Красное знамя. 1966 г. (г. Елец)
Р Е Л И К В И И , ЗОВУЩИЕ НА ПОДВИГ Многолюдно в эти дни в Цент ральном музее Вооруженных Сил СССР. Сюда, на площадь Ком муны, в новое величественное здание, распахнувшее свои две ри в дни празднования 20-летия великой победы советского на рода над фашистской Германи ей, идут школьники и убаденные сединой люди, воины а студен ты, москвичи и гости столицы. Здесь, возле изрешеченных пуля ми боевых знамен молодые сол даты присягают на верность Ро дине. У боевых реликвий юноши и девушки принимают из рук ве теранов комсомольские билеты, клянутся быть достойными бое вой славы своих отпов и стар ших братьев. Каждого, кто входит в это зда ние, встречают торжественно-на батные слова песни «Священная война»: Вставай, страна огромная. Вставай на смертрый бой... Их нельзя слушать равнодуш но, как невозможно без волне ния наблюдать встречу ветера нов былых боев с дорогими их сердцу священными реликвиями. Вот переходит медленно от стенда к стенду пожилой чело век. Вдруг он замирает у вы ставленного в зале алого 3:чаме- ни. На глазах человека слезы. Опустившись на однэ' колено, он бережно касается губами ало го полотниша. Это капитан запаса Шестаков. В годы войны под сенью этого Знамени он прошел с боями большой и трудный путь, закон чив его в Германии. Бывший фронтовик несказанно рад встре че со святыней 7-й гвардейской стрелковой дивизии. Встретился здесь с боевым Знаменем и быв ший воин 20 й гвардейской тан- К 01 В 0 Й бригады полковник в от ставке Жидков. Растекается по залам поток посетителей. Глазами, полными восторга, смотрит юность на бо евые реликвии Хочется осмот реть все, но это желание трудно выполнимо. Ведь в музее — свыше 500 тысяч экспонатов. Одни из них выставлены для обозрения, другие хранятся в фондах музея. Особое внимание посетителей привлекают запи санные на пленку радиопередачи с фронта, живое слово пехотин цев, артиллеристов, танкистов, летчиков моряков, партизан. За таив дыхание, слушают люди голоса участников боев. — Говори, Пархоме,нко,—слы шим мы в динамике хриплова тый, простуженный голос. — Дорогие друзья! Вы только что прибыли в нашу гвардей скую семью. Мы очень рады но вому пополнению. Завтра вмес те пойдем в бой. А сейчас я хо тел бы поделиться опытом, как лучше бить фашистов... Два с лишним десятилетия то му назад этому рассказу вни мали вновь прибывшие на фронт бойцы. Слова бывалого старши ны-артиллериста волнуют и тро гают сердца и сегодня. Они слов но переносят нас в горячую и тревожную обстановку тех дале ких боевых дней. Заместитель начальника музея полковник В. И. Краснов пригла шает посетителей к стенду, по священному Герою Советскогв Союза А. К. Горовцу. Пол стек лом портрет летчика, его партий ный билет № 2682000, выданный Ворошиловским райкомом - пар тии г. Шахты Ростовской об ласти На чистых листа.х билета крупно выведено: «Погиб герой ской смертью в боях с немецко- фашистскими захватчиками». Многие экспонаты рассказы вают о скрепленном коовью бо евом братстве советских воинов я воинов армий социалистиче ских стран. Вот дарственные зна мена. «Город Радзин своим ос вободителям», — написано по- польски. «Героической Красной Армии — села Казичане и Кри- вена. 17.9.44 г.», — начертано по-болгарски. «Град Белград сво им освободителям—воинам 3-го Украинского фронта» — вышили на знамени югославские тек стильщики. «За вашу кровь — наша верность» — эти пламен ные слова запечатлены на лен те, преподнесенной советским во инам жителями чехословацкого города Семиле. Заканчивая осмотр экспози ции, посетители оставляют в книге отзывов восторженные за писи. Жительница города Новорос сийска Е. М. Засыпкина свои чувства выразила словами, кото рыми и нам хотелось бы закон чить свой рассказ о музее: «Это настоящая школа для всех возрастов, для всех специ альностей. Собранные реликвии сохранят для поколений славу советского народа, его Воору женных Сил». Л. Шамонин. подполковник запаса. тшжштт е т т щ е т , . . . т ш м т т т т Ш ы т /лл-«.«глх«« л- ^ >ЛЧу лччч ч * "ФЛ.илу ФлчФ Под таким названием лежит передо мной не давно изданная книга. С ее обложки смотрит обаятельное, волевое, еше совсем молодое ли цо в больших круглых очках. Через окуляры видны сосредоточенно озабоченные глаза. Это портрет Михаила Коль цова — прославленного фельетониста «Правды», любимца многомиллион ных советских читателей 20-х и 30-х годов. В книге собраны вос поминания известных журналистов, писателей и политических деятелей. Они воссоздают яркий образ крупнейшего ода ренного журналиста и очеркиста, неуемного ор ганизатора и обществен ного деятеля, неукроти мо бесстрашного война и пламенного советского патриота. неустанного труженика, чуткого то варища и преданного друга, жизнерадостного человека. Я прочитал эту книгу, как говорят, взахлеб — одним залпом. Она напи сана красочно, сочным языком. Ее написали не просто высококвалифици рованные мастера слова, а близкие друзья Коль цова. которые много лет трудились с ним в «Правде», в «Огоньке», воевали с ним в Испа нии. многие из них учи лись у Кольцова мастер ству газетного дела и хо рошо знают лабораторию его творчества. Жил и работал Коль цов в бурные годы граж данской войны, нэпа, ин дустриализации и кол лективизации страны, ку.льтурной революции и острой классовой борь бы. Кольцов всегда был на переднем крае, где опасно, где интересно, где требуются мужество н героизм. У истоков событий этот бесстраш ный журналист - боец, всегда находил героев будущих своих творений и яркие краски для их изображения. Строительство Днепро гэса. беспосадочные пе релеты. Лейпцигский про цесс над Г. Димитровым, война в Испании — вез де поспевал Кольцов, до кументируя исторические события чудесными очер ками. поражая всех сво ей неутомимостью и бле ском своего дарования. За свою короткую жизнь Кольцов написал 1400 фельетонов, многие из которых стали клас сическими образцами со ветской журналистики. Его перо — страшное оружие, перед которым в животном страхе трепе тало все враждебное со ветскому строю. И в то же время Кольцов спо собствовал расцвету но вого в экономике стра ны. социалистической культуре, в быту. Он не только писал. Кольцов— замечательный редактор и издатель. Деятель ность его на этом попри ще получила высокую оценку М, Горького. Кольцов создал журна лы «Огонек». «Советское фото». «Чудак». «Кро кодил» и редактировал их. Он был душою орга низации огромного жур нально-газетного объеди нения. Кольцов был ини- ниатором строительства знаменитой эскадрильи им. М. Горького в соста ве самолетов «Правда», «Крокодил». «Крестьян ская газета», «М. Горь кий». Много сделал Кольцов и по воспитанию журна листских кадров из сель коров и рабкоров. По всюду у него были тыся чи друзей и почитателей. Но были недруги. Это они оклеветали его и безжалостно оборвали чудесную жизнь замеча тельного человека. А сколько он мог бы еше написать! Я имел счастье часто видеть и слушать Коль цова, когда в 1934 году учился на курсах «Прав ды». Н^с обучали опыт ные правдисты, такие, как Заславский. Попов. Назаров. Давидюк и другие. Они всегда вос торженно отзывались о Кольцове. Для нас. слушателей курсов, появление Коль цова всегда превраща лось в радостный празд ник. Мы окружали его тесным кольцом и забра сывали ворохом вопро сов. Он беседовал с на ми запросто, без всякой рисовки. Мы жадно ло вили каждое его слово. Кто хоть раз видел близ ко Кольцова, тот никог да не забудет его. Книга «Кольцов, каким он был», несомненно, зай мет почетное место в личных библиотеках га зетчиков. рабкоров и по читателей таланта Коль цова. «Я чувствую себя легко у людского жилья, там. где народ, где слышны голоса, где пахнет ды мом очагов, где строят, борются и любят. Я чув ствую себя всегда в строю». Так писал о себе Кольцов. Да. он и сеймас в строю советских журна листов, одухотворяя их в борьбе за великие це ли партии, эа комму низм. И. КОЗУЛ«И. ВЕСЕЛАЯ ЖЕНА МУЖУ: —Я на минутку сбегаю к со седке, а ты через каждые пол часа помешивай суп. * * * ВНУЧЕНЬКА: — Бабушка, ты часто видишь сны? — Редко, деточка, очень ред ко. — Это от того, что ты сяишь без очков! « ж ж ЖЕНА: — Ты снова во сне раэгсюа- ряваешь! МУЖ: — Уж м-не и ночью нельзя слова сказать! Василий ПЛОХОТНИКОВ. ^ а о во о ао в во о в в в оп аво ав ао о о о о ао ао о оп ао о о в о о ао р ао рп во о о р о о р а а а ао в о о о воп ао о о воооо теооо аоовоп вововоо аоо тооово авовоо аооовоп во аворпоооворооо аа^ г I г о ды, с о Бы т и я, л ю д и I Первооткрывателъ Иа пороге март. Но в февра ле были и по-настояшему зим ние дни. Солнечно, морозно. Ве село в такую пору ребятишкам на улице. Он родился в конце XVIII века, того небла годатного для художни ка века, когда русская живопись влачила до вольно жалкое существо- ванне. Были полузабыты а отошли в прошлое ве ликие древнерусские традиции. Сентименталь ные портреты, рутинные яллюстрации к священ ному писанию ублажали заказчика наигранной томностью. Пейзажи яв ляли собой дурно приду манные театральные де корации с вымученной мишурой пестрых кра сок и подстриженными под «античное величие» .кронами тополей и бе рез. Современник пушкин ского поколения—. Силь вестр Щедрин не пред ставлял себе творчества 8 стенах тогдашней сон ливой и лицемерной Ака демии художеств. Шея- рин рвался к морю, к волыюй и независимой стихии. На целое столе тие Раньше, чем это сде лали французы, он вы вел живопись на нату ру. Он взял этюдник в сок, передающих мор ской простор, знойный холодок полдня, зрелую плоть винограда. Как добрый посол рус ской культуры Щедрин едет в Италию. В кар- осаждаля римские раз валины, тшетно надеясь найти посредством бес престанного копирова ния древних мраморов тот философский ка мень. который првв.ратйл К 175-летию со дня рождения русского живописца С. Щедрина вышел с Ш1М к рокоту волн, к шелесту трав. Он любил сидеть на утесе я всматриваться 6 даль моря, лаская взгля дом изменчивый цвет его вод, созерцая ленты си реневых и жемчужных гор. Природа являла са мую гармонию, а ода ренное красотой сердце наводняло ее особенным благозвучием, чистотой и настроением. Щед-рин открыл секрет холодных, эмалевых 1 сра- тинах сМалая гававь в Сорренто», «Терраса ва берегу моря» художник запечатлм размеренную величавость природы а мечту человека о гармо нии, об отказе от мелоч ных страстишек, мизер ных недостойных его ин тересов. Ясность и звуч ность тона, цветовая на сыщенность каждого мазка несут в себе меру высокой духовной куль туры. Толпы астгеониецев бы кропотливое усердие в величавую свободу ма стерства. Им было невдо мек, что мастерство в ис кусстве не существует вне ума н стоастя. Силь вестр Щедрин принес в искусство уи я эмоцио нальность. Тридцать девять лет прожил яа свете худож ник. Как яркая свеча, светит его имя в самом ничалв трудного пули новой русской ясчэоэи- ои. Шешрин был первым. за ним пошля Иванов, Федотов, Ге. А Сурикову ''же довелось услышать дрVжныв голоса крепкой А многочисленной моло дежи. ...С портрета смотрит не юное, но красивое и неталое лицо с искрен ними я задумчивыми глазами, в которых чуть пугливо затаился во^ прос. Как будто в рож дающемся сомнмгнш, в возникающем пережива нии звучит музыка пуш кинских строк. «Познал я глас иных желаний, познал я новую печаль; для первых нет мне упо ваний, а старой мне пе чали жаль. Мечты меч ты! Где ваша сладость?» Умер Щедрин, окру женный завистливой сла вой. Когда Александр Иванов приехал к нему в Италию, то уже не за стал его в живых. Остались картчшы. Ос талась звонкая, солнеч ная живопись. Иван Кутюв, искусствовед. (АПН). Р О О О ОООО Р Р О О О < Я » П С ХИ » Р О ПСОТГУЮЕНЭДОП!СЮДООО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz