания офортов. Гравюра увлекла ху­ дожника. К числу лучших, наи­ более значительных гравюр, вы­ полненных им за границей, при­ надлежит офорт «Покинутая». В история искусства найдется не­ много произведений, в которых бы с такой силой и глубиной, с таким психологическим мастер­ ством было бы выражено отчая­ ние. горе молодой женщины. «Покинутая» была высоко оцене­ на художественной критикой. «Шекспировское произведе­ ние»,— так называл этот офорт Т. Г. Шевченко. В 1860 г. Жемчужников вер­ нулся в Петербург. Это были го­ ды. ознаменованные в России мощным демократическим подъ­ емом,— крестьянскими волнения­ ми. назреванием революцнонного взрыва. Он попадает в новую среду русских художников, бор­ цов за нацло;:ь.>апое искусство. По своим идейным взглядам Жемчужников был близок пере­ довым художнилам «шестидесят­ никам». смело выступавшим против косности официальных художественных воззрений. В 1862 г. Жемчужников уехал в деревню Аршуковку Пензен­ ской губернии, где несколько лет занимался общественной н хо­ зяйственной деятельностью. За­ тем жил в Пстег 1 бурге н Москве, где с 1875 по 1892’гг. выполнял обязанности секретаря Москов­ ского художественного общест­ ва. Умер Лев Михайлович Жем­ чужников в 1912 году, оставив заметный след в истории рус­ ского реалистического и демо­ кратического искVсстВа. Д. ЗОЛОТОВ, художник. Не секрет: в довольно широ­ ких кругах сегодняшних теат­ ральных зрителей существует мнение, что опера как «устарев­ ший» вил искусства перестала отвечать запросам слушателей нашего века и поэтому «отмира­ ет»... Верно ли это, и можно ли со­ гласиться с такой постановкой вопроса? Я бы ответил на это отрицательно. Совоеменная опера находится в периоде становления, разуме­ ется, связанного с серьезными трудностями, поисками, порой не всегда удачными. Нельзя от­ рицать, что балетное искусство сегодня более популярно, чем оперное. Достаточно ознакомить­ ся с репертуаром Большого те­ атра, театра оперы и балета имени Кирова и других, чтобы убедиться в этом С одной стороны, балет бо­ лее «портативен» в смысле дра­ матургии, он динамичнее. С дру­ гой стороны, преимущества опе­ ры Как искусства сннгетического заключаются в присутствии всех элементов искусств, связанных с постановкой оперы. Это — во­ кал, игра актеров, слово, живо­ пись, изобретательность поста­ новщиков спектакля и, конечно, оркестр. Чем же все-таки вызвано не­ которое снижение интереса у публики к оперному искусству? Объясняется это очень серьез­ ной причиной; у нас, к сожале­ нию, недостает настоящих либ- эеттистов. Поэтому щж наличии ИВАН ДЗЕРЖИНСКИЙ, композитор ☆ даже очень талантливой музы­ ки мы не всегда можем показать зрителю спектакль, который был бы интересным и увлекатель­ ным о? начала и до конца. И еще. Работая свыше тридца­ ти пяти лет в области оперы, я совершенно твердо убежден, что часто даже очень даровитые ком­ позиторы не являются по сути дела музыкальными драматур­ гами. Композитор, пишущий опе­ ру, должен быть в какой-то ме­ ре одним из создателей всего спектакля, У него должны быть развиты качества сооежиссера. Представьте себе на мунуту ком­ позитора. который, находясь в своем кабинете (разумеется, в одиночку), создает музыку опе­ ры. Этот сосременный Чайков­ ский должен уметь представить себе, сколько времени нужно, чтобы, например, герой или ге­ роиня прошли от конца одной кулисы до другой. Он должен думать, почему его герои молчат, в то время как музыка иллюстрирует их переживания, должен уметь ук­ ладываться во времени, коммен­ тируя музыкальный подтекст переживаний героев Молодой и малоопытный ком­ позитор может легко попасть в активное окружение сопостанов­ щиков спектакля я пассивно вы­ ражать их волю. Увы. часто так Имя Василия АКСЕНОВА хорошо известно читателям по книгам «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко» и другим повестям и рассказам. Сейчас по сценарию писателя на киностудии «Мосфильм» снимается картина «Путешествие», а те­ атру Ленинского комсомола в Москве он передал для постановки новую пьесу «Твой убийца». На снимке: Василий Аксенов. Фото А. Конькова и В. Мастюкова. Фотохроника ТАСС. дели «Октябрь», поставленной в нашем ленинградском оперном театре, об опере московского композитора В. Дегтярева «Че­ ловек с ружьем», идущей в Куй­ бышевском театре оперы и ба­ лета, о работе Большого теат­ ра над оперой К. Молчанова о героях Брестской крепоста, Лично я работаю над оперой «Вихри враждебные». Она по­ священа первым годам жизни «Красного Путиловца», ныне знаменитого завода имени Киро­ ва. Либретто написано мною со­ вместно с А. Чуркиным. В новой опере использую все жанры музыкального театра, на­ чиная от песни и частушки, до широко развитых арий к ан­ самблей (дуэт, трио и так да­ лее). В основе музыкальной те­ мы — оеволюционная песня красных путиловцев. Я мечтаю, что ее подхватят слушатели, вы­ ходя из зрительного зала. Литературным прообразом «Вихрей» явилась двухтомная ИСТОРИЯ кировского завода, из­ данная большим коллективом авторов по инициативе Макси­ ма Горького. Она-то и вдохно­ вила меня на создание оперы, над которой я сейчас много и упорно работаю. Возвращаясь к ранее сказан­ ному, хотел бы добавить, что со­ временная опера ие только не «отмирает», но, наоборот, полна сил и здоровья, и интерес к ней V театров и слушателей растет с каждым годом. Ей предстоит еше большой я сложный путь. На этом пути бу­ дут и трудности, и неудачи. Но я твердо верю в ее звезду, в ее великую будущность. (АГТН). и случается. Возможно, спек- 1 такль, поставленный режиссер­ ски интересно, окажется неин­ тересным с точки зрения перво­ начального композиторского за­ мысла, авторской задумки. Так бывает. И, к сожалению, неред­ ко. И тем не менее лучшие образ­ цы современной советской опе­ ры обещают оптимистические перспективы развития оперного театра, способствуют развитию вкусов у слушателя. В наше вре­ мя ни один оперный театр, опи­ рающийся в своем Репертуаре на классику, не может жить и нормально развиваться, не рабо­ тая над современной темой. Сколько интересных современ­ ных опер готовится к пятидеся­ тилетию Октября! Стремление к НОВОМУ современному реперту­ ару ошушается не только в мос­ ковских и ленинградских теат­ рах, но и во всех оперных теат­ рах страны. Уже сейчас можно смело ска­ зать: наш знаменательный празд­ ник явится, одновременно и фе­ стивалем новых советских опер. Как ленинградец, я знаю, что многие композиторы города Ленина сейчас активно работают над операми и балетами на те­ му современности. Композитор С Слонимский пишет оперу «Виринея» по роману Сейфулли- ной, рассказывающему о женщи­ не, с приходом Советской влас­ ти обретающей свое место в жизни. Я уже не говорю о москвичах, об интересной опере Вано Мура-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz