Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)

Р Е Л И К В И И , ЗОВУЩИЕ НА ПОДВИГ Многолюдно в эти дни в Цент­ ральном музее Вооруженных Сил СССР. Сюда, на площадь Ком­ муны, в новое величественное здание, распахнувшее свои две­ ри в дни празднования 20-летия великой победы советского на­ рода над фашистской Германи­ ей, идут школьники и убаденные сединой люди, воины а студен­ ты, москвичи и гости столицы. Здесь, возле изрешеченных пуля­ ми боевых знамен молодые сол­ даты присягают на верность Ро­ дине. У боевых реликвий юноши и девушки принимают из рук ве­ теранов комсомольские билеты, клянутся быть достойными бое­ вой славы своих отпов и стар­ ших братьев. Каждого, кто входит в это зда­ ние, встречают торжественно-на­ батные слова песни «Священная война»: Вставай, страна огромная. Вставай на смертрый бой... Их нельзя слушать равнодуш­ но, как невозможно без волне­ ния наблюдать встречу ветера­ нов былых боев с дорогими их сердцу священными реликвиями. Вот переходит медленно от стенда к стенду пожилой чело­ век. Вдруг он замирает у вы­ ставленного в зале алого 3:чаме- ни. На глазах человека слезы. Опустившись на однэ' колено, он бережно касается губами ало­ го полотниша. Это капитан запаса Шестаков. В годы войны под сенью этого Знамени он прошел с боями большой и трудный путь, закон­ чив его в Германии. Бывший фронтовик несказанно рад встре­ че со святыней 7-й гвардейской стрелковой дивизии. Встретился здесь с боевым Знаменем и быв­ ший воин 20 й гвардейской тан- К 01 В 0 Й бригады полковник в от­ ставке Жидков. Растекается по залам поток посетителей. Глазами, полными восторга, смотрит юность на бо­ евые реликвии Хочется осмот­ реть все, но это желание трудно выполнимо. Ведь в музее — свыше 500 тысяч экспонатов. Одни из них выставлены для обозрения, другие хранятся в фондах музея. Особое внимание посетителей привлекают запи­ санные на пленку радиопередачи с фронта, живое слово пехотин­ цев, артиллеристов, танкистов, летчиков моряков, партизан. За­ таив дыхание, слушают люди голоса участников боев. — Говори, Пархоме,нко,—слы­ шим мы в динамике хриплова­ тый, простуженный голос. — Дорогие друзья! Вы только что прибыли в нашу гвардей­ скую семью. Мы очень рады но­ вому пополнению. Завтра вмес­ те пойдем в бой. А сейчас я хо­ тел бы поделиться опытом, как лучше бить фашистов... Два с лишним десятилетия то­ му назад этому рассказу вни­ мали вновь прибывшие на фронт бойцы. Слова бывалого старши­ ны-артиллериста волнуют и тро­ гают сердца и сегодня. Они слов­ но переносят нас в горячую и тревожную обстановку тех дале­ ких боевых дней. Заместитель начальника музея полковник В. И. Краснов пригла­ шает посетителей к стенду, по­ священному Герою Советскогв Союза А. К. Горовцу. Пол стек­ лом портрет летчика, его партий­ ный билет № 2682000, выданный Ворошиловским райкомом - пар­ тии г. Шахты Ростовской об­ ласти На чистых листа.х билета крупно выведено: «Погиб герой­ ской смертью в боях с немецко- фашистскими захватчиками». Многие экспонаты рассказы­ вают о скрепленном коовью бо­ евом братстве советских воинов я воинов армий социалистиче­ ских стран. Вот дарственные зна­ мена. «Город Радзин своим ос­ вободителям», — написано по- польски. «Героической Красной Армии — села Казичане и Кри- вена. 17.9.44 г.», — начертано по-болгарски. «Град Белград сво­ им освободителям—воинам 3-го Украинского фронта» — вышили на знамени югославские тек­ стильщики. «За вашу кровь — наша верность» — эти пламен­ ные слова запечатлены на лен­ те, преподнесенной советским во­ инам жителями чехословацкого города Семиле. Заканчивая осмотр экспози­ ции, посетители оставляют в книге отзывов восторженные за­ писи. Жительница города Новорос­ сийска Е. М. Засыпкина свои чувства выразила словами, кото­ рыми и нам хотелось бы закон­ чить свой рассказ о музее: «Это настоящая школа для всех возрастов, для всех специ­ альностей. Собранные реликвии сохранят для поколений славу советского народа, его Воору­ женных Сил». Л. Шамонин. подполковник запаса. тшжштт е т т щ е т , . . . т ш м т т т т Ш ы т /лл-«.«глх«« л- ^ >ЛЧу лччч ч * "ФЛ.илу ФлчФ Под таким названием лежит передо мной не­ давно изданная книга. С ее обложки смотрит обаятельное, волевое, еше совсем молодое ли­ цо в больших круглых очках. Через окуляры видны сосредоточенно озабоченные глаза. Это портрет Михаила Коль­ цова — прославленного фельетониста «Правды», любимца многомиллион­ ных советских читателей 20-х и 30-х годов. В книге собраны вос­ поминания известных журналистов, писателей и политических деятелей. Они воссоздают яркий образ крупнейшего ода­ ренного журналиста и очеркиста, неуемного ор­ ганизатора и обществен­ ного деятеля, неукроти­ мо бесстрашного война и пламенного советского патриота. неустанного труженика, чуткого то­ варища и преданного друга, жизнерадостного человека. Я прочитал эту книгу, как говорят, взахлеб — одним залпом. Она напи­ сана красочно, сочным языком. Ее написали не просто высококвалифици­ рованные мастера слова, а близкие друзья Коль­ цова. которые много лет трудились с ним в «Правде», в «Огоньке», воевали с ним в Испа­ нии. многие из них учи­ лись у Кольцова мастер­ ству газетного дела и хо­ рошо знают лабораторию его творчества. Жил и работал Коль­ цов в бурные годы граж­ данской войны, нэпа, ин­ дустриализации и кол­ лективизации страны, ку.льтурной революции и острой классовой борь­ бы. Кольцов всегда был на переднем крае, где опасно, где интересно, где требуются мужество н героизм. У истоков событий этот бесстраш­ ный журналист - боец, всегда находил героев будущих своих творений и яркие краски для их изображения. Строительство Днепро­ гэса. беспосадочные пе­ релеты. Лейпцигский про­ цесс над Г. Димитровым, война в Испании — вез­ де поспевал Кольцов, до­ кументируя исторические события чудесными очер­ ками. поражая всех сво­ ей неутомимостью и бле­ ском своего дарования. За свою короткую жизнь Кольцов написал 1400 фельетонов, многие из которых стали клас­ сическими образцами со­ ветской журналистики. Его перо — страшное оружие, перед которым в животном страхе трепе­ тало все враждебное со­ ветскому строю. И в то же время Кольцов спо­ собствовал расцвету но­ вого в экономике стра­ ны. социалистической культуре, в быту. Он не только писал. Кольцов— замечательный редактор и издатель. Деятель­ ность его на этом попри­ ще получила высокую оценку М, Горького. Кольцов создал журна­ лы «Огонек». «Советское фото». «Чудак». «Кро­ кодил» и редактировал их. Он был душою орга­ низации огромного жур­ нально-газетного объеди­ нения. Кольцов был ини- ниатором строительства знаменитой эскадрильи им. М. Горького в соста­ ве самолетов «Правда», «Крокодил». «Крестьян­ ская газета», «М. Горь­ кий». Много сделал Кольцов и по воспитанию журна­ листских кадров из сель­ коров и рабкоров. По­ всюду у него были тыся­ чи друзей и почитателей. Но были недруги. Это они оклеветали его и безжалостно оборвали чудесную жизнь замеча­ тельного человека. А сколько он мог бы еше написать! Я имел счастье часто видеть и слушать Коль­ цова, когда в 1934 году учился на курсах «Прав­ ды». Н^с обучали опыт­ ные правдисты, такие, как Заславский. Попов. Назаров. Давидюк и другие. Они всегда вос­ торженно отзывались о Кольцове. Для нас. слушателей курсов, появление Коль­ цова всегда превраща­ лось в радостный празд­ ник. Мы окружали его тесным кольцом и забра­ сывали ворохом вопро­ сов. Он беседовал с на­ ми запросто, без всякой рисовки. Мы жадно ло­ вили каждое его слово. Кто хоть раз видел близ­ ко Кольцова, тот никог­ да не забудет его. Книга «Кольцов, каким он был», несомненно, зай­ мет почетное место в личных библиотеках га­ зетчиков. рабкоров и по­ читателей таланта Коль­ цова. «Я чувствую себя легко у людского жилья, там. где народ, где слышны голоса, где пахнет ды­ мом очагов, где строят, борются и любят. Я чув­ ствую себя всегда в строю». Так писал о себе Кольцов. Да. он и сеймас в строю советских журна­ листов, одухотворяя их в борьбе за великие це­ ли партии, эа комму­ низм. И. КОЗУЛ«И. ВЕСЕЛАЯ ЖЕНА МУЖУ: —Я на минутку сбегаю к со­ седке, а ты через каждые пол­ часа помешивай суп. * * * ВНУЧЕНЬКА: — Бабушка, ты часто видишь сны? — Редко, деточка, очень ред­ ко. — Это от того, что ты сяишь без очков! « ж ж ЖЕНА: — Ты снова во сне раэгсюа- ряваешь! МУЖ: — Уж м-не и ночью нельзя слова сказать! Василий ПЛОХОТНИКОВ. ^ а о во о ао в во о в в в оп аво ав ао о о о о ао ао о оп ао о о в о о ао р ао рп во о о р о о р а а а ао в о о о воп ао о о воооо теооо аоовоп вововоо аоо тооово авовоо аооовоп во аворпоооворооо аа^ г I г о ды, с о Бы т и я, л ю д и I Первооткрывателъ Иа пороге март. Но в февра­ ле были и по-настояшему зим­ ние дни. Солнечно, морозно. Ве­ село в такую пору ребятишкам на улице. Он родился в конце XVIII века, того небла­ годатного для художни­ ка века, когда русская живопись влачила до­ вольно жалкое существо- ванне. Были полузабыты а отошли в прошлое ве­ ликие древнерусские традиции. Сентименталь­ ные портреты, рутинные яллюстрации к священ­ ному писанию ублажали заказчика наигранной томностью. Пейзажи яв­ ляли собой дурно приду­ манные театральные де­ корации с вымученной мишурой пестрых кра­ сок и подстриженными под «античное величие» .кронами тополей и бе­ рез. Современник пушкин­ ского поколения—. Силь­ вестр Щедрин не пред­ ставлял себе творчества 8 стенах тогдашней сон­ ливой и лицемерной Ака­ демии художеств. Шея- рин рвался к морю, к волыюй и независимой стихии. На целое столе­ тие Раньше, чем это сде­ лали французы, он вы­ вел живопись на нату­ ру. Он взял этюдник в сок, передающих мор­ ской простор, знойный холодок полдня, зрелую плоть винограда. Как добрый посол рус­ ской культуры Щедрин едет в Италию. В кар- осаждаля римские раз­ валины, тшетно надеясь найти посредством бес­ престанного копирова­ ния древних мраморов тот философский ка­ мень. который првв.ратйл К 175-летию со дня рождения русского живописца С. Щедрина вышел с Ш1М к рокоту волн, к шелесту трав. Он любил сидеть на утесе я всматриваться 6 даль моря, лаская взгля­ дом изменчивый цвет его вод, созерцая ленты си­ реневых и жемчужных гор. Природа являла са­ мую гармонию, а ода­ ренное красотой сердце наводняло ее особенным благозвучием, чистотой и настроением. Щед-рин открыл секрет холодных, эмалевых 1 сра- тинах сМалая гававь в Сорренто», «Терраса ва берегу моря» художник запечатлм размеренную величавость природы а мечту человека о гармо­ нии, об отказе от мелоч­ ных страстишек, мизер­ ных недостойных его ин­ тересов. Ясность и звуч­ ность тона, цветовая на­ сыщенность каждого мазка несут в себе меру высокой духовной куль­ туры. Толпы астгеониецев бы кропотливое усердие в величавую свободу ма­ стерства. Им было невдо­ мек, что мастерство в ис­ кусстве не существует вне ума н стоастя. Силь­ вестр Щедрин принес в искусство уи я эмоцио­ нальность. Тридцать девять лет прожил яа свете худож­ ник. Как яркая свеча, светит его имя в самом ничалв трудного пули новой русской ясчэоэи- ои. Шешрин был первым. за ним пошля Иванов, Федотов, Ге. А Сурикову ''же довелось услышать дрVжныв голоса крепкой А многочисленной моло­ дежи. ...С портрета смотрит не юное, но красивое и неталое лицо с искрен­ ними я задумчивыми глазами, в которых чуть пугливо затаился во^ прос. Как будто в рож­ дающемся сомнмгнш, в возникающем пережива­ нии звучит музыка пуш­ кинских строк. «Познал я глас иных желаний, познал я новую печаль; для первых нет мне упо­ ваний, а старой мне пе­ чали жаль. Мечты меч­ ты! Где ваша сладость?» Умер Щедрин, окру­ женный завистливой сла­ вой. Когда Александр Иванов приехал к нему в Италию, то уже не за­ стал его в живых. Остались картчшы. Ос­ талась звонкая, солнеч­ ная живопись. Иван Кутюв, искусствовед. (АПН). Р О О О ОООО Р Р О О О < Я » П С ХИ » Р О ПСОТГУЮЕНЭДОП!СЮДООО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz